Все о тюнинге авто

Проблемы бытия человека. Бытие человека Зачем знать понятие бытие

1. Понятие «онтология». Проблемы бытия.

2. Философское понятие материи.

3. Атрибуты материи - движение, пространство, время.

4. Вклад философии в развитии представлений о движении, пространстве, времени.

Бытие - одни из важнейших категорий философии. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но если понимать бытие только в этом узком значении слова, то нельзя ответить на вопросы: что значит быть? что гарантирует бытие? В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие».

1. Это объективный мир, существующий независимо от сознания.

2. Это все существующее независимо от сознания, не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей.

Итак, если бытие - это все, что существует, т.е. противоположное понятие - небытие, все чего нет. Как соотносятся друг с другом бытие и небытие – это философский вопрос. Он то исчезает из поля зрения философов, то вновь возникает. Наука о бытии называется онтология. Вот основные вехи изучения проблемы бытия.

Впервые термин «бытие» ввел в философию древнегреческий философ Парменид (V - IV вв. до н.э.). Главный тезис Парменида «Есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь и к истине он приближает».

Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов, мифология стала рассматриваться как вымысел. Мир уже не казался таким прочным и надежным. Людям необходима была вера в новую силу. Парменид вводит понятие бытия как силы, которая защитит мир от разрушения и хаоса. Бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль, но не обычная мысль, а Абсолютная мысль, Логос - космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Не человек открывает истину, а истина открывается человеку. Человеческое понимание не может оценить истинность знания.

Одним из критиков Парменида был Сократ. Он считал, что Парменид чересчур умЗляет субъективный разум, мысль и возвеличивает притязание философов на статус представителей Божественного бытия. Сократ объявил высшей реальностью не бытие, а индивидуальное, но общезначимое сознание.

Материалисты - Демокрит, Девкишт считали, что мир - это атомы (бытие) и пустота (небытие).

Решение проблемы бытия Парменидом открыло путь развития метафизике - учению о нематериальном бытии, независящим ни от человека, ни от человечества. Учение об абсолютном духе, духовных сущностях, Боге в философии относят к метафизическим.

Аристотель построил модель (а за ним и Фома Аквинский) иерархического упорядочения мира. Мертвая материя в самом низу, затем растения, животные, человек, а на вершине Бог, абсолютно свободный от материи, поэтому совершеннейший. У Ф. Аквинского все уровни иерархии имеют самостоятель-ность, все они причастны только одному Богу.



Философия Нового времени утратило! прежнее понимание бытия, как абсолютного и подлинного, совершенного гаранта всего происходящего в мире.

· И.Кант утверждает, бытие независимое от познания.

· Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием человеческого существования.

· Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее.

· Экзистенционализм заявляет, что человек - только он один есть предельное бытие.

· Марксизм (Ф.Энгельс) утверждает, что бытие «есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения».

Мировоззрение Нового времени строилось на уверенности человека в своей автономии, на убеждении, что он сам, самостоятельно формирует свою духовность и её высшую форму - сознания.

Русские религиозные философы связывали то или иное решение проблемы бытия со спецификой мировоззрения, мироощущения народа, людей определенной культуры. Они утверждали, что специфика русского мировоззрения базируется на ином, по сравнению с западным, мироощущении. Религиозные философы осудили разрыв с Абсолютом, подвергли критике новоевропейского человека, который возгордился своей автономностью и возжелал быть богом на земле. Человек укоренен в бытии, что делает возможным его сознание. Знание - это самораскрытие бытия.

В XX в. делается поворот к утверждению онтологии как центральной части философии. Философы выделяют условно 4 уровня бытия:

1. бытие тел, вещей, процессов; (существование природных явлений).

2. бытие человека; (существование в человеке биологического, социального и психологического начала).

3. бытие идеального и духовного; (существование сознания и его продуктов).

4. Бытие социального (общества у реальный процесс жизнедеятельности людей).

Категория бытия тесно связана с категорией материи. Существование материи признают и материалисты и идеалисты. Идеалисты признают существование материи, но рассматривают её как низкий род бытия, вторичную от творческого начала – сознания. Для материалистов материя – это основа всего существующего.

Наиболее полное учение о материи дано в рамках диалектико-материалис-тического учения.

Наиболее общепризнанным в философском материализме является определение, данное В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Из этого определения следуют 3 вывода :

1. Главное свойство материи - быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания.

2. Материя неисчерпаема, она существует в многообразии конкретных объектов. Ни один конкретный объект не имеет права претендовать на свое исключительное право быть материей.

3. Мир познаваем. Мышление - продукт человеческого мозга, т.е. материи. Т.к. человек продукт природы.

Понятие «материя» выступает гарантом существования мира. Материи приписываются такие же характеристики, как и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворенность.

Наука и философский материализм сходны в понимании бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, которые воспроизводит человек.

Но философия пытается представить общую картину мира, а наука изучает конкретные формы и уровни материи. Современная наука в к. XX в. давала следующую картину мира:

I ур. – неживая природа:

· элементарные частицы, вакуум;

· атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галактики;

· системы галактик, метагалактики.

II ур. – живая природа:

Биологическая жизнь:

· ДНК, РНК;

· клетки и одноклеточные организмы;

· растения и животные;

· популяции (стаи волков, рыб - воспроизводящие себя в потомстве);

· биоценозы (совокупность популяций);

· биосфера (глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов).

III ур. – социальный уровень материи:

· классы;

· нации и т.п.

Материальный мир (по мнению материалистов) един в своем многообразии. Основой мира является материя, а уровни и формы её многообразны.

Материя обладает многочисленными свойствами: неуничтожимость, неисчерпаемость, познаваемость, вечность. Есть свойства, которые называются атрибутами материи: это движение, пространство, время .

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий, Поэтому - движение есть изменение вообще.

Все вещи окружающего мира находятся в постоянном движении и изменении. Если вещь не изменяет свой «внешний вид», свое местоположение, то внутри у неё происходит движение элементарных частиц. А внешне вещь остается в покое. Покой - это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета. Если изменяется качественное состояние предметов, то здесь возможны 2 результата: распад предмета и образование более сложного предмета.

