Все о тюнинге авто

Поступление в лицей бгу обсуждение. СДО Лицея БГУ: Репетиционные вступительные испытания в Лицей БГУ. Поступление в лицей можно порепетировать

Символом белорусского образования должен стать будильник: еще чуть-чуть, и вопрос о времени начала учебного дня в школах вынесут на республиканский референдум. Но проблем в среднем звене образования значительно больше. «Большой» поговорил с директором лицея БГУ Макаром Шнипом о вариативности учебных программ, о западном опыте, о прагматичных, но инфантильных подростках.

- Что вас тревожит в белорусском среднем образовании?

Мне сложно держать слово за все образование, все-таки лицей БГУ - учреждение республиканского подчинения: сюда поступают талантливые и одаренные ребята со всей Беларуси, здесь работают экспериментальные программы. Мы немного не соответствуем общим тенденциям и трендам, да и у меня нет достаточного опыта в стандартном среднем образовании, чтобы набраться смелости и оценить общую температуру по больнице. Но из того, что я вижу, исходя из своего опыта работы, нам нет смысла посыпать голову пеплом. Обычно мы любим сравнивать - с прежней системой, опытом других стран. И я не стал бы говорить, что мы растеряли все лучшее из советского наследия, как и не стал бы соглашаться с теми, кто считает, что наши соседи ушли вперед, а мы плетемся в хвосте.

- Беларусь смогла найти свой собственный подход к образованию или мы все же продолжатели прежней эпохи?

Считаю, что наша аутентичность пока не найдена - мы все еще в поиске национальной системы образования. Фундаментом осталась советская система - примерно такой же набор предметов, работает много преподавателей старой закалки, ориентирующихся на тенденции того времени. Но программы по тем же предметам наполняются новым смыслом, развивается наука - это все нуждается в корректировках.

Что я поменял бы? Мне кажется, имело бы смысл перенять международный опыт и видоизменить существующий набор дисциплин. Разделить предметы у старшеклассников на необходимые для обязательного изучения (нужны для поступления в вуз) и на дополнительные - ученик сам вправе будет поставить галочку напротив того, что ему интересно. Например, для классов с естественным профилем обучения историю, литературу, обществоведение можно выделить в блок социальных наук или наук об обществе, равно как для гуманитариев стоит объединить химию биологию, физику, математику в естественно-научный блок. Таким образом мы, во-первых, сократим нагрузку учеников по непрофильным предметам, дав возможность лучше подготовиться к поступлению в университет, а во-вторых, предоставим альтернативу: в том же блоке социальных наук «математики» или «физики» могут, например, самостоятельно увеличить количество часов на изучение художественной литературы за счет предметов, которые им менее интересны.

Сегодняшние подростки в достаточной степени инфантильны: цель моя, но к ее достижению меня приведет учитель

Считаю, что набор предметов для обязательного и вариативного изучения - перспективный вариант для лицея: мы и некоторые другие учреждения образования пытаются частично эту задачу решить прямо сейчас. Ежегодно утверждаются планы экспериментальной деятельности, и участвующие в эксперименте лицеи, школы и гимназии (порядка пятнадцати) выбирают интересующее их направление для апробации новых учебных планов. Конечно, мы ограничены рядом устоявшихся правил, но продолжаем лоббировать вариативность при обучении, что наверняка пошло бы ученикам на пользу.

Как вам идея финнов до 2020 года отменить все стандартные школьные предметы и перейти на проектный формат, когда каждое явление будет рассматриваться в междисциплинарном ракурсе? Смог бы такой проект реализоваться в Беларуси и нужен ли он?

Любая система образования плотно привязана к существующей в стране социально-экономической модели. У нас сегодня получение высшего образования является чуть ли не обязательным критерием для поступления на работу, какую бы специальность ты ни выбрал. Поэтому и старшие классы средней школы ориентированы преимущественно на поступление в вузы. В связи с этим проектное обучение, основная цель которого - помочь сориентироваться в обществе, пока не сильно нам подходит. Все направлено на получение высшего образования, оттого и задача средней школы у нас похожа на задачи в автошколах, где главное - получить водительское удостоверение. А реальные знания будешь получать, набивая шишки и разбивая бампер.

Вы согласны с мнением уехавшего за дополнительным обучением за рубеж выпускника радиофизического факультета БГУ, который считает, что образование в Беларуси есть, но нет ему применения?

Многие признают важную проблему современного высшего образования (причем не только в Беларуси): ведется подготовка специалистов, но неизвестно, насколько они будут востребованы через 5–10 лет. Абитуриент поступает на первый курс университета, а когда он закончит учебу, появится с десяток рабочих мест по новым специальностям, на которые нужны будут специалисты. Получается, что система образования должна предугадывать, что произойдет через какой-то промежуток времени, и с учетом этого прогноза заказывать для себя кадры. Эту проблему сложно решать в одиночку, силами только областных структур образования: нужен комплексный подход, к реализации которого должны подключаться и другие структуры. Утрированный пример: МВД или Таможенный комитет видят, что появляются новые тенденции в области защиты информации, оперативно делают запрос на подготовку необходимых специалистов и прописывают нужный набор требований.

