Все о тюнинге авто

Предпосылки образования ссср политические экономические. Образование ссср: предпосылки и причины. Образование ссср: развитие государства и его крах

Образование СССР — ключевое событие всего XX века. Оно предопределило формирование сильного независимого пролетарского государства, крайне популярного во всем мире. Можно что угодно говорить об СССР, но преуменьшать степень влияния его образования и всех последующих событий — явное искажение истории. Рассмотрим этот процесс кратко и понятно.

Предпосылки и причины

Традиционно рассматривают следующие предпосылки образования единого государства на территории бывшей Российской империи. Однако вы должны представлять, что в ходе Первой Мировой и Гражданской войн обрели свою независимость Эстония, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Белоруссия и Украина, Тува. В Средней Азии, которая, как вы должны знать, была присоединена в XIX веке к России, тоже образовались независимые государства: Хивинская и Бухарская народные демократические республики.

Сложность также была и в том, что все народы прекрасно помнили национальную политику Российской империи, в которой были черты шовинизма и национализма в пользу предоставления русской народности больших прав, чем всем другим. Существовали черты оседлости и прочие ужасные вещи.

Однако были и общие предпосылки: вековые межэтнические и межкультурные связи между разными народами, наличие вековых хозяйственных, экономических связей, общую историю. Кроме того, эти территории имели общую инфраструктуру: почтовую службу, например. Не будете же вы товары, произведенные в России везти в Европу, где их никто не купит, поскольку дикая конкуренция. Продукцию можно отвезти в Среднюю Азию, или еще куда. То есть по сути мы имеем дело с неисчерпаемыми рынками сбыта. Думаю, не составит труда понять, сколь выгодным была бы совместная жизнь в одном государстве.

К тому же была и более серьезная причина, повлиявшая на то, что СССР образовался в 1922 году, а не позже. Ведь на апрель этого года была запланирована Генуэзская конференция по долгам царского правительства и другим послевоенным вопросам. Российское государство должно было предстать единым как внутри, так и снаружи. А проблем внутри хватало.

Ведь в годы существовали независимые республики, автономные округа и прочие образования, которые могли попросту воспротивиться быть в одном государстве. И тогда бы советские государства предстали бы разрозненными, что придало бы им в Генуе статус кво по меньшей мере навсегда.

Ход событий

Именно поэтому уже в марте 1921 года, на X съезде РКП (б) был зачитан и обсужден доклад «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». Изначально партия большевиков выступала за федеративное социалистическое государство, в котором все народы сосуществуют на принципах равенства и самоопределения. Это был такой утопический союз всех наравне со всеми.

Но у этой идеи были практические изъяны: ведь если такой союз федераций предстанет не как единое государство, а как разрозненный конгломерат непонятно чего, то такое положение вещей зависнет надолго. Благо незадолго до конференции все республики подписали протокол о том, что их интересы будет представлять РСФСР. Но вопрос так и не был решен.

С июля 1922 года начался новый этап обсуждения формы будущего государства , когда Оргбюро ЦК партии стало обсуждать вопрос «о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик». Сталин стал активно продвигать свой план автономизации, который стал называться сталинским.

Суть сталинского плана автономизации была проста: все республики входят в состав РСФСР, получают формальную автономию и подчиняются центру. Плюс был в том, что им все равно предоставляется свобода культуры, национального языка и право на выход (право на самоопределение).

Минус был в том, что в таком случае русский народ однозначно становился «старшим братом» других народов и народностей, что могло обострить национальный вопрос. Однако, по мысли большевиков, с течением времени в таком едином государстве все нации должны были бы стать единым социалистическим народом, что конечно же, было утопией.

В сентябре началась дискуссия, после того как Сталин направил письмо Ленину, с предложением своего плана, а также всех точек зрения на него. В результате Ленин отверг план автономизации после долгого обсуждения и консультаций с другими партработниками. Ленин был сторонником федерации, причем конкретной и реальной, с полной независимостью всех республик вплоть до права отделения от союза.

В результате в партии образовалось грубо говоря две фракции по этому вопросу:

  • «мягкие» сторонники федерации поддерживали Сталина и его доводы.
  • «жесткие» сторонники федерации поддерживали Ленина.

