Все о тюнинге авто

Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах. Причины тоски и одиночества в произведениях В.Маяковского

Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот. Ты! Нас

Двое, Ораненных, загнанных ланями, Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.

Я одинок, как последний глаз У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: “Опять, тоскою к людям ведомый, иду…” Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста: Хоть бы метка была в уголке вышита. Мыслящих и чувствующих людей не осталось: Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти “к жирным” существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, “загона”, “закованной земли”, в которых находятся все люди без исключения.

В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества “лилипутов”, в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении “Ко всему” поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля – Каторжник С наполовину выбритой солнцем головой!

Полжизни прошло, теперь не вырвешься… …я в плену. Нет мне выкупа. Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, “как маленькая гноящаяся ранка”, быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен.

В поэме “Флейта-позвоночник” поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: “Все равно я знаю, я скоро сдохну”.


  1. Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой...
  2. Антон Павлович Чехов вошел в литературу в пору ее блестящего расцвета. В своем раннем творчестве он широко использует формы рассказа-сценки, рассказа-анекдота. В маленьких рассказах Чехов научился передавать всю жизнь человека....
  3. Родословная – свод данных, описывающих происхождение тех или иных сущностей от других сущностей. Наиболее часто это понятие используется для обозначения родословной человека. Многие люди живо интересуются историей родственников, собирают материалы...
  4. К. Бальмонт – выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства. Подобным примером может служить стихотворение “Фантазия”, написанное им в 1893...
  5. Природное стремление человека к свободе неистребимо, его можно подавить, но нельзя уничтожить. Человек добровольно не откажется от свободы. В. Гроссман “Рукописи не горят…” Сколько раз уже цитировали эту фразу Воланда,...
  6. Война 1941 – 1945 годов. День Победы. Мое поколение почти лишено возможности услышать о тех событиях из уст их участников. Но есть литература, бессмертные произведения, благодаря которым память будет жить....
  7. Кто такой Печорин, или в чем суть конфликта “Героя нашего времени” “Печально я гляжу на наше поколенье Его грядущее – иль пусть, иль темно” В своем произведении М. Ю. Лермонтов...
  8. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со “дна” жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой “тюрьмы”....
  9. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в...
  10. Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать все богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. В каждом своем произведении...
  11. Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого,...
  12. Пьеса Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание...
  13. Творчество Бориса Пастернака многообразно и самобытно. У этого поэта имеется своя точка зрения, своя трактовка всех основных жизненных явлений. Поэтому нам так интересно читать произведения этого художника, соглашаясь или не...
  14. “Ася” И. С. Тургенева – повесть о свершившемся и не свершившемся, о настоящем и прошлом, об иллюзиях и надеждах. В совмещении двух временных пластов, в воспроизведении двух точек зрения на...
  15. В комедии Дениса Фонвизина немало отрицательных героев, которых автор высмеивает, показывая их глупость. Но есть и благонравные персонажи, которые высказывают в пьесе взгляды самого Фонвизина. Одним из таких героев выступает...
  16. “Книга – источник знаний” – это выражение знакомо нам еще с детства. И действительно, сколько нового и ранее неизведанного мы постигаем из художественных произведений, как сильно они влияют на наше...
  17. В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество – об этом размышляли...Тема: Малая механизация для уборки дворовых территорий. Электрогазонокосилка. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока: учебный и трудовой практикум. Цель урока: Образовательная: изучение и...

Язык ранней лирики Маяковского: содружество поэзии и живописи русского авангарда. Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913

Маяковский не утверждает, что он приблизил поэтическое слово к будничной действительности. Он говорит о том, что смазал, сдвинул карту (т.е. картину, пространство будней), передал предметам своё состояние, дух своего воображения.  «Не из окна смотрел на улицу», - скажет о точке зрения Маяковского В.Шкловский. Именно поэтому так изменился весь зрительный ряд, составляющий обычную улицу. Эта лирическая миниатюра имеет ещё одну особенность: она сразу же ввела в поэзию современный город как главную стихию мысли и чувства В.Маяковского. Все городские явления для поэта приобретают форму в виде шара, куба, конуса, цилиндра, трапеции, т.е., по сути, сближают творчество раннего Маяковского с кубофутуристами.

Весь ГИПЕРБОЛИЗМ раннего Маяковского ориентирован на ассоциативно-метафорическое преображение именно городской действительности. « В сердце, выжженном, как Египет, есть тысяча тысяч пирамид». «Я величайший Дон-Кихот». «Какими Голиафами я зачат – такой большой и такой ненужный?» « В небе люстрой подвешена зажжённая Европа».