Но все нюансы предугадать сложно, поэтому одна из задач, которую мы ставим в лицее - мотивировать учеников на самообучение: этот навык в будущем может сыграть ключевую роль. Упомянутые выше проектные и междисциплинарные методики могли бы оказать в этом содействие. Например, на базе вариативных предметов (допустим, аналог блока социальных наук) учителя делят класс на 4–5 групп, определяют задачи на четверть или на полугодие, а затем контролируют их выполнение. Ребята сами определяют в своих командах роли: кто руководитель, кто менеджер, кто дизайнер и т. д. Предложенная форма хороша тем, что участники учатся самостоятельно добывать информацию, анализировать ее, принимать решения. В последующем навык самообучения будет совершенствоваться, и когда через 5–7 лет после окончания вуза человек придет на собеседование, он сможет не просто похвастаться дипломом, а взять какой-то «таск» и тут же его выполнить.

Мы должны понимать, что для нас важнее: подготовить победителей олимпиад или создать условия, чтобы ребенок каждое утро шел на учебу с удовольствием

- А что представляет собой новое поколение? Оно сильно отличается от предыдущих?

Я периодически сравниваю нынешних лицеистов со своими одноклассниками, с выпускниками нулевых и замечаю достаточно парадоксальную штуку. С одной стороны, нынешние старшеклассники прагматичные: есть конкретная цель, которую они придумали сами или им ее обозначили родители, и этой цели нужно достичь. С другой - сегодняшние подростки в достаточной степени инфантильны: цель моя, но к ее достижению меня приведет учитель, который даст мне знания; я самостоятельный, но мама с папой меня должны обеспечивать и т. д. За каждый свой шаг надо отвечать, но со временем этой ответственности становится все меньше. Раньше старшеклассники были более самостоятельными в процессе обучения.

- Что лицею дает сотрудничество с зарубежными учреждениями образования?

Мы довольно долго сотрудничали с одной шведской школой - со второй половины 1990-х до начала 2010-х. Сотрудничество больше носило характер культурного обмена и языковой практики. По разным причинам оно приостановилось, но мы стараемся к нему вернуться. Со следующего года начинаем сотрудничать с лицеем «Дю Парк» в Лионе, с которым подписали договор. Этот лицей знаменит своим математическим профилем, да и в целом французская школа математики очень сильна. Для нас это будет хороший опыт, французы также не скрывают своей цели: они хотели бы, чтобы наши ученики после окончания лицея поступали к ним, в частности - на курсы подготовки к высшей школе. В то же время и нам не хотелось бы терять хорошо подготовленных ребят; желательно, чтобы они поступали в белорусские вузы. Конечно, мы будем искать компромисс, но и без этого есть барьер, мешающий сотрудничеству: большинство наших учеников изучает английский язык, а в Лионе обучение на французском. У нас была идея отдельного набора в лицей по результатам экзаменов по французскому языку и математике, но решили пока не экспериментировать, поскольку это достаточно редкая комбинация. У поступающих, как правило, либо сильный французский, либо математика - останавливаться в полупозиции не имеет смысла.

Кроме того, ежегодно 2–3 лицеиста, изучающие немецкий язык, выезжают на краткосрочное обучение в Германию, где посещают занятия с немецкими школьниками, знакомятся с местной спецификой среднего образования, принимают участие во внеклассных мероприятиях и «прокачивают» свой немецкий. На январь 2018 г. запланирован белорусско-польский математический турнир в Люблине, куда нас пригласил один из местных лицеев, знаменитый своими победами в польских олимпиадах. Лицеисты сейчас усиленно готовятся, а учителя с белорусской и польской стороны работают над заданиями турнира.

Несколько последних лет мы совместно с Минским областным лицеем принимаем делегацию украинских школьников. Во время этих визитов проводится научно-практическая конференция, в ходе которой школьники делятся своими первыми научными изысканиями и успехами.

- Внутри страны существует острая конкуренция между лицеями, гимназиями, отдельными школами?

Конечно, мы конкуренты, хотя иногда речь идет о сотрудничестве. Мы проводим общие конференции с Минским государственным областным лицеем, в период подготовки к олимпиадам некоторые районные школы обращаются к нам с просьбой помочь их ученикам. Если у ребенка есть возможность приехать к нам в субботу - пожалуйста, мы никому не отказываем. Поддерживаем достаточно теплые отношения с лицеем № 1 г. Бреста, взаимно делимся опытом с брестскими коллегами в организации профильного обучения.

