Все о тюнинге авто

Условные и безусловные рефлексы презентация. Условные рефлексы. Правила формирования условного рефлекса

Рефлексы.


Рефлексы

Безусловные

(врождённые)

Условные

(приобретённые)


  • Имеются с рождения, передаются по наследству.
  • Одинаковы для всех организмов данного вида.
  • Не меняются и не исчезают в течение жизни.
  • Приспосабливают организм к постоянным условиям.
  • Осуществляются благодаря работе спинного мозга и подкорковых структур головного мозга


1- нервное окончание

2 – чувствительный нейрон

3 – вставочный нейрон

4 – двигательный нейрон

5 - рабочий орган


Ориентировочный рефлекс

  • Опыт: испытуемым предлагается прочитать небольшой текст. Остальные присутствующие наблюдают за ними

Во время чтения экспериментатор издаёт громкий звук.

В этот момент большинство испытуемых прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука (ориентировочный рефлекс).


Глотательный рефлекс

  • Опыт: Испытуемым предлагается в быстром темпе сделать подряд несколько глотательных движений

Доказывает, что глотательный безусловный рефлекс не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.


Зрачковый рефлекс

  • Опыт: Испытуемые смотрят в сторону зашторенного окна, наблюдатели внимательно смотрят на их зрачки. Экспериментатор быстро меняет освещённость комнаты

Доказывает, что сужение зрачков возникает рефлекторно в ответ на изменение освещёности


  • Приобретаются в течение жизни, не передаются по наследству.
  • У каждого организма вырабатываются свои,
  • Изменяются и исчезают при изменении условий.
  • Приспосабливают организм к меняющимся условиям.
  • Осуществляются при участии коры больших полушарий головного мозга.




  • выделение слюны при виде лимона
  • реакция ребенка на бутылочку с молоком


Безусловные

Условные

  • Врождённые, передаются по наследству
  • Приобретённые, не передаются по наследству
  • Осуществляются при помощи спинного мозга
  • помогают выживанию в обычных для вида условиях, «опыт предков»
  • Осуществляются при помощи головного мозга
  • помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рефлексы.

Понятие рефлекса. Рефлекс- это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой. Рефлексы бывают врожденные – инстинкты и условные, то есть приобретенные в течение жизни. Условные рефлексы не передаются по наследству. Врожденные рефлексы называют безусловными. Они передаются по наследству.

Безусловные рефлексы. Имеются с рождения. Не меняются и не исчезают в течение жизни. Приспосабливают организм к постоянным условиям. Одинаковы для всех организмов данного вида

Примеры безусловных рефлексов

Чихание – защитный врожденный рефлекс.

Условные рефлексы. Приобретаются в течение жизни. Могут изменяться и исчезать при изменении условий. У каждого организма вырабатываются свои. Приспосабливают организм к меняющимся условиям.

Примеры условных рефлексов у животных

В основе дрессировки- условный рефлекс

Выработка условного рефлекса

Выводы. В основе работы нервной системы лежит рефлекс – ответ на раздражение. Рефлексы делятся на условные, выработанные в течение жизни и врожденные или безусловные. Безусловные рефлексы помогают выжить в трудных условиях. Благодаря условным рефлексам животные приобретают навыки и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс

Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок рефлексии в 5-ом классе.

Урок рефлексии в 5-ом классе.Тема “Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.”Тип урока: урок рефлексии....

Условный рефлексУсловный рефлекс - это реакция организма,
приобретенная в течение жизни в результате
сочетания безразличного (индифферентного)
раздражителя с безусловным.
Физиологическую основу условного
рефлекса составляет процесс замыкания
временной связи. Временная связь - это
совокупность нейрофизиологических,
биохимических и ультраструктурных
изменений мозга, возникающих в процессе
сочетания условного и безусловного
раздражителей и формирующих определенные
взаимоотношения между различными
мозговыми образованиями.

Раздражитель

Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний,
осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих
состояний организма. Сигнальный раздражитель (он же индифферентный) раздражитель, который прежде не вызывал соответствующей реакции, но при
определенных условиях образования условного рефлекса, начинающий ее
вызывать. Такой раздражитель в действительности вызывает
ориентировочный безусловный рефлекс. Однако при многократном повторении
раздражения ориентировочный рефлекс начинает ослабевать, а затем и вовсе
исчезает.
Стимул - воздействие, обуславливающее динамику психических состояний
индивида (реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.
Реакция - любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней
среде от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса.

