Все о тюнинге авто

Основные идеологии белорусского государства. Государственная идеология Республики Беларусь: понятие, сущность, основные направления. Уровни государственной идеологии

Основы идеологии белорусского государства официально сформулированы в Конституции Республики Беларусь, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах Беларуси.

Однако идеология должна вбирать в себя как ценности, сформированные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Нам следует опираться на мировоззренческую основу трех общемировых идеологий:

либерализм, выдвигающий в качестве основной ценности права и свободы человека;

консерватизм, направленный на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;

социализм, ориентирующийся на приоритет в общественном развитии принципов коллективизма, социального равенства и справедливости.

Эти идеологии, которые называются глобальными или тотальными, «претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства» Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. - Мн.: Тесей, 2003. - С. 34.. Они оказывают мощное влияние на локальные идеологии, которые обычно формируются отдельными сообществами (государствами). К такому типу идеологии относится и идеология белорусского государства.

Локальные идеологии «появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными общественными силами и направлены на обеспечение целостности и всестороннего прогресса определенной страны, общественного блага ее народа» Мельник В.А. Указ. Соч. - С.34..

После приобретения независимости Республика Беларусь провозгласила приверженность общечеловеческим демократическим ценностям, формированию которых во многом способствовал либерализм. Основанная на принципе свободы человека либеральная идеология сыграла огромную роль в разработке идей, идеалов и норм современной демократии, способствовала утверждению прав человека в качестве высшей ценности.

Исходным тезисом либерализма является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав личности, среди которых важнейшими признаются право на жизнь, свободу и частную собственность. Либерализм провозглашает народ основным источником власти в государстве, равенство всех перед законом, наличие у каждого человека основных политических прав и свобод, в первую очередь, право гражданства, голоса, свободы передвижения, слова, собраний, объединений и т.д.

Условиями самореализации индивида выступают развитое гражданское общество, базирующееся на политическом плюрализме, и правовое государство, основанное на принципе верховенства закона, взаимной ответственности государства и личности, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга.

В духовной сфере либерализм склоняется к терпимости и компромиссу. Идеал либерализма - общество равных возможностей, в котором каждый человек, обладающий достаточным трудолюбием и умением, может добиться жизненного успеха и благополучия.

Важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиции составляют фундамент любого общества, в них аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Общественные реформы должны опираться не на голые теоретические схемы, а на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности, быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей. При проведении реформ консерватизм выступает за сохранение положительных элементов прежней политической системы, т.е. за эволюционный путь развития, категорически отрицая революцию.

Консерватизму свойственно ориентироваться на местные, региональные и национальные ценности. Общество должно состоять не из отдельных индивидов, а представлять собой целое, «мы», которое сосредоточено прежде всего на локальном уровне: в семье, школе, трудовом коллективе, местных институтах власти. Социальное «мы» на местном уровне является естественным источником стабильности, сохранения традиций и формирования патриотизма.

Основными идеалами социалистической идеологии являются социальное равенство, социальная справедливость, коллективизм и общественная собственность.

Социальное равенство - равное положение людей в обществе, которое обеспечивается обладанием одинаковыми правами, равным, отвечающим принципам справедливости подходом к определению соответствия между реальной ролью отдельной личности или социальной группы в общественной жизни и их социальным статусом, в т.ч. между правами и обязанностями, трудом и его вознаграждением, заслугами и общественным признанием.

Социализм рассматривает социальное равенство в качестве высшего блага для личности и общества в целом и выступает за приоритет общественной собственности, которая создает необходимые условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира.

Социализм исходит из того, что на смену индивидуализму приходит свободная ассоциация, добровольная совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Именно коллективистское общество, основанное на принципах равенств людей и социальной справедливости, призвано преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей.

Опираясь на вышеперечисленные постулаты современных идеологических концепций, идеология белорусского государства должна включать:

  • - национально-государственную идею - мировоззренческую основу идеологии;
  • - концепцию основ идеологии белорусского государства - систему основных ценностей и приоритетов культурно-исторического, политического, правового, экономического, социально-гуманистического и геополитического развития Республики Беларусь;
  • - программы по реализации концепции основ идеологии белорусского государства на уровне отраслей, ведомств и регионов, определяющие цель, задачи, сроки, приоритеты, ресурсы и механизмы реализации;
  • - пропаганду - распространение основ идеологии белорусского государства с целью формирования у масс определенного мировоззрения, представлений, отражающих интересы белорусского народа.

Определяя идеологические приоритеты белорусского государства, необходимо учитывать как опыт прошлых веков, так и ориентироваться на то новое и позитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости. При этом следует четко осознать тот факт, что нельзя искусственно идеологизировать общество исходя из конъюнктурных соображений. Навязывание обществу мертвых идеологических схем приводит к упадку государственности, застою и переходу к регрессивному развитию.

Идеология должна быть эффективной, выработанной в соответствии с потребностями общества и государства, глубоко проникать в сознание людей и выстраиваться «на своем, родном фундаменте».

Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит от наличия в обществе общенациональной идеи, которая должна отражать интересы как общества, так и государства в целом, т.е. быть национально-государственной. Национальная идея - это интегрирующая идея, призванная объединить, а не раскалывать общество. Иными словами, это «идея нации-государства» Яскевич Я.С. Становление идеологии белорусского государства и национальная идея: традиции и новации. - Мн: РИВШ, 2004. - С. 59..

Любая идеология базируется на национально-государственной идее, в которой народ выражает смысл своего исторического существования. «Данная идея не создается искусственно, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей народа, которые предполагают его целостность и «узнаваемость» другими» Левяш И.Я. Культурология: Учеб. пособие. - Минск, 2000. - С. 119.. Она должна носить созидательный характер и способствовать раскрытию внутреннего потенциала народа.

Национально-государственной идеей белорусского народа выступает «построение сильной и процветающей Беларуси». Современный исторический процесс позволяет научно разработать и социально-экономически реализовать данную идею. Республика Беларусь - суверенное демократическое государство, население которого составляет коренная нация, развиваются язык и культура. Поэтому белорусский народ объективно имеет возможность самостоятельно строить свою счастливую судьбу.

Национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, и без которых нельзя осуществить практическую деятельность белорусского народа: независимость, стабильность и благосостояние.

ТЕМА: Основы идеологии белорусского государства

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Идеология и ее функции.

2. Цель идеологии белорусского государства. Роль Конституции.