Но все-таки в большинстве случаев учреждения образования относятся с ревностью к успехам друг друга, ведь так или иначе составляются рейтинги по результатам ЦТ, результатам заключительного этапа по олимпиадам и т. д. С одной стороны, это неплохо, поскольку подстегивает учреждения образования искать новые методы и формы работы с детьми, с другой стороны, это создает излишний ажиотаж в погоне за количеством тех же олимпиадников: у нас - три, у нас - семь, а у нас - десять. В этой погоне порой теряется суть нашей работы; мы должны понимать, что для нас важнее: подготовить победителей олимпиад или создать условия, чтобы ребенок каждое утро шел на учебу с удовольствием, в ожидании новых интересных уроков и захватывающего общения. Идеально было бы совместить эти две задачи, но зачастую выбор делается в пользу одной из них.

Когда Беларусь внезапно стала IT-страной, конкурс на поступление в классы математического профиля сильно увеличился?

В позапрошлом году мы решили сделать набор в класс по профилю «информатика, математика, физика» и в качестве эксперимента ввели вступительный экзамен по информатике. В ту вступительную кампанию самый большой конкурс был на поступление в этот класс - 9,2 человека на место. Хотя я не стал бы утверждать, что современных детей интересуют только специальности, связанные с ІТ. У нас ежегодно стабильно высокий конкурс (обычно не меньше 8 человек на место) в химико-биологические классы, которые готовят преимущественно будущих студентов медицинского профиля. В то же время обсуждаем идею переформатирования филологических классов в гуманитарные - как это было раньше. Конкурс туда по-прежнему высок, но проблема в том, что очень мало выпускников филологических классов идут дальше по этому профилю: большинство поступают в вузы на экономические специальности, психологию, философию, журналистику. В классической филологии остаются единицы.

В Лицее БГУ 17−18 марта 2018 года прошёл Дебатный Турнир по формату Карла Поппера . В нём приняло участие 16 команд, каждая из которых состояла из трёх учащихся 8−11 класса школ, гимназий и лицеев Беларуси в сопровождении тренера и судьи, а также зрителей. поприсутствовал на мероприятии и готов рассказать о самом турнире, дебатном клубе БГУ и движении в целом.

Дебаты — это интеллектуальная игра, в которой две команды аргументированно отстаивают заданные позиции по выбранной теме. Дебатные (или дискуссионные) клубы есть во всех учебных заведениях с мировым именем, таких как Оксфорд и Кембридж. Ежегодно в мире проводятся тысячи дебатных турниров для школьников и студентов

В Дебатном Турнире Лицея БГУ приняли участие ребята из Минского дворца детей и молодёжи, гимназии № 7 г. Минска, гимназии № 30 г. Минска, гимназии № 3 г. Минска, СШ № 210 г. Минска, лицея № 2 г. Минска, гимназии № 1 г. Барановичи и Лицея БГУ.

Победа досталась команде Лицея БГУ в составе Стаса Станкевича, Кости Зайко и Евы Петрушиной. В пятёрку лучших ораторов турнира вошли Ева Петрушина (Лицей БГУ), Лазаревич Алина (Лицей БГУ), Широковская Настя (гимназия № 30 г. Минска), Бабенко Надежда (гимназия № 30 г. Минска) и Станкевич Стас (Лицей БГУ).


Команда победителей с директором Лицея БГУ Макаром Александровичем

Победа далась нам с трудом! Это результат множества тренировок, слаженной работы и небольшого везения. Интрига, кто же победил, сохранялась до самого конца. Тяжелее всего было играть тему про белорусский язык, а интереснее всего тему про процедуру проживания в симуляции.

Ева Петрушина, Лицей БГУ

Турнир включал в себя пять отборочных раундов, полуфинал и финал. Тема каждого раунда объявлялась непосредственно перед игрой, и у команд было 30 минут на подготовку к раунду. Вот такие темы подобрали организаторы для участников турнира:

Эта палата позволит учителям самостоятельно выбирать методику обучения;

Эта палата разрешит добровольное тестирование медицинских препаратов на преступниках в обмен на сокращение срока заключения;

Эта палата не будет поддерживать белорусский язык;

Эта палата введёт прогрессивную шкалу налогообложения (прогрессивная шкала налогообложения — система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика);

Вы молодой, перспективный, холостой выпускник вуза. Ваше образование и специальность позволяют вам найти работу как в крупных городах, так и регионах. Эта палата выберет работать в регионах;

Эта палата считает, что в случае обнаружения у ребёнка исключительных способностей в какой-либо сфере, общество имеет право навязать ему жизненный путь.

Согласиться или отрицать? Роль каждой команды определялась с помощью подбрасывания монетки.



Во время обсуждения темы одного из раундов. Командная работа важна, как никогда
Делать пометки разрешается!