Стадии и механизм условного рефлекса
1. Стадия при генерализации – характеризуется выраженной
концентрацией возбуждения (гл.обр., в проекционных зонах коры
условного и безусловного раздражителей) и отсутствием условных
поведенческих реакций.
2. Стадия генерализации – в основе – процесс «диффузного»
распространения (иррадации) возбуждения. Условные реакции на
сигнальный и др. раздражители (афферентная генерализация) + в
интервалах между предъявлениями условного стимула
(межсигнальные реакции). Наблюдается дистантная
синхронизация биопотенциалов – синхронизация
биоэлектрической активности во многих участках коры и
подкорковых образований.
3. Стадия специализации – когда межсигнальные реакции угасают и
условный ответ возникает только на сигнальный раздражитель.
(Изменения биотоков более ограничены и приурочены в основном
к действию сигнального стимула. Этот процесс обеспечивает
дифференцировку, тонкое различение стимулов, специализацию
условно-рефлекторного навыка).


рефлекса
Для образования условного рефлекса необходимо соблюдение
следующих правил:
1. Индифферентный раздражитель должен иметь достаточную
силу для возбуждения определенных рецепторов. Рецептор –
это периферическая специализированная часть анализатора,
посредством которой воздействие раздражителей внешнего
мира и внутренней среды организма трансформируется в
процесс нервного возбуждения. Анализатор – это нервный
аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза
раздражителей. Он включает в себя рецепторную часть,
проводящие пути и ядро анализатора в коре головного мозга.
Однако, чрезмерно сильный раздражитель может не
вызвать условного рефлекса. Во-первых, его действие
вызовет, по закону отрицательной индукции, понижение
корковой возбудимости, что приведет к ослаблению БР,
особенно если сила безусловного раздражителя была
невелика. Во-вторых, чрезмерно сильный раздражитель может
вызвать в коре головного мозга вместо очага возбуждения очаг
торможения, иными словами, привести соответствующий
участок коры в состояние запредельного торможения.

Правила формирования условного рефлекса

Правила формирования условного
рефлекса
2. Индифферентный раздражитель должен
подкрепляться безусловным стимулом, причем
желательно, чтобы он несколько предшествовал, либо
предъявлялся одновременно с последним. При действии
сначала безусловного раздражителя, а вслед за ним
индифферентного условный рефлекс если и образуется,
то обычно остается весьма непрочным. При
одновременном включении обоих раздражителей
выработать условный рефлекс значительно труднее.
3. Необходимо, чтобы раздражитель, используемый в
качестве условного, был слабее безусловного.
4. Для выработки условного рефлекса необходимо
также нормальное функционирование корковых и
подкорковых структур и отсутствие значительных
патологических процессов в организме.
5. Для выработки условного рефлекса необходимо
отсутствие сильных посторонних раздражителей.

Общие свойства условных рефлексов
Несмотря на определенные различия, условные
рефлексы характеризуются следующими общими
свойствами (признаками):
1. все условные рефлексы представляют собой одну из
форм приспособительных реакций организма к
меняющимся условиям среды;
2. условные рефлексы относятся к категории
приобретаемых в ходе индивидуальной жизни
рефлекторных реакций и отличаются индивидуальной
специфичностью;
3. все виды условно-рефлекторной деятельности носят
сигнальный
предупредительный характер;
4. условно-рефлекторные реакции образуются на базе
безусловных рефлексов; без
подкрепления условные рефлексы со временем
ослабляются и подавляются.

Механизм образования условного рефлекса

Механизм образования условного
рефлекса
1. Теория Э.А.Асратяна. Э.А.Асратян, изучая безусловные рефлексы,
пришел к выводу, что центральная часть дуги безусловного рефлекса
не однолинейна, она проходит не через один какой-нибудь уровень
мозга, а имеет многоуровневую структуру, то есть центральная часть
дуги безусловного рефлекса состоит из многих ветвей, которые
проходят через различные уровни ЦНС (спинной мозг, продолговатый
мозг, стволовые отделы и т.д.). Причем, наивысшая часть дуги
проходит через кору больших полушарий, через корковое
представительство данного безусловного рефлекса и олицетворяет
кортиколизацию соответствующей функции. Далее Асратян
предположил, что если сигнальный и подкрепляющий раздражители
вызывают собственные безусловные рефлексы, то они составляют
нейросубстрат условного рефлекса. Действительно, условный
раздражитель не является абсолютно индифферентным, так как сам
вызывает определенную безусловно-рефлекторную реакцию ориентировочную, а при значительной силе этот раздражитель
вызывает безусловные висцеральные и соматические реакции. Дуга
ориентировочного рефлекса также имеет многоэтажную структуру со
своим корковым представительством.
Следовательно, при сочетании индифферентного раздражителя с
безусловным (подкрепляющим) образуется временная связь между
корковыми и подкорковыми ветвями двух безусловных рефлексов
(ориентировочного и подкрепляющего), то есть образование условного
рефлекса - это синтез двух или нескольких безусловных рефлексов