3. Признаки правового государства. Признаки социального государства.

4. Функции президентской власти. Роль парламента.

5. Основные приоритеты в работе Правительства Республики Беларусь.

1. Идеология и ее функции.

Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Функция легитимации выражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть.

Интегративная функция идеологии заключается в том, что идеология сплачивает определенную социально-политическую общность, формирует политическое сообщества.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии поднимают и направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.

Идеологии несут в себе критическую функцию . Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.

Политическая идеология выполняет и нормативную функци ю, играющую ценностно-ориентирующую роль. Она определяет направленность социализации индивидов, способы социального взаимодействия между классами, слоями, политическими партиями, общественно-политическими движениями, ветвями власти, составляющими государственно-политически организованное сообщество в целом.

Политическая идеология обладает большим потенциалом, с помощью которого можно управлять общественным сознанием. Она облегчает коммуникационное воздействие , является своеобразной нормативно-символической матрицей, которая облегчает социально-политическую идентификацию.

2. Цель идеологии белорусского государства. Роль Конституции.

Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.

Фундаментальная цель – сильная демократическая процветающая Беларусь. Стержневые ценности, которые необходимо защищать всеми средствами и во все времена к ним относятся: безопасность, независимость государства, благосостояние граждан.

Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы, содержащей ориентиры развития государства и общества.

3. Признаки правового государства. Признаки социального государства.

1. Признание прав и свобод человека.

2. Верховенство (господство) права).

3. Разделение властей.

Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются высшей ценностью. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.

Признаки социального государства:

1) оно ответственно за существование общества;

2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;

3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому достойного человека прожиточного минимума. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий (см. часть вторую ст. 21).

4. Функции президентской власти. Роль парламента.

Функции президентской власти.

Во-первых, гарантийная функция. Президент – гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности.

Во-вторых, арбитражно-интегративная функция, которая вытекает из «вневластного» характера президентской власти.

В-третьих, контрольная функция. Президентская власть наделена рядом контрольных полномочий, принадлежащих президенту по Конституции или установленных им фактически.

Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь и состоит из двух палат. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует.

Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она состоит из 110 депутатов, избранных по мажоритарной системе на всеобщих выборах.

Совет Республики является палатой территориального представительства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции Республики Беларусь. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия качественных, тщательно проработанных законов.

Основная функция парламента - законотворческая.

5. Основные приоритеты в работе Правительства Республики Беларусь

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. (Конституция Республики Беларусь).

Важнейший аспект экономической стратегии Правительства - обеспечение безопасности страны, то есть состояния, в котором народ может суверенно, без вмешательства извне, определять пути и формы своего развития.

Национальная безопасность страны органично связана с международной системой коллективной безопасности, включающей политические, экономические, военные, экологические и гуманитарные аспекты. Прежде всего, указанные обстоятельства определили приоритеты в деятельности Правительства - продовольствие, жилье и экспорт .

Приоритетные белорусские национальные ценности.

Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянской культур.

Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская государственность, культура, язык, ценности собственной истории, национальных традиций, обычаев, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека.

Литература:

1. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Бабосов. - 3-е изд. перераб. и доп. -Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.

2. Гончаренко, Р. М. Политическая и правовая идеология государства: справочное пособие / Р. М. Гончаренко. -- Мн. : УП "Технопринт", 2005.

3. Жилинская, И. В. Политические партии и общественные объединения в идеологических процессах: учебно-методическое пособие / И. В. Жилинская; Академия управления при Президенте РБ. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2006. – 142 с.

4. Идеология и молодежь Беларуси: пособие / Л. С. Аверин [и др.]. -- Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2005. – 388с.

5. Лученкова, Е. С. Основы идеологии Белорусского государства: практикум: учебное пособие для вузов / Е. С. Лученкова. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 143 с. -- (Студентам высших учебных заведений).

6. Мельник, В. А. Цивилизованные основания идеологии белорусского государства: учебное пособие / В. А. Мельник. – Мн. : «БИП-С Плюс», 2005. – 119 с.

7. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для слушателей системы повышения квалификации руководящих кадров, преподавателей и специалистов системы образования / Г. А. Василевич [и др.] ; под ред. Г. А. Василевича, Я. С. Яскевича. -- Мн. : РИВШ, 2004. – 477 с.

8. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для студентов вузов / сост. Т. И. Адуло [и др.] ; под ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. -- Мн. : Академия управления при Президенте РБ, 2004. – 491 с.

9. Основыидеологии белорусского государства: история и теория: учебное пособие для студентов вузов / Академия управления при Президенте РБ. – 2-е изд., испр. – Минск: УП "ИВЦ Минфина", 2006. – 316 с.

10. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: курс интенсивной подготовки / Я. С. Яскевич. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 336 с.

11. Яскевич, Я. С. Основы идеологии Белорусского государства: вопросы и ответы / Я. С. Яскевич. -- Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 303 с.

Идеология Белорусского Государства как учебная дисциплина и отрасль научного знания


1. Социально-историческая эволюция термина идеология


Предмет идеология появился в 2004 году по инициативе президента РБ.

Термин появился в конце 18 века, его ввел французский ученый и экономист А.Д. де Траси. Идеология - наука об идеях. Траси считал идеологию на 1 место.

На рубеже 18-19 века во Франции появилось целое сообщество идеологов в него входили: К. Вольней, Кабпнис, Макс Кондорсе, Гара, Ланселин, Джерандо и др. Эта школа заложила положительное отношение к идеологии.

В этот же период появилось отрицательное отношение при помощи Наполеона Бонапарта. Он считал, что идеология никому не нужна и опасна.

В 19 веке появилось много определений термину идеология. 3 группы понятий:

1.Расширительная группа - идеология - система ценностей конкретного общества. Представители этого подхода обращают внимание на значение идеологии, она нужна для социализации людей.

2.Директивный подход. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин. Идеология - разновидность научного знания, которая обосновывает претензии социального класса на политическую гегемонию.

3.Культурный подход. Идеология - область субъективных ценностей, значимых для группы, индивида и выступающих как мотив их деятельности. Представители: Вебер считал, что идеология близка к религии. Дюлькгерьм он считал идеологию ложной, но относил ее к религии, противопоставлял социологию идеологии. Карл Мангейм. Современные исследователи считают, что идеология помогает справляться с кризисом.