В ходе турнира было высказано множество интересных мыслей. Например, рассуждая о возможности тестировать медицинские препараты на преступниках, ребята высказали мнение, что общество не должно считать заключённых низшими людьми и заставлять их страдать, создавая условия, в которых им нужно совершить выбор во вред себе. Люди, которые очень хотят выйти на волю и находятся в состоянии аффекта, могут пойти на тестирование, окончательно не осознавая всех минусов. Да и если говорить о заключённых-женщинах, то такой шаг приведёт к распространению проблем со здоровьем у их потомства.

Самая, казалось бы, лёгкая тема — о белорусском языке — вызвала у участников турнира бурю эмоций. В одной из аудиторий её рассмотрели очень глубоко. Ребята высказали мнение, что частные компании всё чаще пропагандируют белорусский язык в своих проектах и рекламе, и обыграли утверждение против белорусского языка не как отказ от него всем обществом, а как прекращение его поддержки государством.





Уже сейчас во многих учебных заведениях есть свои дебатные клубы: Лицей БГУ, лицей № 2, Минский дворец детей и молодежи, гимназии № 7, 30, 11, 3, 56, СШ № 210 г. Минска, а также школы и гимназии Витебска, Гродно, Борисова, Барановичей, Молодечно, Миор, Орши.


Почему дебаты так популярны? Дебаты развивают критическое мышление, аналитические способности и логику, а также поднимают на новый уровень ораторские способности дебатёров. Темы дебатов охватывают все области жизни, начиная с политики и экономики и заканчивая культурой и искусством.

Анна Лачковская, тренер по дебатам

Ежегодно в Беларуси проходит Международный чемпионат по школьным дебатам, собирающий порядка 40−50 команд из городов Беларуси, Украины, России (в том числе Якутии), Литвы и Латвии. Также в течение года проводятся сезонные Республиканские турниры различного формата.


Дебатёры из Беларуси достойно выступают и занимают призовые места на международных дебатных турнирах в России, Украине, Литве, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Словении, и даже Ирландии. Также белорусские дебатёры неоднократно проходили отбор на школьные чемпионаты Европы и Мира, где соревновались с самыми сильными командами со всего мира.

Возникло желание собрать свою команду дебатёров и принимать участие в подобных турнирах? Обращайся в администрацию Лицея БГУ, там тебе подскажут, с чего начать!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Сегодня TUT.BY ставит точку в вызвавшем резонанс вопросе о вступительной кампании в Лицей БГУ. Евгений Ливянт, репетитор, автор программы "Работа над ошибками", конкретизировал свои претензии к Лицею, а замдиректора учебного заведения Игорь Варакса на них ответил, подробно рассказав, как организованы вступительные испытания на физико-математическое направление.

Евгений Ливянт: "Многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике"

Для начала хочу процитировать слова, сказанные мною в передаче о Лицее БГУ: "Экзамены в Лицей БГУ уже завершены. У меня отношение к Лицею БГУ двойственное. С одной стороны, учеников этого Лицея ждет учеба в очень хорошей компании очень интересных людей, очень интересное общение. Минимум школьного идиотизма, который парализует работу многих школ, а в Лицее БГУ он отсутствует как таковой. Учеников ждут интереснейшие мероприятия, события, то есть там круто! Я обо всем этом знаю, так как у меня есть ученики из этого Лицея. Но есть, к сожалению, и обратная сторона медали. Насколько я знаю, вступительные экзамены в Лицей организованы, скажем, не совсем справедливо и честно. И, насколько я могу судить, уровень знаний учеников по математике и физике в последние годы сильно упал. Есть плюсы и минусы".

Не буду скрывать, что сомнения (как мне кажется, обоснованные) в честности и справедливости вступительной кампании в Лицей БГУ у меня есть уже несколько лет, и эти сомнения относятся к экзамену по физике. Например, сравнив результаты вступительных экзаменов этого года по математике и физике, я с удивлением обнаружил, что многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике. При 100-балльной шкале эта разница достигает 47 баллов. По моему мнению, такой разрыв практически невероятен, так как экзамен по физике был достаточно сложный. И это притом что школьники, как правило, знают математику лучше, чем физику. Именно по этой причине такие результаты вызвали мое, мягко говоря, большое удивление. На мой взгляд, набрать 80 баллов и больше по физике могли только очень сильные ученики, которые зарекомендовали себя ранее на олимпиадах разного уровня, а также очень высокими оценками по физике в хорошей школе.

Мое недоумение вызывает и тот факт, что авторы задач, преподаватели, которые готовят в Лицей на курсах и частным образом, организаторы экзамена, проверяющие экзаменационных работ – все они, насколько мне известно, работают в Лицее. Мои сомнения возникли не только по этим причинам, но для начала я бы очень хотел получить аргументированное объяснение по изложенным выше фактам.

