Все о тюнинге авто

Теоретические аспекты сравнения традиционного и электронного обучения. О сильных и слабых сторонах электронного обучения. Дистанционное обучение является пассивным

УДК 378.147

Б.Е. Стариченко, И.Н. Семенова, А. В. Слепухин

К вопросу соотношения понятий электронного обучения

в высшей школе1

Аннотация

В статье на основе сравнительного анализа различных позиций и суждений как исследователей, так и специалистов-практиков сформулирован ключевой признак видового отличия традиционного и электронного обучения - использование (или неиспользование, как в первом случае) в образовательном процессе информационных ресурсов (т. е. устройств и средств обработки, хранения, передачи информации), где учебный материал представлен в цифровом (электронном) формате. Избранный подход, при котором главным ориентиром является степень применения в образовательном процессе цифровых (электронных) ресурсов, позволяет унифицировано и корректно определить все существующие в современной высшей школе виды обучения (традиционное, дистанционное, электронное и смешанное), установить связь и показать разницу между ними. Это, с точки зрения авторов, обеспечит разумный компромисс при моделировании в высшей школе вариантов подготовки специалистов, которая понимается как совместный труд преподавателя и студента (тов), направленный на приобретение обучаемым знаний, способов деятельности и особенностей коммуникации, соответствующих требованиям будущей профессии, осуществляемый с применением учебных материалов информационного характера и необходимого оборудования.

| Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное обучение, смешанное обучение.

The research objective is the classification and conventional interpretations of the concepts of «e-learning», «distance learning» and «blended learning»; its interconnection and correlation of the didactic system of modern education. The authors note that the deficiency of general data theories in pedagogical literature, - on the one hand, and active development of learning types essentially complicate framing and contents of modern education didactic system. The authors give the key feature of the generic difference between the traditional and e-learning on the basis of the analysis and correlation made by various researchers" viewpoints; the key feature - the information resources" usage in educational process (i.e. devices for data processing, storage, transmission), and the information is presented in digital format. The authors single out that blended learning means implementation of traditional types and methods of specific educational tasks including the e-learning elements. Distance learning is proposed to be electronic itself; it"s supposed to be the final variation of e-learning.

| Keywords: e-learning, distance learning blended learning.

Вводные замечания

Процессы, происходящие в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества, неизбежно приводят к изменениям в сфере образования. Такие тенденции XXI в., как трансформация, непрерывность, переход к концепции развития лично-

сти, интеграция и др. , с одной стороны, и развитие современных информационно-коммуникационных технологий, включение их в процесс обучения - с другой, позволяют внедрить ряд принципиально новых идей в сфере образования, связанных, в том числе, с реализацией электронного, дистанционного и смешанного обучения.

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ 2014/392, проектов № № 1942,2039.

Модернизация российского образовательного пространства, которая проводится в контексте технологических новаций мировой системы образования на основе межкультурной и междисциплинарной интеграции, информатизации учебного процесса, формирования системы непрерывного образования, реализации компе-тентностного подхода, требует осмысления возрастающей роли видов электронного обучения, что становится одной из приоритетных задач современной отечественной педагогической науки.

Актуальность решения выделенной задачи усиливается всесторонним анализом педагогического опыта традиционного высшего образования. Результаты этого анализа указывают на снижение эффективности обучения, построенного на авторитарности педагогических требований и слабо связанного с потребностями общества и непосредственно тех, кто получает сегодня образование. Кроме того, к поиску новых технологических и методических решений вынуждает совмещение учебной и трудовой деятельности студентов и магистрантов и, как следствие, невозможность достижения в рамках традиционной схемы организации учебного процесса образовательных целей в полном объеме.

В такой ситуации и в условиях изменения целевых установок высшего образования, а также при возрастающем потоке учебной информации особое значение приобретает формирование у студентов умений учиться самостоятельно и ориентироваться в информационном потоке. Поэтому особо актуальными становятся современные педагогические технологии электронного, дистанционного и смешанного обучения, которые призваны реализовать личностно-ориентированный подход к подготовке специалистов и направлены на развитие индивидуальных ресурсов обучающихся.

Сказанное подчеркивает значимость исследования дидактических возможностей названных видов обучения, их методологических основ, условий реализации, выявления сущности педагогических, методических, психологических проблем их организации, а также поиска адекватных методик обучения.

Среди педагогов в настоящее время отсутствует единство в понимании сути и соотношения электронного, дистанционного и смешанного видов обучения и механизмов их осуществления. В данной статье излагается позиция ее авторов по обозначенному кругу вопросов.

Традиционное обучение и электронное обучение

Очевидно, что в рамещенном выше заголовке ключевым является понятие «обучение», а слова «традиционное» и «электронное» означают его организационные и методические формы.

В педагогической литературе имеется множество определений понятия обучения. Например, у Т.А. Ильиной это «целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека» . А в известном «Педагогическом словаре» Г. М.

и А.Ю. Коджаспировых говорится следующее: «обучение - специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями» . Последняя трактовка стала практически общепринятой - на нее ссылаются многие авторы.

В приведенных и других известных авторам определениях в качестве сущности обучения выделяется, как правило, взаимодействие педагога и учащихся, однако не учитывается аспект взаимодействия учащегося с образовательной средой, в которой протекает образовательный процесс. Помимо этого определения понятия «обучение» обычно носят общий характер и сфокусированы в основном на общем образовании. Однако при углублении специфики образовательных процессов толкование обучения всякий раз нуждается в конкретизации. Например, относительно высшей школы следует ввести уточняющее понятие «обучение специалиста» или «обучение в высшей школе». При акцентировании внимания на информационном характере обучения, с нашей точки зрения, приемлема такая формулировка: обучение специалиста в высшей школе - это совместный труд преподавателя и студента (ов), направленный на приобретение обучаемым знаний, способов деятельности и особенностей коммуникации, соответствующих требованиям будущей профессии, и осуществляемый с применением учебных информационных материалов и необходимого оборудования.

К функциям преподавателя при его совместной деятельности с учащимися следует отнести:

Создание необходимого информационного ресурса (информационной образовательной среды);

Выбор и реализацию оптимальных (для заданных условий обучения) методов и средств обучения; планирование процесса обучения;

Проведение интерактивных учебных занятий;

Управление самостоятельной работой студентов;

Определение регламентов коммуникации со студентами.

Функции же студента заключаются

В осуществлении активной и сознательной учебно-познавательной деятельности (в основном самостоятельной) по приобретению знаний и освоению способов деятельности, установленных ФГОС (как минимально необходимых);

Развитии собственных творческих профессионально-значимых качеств.

Таким образом, современный процесс обучения в вузе состоит

Из информационного образовательного ресурса (среды);

Взаимодействия с образовательным ресурсом студента и преподавателя;

Взаимодействия между преподавателем и студентами в интерактивном (on-line) и неинтерактивном (off-line) режимах.

К вопросу соотношения понятий электронного обучения в высшей школе 55

ющих обработку информационных ресурсов в электронных (цифровых) форматах представления учебного материала. В эту категорию не попадают «докомпьютерные» технические средства обучения - кино- и видеопроекции, проекции статического изображения, электронные опросники и проч.- их применение также включается в средства и методы традиционного обучения.

Оценивая особенности перечисленных выше составляющих в традиционном вузовском обучении, нужно обратить внимание на следующее:

Информационная образовательная среда строится на основе источников на бумажных носителях, имеющихся в вузе, - учебниках, пособиях, книгах, журналах; затруднен (чаще невозможен) доступ к зарубежным изданиям, в том числе периодическим; автоматизированные средства обработки информации отсутствуют (и, соответственно, не входят в информационную среду);

Доступ к ресурсам осуществляется лишь через соответствующие хранилища (библиотеки, читальные залы) только в установленное время и в определенном месте; обновление ресурсов преподавателем не может быть произведено оперативно;

Взаимодействие между преподавателем и студентами очной формы обучения осуществляется лишь в интерактивном режиме во время аудиторных учебных занятий и контрольных мероприятий; консультации, на которых студенты могут задать вопросы преподавателю, также носят аудиторный характер и происходят не по мере необходимости для студентов, а в соответствии с установленным расписанием; взаимодействие преподавателя со студентами заочной формы обучения в период сессий имеет интерактивный (аудиторный) характер, в остальное время большая часть взаимодействия осуществляется через неинтерактивные и медленные средства связи, например почту.

Таким образом, организация традиционного обучения обладает целым рядом недостатков, которые требуют решительного устранения. Это стало возможно благодаря современным средствам информационно-коммуникационных технологий обеспечивающим, в частности, в учебном процессе

Представление, передачу и использование информации в различных формах (мультимедиа);

Хранение значительных объемов информации;

Оперативный доступ к удаленной информации;

Оперативную коммуникацию заинтересованных лиц;

Организацию совместной деятельности в виртуальном пространстве;

Оперативную обработку информации, компьютерное моделирование и проч. Все перечисленное основано на представлении любой информации в цифровых (электронных) форматах, а также работе устройств, обеспечивающих ее автоматизированную обработку, передачу и хранение. Допустимые при этом методы обучения оказываются вторичными по отношению к характеру информации и средствам ее обработки. Таким образом, традиционное обучение и обучение с использованием информационно-коммуникационных систем отличается, в первую очередь, возможностью работать с информацией в электронном виде.