Конец 50-х годов 20 века появилась теория деидеологизации. Это отказ от идеологии. Авторы американские социологи: Джон Белл, Гелбрейд, Тофллер, Зигмунд Бжезинский. Они объяснял, что раньше в индустриальном обществе люди конфликтовали друг с другом и им нужна идеология, а в постиндустриальном обществе нет классов и нет конфликтов острых, и все проблемы решаются не через войны, а при помощи НТР и НТП. Эта теория была воспринята.

В конце 70-х годов появилась теория реидеологизации - возврат идеологии. Конфликты все равно продолжались: восстания, войны. Появляются секты 60-70-е годы.

Идеология - система философских, научных, художественных, нравственных, политических, правовых, экономических, социологических ценностей и знаний о мире и роли человека в нем.

2 вопрос

Связь идеологии с другими науками:

1. Психология

2. Социология

3. Политология

4. Философия.

Функции идеологии:

1.Ориентационная - предает смысл человеческой деятельности.

2.Мобилизационная - идеология мобилизует общество активно участвовать в политике, с целью улучшения своей жизни.

3.Интегративная - идеология ставит перед людьми значимые цели и объединяет их.

4.Амортизационная - идеология ослабляет социальную напряженность.

Структура идеологии :

1.Теоретический - политические теории, экономические доктрины, этические нормы, эстетические идеалы, ценности, правовые нормы

2.Практический - идеологическая деятельность, идеологические процессы, идеологические учреждения и организации

Виды идеологической деятельности :

1. Теоретико-концептуальные работы - сформулировать цели развития социальной общности.

2. Пропаганда - внушение идей людям и социальным группам.

3. Огитационно-массовая - побуждение к политической активности в желаемом направлении

Классификации идеологии :

·По масштабу распространения :

1.Глобальная - идеологии, которые распространены на одном континенте или нескольких

2.Локальная - распространены в нескольких странах

.Частичная - идеология внутри страны.

Научные

Религиозные

Политические

·По целям и средствам их достижения :

1.Прогрессивная и реакционная

.Революционные и контрреволюционные

.Гуманистические и антигуманные

·По социальному носителю :

.Государственная идеология

.Партийная идеология

Оппозиционная

Национальная

Пролетарская

Крестьянская

Буржуазная

Идеология развивает политическое сознание людей, учит отстаивать их интересы. Идеология объединяет людей.

Идеология обеспечивает устойчивость общества при столкновений с другим обществом.

3 вопрос

Политическая идеология - система идей и представлений, оправдывающая притязание какой-либо социальной общности на власть.

Виды политических идеологий :

1.По модели желаемого общества: правые - общество свободной конкуренции, рынка и частной собственности; левые - общество равенства и социальной справедливости; центриские - средняя модель между правой и левой.

2.По отношению к прогрессу: радикальные - стремятся достичь прогресса быстро и сразу; умеренная - реформы; консервативные.

Особенности политических идеологий :

1.Спекулятивность - отрыв идей от реальностей и превращение их в нормы.

2.Догматичность - вера в правильность идей и нежелание их менять.

Уровни политической идеологии :

1.Теоретико-концептуальный - создаются теории и концепции развития социальной общности. Определяются цели и средства их достижения.

2.Программно-политический - создается политическая программа, возникают лозунги и требования. На втором уровне идет пропаганда.

3.Обыденный - идеи соединяются с массовым сознанием.

4 вопрос

Национальная идея - представление народа о смысле своего исторического существования.

Национальная идеология - представление народа, о своем прошлом, о путях поддержания своих ценностей, о взаимоотношение с другими народами, о целях исторического развития.

Государственная идеология - представление народа о своем месте в окружающем мире, о своих интересах, о путях и средствах их реализации при помощи государственной власти.

Государственная идеология состоит из:

1.Культурно исторический - представление народа о своем происхождении, истории, месте в современном мире.

2.Политический - представление народа об особенности своей государственности.

3.Экономический - представление народа об особенностях своей экономики, отношения к разным видам собственности, взглядам на материальное положение разных социальных групп.

4.Социо-культурный - идеи о взаимодействие человека и государства

Уровни государственной идеологии:

1. Высший уровень - создаются научные сочинения, посвященные данному обществу.

2. Средний уровень - представлен государственными документами, конституция

3. Низший уровень - политическая символика, художественная литература, кино, произведения искусства и т.д.

Элементы идеологии БГ:

1.Правовая основа - конституция РБ

2.Экономическая основа - белорусская экономическая модель

3.Политическая основа - белорусская политическая система

4.Мировоззренческая основа - белорусская национальная идея.

Тема: Становление идеологии БГ

Вопросы:

1. Идеология в 9-13 веках.

2. Идеология ВКЛ.

3. Идеология РП.

4. Идеология Российской Империи.

5. Советская идеология.

6. Белорусская государственность на современном этапе.

1 вопрос

В результате смешивания славян и балтов, в 7-8 веках образовались 3 этнические общности: кривичи, дреговичи и радимичи.

Схема становления наций:

1. Этническая общность IX-XII

2. Этнос середина XVI

3. Нация конец XIX

Кривичи сформировались в северной и центральной Беларуси. Они сформировали Полоцкое княжество. Дреговичи занимали южную и центральную Беларусь, они образовали Туровское княжество.

Полоцкое княжество распалось в 12 веке на множество мелких княжеств. Туровское княжество в 12 веке было завоевано Галоцко-Волынежским княжеством. Смоленское княжество присоединило к себе радимичей.

Концепции происхождения белорусского этноса:

1.Польская - сформировалась в 19 веке. Она утверждала, что белорусы это часть польского этноса.

2.Великорусская - появилась в 19 веке. Она утверждала, что белорусы это часть великорусского этноса.

3.Кривичиская - сформировалась в начале 20 века. Кривичи - предки белорусов.

4.Кривичско-дреговическо-радимическая - предки белорусов все три этнические группы.

5.Балтская - Седов утверждал, что предки белорусов - балты.

6.Финская - Ласков, утверждал, что предки белорусов - финны.

7.Концепция Токарева С. - 50-е годы 20 века. У восточных славян - Киевская Русь, а в ней древнерусская народность. В 12 веке Киевская Русь распалась, и народность распалась: русские, белорусы, украинцы.

8.90-е годы концепция Ермоловича - в процессе формирования этноса играют 2-а факта: территория проживания, доля смешивания.