Когда редактор портала TUT.BY сообщила мне о реакции руководителей и преподавателей Лицея БГУ на программу "Работа над ошибками" и их , то она поинтересовалась, готов ли я обсудить эту проблему с авторами письма. Я сразу же согласился, причем предложил встречу в любом формате – закрытом или публичном, в Лицее или редакции портала, один на один или в присутствии третьих лиц. Это предложение было отправлено авторам письма и продублировано по телефону.

TUT.BY: Игорь Варакса отказался от дискуссии в студии, пояснив, что в прямом эфире можно упустить важные моменты, а письменно можно изложить все детали.

Для выяснения истины я предлагаю опубликовать условия вступительных экзаменов в Лицей по математике и физике и в открытом или закрытом режиме проанализировать их результаты. Я готов публично принести свои извинения и признать свою неправоту, если окажется, что мои сомнения не имеют под собой серьезных оснований. Хочу сказать, что я более 10 лет занимаюсь публичной деятельностью – пишу и говорю о проблемах образования, меня обвиняли во многих грехах, но ни разу не уличили во лжи или клевете.

И еще. Мои сомнения, претензии и все наши взрослые "разборки" никоим образом не относятся к ученикам Лицея БГУ, к которым я относился и отношусь с большим уважением и восхищением.

Игорь Варакса: "Никто не вправе подвергать сомнению результаты абитуриентов только потому, что они написали физику лучше, чем математику"

То, что кажется господину Ливянту подозрительным и удивительным, а именно то, что “многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике” , на самом деле является целью проведения вступительной кампании в Лицей БГУ. Для того чтобы объяснить это, необходимо обратиться к событиям 2008 года. Как известно, тогда система общего среднего образования в Республике Беларусь была переведена на одиннадцатилетнее обучение и одновременно с этим упразднено профильное обучение. До 2008 года в Лицее БГУ на параллели сосуществовало три математических класса и два физических. Конкурсы в них были раздельные. Однако все изменилось с упразднением профилей и введением направлений. С 2009 года на параллели в Лицее БГУ вместо трех математических и двух физических появилось пять физико-математических классов с общим конкурсом. Вот тут и проявилась та проблема, о которой говорит Е. Ливянт, “школьники, как правило, знают математику лучше, чем физику” .

Средние баллы по физике и математике на вступительных испытаниях в Лицей БГУ в 2005-2009 годах

Физический профиль (МАТЕМАТИКА)

Физический профиль (ФИЗИКА)

Математический профиль (МАТЕМАТИКА)

Математический профиль (ФИЗИКА)

Физико-математическое направление (МАТЕМАТИКА)

Если обратиться к средним баллам абитуриентов на вступительных испытаниях в Лицей БГУ по физике и математике, то всегда существовало значительное расхождение не в пользу физики. Так как средние баллы на вступительных испытаниях по физике меньше, то ввиду общего конкурса в 2009 году появились определенные проблемы у абитуриентов, которые были нацелены на физику, но при этом не так хорошо ориентировались в математике. Даже при условии, что данный тип абитуриентов набирал больше баллов по физике, это не позволяло им преодолеть конкурсный отбор из-за более низких баллов по физике по сравнению с математикой. В сложившихся условиях необходимо было найти решение, которое бы уравняло экзамены по физике и математике. Ставилась задача достичь равенства средних баллов по физике и математике среди абитуриентов, чтобы абитуриенты, ориентированные на физику, имели такие же возможности поступления в Лицей БГУ, как и абитуриенты, выбирающие математику.

Как этого добиться? В первую очередь через стандартизацию вступительного теста. Если до 2010 года вступительная работа в Лицей БГУ по физике состояла из пяти задач и существовала проблема охватить в задании все разделы программы, изучаемые в базовой школе, то с 2010 года формат вступительных испытаний был изменен.

За основу была взята форма теста, предлагаемого Республиканским институтом контроля знаний на централизованном и репетиционном тестировании. 18 заданий с открытыми ответами в части А , 12 заданий с закрытыми ответами в части В . Все эти задачи, как правило, решаются достаточно просто, но зато охватывают практически всю программу школьного курса физики. Кроме расчетных задач в программу также входят оптические задачи на построение в плоских зеркалах и тонких линзах, выпускники базовой школы должны уметь собирать простейшие электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводов и определять закономерности таких цепей, а также строить графики зависимости физических величин от времени при равномерном движении и движении с ускорением, решать графические задачи на применение кинематических законов движения. Для такого типа задач (задач на построение) была введена часть С . Наконец от старых экзаменов осталась одна или две достаточно сложные задачи - часть D .

Но если до 2010 года перед абитуриентом лежал только лист с условиями и чистый лист, на котором он должен был с нуля представить решение задачи, то после проведения реструктуризации вступительных испытаний по физике абитуриенту выдавался лист ответов, где ему необходимо было ответить на поставленные вопросы. По существу это план решения задачи, и абитуриенту необходимо просто последовательно выполнять достаточно тривиальные промежуточные задания для того, чтобы в конце вывести окончательную формулу или получить численное значение. Таким образом решение объемной и нестандартной задачи сводится к решению множества более простых. Для многих абитуриентов данная форма решения является предпочтительной, так как не обладая навыками решения сложных задач, они тем не менее в состоянии выполнить отдельные шаги и довести задачу до логического завершения. Как результат предпринятых действий средний балл экзаменов по физике начиная с 2010 года неуклонно рос и в 2015 году практически сравнялся со средним баллом по математике.