Э.А.Асратян

Теория В.С. Русинова.

2.
В соответствии с учением
B.C.Русинова условный рефлекс
сначала становится доминантой, а
затем – условным рефлексом. Если
с помощью прямой поляризации
участка коры создать очаг
возбуждения, то условнорефлекторную реакцию можно
вызвать любым индифферентным
раздражителем.

Механизм условно-рефлекторной деятельности

Исследования показали, что существует два механизма условнорефлекторной деятельности:
1. надстроечный, регулирующий состояние мозга и создающий
определенный уровень возбудимости и работоспособности нервных
центров;
2. запускающий, который инициирует ту или иную условную реакцию.
Взаимосвязь левого и правого полушарий при выработке условного
рефлекса осуществляется через мозолистое тело, камиссуры,
межбугровое сращение, четверохолмие и ретикулярную формацию
ствола мозга. На клеточном и молекулярном уровнях временная связь
замыкается с помощью механизмов памяти. В начале выработки
условного рефлекса связь осуществляется с помощью механизмов
кратковременной памяти - распространение возбуждения между двумя
возбужденными корковыми центрами. Затем она переходит в
долговременную, то есть происходят структурные изменения в
нейронах.

Схема дуги условного рефлекса с двусторонней связью (по Э.А.Асратяну)

Схема дуги условного рефлекса с двусторонней связью (по
Э.А.Асратяну): а - кортикальный центр мигательного рефлекса; б -
кортикальный центр пищевого рефлекса; в, г - подкорковые центры
мигательного и пищевого рефлексов соответственно; I - прямая
временная связь; II - обратная временная связь

Схемы рефлекторных дуг

Схемы рефлекторных дуг: А – двухнейронная рефлекторная дуга; Б –
трехнейронная рефлекторная дуга:
1 – рецептор в мышце и сухожилии; 1а – рецептор в коже; 2 –
афферентное волокно; 2а – нейрон спинно-мозгового ганглия; 3 –
вставочный нейрон; 4 – мотонейрон; 5 – эфферентное волокно; 6 –
эффектор (мышца).

Подготовила студентка 21 группы
Бычкова Екатерина

  • Размер: 443.5 Кб
  • Количество слайдов: 30

Описание презентации Презентация Безусловные и условные рефлексы по слайдам

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, совокупность сложных рефлекторных реакций, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды; осуществляется высшими отделами головного мозга.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности было создано на базе обобщения и дальнейшего развития достижений естествознания за предшествующие периоды.

В 1902 г. И. П. Павлов сформулировал основные положения рефлекторной теории. Научной общественности были предложены термины: безусловный рефлекс и условный рефлекс.

Основной формой нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс - причинно обусловленная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. Так происходит возникновение, изменение или прекращение какой-либо деятельности организма.

Согласно учению Павлова, в основе ВНД лежат условные рефлексы (УР), вырабатываемые высшими отделами ЦНС (преимущественно корой больших полушарий головного мозга), а также сложные безусловные рефлексы (инстинкты), осуществляемые подкорковыми образованиями.

Иерархия функциональной организации мозга 1. Молекулярный уровень. 2. Уровень нейрофизиологических процессов. 3. Уровень высшей нервной деятельности 4. Уровень психической деятельности

Безусловный рефлекс - это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего (боль, пища, тактильное раздражение и т. д.) стимула, адекватного для данного вида деятельности.

Безусловные рефлексы: Врожденные наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу после рождения. Являются видовыми, т. е. свойственны всем представителям данного вида. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле.

Условный рефлекс – это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Он имеет сигнальный характер и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным.