В отечественной и зарубежной литературе имеется немало определений понятия «электронное обучение» (e-leaming):

Это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников1;

Использование новых информационных технологий, технологий мультимедиа и интернет (1СТ) для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы ;

Самостоятельный вид обучения, основанный на интеграции педагогических и инфокоммуникационных технологий, сущность которого составляет интерактивное дистанционное взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды, обеспечивающее формирование инфокоммуни-кационной личности на основе мобильного содержания образования, интерактивных способов деятельности и персонифицированного учета учебных достижений обучающихся ;

Новая форма организации учебного процесса, базирующаяся на самостоятельной учебной работе обучающихся с помощью развитых электронных образовательных ресурсов; среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и/или во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств электронных телекоммуникаций .

Использование новых информационных технологий, технологий мультимедиа и Интернет в процессе обучения ;

Передача знаний, управление и поддержка в процессе обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий (1СТ), которые включает в себя программное и аппаратное решения .

Результаты контент-анализа основных подходов к определению понятия «электронное обучение» представлены в таблице.

При толкованиях электронного обучения усматривается неодинаковое понимание его сущности:

Это улучшенная форма дистанционного обучения, т. е. вид дистанционного образования, в котором активно применяются различные электронные средства обучения;

Процесс, предполагающий внедрение и использование систем управления обучением - его содержанием (контентом), процессом формирования компетенциями, процедурами отслеживания результатов обучения; системы доставки учебных материалов «в нужное время в нужном количестве в нужное место»; систем тестирования и интерактивной поддержки обучающей среды;

1 Закон Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон, ст. 15 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/ документы/2974.

Подходы к трактовке понятия «электронное обучение»

Целевая направленность (виды деятельности) Используемые средства (инструментарий, ресурсы) Особенности формулировки принципов, содержания, методов, условий обучения

Федеральный Закон организация образовательной деятельности организация деятельности, обработка, передача информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников информационные технологии, технические средства, информационно-коммуникационные сети

А. А. Андреев синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения доставка учебного материала, его самостоятельное изучение, диалоговый обмен между преподавателем и обучающимся традиционные и новые информационные технологии и их технические средства принципы традиционны, содержание и методы меняются

Н. Дубова использование новых информационных технологий,технологий мультимедиа и Интернет доступ к ресурсам и сервисам, удаленный обмен знаниями, совместная работа новые информационные технологии, технологии мультимедиа и интернет

E-didactics процесс обучения приобретение компетенций информационная образовательная среда доминирующая тенденция к самообучению

А. В. Соловов новая форма организации учебного процесса самостоятельная учебная работа обучающихся с помощью развитых электронных образовательных ресурсов, взаимодействие участников процесса электронные образовательные ресурсы, среда обучения, средства электронных телекоммуникаций

М. J. Rosenberg использование интернет-технологий предоставление широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда, доставка учебного контента, обучение сеть, интернет-технологии, учебный материал

P. J. Edelson, V.V. Pitman оп-!^ обучение, Web-based training, CBT-computer Based Training обучение Web-технологии, компьютерные технологии

D. Morrison длительное усвоение знаний и навыков взрослыми усвоение знаний синхронные (видео-конференции, виртуальные занятия, скоростной обмен сообщениями), асинхронные (электронная почта, текстовые материалы, аудио- и видеозаписи, др.) средства

Д. Р. Гаррисон, Т. Андерсон организованный по определенным темам, программам, предметам учебный процесс активный обмен информацией между студентами и преподавателями, а также между самими студентами средства новых информационных технологий и средства массовой коммуникации - факс, радио, телевидение, а также аудио-, теле-и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации

D. Keegan предоставление образования и подготовка кадров предоставление образования и подготовка кадров Интернет, среды виртуального обучения, систем управления обучением

Альтернатива традиционному очному обучению, когда занятия проводятся в дистанционной форме с использованием технологий Гасе-Ьэ-Гасе-1еагш^ («лицом к лицу»), которые позволяют обучающимся не просто самостоятельно знакомиться с учебной информацией, но и в реальном времени удаленно присутствовать и участвовать в реальных учебных занятиях.

Обращает на себя внимание то, что многие авторы отождествляют электронное обучение с дистанционным. С нашей точки зрения, это неверно: первое может быть реализовано в учебной аудитории и на локальных компьютерах. Если, как говорилось выше, ключевым признаком, разделяющим традиционное и электронное обучение, является неиспользование / использование

К вопросу соотношения понятий электронного обучения в высшей школе 57

информации в электронных форматах, то можно дать следующее определение: электронным следует считать обучение, средства и методы которого предусматривают применение учебных информационных ресурсов в электронных (цифровых) форматах представления .

Прокомментируем данное определение:

Во-первых, все остальные факторы, которые часто указываются в формулировках других авторов, например: необходимость компьютерной техники и программного обеспечения для создания и использования цифровых ресурсов, базы данных для их хранения, сети для доступа к ресурсам и обмена информацией между субъектами учебного процесса и др., - оказываются следствием использования цифровых форм представления информации и подобная детализация, вообще говоря, выглядит лишней;

Во-вторых, отдельные методы и средства электронного обучения могут реализовываться наряду с традиционными - в этом случае следует вести речь о смешанном обучении (blended learning).

Дистанционное обучение и смешанное обучение

Дистанционное обучение (distant learning) как самостоятельную форму организации учебного процесса признают и многие отечественные исследователи (В.Ю. Быков, Е.Ю. Владимирская, Н.Б. Евтух, В.О. Жулкевская, С.А. Калашникова, М.Ю. Карпенко, С.П. Кудрявцева, Е.С. Полат, Н.Г. Сиро-тенко, Е.М. Смирнова-Трибульская, П.В. Стефа-ненко, В.П. Тихомиров, О.В. Хмель, А.В. Хуторской, Б.И. Шуневич и др.), и зарубежные (М. Ален, Т. Андерсон, Дж. Боат, Ф. Ведемеер, Д.Р. Гаррисон, Дж. Дани-ель, Р. Деллинг, Д. Киган, М. Мур, О. Петерс, К. Смит, Р. Холмберг и др.).

Обратимся к некоторым определениям дистанционного обучения, которое называют

Способом обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах и используют аудио-, видео-, интернет- и спутниковые каналы связи в учебных целях ;

Целенаправленным, организованным в специфической дидактической системе процессом интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся с применением средств обучения, инвариантных к их расположению в пространстве и времени, который реализуется ;

Телекоммуникационным обучением, которое осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет и при котором удаленные друг от друга субъекты (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся их внутренними изменениями (приращениями) и созданием образовательной продукции .

В предшествующей работе одного из авторов данной статьи разграничиваются понятия «дистанционное образование», «дистанционное обучение» и «дистанционные технологии обучения». В частности, обосновывается следующее утверждение: дистанционное обучение (distance learning) - это асинхронная форма изучения

учебной дисциплины, предусматривающая самостоятельное усвоение обучаемым специально организованных учебных материалов с оперативным доступом к ним; контроль и управление учебной деятельностью, осуществляемые удаленным преподавателем.

К определению даются следующие разъяснения:

1) ... асинхронная форма... означает, что процесс обучения происходит у каждого обучаемого независимо от других;

2) в дистанционном варианте обучаемый осваивает учебный материал самостоятельно, имея при этом возможность оперативного дистанционного взаимодействия с преподавателем и другими обучаемыми;

3) ... специально организованные учебные материалы... охватывают все виды учебной деятельности студента как по содержанию, так и по организации процесса обучения; они (материалы) представлены в электронных форматах и предусматривают удаленный доступ к ним;

4) ... оперативный доступ... к учебным материалам означает, что он должен осуществляться в любое приемлемое для обучаемого время и из удобного для него места; безусловно, обеспечить такой доступ можно только при использовании компьютерных сетей и сетевых коммуникационных сервисов, т.е. при наличии информационной образовательной среды .

Таким образом, дистанционное обучение следует рассматривать в качестве предельного случая электронного обучения, которое не содержит элементов традиционного обучения в части организации учебного процесса и взаимодействия его субъектов с образовательными ресурсами и между собой.

Однако было бы неправильно ограничить возможности организации учебного процесса двумя предельными случаями - традиционным и дистанционным обучением. Существует значительный образовательный сектор, в котором дистанционное обучение в полном объеме применить невозможно, но ничего не мешает использовать отдельные элементы электронного обучения (в частности, дистанционные образовательные технологии). Это относится к очной форме и школьного, и высшего образования.