Средние баллы по физике и математике на вступительных испытаниях в Лицей БГУ в 2009-2015 годах

Физико-математическое направление (МАТЕМАТ)

Физико-математическое направление (ФИЗИКА)

У произведенных изменений в форме проведения экзамена по физике есть и еще одно следствие. Поскольку существует лист ответов, то его проще проверять, а значит, при проверке снижается вероятность совершения ошибок.

Если отвечать на замечание господина Ливянта, что “при 100-балльной шкале эта разница достигает 47 баллов” , что, по его мнению, “такой разрыв практически невероятен, так как экзамен по физике был достаточно сложный” , то необходимо отметить, что действительно экзамен по физике был нелегкий, но объективно он был проще вступительного испытания по математике. Умеренная сложность и предлагаемый лист ответов позволили учащимся с хорошим знанием физики показать высокие результаты. В целом с вступительным испытанием по математике лучше справились 347 абитуриентов, по физике - 221 абитуриент, одинаковых результатов добились 12 учащихся.

При анализе поданных заявлений оказывается, что среди 22 рекомендованных к зачислению абитуриентов, у которых результат по физике более чем на 10 баллов превышает результат по математике:

16 обучаются в гимназиях Минска, Могилева, Жодино и Несвижа;

3 абитуриента из 22 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по физике;

2 абитуриента из 22 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по математике;

Абитуриент, чей балл по физике на 47 баллов превышает результат по математике, проходил обучение на подготовительных курсах и был лучшим в своей группе и 30-м по рейтингу успеваемости среди 360 учащихся, занимающихся в физико-математических группах.

Отдельно хотелось бы отметить утверждение Е. Ливянта о том, что “набрать 80 баллов и больше по физике могли только очень сильные ученики, которые зарекомендовали себя ранее на олимпиадах разного уровня, а также очень высокими оценками по физике в хорошей школе” . При анализе поданных заявлений оказывается, что среди семи абитуриентов, у которых результат по физике более 80 баллов:

5 обучаются в гимназиях Минска;

1 абитуриент из 7 является призером областного этапа республиканской олимпиады по физике;

2 абитуриента из 7 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по математике;

И, наконец, все тот же абитуриент, чей балл по физике на 47 баллов превышает результат по математике, проходил обучение на подготовительных курсах и был лучшим в своей группе и 30-м по рейтингу успеваемости среди 360 учащихся, занимающихся в физико-математических группах.

Таким образом, действительно, лучшие баллы набрали очень сильные ученики. Они много занимались, и результат не заставил себя ждать. Никто не вправе подвергать сомнению результаты абитуриентов, только потому, что они написали физику лучше, чем математику.

Кстати, вопреки мнению Евгения Борисовича, высказанному в передаче “Работа над ошибками”, что в лицеи следует поступать учащимся, которые “уже свое отбездельничали в школе ”, 61% заявлений на физико-математическое направление Лицея БГУ поступил от выпускников гимназий. Доля выпускников гимназий среди рекомендованных к зачислению составляет 71%. Невозможно ничего не делать в школе девять лет, а потом вдруг !

Отдельного обсуждения требует утверждение, что “авторы задач, преподаватели, которые готовят в Лицей на курсах и частным образом, организаторы экзамена, проверяющие экзаменационных работ – все они, насколько мне известно, работают в Лицее ”. Данное утверждение является голословным и может быть расценено как клевета, так как автор вступительного испытания по физике не работает ни на подготовительных курсах в Лицей БГУ, ни готовит к поступлению частным образом. Экзамен организуется в соответствии с правилами приема, предметные комиссии состоят не только из сотрудников Лицея БГУ. В состав предметных комиссий также включены работники Белорусского государственного университета, а также сотрудники некоторых иных учреждений, например, Академии наук Республики Беларусь, юридического колледжа БГУ, Лицея № 2. В тоже время хотелось бы отметить, что на проверку работ влияет не место работы члена комиссии, а его высокий профессионализм. Многие из членов предметных комиссий являются членами жюри республиканских и Международных предметных олимпиад, турниров юных физиков и математиков. Работы абитуриентов проверяются в зашифрованном виде.

