Все о тюнинге авто

Церковь в честь Святого Василия Великого (Трёхсвятительская). Утраченные храмы Киева. История Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Справка Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

Надднепровские холмы раньше венчало гораздо больше куполов, чем теперь. Два небольших купола Васильевской церкви и ее колокольни почти не доминировали в панораме (по сравнению с куполами лавры, Никольского военного собора и Андреевской церкви), но сама церковь стояла в почти неизменном виде с конца XVII века.

Путаница с названием храма прочно вросла в киевскую историю, поэтому до сих пор ее название пишется в нескольких вариантах. Еще в XVII столетии считали, что небольшое здание напротив построек Киево-Михайловского Златоверхого монастыря возведено еще во времена князя Владимира Великого (А. Кальнофойский «Cerkiew ś. Bazylego na samy przod zmurowana od Wielkiego Włodzimierza»: Τερατούργημα..., 1638, стр. 25. ). В челобитной игумена Киево-Братского монастыря, поданной царю Михаилу Федоровичу в апреле 1640 г. по вопросу о реставрации Трехсвятительской церкви, последняя называется «построением прародителя государева святаго равноапостольного великаго князя Владимира, нареченного во святом крещении Василия». «Строением великого князя Владимира» называется Трехсвятительская церковь и в другой челобитной — московским царям Иоанну и Петру, посланной из Киева в 1688 г. (С. Т. Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия. ТКДА, Киев, 1899, кн. I (январь), стр. 111. ) .
Распространенную среди киевских церковников XVII в. датировку храма некритически усвоили и первые исследователи киевских древностей. Так, Н. Самойлов (Н. Самойлов. Киев в начале своего существования. М., 1834 ) считал, что существующая Трехсвятительская церковь есть «остаток Владимирова века» . Автор не сомневался даже в том, что это именно та первая церковь, которая была поставлена Владимиром на холме, где до этого стояли деревянные кумиры. Н. Самойлов считал, что даже слова «повеле рубити церкви» не опровергают его мнения, ибо, по его словам «можно рубить и из камня». Автор оставлял, однако, возможность и иного решения: «Если, по введении христианской веры тотчас для поспешности срублена была и деревянная..., то вскоре сооружена каменная». Изучение самой постройки приводило Н. Самойлова к окончательному убеждению в правильности его соображений. Васильевская и Десятинная церкви, по его мнению, «складены из тонких четвероугольных кирпичей на толстом греческом цементе, а по сему нет сомнения, что основание ныне существующей Трехсвятительской церкви весьма древнее, требующее согласиться с Киевским месяцословом, что строение оной времен Владимира».
М. А. Максимович также считал, что Трехсвятительская церковь сохранилась от времен Владимира. «На древнем остатке ее», по словам автора, построена в 1695 г. (при В. Ясинском) сохранившаяся до недавнего времени церковь (М. А. Максимович. Обозрение Старого Киева , 1839 ) .
Автор описательного текста к изданию И. Фундуклея «Обозрение Киева в отношении к древностям» (Фундуклей И. Обозрение Киева в отношении к древностям. Изданное по Высочайшему соизволению киевским гражданином Иваном Фундуклеем. Киев Типография И.Вальнера 1847г. viii, xvi, 111 с .) полагал, что «первоначальная Васильевская церковь была поставлена деревянная, но потом построена каменная, может быть теми же мастерами, которые вызваны были для построения Десятинной церкви».