В результате поисков более совершенных схем организации учебного процесса, использующих достоинства distance learning и компенсирующих его недостатки, возникла идея смешанного обучения (blended learning). Этим термином обозначается учебный процесс, в котором применяются различные событийно-ориентированные методики управления процессом обучения, такие как face-to-face learning (обучение в аудитории), distance learning (асинхронное дистанционное обучение) и online learning (синхронное дистанционное обучение). Образовательный процесс строится на взаимодействии учащегося не только с компьютером, но и с преподавателем в активных очной и дистанционной формах, когда изученный самостоятельно материал обобщается, анализируется и используется для решения поставленных задач. Смешанное обучение рассматривается педагогами как

Обучение, сочетающее различные виды учебных мероприятий, включая очное обучение в классе, онлайновое электронное обучение и самообучение на рабочем месте ;

Модель, в которой распределенные информационно-образовательные ресурсы задействованы в очном обучении, включающем элементы асинхронного и синхронного дистанционного обучения ;

Комбинация очного и дистанционного обучения, в которой одно из них является базовым в зависимости от предпочитаемой модели ;

Интеграция электронного и традиционного обучения, которой присуща запланированность и педагогическая ценность ;

Использование в разных соотношениях электронного и аудиторного обучения ,

Комбинирование «живого» обучения с обучением при помощи интернет-ресурсов (в первую очередь второго поколения), позволяющих осуществлять совместную деятельность участников образовательного процесса ;

Традиционное обучение с применением дополнительных электронных технологий .

Сопоставление определений показывает, что все они так или иначе указывают на сочетание традиционных и электронных форм образования. Гибкость смешанного обучения состоит в том, что пропорции традиционной очной и дистанционной форм в нем могут быть различными. Их соотношение зависит от нескольких достаточно очевидных факторов: содержания дисциплины, возраста обучаемых, степени их готовности к самообразованию, возможностей информационной образовательной среды учебного заведения, оснащенности учебно-методическим обеспечением. Таким образом, электронное обучение, согласно нашим представлениям, объединяет смешанное и дистанционное обучение.

Литература

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение:

сущность, технология, организация. Москва: МЭСИ, 1999. 196 с. 2.

2. Андреева О. Смешанное обучение как одно из конкурентных преимуществ вузов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://megaport-nn.ru/ content/articles/19161.

3. Артыкбаева Е.В. Теория и технология электронного обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис... д-ра пед. наук. Алмата, 2010. 47 с. 4.

4. Дубова Н. E-Learning - обучение с приставкой «е» // Открытые системы. 2004. № 11. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cpk.mesi.ru/ materials/articles/other08/.

5. E-didactics как теоретический базис электронного обучения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://method-lip. livejournal.com/363.html.

6. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1984. 496 с. 7.

7. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Москва: 2007. 40 с. 8.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2000. 176 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// slovo.yaxy.ru/87.html

9. Львовский М.Б. О дистанционном обучении [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm.

10. Саейд Бакер А. О содержании понятия «E-Learning - электронное обучение» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/ offline/2007/1178.htm.

11. Соловов А.В. Дидактический анализ проблематики электронного обучения // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies: сб. трудов международной конференции. Казань: КГТУ, 2002. С. 212-216.

12. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006. 464 с. 13.

13. Стариченко Б. Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе // Образование и наука. 2014. № 9. с. 51-63

14. Фандей В.А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: дис... канд. пед. наук. Москва: МГУ, 2012. 175 с. 15.

15 Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. С.-Петербург: Питер, 2001. 544 с. 16.

16. Bersin J. The Blended Learning Book: Best Practices, Proven Methodologies and Lessons Learned / John Wiley & Sons, 2004. 352 p.

17. Clark D. Blended learning / CEO Epic Group plc, 52 Old Steine, Brighton BN11NH, 2003. 44 р.

18. Edelson P.J., Pitman V.V. E-Learning in the United States: New Directions and Opportunities for University Continuning Education // Global E-Journal of Oped, Flexible & Dictance Education. № 1. 2001. P. 71-83. Available at: http://www. ignou.ac.in/e-jurnal/contents/edelson.htm.

19. Garrison D.R. Three generations of technological innovations in distance education // Distance Education. Vol. 6. № 2. 1985. P. 235-241.

20. Keegan D. The impact of new technologies on distance learning students // E-learning & education. Available at: http://eleed. campussource.de/archive/ 4/1422/.

21. Khan Badrul. A framework for E-learning, 2003. Available at: http:// www.bookstoread.com/fram ework/.

22. Morrison D. E-Learning Strategies. How to get implementation and delivery right first time. Chichester: John Wiley & Sons Inc., 2003. 409 p.

23. Picciano A., Dziuban C. Blended Learning: Research Perspectives. Needham, MA: Sloan Center for Online Education, 2007. 312 p.

24. RosembergM.J. E-Learning: Strategies for Delivering Knowledge in the Digital Age. Available at: http://marcrosenberg.com/.

25. Starichenko B.E. Conceptual basics of computer education. Yelm WA USA: Science Publishing Book House, 2013. 184 p.

26. Watwood B. Building from content to community: Rethinking the transition to online teaching and learning: A CTE White Paper / B. Watwood, J. Nugent, William «Bud» Deihl. Virginia Commonwealth University: Center for teaching excellence, 2009. 22 p.

Основные преимущества дистанционного обучения в сравнении с традиционным очным обучением

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев - и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом дистанционного обучения следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень.

Один из важнейших плюсов дистанционного обучения - меньшая стоимость обучения, которая, в среднем ниже на 32-45%. В исключительных ситуациях имеет место еще более внушительное уменьшение стоимости - в этом смысле интерес представляют расчеты специалистов корпоративного учебного центра РЕДЦЕНТР. Взяв за основу некую условную компанию с персоналом общей численностью в 280 сотрудников, 80 из которых подлежат обучению, специалисты РЕДЦЕНТР произвели расчеты и пришли к заключению, что при правильной организации дистанционное обучение может обойтись компании в семь раз дешевле посещения очных курсов по аналогичной тематике. Поэтому нет ничего удивительного в том, что компании все чаще выбирают данный вариант обучения в качестве приоритетного при повышении квалификации персонала. Немаловажен данный момент и при получении образования в высшем учебном заведении - если оплата традиционного очного обучения на коммерческой основе оказывается не по карману. Правда, не стоит считать более низкую стоимость дистанционного обучения основным доводом в его пользу при получении базового образования в академическом вузе. Дело в том, что далеко не каждый студент в силу своих личных особенностей способен получить дистанционное образование: существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения, а кому-то может просто не хватить дисциплинированности и усидчивости при организации самостоятельных занятий.

Немаловажным преимуществом дистанционного обучения является его большая, время обучения сокращается в этом случае на 35-45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15-25%. Правда, данное преимущество работает не всегда - все зависит от изучаемого материала и от метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики - если грамматику языка можно освоить дистанционно, то для овладения устной речью необходимо очное общение. Кроме того, немало специалистов обращают внимание на тот факт, что большая эффективность обучения может быть достигнута только при тщательном учете таких факторов, как структура курса и методика подачи изучаемого материала.

Онлайновое обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того, электронное обучение автоматически приводит «к раннему овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий , что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в экономике».

Нельзя забывать и о том, что дистанционное обучение - единственный способ получить образование для тех, кто по ряду причин (отсутствие времени, необходимость сочетать учебу с работой, территориальная удаленность от вуза и пр.) не может учиться обычным очным образом.

В целом, дистанционное обучение оказывается наиболее актуальным в тех случаях, когда стоит задача обучения большого количества сотрудников некой организации за минимальный промежуток времени, а сама организация имеет территориально распределенную структуру и в ней достаточно часто проводятся организационные изменения.

Вместе с тем дистанционное и очное обучение не стоит противопоставлять одно другому - это разные, но взаимодополняющие формы обучения, между которыми лежит довольно обширная область смешанных решений, оказывающихся зачастую гораздо более продуктивными. На практике это означает, например, дополнение очного базового образования необходимыми онлайновыми курсами или использование комбинированной формы обучения, при которой более доступная для самостоятельного освоения часть теоретического материала изучается слушателем дистанционно, а практические работы и освоение сложного теоретического материала проходят в аудитории под руководством преподавателя.

Поддержка государства

Эксперты ЮНЕСКО и правительства развитых стран сходятся во мнении, что соответствовать требованиям информационного общества к уровню квалификации людей можно только за счет использования дистанционного обучения как технологии, ориентирующей студентов на новый стиль образования и развивающей их умения и навыки для дальнейшего обучения в течение всей жизни. Поэтому электронное обучение, позволяющее подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах, признано приоритетным в ходе реформ образовательных систем в таких ведущих странах мира, как США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и др., и даже на уровне ООН.

В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании » и приказ Министерства образования РФ от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».