Развитие изменение, сопровождающееся появлением новых качествен-ных состояний, которые представляют собой возможности, скрытые в предшествующих состояниях (яйцо - курица).

Ф. Энгельс в своей работе «Диалектика природы» дал характеристику формам движения материи.

1. Механическая - движение тел относительно друг друга (перемещение).

2. Физическая - тепловые, электрические, магнитные процессы в твердых, жидких, газообразных телах.

3. Химическая - соединение и распад молекул.

4. Биологическая - жизнедеятельность живых организмов.

5. Общественная или социальная - становление и развитие человеческого общества.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития Вселенной.

Два других атрибута материи - пространство и время.

Пространство - форма существования материи, выражающая протяженность тел и объектов, их размеры и расположение среди других предметов мира.

Время - формы существования материи, выражающая длительность протекающих процессов, их темп, режим, последовательность.

Идеалисты считают пространство и время порождения сознания, абсолютной идеи.

Пространство и время, по мнению материалистов, являются вечными, несотворимыми, бесконечными и безграничными, т.к. они являются атрибутами материи.

Философские теории пространства и времени можно разделить на субстанциональные и реляционные.

Субстанциональные теории рассматривают пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они представляют собой арену, на которой развертываются материальные процессы и существуют материальные объекты.

Реляционная концепция пространства и времени заключается в том, что они представляются как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Это теория утверждает связь пространства и времени друг с другом и с движущейся материей.

В начале XX физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Появился даже новый термин пространство-время. Они предполагают, что наш мир измеряется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное).

Современная наука полагает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными характеристиками. Ученные предполагают, что при рождении нашей метагалактики существовало десятимерное пространство-время. Четыре измерения (3+1) стали формами бытия на макроскопическом уровне, а шесть определяли структуру микромира.

Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени. Особенности биологического пространства-времени проявляются на уровне белковых молекул в форме асимметрии «левого» и «правого» в группировках атомов. В неживой природе нет различия между «левым» и «правым». Живые центры образуются только из тех молекул, в которых имеется «левосторонняя группировка». Имеют свою специфику и временная организация живого. Растения, животные, люди имеют свои биологические часы - длительность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды и т.д.

Специфику имеет пространство и время жизни общества. Человечество имеет свою территорию обитания - пространство, где человек живет, строит жилище, обрабатывает землю. Рядом с неосвоенной природой появилась «очеловеченная» природа. Это производство характеризуется не только связью предметов и объектов, но и отношением человека к предметам и месту своего обитания. Ностальгия - тоска человека по Родине, если он вынужден жить в каком-либо другом месте.

Социальное время - форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Социальные процессы имеют разную длительность. Чем ближе к сегодняшнему дню, тем более они ускоряются. Родоплеменное общество просуществовало несколько десятков тысяч лет, средневековое - около 1400 лет, капиталистическое - около 300 лет. Именно при капитализме произошло «социальное ускорение» - погоня за прибылью. Произошли интенсификация труда, уплотнение событий. Недаром именно тогда была изобретена секундная стрелка. Социальное время многоуровневое - смена возраста человека, смена исторических эпох, в каждом свой ритм и свои ценности.

Это материалистическое учение, основанное на ленинском определении. В последнее время некоторые философы утверждают, что оно содержит 2 взаимоисключающих суждения:

1. Материя независима от нашего сознания.

2. Материя есть объективная реальность.

Одно опровергает другое. Первое суждение невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

1.Под влиянием каких факторов формировалась русская философия?

3. Назовите самых известных русских философов. Чья судьба и почему сложилась трагически?

4. Почему вопрос о месте и роли России в мировой истории является центральным в русской философии?

5. В чём состоит русская идея , получившая своё оформление в споре между западниками и славянофилами?

6. Почему русская философия уделяла большое внимание социальной теме и в чём это выражалось?

7. Кто такие русские космисты и в чём состояла их философия?

8. Объясните смысл философии всеединства и назовите её представителей

9. В чём видели смысл жизни человека русские философы, занимавшиеся философской антропологией?

10. Назовите основные черты русской философии. Какая из них, на Ваш взгляд, является главной и почему?

Лекция 9. Учение о бытии и теория познания.

Вопрос 1. Понятие бытия и небытия. Формы бытия.

Проблема бытия является одной из центральных в философии, собственно становление философии начиналось с изучения именно проблемы бытия. Быть, значит существовать , находиться в наличии. Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется очень простым: существует, мол, всё то, что я вижу и слышу; я вижу Солнце, значит, оно есть, оно существует. Увы, философия не стала бы наукой, если бы она занималась очевидными вещами. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Нам кажется, что оно обращается вокруг Земли, в действительности же Земля обращается вокруг Солнца. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом отнюдь не благодаря нашим глазам.

Почему вопрос о существовании выглядит проблематичным? Прежде всего потому, что наши знания относительны, изменчивы. Вместе с развитием знания изменяются наши представления о существующем. Человек способен рассуждать о чём либо только на основе своих знаний, выработанных им концепций, теорий. Таким образом, всякая теория выступает как учение о сущем, т.е. онтология (от греч. ontos- сущее, logos- учение). Отсюда следует вывод: существование чего-либо выясняется на основе теорий, т.е. доказательных интерпретаций, объяснений, рассуждений и т.п.

Впервые проблема бытия была введена в философию античным мыслителем Парменидом (V-IV в.в. до н.э.) и с тех пор она находится в центре внимания всех последующих поколений философов, которые пытаются определить общую основу всего существующего, обеспечивающую единство многообразных конкретных вещей. Учение, принимающее за основу всего бытия одно начало , называется монизмом (он бывает идеалистическим , если в первооснове мира лежат идеальные начала: Бог, идеи, Мировой дух и т.п. или материалистическим , если первоосновой мира считается материя). Монизму противостоит дуализм , рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала (например, материю и дух). Если же в основе сущего признаётся множество первоначал , то такое учение называется плюрализмом .