В итоге в октябре 1922 года была принята резолюция «О взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками». В ней говорилось, что государства входят в РСФСР по ленинскому варианту — на равных правах со всеми. Однако консультации продолжались до декабря 1922 года.

Слева направо: Орджоникидзе, Сталин и Микоян

Тут как раз возникло так называемое «Грузинское дело». Поводом к нему послужило объединение республик Закавказья в единую Закавказскую СФСР. Это вызвало протесты у местных партийных лидеров. Дело дошло до оскорблений и рукоприкладства между московскими (Григорий Орджоникидзе, Иосиф Сталин и пр.) и местными (Филипп Махарадзе и Поликарп Гургеновичем «Буду» Мдивани) партработниками. В результате ситуация была урегулирована. Но ЗСФСР так и осталась, и вошла в состав СССР.

Слева направо: Филипп Махарадзе, Поликарп Мдивани

В результате 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов подписал Декларацию и Договор об образовании СССР.

Последствия

Весь юмор заключается в том, что так и остался открытым вопрос: входят ли братские республики в состав РСФСР или они объединяются в него на равноправных началах. Дискуссия с обсуждением этого вопроса не раз поднималась .

В результате появление на карте мира нового государства СССР, можно говорить о некой общности народов. К примеру, приезжаете вы сегодня в Киргизию. На каком общем языке может, к примеру разговаривать Украинец и Киргиз? Конечно на русском. Поэтому как ни крути, но 70 лет существование Союза не прошел бесследно для его республик.

Появление СССР также привело к появлению национальной политики, которая была направлена на уничтожение национального неравенства. Но в итоге именно она стала причиной национальных конфликтов в 90-к и 2000-е годы.

Как бы там ни было, мы разобрали ключевые события простым и понятным языком. Если вы что-то не поняли, задавайте вопросы в комментариях к этой статье. Более пристальное изучение этой темы в формате статьи, к сожалению невозможно. Поэтому приглашаю вас на наши , в рамках которых мы обсуждаем такие вот серьезные события на практических вебинарах.

С уважением, Андрей Пучков

ктябрьская революция привела к распаду Российской империи. После гражданской войны образовалось 6 формально суверенных советских республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР. В 1922 году три Закавказские республики были объединены в Закавказскую Федерацию (ЗСФСР).

1. Политические предпосылки: единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления.

2. Исторические предпосылки: общность исторических судеб народов многонационального государства, наличие многолетних экономических и культурных связей.

3. Внешнеполитические предпосылки : Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения.

Республики были связаны с РСФСР военно-политическими, военно-экономическими и дипломатическими союзами, единой Красной Армией.

Военно-политический союз советских республик сложился летом 1919 года. 1 июня 1919 года был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Военно-политическое единство советских республик сыграло большую роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Военно-экономический союз. В 1920-1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР (Всероссийский совет по народному хозяйству) фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана.

Дипломатический союз. В феврале 1922 года в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе (в апреле 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Формы объединения республик и образование Союза ССР. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней :



1. республиканскую – 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.);

2. областную – 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономия Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Сталин возглавлял комиссариат по делам национальностей и разработал план «автономизации», по которому независимые республики должны были войти в Российскую Федерацию на правах автономий. К сталинскому проекту отрицательно отнеслись представители компартии Грузии, Украины.

Ленин – председатель Совнаркома СССР – также осудил этот сталинский план и предложил, в свою очередь, план создания федеративного союза как добровольного и равноправного объединения республик. Союзные республики должны передать на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.

30 декабря 1922 года состоялся первый Всесоюзный съезд Советов. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик – РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объединены Азербайджан, Армения и Грузия). Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из состава Союза, но механизм осуществления этого права не описывался. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) – верховный орган власти в период между съездами.

В январе 1924 года была принята первая Конституция СССР , согласно которой высшим органом власти стал Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК образовывал правительство – СНК. Создавалось три вида комиссариатов:

1. Союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи, ОГПУ).

2. Унифицированные (на союзном и республиканском уровне).

3. Республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).

Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету.