Сферы использования дистанционного обучения

Сегодня дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке образования и можно четко выделить сферы, где оно уверенно позиционируется как альтернатива традиционному обучению. В основном речь идет о корпоративной сфере и сфере образования - в первой дистанционному обучению нет равных в плане начальной подготовки сотрудников компании, их аттестации и повышения квалификации, а во второй онлайновое обучение привлекательно для абитуриентов как возможный вариант получения образования.

Дистанционное обучение получает сегодня все более широкое распространение в государственных структурах, где оно незаменимо для организации и поддержки постоянно действующей системы непрерывного повышения квалификации госслужащих. Кроме того,

Дистанционное обучение получило признание и в разнообразных учебных центрах, специализирующихся преимущественно на проведении онлайновых курсов в сферах информационных технологий и бизнеса.

В компаниях, на предприятиях и в госструктурах онлайновое обучение позволяет решить вопросы обучения и переобучения сотрудников, что особенно актуально в условиях внедрения новых, в том числе информационных, технологий, когда обучение большого числа сотрудников зачастую связано со значительными расходами. Еще больше возрастает актуальность дистанционного обучения при наличии у компании удаленных филиалов, когда организация традиционных тренингов на местах не только повышает стоимость обучения чуть ли не на порядок, но и технически оказывается более сложной - хотя бы из-за отсутствия на местах нужных специалистов. В госсекторе в этом смысле еще сложнее - удаленность определенных структур здесь является нормой, и при внедрении какой-либо технологии или инновации сразу в одной или даже в нескольких областях соответствующее переобучение сотрудников может превратиться в высшей степени затратную с точки зрения сил, средств и времени задачу.

Не менее важной является для компаний поддержка определенного уровня конкурентоспособности - ведь, способность учиться быстрее конкурентов является единственным источником конкурентного преимущества над ними. Это обстоятельство тоже обусловливает появление значительного числа потребителей образовательных услуг, заинтересованных в дистанционном обучении.

Кроме того, в целом ряде отраслей (особенно в сфере услуг, в розничной и оптовой торговле) наблюдается высокая текучесть кадров, в результате чего в компаниях постоянно появляется множество новых сотрудников, которым необходимо пройти обучение, и организация обычных тренингов в этом случае фактически будет означать выбрасывание денег на ветер.

В учебных заведениях и учебных центрах дистанционные и смешанные формы обучения позволяют охватить обучением удаленные регионы и снизить прямые затраты на обучение.

Степень популярности онлайнового обучения для всевозможных структур и в различных сферах очень разная. В корпоративном бизнесе явное предпочтение отдается онлайновым курсам. Что касается высшего образования , то для получения звания бакалавра большинство студентов предпочитают очную форму, а дистанционно заканчивают какие-либо дополнительные курсы. При дальнейшем обучении процент выбирающих онлайновое обучение возрастает, причем при освоении как основных, так и дополнительных дисциплин.

В разных сферах наблюдается неоднозначное отношение к дистанционному обучению. На данный момент наиболее востребовано оно в корпоративной сфере в качестве замены традиционных тренингов и в сфере образования при изучении отдельных курсов. Кроме того, данный вариант обучения завоевывает все более прочные позиции в финансовой и ИТ-сферах, при переобучении государственных служащих, в здравоохранении

Дистанционное обучение в России

Сразу отметим, что назвать точные данные, характеризующие объем российского рынка дистанционного обучения, невозможно из-за их отсутствия. Причин тому несколько. Прежде всего этот рынок еще только начинает формироваться, поэтому аналитические компании не принимают его в расчет и, следовательно, официальных исследований по нему не проводят. Да и прозрачностью данный рынок не отличается, так как работающие там российские компании открыто не заявляют о своих доходах. Поэтому судить об особенностях развития российского рынка дистанционного обучения придется опосредованно, анализируя данные из разных источников.

Переломным для развития дистанционного обучения в России может считаться 2004 год, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов. В 2005 году положительная динамика развития рынка дистанционного обучения сохранилась, и на данный момент дистанционное обучение персонала с успехом реализовано на таких крупных предприятиях , как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест» и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.

В России в настоящее время возможность получения образования дистанционным путем предоставляют около 40% вузов. Ведущие российские вузы и крупные учебные центры предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям.

Однако основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка дистанционного обучения, по-прежнему остается недостаток хорошего русскоязычного электронного контента, потребность в котором у крупных компаний очень высока. Помимо этого серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.

Оценить общее число потребителей дистанционных курсов в России не позволяет отсутствие данных. Можно лишь сказать, что их число растет довольно быстро.

Информация относительно популярности дистанционного образования в центре и в регионах весьма противоречива. Например, по данным Академии «АйТи» за 2004 год, 64% (то есть большинство) дистанционно обучающихся в данной академии студентов представляли регионы, что вполне логично по причине независимости дистанционного обучения от места жительства. В то же время, по другим данным, получается, что почти половина студентов данной системы дистанционного обучения проживает в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области . Правда, и это можно объяснить большими возможностями центра в плане доступа к Интернету и большей информированностью о возможностях дистанционного обучения.

Интенсивный рост ИТ-рынка и быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями Россиян в образовании позволяют предположить высокие темпы роста на рынке дистанционного обучения. По прогнозам Академии «АйТи», эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях - даже до 75%.

Наиболее перспективными в плане внедрения дистанционного обучения стоит считать корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. Образовательный сектор, объединяющий высшие учебные заведения, также довольно интересен, правда не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализации комбинированных вариантов обучения, когда студенты очных курсов будут изучать часть предметов дистанционно. Для получения базового образования в российских вузах вариант дистанционного обучения, видимо, пока что малоперспективен - прежде всего из-за значительного снижения числа абитуриентов. В 2010 году их число составит только 62% от уровня 2005 года, и нетрудно догадаться, что подавляющее большинство абитуриентов предпочтут привычный и давно оправдавший себя вариант очного обучения.

Перспективы развития дистанционного обучения

В будущем, а точнее к 2010 году, если верить специалистам из American Educational Research Association, две трети всего обучения будет осуществляться дистанционно. Скорее всего, данный прогноз стоит считать слишком оптимистичным, но несомненно одно - электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.

В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, дистанционное обучение продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие - дистанционно.

Введение

ГЛАВА I Теоретические аспекты сравнения традиционного и электронного обучения

1. Современные проблемы традиционного и электронного обучения.12-30

2. История традиционного и электронного обучения.31-48

3. Требования к содержанию электронного обучения.49-81

Выводы по первой главе

Г ЛАВА II. Современная технология традиционного и электронного обучения

1. Формы и методы электронного обучения.82-92

2. Результаты опытно – экспериментальной работы... 93-114

3. Разработка научной основы технологии электронного обучения.115-124

Выводы по второй главе

Заключение. 125-132

Библиография... 133-149

История традиционного и электронного обучения

В составлении контекста онлайн-обучения необходимо использовать такие стратегии, которые позволяют учащимся понять и обратить внимание на информацию и активно запоминать ее. Учащиеся используют свою сенсорную систему для освоения информации в форме чувств. Необходимо использовать стратегии, максимально способствующие проявлению ощущений . Например, оответствующее расположение информации на странице, особенности страницы (цвет, графика, размер шрифта и т.д.) и методы подачи информации (аудиальный, визуальный, анимационный, видео).

Учащиеся перед восприятием и обработкой информации должны понять ее на чувственном уровне. Стратегии, необходимые для развития понимания и интереса к онлайн-обучению, приведены далее .

Важная информация должна быть расположена в середине страницы и учащиеся должны читать ее слева направо (для латинского алфавита).

Учебную информацию для привлечения внимания необходимо выделять различными способами.

Учащиеся должны понимать необходимость занятий, чтобы уметь сосредотачиваться на получаемой информации.

Презентация материалов должна соответствовать уровню знаний учащегося, чтобы он мог воспринять ее смысл. Сочетание простого и сложного материала поможет адаптации учащегося к различным уровням обучения.

Эти стратегии позволяют учащимся сохранять информацию в долговременной памяти и придавать смысл новой информации. Задача учащихся состоит в налаживании связи между новой и хранящейся в долговременной памяти информацией.

Стратегии должны способствовать реализации следующих моделей: – подготовка концептуальных моделей, которые учащиеся могут применить в своих существующих ментальных моделях, или для сохранения структуры необходимо их использовать при изучении деталей урока; – используйте предварительные опросы для прояснения ожиданий и активизации имеющейся структуры знаний учащихся и обеспечения мотивации к поиску дополнительных ресурсов и достижения результата. – информация должна передаваться по частям, чтобы предотвратить переполнение активной памяти. Учебные материалы онлайн-обучения должны составлять от 5 до 9 пунктов на одной странице, чтобы облегчить обработку в активной памяти; – если урок содержит много пунктов, то он должен быть организован в виде информационного плана. Информационный план является видением представления занятий онлайн, которые могут быть сформированы в трех формах: 1 – линейной, 2 – сетевой и

В процессе урока каждый пункт отображается в общем информационном плане и затем разделяется на подпункты. В конце урока, интерпретируя связи между элементами, в генеральный план повторно вносятся корректировки. С целью углубленной обработки, учащиеся должны в конце каждого урока обращаться для предоставления информации и ее обновления в плане .