Основными формами бытия являются:

· материальное бытие- это существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира (они обладают протяжённостью, массой, объёмом, плотностью);

· идеальное бытие - это существование духовного: мыслей, идей, чувств, эмоций, мотивов, веры, представлений о нравственных и других ценностях, норм поведения и т.п.;

· человеческое бытие - существование человека как единства материального (тела) и духовного (сознания); бытие человека самого но себе и его бытие в материальном мире;

· социальное бытие - это бытие человека в обществе, а так же бытие самого общества (его жизнь, существование, развитие)

Категорией, противоположной бытию, является небытие . Небытие- это полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: ещё не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, государства, цивилизации, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, исчезли бесследно, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Человеческое бытие как философская проблема

Проблема определения бытия человека. Бытие как дар, раскрытие присутствия человека в мире. Человек в бытии мира раскрывает многокачественность, многоуровневость и многомерность своего бытия. Человек на перекрестке природы, истории, культуры - созидатель, свидетель и слагатель.

Система категорий познания бытия мира в "человеческом измерении": природа (выделяет естественную порожденность человека, его родство со всем сущим); сущность (подчеркивает отличие человека от всего иного сущего);

Человек и мир: проблема места человека в космосе, природе, социуме, культуре как система отношений "человек-космос", "человек-природа", "человек-социум", "человек-культура".

Космизм человеческого бытия

Фундаментальная конституция человека как бытие-в-мире. Мир - уникальное единство предметных, социальных и языковых отношений, образующих культурную среду индивида. Четыре стадии формирования мира индивида: генетическиродовая, игровая, внутренне нормативная, жизненная.

Мир как нетотализируемая тотальность всего, что есть. Мир как природа и мир как история. Бытие в природе как тождество. Бытие в истории как негативность, различие.

Формы бытия человека в мире: объект ("вещь среди вещей")-субъект, телесно-духовное, род-индивид, социальное-индивидное.

Происхождение человека

Две концепции происхождения человека: религиозная и научная.

В религиозной концепции утверждается, что человека создал, сотворил Бог. Причиной появления человека представляется надприродная, сверхъестественная сила, в роли которой выступает Бог.

В научной концепции возникновение человека рассматривается как продукт эволюционного развития природы. В Рамках научной концепции можно выделить три гипотезы появления человека на Земле.

Во-первых, это гипотеза, которую высказал Ч. Дарвин и в которой в качестве предка человека рассматривается обезьяна.

Во-вторых, это версия, согласно которой человек произошел от животного, но остается неясным, от какого именно животного.

В-третьих, это космическая гипотеза происхождения человека, согласно которой человек родился не на Земле, он является пришельцем с другой планеты.

Принципиальная неадаптированность человека к природе. Человек "несчастное животное". Жизнь человека и история человечества как процесс постоянного рождения. Миф, ритуал, игра, искусство - важнейшие моменты становления человека.

Основания человеческого бытия

Природные, социальные и личностные (экзистенциальные) основания бытия человека. Единство многогранной сущности человека. Трактовка человека Зигмундом Фрейдом как существа биологического (инстинкты как главный движитель человеческой жизни), Карлом Ясперсом - как существа исторического (в силу этого человек не может быть познан полностью как бытие), Карлом Марксом - как существа биосоциального.

Природное основание бытия человека

Человек является частью природы, ибо он подчинен ей физически и биологически. Природа в этом смысле является той единственной реальной основой, на которой рождается и существует человек. Понятие "природа человека" в этом смысле обозначает биологические (природные) основания его бытия. Природа человека - совокупность стойких, неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному независимо от биологической эволюции и исторического процесса. К их числу относятся внешний облик, физическая конституция тела, генетический код, группа крови, цвет глаз, прямохождение, нервная система, высокоразвитый мозг, инстинкты и условные рефлексы, темперамент, психика, специфика органов чувств.

Человеку присуща природная недостаточность. В морфологическом отношении человек определяется недостатком, который следует интерпретировать в точном биологическом смысле как неадаптированность, примитивизм, то есть неразвитость, неспециализированность. У человека отсутствует волосяной покров, а значит, естественная защита от холода; отсутствуют естественные органы нападения и телесные приспособления для бегства; человек уступает большинству животных в остроте чувств; у него нет настоящих инстинктов, что смертельно опасно для жизни; наконец, он нуждается в защите в течение всего периода вскармливания и детства, которое несравненно продолжительнее, чем у других живых существ. Именно потому, что человек рождается как несовершенное и незавершенное существо, ему необходимо постоянно прибегать к практике самозащиты, самоопределения и самопреодоления.

Такое самоосуществление происходит не спонтанно, а в результате непрестанного усилия научения, размышления и свободной воли. Природа человека как незавершенная возможность, проявляющаяся в бесконечных вариациях существования. Проблема открытости человека как эволюционного существа. Предположения о целенаправленной и предопределенной эволюции человека и вселенной. Человек конструирует свою собственную природу: внутренняя нестабильность человеческого существования вынуждает его к тому, чтобы человек сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения. Эти биологические факты выступают в качестве необходимых предпосылок создания социального.

Человек - часть природы, неотрывный от космоса, и вместе с тем огромный космос, во многом автономный от мира. Однако человека и природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать их в единстве; человек - активный природный фактор, определенная функция биосферы и определенная часть ее строения. Этот факт предполагает наличие другого неоспоримого факта: независимости человека от окружающей среды. Человек открыт всему бытию.

Социальные основания бытия человека

Создание человеком самого себя есть предприятие социальное. Необходимость в социальном основании возникает из биологической природы человека. Социальные основания бытия человека определяют реальность как мир, в котором человеческое было бы предъявлено и понято. Это значит, что реальность, которую мы застаем, насквозь пронизана человеческими соразмерностями, выстроенными нами. Сложность этого мира зависит не от него самого, а от тех типов соразмерностей, которые выстраивало предшествующее нам человечество, и которые нам уже достались.

Понятие "сущность человека" выражает социальные основания бытия человека. Природа человека формируется и опосредована обществом. Социальность - следствие открытости человека миру.