Провозглашался федеративный принцип устройства государства. Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям:

· образование новых союзных республик,

· изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей,

· усиление роли центра, союзных органов власти.

В 1924 году в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931г. – Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и республики – Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР.

В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, к которому прилагался секретный протокол о разделе Польши между Германией и СССР, к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В марте 1940 г., после завершения войны с Финляндией, были присоединены новые территории к Карельской АССР, и она была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина.

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. При этом советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по истории России

Образование СССР

Выполнила

ученица 10 класса

Новосибирск 2004

1. Предпосылки образования СССР

1.1 Идеологические

1.2 Национальная политика большевиков

1.3 Политические

1.4 Экономические и культурные

2. Этапы образования СССР

2.1 Военно-политический союз

2.2 Организационно-экономический союз

2.3 Дипломатический союз

3. Формы «федерирования» (объединения) республик

3.1 Создание автономий

3.2 Формы автономий

3.3 Договорные отношения между республиками

3.4 Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения

4. Образование Союза ССР и национально-государственное строительство

4.4 Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР

4.5 Национально-государственное строительство

5. Союзное государство

6. Значение образования СССР

6.1 Выравнивание уровней отсталых народов

6.2 Социально-культурное значение

6.3 Влияние административно-командной системы на национальную политику

Вывод

Список литературы

1. Предпосылки образования СССР

образование экономический большевик политический

1.1 Идеологические

Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед.

1.2 Национальная политика большевиков

Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).

1.3 Политические

В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

1.4 Экономические и культурные

Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны. Еще в годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских Республик. Что же это за союз? 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей советских республик издал декрет "Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик. Однако к началу 1922 г. ситуация значительно изменилась.

Шесть советских социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР и две народные советские республики: Бухарская (бывшее Бухарское ханство) и Хорезмская (бывшее Хивинское Ханство) продолжали сближение уже в условиях мира. Укреплялись экономические и политические связи. Вот некоторые факты:

В конце 20-начале 21 годов правительство РСФСР выделило Армянской ССР денежную ссуду в 3 млрд. рублей, направило эшелон - с товарами первой необходимости, 325 тыс. пуд. зерна, 5 тыс. пуд. сахара;

Из Азербайджана ССР в Армению было послано 50 вагонов хлеба, 36 тыс. пуд. нефти;

В 1920 г. в составе РСФСР были провозглашены автономные республики: Туркестанская и Киргизская, всего в состав РСФСР входили 8 автономных республик и II автономные области;

В 1920 - 21 гг. между РСФСР и другими республиками были заключены договоры о военно-хозяйственном союзе;

В 1922 г. на Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики;

В марте 1922 г. Грузия, Армения и Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик (ЗСФСР).

2. Этапы образования СССР

2.1 Военно-политический союз

Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

2.2 Организационно-экономический союз

В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

2.3 Дипломатический союз

В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

3. Формы «федерирования» (объединения) республик

3.1 Создание автономий

Практика «федерирования» первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомнац И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.

3.2 Формы автономий

В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: 1) республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

3.3 Договорные отношения между республиками

Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской Советской Республики, в 1920 г. - Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. - Грузинской ССР. В 1920 г.-1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

"1. Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР...

2. В соответствии с этим постановления ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных учреждений упомянутых в пункте 1 республик, постановления же СНК и СТО РСФСР - для объединенных комиссариатов этих республик..."

3. 4 Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения

Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. Проект, разработанный Сталиным летом 1922 г., и известный как план автономизации , предусматривал вхождение независимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии. В.И. Ленин также осудил поспешные действия Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость укрепления суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как обязательного условия сплочения народов. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, отчуждавшего на паритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов.

4. Образование Союза ССР и национально-государственное строительство

4.1 Подготовительная работа к I съезду Советов СССР

Указания В.И. Ленина были учтены комиссией ЦК. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) о форме объединения независимых советских республик (от 6 октября 1922 г.) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

4.2 Первый Всесоюзный съезд Советов

I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами.