Эффективные онлайн-занятия должны использовать техники, предоставляющие учащимся возможность поиска и постижения информации, обеспечивающие стратегии высокой обработки и сохранение информации в долговременную память .

Требования к содержанию электронного обучения

Следует отметить, что хотя цели виртуального обучения совпадают с задачами дистанционного обучения, однако они различны по сути.

Проблема роста претендентов на получение высшего образования и развитие информационных и коммуникационных технологий привели к возникновению новых подходов к обучению и его методам.

Одним из последних изменений в этой области считается виртуальное образование. Виртуальное образование возникло в качестве решения этой проблемы и обеспечило новые возможности в жизни и образовании,

особенно для взрослых людей. Для установления системы виртуального образования необходимо рассмотреть многие факторы вместе и в сочетании друг с другом. Сравнительные исследования и обзор литературы виртуального обучения показали, что самые важные составляющие системы образования состоят из:

Технологической инфраструктуры. Включает основополагающие системы коммуникации (волоконно-оптические, спутниковые ресиверы, микропроцессоры и др.), сеть Интернет, Интернет-провайдеров, подключение системы образования к сетевым системам и т.д.

Человеческая инфраструктура. Внедрение системы виртуального обучения требует привлечения квалифицированного технического персонала, разработчиков технических и учебных проектов, преподавателей, студентов, проектировщиков, администраторов и т.д.

Также необходимы обширные знания – умение использовать ПЭВМ, текстовые редакторы, извлекать из веб научные знания вместо бесцельного просмотра веб-страниц, применять программное обеспечение, мультимедиа, находить ошибки и исправлять их и т.д..

Здесь, несомненно, имеют важное значение новые подходы, изменение восприятия и понимания совокупности факторов и корректирование ролей, отношений и методов деятельности.

Педагогическая инфраструктура. Смена парадигмы преподавания и обучения, изменение от контролируемого обучения в классе к системе самообучения свободной от временных и пространственных ограничений, новые методы обучения (синхронные и асинхронные), новая педагогическая экология, смещение центра внимания от преподавателя к ученику, смещение сосредоточенности от преподавания к обучению, новейшие методы обучения и оценки и т.д.

Культурная, социальная и определяющая инфраструктура. Нетократическая культура (ориентированная на Интернет), воспитание гражданина мира с соблюдением национальных и местных ценностей, обращение внимания на цифровой разрыв и направление усилий на справедливое распределение процессов преподавания и обучения, сетевой культуры и традиций, изменение социальной роли высшего образования, развитие новой педагогической культуры (независимость и самостоятельность учащегося) в качестве доминирующей организационной культуры в средах преподавания и обучения.

Экономическая инфраструктура. Электронная коммерция, доходность, новейшие методы распределения ресурсов и бюджета, новые модели обеспечения, маркетинг и развитие рынка образования, экономика без посредников, возврат на инвестиции, макроэкономика, косвенная эффективность (расширение выбора учебных тем, преподаватель, средство массовой информации, цена, скорость, способы обучения и т.д. для учащегося).

Инфраструктура управления и руководства. Управление знаний (смещение акцента к организационному обучению, а не индивидуальному, разработка способов передачи накопленных знаний и опыта между сотрудниками организации). Выбор стратегии взаимосотрудничества и здоровой конкуренции, новые стратегии руководства и управления, включая совместное управление, превентивное и динамичное управление, международные и глобальные подходы к организационным вопросам, разработка политик, курсов и правил в области виртуального образования, в связи с такими различными факторами, как объем работы, способ привлечения научных сотрудников, методов, проверка и лицензирование, вопросы интеллектуальной собственности, качественные и количественные стандарты, обеспечение качества, оригинальности и достоверности информации, меры электронной безопасности, приемлемые политики использования и т.д.

Административная инфраструктура и система поддержки. Электронная система управления, организационная, учебная и техническая система поддержки учащихся, преподавателей и сотрудников, доступ к цифровым ресурсам, услугам и т.д. . Особенности электронного обучения Насколько хорошо разработана программа электронного обучения, настолько больше можно обеспечить специальные характеристики, полезные в процессе изучения. Во всяком случае, эти характеристики должны быть в значимой форме включены в программу электронного обучения. Насколько больше доля составляющих определенной программы электронного обучения, настолько больше возможностей и характеристик она может обеспечить. Степень эффективности характеристик электронного обучения сильно зависит от вопроса их включения в разработку программ. Качество и степень влияния одной характеристики электронного обучения можно определить через рассмотрение важных кризисных тем среды обучения. Ниже приведены примеры некоторых характеристик электронного обучения. Интерактивность, реальность, полный контроль, комфорт, самодостаточность, легкость использования, поддержка онлайн, безопасность, умеренность расходов, совместное обучение, формальные и неформальные среды, многопрофильность, оценка онлайн, поиск онлайн, глобальная доступность, межкультурные взаимодействия, отсутствие дискриминации и т.д.

Результаты опытно – экспериментальной работы

Факторы, препятствующие развитию электронного обучения Применение новых моделей обучения для тех, кто несколько лет занимался традиционным способом, будет сопряжено с определенными проблемами и трудностями. Наряду с этим, философия образования и воспитания (педагогика) в каждой стране различна. В результате появятся разные методы и подходы. Изменение моделей обучения потребует преобразования таких подходов. С другой стороны, страны различаются между собой в вопросе доступа к информационным и коммуникационным технологиям. Эти различия могут создать определенные препятствия при реализации и внедрении электронного обучения.

Виртуальный вуз Виртуальный вуз является средой, где с помощью использования таких мультимедийных средств, как ПЭВМ, сеть Интернет, факс, камера, программное обеспечение для связи онлайн и т.д. реализуется дистанционное электронное обучение .

Можно утверждать, что понятия «виртуальный вуз» и «виртуальное обучение» относятся к таким курсам и образованию, которые отличны от методов традиционного обучения. Содержание занятий может передаваться через Интернет или с использованием видеосвязи, в двустороннем активном и интерактивном режиме. А также кабельное и спутниковое телевидение могут служить медиасредством передачи этих занятий.

Виртуальный вуз является интерактивным, динамичным и ориентированным на студента заведением. Такие вузы дают возможность обучения в любом месте, в любое время и на протяжении всей жизни .

Исследовательский центр – этот центр информирует учащихся о научной и издательской деятельности. Книжный магазин – дает возможность купить электронные книги и другие учебные материалы с помощью кредитной карты (e-books). Ответственный за исполнение административных услуг, таких как регистрация перечня занятий семинара, экзаменов и лабораторных работ.

Учебные подразделения, предлагающие занятия, лаборатории, диссертации и программы экзаменов. Электронное обучение в Иране делает первые шаги в сфере образовательных технологий и дистанционного образования. Одним из важнейших доводов в пользу необходимости создания центров электронного обучения в Иране является то, что ограниченные ресурсы действующей системы образования превратились в особую социальную проблему ]19[.

Преимущества и недостатки виртуальных вузов Как было определено ранее, виртуальный вуз передает свои занятия и учебные программы через Интернет и учащийся не должен, как в традиционном образовании, обязательно присутствовать в классе. Далее назовем некоторые преимущества и недостатки данных вузов:

Преимущества. Возможность предложения занятий в мультимедиийной среде (аудио, видео, текст, анимация), что естественно значительно повышает качество содержания. Доступность содержания занятий из любого места и в любое время, плюс возможность повторения для лучшего усвоения. Отсутствие временных и пространственных ограничений дает возможность занятым людям, или даже тем кто находится в поездке, без особых проблем получать образование. Связь учителя с учащимся по сети обеспечивает возможность выбора преподавателя из любой страны мира, также как и ученик из любой точки планеты может получить образование. Доступ к цифровой библиотеке в режиме реального времени. Возможность продолжать обучение для тех, кому было тесно в рамках традиционного образования.

Разработка научной основы технологии электронного обучения

Электронное обучение представляет собой комплексную систему решений для организаций, двигающихся по пути современных технологий и изменения методов и сред обучения.

В целом преимущества электронного обучения можно изложить следующим образом: Метод предложения занятий учащимся. Отсутствие временных ограничений для занятий. Универсальность, охват, мобильность, своевременность и удовлетворение потребностей в обучении в любое время. Рост качества занятий (на основе применения мультимедийных средств). Рост эффективности и отдачи обучения (в силу снятия временных и пространственных ограничений).

Использование различных средств масс-медиа. Один из наиболее важных инструментов передачи информации и знаний аудитории состоит в использовании соответствующих средств масс-медиа.

Виртуальное обучение применяет пять средств масс-медиа, таких как текст, звук, изображение, анимация и видео в качестве важнейших инструментов передачи информации.