Между 1658—1660 гг. Трехсвятительская церковь сгорела (во время восстания гетмана И.Выговского против московских властей артиллерийским огнем разрушили купол и перекрытия) .
В 1688 г. Киевский митрополит Гедеон Четвертинский просил у царей Иоанна и Петра разрешения разобрать руины двух древних киевских храмов — церкви Василия и церкви Екатерины, «которые стоят обветшавши и пусты», а строительные материалы из них употребить на починку Софийского собора (С. Т. Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия. Киев, 1899 ) . Однако разрешения московского правительства на разборку названных храмов Гедеон не получил. Киевскому воеводе И. В. Бутурлину «с товарищи» было предписано сделать описание обветшавших церквей и составить сметную роспись, сколько старых каменных припасов на починку Софийской церкви будет, и что каких припасов на то церковное строение надобно изготовить вновь». В июне того же 1688 г., по-видимому, узнав о московском предписании, игуменья Киево-Михайловского монастыря подала царям Иоанну и Петру прошение передать руины Трехсвятительской церкви названному монастырю, не имевшему своей церкви. В челобитной состояние развалин древнего храма описывалось следующим образом: «В городе Киеве старая церковь каменная во имя трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, и у ней только порушились одни главы и строение великого князя Владимира, а около той церкви близко дворов нет, только одне житницы их великих государей». Монахини просили, чтобы ввиду того, что «государского жалования им, руги, против иных монастырей, нет... чтобы великие государи пожаловали, велели ту церковь починить и огородить и их в том монастыре построить».
Вскоре в Москве был получен ответ от киевского воеводы, который описывал состояние храма в значительно более мрачных красках и, по-видимому, более объективно, чем это делали монахини: «Церковные каменные стены св. Великого Василия, — писал Бутурлин, — во многих местех разселись, глав церкви и сводов нет, обвалились с давних пор; а мочно ль тое церковь, не разбирая, починить, и своды и главы те стены удержат ли, и сколько на починку той церкви каменных и всяких припасов надобно, того осмотреть и сметить некому, каменных дел подмастерья нет».
Ввиду неопределенности ответа о возможности восстановления храма вопрос был отложен, а челобитчицам было решено выстроить новую деревянную церковь.
Вскоре митрополит Гедеон умер, и киевскую кафедру 2 июня 1690 г. занял Варлаам Ясинский. Прибыв по вызову московского правительства в Москву и осыпанный там царскими милостями, новый митрополит среди многих просьб ходатайствовал о восстановлении Трехсвятительской церкви. В челобитной Ясинского состояние древнего памятника описывалось вновь в весьма мрачных красках, причем митрополит намекал, что «нерадение о той церкви и нестроение же и запустение» достигло таких размеров, «каково не бе и при державе ляцкой», при которой церковь была отдана «в дозор и владение» Братскому монастырю. Лишь после пожара, который произошел в воеводство Василия Бутурлина, церковь была «обращена в житницы запасов».
По словам челобитной, «Трехсвятительская церковь стоит пуста, обветшала и попремногу разорена, сотиснена же окрест амбарами житниц и запасов от воевод киевских».
Вскоре в Киев был послан приказ снести амбары, расположенные вблизи церкви, вопрос же о «строении» церкви был опять несколько отложен впредь до того, «как с неприятелми басурманы война кончится».
Реставрация храма, начавшаяся, по-видимому, около 1692 г., протекала довольно медленно. Во всяком случае на плане Киева, составленном в 1695 г., Трехсвятительская церковь изображена еще далеко не законченной, не доведенной даже до сводов (План Киева, составленный в 1695 г. Киев, 1893. ) . Это изображение не позволяет согласиться с широко распространенным мнением, высказанным впервые М. А. Максимовичем , считавшим, что Трехсвятительская церковь была реставрирована в 1693—1694 гг. и 30 января 1695 г. было освящена (М. А. Максимович. Объяснительные параграфы о Киеве. Собр. соч., II, Киев, 1877, стр. 63; ср.: Н. И. Петров. Историко-топографические очерки..., стр. 126; Н. Закревский (Описание Киева, т. I, стр. 210) относил возобновление церкви даже к 1693 г . ) .
О дате завершения реставрационных работ косвенно свидетельствует пространная надпись на гравюре Илариона Мигуры, поднесенной им 1 января 1707 г. генеральному судье Запорожского войска Василию Кочубею. На гравюре изображен небольших размеров трехкупольный храм, а в нижней части ее находится герб Кочубея и весьма витиеватого стиля многословная поздравительная надпись, обращенная к нему, из которой можно понять, что Мигура восхваляет Кочубея за то, что тот, следуя «благословительному совету» Варлаама Ясинского, принял участие в возобновлении Трехсвятительской церкви.
По-видимому, реставрационные работы были завершены окончательно лишь в первые годы XVIII в. Еще при Варлааме Ясинском, вероятно, была разобрана западная пара столбов четырехстолпной церкви XII в., так что свод стал опираться непосредственно на стены здания (Ф. Л. Эрнст. Киïвська архiтектура XVII ст. 1926 ) . Кочубей, продолжая реставрацию, пристроил к прямоугольной основе здания пятигранный притвор, во всю ширину здания, похожий на западную часть трехглавых церквей с трехчастным планом. В дополнение к большому барабану с главой Кочубей поставил главы над притвором и алтарем. Таким образом, древний храм, получив некоторую трехчастность в композиционном решении и завершение тремя главами, расположенными по оси восток—запад, в значительной степени приблизился к украинским трехглавым церквам с трехчастным планом.
Обновив Трехсвятительскую церковь, Варлаам Ясинский, по-видимому, тогда же организовал при ней мужской монастырь «к житию престарелых и больных монахов Киево-Софийского и других киевских монастырей » . Однако вновь основанный монастырь просуществовал всего восемьдесят лет. В 1775 г. он был закрыт. В 1935—1936 гг., в связи со строительством правительственного центра в этом районе Киева, церковь Василия была разобрана, к сожалению, не подвергнувшись серьезному архитектурно-археологическому исследованию.

С западной стороны к церкви примыкал высокий пятигранный притвор, выстроенный при реставрации 90-х годов XVII в. Западная часть древнего храма при постройке притвора была значительно искажена: вместо древнего портала был сделан широкий проем, соединивший притвор с храмом, разобрана западная пара столбов .

С южной стороны к храму был пристроен придел, значительно уступавший древней части храма по высоте. Древние своды и купол храма не сохранились; по-видимому, они рухнули после пожара в 50-х годах XVII в. и восстановлены в конце XVII в. Стены апсиды и восточная пара столбов сохранились до уровня пят сводов. Равнослойная кирпичная техника кладки этих частей здания , а также размер кирпича и характер известкового раствора с примесью толченого кирпича неоспоримо подтверждают изложенные выше соображения о дате памятника. Кладка этого типа была распространена в Киеве во второй половине XII в. На внутренней поверхности стен церкви на уровне пят сводов и арок местами сохранились шиферные карнизы. К средним лопаткам южного и западного фасадов примыкали значительного диаметра полуколонны. Средние лопатки западного фасада не сохранились. Д. В. Айналов (Д. В. Айналов. Искусство киевского периода. В кн.: История русской литературы, т. I. Изд. АН СССР, М. — Л., 1941 ) утверждал, что полуколонны на фасадах церкви Василия были полые внутри. Обследовать эту особенность при разборке церкви в 1930-е гг. не удалось. В руинах малого храма Зарубского монастыря, раскопанных Н. Беляшевским в 1907 г., действительно были обнаружены полые полуколонны (М. К. Каргер. Развалины Зарубского монастыря и летописный город Заруб. СА, XIII, М. — Л., 1950 ) .

Деталь южного фасада.