4.3 Конституция СССР 1924 г ода

В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов (союзные - иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи); унифицированные (на союзном и республиканском уровне); республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование). ОГПУ получил статус союзного комиссариата. Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, поскольку, например, лишь декларировала и не оговаривала механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство центра в дела республик (ст. 13-29 Главы IV) и т.д.

4.4 Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР

С конца 20-х гг. многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов, компетенция которых значительно расширилась в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов. С 1930 г. все кредитование сосредоточивается в союзных органах, в частности Госбанке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР - предварительно они должны были вносить их в СНК СССР). В результате объем полномочий и прав Союза ССР по вопросам руководства промышленностью и финансами меняется в сторону их расширения, что явилось следствием ужесточения централизации управления.

4.5 Национально-государственное строительство

Со времени принятия Конституции 1924 г. и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, которое осуществлялось по следующим направлениям: образование новых союзных республик; изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей; усиление роли центра, союзных органов власти. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская ССР и Казахская ССР. В том же году упраздняется Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно входят в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1940 г. включаются в состав СССР Латвия, Литва, Эстония и бывшие российские земли, захваченные в 1918 г. Румынией (Бессарабия и Северная Буковина).

5. Союзное государство

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию Ленина и принял на ее основе новую резолюцию. П. Мдивани на Пленуме настаивал на том, чтобы Грузия входила в СССР не через Закавказскую Федерацию, а непосредственно.

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора. Утвердить его должен был Союзный съезд Советов, открытие которого назначили на 30 декабря.

"Я, кажется, сильно виноват перед рабочим России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик... ни на октябрьском пленуме..., ни на декабрьском мне не удалось быть, и таким образом вопрос миновал меня почти совершенно". Так писал Ленин 30 декабря 1922 г. Точнее - диктовал.

Владимир Ильич! Успокойтесь, Вам нельзя волноваться! Ведь сегодня открывается съезд Советов, который примет Вашу резолюцию. Причем здесь "пресловутый вопрос об «автономизации», когда Вы его разрешили? И почему же такой странный оттенок - "называемый, кажется...", т. е. это и не союз? Но тогда что? Да что случилось?

В Тифлисе Серго Орджоникидзе, возглавлявший парторганизацию Закавказья, ударил одного из бывших членов ЦК КП Грузии, сторонника Мдивани. Серго, который представлял ЦК, Москву, пустил в ход кулаки! От него ждали справедливости, а теперь люди скажут, что продолжается старая царистская политика, прикрытая названием "коммунизм"...

В Грузии сложилась чрезвычайная ситуация. Большинство ЦК КП Грузии выступило за непосредственное вхождение республики в СССР, тем самым возражая против решений октябрьского Пленума ЦК. Закавказский крайком партии во главе с Орджоникидзе осудил эти действия как национал-уклонизм. Сталин заявил, что в Грузии свил гнездо социал-национализм. В ответ грузинский ЦК ушел в отставку.

В ноябре бывшие члены ЦК КП Грузии обратились с жалобой на действия Серго в ЦК РКП(б). Ленин подчеркивал в это время, что тут речь идет не о борьбе партий с местным национализмом, а о методах этой борьбы. К каждой нации требуется пролетарское отношение. Больше мягкости, осторожности, уступчивости, величайшей деликатности, что не исключает, конечно, принципиальности.

Политбюро ЦК направило в Грузию комиссию во главе с Дзержинским, 12 декабря Ленин беседует с дернувшимся Феликсом Эдмундовичем. На следующий день - резкое ухудшение здоровья. Позднее Ленин говорил, что "это дело" на него "очень тяжело повлияло". Комиссия, даже не расспросив обиженных, не проверив фактов, признала действия Орджоникидзе правильными.

Как только Ленин почувствовал себя лучше, он диктует свои заметки "К вопросу о национальностях или об "автономизации". Грузинский инцидент Ленин напрямую связывает с политикой советского бюрократического государственного аппарата, "который на самом деле насквозь еще чужд нам и представляет из себя буржуазную и царскую мешанину, переделать которую в пять лет... не было никакой возможности".

"При таких условиях очень естественно, что "свобода выхода из союза", которой мы оправдываем себя, окажется пустой бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ".