9.Концепция Пилипенко - конец 20-го века. В результате смешивания славян и балтов образовались 3 этнические общности. Они объединились в 2-е этнические общности: полешуки (южная Беларусь), древние белорусы (центральная и северная РБ). К середине 16 века полешуки и древние белорусы объединились.

2. Политическая идеология


Версии происхождения ВКЛ:

1.ВКЛ - белорусское государство. Большинство населения принадлежало к восточным славянам 75%. 11/12 территории заселена восточными славянами. Большинство населения исповедовало православие. Государственный и культурный язык ВКЛ - старобелорусский.

2.ВКЛ - литовское государство. Лидирующие позиции занимала литовская знать, до середины 16 века сохранялась неравенство в правах. 2/3 магнатских родов были литовские (самые богаты, самые древне). В высших органах власти были шире представлены литовцы (рада ВКЛ - 84% литовцы на 14 век). Лидировало католичество.

До середины 15 века ВКЛ было литовско-белорусским государством, а после белорусско-литовским.

Обстоятельства изменения:

1.Обрусение литовской знати.

2.Литовская знать влияла на Литву, а на всех пространствах ВКЛ правила славянская знать.

3.Уравнивание в правах православных и католиков к середине 16 века.

К середине 16 века сформировался белорусский этнос, большую роль сыграла единство территории, православная вера.

государственный идеология политический

3. Государственная идеология


В 1569 году была подписана Люблянская уния ВКЛ и Польша объединились в РП.

Отрицательные последствия для ВКЛ:

1.Преобладание поляков в сейме. 180 послов и только 46 послов из ВКЛ.

2.Перевес поляков в сенате.

3.Вытеснение белорусского языка из официальной, культурной жизни.

4.Усиление католичества и ослабление православия. В 1596 году появилось униацтво.

5.Ополячивание и окатоличивание шляхты ВКЛ. Политическая жизнь - принять католичество - польский язык - польская культура - брак с полькой.

Негативные последствия для белорусского этноса:

1.Раскол этноса по социальному признаку. Непонимание между ополяченной шляхтой и белорусским народом.

2.Раскол этноса по языковому признаку.

3.Раскол этноса по религиозному признаку. Православные, католики, униаты.

4.Гибель большого количества людей в ходе военных конфликтов и разорение крестьян.

Этот период закончился к 1795 году.

Первое польское восстание 1830-31, второе 1863-1864 годов.

Мероприятия правительства после 1831 года:

1.Разбор шляхты.

2.Введение российского законодательства. Отмена статута ВКЛ.

3.Привлечение на службу российских чиновников.

4.Ликвидация униацтва в 1839. Насильно перегнали в православие.

5.Закрытие Вилинского университета.

6.Перевод делопроизводства, суда и образования на русский язык.

Мероприятия после восстания 1863:

1.Замена чиновников католиков на православных.

2.Закрытие костелов.

4.Закрытие сельскохозяйственной академии в городе Горки

5.Создание системы начальных школ с русским языком обучения.

Нация - историческая общность людей, характеризующая устойчивыми экономическими и территориальными связями, общность языка и культуры, характера, традиций и самосознания.

Нация сформировалась в борьбе русского и польского.

Отличительные черты белорусской нации в конце 19 века:

1.Единство территории.

2.Крестьянский характер нации. Подавляющее большинство белорусов проживало в селах и относилось к крестьянам.

3.Городское население было представлено в большинстве евреями.

4.Раскол нации по вероисповеданию: католики и православные.

5.Отсутствие литературного белорусского языка.

БСГ сформировалась в 1902 году. Эта партия хотела автономии для Беларуси в составе РИ.

Немцы захватили 25% современной РБ. Часть деятелей БСГ не успела переехать и в Вильно возник Белнарком, который объединил всех белорусов.

Второй центр Белнацком возник в России за счет беженцев. Они занимались уточнением границ Беларуси, требования независимости временному правительству в 1917 году.

Осенью 1917 года существовало несколько белорусских национальных партий, был выдвинут лозунг полного национального самоопределения.

В декабре 1917 года все национальные партии Беларуси собрались на съезд и хотели не признать большевиков.

В 1918 году было захвачено немцами 2/3 территории Беларуси, они вывозили все ценности. В феврале-марте 1918 года были приняты 3 уставные грамоты БНР. Их оповестила рада БНР. Они провозглашали БНР и в них были записаны основы конституционного строя. В конце 1918 года закончилась война. Первого января 1919 года была создана БССР со столицей в Минске. В БССР входила гродненская и минская губерния.

Февраль 1919 года Польша захватила половину территории Беларуси, и фронт остановился на середине страны. 1921 год конец советско-польской войны. По мирному договору 1921 году Польша забрала всю Западную Беларусь.

В 1921 году БССР состояла из 6 уездов Минской губернии, там проживало 1,635 млн. человек.

К 1926 году Россия вернула белорусские земли. И на территории проживало 5 млн. человек.

Белорусская нация в 20-е годы:

1.Крестьянский характер нации.

2.Изменение состава городов, в которых преобладали русские.

3.Раскол межу белоруска язычной деревней и русскоязычным городом.

1928 год проводится политика белорусизации.

Мероприятия белорусизации:

1.Перевод системы образования и делопроизводства на белорусский язык. Школы: польские, русские, белорусские, еврейские.

2.Замещение должностей белорусами.

3.Развитие белорусской литературы, театра, музыки и живописи.

В 30-е годы белорусизация свертывается.

Западная Беларусь:

1.Происходил процесс осадничество - передача земель польским чиновникам и военным.

2.Происходил принудительный процесс выселение на хутора.

3.Пацификация - карательные экспедиции.

4.Белорусы массово уезжают заграницу: США, Канада, Австралия, Аргентина.

5.Слабое развитие промышленности.

На территории западной Беларуси было движение за присоединение к БССР.

В октябре 1939 года Западная Беларусь вошла в состав БССР.

Первый период 1985-1991 год:

Особенности белоруской нации в конце 80-х годов:

. Незнание белорусского языка - сталинские репрессии 30-х годов, война, и послевоенное время и сталинские реформы, закон о добровольном выборе языка обучения в школах: в Минске в 70 - е годы 90% школьников не учили бел. яз, в конце 80-х годов 21% белорусскоязычные школы.

2. Национальный нигилизм - незнание истории, традиции и обычаев. В 1989 году по опросу получилось: Беларусь заняла последнее место в опросе, студенты назвали 12 событий из истории БССР.

