Все о тюнинге авто

Ответьте на вопрос чем характеризуется тоталитарный режим. Тоталитарный режим. Характерные признаки тоталитарного политического режима

Название тоталитарного режима происходит от латин­ского totalis - весь, полный, це­лый. Он характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), которая уничтожает в стране все политические свободы и возможности для возникновения политической оппозиции, полностью подчиняет жизнь общества сво­им интересам и сохраняет свою власть благодаря на­силию, военно-полицейскому террору и духовному пора­бощению населения.

Термин "тоталитаризм" появился в двадцатые годы XX века. Автором его был Б. Муссолини. Появле­ние термина связано с зарождением фашизма, теоретики фашизма называли его «тотальной концепцией жизни». Против­ники фашизма взяли этот термин на вооружение, наполнив его негативным содержанием. Постепенно термин фашизма проник во многие страны и во многие языки.

Сначала понятие тоталитаризм исполь­зовали только для обозначения фашизма, в тридцатые го­ды начали применять по отношению к той системе организации власти, которая существовала в Советском Союзе в период сталинизма.

Тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания. Даже трудно ответить на вопрос, через какие характеристики его легче описать: че­рез изменения, происходящие в политической системе об­щества или через его психологические проявления. Имен­но художественная литература (Е. Замятин, Б. Платонов, С. Кестлер, Д. Оруэлл, А. Солженицын) дала возможность показать во всей полноте не только политические про­цессы, происходящие в обществе при данном режиме, но и психологическое перерождение общества, которое порой трудно описать сухим языком научных категорий.

Власть при тоталитаризме принимает форму всеобщего контроля и насилия . Она контролирует все сферы жизнедеятельности общества без исключения: экономику, куль­туру, религию, частную жизнь граждан, включая их мысли и мотивы поступков.

Формирование власти идет бюрократическим спосо­бом, по закрытым от общества каналам. Власть недоступна для контроля со стороны общества . При тоталитарном режиме нет установленных законом механизмов ее преемственности .

Отношение общества и власти характеризуется тем, что общество полностью отчуждено от власти, но при этом оно не осознает этого отчуждения. В политическом сознании формируется представление о "слиянии общества с властью".

Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию , которая превращается в своеобразную свет­скую форму религии. Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Мораль, право, наука, экономическая эффективность, социальные отношения, культура, политические нормы – все подчинено идеологии.

Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство обще­ства на основе новых ценностей. Это особая социальная утопия и мифология.

Идеология должна признаваться и разделяться всеми членами общества как единственно правильная и возможная. Любое инакомыслие пресекается. Идеологию разрабатывает пар­тия. Партия осуществляет контроль над умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Свободный доступ к ин­формации отсутствует. Тоталитарное общество может су­ществовать только как абсолютно "закрытое" общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое "правильное", лучшее в мире. Знакомство, с внешним миром разрушает «царство мифов, срывает пелену и тем самым подрывает его устои».

Для тоталитарного режима характерно стремление создать ""нового человека" с особым политическим созна­нием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации, стремится сформи­ровать и новый тип политического сознания общества, для которого характерны сакрализация власти (ее обоже­ствление), ощущение слияния с властью и любовь к ней, энтузиазм в политическом поведении, патерналистские представления о государстве.

В тоталитарных государствах нарушаются многие важнейшие права человека – право на презумпцию невиновности, право иметь собственное мнение и право открыто его высказывать. В условиях тоталитарного режима права человека, по сути, носят деклариро­ванный, формальный характер, отсутствуют реальные механизмы их реализации. У человека реально отсутствует право на судебную защиту, так как не соблюдается принцип независимости суда.

При тоталитаризме происходят характерные изменения в политической системе общества. Между компонентами политической системы общест­ва складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в собст­венном значении этого термина. Происходит слияние го­сударственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций. Власть партии, по сути дела, превращается в самостоятельную ветвь власти, она принимает все значимые решения, а органы государства их только исполняют. Все государственные органы становятся «партийными по духу», в том числе и органы судебной власти. Решения партии не только обязательны, но и необходимы. Они дают «ключ» к трактовке всех событий в обществе и в жизни каждого человека, показывают как «нужно» поступать в том или ином случае. Партия становится над всеми ветвями власти, превращаясь в особую «руководящую и направляющую силу» общества.

Роль представительных учреждений и институтов власти сводится к минимуму, происходит разрастание репрессив­ного аппарата, он получает особые полномочия.

Репрессивные органы в тоталитарном государстве стоят выше всех государственных органов, они стоят даже над партией, все ее члены зависят от отношения к ним данных органов. В результате происходит сужение группы тех лиц, которые допущены к принятию решений, практически все граждане, все должностные лица, партийные работники опасаются репрессий и преследований.