Одиночество - отрицательная разновидность социальности, тоска по социальности.

Единство и противоречивость социальных обстоятельств и индивидуальной жизнедеятельности человека. Чувство неприкаянности в этом мире - человек, странствующий там и сям, везде чудовищно неуместен.

Личностные основания бытия человека

Личностные основания бытия человека определяются его способностью определить свою размерность не в физическом смысле, а в отношении с самим собой. Философия как инструмент организации человеческого помогает человеку выстроить такую соразмерность. Внутренний мир человека - это вполне самостоятельный, отдельный мир его образов, мыслеформ, чувств, переживаний и ощущений; мир, составляющий индивидуальную часть сущности данного человека.

Человек как Я-субъект - единственное существо, способное увидеть самого себя как "Я", а мир - как "не-Я". Мое собственное "Я" составляет центр моего мира, и только исходя из него я вижу все остальное и реализую себя в практической деятельности. Свобода и творчество - способ преодоления изначальной амбивалентности человека: личности и индивида. Только освобождение человека от себя ("трансцендирование") приводит человека к себе. Самотрансцендирование включает в себя не только способность наблюдения за собой, но и изменение самого себя в своей деятельности. Человек единственное существо, которое не хочет быть тем, что оно есть.

Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, даже безвыходном положении. Историчность - исключительное свойство человека.

Человек - символическое существо. Мы имеем в виду способность человека выражать многие реальности в символической форме. Человек живет не только в физическом мире, как животное, но и в мире символическом. Он осознает самого себя посредством символов. Животное использует некоторые знаки, но у них нет символов. Знак - часть физического мира, символ - часть мира человеческого. Назначение знака - инструментальное, символа - обозначающее.

Границы человеческого бытия

Человеческое бытие выступает мерой социокультурного бытия. Пределы человеческого бытия определяются двумя фундаментальными категориями - смерти как конца животного существования и безумия как конца существования разумного.

Проблема неравнозначности двух границ человеческого бытия: смерть - это граница, с которой человек сталкивается как животное, безумие - это предел, где человек лишается собственно человеческого (сталкивается с пределами своего вида, своей самоидентичности, своего места в общем космическом, историческом строе).

Осознание человеком своей физической и интеллектуальной неполноты. Самосовершенствование человека как задача преодоления пределов (несовершенства) своего бытия.

Бытие и безумие

Представление о ценности безумия в античной философии: рассудок человека несводим к бытию, это лишь схема бытия. В Традиции существует парадоксальное определение разума - "мудрость идиотов", "ученое невежество". Безумие ставится выше разума, выше рациональной деятельности, нагружается положительным онтологическим значением. Безумие - это полное; рассудок частичное; безумие - это все во всем, рассудок - это часть, оторванная от всего. Безумие - это не просто отсутствие рассудка, это именно преодоление рассудка, выход за его пределы - есть выход за пределы схемы рассудка, прорыв в чистое бытие. Безумие - это нахождение внутри бытия.

Православие, исходя из ценности сверхрационального созерцания, ставит его выше рассудочного богословствования (католичества).

Католичество, напротив, всегда тяготело к тому, чтобы максимально подвести догматы церкви под формальную логику.

По мере секуляризации и десакрализации западноевропейского общества отношение к сумасшествию и сумасшедшим стало приравниваться к отношению к преступникам, грешникам, злодеям. Начиная с позднего Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в западном сознании постепенно складывается устойчивое отождествление безумия и глупости с корнем всех пороков. Безумие в современном мире, основанном на утверждении абсолютного значения рассудка, описывает не только расстройство человеческого сознания, но и подразумевает "исчезновение бытия", указывает на утрату бытия.

Гносеологические стратегии

в отношении проблемы безумия

В современной культуре сложились две гносеологические стратегии в отношении проблемы безумия. Первая (ее представители - Мирча Элиаде и Карл Юнг), обосновывает право на инаковость, право на иной цивилизационный и культурный уклад, настаивает на равнозначности современной и несовременной ментальности.

Вторая (ее представляют французский философ Рене Генон, итальянский философ Чезаре Эвола, радикальные революционеры) утверждает примат великого безумия над рассудком, поддерживает правоту этого безумия во всех случаях и проявлениях, настаивает на том, чтобы безумие воцарилось здесь и сейчас, что путь торжества рассудка есть неправомочная узурпация, зло, отчуждение.

1. Одной из базовых категорий философии является понятие бытия . Материя, движение, пространство, время, законы диалектики, личная и общественная жизнь, Бог, сознание, действие – все определяется через понятие бытия, философское понимание которого означает существование вообще. Мир и его явления, человек и его сознание, мир в целом, знания о мире и его составляющих существуют, поэтому их можно объединить под понятием бытия.

В структуре философского знания бытие выступает предметом онтологии.

Онтология изучает:

Происхождение и длительность (границы) бытия;

Структуру (виды, формы, сферы и их соотношения) бытия;

Движение и развитие бытия;

Субстанцию бытия;

Фундаментальные законы бытия.

Это понятие рассматривается как базисная категория для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Философия ставит целью нахождение подлинного бытия и его осмысление, идет по пути определения понятия «бытия» и его места в структуре знания, а также выделяет виды и формы бытия как объективного существования. Существовать в физическом смысле слова,значит быть участником взаимодействий. Существовать в биологическом смысле значит жить, дышать, размножаться. Существовать в социальном смысле значит чувствовать, размышлять, говорить, трудиться, заниматься политикой, искусством и т.п. Существовать в философском смысле значит иметь определенность, выражаемую философскими категориями.

В истории философии попытки признать бытие основной категорией философского мышления о мире не всегда принимались всеми философами безоговорочно: рассмотрение бытия поощрялось лишь в плане абстрактного или только естественнонаучного изучения категории «материя». Понятия «материя» и «бытие» не отождествлялись, так как материя характеризует субстанциональную основу мира, и в этом смысле она всецело объективна. Она есть существующая объективность, в пределах которой взаимодействие всего со всем рождает круговорот движения в том смысле, что в начале и конце любого цикла дана все та же неуничтожимая материя. Но если при рассмотрении состава сущего происходит ее сведение к «объективной реальности», тогда в бытии остаются только вещи и только объекты, и человек также представляется вещью среди вещей. Между тем в составе реально сущего нет ничего важнее, кроме человека, мира и их отношений. При этом очень важно заметить, что раскрытие сущности человека и мира, а также их взаимосвязей осуществляется с помощью определенного философского языка (т. е. понятийного аппарата ), который в историческом развитии философской мысли постоянно развивался и совершенствовался. Особое значение в этом плане приобретает категория «бытия».