"Я думаю, что тут сыграли роковую роль торопливость и администраторское увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого "социал-национализма". Озлобление вообще играет в политике... самую худую роль". Ленин требует примерно наказать Орджоникидзе, доследовать или даже расследовать вновь материалы комиссии, а политическую ответственность "за всю эту поистине великорусско-националистическую" кампанию" возложить на Сталина и Дзержинского.

При этом Ленин подчеркивает, что тот грузин, который не понимает необходимости пролетарского отношения к национальному вопросу, "пренебрежительно швыряется обвинениями в "социал-национализме" (тогда как он сам является настоящим и истинным не только "социал-националом", но и грубым великорусским держимордой, тот грузин, в сущности, нарушает интересы пролетарской классовой солидарности".

Это о генеральном секретаре, о наркоме по делам национальностей, о специалисте по национальному вопросу! Сталин такое не прощал. Никому. Никогда.

Карл Маркс считал, что сознательность социалистов следует проверять на национальном вопросе. У него это называлось "щупать больной зуб". Похоже, что после грузинской проверки Сталин мог вообще остаться "без зубов". Поэтому не случайно он всячески затягивал передачу материалов Ленину, который поручил своим секретарям собрать все по этому вопросу. Ленин готовился выступить на съезде с речью о национальном вопросе, написать брошюру - "вопрос архиважный", - однако не успел. Вот последняя записка Ленин: П. Мдивани, Ф. Махарадзе и др. "Уважаемые товарищи! Всей душой слежу за вашим делом. Возмущен грубостью Орджоникидзе и потачками Сталина и Дзержинского. Готовлю для вас записки и речь. С уважением. Ленин. 6 марта 1923 г.". Это была самая последняя записка... Путь реализации "Союза" был предопределен.

Ленин был более гибким большевиком, чем Сталин. Желая, видимо не менее Сталина, создания унитарного государства, он пытался придать ему привлекательную юридическую форму. Видимо этим следует объяснять его высказывания: Прежде всего необходимо понять, что "интернационализм со стороны угнетающей или так называемой "великой" нации... должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически".

Кроме того, "не следует зарекаться заранее никоим образом от того, чтобы в результате всей этой работы вернуться на следующем съезде Советов назад, т. е. оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов".

Это письмо было зачитано на XII съезде партии (1923 г.) по делегациям (а впервые напечатано только в 1956 г.).

6 . Значение образования СССР

6 .1 Выравнивание уровней отсталых народов

Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.

6 .2 Социально-культурное значение

Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.

6 .3 Влияние административно-командной системы на национальную политику

На деле суверенитет союзных республік оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательными для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании по пути продвижения к коммунизму национально-языкового многообразия. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. При этом от борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в неменьшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. Одновременно Советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания там местной бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти.

В ы вод

Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия на дисках

2. Краткий справочник школьника. 5-11 кл./Авт. - сост. П. И. Алтынов, П. А. Андреев, А. Б. Балжи и др. - 2-е издание - М.: Дрофа, 1998. - 624 с.: ил.

3. История России.18-19 века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000. - 304 с.: ил., 16 л. цв. Вкл

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение основных предпосылок образования СССР: идеологические, национальные, политические, экономические и культурные. Принципы и этапы образования СССР. Особенности Конституции СССР 1924 г. Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)

    реферат , добавлен 16.12.2010

    Этапы образования СССР. Военно-политический, организационно-экономический и дипломатический союз. Национально-государственное строительство. Первый Всесоюзный съезд Советов. Противники проекта автономизации. Реакция В.И. Ленина на "грузинский инцидент".

    презентация , добавлен 15.11.2016

    Основные предпосылки образования Советского Союза. Анализ принципов построения. Образование новых союзных республик. Характеристика центральных и местных органов власти. Многоступенчатый характер избирательной системы. Национальная политика СССР.