Равная доступность. Виртуальное обучение обеспечивает всем участникам равный доступ к средствам образования. То есть одним хорошо составленным виртуальным занятием могут воспользоваться учащиеся в масштабе одной страны или даже шире.

Обширность обучения. В настоящее время ни один из видов обучения не имеет такой потенциал распространения по миру, как виртуальное обучение через Интернет. Географические границы распространения виртуальной среды обучения совпадают с пределами Интернет. Таким образом, этот вид образования предоставляет потенциальную возможность обучения из любого места. Виртуальное обучение в автоматическом режиме доступно 24 часа в сутки. Таким образом, виртуальные контакты образования в любое время суток они могут пересмотреть свои занятия, упражнения и тесты, чтобы ответить участникам. Поэтому аудитория виртуального обучения может в любое время суток посещать занятия, выполнять задания и участвовать в соответствующих тестах. Таким образом, еще одной особенностью виртуального образования является отсутствие временных ограничений.

Электронное обучение имеет возможность обеспечения связи между преподавателями и учащимися со всего мира, что имеет немалые преимущества.

Взаимодействие между преподавателем и учащимся. Не требуется физического присутствия учителя и учащихся в классе. Сокращение времени и расходов за проезд для учащихся. Возможность обучения большого количества учащихся в классе. Возможность регистрации деятельности и успеваемости учащихся учителем. Возможность составления различных моделей обучения учителем. Простота коммуникации.

Взаимодействие и сотрудничество. Среди других преимуществ виртуального образования через Интернет можно назвать использование инструментов обеспечения связи, консультаций и сотрудничества между учителем и учащимися. Например, большинство систем управления электронным обучением имеют средства электронной почты и чата. С помощью этих инструментов можно отправлять сообщения, задавать вопросы и обсуждать научные статьи и доклады среди участников.

Осипов Дмитрий Александрович

магистрант, кафедра «Информационные системы», ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», г. Москва

Крюков Александр Андрианович

научный руководитель, канд. тех. наук, проф., кафедра «Информационные системы», ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», г. Москва.

Развитие информационных технологий в течение последних десятилетий привело к повсеместному их использованию во многих сферах человеческой деятельности. Не стала исключением и сфера образования. В конце 20 века в западных странах зародилось и получило толчок к быстрому развитию электронное обучение. Появление и активное распространение электронных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу .

В начале 21 века медленными темпами технологии электронного обучения стали появляться и в России. Как и во многих других странах, в России электронные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин - в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования электронного обучения в образовании. Более того, в ряде случаев наметилось отставание реализации идей электронного обучения от возможностей, предоставляемых техническими средствами. Тем не менее, с каждым годом применение электронных образовательных технологий становится всё более распространённым явлением .

В настоящее время электронное обучение используется, как правило, для получения второго высшего образования, дополнительного образования или для переподготовки специалистов. Как в мировой практике, так и в российской электронное обучение (e-learning) идёт именно как дополнение к очному образованию.

Преимущества электронного обучения

Существует немало причин для популяризации и повсеместного использования систем электронного обучения . Прежде всего, это явные преимущества электронного обучения перед «классическими» способами обучения:

1) Географические и временные преимущества

Дистанционный способ обучения позволяет преподавателям и студентам находиться на значительном расстоянии друг от друга, в том числе в разных городах и странах. Применение электронных обучающих систем делает образование более доступным, т. к. позволяет предоставить образовательные услуги более широкому кругу обучаемых. В случае корпоративного обучения электронная форма позволяет проводить централизованную подготовку сотрудников во всех филиалах и офисах компании, независимо от удалённости от головного офиса и от учебного центра без отрыва от основной производственной деятельности - например, в специально выделенное на обучение время в течение рабочего дня или в свободное от работы время.

Доступность и открытость обучения позволяют современному специалисту учиться в любое время в течение периода жизненной активности, совмещая с учёбу с основной деятельностью. Последние исследования учёных показали, что электронное обучение обеспечивает экономию времени на 35-70 % по сравнению с «обычным» обучением. Количество сэкономленного времени зависит от изучаемой дисциплины, а также от формата материала.

2) Экономическая эффективность

Несмотря на более высокую стоимость разработки полноценных электронных курсов по сравнению с традиционными, затраты на обучение одного студента при использовании электронной формы значительно ниже, чем при очном обучении. Финансовая эффективность электронной формы обучения особенно значительна, когда в обучении принимает участие большое количество обучаемых. Электронное обучение дешевле обычного формата обучения, в первую очередь, за счёт снижения транспортных расходов, расходов на проживание в другом городе, организацию самих курсов (аренда помещений для занятий, зарплата обслуживающего персонала, дополнительные затраты на преподавателей и др.). По средним подсчётам, электронное обучение позволяет сэкономить до 50-60 % средств в расчёте на одного студента.

3) Персонализация обучения, привлечение к обучению людей с ограниченными возможностями

Внедрение электронных обучающих систем позволяет совместить достоинства индивидуального обучения (в плане его эффективности) и массового (в плане его экономичности). Программное обеспечение обучающей системы должно предполагать индивидуальную адаптацию учебной программы к потребностям и особенностям обучаемых, преподавателей или условиям обучения. Из набора независимых учебных курсов (модулей) можно сформировать конкретный учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Электронное обучение развивает навыки самостоятельной работы, которые очень востребованы в наше время. Обучающийся сам определяет скорость и интенсивность обучения, количество повторений одних и тех же модулей, необходимость изучения отдельных разделов и т. д. Он не привязан к точному времени начала занятия и к преподавателю, а может заниматься в удобное для себя время.

Психологический фактор в обучении является немаловажным для некоторых обучающихся. С психологической точки зрения использование электронных обучающих систем способно уменьшить степень нервозности обучаемых при выполнении контрольных мероприятий (тесты, экзамены). Дополнительно исключается фактор субъективности оценки, снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам.

Обучающие системы обеспечивают равные возможности для получения образования независимо от ряда особенностей человека - места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности. Электронное обучение очень гибко - оно может быть начато и продолжено в любой момент в любом месте. Для каждого студента может быть разработан индивидуальный учебный план, учитывающий его режим и потребности в обучении.

4) Повышение производительности и интенсивности обучения

По статистике, усвоение материала в классической форме даётся обучающимся сложнее. Так, на очных лекциях в среднем слушатели усваивают не больше 20 % информации при простом прослушивании и не больше 40 % при конспектировании. Электронные курсы позволяют повысить эффективность обучения на 60 % благодаря возможности отработать полученные знания на практике. Использование электронной формы обучения позволяет избежать устаревания знаний и потери квалификации специалистами компании за счёт постоянной актуализации, что важно в условиях динамично меняющихся технологий.

5) Расширение изучаемой информации

Применение одной и той же обучающей системы для разных курсов приводит к унификации интерфейса и, как следствие, к уменьшению времени на изучение правил работы с системой, затрачиваемое обучаемым. Расширение информации возможно и за счёт следующих факторов:

· обучающая система может содержать сведения по произвольной предметной области;

· модульная структура построения информации позволяет использовать одну и ту же обучающую систему не только для дистанционного обучения, но и для переобучения и повышения квалификации специалистов;

· обучающие системы особенно полезны в тех областях деятельности, в которых имеет место низкая эффективность традиционных способов передачи знаний посредством лекционных занятий;

· применение обучающих систем позволяет совместить усвоение знаний с приобретением навыков работы за счёт комбинирования различных типов учебной информации и использования интерактивного взаимодействия системы и обучаемого;

· использование компьютерной графики, анимации, видео, звука, других медийных компонентов даёт уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым. Это особенно актуально в тех случаях, когда обучаемый должен усвоить большое количество эмоционально-нейтральной информации - например, производственных инструкций, технологических карт, нормативных документов.

6) Оптимизация и автоматизация процесса передачи знаний

Обучающая система может освободить преподавателя от некоторых функций передатчика информации, консультанта и контролёра, а значит, освободить время для индивидуальной дополнительной работы с обучаемыми. За счёт применения единых стандартов возможно использование и тиражирование передового опыта в области обучения. Средства обучающей системы могут обеспечить более частый контроль знаний, что способствует повышению степени усвоения учебного материала.

В случае корпоративного обучения обучающая система может быть интегрирована с корпоративной информационной системой, что позволит руководителям или сотрудникам кадровой службы постоянно имеют реальную и объективную оценку знаний персонала.

Проблемы и недостатки электронного обучения

Быстрое развитие принципиально нового направления в образовательной сфере неизбежно привело к появлению большого количества проблем . Скорость дальнейшего развития технологий e-Learning во многом зависит от того, насколько успешно будут решены существующие на сегодня проблемы. Можно выделить следующие основные проблемы в сфере технологий e-Learning:

· Сложность внедрения технологий электронного обучения

Большинство разработчиков решений для электронного обучения поставляют продукты, которые не полностью соответствуют пожеланиям пользователей, а качество программного обеспечения не всегда соответствуют стандартам в данной области. Вследствие этого, зачастую приходится привлекать к доработке курсов дополнительных сотрудников, например, дизайнеров электронных учебников и других специалистов, которые могли бы привести курсы к требуемому виду.