Огромное значение придавал поэт цветовой гамме, пятну, даже «спору» разных цветов (их взаимодействию) в этюде, пейзаже. Багровый и белый отброшен и скомкан, дукаты, окон 1912 в зелёный бросали горстями а чёрным ладоням сбежавшихся раздали горящие жёлтые карты. «Ночь».

Для всей ранней лирики и поэм Маяковского предреволюционного периода характерно резкое противопоставление толпы, людей, которых он называет «желудок в панаме», и лирического героя, в котором есть «окровавленный сердца лоскут»: Я, обсмеянный у сегодняшнего племени, как длинный, скабрезный анекдот… «Облако в штанах» Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь… «Нате!»

Плевки в лицо толпы - это, конечно, варварский протест против варварства. Но в итоге нужно говорить о мучительном, драматичнейшем противостоянии поэта «буржуазности», пошлости, гибели человеческого в человеке. В этом смысле, как сказал Корней А если мне, грубому гунну, Чуковский, «быть Маяковским очень трудно». кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я – бесценных слов транжир и мот. Именно в ранней лирике Маяковского родились многие словесные конструкции, присущие эмоциональной, красочной, повелительной и живой речи поэта на всех этапах его творческого пути: «Я сошью себе чёрные штаны/ Из бархата голоса моего». «Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову». «Которые тут временные? / Слазь! / Кончилось ваше время».

Обозревая лирику В.Маяковского, обращённую к массовой аудитории или конкретному адресату, необходимо обратить внимание на такой приём эмоционального воздействия, как НАРАСТАНИЕ, ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ, прямое ПОДРАЖАНИЕ возбуждённой, страстной речи: Идём, Идимидем! Не идём, а летим! Не летим, а молньимся!... Нередко НАРАСТАНИЕ (ГРАДАЦИЯ) и ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ (ГИПЕРБОЛА) резко усиливаются МЕТАФОРОЙ: «Иди сюда, иди на перекрёсток моих больших и неуклюжих рук»; «взвивается слово золоторождённой кометой»; «упал двенадцатый час, как с плахи голова казнённого». Знаменитая «лесенка» Маяковского, т.е. СТУПЕНЧАТАЯ РАЗБИВКА СТРОФЫ, крику, сознательно применённая поэтом-новатором, его новые ИНТОНАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ на марш, на ораторский жанр, ТЕЛЕГРАФНЫЙ СТИЛЬ («Телеграммой лети, строфа!») родились благодаря этим нарастаниям, жажде усилить эмоциональное воздействие, навязать эпохе свои ритмы.

Поэма В. Маяковского «Облако в штанах» (1915) – четыре крика четырёх частей. В. Альфонсов писал: «В ней [ в поэме] предсказана общая композиция поэм: решительная заявка героя, затем выход героя «на улицу», к людям, в целый мир и, наконец, возвращение в себя, трагическое подведение итогов». Первоначально поэма называлась «Тринадцатый апостол». Поэма имеет подзаголовок ТЕТРАПТИХ (от слов «tetra» - четыре и «ptihos» – часть, сюжетно связанная с остальными) В.Маяковский посвятил поэму Лиле Брик, хотя действующим лицом стала женщина по имени Мария. «Поэма ни о ком конкретно; пока она писалась, я увлекался несколькими женщинами. Я взял обобщённое имя, библейское – Мария, и потому смело могу посвятить поэму вам», - объяснял поэт Л.Ю.Брик. Поэма «Облако в штанах» была задумана в 1914 году во время поездки Маяковского в Одессу, где он познакомился с 17-летней Марией Денисовой.

Вашу мысль, мечтающую на размягчённом мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке, буду дразнить об окровавленный сердца лоскут; досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий. У меня в душе ни единого седого волоса, и старческой нежности нет в ней! Мир огрОмив мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний. Нежные! Вы любовь на скрипки ложите. Любовь на литавры ложит грубый. А себя, как я, вывернуть не можете, Чтобы были одни сплошные губы! М. Денисова Хотите – буду от мяса бешеный - и, как небо, меняя тона – хотите – буду безукоризненно нежный, не мужчина, а – облако в штанах! Л. Брик

Вторая часть - это повествование лирического героя о себе там, в Одессе: он отвергнут, брошен. Герой страдает от слов «Знаете – я выхожу замуж». Меня сейчас узнать не могли бы: жилистая громадина стонет, корчится. Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется!.. И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?..