    презентация , добавлен 14.11.2013

    Отношения между Францией и Советским Союзом на момент прихода к власти Миттерана в 1981 г. Приход к власти в СССР М.С. Горбачева и политические контакты между руководителями Франции и СССР. Политические и торгово-экономические отношения между странами.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2013

    Историко-правовые аспекты национально-государственного строительства в довоенный период. Общая характеристика государственного устройства по Конституции СССР 1936 года. Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2008

    Социально-экономические предпосылки распада СССР: дизентеграционные процессы, реформы политической системы, попытка усиления исполнительной власти. Распад СССР и "парад суверенитетов", политические и социально-экономические последствия данного процесса.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

    Установление договорных отношений между советскими республиками в начале 20-х годов. Создание союза СССР. Перестройка высших органов государственной власти и местного управления Украины в связи с созданием СССР. Украинизация государственного аппарата.

    реферат , добавлен 31.10.2010

    Экономический и политический кризисы 1920 -1921 гг. Переход новой экономической политике. Образование СССР. Результаты НЭПа, причины его свертывания. Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы. Становление тоталитарного режима в 30-е годы.

    реферат , добавлен 07.06.2008

    Характеристика Союза Советских Социалистических Республик. Предпосылки образования СССР, подписание договора. Принятие первой Конституции СССР в 1924 году, ее основные положения. Законодательные и исполнительные органы власти. Верховный суд СССР.

    презентация , добавлен 12.12.2010

    Анализ причин, этапов и альтернативных проектов создания самого большого многонационального государства - Советского Союза. Причина создания СССР - правомерное желание правящей партии большевиков во главе с В.И. Лениным. Вопрос самоопределения народов.

Предпосылки образования СССР

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.
Возникновение и нарастание конфронтации.
Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.
Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.
Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.

«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.

Год образования СССР

Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.
Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.
Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Причины образования СССР

Произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

Вопрос 01. Каковы причины образования СССР?

Ответ. Причины:

1) на территории бывшей Российской империи образовалось несколько республик, каждая из которых была формально независимой, во всех них у власти были большевики, потому логичным курсом всех их партий было объединение и партий, и республик;

2) в первые годы после Гражданской войны у каждой из республик с РСФСР существовали двухсторонние договоры, была необходимость создать общую систему;

3) необходимо было объединить экономические ресурсы республик для восттановления хозяйства;

4) на международной арене республики формально выступали порознь, их объединение должно было усилить новое государство на международной арене.

Вопрос 02. Каковы предпосылки образования СССР?

Ответ. Предпосылки:

1) хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи складывались веками;

2) промышленность центра России снабжала районы юго-востока и севера промышленной продукцией, получая взамен сырьё - хлопок, лес, лён;

3) южные районы были основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. п.;

4) схожие по политическому устройству страны должны были выжить перед лицом враждебного окружения;

5) в умах и настроениях народов была жива память об их принадлежности к единому великому государству.

Вопрос 03. Какие существовали проекты создания единого государства?

Ответ. Проекты.

1) Нарком по делам национальностей И.В. Сталин предлагал включить все советские республики в состав РСФСР на правах автономий (которые в республике уже были, потому круг их прав, степень автономности были в целом определены).

2) В.И. Ленин предлагал республикам объединиться на основе равноправия с сохранением суверенных прав.

Вопрос 04. Как распределялись полномочия между центральными и местными органами власти?

Ответ. В ведении всесоюзных органов власти оказались международные отношения, вооружённые силы, пересмотр границ, государственная безопасность, внешняя торговля, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение.

В ведении республик остались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение, здравоохранение.

Вопрос 05. Какие противоречия отличали национальную политику, проводившуюся в 20-е гг. XX в.?

Ответ. С одной стороны советская власть способствовала развитию и выполнению многих требований национальных движений. Большое значение имела политика коренизации (привлечение на управляющие должности представителей местных национальностей). Но некоторые меры вызывали недовольство русских поселенцев. Так было в Киргизии, где землю отняли у русских и передали киргизам, но первые жаловались, что киргизы не стали пользоваться землёй, так как не знали, как её обрабатывать. В некоторых республиках обострялись межнациональные конфликты. Например, повсеместный ввод украинского языка на Украине возмутил не только русскоязычное население, но и многочисленных в этой республике евреев (их взаимная ненависть с украинцами, проявлявшая в истории периодически, фиксируется ещё во время восстания Богдана Хмельницкого в середине XVII века и даже раньше).