· Организационные трудности при планировании, реализации и поддержке технологий электронного обучения

Подобные трудности возникают и варьируются в зависимости от таких факторов, как тип и назначение учебной программы, нужды предприятия, и требуемая скорость усвоения программы.

· Технические сложности, возникающие при внедрении технологий электронного обучения

Зачастую при использовании технологий электронного обучения может создаваться значительная нагрузка на корпоративную сеть. В некоторых случаях соединение с Интернет может оказаться недостаточно быстрым. Дополнительной проблемой может стать то, что в ряде учебных программ требуется подключение «громоздких» модулей для реализации аудио - и видеовозможностей.

· Необходимость значительных финансовых вложений в аппаратуру для проведения конференций

При повышенной сложности используемых при электронном обучении технологий затраты на их реализацию могут вместо экономии финансовых ресурсов предприятия привести к их перерасходу. Поэтому необходимо стремиться к достижению оптимального соотношения расходов и получаемого результата.

· Сложное планирование

В ряде случаев программы электронного обучения могут потребовать более сложного планирования, чем традиционные аудиторные занятия. Сложность планирования зависит от сочетания применяемых средств представления информации, количества обучаемых в виртуальной аудитории и объёма учебного материала. Например, в синхронном режиме электронного обучения недостаточно продуманное планирование и проектирование могут доставить различного рода сложности как обучаемым, так и преподавателям.

· Проблемы, связанные с самостоятельным характером обучения

Некоторым студентам представляется сложным обучение без непосредственного контакта с преподавателем и другими обучаемыми. В этом случае применение технологий электронного обучения может затруднить усвоение материала или увеличить срок обучения.

· Ряду обучаемых требуется внешнее руководство

Очевидным преимуществом электронного обучения является отсутствие необходимости ходить на занятия. Этот же фактор является и расслабляющим для недостаточно сознательных обучаемых. Поэтому тем обучаемым, которым необходима жёсткая система контроля и определённые стимулы к обучению, подходят варианты электронных курсов, требующие выполнения конкретных заданий в конкретные сроки.

· Сложность точной, всесторонней и объективной оценки эффективности технологий электронного обучения

Оценка эффективности технологий электронного обучения зачастую бывает затруднена. Существуют как субъективные способы оценки, например, субъективная удовлетворённость обучаемых учебным курсом, так и более объективные, к которым можно отнести практические навыки, приобретённые обучаемыми и ряд других факторов.

К прочим проблемам можно отнести:

· проблема определения эквивалентности электронных курсов и признания электронного образования наряду с традиционным очным образованием;

· языковая проблема при импорте (экспорте) образования. Электронные курсы, разработанные на одном языке, потребуют значительных финансовых вложений для их перевода на другой язык, включая необходимость учёта некоторых особенностей региона (социальных, культурологических и других), где будет проводиться обучение с использованием технологий e-Learning;

· неравномерное развитие информационных технологий в разных странах, регионах, а также в разных организациях, особенно, в части каналов передачи данных. Недостаточная пропускная способность каналов передачи данных может серьёзно повлиять на возможность применения средств электронного обучения;

· отсутствие достаточного количества подготовленных специалистов в сфере технологий e-Learning, обладающих достаточным уровнем компетенции;

· высокая стоимость разработки и поддержания в актуальном состоянии электронных курсов;

· разница во времени в случае проведения электронного обучения на больших территориях. Наибольшую актуальность эта проблема приобретает при использовании средств e-Learning, функционирующих в режиме реального времени;

· большое количество несправедливых суждений и заблуждений, сопровождающих обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, сформировавшихся, в том числе, из-за большого количества организаций, использующих технологии e-Learning, но при этом не обладающих надлежащей компетенцией в этой сфере.

Список литературы:

  1. Борзых А.А., Горбунов А.С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции e-Learning // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2.
  2. Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.13.13 - М.: МГИЭМ, - 2002.
  3. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. - М.: Академия, 2010.
  4. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие // Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004.
  5. Ulrich Hoppe H., Ogata H., Soller A. The Role of Technology in CSCL. Studies in Technology Enhanced Collaborative Learning - N. Y.: Springer Science+Business Media, 2007.

ЭЛЕКТРОННЫЙ И ТРАДИЦИОННЫМ УЧЕБНИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

В.Г. Ланкин, О.А. Григорьева

Многие глубокие изменения в российской науке и образовании вызваны вхождением России в мировое информационное пространство, с развитием информационных и коммуникационных технологий, с внедрением новых технических средств, которые в значительной мере определяют характер и вектор развития образования, кардинально изменяют образовательную среду. На современном этапе большую актуальность приобрела задача поиска механизмов интеграции традиционных и новейших способов организации средств информационного обеспечения образовательной практики. Одной из узловых точек такой интеграции является современная учебная книга.

Сегодня, когда новые информационные технологии составили конкурен-8 цию печатным изданиям, возникает проблема взаимодействия традиционного учебника и средств новых информационно-коммуникативных технологий. Здесь появляется целый ряд вопросов: в чем новизна функций и условий их реализации, связанных со сменой или дополнением средств передачи учебной информации? Каков в целом статус учебной книги в новом информационном пространстве с большим разнообразием коммуникаций и средств связи? Каковы перспективы - позитивные или, возможно, негативные следствия - современной технологической эволюции в области образования?

Сравнительный анализ традиционного учебника и электронного

позволяет выделить их основные характеристики . В традиционном учебнике присутствует справочный аппарат, который помогает в поиске необходимых сведений. К нему относится оглавление, вспомогательные указатели, списки рекомендуемой литературы по той или иной теме, важная информация выделена жирным шрифтом или курсивом, присутствует система ссылок и отсылок. Эти традиционное аспекты сигнификации и логического аппарата направлены не столько на управление вниманием, сколько на достижение рефлексивного, обдумывающего характера работы с текстом. Традиционный книжный текст в этом качестве - не только источник извлекаемой информации, но и по-особому смоделированный посредник мышления. В электронном учебнике обязательно наличие поисковой системы, с помощью которой возможен анализ содержания книги, поиск нужных сведений по ключевому слову, система гиперссылок, которая в течение доли секунды переносит пользователя в нужный отрывок текста. С этими моментами связано усиление активно-направляющего начала организации книжного материала по отношению к читателю - учащемуся.

Преимущество электронного учебника заключается в его доступности и оперативности использования в режиме реального «тиражирования» информации. Традиционный учебник, при отсутствии его в личном пользовании, в магазине или библиотеке, возможно получить только спустя некоторое время, заказав по межбиб-

лиотечному абонементу в библиотеке или в книготорговой фирме. Электронный учебник можно получить в считанные минуты, заказав его в интернет-магазине или «скачав» из электронной библиотеки. У электронного учебника нет тиража в традиционном смысле этого слова. Такое издание можно копировать неограниченное число раз и при необходимости получить печатный вариант учебника или его части при помощи принтера.

Одно из преимуществ электронного учебника перед традиционным состоит в том, что авторы (педагоги, ученые), выполнив ряд регистрационных правил, могут сами издать свои произведения и распространять их на свое усмотрение, тогда как издание учебника в традиционной форме - достаточно сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. С возникновением потребности в корректировке и дополнениях текст электронного учебника исправить легче, чем заняться переизданием традиционного учебника.

При создании электронного учебника издательские расходы сводятся к нулю, что должно отразиться на цене учебника. Создание электронного учебника не требует бумаги, производство которой связано с целым рядом экологических проблем; для создания электронного учебника не используются печатные станки, не расходуется дорогая и вредная краска и т.п.

Несомненное преимущество электронного учебника заключается в его компактности. Учебники, занимающие в бумажном виде целую полку, можно разместить на одном или нескольких дисках.

В традиционном учебнике основную смысловую нагрузку несет текст, сопровождаемый иллюстрациями (рисунками, схемами, таблицами и т.п.). Явное преимущество электронных книг заключается в сопровождении

текста звуком и видеоматериалами. «Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в увлекательной, динамичной форме, а инженерные конструкции, устройства, элементы - как движущиеся трехмерные объекты, тем самым в полной мере раскрывая их конструкцию и принцип действия» . При пользовании интернет-учебником возможно прямое общение обучаемого и обучающего. Обучающий может сделать необходимые пояснения, осуществить быстрый контроль знаний, полученных обучаемым. Сказывающийся здесь процесс слияния возможностей электронной книги с возможностями виртуальной медиа-среды, в целом, обещает колоссальные перспективы -не только в плане расширения средств выразительности и интерактивности в трансляции учебного материала, но и в плане трансформации всей системы образования - в обретении ею нового технологического качества, где информационно-образовательная среда вбирает в себя учащегося и преподавателя (в виде не вполне реального и не вполне персонального - функционального лектора, инструктора, консультанта и контролера) и где может 9 существенно измениться институциональная структура организации процесса.