Условные рефлексы: Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни. Индивидуальны. Непостоянны – могут возникать и исчезать. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий. Возникают на любые раздражители, действующие на разные рецептивные поля.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Первый уровень: элементарные безусловные рефлексы. Это простые безусловно-рефлекторные реакции, осуществляются на уровне отдельных сегментов спинного мозга. Реализуются в соответствии с генетически детерминированными программами. Стереотипны. Осуществляются неосознанно.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Второй уровень: координационные безусловные рефлексы. Это сложные акты сокращения и расслабления различных мышц или возбуждения и торможения функций внутренних органов, причем эти реципрокные отношения хорошо координированы. В осуществлении координации безусловных рефлексов большое значение имеют обратные связи. Формируются на базе элементарных безусловных рефлексов (первого уровня рефлекторных реакций). Это локомоторные акты и вегетативные процессы, направленные на поддержание гомеостаза.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Третий уровень организации рефлекторных реакций –интегративные безусловные рефлексы. Возникают под действием биологически важных стимулов (пищевых и болевых). Интегративные безусловные рефлексы – комплексные поведенческие акты, имеют системный характер с выраженными соматическим и вегетативными компонентами. Например, локомоторные акты сопровождаются усилением кровообращения, дыхания и т. д.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Четвертый уровень – сложнейшие безусловные рефлексы (инстинкты). Впервые предположил, что инстинкты – тоже рефлексы, Герберт Спенсер. Сложнейшие безусловные рефлексы выполняются по генетически заданным программам, пусковой раздражитель запускает их целиком.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Пятый уровень – элементарные условные рефлексы. Они вырабатываются в процессе индивидуальной жизни. В раннем возрасте формируются простые условно-рефлекторные реакции. С течением жизни они усложняются. В образовании условных рефлексов участвует кора больших полушарий. Условно-рефлекторный механизм поведения отличается высокой степенью надежности, которая обеспечивается многоканальностью и взаимозаменяемостью нервных связей в пластичных структурах ЦНС.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Шестой уровень поведенческих актов — сложные формы психической деятельности. В основе – интеграция элементарных условных рефлексов и аналитико-синтетических механизмов абстрагирования.

Под инстинктом понимают ту часть поведения животных, которая характерна для организмов данного вида и закреплена за ними наследственно.

Критерии и признаки инстинктов: 1) Побуждение (мотивация) и способность к действию принадлежит к числу наследственных свойств вида; 2) такие действия не требуют предварительного обучения (хотя обучение может развивать и совершенствовать его выполнение!); 3) выполняются по существу одинаково у всех нормальных представителей вида; 4) связаны с нормальным функционированием его органов (например, инстинкт рытья нор сочетается с соответствующим строением лап, приспособленных для рытья); 5) приспособлены к экологическим условиям обитания вида (т. е. обеспечивают выживание в конкретных экологических условиях).

Модели самца трехиглой колюшки, которые вызывают нападения со стороны самца, охраняющего свою территорию. Изображенные внизу четыре модели очень примитивны, но их красная нижняя часть оказывается достаточно эффективным раздражителем, чтобы вызвать нападение.

Силуэт «гусь-хищник» , использованный при изучении реакции тревоги у гусей и других птиц. Реакция птицы зависит от того, в каком направлении исследователи перемещают эту модель.

Комплексы фиксированных действий (=фиксированные комплексы действий, фиксированные схемы действий) представляют собой сложные стереотипные движения, образующие высокоорганизованную последовательность / Комплексы фиксированных действий врожденные, осуществляются практически с первого же раза, видоспецифичны (одинаковы у всех особей одного вида), отличаются шаблонностью (стереотипны по порядку и форме исполнения).

Характерные примеры сложных комплексов фиксированных действий – различные ритуалы, имеющие символическое значение и служащие для коммуникации (брачные ритуалы, битвы между самцами), пение у певчих птиц. В поведении насекомых также имеется много ярких примеров: плетение паутины пауками, строительство сот пчелами. Многие виды поведения млекопитающих и птиц по своей сути заложены как комплексы фиксированных действий, однако способны совершенствоваться с накоплением индивидуального опыта: строительство плотин и хаток бобрами, охота у хищников и др.