Страдание героя настолько сильно, что всё уже теряет смысл, вплоть до жизни. Allo! Что ж, выходите. Ничего. Кто говорит? Покреплюсь. Мама? Видите – спокоен как!Мама! Как пульс покойника… Мама! Ваш сын прекрасно болен! У него пожар сердца. выбрасывается, как голая проститутка из горящего публичного дома. Скажите сёстрам, Люде и Оле, Дразните? «Меньше, чем у нищего копеек, у вас изумрудов безумий». Помните! даже шутка, Погибла Помпея, когда раздразнили Везувий! ртом он, которые изрыгает обгорающим ему еже некуда деться. Каждое слово,

Третья часть – это выход поэта в «толпу». Возникает сложный, многоадресный МОНОЛОГ героя на «улице», обращённый к той же улице, а по существу, к мирозданию, к действительности. И сначала – о себе, потом – о городе, т.е. о толпе. Потом снова – о себе. А потом – снова о толпе. Я раньше думал – книги делаются так: пришёл поэт, легко разжал уста, И сразу запел вдохновенный простак – пожалуйста! А оказывается – прежде чем начнёт петься, долго ходят, размозолев от брожения, и тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения…

Городов вавилонские башни. возгордясь, возносим снова, а бог города на пашни рушит, мешая слово. Город дорогу мраком запер… Поэты, размокшие в плаче и всхлипе. бросились от улицы, ероша космы… А за поэтами – уличные тыщи: студенты, проститутки. подрядчики.

Основной конфликт в поэме «Облако в штанах» – конфликт между нежной, трепетной душой лирического героя и страшно уродливой, обрюзгшей от «жира котлет» средой. Идея в том, В.Маяковский говорит о грандиозном поражении чувств в мире, способном навязать человеку мелочное, расчётливое решение вопреки истинному чувству. Проблема в том, что «варевом» поэтов, «размокших в плаче и всхлипе», по сути дела, «обкормлено» сознание читательской массы.

Владимир Маяковский – Великий русский поэт 20-ого века.Он покорил публику своими новыми, не на что не похожими произведениями, в которых отразились все его мысли и чувства. Его жизнь была насыщена событиями и захватывающими моментами, но при всём этом она была невероятно трагичной. События, болезни оставляла на нём неизгладимый след. Это приводило к тяжелым переживаниям, так как организм не справлялся с навалившимися проблемами, и внутреннее беспокойство постепенно разрушало поэта изнутри. Свои переживания он описывал в стихах, и чтобы понять тему одиночества Маяковского, стоит разобраться: каким человеком он является.

Почему он чувствовал тоску и одиночество?

· Прежде всего он являлся гением

Не испытывая ни капли сомнения можно смело утверждать, что Маяковский является Гением. Помимо того, что он добился невероятных успехов в искусстве, он рискнул и дал миру нечто новое, незнакомое. Он не стал очередным подражателем, а поставил свою жизнь на карту, под страхом быть неоценённым и непонятым. Инициатива – непостижимая форма гениальности.

Маяковский имел дар творить мир: наводить и разрушать порядок, ломать и возводить границы, однако вести путь гения – очень тяжёлая ноша.Гений рискует всю свою жизнь прожить непонятым для остальных людей, неоценённым, потерпеть унижение и критику, как при жизни, так и при смерти. «Что может быть хуже дурака? Дурак с инициативой». Хоть Гениальность зачастую добродетель, она почти наверняка ведёт к одиночеству, так как это то, что выше понимания и принятия большинства людей.

Маяковский знал, что он гений и из-за этого чувствовал себя ущербным и в тоже время невероятно уверенным, порой проявляяплохо скрытое высокомерие:

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я,

Весь

Боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.

Подобные громкие высказывания могут быть не чем иным, как бредом величия, впрочем, не без причины. Он брал на себя роль пророка, давая себе право в агрессивной и грубой форме читать свои манифесты:

А все-таки

Улица провалилась, как нос сифилитика.

Река - сладострастье, растекшееся в слюни.

Отбросив белье до последнего листика,

сады похабно развалились в июне.

Я вышел на площадь,

выжженный квартал

надел на голову, как рыжий парик.

Людям страшно - у меня изо рта

шевелит ногами непрожеванный крик.

Но меня не осудят, но меня не облают,

как пророку, цветами устелят мне след.

Все эти, провалившиеся носами, знают:

я - ваш поэт.

Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!

Меня одного сквозь горящие здания

проститутки, как святыню, на руках понесут

и покажут богу в свое оправдание.

И бог заплачет над моею книжкой!

Не слова - судороги, слипшиеся комом;

и побежит по небу с моими стихами под мышкой

Однако, не стоит забывать, что порой излишняя самоуверенность проявляется, дабы скрыть свои страхи.

· Также он считал себя неполноценным

Душа поэта была невероятно беззащитна и уязвима. Его огромность могла сбить с толку и не дать обратить внимание на тему одиночества и даже некойненависти к самому себе в своих произведениях. Маяковский часто подчеркивал свою бесполезность, никчемность, даже издевался над собой:

Пройду,

любовищу мою волоча.