При всех перечисленных преимуществах электронного учебника над традиционным есть ряд недостатков, которые необходимо учитывать. Пользоваться электронным учебником можно, только владея навыками работы на компьютере. Физически эта работа сказывается на здоровье. При чтении с экрана, по ряду обстоятельств, снижается скорость и эффективность чтения.

Электронный учебник также находится в зависимости от связи с сетью Интернет и от подачи электричества.

А с традиционным учебником можно работать в любом удобном для читателя месте.

Проблемы пользования электронным учебником возникают в связи с отсутствием форматов электронных книг. Для опубликования электронного издания нужно выбрать определенную программу и подготовить текст с помощью собственных инструментов для издания и распространения. Распечатка на принтере не уступает по стоимости традиционному учебнику и зачастую худшего качества, чем книга. Учебники, построенные с применением видеоматериалов и звуковым оформлением, невозможно «распечатать» на принтере.

Недостаток электронного учебника и в том, что электронные библиотеки и магазины не надежны на сегодняшний день. Сервер, предоставляющий информацию, может быть отключен, испорчен, взломан в нужный читателю момент, в то время как с традиционным учебником подобных проблем не возникнет.

При пользовании электронным учебником может появиться определенный дискомфорт, так как челове-10 ческая психика более приспособлена к последовательному восприятию информации, без передвижений по гиперссылкам. В этом случае традиционный учебник гораздо удобнее. Более того, видеоматериалы, звук, анимация, с одной стороны - прекрасные средства активизации внимания, с другой - они, как свидетельствуют исследования психологов, ведут к снижению рефлексивного, обдумывающего характера восприятия, столь характерного для культуры книги как базового феномена, определившего тип цивилизации разума. Технологии управления вниманием («принудительного ориентирования») не только дополняют, но и способны заменять

культуру мысли, связанную с прочтением и понимающим истолкованием написанного слова. И в этом - одна из проблемных граней слияния образовательно-учебной среды с медиа-средой, равно как и развертывания массовой по своему типу медиа-культуры (социальной медиа-технологии) как таковой. Рост медиа-технологий как интенсивных продолжений человеческой чувственности и реактивности приводит к неизбежному снижению удельного веса рефлексивного центра сознания; человек превращается в вовлеченного оператора системы, теряя креативно-осмысляющее качество. Эта общая болезнь массовой культуры (культуры СМИ и массовых медиа-технологий) способна передаться и на интегрирующуюся с ней систему медиатизированного образования. Образование может перестать быть фактором культуры человека и превратиться исключительно в социальную технологию.

При создании и пользовании электронным учебником возникает проблема защиты авторского права. Пиратская копия электронного продукта зачастую ничем не отличается от настоящего ни по качеству, ни по документации. В свою очередь, в ме-диатизированной системе образования теряет (вызывает подозрение) и аутентичная активность учащегося: мера самостоятельности участия учащегося в этих процессах никогда не может быть точно установлена. Реферируемые и компилированные материалы трудно отделить от просто копированных. Качество виртуальных тестирований и особенно их роль в плане аттестации учащегося сегодня вызывает практически повсеместное сомнение среди реально проводящих их преподавателей.

Проблема пользования электронным учебником заключается и в быст-

ром старении компьютерных технологий, связана с необходимостью обновления системы, лицензионных программ и самих машин, что носит не только (и не столько) морально совершенствующий, а и коммерчески-вы-нуждающий характер.

Учитывая все сказанное, надо признать, что для однозначно прогрессивного развития система медиати-зированной образовательной среды, важнейшим компонентом которой сегодня является электронный учебник, требует принципиального совершенствования. Эта проблема обостряется вследствие неоднозначности мнений педагогов по данному поводу, по причине отсутствия техники должного уровня и гарантий безопасности ее каждодневного применения.

Для работы с электронными учебными изданиями необходимо создание дружественного интерфейса; обеспечение оптимального управления, включая развитую систему навигации и достаточную скорость извлечения информации; обеспечение устойчивости к ошибочным действиям учащегося и т.д. Кроме того, требуется обеспечение такой структуры интерактивности, которая бы не нивелировала персональный характер встречи в медиа-пространстве учителя и ученика и не сводила бы культурное содержание образования к справочному материалу. Технология медиатизирован-ной образовательной среды не должна уступать культуре книги в способности формировать дискурсивный, рефлексивно-осмысляющий тип мышления.

Сторонники создания электронных учебников говорят о том, что, в отличие от традиционных учебных материалов на печатной основе, электронные обладают значительно большими дидактическими и методическими преимуществами: они более динамичны, виртуальны, сложно

структурируемы; облегчают организацию индивидуального обучения, обратной связи и т.д. Все это становится возможным благодаря технологическим особенностям их создания. Чтобы воспользоваться этим, необходимо дополнить систему конструктивных критериев создания учебных материалов (на основе которой выполняются традиционные - печатные) группой технологических, учитывающих особенности создания электронных изданий и специфику работы с ними.

Проблемный характер проведенного здесь сопоставления подводит к мысли, что вопрос о том, что такое учебник сегодня и каким он будет в XXI веке, остается открытым. По существу, дискуссионным остается вопрос, является ли учебник только одним из средств учебного процесса или его правильнее характеризовать как системный фактор образовательной среды? Многие современные ученые считают, что взгляд на учебник как на средство обучения - это предмет истории педагогики. В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, И.Я. Лернер, В.В. Кра-евский придерживаются теоретической точки зрения на учебник как на модель педагогической системы, в ко- Ц торой главную роль играет не столько предметный материал, сколько педагогическая сущность, на основе которой материал включается в систему образовательно-информационной коммуникации. Формируется взгляд на учебник как на образовательную среду, характеризуемую в следующих аспектах: учебник как среда обучения; учебник как среда профессиональной творческой деятельности; учебник как среда накопления знаний и культурных ценностей. При этом сегодня эволюция учебника продолжается, и это заставляет вводить дополнительные категории, организующие исследовательское внимание. Ряд авторов

считают, что учебник постиндустриальной эпохи - это образовательное пространство, поскольку обучаемый и обучающийся являются элементами этого пространства; виртуальный учебник является местом обучения, поскольку он - некая информационная область в более обширном информационном пространстве. Процесс обучения в виртуальном пространстве не зависит от времени. В виртуальном мире обучаемые, общаясь друг с другом и являясь каждый частью учебника, образуют виртуальную группу, обладающую свойством коллективного разума, в свою очередь, являясь частью виртуального учебника .

Обучение в виртуальном пространстве несет в себе тенденцию «экстрагирования» преподавателя до записанной лекции, составленного теста и т.п. При этом, с одной стороны, потенциально усиливается, а с другой -делается неявной (дистанционно скрытой) авторская включенность учащегося в образовательное пространство. Хорошо это или плохо? То, что однозначно воспринимается как позитивная новация сегодня, может таить в себе существенные и даже непопра-12 вимые деформации завтра. Вопросы формирования медиа-среды и медиа-пространства образования, показательным феноменом которых выступает электронный учебник в его сопоставлении с учебником традиционным, требуют дальнейшего внимательного осмысления и на этой основе - практического (технологического) решения. Необходимы дальнейшие исследования в области создания виртуальных учебников, разработки методологии их конструирования и использования, выявления их места и статуса в системе средств обучения, и одновременно - определения меры и средств поддержки учебной книги на печатной основе.

В заключение хотелось бы добавить, что учебник будущего - это не текст с иллюстрациями и вопросами к нему, а система дифференцированных знаний по поиску, анализу и обобщению учебной информации. Информация может быть представлена как в виде книг, так и в виде CD-дисков и материалов сети Интернет, т.е. учебник может быть как реальным, так и виртуальным, главное в учебнике будущего заключается в выполнении им функций: информационной, воспитательной, функций мотивации, руководства, стимулирования, упражнений, самоконтроля, координации и рационализации, т.е. учебник должен строиться прежде всего как образовательная система с гуманитарно-педагогической принципиальной основой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева О.А. Книга как синтез искусств: особенности и возможности традиционной и электронной форм книги / О.А. Григорьева / / Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров: материалы Международной научно-практической конференции. -Томск, 2006. - С. 217-219.

2. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов / О.В. Виштак //Педагогика. - 2003. -№ 8. - С. 19-22.

3. Учебник в постиндустриальную эпоху / В. Кузнецов, Е. Клыгина, Т. Федосова, А. Горбачев // Высшее образование в России. - 2004. - №9. - С. 103-108.

4. Назарова Т.С. Стратегии развития учебной книги / Т.С. Назарова, Ю.П. Господарик // Педагогика. -2005. - № 3. - С. 10-19.

5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ, 2002. - 437 с.