Пример комплекса фиксированных действий: серый гусь возвращает яйцо, выкатившееся из гнезда, производя движения головой из стороны в сторону. Ключевой стимул, запускающий данное поведение – вид объекта рядом с гнездом. Если гусь потеряет яйцо во время этого процесса, то он прекратит покачивания головой, но продолжит производить «подталкивающие» движения по направлению к себе. Чтобы заметить потерянное яйцо, он должен сначала усесться на гнездо, и лишь после этого запустится новый комплекс фиксированных действий. Если положить рядом с гнездом какой-либо неадекватный объект (игрушечную собачку, дверную ручку), то гусь подкатит его к гнезду, но, скорее всего, не оставит его там.

Примеры некоторых сложных стереотипных действий человека, сходных с фиксированными комплексами действий: смех, плач (и другие выражения эмоций), кашель, чихание (и другие защитные рефлексы) и др. Чем более развит мозг и сложнее поведение, тем меньше роль врожденных стереотипных форм поведения, и тем большую роль приобретают обучение и разум. Человек способен путем обучения и сознания и волевого усилия в некоторых пределах изменять протекание этих реакций.

Классификация условных рефлексов По степени (глубине) абстрагирования: Условные рефлексы I, II и более высоких порядков. Третичный условный рефлекс в 20-х годах 20 века выработал сотрудник И. П. Павлова – Д. С. Фурсиков. Рефлекс IV порядка нельзя выработать у собак, но можно у дельфинов. У лошадей глубина абстрагирования – рефлексы V – VI порядков.

Классификация условных рефлексов По структуре: простые и сложные По соотношению во времени сигнала и подкрепления: Наличные (подкрепляющий стимул подается во время действия сигнального раздражителя). Следовые (делают паузу между окончанием действия условного раздражителя и началом подкрепления; по мере усложнения эксперимента пауза – от 15-20с до 4-5 минут).