Жизнедеятельность человека в своей повседневности опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых суждений и размышлений. Самая первая и универсальная среди них – естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется, существует. Стало быть, рассмотрение бытия невозможно, если мы не будем искать его исходный пункт в элементарных фактах повседневной жизни человека. Это означает, что лицо бытия, в котором мы находимся – его непосредственная данность, очевидность, его неустранимость, существование.

Однако специфика бытия не раскрывается только фиксацией факта существования. И не только в силу широко распространенного возражения: раз бытие первоначально определяется через понятие «существование» (т.е. наличие чего-либо), то категория «бытие» не нужна, ибо не дает ничего нового по сравнению с категорией «существование». Однако дело заключается в том, что философская категория «бытия» не только включает в себя указание на существование, но и фиксирует более сложное содержание.

Рассматривая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует. Но для нее начальным постулатом становится уже не сам факт, а его смысл. Философское мышление о мире всегда содержало в себе определенную позицию взирающего на мир субъекта, выражало то или иное отношение человека к сущему. Философия ставила всегда вопрос об отношении субъекта к объекту, сознания к бытию, человека и мира.Таким образом, бытие как философская категория обозначает отношение «человек и мир».

Множество метафизических вопросов было поставлено уже в раннегреческой натурфилософии. Каковы первоначало и первопричина мира? Можно ли считать его единым? Какова основа мира (субстанция)? Из чего она состоит? Одна ли субстанция или их несколько? Является ли она вечной? Бесконечной? Это все вопросы о бытии, однако, бытие здесь еще не выделено в качестве понятия.

Природа онтологических вопросов (как, впрочем, и всех вопросов философии вообще) такова, что на них невозможно дать однозначных истинных ответов. Такие вопросы поэтому ставят проблемы. Конечно, онтологических проблем великое множество, тем не менее среди них выделяется группа проблем, на протяжении веков привлекавших к себе внимание поколений философов.

Проблема небытия . Как помыслить небытие? Если это невозможно, вероятно, его и вовсе нет? А если небытие есть, то есть ли оно нечто?

Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небытие, или ничто . Если бытие характеризует качественную наполненность мира, включает в себя все существующее без исключения, то ничто обозначает полное отсутствие чего-либо.

Ничто , онтологическая категория, означающая отсутствие каких бы то ни было качеств, определенностей либо бытия вообще. Изучение вопроса о бытии и небытии показывает, что эта проблема имеет многосторонний и противоречивый характер. История языка категорий, которые использовались для его описания, свидетельствует о том, что следует различать бытие целого и частей. Бытие как целое есть реальность, которая неуничтожима, вечна и бесконечна. Бытие отдельных вещей - временно и конечно. Вещи возникают, существуют и гибнут.

Во Вселенной ничто из ничего не возникает, как и не исчезает вообще. Все, что в ней есть, получило свое первоначало от какого-либо другого вида материального бытия. Это означает, что абсолютно все существующее в мире обладает возможностью становиться тем или иным видом материи. Причем прежний вид материи не может быть абсолютно утерян, а может лишь перейти из одного состояния в другое.

Проблема сознания . Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку? Если да, то как оно возникает у каждого человеческого индивида и как оно возникло впервые у человеческого рода, у первых людей, чтобы передаться от них потом всем людям? А если нет, то, может быть, сознанием - пусть в меньшей мере - наделены также и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Или же существует высшее сознание - Мировой дух, который творит сознательные души, являет себя в них?

Другой аспект проблемы сознания открывается вопросом: где существует сознание? Имеет ли оно пространственные характеристики, уместно ли вообще связывать сознание с протяженностью? Если мы примем, что неуместно, то тогда нам предстоит искать ответы на вопросы о том, как непротяженное сознание связано с пространственно-локализованным человеком и как возможно влияние на непротяженное сознание протяженных предметов.

Существует ли особая духовная реальность, и если существует, то как она соотносится с реальностью материальной, телесной, с материальным бытием? Это так называемый основной вопрос философии , вопрос о том, что первично, на который философы разных направлений давали разные ответы. Материалисты доказывали, что основная и действительная реальность - это материальное бытие, идеалисты объективные отдавали приоритет духовному бытию, считали материальное производным и зависимым от него, дуалисты же говорили о независимости друг от друга, о «параллельном» существовании материального и духовного, а субъективные идеалисты и вовсе объявили этот вопрос псевдопроблемой.

Проблема единства мира . Пестрое разнообразие предметов и явлений, процессов и состояний порождает дилемму: должны ли мы считать все это одним бытием и пытаться объяснить его из какого-то одного начала или принципа, к которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же мы имеем дело с бесконечным многообразием видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность.

Проблема Бога . Эта проблема также многоаспектна. Вопрос не столько в том, существует ли Бог. Гораздо больше вопросов вытекает из признания того, что он существует. Большинство из этих вопросов связано с трактовкой отношений Бога и мира, природы. Бог присутствует в природе или же он трансцендентен? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Бог - это особое бытие? Бог творит бытие, будучи как бы «над» ним? Творение Богом мира - это разовый акт или это непрерывный процесс, и тогда мир будет существовать столько, сколько Бог будет продолжать творение? А само творение - это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, не нуждающейся в добавочном Божественном вмешательстве?

Проблема движения . Вопрос о том, существует ли движение, поставленный элеатами, которые его отрицали, со временем дезактуализировался. Зато приобрели остроту вопросы о том, абсолютно ли движение и вечно ли оно. Не меньшую проблему рождает вопрос о характере движения: скачкообразный, прерывистый или же плавный, эволюционный?