Лидер опирается на партию или иную поддерживающую его группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. В тоталитарных режимах, как правило, складывается культ личности, появляется «вождизм». В данном режиме гражданам запрещено все, кроме того, что приказано (разре­шено).

Могущество тоталитарного режима держится на трех главных основаниях: контроль над ресурсами, огромный карательный аппарат, пропаганда и манипуляция сознанием.

Завершая анализ тоталитарного режима, можно отме­тить, что в научной литературе сформировалась «модель» тоталитаризма, которая включает в себя следую­щие основные компоненты:

Признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;

Господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;

Существование всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;

Всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации;

Централизованное руководство и управление эконо­микой.

Контроль над вооруженными силами.

Общими отличительными признаками тоталитарной модели общества являются стремление к всеобъемлющей организации общества и полному контролю над личностью, контроль осуществляется огромным числом государственных и партийных органов, начиная от школы, и кончая органами государственной безопасности, устанавливается режим всеобщей слежки за гражданами. Характерным признаком тоталитаризма является стремление к радикальному переустройству общества в соответствии с определенной социальной утопией. При этом режиме репрессии имеют всеобщий характер, подавляется любая индивидуальная свобода, включая свободу мыслить. Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р. Даниэлс: "Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии". (Цит. по: Основы политоло­гии. Курс лекций под редакцией Пугачева В.П. - М. - 1994. – 2003г.).

Тоталитарные режимы делятся на «правые и левые тоталитаризмы».

Правый тоталитаризм существовал в форме фашизма. Он основывался на идеологии национал-социализма.

Левый тоталитаризм в классическом виде проявился в сталинизме. Корни этой идеология находились в марксизме. Сталинизм стал особой версией марксизма. Это был марксизм вульгаризированный, приспособленный к условиям определенной страны и целям правящей в этой стране партии. Из живого организма общество превратилось в механизм, про­извольно сконструированный властью. Партия полностью подчинила себе и государство и общество. Стремление сделать общество свободным обернулось всеобщей несвободой и насилием, причем насилием и экономическим, и политическим, и правовым и духовным.

С реди ученых до сих пор продолжаются споры по во­просу о соотношении авторитарного и тоталитарного ре­жимов. Многие ученые рассматривают тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную разновидность авто­ритарного режима , а так же точка зрения, согласно которой эти режимы являются самостоя­тельными типами.

Также как в тоталитарных режимах в авторитарных режимах существует сильная централизация и концентрация властных полномочий в верховных институтах власти, тенденция к единоличному принятию решений, утверждение принципа беспрекословного подчинения властной воле посредством различных форм принуждения, всевозможных запрещений, подавление сопротивления режиму.

Устанавливается ограничение делегирования властных полномочий нижестоящим органам и ограничение местной власти. Все нижестоящие органы должны только исполнять волю и решения вышестоящих органов. Власть носит сильно централизованный монистический характер.

Существует ограничение принципа выборности органов власти, или запрет на выборы. Для авторитарных режимов характерно максимальное расширение компетенции исполнительной власти, снижение роли представительных учреждений, или их упразднение. Представительные учреждения ликвидируются или их роль сильно ограничевается. Из общественных организаций действуют те, которые не носят оппозиционного характера. Запрещается или сильно ограничивается роль оппозиционных политических партий и движений.

С точки зрения допустимого и запретного, действует принцип «разрешено все, кроме политики» .

Контроль и насилие существуют, но они не носят всеобщего характера. Карательный аппарат действует только против тех граждан или организаций, которые оказывают активное сопротивление режиму. Авторитарный режим опирается на силу, при этом она не обязательно используется, но всегда в любой момент может подавить проявления неповиновения.

Также как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее. Авторитарный режим это, как правило, режим личной власти. Авторитарные режимы могут быть не только «личными», но и групповыми, например, военные хунты. Авторитарные режимы часто опираются на армию, которая вмешивается в политический процесс, что­бы покончить с длительным политическим или социаль­но-экономическим кризисом в обществе.

Права и свободы граждан ограничены главным обра­зом в политической сфере. Другие права и свободы граждан не только установлены, но и могут быть реализованы.

Идеология сохраняет определенную роль, так как она является существенным компонентом политики. Но при этом следует подчеркнуть, что в авторитарных режимах власть интересует не столько мировоззрение граждан, сколько сохранение власти. Все идеи, призывающие, так или иначе, к смене власти, подавляются. Но единой обязательной для всех граждан идеологии не существует.