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. ВНД – деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде. Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученых Иван Михайлович Сеченов (1829- 1905) Иван Петрович Павлов (1849-1936). Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет. И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Рефлексы врожденные (безусловные) приобретенные (условные) Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами. Понятие врожденных и приобретенных форм поведения. Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называется поведением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов. Поведение Врожденное Приобретенное Нет четкой границы Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить. Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма. Безусловные рефлексы, их характеристика и классификация Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС). Термин «безусловный рефлекс» был введен И.П. Павловым - обязательным видовым признаком - имеет готовые рефлекторные дуги. - осуществляются спинальными или черепно-мозговыми рефлекторными дугами. - центры расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. - необязательно участие коры полушарий большого мозга. - обратная связь – информация о результатах и степени успешности совершенного действия. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека. Классификация безусловных рефлексов (И.П. Павлов) – пищевые (глотание, сосание и т.п.); – половые («турнирные бои»); – защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.); – ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) Возникновение внутренней потребности является условием реализации безусловного рефлекса Инстинкты и их характеристика Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – это сложная врожденная форма поведения, возникающая в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеющая большое значение для выживания организма. -специфичны для каждого вида -целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов. Примеры: постройка птицами гнезд, плотины бобрами и др. В этом инстинкте проявилась такая цепочка врожденных рефлексов: рождение --> СО2 --> вдох --> крик. Инстинктивное поведение обеспечивает организм набором готовых поведенческих реакций, что позволяет экономно использовать нервные клетки. Ответьте на вопрос №2 на стр. 106, используя текст учебника. Врожденный пусковой механизм Приобретенные формы поведения. В основе приобретенных форм поведения лежит научение. Научение – это основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным (приспособительным) изменениям в поведении особи. Основные способы научения Габитуация, или привыкание, – процесс, в результате которого утрачиваются уже имеющиеся реакции. Так детеныши южно-африканской черноногой кошки реагируют на первую встречу с человеком: оскаленные зубы и прижатые уши – признак тревоги. После того, как фотограф стал появляться каждый день, эта реакция угасла Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом. Термин «условный рефлекс» - П. Павловым в 1903 г. -строго индивидуальны и непостоянны - Дуги приобретенных рефлексов замыкаются в коре полушарий большого мозга и носят временный характер. Метод проб и ошибок Камера Скиннера Инсайт (от англ. insight – интуиция, понимание) – внезапное решение животным относительно сложной задачи после немногих случайных, хаотичных попыток достичь желаемого результата. Опыт Кёлера на шимпанзе Запечатление, или импринтинг (от англ. imprint – отпечатывать, запечатливать), – формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам. 30-х гг. XX в. Конрад Лоренц. Аппарат, применяемый для изучения импринтинга. Состоит из беговой дорожки, по окружности которой движется манок утки. Утенок следует за манком. Контролирующая аппаратура на переднем плане Условные рефлексы– индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом. И.П. Павлов разработал методику образования условных рефлексов. Эксперимент по выработке условных рефлексов по И.П. Павлову. Слева – внутренняя часть экспериментальной камеры, справа – внешняя часть Условия необходимые для образования уловного рефлекса 1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (безразличного), который хотят сделать условным, и безусловного, вызывающего какую-либо деятельность организма. 2. Индифферентный раздражитель (свет, звук и т.п.) должен предшествовать безусловному и некоторое время сопровождать действие последнего. 3. Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного. 4. Отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей. 5. Активное состояние коры Выработка условного рефлекса 1. Собака видит включенную лампочку, но никак не реагирует на нее. Рефлекса нет. 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 2. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна. 3. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки. 4. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. Теперь, когда включают лампочку, у собаки выделяется слюна, даже если перед ней нет миски с едой. От глаз в мозг передается нервный импульс, который проходит от зрительного центра в центр слюноотделения коры головного мозга, далее в подкорку и оттуда в слюнную железу собаки. Общие признаки условных рефлексов – отсутствуют у новорожденных; – являются индивидуальным высшим приспособлением к меняющимся условиям жизни; – осуществляются высшим отделом ЦНС; – приобретаются путем образования временных нервных связей и утрачиваются, если вызвавшие их условия среды изменились; – представляют собой предупредительную сигнальную реакцию. Динамический стереотип – это способность мозга объединять в систему ряд отдельных рефлекторных актов. - Привычки человека, распорядок дня, умение кататься на коньках и велосипеде, ходить на лыжах - Играет большую роль в формировании разнообразных трудовых, спортивных, игровых навыков у человека и в поведении животных, если деятельность однообразна и часто повторяется. - Обеспечивает приспособление организма к устойчивым или привычно меняющимся условиям среды. - Способность к динамическим перестройкам с возрастом ослабевает. Рассудочная деятельность способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях. - Чем более развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности. - Высшая форма приспособления к условиям среды. Возбуждение и торможение Возбуждение – это активное состояние нервной ткани в ответ на действие различных раздражителей достаточной силы Торможение – это активный нервный процесс, приводящий к угнетению возбуждения. Виды безусловного (врожденного) торможения - запредельное (охранительное) торможение - внешнее торможение - некоторые врожденные рефлексы, в которых определенные раздражители вызывают прекращение определенных действий Виды условного (приобретенного) торможения - Угасательное торможение - Дифференцировочное, или различительное, торможение - Запаздывательное торможение Задания Торможение условного рефлекса Если собаку, у которой выработан пищевой условный рефлекс на лампочку, не подкармливать после включения света, то через некоторое время она перестанет давать пищевую условно-рефлекторную реакцию на свет произойдет угасание условного рефлекса. Угасание условных рефлексов – биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию – реагировать на сигнал, утративший свое значение. Без торможения было бы невозможно организму приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Закон взаимной индукции Очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие с ним участки процесс торможения. Двойственные изображения Разные формы торможения И. М. Сеченов открыл центральное торможение. И. П. Павлов выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Он показал, что бывает торможение врожденное и торможение условное, приобретаемое в процессе жизни. К врожденному торможению относится внешнее торможение. Появление любого другого, более сильного раздражителя вызывает новый рефлекс в организме, а прежний прекращает свою деятельность по закону взаимной индукции. С помощью внешнего торможения автоматически прерывается действие, которое совершалось раньше, и дается простор для функционирования новых рефлексов или других видов деятельности. К приобретенному торможению относится внутреннее торможение, наступающее при неподкреплении условного рефлекса, например при его угасании. Доминанта Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942) Российский физиолог А.А.Ухтомский назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой. Доминантный очаг отличается рядом особенностей: 1 - он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. 2 - достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью. Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важным событиями. С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, что не ожидаем увидеть. Источники материалов http://school.xvatit.com/index. http://rugrad.eu/communication/blogs/Paralipomenon/1598/?commentId=18855 http://nashavlast.ru/article_description/107/1070.html http://medicinkoff.ru/page/76/ http://andrey-dol.spb.ru/golovolomki/litso_saksafon.shtml http://clubs.ya.ru/4611686018427406302/replies.xml?item_no=13720 http://www.kcnlp.com.ua/illusions/2D/ http://biology.ru/course/content/scientist/uhtonsky.html