В ответ на предложение господина Ливянта “опубликовать условия вступительных экзаменов в Лицей по математике и физике ” хотелось бы отметить, что авторы вступительных испытаний как по физике, так и по математике ежегодно публикуют их в издательстве "Аверсэв". Книга “ФИЗИКА. Пособие для поступающих в Лицей БГУ” в 2015 году была издана тиражом 1300 экземпляров для того, чтобы все заинтересованные лица смогли ознакомиться с порядком проведения вступительных испытаний в Лицей БГУ по физике. Книга состоит из семи тематических разделов, в рамках которых задания публикуются в порядке возрастания сложности. Задачи, представленные в этих разделах, предлагались на вступительных экзаменах в Лицей БГУ с 1991 по 2009 год. Особенности современной формы вступительных испытаний по физике представлены в заключительном разделе. Задания 2011-2013 годов публикуются с листами ответов и разбалловками. В настоящее время готовится четвертое издание, которое будет содержать вступительные задания за 2010-2015 годы. Необходимо отметить, что пособие пользуется высоким спросом, например, в книжном магазине “ВЕДЫ” (г. Минск, ул. К. Маркса, 36) было признано “Книгой МЕСЯЦА” из-за устойчивого спроса и высоких продаж.



Кроме того, Лицей БГУ ежегодно проводит бесплатные репетиционные вступительные испытания на сервере дистанционного обучения Лицея БГУ, размещенного по адресу e-lyceum.by . Абитуриентам Лицея БГУ предлагается оценить свои знания и возможные пробелы в знаниях путем выполнения бесплатного онлайн-теста. В текущем году за основу теста по физике были взяты задания вступительного испытания 2014 года.

Лицей БГУ максимально открыт для своих абитуриентов и их законных представителей. Вся важная информация, касающаяся поступления в Лицей, отражена на официальном сайте учреждения образования. По итогам проведения вступительных испытаний мы проводим процедуру ознакомления с работами, на которой абитуриенты могут проверить качество проверки и, в случае необходимости, подать апелляцию. Мы публикуем результаты как после проверки работ, так и после проведения процедуры ознакомления с работами. Для абитуриентов, которые по объективным причинам не смогли присутствовать на вступительных испытаниях, проводятся дополнительные испытания в резервный день. Организация приемной кампании проводится в строгом соответствии с правилами приема, которые размещены на сайте учреждения и разработаны на основе положения об учреждении общего среднего образования.

И последнее, по словам Евгения Ливянта, “уровень знаний учеников (Лицея БГУ) по математике и физике в последние годы сильно упал” . Данное утверждение не подтверждается объективными результатами. Даже если исключить из рассмотрения призовые места лицеистов на олимпиадах, турнирах юных физиков и математиков, научно-практических конференциях как республиканского, так и международного уровня, средние баллы по результатам централизованного тестирования неизменно остаются на высоком уровне в течение последних пяти лет.

В заключение хотелось бы отметить, что высказывания Е. Ливянта, сказанные в программе “Работа над ошибками”, нанесли ущерб деловой репутации Лицея БГУ и привели к обращениям законных представителей абитуриентов Лицея БГУ в адрес приемной комиссии, в которых были высказаны обвинения в возможных махинациях во время проведения вступительной кампании. И хотя после представленных разъяснений данные обращения были сняты, существует определенная доля абитуриентов и их законных представителей, особенно среди тех, кому не удалось преодолеть конкурсный отбор, которые после голословных высказываний Е. Ливянта думают о Лицее БГУ как о месте, где вступительная кампания проводится “не совсем справедливо и честно” , а “уровень знаний учеников по математике и физике в последние годы сильно упал” .

В дальнейшем Лицей БГУ оставляет за собой право обращаться в судебные инстанции Республики Беларусь для защиты деловой репутации.

Каждый год конкурс в лицей БГУ покруче, чем во многие университеты – машины с родителями абитуриентов паркуются чуть ли не возле цирка. Вчера будущие лицеисты сдавали свой второй экзамен. KYKY поинтересовался у поступающих, почему они выбрали лицей и кем хотят стать в будущем.

Егор, поступает на прикладную математику: «Я хотел бы стать программистом, разрабатывать программное обеспечение для различных систем».

Аня, поступает на химбио: «Прикольно учить анатомию, ботанику. Я хочу стать либо косметологом, либо хирургом. Родители хотят, чтобы я пошла в медицинский».

На эту тему: «Подростки вроде как тупые – притворяться можно без особенного мастерства». Дневник старшеклассника

Глеб, поступает на русский-английский: «Мне нужно поднять английский максимально высоко за два года для поступления в зарубежный вуз – а сделать это можно именно здесь. Хочу в Литву, потому что там образование лучше – скорее всего, буду поступать в Клайпеду».

Никита, поступает на физический профиль: «В будущем я хотел бы стать аналитиком: нравится сидеть за статистикой. Придется начинать с низов – возможно, сначала в аптеку пойду работать, либо в другие более низкие сферы, а с опытом можно будет устраиваться в крупные компании. Физика развивает логику, поэтому я выбрал физмат».