3. Снижение численности населения. Данный процесс происходил с конца 70-х годов. Довоенная численность достигнута к 70-м годам. Больше всего белорусов было в сельском хозяйстве и меньше всего в науке. В 1991 году 8 декабря произошел распад СССР. На последнем всесоюзном референдуме Беларусь заняла 1-е место по сохранению СССР.

Второй этап 1991-1994:

На данном этапе шел выбор строя государства. 15 марта 1994 года была принята Конституция РБ. до конституции у нас не было поста президента, а после ее принятия был принят. Летом этого же года были выборы, где победил действующий президент.

Третий этап 1994-1996:

Происходила острая борьба за власть: верховный совет боролся с президентом и наоборот. В ходе этой борьбы был первый республиканский референдум (1995): был вопрос о новом флаге и гербе, за равноправие языков, за экономическую интеграцию с Россией, поправки в конституцию, создание о президентской вертикали.

В 1996 году второй республиканский референдум 4 вопроса:

1.О смене дня независимости.

2.О смертной казни.

3.За или против свободной продаже земли.

4.Изменения в конституции: появляется национальное собрание, были расширены полномочия правительства.

этап 1996 - настоящее время.

Выборы 2001 год, 3-и 2006, 4-е 2010 - происходили президентские выборы в стране.

референдум 2004 года был поднят вопрос о количестве сроков на президентском посту одному человеку. По старой конституции было 2 срока, а теперь в конституции нет ничего о сроках.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • Вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
  • § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
  • § 3. Укрепление белорусской государственности
  • § 4. На пути к союзному государству
  • Литература
  • Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины §1. Определение идеологии
  • § 2. Основные типы идеологии
  • Литература:
  • Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
  • § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
  • § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
  • § 4. Характеристика основ конституционного строя
  • Демократическое государство
  • Правовое государство
  • Социальное государство
  • Светское государство
  • Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
  • §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
  • §2. Проблемы формирования политической культуры
  • §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
  • §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
  • Вопросы для самопроверки
  • Литература:
  • Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
  • §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
  • §2.Идеологическая функция средств массовой информации
  • §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
  • Литература
  • Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
  • §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
  • §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
  • §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
  • §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
  • §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
  • §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
  • §7. Социальное партнерство
  • Вопросы для самопроверки:
  • Литература:
  • Глава 9. Идеология избирательных кампаний
  • § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
  • § 2. Виды избирательных систем
  • § 3. Стадии избирательного процесса
  • Вопросы для самопроверки
  • Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
  • Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
  • § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Глава 11. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
  • § 2 Структура и функции Парламента
  • §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
  • Литература
  • Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
  • §2. Идеология экономической политики Правительства
  • §3. Основные приоритеты в работе Правительства
  • Аграрная политика
  • Жилищное строительство
  • §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
  • §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
  • Литература
  • Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
  • §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
  • §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
  • Разделiv. Государственная политика в идеологической сфере Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
  • §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
  • §2.Экономические платформы современных идеологических течений
  • §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
  • §4.Условия формирования белорусской экономической модели
  • §5.Экономическая политика Республики Беларусь
  • Вопросы для самопроверки:
  • Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
  • §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
  • §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
  • §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
  • § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
  • § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
  • §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
  • § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
  • §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
  • Вопросы для самопроверки
  • Литература
  • Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере § 1. Сущность и содержание социальной политики
  • § 2. Приоритеты в сфере образования.
  • §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
  • § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
  • § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
  • Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
  • §1. Религия в современной Беларуси
  • §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
  • §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
  • Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
  • § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
  • §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
  • Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
  • § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
  • § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
  • § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
  • Приложение. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений Основы идеологии белорусского государства
  • Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
  • Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
  • Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
  • Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
  • Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
  • Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
  • Раздел II. Динамика идеологических процессов
  • Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
  • Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
  • Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
  • Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
  • Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
  • Тема 3.2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
  • Тема 3.3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
  • Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
  • Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
  • Тема 4.1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
  • Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
  • Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
  • Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
  • Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
  • Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
  • Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики
  • Раздел I. Теория и методология идеологических процессов 8
  • Основы идеологии белорусского государства

    Под общей редакцией

    профессора С.Н. Князева и профессора С.В. Решетникова

    кандидат юридических наук, профессор Князев С.Н.,

    доктор политических наук, профессор Решетников С.В.,

    доктор юридических наук, профессор Василевич Г.А.,

    доктор политических наук, профессор Земляков Л.Е.,

    кандидат философских наук, доцент Денисюк Н.П.,

    кандидат политических наук, доцент Антанович Н.А.,

    доктор философских наук, профессор Яскевич Я.С.,

    кандидат философских наук, доцент Старовойтова Л.В.,

    кандидат философских наук, доцент Гречнева.,

    доктор философских наук Криштапович Л.Е.,

    кандидат социологических наук, доцент Дмитриев Е.И.,

    кандидат политических наук Паречина С.Г.,

    кандидат экономических наук, доцент Антонова Н.Б.,

    кандидат исторических наук, доцент Мацель В.М.,

    доктор биологических наук, профессор Чещевик А.Б.,

    доктор исторических наук, профессор Шинкарев В.В.,

    кандидат исторических наук, доцент Соколовский А.А.,

    доктор социологических наук, профессор Котляров И.В.,

    доктор экономических наук, профессор Козик Л.П.,

    доктор философских наук, профессор Адуло Т.И.,

    доктор политических наук, профессор Бущик В.В.,

    кандидат философских наук, доцент Матусевич Е.В.

    доктор исторических наук, профессор Сташкевич Н.С.

    Вартанова Л.В.

    кандидат юридических наук, Петрик И.Л.

    Научные рецензенты: кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка; профессор кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры, доктор социалогических наук Р.В. Гребенников

    Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.- 690с.

    В книге на основе системного подхода раскрывается содержание таких важнейших компонентов идеологии белоруского государства, как теория, история и методология идеологических процессов, динамика идеологических процессов, идеологические аспекты деятельности государственных институтов, государственная политика в идеологической сфере. Содержание учебника соответствует учебной программе спецкурса для высших учебных заведений, утвержденной министерством образования Республики Беларусь.

    Книга предназначается студентам, аспирантам и преподавателям вузов. Адресуется также профессиональным политикам и идеологам, будет полезна всем, кто интересуется идеологическими процессами, происходящими в современном белорусском обществе.

    Предисловие

    Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, “подпитка” центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.

    Когда наступают знаковые периоды в жизни общества (к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан. Поэтому при формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентаций людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений. С этой точки зрения она важна как предтеча принятия государственных, политических решений.