В какой ночи?,

бредово?й,

недужной,

какими Голиафами я зача?т -

такой большой

и такой ненужный?

Он относится к себе как к сломанной вещи, которую вот-вот выкинут, и причин такого негативного отношения к себе могло быть много: возможностеснялся своего большого роста или грубого лица, получил недостаточно внимания в детстве, почувствовал себя неполноценно морально или стыдился классового положения, но, что наиболее вероятно, он чувствовал себя нелюбимым на протяжении всей жизни.

Порой его с головой накрывала тоска, и на листе он мог оставить все свои горестные мысли:

Несколько слов обо мне самом

Я люблю смотреть, как умирают дети.

Вы прибоя смеха мглистый вал заметили

затоски хоботом?

А я -

в читальне улиц -

так часто перелистывал гро?ба том.

Полночь

промокшими пальцами щупала

и забитый забор,

и с каплями ливня на лысине купола

скакал сумасшедший собор.

Я вижу, Христос из иконы бежал,

хитона оветренный край

целовала, плача, слякоть.

Кричу кирпичу,

слов исступленных вонзаю кинжал

в неба распухшего мякоть:

«Солнце!

Отец мой!

Сжалься хоть ты и не мучай!

Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.

Это душа моя

клочьями порванной тучи

в выжженном небе

на ржавом кресте колокольни!

Время!

Хоть ты, хромой богомаз,

лик намалюй мой

в божницу уродца века!

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека!

Но не всегда Маяковскому было угодно жалеть себя. Пытаясь справиться с навязчивыми мыслями, он вёл себя вызывающе и агрессивно к обществу: его произведения отдавали сатирой, высмеиванием, в них даже порой приводились непотребные высказывания:

Часы нависали, как грубая брань,

за пятым навис шестой.

А с неба смотрела какая-то дрянь

величественно, как Лев Толстой.

Иногда стих направлен на выражение претензии всем ему неугодным:

Слава тому, кто первый нашел,

как без труда и хитрости,

чистоплотно и хорошо

карманы ближнему вывернуть и вытрясти!

А иногда мог просто привести странную аналогию:

Брошусь на землю,

камня корою

в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

Истомившимися по ласке губами

тысячью поцелуев покрою

умную морду трамвая.

Маяковский обращал на себя внимание. Сложно пройти мимо человека, проявляющего такую дерзость по отношению к обществу, и он продолжалприманивать к себе всеобщее внимание, провоцировал,давая понять, что он не прост, предостерегал, мол, своим едким словцом может и уколоть.

· Маяковский чувствовал отвращение к действительности

Он замечал то, мимо чего другие равнодушно проходили.Замечал несправедливость, порочные поступки людей. Это давило на него и выводило из себя. Его посещали мысли о том, что мир несовершенен, в нём полно порока и грязи. Возможно, поэтому его заинтересовали идеи революции: изменить тот порядок и те правила, что, как ему казалось, отравляли все вокруг. Но, как бы ему не хотелось, всё он изменить не в силах, но он пытается свалить вину на тех, кого считает причастными во всех бедах.

Бедность его семьи оказало влияние на отношение к высшим слоям общества. Маяковский посвятил много произведений стремясь пристыдить, унизить, высмеять «зажравшуюся» богему, ходившую в начальниках:

Моё к этому отношение

Май ли уже расцвел над городом,

плачет ли, как побитый, хмуренькийдекабрик, -

весь год эта пухлая морда

маячит в дымах фабрик.

Брюшком обвисшим и гаденьким

лежит на воздушном откосе,

и пухлые губы бантиком

сложены в 88.

Внизу суетятся рабочие,

нищий у тумбы виден,

а у этого брюхо и все прочее -

лежит себе сыт, как Сытин.

Вкусной слюны разли?лись волны,

во рту громадном плещутся, как в бухте,

А полный! Боже, до чего он полный!

Кони ли, цокая, по асфальту мчатся,

шарканье пешеходов ли подвернется под взгляд ему,

а ему все кажется: «Цаца! Цаца!» -

кричат ему, и все ему нравится, проклятому.

Растет улыбка, жирна и нагла,

рот до ушей разросся,

будто у него на роже спектакль-гала?

затеяла труппа малороссов.

Солнце взойдет, и сейчас же луч его

ему щекочет пятки хо?леные,

и луна ничего не находит лучшего.

Объявляю всенародно: очень недоволен я.

Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,

характер - как из кости слоновой то?чен,

а этому взял бы да и дал по роже:

не нравится он мне очень.

· И последняя, основная причина его одиночества: Он был нелюбимым

В его жизни встречалосьмного людей: плохих, хороших, одни обожали его, другие ненавидели, но никто нестал для него достаточно близок, чтобы заполнить пустоту в сердце. Считается, что один человек не полноценен, лишь союз двух людей образует единое существо, единого человека. Маяковский всю жизнь искал: чем заполнить эту пустоту. Хоть он пользовался успехом у женщин, им хватало короткого романа с известным поэтом, да и характер у него был несносный, поэтому все понимали: тяжело прожить жизнь с такимчеловеком.

В некоторых отрывках своих произведений он, словно убеждая себя, говорил о том, чтоон не хочет, да и не нуждается в той, кого любит:

Делай что хочешь.

Хочешь, четвертуй.

Я сам тебе, праведный, руки вымою.

Только -

слышишь! -

убери проклятую ту,

которую сделал моей любимою!

Он пишет эти строки не потому, что боится или не понимает любви, а потомучто знает какая эта мука чувствовать привязанность.

Но, тем не менее, он всем сердцем желает отречься от чувства одиночества, что сопровождает всю жизнь и не даёт покоя:

Обыкновенно так

Любовь любому рожденному дадена,-

но между служб,

доходов

и прочего

со дня на день

очерствевает сердечная почва.

На сердце тело надето,

на тело - рубаха.

Но и этого мало!

Один -

идиот!-

манжеты наделал

и груди стал заливать крахмалом.

Под старость спохватятся.

Женщина мажется.

Мужчина по Мюллеру мельницей машется.

Но поздно.

Морщинами множится кожица.

Любовь поцветет,

поцветет -

и скукожится.

Так или иначе, именно одиночество свело его в могилу. Было много и других проблем навалившихся на него в последние дни жизни, Но отказ его последней любви, Вероники Полонской, поставило в его жизни окончательную точку. Однажды Маяковский уже пытался закончить жизнь самоубийством, всё точно также: выстрелить из пистолета, в грудь – но пистолет дал осечку. Второй раз не решился. Вынул обойму и оставил только один патрон в стволе, словно планируя на перёд, решил довериться судьбе. Мысль о самоубийстве его хроническая болезнь, которая, как любая хроническая болезнь, обострялась при неблагоприятных условиях.

Предсмертная записка, последние слова великого поэта:

Всем

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,

не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ

(другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля - люби меня.

Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик,

мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

"инцидент исперчен",

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться.

Владимир М а я к о в с к и й.

Путь гения всегда был и остаётся сложнейшим путём, который может пройти человек. Родится гением – значит родится в мире настолько сложном и чужом, что жизнь становится настоящим испытанием.

В гениальность можно упереться и жизнь пропала.

Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений (“От усталости”, цикл “Я” и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову

/> Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Ты! Нас двое,
Ораненных, загнанных ланями,
Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: “Опять, тоскою к людям ведомый, иду…” Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголке вышита.
Мыслящих и чувствующих людей не осталось:
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти “к жирным” существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта.

Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, “загона”, “закованной земли”, в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества “лилипутов”, в котором невольно оказался.

Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении “Ко всему” поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля –
Каторжник
С наполовину выбритой солнцем головой!

Полжизни прошло, теперь не вырвешься…
…я в плену.
Нет мне выкупа.
Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, “как маленькая гноящаяся ранка”, быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен.

В поэме “Флейта-позвоночник” поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: “Все равно я знаю, я скоро сдохну”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений (“От усталости”, цикл “Я” и другие) у Маяковского звучит […]...
  2. Чувство трагического одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова План I. Поэзия Лермонтова – меланхолия лунной ночи. II. Тема одиночества поэта на его жизненном пути. 1. Символика грусти и трагизма. 2. Трагический разлад между тонкой душой поэта и железным миром. III. Поэтический крест – чувствовать, страдать, мучиться. М. Ю. Лермонтов, ставший литературным преемником Пушкина, резко отличался […]...
  3. Казалось бы, комическое и трагическое, сочетаясь в любом произведении, указывают на его противоречивость, на некоторую неясность мысли писателя или поэта. Но это лишь поверхностное впечатление. Сочетание комического и трагического в творчестве любого художника, посвятившего себя отображению общественной действительности, не просто возможно, но необходимо и даже неизбежно. Владимир Маяковский стал негласным преемником реалистических традиций прошлого, по-новому […]...
  4. В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат, такой большой и такой ненужный? В. Маяковский Маяковский всегда представлялся мне каким-то огромным памятникообразным человеком, которого можно только прочитать или рассмотреть на фотографии. Мне кажется, своей огромностью поэт заслонял свою довольно беззащитную и уязвимую душу. Его огромность, как сейчас модно говорить, – не что иное, как […]...
  5. Я думаю, что эти слова Ю. Н. Тынянова в полной мере относятся к сатирическим произведениям В. В. Маяковского. Ведь именно сатира, высмеивая пороки, соединяет в себе трагическое и комическое. Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатириков”, а в своей […]...
  6. Мощь, сила, энергия, оригинальность и красота – все эти слова как нельзя лучше характеризуют творчество В. В. Маяковского. Этот поэт был новатором во всем: в художественных образах, языке, ритмике, приемах выразительности. Маяковского трудно читать – так непривычен глазу и уху его стиль. Но, в то же время, читать произведения этого поэта, погружаться в их мир, […]...
  7. В. В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года). Все дореволюционное творчество поэта связано с […]...
  8. Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство… Проблема, которую поднял автор текста Почему человек, непоколебимо верный своему призванию, часто оказывается в одиночестве? Что помогает человеку не отступать от намеченного пути? Какое влияние может оказать личность на ход истории? Каким должен быть человек, способный повлиять на ход истории? При каких […]...
  9. По теме “Творчество В. Маяковского” предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: “лирический герой”, “остранение”, “пафос”, “метафора”, “тоническая система стихосложения”, “миф”, “утопия”. Темы сочинений Человек настоящего и человек будущего в творчестве Маяковского. Трагедия художественная и трагедия человеческая. Романтическое двоемирие Маяковского. Тема цивилизации и образ города в стихах Маяковского. Пафос дооктябрьского творчества. Лирика любви. Современность […]...
  10. Многие произведения В. В. Маяковского обращены к сатирической теме. Одним из таких произведений является пьеса “Клоп”. Сюжет пьесы и прост, и необычен одновременно. “Бывший партиец” Петр Скрипкин, используя выгоды своего социального положения, намеревается выгодно жениться. Его будущая теща, парикмахерша Розалия Павловна, согласна на такого зятя ради “социальной реабилитации” своей семьи – снятия “клейма” буржуазного элемента, […]...
  11. 1. Факторы формирования личности в семье. 2. Общественно-политические настроения и их роль. 3. Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова 1830-х годов. 4. Посмертные стихи М. Ю. Лермонтова 1840- 1841 годов. И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. М. Ю. Лермонтов Пожалуй, невозможно найти во всей русской поэзии “Золотого века” поэта более […]...
  12. Одинок я – нет отрады; Стены голые кругом; Тускло светит луч лампады Умирающим огнем. М. Ю. Лермонтов Открывая томик Лермонтова, погружаешься в мир авторской жизни, его мыслей, переживаний. Его произведения пронизаны безысходной грустью; почему-то не можешь представить его улыбающимся, спокойным, счастливым. Лицо автора невольно представляется мрачным, лишенным мимики, с темными глазами, в которых застыли одиночество […]...
  13. Если в предреволюционных стихах Маяковского все больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”, написанное в 1920г. В. Маяковский уже не сомневался в том, что его искусство нужно народу, […]...
  14. С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока, – это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” – последняя […]...
  15. Евгений Базаров – молодой человек, убежденный нигилист. Основная позиция его жизни – отрицание. Он человек глубокого ума, человек науки. Евгений с презрением относится к любым проявлениям человеческих чувств, считая это “непростительной дурью”. В Романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Базаров имеет несколько приятелей, соратников, придерживающихся вместе с ним теории нигилизма. Говоря “мы”, он подразумевает […]...
  16. В раннем творчестве Владимира Маяковского (еще до Великой Октябрьской Революции) одной из доминирующих тем, была тема любви. Поэт писал об этом великом и прекрасном чувстве в поэме “Облако в штанах”, сделал ее основной в произведении “Флейта-позвоночник”, затронул также в поэме “Человек”. Зачастую любовь в стихотворениях Маяковского – это безответное чувство, которые приносит его лирическому герою […]...
  17. Многие поэты задумывались о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Переломная эпоха в истории неизбежно должна была породить поэта, которому надо было бы пересмотреть старое отношение к поэзии. Этим поэтом и стал Владимир Маяковский, но не сразу и не скоро определил он место своей поэзии в жизни современного общества. Задумываясь о кажущейся […]...
  18. “Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных”, – говорит О. Э. Мандельштам о творчестве В. В. Маяковского. Маяковский известен нам как новатор и просто великолепный поэт. Своему делу он всегда отдавался полностью, стремился делать все, что в его силах и даже больше для народа: это желание нашло отражение в […]...
  19. -15 Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь Нужно? В. Маяковский Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам […]...
  20. Безусловно, стихи Маяковского носят отпечаток неординарности и многим непонятны и до сегодняшнего дня. Одно из таких произведений поэта – поэма “Облако в штанах”. Прежде всего читателя удивляет ее название. По какой причине она названа именно таким образом? Поэт задумывал дать поэме название “Тринадцатый апостол”, но в условиях строжайшей критики Маяковскому пришлось изменить его. Никакие попытки […]...
  21. Любовь – это сердце всего. В. В. Маяковский План 1. Маяковский – проникновенный лирик. 2. Бунтарь, отвергающий основы старого мира. 3. “Громада-любовь”. 4. Мотив трагического одиночества. 5. Жизнеутверждающее начало поэзии Маяковского. Маяковский пришел в русскую поэзию в последнее предоктябрьское пятилетие. Его первые стихи напечатаны в 1912 году. И они сразу же стали заметным явлением. Величие […]...
  22. Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Именно они первыми откликались и давали свою оценку каким-либо общественным событиям, явлениям. Одним из таких поэтов своего времени является Владимир Маяковский. Его творчество представляет новый этап в развитии русской поэзии. Владимир Маяковский для нас прежде всего – поэт-политик. Он всегда спорил […]...
  23. Разрыв поэта и действительности – важнейшая особенность ранней лирики В. Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что “я” для него мало, он выступает новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет пессимизму, напротив, […]...
  24. Подготовьте ответ на вопрос: “Новаторство В. Маяковского”. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского: традиции и но­ваторство. Для ответа на этот вопрос выучите наизусть одно стихотво­рение поэта и, дав общий обзор темы, проанализируйте это стихотво­рение подробно, определяя особенности лексики, образной системы, стиха, рифм. Сатира Маяковского: темы, жанры, приемы сатиры. Выучите одно стихотворение наизусть и подробно […]...
  25. Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ – Здорово в веках, Владимир! М. Цветаева Впервые в литературу Маяковский вошел с появлением манифеста “Пощечина общественному вкусу”, в котором излагается программа футуристов. Маяковский не просто входит в литературу, он врывается, вносит коренные изменения. В манифесте говорится что футуристы – “лицо нашего времени”, предлагают “сбросить […]...
  26. В. Маяковский в поэме “Облако в штанах” стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих […]...
  27. Однажды Владимир Маяковский сказал о себе: “Я поэт. Этим и интересен”. На мой взгляд, он до наших дней остается оригинальным художником-новатором. Маяковский вошел в русскую поэзию как певец революции, как глашатай новых общественных отношений. Его стихи в большей своей массе имеют патриотический характер. Лирический герой Маяковского – гражданин, который стремится к лучшему будущему. Они не […]...
  28. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства и в жизни общества, а особенно – утверждающую значимость поэзии. Поэта всегда считали глашатаем передовых идей, защитником интересов народа. Маяковский не мог обойти эту тему […]...
  29. Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной формы Маяковского. Однако, для Маяковского поиск формы не был самоцелью. И здесь показательна […]...
  30. Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? В. Маяковский Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной […]...
  31. ПЛАН 1. Стихи Маяковского – это его жизнь. 2. Ранняя любовная лирика 3. Лирический герой в поэме “Облако в штанах” а) Эмоциональность и особое выражение чувств (любовь – болезнь) б) Чувства лирического героя – чувства автора в) Отражение общественных принципов того времени в произведении 4. Главная Муза Маяковского а) Лили Брик и непростые […]...
  32. Какое значение приобретает в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским ле­том на даче” солярная тематика? Выполняя задание, раскройте, как в стихотворении “Необычайное приключение…” представлен фантастический сюжет – встреча поэта с солнцем. Автором рассматривается характерная для Маяковского тема роли творца в общественной жизни. Уточните, что поэтом реализуется известная метафора, отсылающая нас к личности […]...
  33. Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний. Тем более, в поэме озаглавленной “Люблю”. Поэма несколько автобиографичная, ведь поэт рассказывает о том, как зарождалась с детства любовь в его сердце. Еще ребенком он ощущал любовь ко всему этому миру. Даже очеловеченное солнце удивлялось ему, мол, в таком еще маленьком сердце […]...
  34. 1. В чем состоит новаторство поэзии В. Маяковского? А. Акцентно-тонический стих Б. Использование гротеска В. Экспрессивные неологизмы Г. Фольклорные образы 2. Что отличает лирического героя ранней поэзии В. Маяковского? А. Оптимизм Б. Одиночество В. Богоборчество Г. Социальный бунт 3. К какому поэтическому течению был близок ранний В. Маяковский? А. Имажинизм Б. Символизм В. Акмеизм Г. […]...
  35. В. В. Маяковский в молодости принадлежал к поэтам-футуристам, потом был связан с литературным движением “ЛЕФ”. Но, несмотря на то, что это, в принципе, обусловило некоторые особенности его творчества и образ лирического героя, творчество Маяковского невозможно свести к теории и практике различных школ и течений. Как всякий “большой” поэт, он оказался выше школ. Несмотря на политический […]...
  36. I. Владимир Маяковский – лидер русского футуризма. (В. Маяковский – один из основателей и ярчайший поэт русского футуризма.) II. Футуризм как одно из направлений “серебряного века” русской поэзии. (Русский футуризм (от лат. слова, – “будущее”) возник в 1910-х годах. Основой футуристического движения в России было предчувствие краха старого мира и предчувствие будущего “мирового переворота”. Эстетические […]...
  37. Маяковский, работая над поэмой “Про это”, писал: “Исчерпывает ли для меня любовь все? Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела… Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем…”. Маяковский в начале […]...
  38. Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе. Таких людей Маяковский не стесняется называть дрянью. Рисуя образ дряней, автор употребляет ряд эпитетов и метафор, которые более точно подчеркивают всю немощность этих людей. В […]...
  39. Творчество Владимира Маяковского и при жизни, и после смерти поэта всегда находилось в центре дискуссий, вызывая самые яростные споры. В наше время появились попытки пред­ставить Маяковского официальным певцом советского строя или в лучшем случае просто мастером стихотворной техники. “Агитатор, горлан-главарь”, “революцией мобилизованный и призванный” – исчерпывается ли этими автохарактеристи­ками смысл творчества Маяковского? Вспомним другие не […]...
  40. ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ В. В. МАЯКОВСКОГО Одна из вечных тем в литературе – тема любви – проходит через все творчество В. Маяковского. “Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем”, – считал поэт. В. Маяковский мечтал […]...
Мотивы трагического одиночества В. В. Маяковского

Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.
С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову
Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Ты! Нас двое,
Ораненных, загнанных ланями,
Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…» Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголке вышита.
Мыслящих и чувствующих людей не осталось:
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти «к жирным» существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, «загона», «закованной земли», в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества «лилипутов», в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении «Ко всему» поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля -
каторжник
с наполовину выбритой солнцем головой!

Полжизни прошло, теперь не вырвешься…
…я в плену.
Нет мне выкупа.
Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, «как маленькая гноящаяся ранка», быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен. В поэме «Флейта-позвоночник» поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: «Все равно я знаю, я скоро сдохну».
Поводом для создания поэмы стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».
В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского.
Это и противопоставление поэта психологии «жирных», и лирический герой – жертва города, и некоторые музыкальные образы, и человек с «одними сплошными губами». В этой части поэмы текст наполнен язвительной иронией по отношению к обывателям и их миру:

Мною опять славословятся
мужчины, залежанные, как больница,
и женщины, истрепанные, как пословица.

Себя и свой светлый мир поэт противопоставляет существующему уродству:

У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду – красивый,
двадцатидвухлетний.

Далее во всем тексте поэмы присутствуют противоборствующие тональности. Поэт ждет свою возлюбленную Марию, обещавшую прийти в четыре часа, но ее все нет и нет. Наверное, во всей русской литературе никто не описал ожидание влюбленного с таким трагизмом, как Маяковский. Героя терзают мучительные сомнения:

Будет любовь или нет? Какая -
Большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
Должно быть, маленький,
Смирный любеночек.

Лирический герой и все вокруг описано гиперболически: поэт «громадный», «жилистая громадина». Он «стонет и корчится» в отчаянии, нервы у него начинают реагировать самостоятельно:

Слышу:
Тихо,
Как больной с кровати,
Спрыгнул нерв.
И вот, -
Сначала прошелся
Едва-едва,
Потом забегал,
Взволнованный,
Четкий.
Теперь и он и новые два
Мечутся отчаянной чечеткой.

Сердце поэта пылает, оно хочет «выскочить из сердца»:

Стоглазое зарево рвется с пристани.

Герой потрясен сообщением пришедшей Марии о том, что она выходит замуж, но внешне не реагирует:

Видите – спокоен как!
Как пульс
Покойника.

Возлюбленную у него отнял враждебный мир, который не знает настоящей любви, мир, где все продается и покупается. Поэт утверждает, что искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. Он готов, как Данко, положить свое сердце на алтарь нового искусства.
В третьей части поэмы автор отрицает господствующий строй в стране, мир «жирных», жестокий и безобразный. В четвертой части звучат богоборческие мотивы, поскольку религия освящает буржуазный прогнивший строй. Поэма завершается космической картиной Вселенной, где сияют зловещие звезды. Поэт гордо идет навстречу будущему, он не сломлен, не отказывается от борьбы.