К южной стене в XVIII в. на средства запорожских козаков пристроили приземистую часовню с небольшим грушевидным завершением.
Интерьер храма украшал иконостас в стиле рококо. В 1887 г. храм расписан Шмидтом. В 1888 г. храму было возвращено историческое название - в честь Василия Великого. Имела два придела - в честь Св. Василия и Св. Ольги.
В 1914 г. при Старокиевской Васильевской церкви (еще один вариант названия) служили: протоиерей Скрипчинский Еф.В., диакон Базилевич Ант.В., староста Кравченко Ант. Г.

В 1901-1904 гг. по проекту архитектора В. Николаева на ул. Трехсвятительской (сейчас этот участок соответсвует ул. Десятинной, 2-4) выстроена трехъярусная колокольня в нео-русском стиле. Ярусы разделялись широкими карнизами. Фасады украшались кирпичным декором (крестами, нишами). Карнизы первого и третьего ярусов были украшены кокошниками. Купол здания был грушевидной формы, что несколько смягчало несоответствие стилей церкви (формы украинского (мазепинского) барокко) и колокольни.
Колокольня была разобрана в числе первых в Киеве - в 1929 году.

При наложении плана Киева 1925 г. на фото из космоса (Google Earth ) можно увидеть, что здание МИДа занимает место пристройки Васильевской церкви и частично занимает место одноэтажного здания с воротами, над которыми находилась колокольня.

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России - Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор - это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы . И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы - они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем - это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет - с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора - собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда - круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание - перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия - продухи. Изначально помещение использовали как склад - там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили - его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них - собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили - по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы - Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями - они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d"Ar

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»


Церковь во имя святителя Василия Великого, надвратная, каменная, одноглавая, была заложена весной и окончена осенью 1840 года.

Сей надвратный храм был выстроен и освящен в правление самого выдающегося Берлюковского настоятеля архимандрита (с 1853 года) (Протопопова).

Отец Венедикт сочетал в себе различные таланты настоятельской должности: он был образованным человеком, выдающимся организатором, администратором, мудрым духовником, умеющим утешить как простого крестьянина, так и знатного дворянина.

Берлюковская обитель славилась с испокон веков своим местоположением и уединенностью, которая с 1829 года была нарушена невероятным притоком богомольцев, жаждущих поклониться чудотворному образу Спасителя.

Приятное месторасположение оной – на возвышенном берегу реки Вори, – благолепие храмов Господних и устройство монастырских зданий обращают на себя любопытный взор посетителей и усердствующих Богомольцев. Здесь особенно приятно наслаждаться в час тихих майских и летних вечеров, когда последние лучи заходящего солнца угасают на позлащенных главах священных храмов .

За время правления отца Венедикта (1829-1855) обитель превратилась в красивый архитектурный комплекс с великолепными храмами, достойными столичного уровня.

Как раз именно в это самое время неизвестный благотворитель пожелал устроить в Берлюковской пустыни новую каменную надвратную церковь с непременным условием посвятить ее святителю Василию Великому.

Это желание благотворителя вначале было отвергнуто Московской Духовной Консисторией и митрополитом Московским и Коломенским Высокопреосвященным Филаретом (Дроздовым).

Так в указе от 5 февраля 1840 года, поступившем из Московской Духовной Консистории было прописано, что «не согласится ли он (неизвестный благотворитель) жертвуемые на Васильевскую церковь десять тысяч рублей обратить на устроение собственно ограды в распространении которой настоит необходимая нужда. И чем усердствующий отзовется, донести Консистории» .

В ответном рапорте иеромонах Венедикт представил четкое положение вещей, как на предмет строительства нового соборного храма, так и желания благодетеля: «В Берлюковой пустыне начатый мною Соборный храм во имя Христа Спасителя вчерне совсем достроен, купола его и прочие части уже покрыты железом и даже заказаны главы с крестами, для золочения которых вдова купчиха Вера Михайловна Алексеева жертвует золота на три тысячи рублей, а потому во время предполагаемой постройки ограды Соборный храм не только не потерпит никакого вреда, но и самая внутренняя отделка его не замедлится более того времени, какое нужно по необходимости для просушки стен и заготовки материалов.

Жертвуемых неизвестным благотворителем десяти тысяч рублей хотя не достаточно на предполагаемую постройку новой во имя Св. Василия Великого церкви над входными воротами, на как благотворитель для того собственноручно и жертвует те 10-ть тысяч рублей, чтобы выстроить Васильевскую церковь и при личном объяснении по сему предмету с благонадежностью замечено, что благотворитель не ограничит своего усердия теми 10 тысячами рублей, то к удовлетворению его желания я не вижу препятствия, ибо допущением постройки Васильевской церкви пустынь нисколько не затруднит в способах какие нужны ей для внутренней отделки Собора, тем более, что в прежней холодной церкви, обращенной в теплую, нужнейшие поправки уже произведены и Богослужение производится.

Северо-западную часть ограды с башнями предполагается сломать потому, что ограда и башни обветшали и особенно верхи башен, устроенные из теса, весьма не благообразны и не будут соответствовать благолепию предполагаемой над воротами церкви» .

6 февраля 1840 года иеромонах Венедикт донес в Московскую Духовную Консисторию, что он предлагал неизвестному благотворителю оплатить строительство лишь одной монастырской ограды, без устроения надвратного храма. Но от благодетеля «получил ответ, что он усердствует своим капиталом собственно на устроение церкви по предполагаемому им плану… и обратить свое усердие на постройку ограды не согласен. И если Духовному Начальству неугодно будет разрешить построение церкви над воротами, то он от всякого пожертвования в пользу пустыни отказывается» .

Крайне интересным представляется здесь не только категорический ответ жертвователя и его сильное желание воздвигнуть храм во имя святителя Василия Великого, но именно тот факт, что сам план храма был разработан этим человеком или при его участии.

Указом Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского Николая I, из Московской Духовной Консистории в пустынь иеромонаху Венедикту было предписано: «По всем сим обстоятельствам, и дабы несогласием со стороны Духовного Начальства на построение просимой Васильевской церкви, не показать неизвестному жертвователю 10 тысяч рублей пренебрежением к его усердию и тем не охладить в других расположения к подобным Богоугодным подвигам, на основании 263 пункта проекта Устава Консисторий, дозволить Вам, строителю: 1). Монастырскую ограду с восточной стороны отнести на десять сажень, а северо-западную часть ограды с въездными воротами и двумя башенками по их ветхости перестроить по утвержденному Строительною Комиссиею плану и фасаду, с употреблением на то заготовленного в числе 200 тысяч кирпича. 2). По желанию неизвестного усердствующего устроить во имя Св. Василия Великого, по утвержденному же Комиссиею плану с фасадом, и на сей предмет Вам, строителю, принять от усердствующего жертвуемые 10 тысяч рублей, для записи коих в приход и расход, а равно и других жертвований, какие могут быть на постройку Васильевской церкви, выдать Вам, строителю особую шнурованную книгу» .

Есть и довольно крупные жертвы, такие как, например: «Получено от неизвестной особы на сделание главы и креста на церковь Васильевскую и на сделание в оной колод с рамами тысячу рублей ассигнациями» . Всего же по данной книге было собрано на храм во имя святителя Василия Великого 23404 рубля 84 копейки .

Из анализа документов можно сделать четкий и явственный вывод, что имя главного жертвователя и возможно даже инициатора строительства надвратного храма было известно с самого начала настоятелю обители иеромонаху Венедикту. И конечно обстоятельство, что все тайное, что было связано с именем жертвователя, а также не желание открыть его имя вышестоящему начальству, говорит о таковом желании самого благодетеля.

В документе «Условие на иконостас в Васильевской церкви» присутствует имя человека, который оплачивает эту работу. Также в архиве РГАЛИ (Российской Государственный архив литературы и искусства) сохранилось письмо от этого человека к отцу Венедикту, из которого явствует, что это именно он и есть главный жертвователь и инициатор, конечно при покровительстве самого отца настоятеля, строительства надвратного храма . Итак, этим человеком была коллежская советница Аграфена Федоровна Анненкова. Именно она предложила отцу Венедикту свои средства на строительство этого храма, именно она спонсировала изготовление иконостаса для храма, финансировала росписи, написание всех икон, она выступила идейным вдохновителем облика храма, а также просила посвятить храм именно этому святому.

Выбор святителя Василия Великого был обусловлен тем обстоятельством, что покойный супруг Аграфены Федоровны носил во святом крещении имя этого великого подвижника.

Святой Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας) – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трех каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот), убежденный поборник киновии (устройства общежительных монастырей – прим. ред. ).

Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, притом, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.

Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до II Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не все население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».

«На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.

В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы: любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях.

В области православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь четко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».

Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви – Крещению и Евхаристии, – вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии» .

Василий Александрович Анненков – покойный супруг Аграфены Федоровны, отец четырех сыновей – Александра, Федора, Ивана и Павла – был симбирским помещиком. Оставленное им наследство не привело к нарушению прежних отношений членов семьи. Его семья сохранила и приумножила его добросердечие.

В письме овдовевшей Аграфены Федоровны к архимандриту Анатолию можно обнаружить христианское смирение и настоящую любовь к покойному супругу: «Все, что только утешает меня, что кончина была христианская, случившись в Москве, и по желанию его тело положено в Симонове монастыре, почему я ежегодно и приезжаю в Москву к этому времени для поминания (24 августа по старому стилю день кончины Василия Александровича) его» .

Василий Александрович и Аграфена Федоровна Анненковы в счастливом браке имели четырех детей и все они стали не только порядочными людьми, но отдали свои жизни ради своей страны.

Самый младший сын Павел Васильевич (1813-1887) – известный русский литературный критик, историк литературы и мемуарист. Он вошел в историю как основатель пушкинистики, автор первого критически подготовленного собрания сочинений А.С.Пушкина (1855-1857) и первой обширной биографии – «Материалов для биографии Пушкина» (1855), позже, собрав новые материалы, издал книгу «Пушкин в Александровскую эпоху» (1874).

П.В.Анненков работал с рукописями Пушкина, опрашивал современников поэта, проводил систематическое обследование современной поэту прессы. Современники высоко оценили его титанический труд.

Иван Васильевич Анненков (1814-1887) – российский военачальник, генерал-адъютант, генерал от кавалерии Русской Императорской армии; член Александровского комитета о раненых.

Он служил в лейб-гвардии Конном полку, исправлял должность Вице-директора инспекторского департамента военного министерства, состоял в Свите Его Императорского Величества. И.В.Анненков неоднократно исполнял особые поручения: был командирован для наблюдения за формированием, обучением, снаряжением и отправкой по назначению дружин государственного ополчения, за отправлением маршевых батальонов и за переформированием резервных и запасных бригад 4-х пехотных дивизий. В 1872 году был делегатом от Российской Империи на Международном пенитенциарном конгрессе в Лондоне.

«В январе 1860 года И.В.Анненков принял командование над 1-м округом корпуса жандармов; в 1861 году получил чин генерал-лейтенанта, в марте 1862 года вступил в должность санкт-петербургского полицеймейстера и пять лет спустя был назначен санкт-петербургским комендантом. В 1878 году он произведен в генералы от кавалерии и вслед за тем назначен членом Александровского комитета о раненых»
.

За время пребывания в Конном полку, в 1849 году, Анненковым составлена обширная «История лейб-гвардии Конного полка, от 1731 до 1848 года».

Иван Васильевич Анненков умер 4 июня 1887 года и был погребен в Приморской Сергиевой пустыни в Санкт-Петербурге, рядом со своим братом Федором Васильевичем, скончавшимся 7 декабря 1869 года.

Федор Васильевич Анненков также был военным, дослужился до генерал-майора, в 1854-1856 года он военный губернатор и управляющий гражданской частью Нижегородской губернии.

Иван Васильевич Анненков, отправляясь служить в лейб-гвардии Конный полк, пошел по стопам своего отца. Из «Книги для записи брачных обысков церкви Софии Премудрости Божией, что в набережных Садовниках» города Москвы, показано, что 16 февраля 1802 года поручик Василий Александрович Анненков «понял» госпожи вдовствующей полковницы Наталии Андреевны Стрекаловой дочь Аграфену .

Василий Александрович Анненков скончался 24 августа 1839 года и был погребен в Москве на территории древнего Симонова мужского монастыря. Вместе с супругой они счастливо прожили в браке 37 лет.

После смерти супруга, Аграфена Федоровна перебралась на жительство из Москвы в город Арзамас Нижегородской губернии, где у нее от мужа осталось имение, и был свой дом в городе . Именно из Арзамаса адресовано ее письмо от 25 апреля 1842 года к Берлюковскому настоятелю Венедикту, в котором она обсуждает вопросы, связанные с росписью храма и с изготовлением иконостаса.

В письме к архимандриту Анатолию, к которому она всегда обращается «Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший дражайший возлюбленный мой благодетель, мой батюшка, Милостивый Государь, отец мой Духовный Архимандрит Анатолий» , она пишет: «Слава Господу за его молитвы, я покойна и благодарю Всевышнего Господа о том, что и дети все четверо соединены дружбой и любовью промежду собою и ко мне расположены любовью и почтением и довольны хоть малым состоянием родительским благословением они получили тысячи душ, но как по согласию своему старший брат Александр вышел в отставку и заменил отцовское место быть братьям вместо отца и управлять всем именьем и равно делить на четыре части дохода… Феденька уже полковник и при свите у Императора флигель-адъютантом, а Ванюша из меньших в Конной гвардии полковым адъютантом и также приближается года через два быть полковником, а средний Павел по своему желанию для образования к лучшему познанию вояжировал три года, где был во всех разных иностранных городах от Парижа до протчих земель проезжал и брал лекции, уроки у самых философов. Эта его страсть всегда была к учению и к любопытству вещей достопамятных. Да я Бога молю только о том, чтобы ему послужило в пользу благочестие познания, а не так как нонче, многие науки развращают молодых людей» .

Но самым главным, что никак невозможно пропустить, является то обстоятельство, что Аграфена Федоровна, скорее всего, посещала великого подвижника земли русской, святого старца Серафима Саровского.

Автору этих строк удалось увидеть и проанализировать уникальный по своему содержанию документ, находящийся в Российском Государственном архиве литературы и искусства в фонде № 330. Документ сей на двух листах, немного желтоватый, с исправлениями, на котором неизвестным вверху листа озаглавлено: «Ноября 30 го. Саров. Разговор отца Серафима» .

Несомненно, что это уникальный документ, первостепенной важности и актуальности. Это старательно записанные ответы величайшего подвижника, «документ от первого лица – свидетельство только-только записанного разговора с преподобным Серафимом. Пронизанность любовью – вот, пожалуй, то, чего нам так сегодня не хватает. Именно этим, наверное, и дорог нам в первую очередь образ Серафима Саровского спустя вот уже второе столетие» .

Ноября 30 го, – означает либо месяц ноябрь 1830 года, либо 30 число месяца ноября. Принимая посетителей к себе в монастырскую келью в течение 15 лет, о. Серафим не оставил затвора и никуда не выходил. Но в 1825 году он начал просить Господа о благословении его на окончание затвора.

25 ноября 1825 года, на день памяти святителя Климента, папы Римского, и Петра Александрийского, в сонном видении, Матерь Божия в сопровождении этих святых явилась ему и разрешила выйти из затвора и посещать пустынь.

После окончания затвора старец принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали знатные люди, в том числе Государь Император Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Отошел ко Господу 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклоненной молитвы.

Учитывая, что данный документ хранится в архиве в фонде Анненковых, то вполне возможно, что именно Аграфена Федоровна посещала великого подвижника.

На этом мнении сходится и еще один исследователь документа, кандидат филологических наук, доцент Югорского Государственного университета, член Союза писателей России Михаил Михайлович Рябий: «Обращает на себя внимание почерк: опыт работы в архивах подсказывает, что писал человек немолодой, поскольку именно такая каллиграфия встречается у тех, кого обучали грамоте еще в восемнадцатом столетии. Из содержания написанного видно, что запись сделана женщиной, вполне возможно, матерью первого биографа А.С. Пушкина – Павла Васильевича Анненкова. Аграфена Федоровна поведала старцу о своем материнском беспокойстве. Очень краткое содержание беседы, скорее всего, перенесено на бумагу сразу же после встречи с отцом Серафимом» .

Уникальный документ беседы с преподобным, обнаруженный в фонде этой благочестивой семьи, его поистине 17 драгоценных ответов на насущные вопросы раскрывает для нас облик святого старца. Особо актуально звучат слова преподобного «Аще все преобращем мира сего, а душу потеряем!» . Это есть завет великого угодника Божия, о том, что не в завоевании мирских богатств есть наша цель!

8 марта 1840 года Аграфена Федоровна заключила договор о внутреннем убранстве надвратного храма: «Мы, нижеподписавшиеся, коллежская советница Аграфена Федорова дочь Анненкова и Императорской Академии Художеств Андреян Кузмин сын Малахов заключили сие условие в том, что обязуюсь я, Малахов: 1. По предъявленному мне фасаду иконостаса в церковь Берлюковой пустыни над Святыми воротами, состоящей Московской епархии, означенную на нем резьбу сделать из сухого липового дерева; 2. Столярство на иконостасе, клиросах из соснового дерева в лучшем и прочном виде; 3. Престол и жертвенник сделать лучшего дубового дерева, на престол доску верхнюю сделать кипарисную; 4. Всю резьбу на иконостасе и клиросах, на Горнем месте сиянием с херувимами и рамою червонным полузолотниковым золотом с различием по мере; 5. Написать для того же иконостаса иконы мерою сообразно с чертежом, рисунки на оный следующие… Доски для образов должны быть липовые с дубовыми шпонами, прочные и совершенно сухие. Всю означенную работу произвести мне в Москве и по окончании доставить на свой счет в означенную пустынь непременно к 20 числу августа сего 1840 года. Положенное же число работы окончить в апреле месяце, а другую половину к означенному времени. Утвердить на своих местах иконостас. За всю вышеозначенную работу обязана я, Анненкова и наследники Малахову заплатить 900 рублей серебром» .

Адриан Кузьмич Малахов (26.08.1810- 29.08.1853) – художник-живописец. В 1839 окончил Императорскую Академию Художеств с малой серебряной медалью, получив звание свободного художника исторической живописи «за написанный на фарфоре водными красками образ Христа Спасителя в терновом венце». Жил в собственном доме в Москве, значился «московским временным купцом 3-й гильдии». Имел мастерскую с наемными работниками. Занимался оформлением храмов, производства живописного (иконы) и прикладного искусства (резьба и позолота иконостасов) в центральных губерниях России, Поволжье, на Северном Кавказе и Урале. Главная веха в его творческой биографии оформление в городе Златоусте собора в честь Святой Живоначальной Троицы. Погребен Адриан Кузьмич на Московском Ваганьковском кладбище.

Высокопреосвященный Филарет 28 мая 1840 года на докладе иеромонаха Венедикта наложил резолюцию «Бог благословит усердствующего и дела»

Митрополит Московский и Коломенский Высокопреосвященный Филарет 28 мая 1840 года на докладе иеромонаха Венедикта о том, что «неизвестный усердствующий, сверх пожертвованных им десяти тысяч рублей ассигнациями на постройку Васильевской церкви над воротами в Бирлюковской пустыне, изъявил желание устроить на свой счет в оную церковь иконостас со всею отделкою и иконами» наложил резолюцию «Бог благословит усердствующего и дела» .

Из этого документа полностью становится понятным, что именно Аграфена Федоровна Анненкова была заказчиком и благотворителем Васильевского храма. Этот храм строился ее усердием, желанием, при ее непосредственном участии и в память ее покойного мужа Василия Александровича.

Строительство храма стало завершающим благодеянием Аграфены Федоровны в земной жизни. 11 декабря 1843 года она скончалась и была погребена в Симонове монастыре рядом со своим супругом .

Строительство храма осуществил Владимирской губернии и уезда, Добрынской волости, села Брутовского крестьянин Ефим Данилович Дюков. Ефим Данилович с бригадой «подрядился в означенной пустыни по утвержденному фасаду и плану выстроить вновь Святые ворота, над оными церковь во имя Св. Василия Великого, ограду и по углам башни по показанию Архитектора и под присмотром со стороны пустыни каменных дел мастера» . Для работы он «поставил самых лучших и опытных людей сорок человек» и строительство всего комплекса работ продвигалось вплоть до октября 1840 года, так как последние деньги Е.Д.Дюков получил 4 числа этого месяца .

19 сентября 1840 года строитель обители иеромонах Венедикт «в уважение трудов и успехов по благоустроению обители и братства произведен во игумена» .

Во всех документах и исторических описаниях пустыни отражено, что храм был освящен осенью 1840 года. Пока неизвестно когда конкретно состоялось освящение храма, и кто освятил его.

В 1842 году в монастыре была произведена «Опись зданий Берлюковской пустыни, устроенная игуменом Венедиктом», в которой есть описание надвратного храма:

Церковь вновь устроенная над Святыми воротами во имя Святителя Василия Великого, каменная. На ней глава из белого железа, крест, яблоко, репьи и ложка под главою вызолочены под кремень на меди. Внутри церковь оштукатурена. В Олтаре и по церкви пол настлан гжельской лещадью, а ступени и амвон из белого камня. Церковь покрыта вся железом с окрашением медянкою. При крыльце две колонны из белого камня. Ступени и площадка на крыльце, а также ступени на входную в церковь лестницу чугунные; а площадки по лестнице из гжельской лещади. Верхняя площадка и поручни по лестнице деревянные. В оной церкви и в лестнице окон четырнадцать, из них пять окон с железными решетками. Под Олтарем оной церкви в Святых воротах устроена палатка, в ней два окна с железными решетками. В воротах затворы полуциркульные деревянные, филенчатые, столярные на железных петлях .

В 1844 году в мастерской А.А.Рудольского монастырем была издана литография «Вид Берлюковской пустыни». На этой литографии можно прекрасно рассмотреть вид всей обители, а также каменный надвратный храм во имя Василия Великого, со святыми вратами, новую каменную ограду и каменные башни.

При настоятеле игумене Ионе (Белобородове) под церковью святителя Василия Великого, вместо кладовой была устроена лавка для продажи книг духовного и нравственного содержания и образов.

Указом Его Императорского Величества Государя Императора Александра II из Московской Духовной Консистории «Николаевской Берлюковской пустыни игумену Ионе. На донесении о. архимандрита Иакова, с представлением рисунка и мнения на устройство при вверенной Вам Берлюковской пустыни лавки, для продажи книг духовно-нравственного содержания, образов, крестиков, картин и монастырских изделий, последовавшем по резолюции Его Преосвященства, вследствие донесения Вашего, с испрашиванием разрешения устроить означенную лавку, – резолюциею Его Преосвященства 13 сего июня № 4837 предписано: Разрешается, – по особому распоряжению Его Высокопреосвященства. О чем указ сей Вам игумену с препровождением рисунка и посылается. Июня 21 дня 1868 года. Член Консистории протоиерей Стефан Протопопов» .

Так описание обители, составленное в 1847 году, сообщает о храме: «В 1840 году воздвигнут храм на северной стороне монастыря во имя Василия Великого. Под ним св. врата, на присланные деньги при указе Московской Духовной Консистории от неизвестного 10000 рублей ассигнациями и набранные по книге 10100 рублей ассигнациями. Вместе с сим храмом строилась ограда с восточной стороны на протяжении 55 сажень, а с северной стороны 110 сажень с двумя угловыми двухъярусными башнями на всю эту постройку употреблено монастырской суммы 5700 рублей серебром» .

В описание опять присутствует употребление слова «от неизвестного», что, несомненно, является исполнением воли заказчика и благотворителя о неразглашении его имени. Во всех опубликованных исторических описаниях монастыря приводится цифра потраченных средств на сооружение храма в 6000 рублей . Эта цифра отражает лишь затраты обительских средств на построение храма и стен, и не учитывает средства собранные от жертвователей.

В описании, составленном настоятелем монастыря иеромонахом Нилом (Сафоновым), и опубликованном в 1874 году есть дополнение о монастырской ограде: «Каменная ограда около монастыря с 3-х сторон (4-я обращена в сад, где протекает река Воря), на протяжении 110 сажень с двумя башнями и, кроме святых ворот, еще с двумя въездными воротами. Построена в 1840 году» .

В храме было сосредоточено немало святынь, представляющих несомненный художественный и духовный интерес. В 1898 году обитель посетил известный писатель, историк, автор многочисленных книг, исследователь древнерусской иконописи Леонид Иванович Денисов (впоследствии епископ Арсений).

Леонид Иванович так описал внутреннее убранство храма:

Мы осматривали церковь во имя св. Василия Великого, над св. вратами, где находятся, между прочим: резная из слоновой кости икона Тайной вечери, Нерукотворенный Образ, письма Симона Ушакова, Курская икона Знамения Богоматери, снимок с подлинной Курской иконы, исполненный в конце XVII века и Боголюбская икона Божией Матери, особого типа, с девятью предстоящими святыми. Наименования их стерлись от времени и мы можем пока по догадке наименовать: св. князя Андрея Боголюбского, св. Николая чудотворца, св. Варлаама, св. Иоасафа царевича и, быть может, св. Екатерину. Эта замечательная икона поступила в пустынь при строителе Парфении .

В своем обстоятельном труде под названием «О памятниках древне-русской иконописи в Берлюковской пустыни», Леонид Иванович Денисов добавляет, что икона Курской Божией Матери есть вклад княгини Ольги Михайловны Кольцовой-Мосальской, что явствует из надписи на самом святом образе .

Ольга Михайловна Кольцова-Мосальская творила много Богоугодных дел. Она внесла большое пожертвование (5000 рублей) в Московский Златоустов мужской монастырь, а также пожертвовала и на строительство храма Христа Спасителя Берлюковской обители (1735 рублей).

Она была супругой князя Андрея Александровича Кольцова-Мосальского (1758-1843), гофмейстера, сенатора, действительного тайного советника. Ольга Михайловна скончалась 31 января 1847 года и была погребена в Московском Новодевичьем женском монастыре.

Конечно не может не вызвать духовного трепета и то обстоятельство, что в храме Василия Великого находилась икона Нерукотворного Образа Спасителя, писанная выдающимся иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым (1626-1686).

С приходом С.Ф.Ушакова на службу в Оружейную палату в 1664 году, круг его деятельности расширился, а слава возросла. Он стал во главе всех царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями Царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей смерти жил в почете.

В храме пребывали и две иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Из «Описи церковного имущества, находящегося в церкви Василия Великого над Святыми вратами» за 1894 год явствует:

Правая сторона Царских врат. Местная икона Спасителя Нерукотворенного Образа в серебряной вызолоченной ризе. Над сею иконой образ Спасителя, Лобзания Иудою… Иконостас в прочих местах храма. За правым клиросом образ Спасителя Лобзание Иудою в золотой раме .

В дальнейшем облик храма практически не менялся, за исключением мелких и небольших ремонтов, а потому храм к перевороту 1917 года практически не претерпел изменений.

Начиная с 1917 года, началось постепенное притеснение прав верующих, как на территории всего Богородского уезда, так и на территории обители в частности. С начала 1920-х годов на территории монастыря были размещены инвалиды гражданской войны, которые с течением времени и при полной поддержке власти стали захватывать все новые и новые здания.

Так в документе «Мандаты на обследование и акты доклада по обследованию монастырей в городе Москве и Московской губернии. Начато 30.11.23. Окончено 03.03.26» сказано: «Богородский уезд. Один монастырь. Проживает 16 человек монахов, культ отправляют. Число проживающих в инвалидном учреждении 244» ; «Берлюковский монастырь – помещение занято Инвалидным Домом. Свободные помещения имеются Берлюковской Пустыне, использовать можно под жилье до 100 человек при условии полного их переустройства» .

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Православная церковь ярко выделяется на просторах Красной площади Москвы, является знаменитым памятником русского зодчества. Собор возводился по особому указанию царя Иоанна IV в честь похода на Казань и взятия города. Рядом с постройкой находился глубокий ров, поэтому в простонародье храм назывался Покровом на Рву.

Великолепная церковь объединяет десять приделов, некоторые из них освящены в честь святителей РПЦ. Сегодня грандиозное сооружение считается достоянием ЮНЕСКО и работает в качестве подразделения музея истории.

История постройки

Когда Иоанн IV совершал походы на Казань, принадлежащей татарам, на (Красной) Троицкой площади, воздвигали деревянные церкви, символизирующие победы царя. В октябре 1552 г. произошла заключительная битва, и город Казань присоединился к Московскому княжеству. В честь этого знаменательного события Иоанн IV дал указание объединить все церкви, располагавшиеся на Красной площади, в один большой каменный собор. Строить церковь начали в 1555 г., а к 1559 г. основную часть уже закончили.

Покровский собор на Рву (Храм Василия Блаженного), Москва


На заметку! Некоторые исследователи выдвигают идею о том, что Покров на Рву задумывался как явный намек на Влахернский монастырь, где совершалось чудо Покрова. Архитектура и местоположение церкви Василия Блаженного возвышали новую идеологию государства, гласящую, что Москва является третьим Римом. Другие источники сообщают: идея создания возникла у митрополита Макария, который желал уподобить столицу Иерусалиму. Покров на Рву считался практически Небесным Градом, потому что архитекторы поставили приделы на один фундамент.

Доработки и изменения

Изначально Покровский собор на Красной площади смотрелся строго и изящно за счет фресковой росписи и имитации кирпичной кладки. В первые годы создания церковь не имела крылец и пристроек, главный храм окружало восемь отдельных приделов. Комплекс являлся мемориальным памятником, созданным в честь победы русских войск над Казанским ханством.


В 1784 г. поступил указ от императрицы Екатерины II на полноценную реставрацию ансамбля. На благое дело государыня выделила архиерею Платону большую сумму, работами руководил именитый архитектор И. Яковлев. Восьмерик и барабан Феодосиевского храма разобрали, а нижний ярус модернизировали в крытую паперть собора святого Василия. На втором этаже поставили новую ризницу.

Дальнейшее становление

При царе Александре I книжные магазины, заслонявшие величественное здание, убрали, разровняли косогор, а две стороны облицевали камнем и обнесли решеткой.


На заметку! Главная церковь религиозного ансамбля освящена в честь торжества Покрова Пречистой Богоматери, отмечаемого 1 октября. В этот же день 1552 г. Иоанн Грозный приказал войскам атаковать Казанскую крепость. Главная церковь является самой высокой из группы окружающих её приделов. Фреска, обнаруженная при исследовании красок, позволила определить точную дату завершения возведения всего церковного ансамбля - 29 июня 1561 г.

Архитектура

Изначально внешний вид комплекса отличался мужественной строгостью, здесь преобладала множественность элементов, среди которых нельзя выделить основной. Интерьеры имели малое пространство, если сравнивать их с масштабными и богатыми фасадами. Создатели пытались отводить большую роль элементам декора.

Колокольня храма Василия Блаженного

Стены собора выкладывали из кирпичей, а основания, цоколи и некоторые поддерживающие детали - из белого камня. В кирпичной кладке делались отверстия, куда вставлялась проволока для соединения двух кирпичей. При помощи этой техники над пролётом создавалась стойкая горизонтальная поверхность.

Уникальный и высокий собор не имеет глубокого фундамента, строительство осуществлялось за счёт высокого подклета на холме. Восемь приделов обладают луковичными главами. Они сгруппированы вокруг главной церкви Покрова. К приделу, освященному в честь Василия Блаженного, пристроен храм Рождества Богоматери, где в конце XVI похоронили тело Иоанна Московского. Основные строения имеют общее основание, а также обходную галерею и внутренние переходы.

Интересно! Храм Василия Блаженного пристроили к ансамблю в 1588 г. над местом захоронения юродивого святого. Распоряжение о возведении выдал сын Иоанна Грозного - Федор Иоаннович.

Придел обладает кубической формой, увенчан традиционным световым барабаном, пол церкви выстлан чугунными плитами. На стенах интерьера видны сцены жития преподобного Василия. Над захоронением святителя установлена декоративная арка, считающаяся чрезвычайно почитаемой святыней.

Как добраться

Покровский храм имеет большую и трудную историю, был построен в честь взятия Иоанном IV Казани. Удивительная архитектура церковного ансамбля Покровского собора во все времена восхищала и отечественных и иностранных созерцателей.

Сегодня эта православная церковь выступает в качестве филиала Исторического музея. Богослужения здесь проходят только в воскресные дни.

Собор находится на Красной площади, строение № 2.

Добраться до церковного ансамбля на общественном транспорте не составит труда.Ближайшие станции метро: «Театральная» и «Охотный ряд», храм располагается прямо за Историческим музеем.

Покров на Рву открывает двери с 11:00 до 19:00, в воскресные дни в десять часов утра здесь совершается Божественная литургия, поются акафисты.

Собор Василия Блаженного