    На этапе избирательных баталий термин “идеология” можно отождествить с таким многовекторным понятием, как “пропаганда” или “агитация”, включающим в себя, в том числе знания о политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве. Когда же выборы состоялись, то предвыборные платформы кандидатов становятся значимыми государственными документами, где уже обозначены приоритеты для властных структур. Здесь победившие, если так можно выразиться, идеологические конструкции приобретают вид доктрин, программ, проектов. Поэтому конституция любого государства, по большому счету, является главным идеологическим документом, в котором прописаны основные цели государства (затем они конкретизируются в программах развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д.).

    Если решения госорганов соответствуют ожиданиям граждан, и руководством страны проводится соответствующая политика во всех сферах, то в политической системе соблюдается определенное равновесие, общественный баланс.

    Идеология государства  это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникает необходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи “гражданин – государство”, которая особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний, должна работать обратная связь “власть, органы управления – человек”.

    У нас сформировалась социальная ориентированность идеологических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальное государство. Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальных гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической и социальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологической составляющей является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС.

    Общую палитру идеологических предпочтений в нашей стране дополняют партии. Однако сегодня нельзя с полной уверенностью говорить о том, какая же платформа пользуется наибольшим доверием избирателей. В целом наши граждане высказали доверие сильной государственной власти и институту Президенства, а также свою приверженность христианским ценностям.

    Что касается диалога ученых и специалистов, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется, что государство должно быть заинтересовано в развитии научных концепций, касающихся феноменов “государственность”, “идеология”, “национальная идея”, так как их нельзя навязать “сверху”, искусственным путем, а следует “собирать” по крупицам.

    Попытки сформулировать национальную идею в последние годы предпринимались не одиножды. К сожалению, ни одна из них не была удачной, и выглядели они, скорее, как декларация намерений, не обоснованных научными разработками. Ведь создание национальной идеи – не пропагандистская акция, а определение направления и перспектив государственного строительства.

    В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. По мнению авторов книги, этим стержнем является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.

    Еще раз подчеркнем: идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития, это идеальная модель общественного устройства.

    Структура курса имеет системный характер, она включает 4 раздела, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии. Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии. Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой “процессуальный уровень” принятия государственных политических решений. Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства. СМИ – это прямая и обратная связь народа и власти, наиважнейший инструмент формирования общественного сознания. На политическом уровне правительством страны отмечено, что есть три фундаментальные опоры, на которых базируется наша страна: Советы, мощные профсоюзные и молодежные организации. Поэтому в раздел “Динамика идеологических процессов” мы включили и тему о роли профсоюзов, чтобы рассмотреть, как профсоюзы влияют на формирование идеологии белорусского государства и экономической стабильности.

    В этом же разделе – тема идеологии избирательных кампаний. Мы посчитали, что такой аспект также обязательно должен присутствовать, поскольку разговор идет о выборах руководящих органов государственной власти, а это зависит от населения и, в том числе, от СМИ. Идет формирование общественного мнения, представлений о том, как государственные институты будут выполнять политические, экономические, мировоззренческие, идеологические задачи. Поэтому наиболее важно исследовать и проследить процесс организации и проведение избирательных кампаний.

    Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений. Он называется: “Государственные институты и идеологические процессы”. Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность. Мы выясняем, каким образом, с учетом каких факторов принимаются решения в управленческой сфере, на самом высоком политическом уровне? Разве это не интересно студентам, всем гражданам?..

    И четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: “Государственная политика в идеологической сфере”. Идеология пронизывает все сферы жизнедеятельности государства экономическую, политическую, мировоззренческую и собственно идеологическую. Но надо знать, что делать и после оглашения целей: как, какими способами их достигнуть – и какими будут результаты?

    В Беларуси хорошая обществоведческая школа, богатый потенциал ученых, преподавателей. Во многом именно от них зависит, как этот курс будет воспринят студентами, народом, гражданами. Мы очень на это рассчитываем. Ведь это не какое-то дежурное, конъюнктурное, пропагандистское мероприятие, а чисто научный, системный подход к осознанию сущности идеологии. Глубокая фундаментальная разработка курса идеологии, с одной стороны, существенно продвигает развитие нашей науки, с другой – решает важную мировоззренческую задачу: обеспечивает диалог с молодыми людьми в стенах вуза относительно главных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, насколько они соответствуют стремлениям, потребностям, запросам граждан. По большому счету, это открытый, заинтересованный диалог власти и населения.

    Министерство образования Республики Беларусь

    Учреждение образования

    «МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПРОДОВОЛЬСТВИЯ»

    Кафедра гуманитарных дисциплин

    А.П. Костеров

    ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

    Конспект лекций для студентов всех специальностей

    дневной и заочной формы обучения

    Могилѐв 2008

    Рецензенты: кандидат философских наук, доцент УО МГУП Кармазинов Л.С. кандидат исторических наук, профессор ЧУО БИП – институт правоведения Макаревич В.А.

    Костеров, А.П.

    Основы идеологии белорусского государства: Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения. – Могилев: УО МГУП, 2008. – с.

    В конспекте лекций, в соответствии с типовой программой для вузов излагаются вопросы по учебной дисциплине «Основы идеологии белорусского государства». Краткое и доступное изложение теоретического материала характеризует сущность идеологии, ее структуру, функции, особенности проявления и роль в современном белорусском обществе.

    УДК 321 (476) ББК

    © УО «Могилѐвский государственный университет продовольствия», 2008 СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Лекция 2. Современные идеологические концепции и доктрины

    Лекция 3. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства

    Лекция 4. Политическая культура и идеологические процессы

    Лекция 5. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства

    Лекция 6. Белорусская экономическая модель и белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства

    Литература

    Приложение

    ВВЕДЕНИЕ В конце ХХ века Республика Беларусь провозгласила полный

    суверенитет и оказалась перед выбором своего государственного и общественного развития. В этот период была разработана Конституция 1994 года, которая была принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года с изменениями и дополнениями, определены специфика белорусской модели социально-экономического развития, направления внутренней и внешней политики страны. На рубеже ХХ – ХХI веков формируется концепция идеологии белорусской государственности, которая опирается на многовековой опыт историко-культурного развития Беларуси. Идеологию государства можно соотнести с иммунной системой, наличие которой делает возможным существование самого феномена государства. Ее основными принципами являются:

    стабильность, устойчивость социально-политического развития; социальная справедливость; народовластие; трудовая и человеческая солидарность;

    историческая и политическая преемственность; дружба народов.