Лёша, поступает на прикладную математику: «Поступаю по желанию отца – он говорит, что прикладная математика самое лучшее, что может быть. Мои родители хотели бы, чтоб я работал программистом – я тоже хочу им стать».

Тимофей, поступает на историко-обществоведческий профиль: «Я собираюсь получить два образования – юридическое и экономическое. И не потратить их впустую. Я хотел бы свой бизнес. Большинство людей, которые получают экономическое образование, идут кассирами делать простые банковские операции. Как мне поможет историко-обеществоведческий профиль в поступлении на экономику? Я считаю, каждый человек умеет выполнять простые математические действия: складывать, вычитать, делить, умножать. А знания терминов экономки больше относятся к обществоведению, чем к математике».

На эту тему: Бруд і сум: як жыве сельскі настаўнік

Ияд, поступает на химбио: «Мне с детства нравилась профессия врача, я вижу себя только в ней. Думаю стать либо хирургом, либо стоматологом. Решил поступать в лицей, потому что предметы, в которых я заинтересован, тут преподают на высоком уровне».

Александра, поступает на беларуский-английский: «Я – за развитие беларуского языка среди молодежи. Я ещё не определилась, кем хочу стать в будущем.

Папа меня наталкивает на программиста, потому что сам связан с информационными технологиями, а мама говорит: «Твое решение – что хочешь, то и делай. Главное, чтобы работа была в удовольствие».

На эту тему: США нараспашку. Почему американцы уважают ближнего

Алена, поступает на русский-английский: «Я выбрала направление ради английского, чтобы, возможно, уехать – хотелось бы в Америку. Вообще, хотела связать будущее с музыкой: петь или играть на фортепиано. Предпочтения родителей другие: мама – за медицину, а папа сам связан с физикой и науками, и поэтому хотел бы отправить меня в эту сферу».

Юра, поступает на математический профиль: «Пока не знаю, кем хочу стать, про программиста немного задумывался. Поступать в лицей мне родители посоветовали. Они хотели бы, чтоб я стал тем, кто много зарабатывает».

Артём, поступает на химбио: «У меня в семье все химики-биологи, преподаватели – я решил по стопам пойти. Ещё не думал, кем хочу быть. Терапевтом, наверное. Когда я маме сказал, что хочу поступить в лицей БГУ, она обрадовалась. Сказала, что уважает мой выбор, поблагодарила, что выбрал это сам».

На эту тему: Что внучка Сталина постит в свой Facebook

«Я хотела бы стать юристом-международником: меня интересует право, политика. Из истории Беларуси больше всего нравится период Речи Посполитой. Поступать в лицей БГУ решила сама: это заведение с хорошим уровнем, где людям не плевать на учебу».

Ваня, поступает на белорусский-английский: «Сначала я ходил на физико-математические курсы, но понял, что мне не светит туда поступить. В языках более уверенно себя чувствую. У меня и родители поступали на филфак. Обычно филологи становятся педагогами, но я, скорее всего, поступлю в БГУ и буду заниматься научной деятельностью по белорусскому языку».

Вла димир, поступает на математический профиль: «Я хотел бы стать либо юристом – пойти по стопам родителей, либо экономистом – на банковское дело пойти. Выбрал лицей БГУ, потому что сестра училась в там, а потом поступила на международные отношения. После лицея больше шансов поступить в университет».

На эту тему: Пост дня. Сцена минета у Шолохова не спасет школьное образование

Таня, поступает на химбио: «Я с детства хотела стать врачом: либо хирургом, либо неврологом. Родители поддерживают: хотят, чтобы я в медицинский поступила, в Витебск лучше. Там знакомые учатся, им нравится».

Женя, физический профиль: «Физику знаю лучше, чем математику, но вряд ли моя профессия будет связана с физикой. Я хотел бы заниматься чем-то, связанным с IT-сферой: платят много. Родители хотят, чтобы я стал архитектором, а IТ-сферу не одобряют: считают, что это все загнется. Папа хочет, чтобы он увидел какое-то здание и сказал: «Это мой сын построил».

Анна, поступает на историко-обществоведческий профиль: «Теперешняя молодежь практически ничего не знает об истории нашей страны, и мне не хотелось бы, чтобы такое продолжалось – чтобы наша нация исчезла. Практически на все специальности в лицей нужно сдавать историю Беларуси: менеджмент, режиссура. Я планирую поступать на менеджмент в БГУКИ. Мама хочет, чтобы я была доктором, но все равно поддерживает то, что мне нравится».

На эту тему: За какую сумму белорусские студенты готовы сняться в порно

Диана, поступает на математический профиль: «Я хотела бы стать экономистом или юристом. Наверное, мои родители тоже хотели бы, чтобы я стала экономистом».

Павел поступает на прикладную математику: «Мне нравятся алгоритмы: там все четко устроено. Все программирование на них построено. Я хотел бы стать программистом – потому что нравится, а не из-за зарплаты».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter