Все о тюнинге авто

Скор на слышание медлен на слова. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. Прп. Никодим Святогорец



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический университет

Кафедра культурологии и филологии

А.В. Зябликов

РИТОРИКА

100 тестов с ответами и пояснениями

Кострома

УДК 82.085 (075)

Зябликов А.В. Риторика. 100 тестов с ответами и пояснениями: методическое пособие для самостоятельной работы студентов юридических специальностей. Кострома: Издательство Костромского государственного технологического университета, 2009.

Пособие написано в соответствии с образовательными стандартами нового поколения. Предложенные тесты охватывают содержание вузовского курса риторики. В пояснениях раскрываются основные риторические категории, комментируются практические задания.

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов юридических специальностей, а также всех интересующихся теорией, мастерством и искусством красноречия.

Рецензенты:

Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова И.Ю. Третьякова ;

Кандидат философских наук, доцент В.Н. Тарковский

© Зябликов А.В., 2009

© Костромской государственный технологический университет, 2009

Выполните задания, выбрав один вариант ответа из четырех предложенных.

После завершения работы сверьте результаты с правильными ответами.

ТЕСТЫ

1. Что изучает риторика?


  1. теорию и практику судопроизводства

  2. нормы правописания

  3. жизнеописания великих людей

  4. теорию и искусство красноречия

2. Что считается родиной риторики?


  1. Древний Египет

  2. Древняя Индия

  3. Древняя Греция

  4. средневековая Европа

3. Вопросы, способствующие выяснению и установлению истины, в риторике принято называть


  1. сократическими

  2. платоновскими

  3. риторическими

  4. гомерическими

4. Кто сформулировал первые постулаты красноречия?


  1. Еврипид

  2. Платон

  3. Аристофан

  4. Перикл

5. Кто является автором приведенного наставления Александру Македонскому: «Старайся же быть скор на добрые дела и медлителен на гнев: первое царственно и милостиво, второе отвратительно и свойственно варварам. Впрочем, делай что считаешь правильным, не презирая полезных мнений»?


  1. Цицерон

  2. Сократ

  3. Дионисий Галикарнасский

  4. Аристотель

6. Что такое софистика ?


  1. учение о мудрости Божией

  2. искусство церковной проповеди

  3. применение в споре или доказательствах умозаключений, ложных по существу, но формально кажущихся правильными

  4. применение к отдельным частным случаям общих догматических положений в богословии и средневековой юриспруденции

  1. Анаксагор

  2. Цицерон

  3. Аристотель

  4. Софокл

8. Кто стал руководителем первой школы риторов, созданной при участии государства?


  1. Квинтилиан

  2. Зенон

  3. Гораций

  4. Ювенал

9. Ярким образцом древнерусского эпидейктического (торжественного) красноречия является


  1. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

  2. «Повесть о Шемякином суде»

  3. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона

  4. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма

10. Ярким примером древнерусского дидактического красноречия является


  1. «Слово о полку Игореве»

  2. «Поучение» Владимира Мономаха

  3. «Задонщина»

  4. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

11. Из какого древнерусского литературного источника взят приведенный отрывок? «Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте…».


  1. «Повесть временных лет»

  2. «Домострой» Сильвестра

  3. «Житие протопопа Аввакума»

  4. «Моление» Даниила Заточника

12. Когда появилась первая русская «Риторика»?


  1. XVI в.

  2. XVII в.

  3. XVIII в.

  4. XIX в.

  1. А.П. Сумароков

  2. В.К. Тредиаковский

  3. А.Д. Кантемир

  4. М.В. Ломоносов

  1. М.М. Сперанский

  2. Н.Ф. Кошанский

  3. К.П. Зеленецкий

  4. П.Е. Георгиевский

15. Один из главных риторических постулатов гласит:


  1. нужно обезоружить оппонента доводом

  2. не нужно отвечать вопросом на вопрос

  3. собеседник не должен знать ваших подлинных намерений

  4. позиция слушающего является приоритетной

16. Какой из четырех законов риторики отвечает за логичность и последовательность речи?


  1. закон удовольствия

  2. закон гармонизирующего диалога

  3. закон продвижения и ориентации адресата

  4. закон эмоциональности

17. Естественным средством коммуникации не является


  1. звучащее слово

  2. письменность

  3. сигнатура (тембр)
18. Инвенция – это

  1. работа над замыслом речевого произведения

  2. работа над композицией речи

  3. воплощение мыслей в слова

  4. исполнение речи

19. Что такое хрия ?


  1. схема рассуждения

  2. схема повествования

  3. положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину

  4. двухсложный стихотворный размер

20. Искусственную хрию часто называют


  1. классической

  2. аристотелевской

  3. дедуктивной

  4. обратной

21. Часть строгой хрии, представляющая собой изъяснение темы, – это


  1. дефиниция

  2. парабола

  3. приступ (пропозиция)

  4. парафразис

22. В строгой хрии за частью «причина» следует

1. пример

2. подобие

3. противное

4. свидетельство

23. Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз эта мысль ни повторялась. Так гласит закон


  1. непротиворечия

  2. тождества

  3. исключенного третьего

  4. достаточного основания

24. Иллюстрацией какого логического закона является диалог Дмитрия Рудина и Африкана Пигасова – героев романа И.С. Тургенева «Рудин»?

Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

Нет и не существует.

Это ваше убеждение?

Да.

Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай.

1. непротиворечия

2. тождества

3. исключенного третьего

4. достаточного основания

25. Аргумент – это


  1. иллюстрация мысли

  2. слово или выражение, заимствованное из речи социально замкнутой группы

  3. логический довод, служащий основанием доказательства

  4. цитата из авторитетного источника

26. Какой вид аргумента использует Л.Д. Троцкий в статье «Об интеллигенции» (1912)?

Что мы всесторонне бедны накопленной тысячелетней бедностью, этого нет нужды доказывать. История вытряхнула нас из своего рукава в суровых условиях и рассеяла тонким слоем по большой равнине. Никто не предложил нам другого местожительства: пришлось тянуть лямку на отведенном участке. Азиатские нашествия – с востока, беспощадное давление более богатой Европы – с Запада, поглощение государственным левиафаном чрезмерной доли народного труда – все это не только обездоливало трудовые массы, но и иссушало источники питания господствующих классов.

1. к смыслу

2. к обстоятельствам

3. к прецеденту

4. к норме

27. Выведение суждения из других суждений – это


  1. посылка

  2. амплификация

  3. умозаключение

  4. эмфаза

28. Сокращенный силлогизм , в котором одна из частей лишь подразумевается, – это


  1. энтимема

  2. антоним

  3. аппликация

  4. догма

29. Как называется порядок аргументации, при котором сильные доводы даются в начале и в конце речи, а более слабые – в середине?


  1. гомерический

  2. свободный

  3. нисходящий

  4. восходящий

30. Частью софистической аргументации является


  1. индуктивное умозаключение

  2. обращение к факту

  3. демагогия

  4. апелляция к человеку

31. Элементом контраргументации (критики) не является


  1. пример

  2. сведение к абсурду

  3. ловля на слове

  4. выявление умолчания

32. В риторике для обозначения состава, связи и последовательности доводов пользуются термином


  1. схема

  2. редукция

  3. внешний топ

  4. внутренний топ

33. При дедуктивном рассуждении


  1. делается общий вывод обо всем классе предметов на основании знания лишь некоторых однородных предметов данного класса

  2. делается общий вывод на основании знания обо всех без исключения предметах этого класса

  3. явление рассматривается на основании уже имеющегося общего положения

  4. смысловые части располагаются хаотично, свободно

34. Дайте характеристику суждению, высказанному бельгийской журналисткой Сильвией Чиз.

Подкова приносит счастье, если, конечно, ты не лошадь.


  1. атрибутивное утвердительное

  2. атрибутивное отрицательное

  3. реляционное

  4. модальное

35. Определите цель приведенного высказывания Зигмунда Фрейда.

Бесконечно многие культурные люди, которые отшатнулись бы в ужасе от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох.


  1. ассертивная

  2. аксиологическая

  3. директивная

  4. декларативная

36. Как называется раздел риторики, изучающий применение универсальных смысловых моделей?


  1. эстетика

  2. топика

  3. топонимика

  4. гомилетика

37. Какая смысловая модель предполагает выявление характерных признаков, функций и действий предмета?


  1. «целое – части»

  2. «род и вид»

  3. «обстоятельство»

  4. «свойство»

38. Какую смысловую модель использует А.Ф. Кони в начале обвинительной речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем (слушалось 12 декабря 1872 года в Петербургском окружном суде)?

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такой образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду…


  1. «свидетельство»

  2. «причина и следствие»

  3. «сопоставление»

  4. «пример»

39. Какую смысловую модель применяет Хосе Ортега-и-Гассет в приведенном отрывке из трактата «Восстание масс» (1930)?

Толпа – понятие количественное и визуальное: множество. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу». Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделенных ничем. Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». Масса – это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение – «многие» – переходит в качественное.

2. «целое – части»

3. «дефиниция»

4. «предыдущее – последующее»

40. Дискурсом в риторике называют


  1. поток речи, сопровождаемый жестово-мимическим поведением

  2. академическую речь

  3. обсуждение какого-либо спорного вопроса

  4. утверждение, не подкрепленное доказательствами

41. Какой тип дискурса имеет целью соблюсти речевую традицию, приличие?


  1. эпидейктический

  2. гедонистический

  3. аргументирующий

  4. ритуальный

Когда прилучитца тебе съ другими за столомъ сидеть, то содержи себя въ порядке по сему правилу: въ первых обрежъ ногти, да не явится яко бы оныя бархатом обшиты. Умои руки и сяди благочинно, сиди прямо, и не хватаи первои въ блюдо, не жри как свиния, и не дуи в ушное чтобъ везде брызгало, не сопи егда яси.

1. художественный

2. информирующий

3. агитирующий

4. эвристический

43. Диалогическую речь также называют

1. компилятивной

2. контекстуальной

3. компаративной

4. коммутативной

44. Обязательным элементом провокационной речи является


  1. скрытая угроза

  2. насмешка

  3. вопросительная конструкция

45. К какому роду относится застольная речь?

1. социально-бытовая

2. социально-политическая

3. академическая

4. судебная

46. Диспозиция – это раздел риторики, отвечающий за

1. исполнение речи

2. замысел речи

3. построение речи

4. запоминание речи

47. Как называется заключительная часть речи оратора?

1. катахреза

3. клаузула

4. контроверза

48. За исполнительскую часть ораторского мастерства отвечает раздел, называемый


  1. меморио

  2. акцио

  3. элокуция

  4. инвенция

49. Определите тип речи.

Не только содержание, но и форма речей А.Ф. Кони свидетельствовала о его выдающемся ораторском таланте. Его речи всегда были просты и чужды риторическим украшениям, хотя были насыщены образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими им жизнь и красоту. Они подтверждали верность изречения Паскаля о том, что истинное красноречие смеется над красноречием как искусством, развивающимся по правилам риторики. (В. Смолярчук).


  1. повествование

  2. рассуждение

  3. описание

  4. все типы

50. Определите тип речи.

В самый день моего приезда сюда я имел свидание с начальником секретного Ватиканского архива гр. Мариино-Марини и на другой день рассматривал у него списанные для меня акты. Получив потом письменное дозволение от кардинала статс-секретаря Бернетти осмотреть секретный архив и хранящиеся в нем рукописи, я отправился туда с Марино-Марини и провел несколько часов в рассмотрении сей сокровищницы европейской и всемирной истории (А.И. Тургенев).


  1. повествование

  2. рассуждение

  3. описание

  4. все типы

51. Самый напряженный момент повествования – это

1. кульминация

2. развязка

3. экспозиция

4. завязка

52. Укажите черту, не характерную для анекдота как риторического жанра.

1. парадоксальный финал, противоречащий привычной логике

2. развернутость суждений

3. афористический язык

4. небольшой объем

53. Риторический этос – это


  1. категория убеждения

  2. категория эмоциональности

  3. категория возражения

  4. категория доверия

Центр Костромы – след не отягощенного трезвостью фурсовского таланта. Полет этой русской поэзии явственно ощутим на Сусанинской площади и вокруг.

Вдали над Пряничными рядами высится Ленин, уже на расстоянии удивляя блатной позой: живот выпячен, все расстегнуто, рука в кармане. Иван Сусанин на Молочной горе над Волгой, напротив, обтекаем так, что выглядит продолжением круглого постамента (П. Вайль).


  1. натуралистический

  2. романтический

  3. сентиментальный

  4. иронический

55. Как называется тип общения, ориентированный на оказание прямого психологического воздействия на собеседника и состоящий из реакций, выражающих собственные оценки и стремления?


  1. принижающе-уступчивый

  2. директивный

  3. понимающий

  4. защитно-агрессивный

56. Соблюдение правила релевантности


  1. быть лаконичным

  2. быть вежливым

  3. говорить то, что имеет отношение к теме разговора

  4. быть правдивым

57. Соблюдение правила такта состоит в способности оратора

1. минимизировать личную выгоду

2. быть позитивным в оценке собеседника

3. уважать границы личной сферы собеседника

4. избегать двусмысленности

58. Условием компетентности оратора не является


  1. внешний вид

  2. техника аргументации

  3. владение словом

  4. практический опыт

59. В умении оратора быть самим собой заключается его

1. артистизм

2. объективность

3. обаяние

4. принципиальность

60. Какой ораторский тип высмеивает А.П. Чехов в рассказе «Оратор»?

Запойкин, как известно многим читателям, обладает редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи. Он может говорить когда угодно: спросонок, натощак, в мертвецки пьяном виде, в горячке. Речь его течет гладко, ровно, как вода из водосточной трубы, и обильно; жалких слов в его ораторском словаре гораздо больше, чем в любом трактире тараканов. Говорит он всегда красноречиво и длинно, так что иногда, в особенности на купеческих свадьбах, чтобы остановить его, приходится прибегать к содействию полиции.


  1. «виноватый оратор»

  2. «отшельник»

  3. «оракул»

  4. «актерствующий краснобай»

61. Какой ораторский прием использует Д.С. Лихачев в приведенном отрывке?

Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурной работы, деликатностью и пр., и пр.


  1. драматизация

  2. апелляция к личному опыту

  3. экспрессия

  4. прогнозирование

62. Какой ораторский прием использует архимандрит Рафаил (Карелин) в приведенном отрывке?

Схиигумен Савва терпеть не мог многословия. Он учил своих чад говорить как можно более кратко. Некоторым он давал правило произносить в день не более определенного количества слов. Старец стремился сохранить от рассеяния внутреннюю молитву, поэтому он предпочитал, чтобы духовные чада записывали свою исповедь – не более одной или двух страниц. Они должны были обдумать ее, выбрать самое главное и отбросить второстепенное. <...>. Чем меньше слов, тем понятнее дело, тем более правильный ответ может дать духовник».

2. сопоставление всех «за» и «против»

3. экспрессия

4. гипербола

63. Вам предстоит выступать с лекцией о необходимости борьбы с курением. Как предпочтительнее сформулировать тему?


  1. «О вреде курения».

  2. «Страшная привычка».

  3. «Никотин – яд!».

  4. «Как мне удалось бросить курить».

64. Выберите наиболее приемлемый вариант завершения телефонного разговора со словоохотливым собеседником.

1. «Извините, я очень занят, мне некогда».

2. «Ваше предложение меня не очень интересует».

3. «Простите, меня вызывает начальник».

4. «Был рад общению с вами. Сейчас меня ждут дела, но мы обязательно вернемся к нашему разговору».

65. Выберите наиболее приемлемый вариант возражению оппоненту в ходе дискуссии.


  1. «То, что вы говорите, не имеет никакого отношения к истине».

  2. «Ваша мысль интересна, хотя…».

  3. «Вы заблуждаетесь на сей счет».

  4. «Вы мелете вздор…».
66. В ходе дискуссии ваш оппонент муссирует непринципиальные мелочи, забыв о сути разговора. Как предпочтительнее поступить?

1. попытаться свернуть разговор.

2. уточнить у оппонента цель дискуссии

3. упрекнуть оппонента в уходе от существа проблемы

4. прокомментировать каждый из предложенных собеседником пунктов

67. На официальном приеме вы должны обратиться с речью к губернатору. Как вы начнете?


  1. «Уважаемый…»

  2. «Глубокоуважаемый…»

  3. «Господин…»

  4. «Ваше Сиятельство…»

68. Дайте характеристику замечанию, которое философ Диоген обратил к своему оппоненту.

А я ругать тебя не буду, вовсе нет. Я даже похвалю твои волосы за то, что они с дурной твоей головы повылезли.


  1. компрометирующее

  2. обструкционистское

  3. угрожающее

  4. ироническое

69. При эмпатическом слушании мы


  1. переживаем те же чувства, что и наш собеседник

  2. показываем собеседнику, что его точка зрения нам неинтересна

  3. активно размышляем над сказанным и уточняем его содержание

  4. только делаем вид, что слушаем

70. Эмоция, связанная с правильной догадкой, относится к числу


  1. рациональных

  2. этических

  3. эстетических

  4. физиологических

71. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Приведенный отрывок есть яркий образец


  1. юридического красноречия

  2. духовного красноречия

  3. военного красноречия

  4. академического красноречия

72. Определите стиль речи.

Уважаемый Александр Сергеевич!

Ваше заявление с просьбой сообщить о судьбе Вашего деда – Флоренского Павла Александровича рассмотрено.

В соответствии с имеющимися в Управлении архивными материалами Флоренский Павел Александрович 1882 года рождения …был арестован органами ОГПУ 25 февраля 1933 года и без достаточных оснований обвинялся в «контрреволюционной агитации и пропаганде и организации контрреволюционной деятельности», т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-10-11. . Определением Архангельского областного Суда от 5 марта 1959 года… дело прекращено за отсутствием состава преступления. .

1. разговорный

2. публицистический

3. официально-деловой

4. научный

73. Признаком научного стиля не является

1. информативная насыщенность

2. стандартизованность

3. объективность

4. экспрессивность

74. Троп – это


  1. средство организации речи

  2. слово или выражение, употребленное в переносном значении

  3. фигура умолчания

  4. соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое

75. Какой троп используется в предложении?

Перед нами Знаменская площадь и вокзал Петербургско-Московской железной дороги, за постепенной постройкой которого в конце сороковых годов с жадным вниманием и сочувствием следил Белинский, живший на берегу Лиговки близ Невского, в небольшом деревянном доме, выходившем окнами на строящееся здание (А.Ф. Кони).


  1. эпитет

  2. метонимия

  3. литота

  4. перифраз

76. Какое стилистическое средство не является разновидностью метонимии?


  1. антономасия

  2. прономинация

  3. синекдоха

  4. апофазия

77. Какую стилистическую фигуру использует А.А. Блок в приведенном отрывке из статьи «Интеллигенция и революция» (1918)?

Русской интеллигенции – точно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. Не стыдно ли издеваться над безграмотностью каких-нибудь объявлений или писем, которые писаны доброй, но неуклюжей рукой? Не стыдно ли гордо отмалчиваться на «дурацкие» вопросы? Не стыдно ли прекрасное слово «товарищ» произносить в кавычках?

1. анафора

2. плеоназм

3. парцелляция

4. градация

78. Какое стилистическое средство используется в предложении?

Громада поднявшегося и еще продолжающего подниматься на защиту отечества воинства русского уходит на Запад (Василий Розанов).


  1. оксюморон

  2. эллипс

  3. метафора

  4. тавтология

79. Какое стилистическое средство не используется в предложении?

Тертуллиан – боевая натура, не имеющая себе равных, борец беспощадный, видящий свою победу лишь в полном поражении противника; язык его – словно сверкающее острие меча, с жестоким мастерством направленное на врага. (К. Юнг).

1. эпитет

2. сравнение

3. инверсия

4. эпифора

80. Какая стилистическая фигура используется в предложении?

Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек, чтобы насытить несмысленное свое чрево! (о. Филарет Московский).


  1. риторический вопрос

  2. риторическое обращение

  3. риторическое восклицание

  4. эналлага

81. Дело в том, что таланты наши как-то связаны с пороками, а добродетели – с бесцветностью (В.В. Розанов).

Это суждение содержит в себе


  1. сарказм

  2. парадокс

  3. хиазм

  4. панегирик

82. Потом граф уехал, прихватив с собой векселя и оставив в интересном положении горничную Эмму.

Это предложение содержит в себе


  1. эвфемизм

  2. гиперболу

  3. прозопопею (олицетворение)

  4. изоколон

83. Формой существования языка не является


  1. жаргон

  2. просторечие

  3. диалект

  4. анахронизм

84. Укажите лексическое значение слова богема .

1. представители высшего света, аристократическое общество

2. коренные уроженцы Богемии

3. нонконформисты-художники (музыканты, поэты), ведущие беспорядочную и неопределенную жизнь

4. деловая элита общества

85. Что такое деликт ?

1. обходительность, вежливость

2. конституционное правонарушение

3. международный договор

4. выборный или назначенный представитель общества, организации, коллектива

86. Какой вопрос можно назвать сакраментальным ?

1. традиционный

3. наводящий

4. не имеющий отношения к теме разговора

87. Что такое абсентеизм ?

2. алкогольная зависимость

3. постановление суда об освобождении подсудимого от наказания

88. В каком предложении допущена речевая ошибка?

1. Вопреки мнению общественности строительство завода было начато.

3. Согласно постановлению суда ООО «Голубая лагуна» обязано выплатить гражданину Петрову А.А. денежную компенсацию.

4. Во избежание ошибок и разночтений прошу еще раз проверить текст документа.

89. Укажите предложение без речевого недочета.


  1. Версия о самоубийстве осталась неподтвержденной.

  2. Показания потерпевшего сыграли огромное значение для установления истины.

  3. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которой направлены на насильственное изменение основ конституционного строя.

  4. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

90. Дайте характеристику приведенному высказыванию.

Состоявшиеся переговоры будут содействовать делу укрепления международного сотрудничества.


  1. афоризм

  2. публицистический штамп

  3. деловое клише

  4. окказиональное выражение

91. Укажите грамматически неверный вариант.

1. Матильда и Гертруда Фишбах

2. Билл и Хиллари Клинтон

3. сёстры Джонс

4. муж и жена Джексон

92. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. возбужденО (дело)

2. осуждЕнный

3. средствА

4. приговОр

93. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. дебИтор

2. некрофилИя

3. граждАнство

4. обесцЕнение

94. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. нАнятый

2. фенОмен

3. увЕдомленный

4. принудИть

95. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. разместИт (3-е лицо)

2. укрАинский

3. растамОжение

4. премировАние

96. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. жАлюзи

2. экспЕрт

3. ходАтайство

4. договОр

97. Что не является элементом техники речи?


  1. владение голосом

  2. дикция

  3. речевое дыхание

  4. владение эмоциями

98. Указующий перст есть

1. жест-аффектор

2. жест-иллюстратор

3. жест-адаптер

4. жест-эмблема

99. Скрещенные на груди руки есть жест

1. ожидания

2. разочарования

3. отрицания

4. неуверенности

100. Собеседник прикрывает рот рукой во время разговора. Это скорее всего означает, что собеседник

1. полностью уверен в своей правоте

2. сомневается в чем-либо или чего-то недоговаривает

3. старается контролировать себя

4. очень расположен к вам

(Иак 1:19)

Гнев

Благодарю, Отец родной, сущий на небесах, Который возлюбил нас прежде создания мира и отдал за нас Сына Своего Единородного, дабы всякий не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего чтобы судить мир. но спасти(Иоанн 3:16). Это свидетельство есть доказательством Твоей любви ко всем живущим на земле.

Ты Бог всесилен, Ты Бог Свят, Ты Бог праведности чистоты, Бог любви, Бог мудрости и разума. Ты Бог света и нет в Тебе никакой тьмы. И никто не сравнится с Тобою и никакая тьма не устоит против Тебя, всякий нечестивый падёт, всякий гневающийся не устоит пред судом Твоим праведным. Как написано:

«Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой. Нечестивые не пребудут пред очами. Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззакония. Ибо знаешь Ты пути праведных, а пути нечестивых погибнет (Пс 1: 6; 5:5-6)

А кто такие нечестивые? Вспомним историю с книги Бытие. Как змей хитростью соблазнил Еву, когда Бог сказал со всякого дерева ешьте, а с дерева, которое среди рая не есть. Ибо смертью умрёте. Но змей сказал: Нет не умрёте. Ибо в день, когда вкусите плоды, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что приятно для глаз и вожделенно. И вкусила плод. Тем и поддалась искушению угождая похоти очей, похоти плоти. И после сего соблазнила Адама и он вкусил плод. И стали они наги и посрамлены были. И нашёл гнев на Бога за то, что не послушали гласа Бога и изгнаны, били из рая. И проклял Бог змея, Еву, что рожать будет в болезнях и муках и питаться с Адамом будут в поте лица. Вот первый Божий гнев за непослушание Бога.

Авель был открыт пред Богом и в жертвоприношение Богу давал самое лучшее, потому что любил Бога и слушал Его. Каин же был земледелец.

Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел.

Каин сильно огорчился и поникло лицо его (Быт 4:3-6) С этих слов стало ясно. Что Каин был в гневе и от зависти, что Бог, призрев на дар Авеля, а на него не призрел, то у Каина от гнева возросла ярость и ненависть на брата своего, что он решил убить его, чтобы Бог обратил внимание на дар Каина. А помните слово:

« Гневаясь, не согрешайте; размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и утешитесь»

(Пс 4:5)

Что стало поводом гнева, конечно же зависть. Любящие Бога, получают благословение, а противники скитаются по земле в поисках чего либо и когда хитростью чего то добиваются, то сердце от жадности черствеет и нет пути света там. Одна тьма закрывает свет. Можно сказать, что все мы люди, живущие по плоти, а дела плоти мы знаем:


«Они известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазн, ереси»

(Галл 5:20) .

Ясно, что гнев порождает всё это. Через гнев вспыльчивость, не рассуждая сразу в ярость, ненависть и жажда мести.

«Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю

(Пр 15:1)

Или к примеру взять вторую ситуацию, когда Исав грозился убить Иакова за то, что Иаков получил Божие благословение от отца, конечно же путём лжи. Иаков же обманщик. А мать предупредила Иакова, что брат его грозился убить, и приказала уехать пока гнев не пройдёт у Исава. Всё это по плотским похотям – всё это ведущее в погибель.

Но драгоценные! Вы не так познали Христа. Потому что вы слышали о Нём и в Нём научились, - так как истина в Иисусе. Посему отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

«Так как путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр»

(Пр12:15)

Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Зачем нам всё это? Зачем искушать Господа, мы что сильней Его? Не думайте о себе более, нежели нужно думать. И если кто огорчил вас и если есть кто - то выше вас и богаче вас, не завидуйте делающим беззакония, ибо они, как лист увянут. А заботьтесь лучше как спасти других, стоящих на пути к погибели ибо для этого нас призвал Господь. Если кто обидел вас простите, и не мстите за себя, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщения, Я воздам, говорит Господь»

Не давайте место дьяволу. Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слово и медлен на гнев. Ибо гнев не творит правды Божьей.

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас»

(Еф 4:31)

А помните когда Господь, будучи гнев на Саула за то, что он не исполнил слово Господа сказал: «Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил» Самуил передал ответ Бога Саулу, о тот сказал, что он жертву Богу дал овец и волов, но Самуил сказал: Неужели всесожжение и жертва столь приятны Господу, как послушание гласу Господа? Ибо непокорность, тот же грех пред лицом Бога.

А знаете ли вы, что ничто так не дорого для Бога, как только открытое сердце человеческое к Нему и любовь к Нему. Ибо написано: Если ты милостыню даёшь или жертву, а любви не имеешь, то ты ничто? Бог просит покорности, и открыть сердце Ему, Господу нашему и Сыну Возлюбленному Иисусу Христу. Ибо Бог в Нём пребывает. Давайте будем с жаждой стремится к познанию любви Божьей. Мудрости и разума. Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы воздевая чистые руки без гнева и сомнения. Облечемся в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости, откинув всё мерзкое и нечестивое: злость, ненависть, ярость, гнев. А будем любить, прощать, миловать и благословлять. Благодатью мы спасены. Ибо Бог, богатый милостью по Своей великой любви, которой возлюбил нас. Милость Его выше суда. Бог не жестокий судья, Бог истинно любящий и милующий Отец. Спасибо Господь за любовь Твою, которая сделала нас свободными во Христе Иисусе, Господе нашем. Иисус я так люблю Тебя. За всё Тебя благодарю! Аминь!


Вадим Сорокин проповедует на тему: Будь скор на слышание!
Минипроповедь из серии: Слово Веры на каждый день - 21 апреля 2014


Иакова 1:19-20 – очень важный принцип и очень важное правило:
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.

Смотрите, друзья, мы все очень хотим быть понятыми, мы хотим высказаться и быть понятыми, чтобы нас поняли и с нами согласились, и в то же самое время, мы не хотим понять человека, который является нашим собеседником или оппонентом.

Иаков очень мудрый человек. У него были свои недостатки, если мы читаем историю церкви, изучаем послания, характер, но, тем не менее, он был очень мудрым человеком – этого не отнять у него.

И вот, что он говорит: братья мои возлюбленные, попытайтесь понять человека, попытайтесь услышать его, пусть ваши уши будут больше, а ваш рот будет закрыт. И, когда вы поймете человека, возможно ваши слова изменятся и наступит мир. Потому что, если вы не поймете его, а будете только говорить, перебивать, желать, чтобы только вы были поняты – это обязательно вызовет гнев и конфликт.

Дорогие друзья, очень часто мы думаем: чтобы ситуация была разрешена – нас должны выслушать и понять. И мы не ставим своей задачей понять человека, который говорит к нам.

Во-первых, у меня есть привычка: когда я читаю Библию, я ставлю себя на место библейских героев и думаю: как бы я поступил? Во-вторых, когда у меня есть оппонент человек, я стараюсь ставить себя на его место, думать, как он думает, и вы знаете, для меня очень многое становится понятным. Не факт, что я во всем с ним соглашаюсь, но для меня очень многие вещи становятся понятными, и мы избегаем конфликтов.

Я иногда говорю: слушай, извини за то, за то, я не думал, пока не встал на твое место, что это могло тебя обидеть, ранить и так далее.

Вы знаете, у нас у каждого свои недостатки, свои бабочки в голове – мы их не замечаем, мы к ним снисходительны. А за то, мы видим недостатки других людей. Иисус конкретно говорил о бревнах в глазах, вы, наверное, читали об этом.

Я расскажу такой еврейский анекдот о том, как люди не хотят слышать и понимать друг друга:
Пришла одна семья разводиться к судье, и он говорит:
- А в чем причина развода?
- Мы не сходимся характерами и у нас разные взгляды на жизнь.
Судья говорит:
- Ну, а конкретно может быть?
- Послушайте, она купила козу и держит в нашей спальне. Вы представляйте какая там вонь, блеяние. Эта коза там пачкает все.
И судья, мудрый человек, думает: ну, как бы все к миру привести? И говорит мужу:
- Ну, может быть, вы все же попытались ее понять, снизойти к ней, может вам открыть окна и проветрить помещение…
- Да? И все мои голуби вылетят наружу?

Дорогие друзья, у каждого были свои проблемы и у каждого были свои заморочки, но они считали их святыней, а заморочки другого недостатком. Дорогие друзья, будьте скоры на то, чтобы услышать и понять другого человека. И только после этого высказывать свое мнение. Будьте медленны на свои слова и суждения, и тогда, может, места для гнева просто не будет.

Возможно вам понравятся следующие проповеди.

Обращаюсь к вам словами святого апостола Иакова: .

Как редки ныне умные люди, умеющие слушать! Чрезвычайно много иных, скорых на болтовню, которые, не выслушав, что им говорят, не вникнув в заданный вопрос, немедленно, не обдумав, отвечают. Язык их неудержимо рвется поскорее говорить.

Когда люди даже просто беседуют между собой, то редко слушают друг друга, каждый спешит показать свой ум, блеснуть своим красноречием, оба не слушают, а только говорят, ибо не умеют быть медленными на слова.

Мало людей, которые взвешивают свои слова, прежде чем их произнести. Трудно найти таких, которые заботятся о том, чтобы сказанное им было исполнено сдержанности, скромности, смирения и полезно для слушающих. Для того, чтоб быть такими, надо стяжать ум Христов, надо быть глубоко сосредоточенными на важнейшем на святом. А у огромного большинства из нас этого качества совсем нет,– язык неудержим, люди не хотят и не умеют молчать. Особенно среди женщин много таких, которые с утра до ночи болтают, не сознавая, что этим утомляют слушающих, мешают им.

Еще меньше людей, которые медленны на гнев, раздражение, почти никто не умеет сдерживать себя. Вспыхивают, как порох, от всякого слова не только обидного, но даже неприятного, сейчас же отвечают резкостями и бранью. Удерживать гнев умеют те, кто не лишен мудрости, чтобы укротить свои страсти, кто стяжал мир душевный, в чье сердце вселился Дух Святой. Премудрый Соломон очень глубоко верно сказал, что гнев гнездится в сердце глупых (Еккл. 7:9) .

Псалмопевец Давид сокрушается: Смятеся от ярости око мое (Пс. 6:8) ,– от ярости, раздражения я потерял способность различать добро от зла, ибо гнев закрывает глаза на все, что свято, и чисто, и истинно.

Премудрый Соломон еще наставлял: гнев губит и разумных (Притч. 15:1) , то есть тех, которые, стяжав разум, еще не научились владеть своими страстями, сдерживать себя, когда сердце готово вспыхнуть от гнева. И далее: кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (Притч. 15:1) . Вспыльчивый в момент может сделать глупость (Притч. 14:17) . Действительно, как много глупых дел люди творят в состоянии вспыльчивости и раздражения: отвечают грубо и дерзко, обидными словами, принимают дурные решения, а когда вспышка гнева уляжется, стыдятся своих резких слов и неразумных решений.

Еще в Ветхом Завете сказано, что человек в ярости неблагообразен (см. Сир. 13:31). Все видели людей, объятых яростью,– какой отвратительный и отталкивающий у них вид: глаза налиты кровью, сверкают гневом, язык изрыгает проклятия, движения резки, грубы, они, кажется, готовы растерзать своего врага.

Следите за собой; когда найдет на вас гнев, вспомните, какой ужасный и неблагообразный вид у гневающихся. Стремитесь быть скорыми на слушание, медленными на слова, тем более на гнев. Поставьте себе целью победить свою плоть, а дух освободить от власти плоти. Да поможет вам Бог в этом великом и святом деле. Аминь.

Евангельское злато. Проповеди на темы Апостольских посланий. Слово на Послание св. ап. Иакова.

Прп. Никодим Святогорец

Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышти, (и) косен глаголати , косен во гнев

Поскольку брат Божий выше сказал о догматах, и какую славу подобает нам иметь у Бога, теперь украшает слово нравственным учением и говорит, да будет каждый христианин быстр слушать советы и душеполезные слова других. Эта быстрота должна быть практической и действенной, т.е. готовность не только слушать поверхностно, но и делать те душеполезные дела, которые он слышит. Потому что брат Божий знал, что тот, кто с радостью и готовностью слушает, тот готов дать себя в дело услышанного. Также и наоборот он знал, что кто мешкает в какой либо вещи, тот может быть воспрепятствован совершенно начать дело. Поэтому для божественного поучения и для душеполезных слов, повелевает, чтобы проявляли христиане быстроту, готовность и послушание, в вещах же опасных и вредных повелевает медлить.

А то, чтобы кто-то говорил и гневался, или говорил в ярости – не будет иметь доброго конца. Поэтому-то один богомудрый отец сказал, что тот, кто много говорил раскаялся в этом, а тот кто молчал об этом не пожалел. Сказал же и блаженный Давид «гневайтеся и не согрешайте » (Пс. 4:5) , т.е. если случится вам разгневаться, братья, не мстите. С этими словами Давида о гневе согласен и брат Господень, потому что должен замедлять эти движения человек и совершенно не мстить.

Премудрый же Митрофан это изречение так толкует: «Каждый человек пусть будет скор слушать, медлен же говорить, ускоряя слух свой к говорящему и зовущему, положив устам своим хранение и дверь ограждения , не говоря ничего неподобающего и неполезного. Но со многим исследованием и рассуждением всегда говорить то, что подобает, к созиданию и пользе слушающих».

Как говорит Приточное слово «иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение » (Притч. 18:14) и ещё «уста же непокровенна творят нестроение » (Притч. 26:28) и паки «за грех устен впадает в сети грешник » (Притч. 12:13) .

Говорит же божественный Павел «слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть к созданию веры » (Еф. 4:29) .

Смотри возлюбленный, что божественный Иаков не сказал – да будет всяк человек безмолвен абсолютно, но «косен глаголати », т.е. пусть говорит, но да не торопится этого делать, с рассуждением и те слова которые подобает, и когда подобает. Также не сказал - да будет всяк человек безгневен абсолютно, но гневается, хотя лучше и не спешит этого делать, на грех и на дьявола. Согласно же это учение апостола с учением Господа, который воспрепятствовал неразумному гневу, и не благословил, говоря «гневаяйся на брата своего всуе » (Матф. 5:22) , как и далее мы скажем об этом в сноске «гнев бо мужа правды Божия не соделовает ».

Поэтому и авва Нисферой сказал, к вопросившему его авве Иосифу: «если тебе случится с кем беседовать, то более слушай нежели говори». И один премудрый сказал «что, поэтому и природой даны нам два уха и один язык, чтобы от этого учился человек, больше слушать и меньше говорить». И не без причины, по Приточнику: «От многословия не избежиши греха » (Притч. 10:19) . И по Екклесиасту, неведение показывает тот, кто много говорит: «безумный умножает словеса » (Еккл. 10:14) . Сказал же и один от внешних, Секст Эмпирик так: «непредусмотрительное слово и необдуманный гнев, не делают благ». Это же изречение брата Божия, приводит и преподобный Иоанн Карпафский говоря: « И одно недоброе слово заградило Моисею вход в землю обетованную. Не будем же почитать языкоболие малою болезнию; ибо злоречевые и суесловые заключают для себя Царствие Небесное… Добре сказал некий мудрый муж, что лучше упасть с высоты на землю, нежели от языка. Надлежит нам потому послушаться Св. Иакова, который пишет: «да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати ». Сказал же и Великий Василий: «поскольку наша природа имеет нужду в слышании слова, то соответственно и имеем мы два уха и один язык» (О девстве).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати, и косен глаголати, косен во гнев

Скорым нужно быть на слышание не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу, ибо известно, что кто слушает прилежно и внимательно, тот готов будет и исполнять слышанное, а кто, напротив, медленно располагается к чему-нибудь и откладывает то, тот впоследствии может и совсем отстать от предприятия. Посему относительно изучения Божественных предметов апостол заповедует скорость, а относительно того, совершение чего соединено с опасностью, медленность. Таковы слова, гнев. Ибо говорливость в гневе не оканчивается добром. Посему один богомудрый муж часто раскаивался в том, что он говорил, а в том, что молчал, никогда не раскаивался. Так и блаженный Давид заповедует: гневайтеся, и не согрешайте (Пс. 4,5) , то есть не гневайтесь скоро и не впадайте от гнева в бешенство. Подобна этой и настоящая заповедь о словах и о гневе, особенно о гневе, который, быв допущен до безрассудства, лишает правды Божией. Почему и говорит апостол: гнев правды Божия не соделовает (ст. 20).

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Блаж. Августин

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

Ведь истину безопасней выслушивать, чем проповедовать, поскольку, когда ее выслушивают, сохраняют смирение, а когда проповедуют, едва ли в ком из людей не закрадывается пусть крохотное, а самодовольство, в котором, запятнавшись, обязательно увязают стопы.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Беда Достопочтенный

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

Иаков совершенно справедливо призывает скорее учиться, нежели учить, поскольку было бы глупо желать учить тому, кто не учился у других. Следовательно, тому, кто стремится к мудрости, необходимо просить Бога об этом даре, смиренно учиться у достойного учителя и, между тем, обуздывать свой язык, чтобы не говорить ничего пустого, но проповедовать истину, которую только что принял от других.

О семи Кафолических посланиях.

Вам хорошо известно, говорит апостол, что вы могли окончательно погибнуть, однако вас просветил Господь. Это произошло благодаря предваряющей вас небесной благодати, а не по вашим заслугам. Всякий человек да будет скор, чтобы слушать, а медлен, чтобы говорить . Далее апостол даёт слушателю нравственные наставления. Прежде всего, он призывает как можно скорее настроить слух к научению, а потом уже раскрывать рот для обучения [других]. Ибо глупцом является всякий, кто желает проповедовать другим то, чему сам не был научен. Любящий мудрость, пусть прежде просит её у Бога, как указал выше апостол, а затем, как смиренный ученик, пусть ищет учителя истины. Во время же обучения, пусть он со всей осмотрительностью удерживает свой язык не только от праздных речей, но также от проповеди самой истины, которой научился. По этой причине Соломон о различии времён говорит в Писании: время молчать, и время говорить (Еккл. 3:7) . По этой причине пифагорейцы, руководящие обучением естественной науке, определяют своим ученикам хранить молчание в течение пяти лет и только так допускают [их] к проповеди. Ибо безопаснее слушать истину, чем её проповедовать. Потому что при слушании сохраняется смирение, а при проповеди едва ли возможно, чтобы кому-нибудь из людей не вкралась хотя бы малая часть тщеславия. По этой причине Иеремия, описывая жизнь хорошо наставленного юноши, относит благоразумное молчание к числу главных упражнений в добродетели. Он говорит: благо человеку, когда понесёт он ярмо от юности своей. Он будет сидеть уединённо и молчать (Плач Иер. 3:27–28) . И медлен на гнев . Совершенная мудрость приобретается лишь в спокойствии духа. Ибо написано: гнев покоится в сердце глупца (Еккл. 7 – СП; 7 – Vlg.). Апостол порицает быстроту на гнев не для того, чтобы одобрить медлительность на гнев. Этим он скорее советует нам быть осторожными, чтобы во время душевного беспокойства и споров к нам не вкрался гнев. А если гнев всё же проникнет, то сдержим его приступ в ограде уст, и после того, как минует опасность, вовремя удалим его из нашего сердца, чтобы нам было легче [возвратиться] к прежнему состоянию. Верно и другое: апостол наставляет нас быть медлительными на гнев, чтобы без видимой причины, по любому поводу, мы не превращали своего спокойного лица в угрюмое. Если, к примеру, мы увидим, что ближние, особенно вверенные нам, не могут быть исправлены иначе, то проявим к ним строгость в слове или даже в более суровом порицании, памятуя о том, что человек многое сносит с покорностью, когда мы пребываем в спокойном состоянии духа. Хотя, как мне известно, Финеес, Самуил, Илия и Пётр и были медлительны на гнев, однако же они умертвили грешников кто мечём, а кто словом. Даже Моисей, будучи кротчайшим человеком, вышел весьма разгневанным от фараона, видя его упорство, [и] угрожал тому карой, которую [потом] и наслал.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

Слово быстр относится не просто к слушанию, а к слушанию действенному, которое побуждает к исполнению услышанного. [Апостол] знает, что тот, кто сразу склоняет ухо к речам, проявит готовность и к осуществлению сказанного, а тот, кто воспринимает медленно, отложит дело, а то и вовсе от него откажется.

Добром называли не приятные чувства, а состояние полноты и силы.
Ф. Ницше

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.
Л. Толстой

Добро - не наука, оно действие.
Р. Роллан

Добро - это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза.
Н. Чернышевский

В добро верят лишь те немногие, кто его творит.
Мария Эбнер-Эшенбах

Чем более люди расположены ко злу, тем более способны верить ему. Вообще они легче верят вымышленному злу, чем действительному добру.
Тертуллиан

Постоянному и плодовитому злу должен противостоять медленный и упорный труд: не для того, чтобы уничтожить его. но для того, чтобы оно нас не одолело.
Сенека

Чтобы добиться своего, дурным людям нужно лишь, чтобы хорошие люди наблюдали со стороны и ничего не делали.
Джон Стюарт Милль

Кто бы ни совершил добро - хотя бы на вес пылинки, он обретет воздаяние за него. Кто бы ни совершил зла - хотя бы на вес пылинки, он обретет возмездие за него.
Коран, 99, 7-8

Ты должна сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.
Роберт Пенн Уоррен

Старайся скорее устранить конкретное зло, чем осуществить абстрактное благо.
Карл Поппер

Опаснее всех человек, неспособный причинить зло и мухе: он не решится обидеть и скорпиона.
Григорий Ландау

Бог или хочет уничтожить зло и не может, или может, но не хочет, или не хочет и не может, или хочет и может. Если он может и не хочет, он - завистлив, что равным образом далеко от бога. Если он хочет и не может, он - бессилен, что не соответствует богу. Если же он не хочет и не может, то он и завистлив и бессилен. Если же он и хочет и может, что только и подобает богу, то откуда зло и почему он его не уничтожает?
Эпикур

Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?
Ветхий Завет, Иова, 2:10

Человек, лишенный свободы зла, был бы автоматом добра.
Николай Бердяев

Возвращается зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра.
Будда («Дхаммапада», IX, 125)

Немного было бы зла на свете, если бы нельзя было совершать его во имя добра.
Мария Эбнер-Эшенбах

Кто ищет зла, к тому оно и приходит.
Притчи Соломоновы, 11:27

Пути зла разнообразней путей добра.
Фома Аквинский

Человек по природе зол.
Иммануил Кант

Нашей природы превратность не тверда даже и во зле.
Григорий Нисский

Все дурные дела порождались благими намерениями.
Саллюстий

Если зло побеждает, его объявляют добром.
Аркадий Давидович

Мораль генетика: зло доминантно, добро рецессивно.
Жан Ростан

Возможно, наш мир был создан для того, чтобы могло существовать зло.
Жюль Ренар

Человек стал слишком могущественным, чтоб и дальше со злом. Избыток силы обрекает на добропорядочность.
Жан Ростан

Не может быть добрым рожденный от злого отца.
Еврипид

0т чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получать и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство избегнуть этой опасности - обучение плаванию.
Демокрит

Быть хорошим человеком - значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.
Демокрит

Добро есть свобода. Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом.
С. Кьеркегор

Кто сделал людям добро, тот добрый человек; кто пострадал за свершенное им добро, тот очень добрый человек; кто принял за это смерть, тот достиг вершины добродетели, героической и совершенной.
Ж. Лабрюйер

Тот, кто хлопочет за других, всегда исполнен уверенности в себе, как человек, который добивается справедливости; выпрашивая или домогаясь чего-нибудь для себя, он смущается и стыдится, как человек, который клянчит милости.
Ж. Лабрюйер

Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру.
Ф. Ларошфуко

Доброжелательность, с которой люди порою приветствуют тех, кто впервые вступает в свет, обычно бывает вызвана тайной завистью к тем, кто уже давно занимает в нем прочное положение.
Ф. Ларошфуко

Неизменно творить добро нашим ближним мы можем лишь в том случае, когда они полагают, что не смогут безнаказанно причинять нам зло.
Ф. Ларошфуко

Пока человек в состоянии творить добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью.
Ф. Ларошфуко

Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра.
Ф. Ларошфуко

Все хотят добра. Не отдавайте его.
Е. Лец

Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия.
А. Линкольн

Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие либо уменьшить наше страдание… Злом, напротив, мы называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание либо уменьшить какое-либо удовольствие…
Д. Локк

Доброта русского народа во всех слоях его высказывается, между прочим, в отсутствии злопамятности.
Н. Лосский

Крошечный добрый поступок лучше, чем самые торжественные обещания сделать невозможное.
Т. Маколей

Не столько в веру я верю, сколько в доброту, которая и без веры легко обходится и даже может являться продуктом сомнения.
Т. Манн

Чтобы быть достаточно добрым, нужно быть добрым чуть-чуть сверх меры.
П. Мариво

В себе самом, внутри тебя источник добра. Он не перестанет журчать по мере того, как ты будешь раскапывать его.
Марк Аврелий


Марк Аврелий

Даже когда власть имущий хочет сделать добро одному человеку, он неизбежно причиняет вред другому.

Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен

Добро говорящему ничего, враждебного слову его, не предпринимай.
Менандр

Делая добро хорошему человеку, мы делаем его еще лучше, но от оказываемых ему благодеяний становится еще злее.
Микеланджело

Когда творишь добро, сам и испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.
М. Монтень

Нередко сам порок толкает нас на добрые дела.
М. Монтень

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
М. Монтень

Великий знак доброты - умение забывать воспоминания других.
А. Моруа

Доброта - защитная реакция юмора на трагическую бессмысленность судьбы.
С. Моэм

Доброжелательство - привязанность человека к человеку. Неизвестный платоник
Добро и зло, богатство и бедность, высокое и низкое, и все имена ценностей - все это станет оружием и будет воинственно утверждать, что жизнь должна превозмогать себя снова и снова!
Ф. Ницше

Добро и зло отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей.
Ф. Ницше

Стоит нам только на один шаг преступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз «посередине».
Ф. Ницше

Лучшее в добрых делах - это желание их утаить.
Б. Паскаль

Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его . Вот почему дело художника - это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра.
Г. Плеханов

Добро в борьбе со злом пачкается.
А. Подводный

Доброе имя - как наследство от отца.
Публилий Сир

Доброе слово лучше богатства.
Публилий Сир


Публилий Сир

Недоброе всегда быстрее доброго.
Публилий Сир

В каждом человеке есть искра добра, которую не тушит пепел заблуждения, как бы он ни был густ. В каждом человеке остается частица любви и истины, как бы он ни погряз в злодеяниях, насколько бы ни ушел с прямой дороги.
А. Рейхани

Добрым людям следует доверяться и разумом, а не клятвой.

Истинный благодетель не тот, кто имеет в виду оплату, а тот, кто хочет делать добро.
Демокрит

Оказывая благодеяние, берегись, чтобы тот, кому ты оказываешь благодеяние, предательски не воздал тебе злом за благо.
Демокрит

Малые услуги, оказываемые вовремя, являются величайшими благодеяниями для тех, кто их получает.
Демокрит

Хороший человек - тот, кто способен платить другому добром.
Платон

Добро говорящему ничего враждебного слову его не предпринимай.
Менандр

За добро воздается добром, а на зло отвечается злом.
Плавт Тит Макций

Злому делать добро так же опасно, как доброму зло.
Плавт Тит Макций

Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь.
Цицерон Марк Туллий

Между добрыми - все доброе.
Цицерон Марк Туллий

Кто добр лишь на словах, вдвойне негоден тот.
Публилий Сир

Благодеяние мерится не величиной, а доброй волей, которой порождено.
Сенека Луций Анней (Младший)

Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла.
Сенека Луций Анней (Младший)

Кто сделал доброе дело, пусть молчит - говорит пусть тот, для кого оно было сделано.
Сенека Луций Анней (Младший)

Никто не записывает благодеяний в календарь.
Сенека Луций Анней (Младший)

Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе - не в том смысле, что ему будет за это награда, а в том, что сознание сделанного добра дает уже большую радость.
Сенека Луций Анней (Младший)

Человек добра погибает не иначе, как ставши дурным.
Сенека Луций Анней (Младший)

Нет худа без добра.
Плиний Старший

Благодеяния приятны только тогда, когда знаешь, что можешь за них отплатить; когда же они непомерны, то вместо благодарности воздаешь за них ненавистью.
Тацит Публий Корнелий

Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело?
Марк Аврелий

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться жизнью.
Марк Аврелий

Благодеяние разбойника - не убить.
Неизвестный автор

Благодеяние состоит не в том, что дается, а в душе.
Неизвестный автор

Благодеяний не навязывают.
Неизвестный автор

Благодеяний не скрывают.
Неизвестный автор

Вдвойне дает тот, кто дает быстро.
Неизвестный автор

И благо (добро) чем старее, тем лучше.
Неизвестный автор

Падение доброго - самое злое падение.
Неизвестный автор

В этом мире ликует он и в ином - ликует, в обоих мирах творящий добро ликует. «Добро сделано мной!» - ликует он. Еще больше ликует он, достигнув счастья.
«Дхаммапада»

Ничто так не ободряет человека, как доброе слово.
Изречение индийского неизвестного автора Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.
(Кун-цзы)

Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
Ветхий Завет. Притчи Соломона

Старайся всякому делать добро, а не себе одному.
Григорий Назианзин

Кто стремится к добру, должен быть готов зло.
Иоанн Дамаскин

Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.
Унсур аль-Маали

Будь добрым к тем, кто от тебя зависит.
Фарид-ад-дин Аттар

Делать хорошее дурным людям - то же самое, что поступать дурно с хорошими людьми.
Мухаммед Бабур

Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка.
Хун Цзычен

Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость.
Маргарита Наваррская

Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, ко-
му сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
Никколо Макиавелли

Тот, кто делает добро другу, делает добро себе.
Эразм Роттердамский