    Особенности белорусской идеологии заключаются в следующем:

    Сильная государственная власть, персонифицированная Президентом РБ;

    Активная роль государства в реформировании экономики с целью ее постепенной интеграции в мировую хозяйственную систему;

    Сильная социальная политика с ориентацией экономики на повышение ее эффективности, направленной на развитие человеческого потенциала.

    Курс «Основы идеологии белорусского государства» был введен в 2003 году. Его цель – формирование у граждан важных для белорусского общества идей, ценностей, представлений, убеждений, устремлений, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его институтами. Учебной программой предполагается изучение феномена идеологии, истории, теории и динамики идеологических процессов, механизма реализации идеологических функций государства.

    Главными задачами преподавания курса являются:

    Разъяснение приоритетов белорусской модели социальноэкономического развития и политической системы; получение систематизированных знаний на основе теории,

    изучение методологии с целью обретения студентами устойчивых идеологических ориентиров;

    Способствование формированию у студентов политической культуры и гражданско-патриотической позиции.

    Конспект лекционного курса представляет анализ существующей научной и учебно-методической литературы и ее адаптацию к требованиям рабочей программы применительно к специфике вуза.

    Лекция 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства

    1. Понятие «идеология» и его генезис.

    2. Структура и функции идеологии.

    3. Истоки и становление идеологии белорусской государственности.

    1. Понятие «идеология» и его генезис

    При рассмотрении первой лекции необходимо сделать краткое вступление. Следует констатировать, что республика находиться на пути перехода к новому качественному состоянию, как в экономике, политической жизни, так и в сознании, мышлении людей. Государственное строительство происходит одновременно с глубокими социально-экономическими преобразованиями. Научной основой на пути создания сильного государства может стать формирование идеологии белорусской государственности. Ее предназначение состоит в том, чтобы обеспечить жизнестойкость социальной системы от опасностей и угроз как извне, так и собственной внутренней среды. Цель идеологии - формирование сознания людей путем ее воздействия на их поведение.

    Все отношения людей, их взаимодействия в обществе складываются на различных уровнях политического сознания: государственном, теоретическом, эмпирическом.

    Идеология в процессе возникновения, развития и функционирования связана с философией, культурой, религией, нравственностью, политикой и другими формами общественного сознания. Само ее понятие многозначное, отсюда и множество различных определений.

    Дословный перевод с греческого: учение об идеях. В научный оборот этот термин ввел француз Дестат де Траси в докладе «Проект идеологии» в 1796 году. В начале ХIХ века он в исследовании «Элементы идеологии» стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, чтобы исследовать естественное происхождение идей и разоблачать «иллюзорные мысли». Для чего это нужно? Известно, что коренное отличие общества от любой другой материальной системы состоит в том, что способом его существования, является деятельность людей и творят они свою историю, исходя из своих потребностей и интересов. Не случайно французские просветители заявляли, что «мнения правят миром». Если это так, стоит разобраться: какие из них мнения (идеи) являются истинными, а какие ложными? Возникает вопрос: где тот критерий, который позволял бы отличить истинные идеи от ложных? Таким критерием была объявлена «природа

    человека»; те идеи, которые противоречат ей – ложные и наоборот. С этих позиций идеологи подвергали критике феодальное общество и круг его идей, одновременно рекомендовали, как организовать общественную жизнь в соответствии с искомой «природой человека». В реквизите идеологов в XVIII веке появились термины: «права человека», «общечеловеческие ценности», «демократические стандарты» и т.п.

    В ХIХ веке преобладало негативное отношение к идеологиям, когда идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращались в символы веры и потрясали общества. К. Маркс квалифицировал идеологию как «ложное сознание» по той причине, что природа человека не есть нечто раз навсегда данное и неизменное, оно изменяется в ходе общественного развития. К.Маркс сделал вывод, что любая идеология носит классовый характер, выражает интересы тех или иных общественных классов, а эти интересы, в свою очередь, детерминируются положением этих классов в системе общественного производства. С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией и утверждали, что сумели найти научный метод познания социальных процессов. Немецкий социолог К.Маннгейм считал, что идеология консервативна и в этом ее главное отличие от утопии. Утопия ориентирует сознание на действие и стремиться взорвать существующий порядок вещей.

    В.И. Ленин придавал идеологии научное значение и считал, что она способна просветить, сплотить и мобилизовать пролетариат на революционную борьбу за свержение капитализма и построение социалистического общества. В его понимании идеология – это система идей, теорий, взглядов, отражающих социально-политическое и экономическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса – буржуазии или пролетариата. Другие мыслители ХХ века (Э. Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс), давая идеологии свои оценки, подчеркивали ее систематизированность, способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действий. Американский политолог японского происхождения Ф.Фукуяма писал, что мировая история как продукт соперничающих идеологий подошла к своему завершению, поскольку после крушения коммунистической идеологии концепция либеральной демократии утвердилась в качестве единственного принципа политической организации человеческого общества. По его мнению человечество перестало нуждаться в идеологических конструкциях. Политологи Т.Адорно и Ф.Бенетон утверждали, что идеология ведет к духовному закабалению человека, к опутыванию его ложными коллективными идеалами, в результате индивид становиться объектом манипулирования. Несмотря на явные расхождения ученых, большинство из них определяют предназначение идеологии так: идеология – это система идей, теорий, идеалов, взглядов, ценностей, политических и нравственных ориентиров, отражающих в систематизированной форме отношение больших социальных слоев и групп людей, отдельных личностей к окружающей действительности, описывающих положение, роль и место

    человека в современном обществе и осмысленных ими как цель жизнедеятельности. Белорусские ученые считают: идеология белорусского государства - это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития.

    В заключение вопроса следует пояснить соотношения понятий «идеология» и «мировоззрение». Мировоззрение представляет собой философско-теоретический синтез научных знаний (или религиозных верований), идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, исторического и повседневного опыта человека и человечества. Именно в этом качестве оно становиться философско-теоретической основой идеологии.

    Значимость мировоззрения как основы идеологии заключается в том, что именно от мировоззрения, от того какое оно, зависит и идеология.

    2. Структура и функции идеологии

    Структура идеологии предполагает собой совокупность устойчивых внутренних связей, которые обеспечивают сохранение ее основных свойств. Структура имеет много граней и много уровней. Духовным ее основанием является мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир в целом на свое собственное место в этом мире.

    В горизонтальном разрезе она представляется как: мировоззрение; политические концепции; экономические теории; правовые нормы; эстетические идеалы; нравственные убеждения; иерархия ценностей;

    воля и решимость для достижения целей.

    В вертикальном разрезе как:

    воплощение идеалов и чувств в жизненных позициях людей; практическая деятельность идеологических служб;

    массовое сознание (представления, чувства, верования, ценностные ориентации);

    лозунги, заповеди, установки; мировоззренческие основы.

    Следует различать функции политического сознания и идеологии. Функции политического сознания:

    регулятивная; познавательно-информационная; оценочная; мобилизующая.

    Функции идеологии: ориентационная; мобилизирующая;

    интегративная; амортизационная; социальная; познавательная; легитимирующая; нормативная.

    Расшифровывая значение и суть каждой функции, важно отметить, что функции идеологии вытекают из того, насколько в ней выражено:

    Теоретически оформленные систематизированные социальноклассовые интересы;

    Использованию власти для достижения этих интересов.

    3. Истоки и становление идеологии белорусской государственности

    Используя знания по отечественной истории, следует напомнить основные моменты развития белорусской государственности. Исторический путь Беларуси прошел важные этапы:

    1. Общественный строй на белорусских землях в Х-ХII веках.

    2. Создание Великого княжества Литовского. Общественный строй Речи Посполитой.

    3. Белорусские земли в составе Российской империи.

    4. Октябрьская (1917г.) революция и национально-государственное самоопределение Беларуси.

    5. Советский период государственности.

    6. Нынешний переходный период к белорусской государственности. Объединительный процесс России и Беларуси.

    После распада СССР и краха коммунистической идеологии, которая 70 лет доминировала в сердцах и умах большинства советских людей, первая половина 90-х г. в РБ ознаменовалась развитием деидеологических процессов. Наблюдалось развенчивание прежней идеологии как пережитка бывшего режима. В дальнейшем была начата реидеологизация, т.е. восстановление идеологии. Политическая элита в Беларуси пришла к пониманию, что общество нуждается в некой объединяющей, скрепляющей его совокупности идей. К примеру, государственная идеология США цельно развивается с XVIII века до сегодняшних дней и представляет четкую конструкцию с отлаженным механизмом идеологической работы. Главным ее идейным постулатом является идея «пан-американ», т.е. государство – самое сильное, демократическое, а нация – самая великая, умная, образованная, которая способна жить достойно и не только в пределах своего государства, но и нести свой образ жизни на другие народы и страны.

    Идеология белорусского государства в своем развитии прошла несколько этапов:

    1. Первая половина 90-х годов ХХ века. Деидеологизация.

    2. Середина 90-х годов. Реидеологизация.

    3. Конец ХХ века. – начало ХХI века. Создание новой идеологии и ее распространение в обществе.

    Четкие ориентиры белорусской идеологии были обозначены в ряде докладов Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. По мнению Главы государства, выстраивая свои идеологические приоритеты, следует учитывать как опыт прошлых веков, так опираться и ориентироваться на все то новое и позитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости. При этом необходимо четко осознавать тот факт, что нельзя искусственно идеологизировать общество, исходя из конъюнктурных соображений, подчинить общество корыстным потребностям отдельных личностей или социальных групп. Навязывание обществу мертвых идеологических схем приводит к упадку государственности, застою и переходу к регрессивному развитию. Президент РБ отметил: «Государственная идеология-это не изобретение коммунистов, а атрибут присущий…любому государству. Все государства… опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития».

    Идеология государства, которую белорусский лидер считает «краеугольным камнем в государственном строительстве», -это национальная объединительная и мобилизующая идея. Ее главной задачей является воздействие посредством пропаганды национальной идеи на сознание людей, с тем, чтобы проживающее на территории государства население осознавало себя как единое общественно целое в государственно--политическом, территориальном, экономическом, культурно-историческом и нравственнодуховном планах. Идеология государства позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания. По определению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «государство без идеологии, как человек без мысли не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства-то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая даже самая незначительная инфекция становиться смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным».

    Идеология белорусского государства официально сформулирована в Основном Законе, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах человека. Соблюдение норм Конституции, реализация заложенных в ней принципов является на сегодняшний день важнейшей задачей, которая стоит перед органами государственной власти.

    В заключение, важно отметить, что белорусская идеология аккумулирует все позитивное из исторического опыта народа Беларуси и его достижений на современном этапе. Важно подчеркнуть, что на политическом уровне идеология принимает форму идеологической доктрины, которая является мировоззренческой основой в современных конкретно-исторических условиях. Важнейший мировоззренческий стержень составляет в идеологии белорусская гражданственность, национальное самосознание и патриотизм.

    Контрольные вопросы по теме к дискуссии:

    1. Воздействие каких факторов, испытывает массовое политическое сознание?

    2. Как соотносятся между собой понятия: идеология, философия, религия, мировоззрение, пропаганда?

    3. Какая функция идеологии служит ослаблению социальной напряженности?

    4. Определите сущность концепции деидеологизации.

    5. Каковы основные идеологические приоритеты в Республике Беларусь?

    Лекция 2. Современные идеологические концепции и доктрины 1. Основные типы идеологии.

    а). Либерализм: принципы и цели б). Консерватизм: принципы и цели

    в). Социал-демократизм: характерные черты и идеи г). Другие политические идеологии

    2. Мировоззренческие основы и приоритеты идеологической политики белорусского государства.

    1. Основные типы идеологии

    Для правильного понимания и истолкования различных идеологий их

    сущностей, особенностей, функций, способов аргументации, сфер влияния важное значение имеет их типологизация.

    Либерализм. Классический либерализм сформировался на заре буржуазного политического движения (XVII век). Основные положения данной идеологии сформулировали Д.Локк, Ш.Монтескье, А.Смит, Б.Франклин, Т.Джефферсон. Организационно либерализм оформился в ХIХ веке c появлением политических партий. Термин «либерализм» (от лат. «свободный») употреблялся как:

    Образ мышления и деятельности, для которого характерна независимость по отношению к традициям, привычкам, догмам, а также способность к активному самоопределению;

    Совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивидууму, или смягчения этих форм.

    Носитель идеологии – буржуазия. Содержательное ядро идеологии.