Существуют три основные формы бытия мира – неорганическая ,органическая исоциальная . Что касается первых двух форм бытия, то они представляют бытие предметов. Эти предметы не рождаются культурными средствами, поскольку они существуют и объективно пребывают сами по себе. Когда же речь идет о бытии человека, то его рождение предполагает не столько природное, сколько культурное, нравственное усилие, ориентированное на становление человека личностью.

Личностный момент в бытии человека необходимо подчеркивать потому, что в философии осмысление ее проблем, в том числе и проблем бытия, предполагает личностное усилие, наше постоянно возобновляющееся участие в бытии, которое для каждого поколения, для каждого человека возникает заново. В каждую эпоху, в разных цивилизациях человек каждый раз вновь должен индивидуально испытать то, что испытывали до него люди, ибо речь идет о бытии. Оно одно, если мы совершаем действия, поступки, и оно другое, если мы не делаем этого. Но философия не останавливается на простой констатации существования человека и окружающего его мира, раскрывая различные виды и способы существования. Определяя смысл отношения «бытие–небытие», она дает понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия, предоставляет возможность преодолеть ограниченность познания через призму индивидуального бытия.

Следует различать виды бытия – объективную и субъективную реальность. Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания . Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет неживую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное бытие.

Сознание, мышление, духовный мир человека есть не что иное, как субъективная реальность, находящая свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Переживания человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие как материальная точка или идеальный газ), вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности.

Эти два вида бытия не полярные противоположности. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, в свою очередь, оказывает влияние на нее. Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности. Мерой адекватности и истинности мышления выступает опосредованность его практикой. Для того чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипулирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями. Одни и те же материалы могут быть, например, объектом исследования разных специалистов. С другой стороны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправным пунктом для определения природы и возможностей объективно и реально существующих вещей и процессов.

Следует различать уровни бытия – актуальное (действительное) ипотенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале, все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии философия выделяет, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов. Это природное бытие индивидуализированных объектов и их состояние, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком. По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жизнедеятельность общества. Доминирующее значение в ней занимает техника, в которой сливаются и воплощаются два ряда явлений: разумная целенаправленная деятельность человека и законы внешнего мира, его вещества и свойства.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие , которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.В природе такой процесс осуществляется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное едины, и предпосылкой этого единства является бытие, которое волновало мыслителей, философов, ученых во все времена существования человека.

Таким образом, бытие есть сущее и существующее. Это самостоятельная сущность (субстанция), которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Оно включает в себя бытие человека (существование индивидуального как самостоятельной реальности в виде жизнедеятельности каждого отдельного человека), материальное бытие (существование материального как самостоятельной реальности в виде вещей и явлений природы), идеальное бытие (существование идеального как самостоятельной реальности в форме индивидуализированного духовного бытия и объективированного духовного бытия), социальное бытие (существование социального как самостоятельной реальности в виде всех исторически сложившихся форм жизнедеятельности общества).

В настоящее время философские концепции подразделяются на монистические, дуалистические и плюралистические .

Философов, которые в своих построениях исходят из одного начала, кладут в основу мира только одну субстанцию, принято называть монистами , а их учения монистическими. Если субстанция представляет собой какую-то материальную сущность, то мы имеем дело с материалистическим монизмом (материализм) (марксизм), если духовную – с монизмом идеалистическим (идеализм), в объективной (идеализм Г. Гегеля) или субъективной (идеализм Дж. Беркли) его формах.

Кроме монизма в истории философии были концепции, которые исходили из наличия двух субстанций – материальной и духовной. Они получили название дуализм . Классическим представителем дуализма принято считать Р. Декарта, который допускал существование «двух прямо противоположных субстанций. Одна из них – материальная или телесная. Другая субстанция – духовная. Координирует действия обеих субстанций, разумеется только Бог, которого можно назвать наивысшей субстанцией. Следовательно, дуализм Р. Декарта является весьма относительным.

Кроме монизма и дуализма в философии есть и плюрализм , т.е. концепции, постулирующие множественность субстанций. Примером подобного подхода может служить учение знаменитого немецкого философа и математика Г. Лейбница о так называемых монадах.

Систематизация и связи

Онтология

Комментарий к видео-семинару:

Бытие это логический постулат необходимый для дедуктивного метода познания или рассуждения.

Если мы постулируем бытие как шар с диаметром равным диаметру Земли, то мы можем делать дедуктивные выводы. Например, мы имеем эмпирический факт "на поверхности Земли не встречаются единороги", постулируя, что поверхность Земли = бытию, мы можем сделать дедуктивный вывод: единороги не существуют вообще (в бытии).

Если же мы постулируем, что бытие это шар диаметром с Галактику, и имея эмпирический факт отсутствия единорогов на Земле, мы можем дедуктивно утверждать, что утверждение "единороги не существуют вообще" не корректно поскольку они могут существовать на других планетах.

Мы можем постулировать бытие как угодно, но от того как мы его постулируем зависит дальнейшее описание мира.

Если мы вообще откажемся от постулированная бытия как чего-то конечного, то мы просто не сможем делать дедуктивных утверждений о мире в целом, нам придется в каждом утверждении оговаривать его границы.

Что касается меня лично, то я для своих религиозных целей постулирую бытие как Человечество, вслед за Огюстом Контом, который так и называл Человечество — Grand Etre — Великое Бытие. Луначарский в полемики с космистами так и говорил, что никто не запрещает обожествлять космос, но по сравнению с Человечеством такое расширение бытия ничего не добавляет для рассмотрения нравственных вопросов.

В общем, если мы говорим о культуре, морали и других прикладных гуманитарных вопросах, то Человечество это наиболее предельное и продуктивное бытие из которого имеет смысл делать дедуктивные выводы. Если говорить о негуманитарных, естественнонаучных рассуждениях, то они сегодня лежат за рамками философии и философам нет смысла в эту область соваться с метафизическими постулатами.

newgod.su, 26 Январь, 2015 - 11:48

Комментарии

Мне — да — для моих религиозных целей. Например, я из бытия понятого как Человечество могу вывести интересы (благо) человечества и рассматривать реализацию этих благ как свой смысл жизни.

У вас есть смысл жизни?

Смысл жизни - обретение опыта и знаний для последующего обретения всемогущества (блаженства и свободы). Я не думаю, что это только мой смысл жизни. Это общий смысл жизни для всех живых существ.

Что же является благом, если его выводить из бытия как бытия Человечества?

Как минимум выживание самого человечества, а как максимум расширение Его опыта и знаний для усиления Его могущества. А вы свою волю к власти можете направить во вред человечеству, и кроме того, ваша жизнь ограничена и вряд ли вы приблизитесь к цели.

Вообще, если быть точнее, то единого Человечества сегодня просто не существует, и его еще только предстоит создавать. Вполне может быть, что благом для Человечества является запрет на монопольную интерпретацию этого блага (тоталитаризм) тогда смыслом моей жизни будет борьба против тоталитарных претензий на формулирование общечеловеческого блага.

Концепция общечеловеческого блага это сложная концепция, поэтому мне в одиночку трудно ее формулировать, поэтому я заинтересован в привлечении других людей к разработке этого вопроса, или говоря другим языком, я мотивирован как миссионер.

Я не хочу в этой теме углубляться в детали, я только показал сложность и продуктивность моего способа постулирования бытия.

Вы противоречиво мыслите.

Противоречие:

1. "поэтому я заинтересован в привлечении других людей к разработке этого вопроса"

2. не хочу

Выберете то, чего именно Вы хотите.

Еще одно:

1. Вы говорите о религии, а она подразумевает некое Высшее начало - Бога. Бог .

2. "А вы свою волю к власти можете направить во вред человечеству" .

Почему Вы не считаете, что Бог не может свою власть "направить во вред человечеству"?

Еще одно:

1. "является запрет на монопольную интерпретацию этого блага (тоталитаризм)"

2. "смыслом моей жизни будет борьба против тоталитарных претензий на формулирование общечеловеческого блага"

Запрет на монопольную интерпретацию блага - это тоже тотальная монопольная интерпретация блага (в данном случае благо - это немонопольная интерпретация блага).

Впрочем, как хотите. Миссионерствуйте. Только ведь очевидно, что Вы сами не знаете, что нужно проповедовать, потому что не знаете, что такое благо.

не хочу в этой теме углубляться в детали"

Речь идет именно о данной теме которая о бытие, а не о философских основах социологии. Социология слишком большая тема и не хочется ее тут всуе развивать, тем более у меня даже нет концепции ее краткого изложения.

Бог всемогущий, блаженствующий и свободный .

Где вы такого бога видели живым? Человечество потенциально может обладать всеми этими качествами, а актуально ими никто не обладает.

Бог не может свою власть "направить во вред человечеству"

Поскольку, как я написал выше, единого человечества еще нет и его создание только предстоит, то запрет на его самоубийство надо заложить в его конструкцию. Если мы об этом позаботимся сегодня, то создадим гарантии того, что бог не убьет себя.

Запрет на монопольную интерпретацию блага

Этот тезис я высказал лишь как предположение чтобы показать сложность и неочевидность вопроса. Конт помимо Человечества пришел к необходимости почитания Великого Фетиша (Земли в форме шара), возможно сохранение Великого Фетиша можно считать абсолютной и тоталитарной ценностью пока Человечество привязано к Земле.

Вы сами не знаете, что нужно проповедовать, потому что не знаете, что такое благо.

По крайней мере я знаю, что я мало знаю о благе, а другие не знают и этого. У вас есть концепция блага?

Бытие ничему не присуще, мы своей волей можем эту категорию присуществлять к чему угодно, а потом решать дает ли это какую-то смысловую прибавку. Например, присуществили мы бытие атому и смотрим: дает ли это какую-то смысловую прибавку к физике и химии? Кто-нибудь нам будет оплачивать такую интеллектуальную деятельность?

Так вот, если мы Человечеству присуществим бытие, то возникает наука социология, идеология альтруизма и гуманизма, и еще много чего интересного там Конт наоткрывал.

"Например, присуществили мы бытие атому и смотрим: дает ли это какую-то смысловую прибавку к физике и химии?"
Да ещё как нужно, а не только можно!

Суть бытия - взаимодействие материальных объектов, которые изучают физики и химики.

А взаимодействие есть изменение физического, химического и ядерного состояния взаимодействующих объектов.

В заключение скажу. Я уважаю верующих. Но их видение мира, в наше просвещённое время, очень субъективно и слишком не опровержимо.

Главная категория Философии - это категория Бытие.
Бытие - это всобщая категория для обозначения как одного конкретного "то, что есть, что существует", так и любого - каждого, всякого или всех и все - "то, что есть, что существует".
То есть, "Бытие" понимается в двух различных смыслах - в смыслах "существование абстрактное /существование вообще/" и "существование конкретное".
А понимание двусмысленности бытия помогает осознать, почему же в философии каждое отдельно взятое "то, что есть, что существует" обозначается одновременно категориями двух различных уровней: как определенной конкретной, именной, присущей только данному "то, что есть, что существует", категорией, так и, одновременно, универсальной, всеобщей и абстрактной, присущей вообще любому "то, что есть, что существует", категорией "бытие".
БЫТИЕ
----------Существование абстрактное /вообще любое/
----------Существование конкретное /определенное именное/
То есть, нам сначала непременно необходимо понять и осознать, что каждое, всякое и все "то, что есть, что существует" представляет собой "бытие", выражающее собой как "существование вообще", так и, одновременно, "существование конкретное".
А затем необходимо понять и осознать, что "бытию" должно быть присуще свойство иметь свою "основу", "субстанцию" - независимо от того, выражает оно собой "существование вообще" или "существование конкретное".
Но, что же может выступать в роли основы, субстанции бытия?
"Основа бытия" - понятие для обозначения такого "то, что есть, что существует", которое выступает в роли основы для другого "то, что есть, что существует", но при этом каждое из этих "то" не перестает выступать также и в роли "бытие".
Как ни парадоксально, основой, субстанцией бытия выступает, прежде всего, само же бытие.
То есть, бытие, прежде всего, - основа самого же себя.
Следовательно, как каждое "то, что есть, что существует", так и вообще любое "то, что есть, что существует", и даже все вместе взятое множество "то, что есть, что существует", - это есть как "бытие", так и, одновременно, "основа", "субстанция" этого самого же "бытие".
Следовательно, начинать построение схемы системы категорий с расположения на ней категория "бытия" или категория "субстанция бытия" - не желательно.
Однако. Все вместе взятое множество "то, что есть, что существует" мы обычно обозначаем не только категорией "бытие", но также и категорией "мир".
Однако, все вместе взятое множество "то, что есть, что существует", обозначаемое категорией "мир" - это бесконечное, неисчерпаемое множество конкретных "то, что есть, что существует".
А каждое конкретное "то, что есть, что существует" бесконечного и неисчерпаемого множества "то, что есть, что существует" - это, в то же время, такая определенная конкретная "субстанция бытия", которая должна обозначаться определенной категорией.
Поскольку конкретных "субстанций бытия" - бесчисленное множество, постольку необходимо выделение среди них основных - всеобщих, особенных и единичных.
Итак. Одновременно какой одной всеобщей категорией обозначается как бесконечное множество всех "то, что есть, что существует", так и каждое отдельно взятое "то, что есть, что существует"?
Обозначается, как уже выяснили, категорией "Бытие".
А какой одной категорией обозначается не каждое отдельно взятое конкретное "то, что есть, что существует", а только и только все бесконечное множество всех конкретных "то, что есть, что существует"?
Обозначается, как уже выяснили, категорией "Мир".
Следовательно, начинать построение схемы системы категорий предпочтительнее с расположения на ней категория "мир", выступающей, прежде всего, в роли одной из "субстанций бытия", а не категория "бытие".
А вот три предельно альтернативные "Всеобщие субстанции бытия", выступающие также и в роли "Всеобщих субстанций Мира", Мы вынуждены обозначать категориями "Субъективная реальность", "Объективная реальность" и "Идеальная реальность" или категориями "Душа Мира", "Тело Мира" и "Дух Мира".
Для меня, как видно из вышеизложенного: "Бытие это логический постулат необходимый для дедуктивного метода познания" окружающей действительности и метода построения философской картины мира. Может, я в чем-то не прав?

Постараюсь ответить сразу всем.

1. Практической пользы, к сожалению, не вижу. Попытка создать свою картину мира зависело, прежде всего, от моего понимания категория бытие.
2. Поскольку философия занимается изучением категорий, постольку изучение их начинается с изучения главной инструментарии ее - категория "бытие", а не с обращения к вопросу "бытие чего?"
Поскольку бытие и мысль о бытие, выраженная категорией бытие, - тождественны, постольку в философии мышление о "категории" тождественно и равносильно мышлению о "то", что обозначается этой категорией. Этим и отличается она от других наук.
3. Поскольку слово Бытие образовано от слов Быть и Бывать, постольку - по мне - "Бытие" должно пониматься, прежде всего, как "Быватие", а не как "Существование".
То есть, Бытие - это "то, что Бывает". А про "то, что не бывает" - нечего и рассуждать.
То есть, категория Бытие обозначает лишь "то, что есть, что бывает" и... ничего более.
Поэтому, бытие - самое абсолютное, самое универсальное, самое абстрактное и самое простое "то, что есть, что бывает".
Поэтому, понятие бытие - самое абсолютное, самое универсальное, самое абстрактное, самое общее и самое простое понятие среди всех понятий.
4. Но в учебниках утверждается, что бытие понимается также и как существование, что бытие - это "то, что есть, что существует".
Когда бытие понимается также и как существование, то мной существование понимается как в смысле "любое, еще не обозначенное определенным своим именем - общее или единичное, множественное или одиночное, отдельно взятое или все вместе взятое, что-то конкретное или нечто абстрактное - существование", так и,одновременно, в смысле "конкретное, уже обозначенное определенным своим именем - лишь что-то конкретное, лишь что-то отдельно взятое - существование".
5. То есть, получается, что бытие при понимании его также и как существование приобретает некий двойственный смысл, воспринимающийся не как "отрыв", а как "единство" абстрактного и конкретного смыслов существования.
6. О бытие вообще и бытие конкретное.
Значит, мной допущена ошибка в изложении своих мыслей.
Мне мыслится, что бытие - это лишь "то, что бывает", "то, что есть", и... ничто более!!!
То есть, мне мыслится, что никак не бывает "бытие вообще", "бытие конкретное", "бытие наличное или не наличное", "бытие чистое или не чистое", "бытие для себя, в себе или вне себя" и прочее "бытие... некое", - независимо от высоты авторитета их авторов.
Ибо бытие - это лишь "то, что есть, что бывает" и... точка!!!
Этот стол или этот стул как "то, что есть, что бывает" - есть лишь "бытие".
Мебель вообще как "то, что есть, что бывает" - есть лишь "бытие".
Любая реальность как "то, что есть, что бывает" - есть лишь "бытие".
Мир как "то, что есть, что бывает" - есть лишь "бытие".
Даже само бытие или категория бытие как "то, что есть, что бывает" - есть лишь "бытие" и ничто более.
7. Субъективная, объективная и идеальная реальности - это три такие предельно альтернативные /триальные/ основы Мира /действительности вообще или реальности вообще, как таковых/, которые существуют лишь вечно, взаимообусловлено и совместно.
8. Нет одной из этих триальных основ - нет и двух других триальных основ, нет и Мира.
То есть, Мир - это триединство этих трех своих Триальных Основ, выступающих в роли Души, Тела и Духа Его, обозначаемых мной также как Зоотерия, Материя и Инфотерия.
Скажите, пожалуйста. Если Миру, несмотря на Его бесконечность, неисчерпаемость и вечность, присуще триединство этих трех триальных основ /ипостасей/, то Он может ли представлять собой для человека всего лишь "Объект", "Идеал" или "Субъект"?