В отличие от тоталитарного, авторитарные режимы не уничтожают все альтерна­тивные базы власти в обществе. Власть осуществляет контроль над поведением граждан только в сфере политики. Есть сферы, не контроли­руемые властью: экономика (иногда частично ), религия, культура, частная жизнь граждан. Сохранение "рассеянной" экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарные, и обеспечивает возможность их трансформации (Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов XX века).

Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма преемственности власти. Однако в современных усло­виях часто трансформируется в демократические режимы, в результате объявления свободных выборов. Часто этому режиму удается сочетать экономиче­ское процветание с политической стабильностью.

Тоталитарные;

Классификация политических режимов

Факторы дифференциации политических режимов

Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:

Характер и мера осуществления власти;

Механизм формирования власти;

Взаимоотношения общества и власти;

Роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;

Характер существующих в обществе запретов;

Роль идеологии в жизни общества;

Характер политического лидерства;

Соотношение прав и свобод граждан;

Положение средств массовой информации;

Роль политических партий;

Соотношение между законодательной и исполнительной властью;

Роль и значение органов подавления;

Тип политического поведения.

В научной литературе существует большое многообразие классификаций политических режимов. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора : степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности.

Первые сведения о демократии и тирании, диктатуре и охлократии дают античные времена. Уже с тех давних пор стало очевидным, что в любом управляемом сообществе, в том числе и в неполитических структурах, есть два взаимоисключающих способа взаимодействия: авторитарность как единоличное властвование и безоговорочное подчинение, и демократичность как равноправие, соглашение, свобода выбора. В реальной жизни практически невозможно выделить абсолютно "чистые" типы политических режимов. Все их классификации в определенной мере условны.

Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации. Кроме того, существуют и другие подходы. Наиболее распространенной является классификация , согласно которой все режимы делятся на:

3) демократические.

Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.

Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Тоталитарный режим характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

Термин "тоталитаризм" появился в двадцатые годы двадцатого века. Автором его был Б. Муссолини. Появление термина связано с зарождением фашизма, который его теоретики назвали "тотальной концепцией жизни". Противники фашизма взяли этот термин на вооружение, придав ему противоположное содержание. Постепенно он проник во многие страны и во многие языки. Сначала его использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к СССР.



Тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания. Трудно сразу ответить на вопрос, через какие характеристики его легче описать: через изменения, происходящие в политической системе общества, или через его психологические проявления.

Рассмотрим этот тип политического режима на основании выделенных критериев дифференциации.

Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становится политикой.

Формирование власти.

Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Отношение людей к власти.

Общество полностью отчуждено от власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о "слиянии общества с властью".

Роль идеологии в обществе.

Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – "идеология у власти". Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Как правило, роль идеологии заключается в том, чтобы дать критику старого общества или определенного правительства, сформировать представления о "светлом будущем", дать рекомендации, как этого будущего достичь. Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство общества на основе новых ценностей. Идеологией заведует партия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается.

Характер лидерства.

Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. Лидер всегда харизматический, на него распространяется ощущение слияния с народом.

Сфера допустимого и запрещенного.

Запрещено почти все, кроме того, что приказано (разрешено).

Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно "закрытое" общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое "правильное", лучшее в мире.

Демократические права и свободы носят декларированный, формальный характер, хотя государство четко выполняет определенные социальные функции. Оно гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание и т.д.

При тоталитарном режиме происходит последовательное деклассирование общества вследствие отчуждения граждан от собственности. Общество приобретает двухмерную структуру: управляемые ("винтики") и управляющие. Из живого организма оно превращается в механизм, произвольно сконструированный властью. В нем уничтожаются многие горизонтальные структуры, отношения и связи.

Между компонентами политической системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Происходит слияние государственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций. В обществе формируются особые отношения "власть – собственность". У государства превалируют особые функции распределения, роль представительных учреждений и институтов власти сводится к минимуму, происходит разрастание репрессивного аппарата, он получает особые полномочия.

Политическая культура.

Для тоталитарного режима характерно стремление создать "нового человека" с особыми политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации, стремится сформировать и новый тип политической культуры общества, для которого характерны сакрализация власти (ее обожествление), ощущение слияния с властью и любовь к ней, представление о государстве как об источнике распределения всех благ, энтузиазм в политическом поведении.

Завершая анализ тоталитарного режима, можно отметить, что в научной литературе оформилась в основном модель тоталитаризма , которая включает в себя следующие компоненты :

Признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;

Господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;

Существование всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;

Всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации;

Централизованное руководство и управление экономикой.

Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р.Даниэлс: "Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии". (Цит. по: Основы политологии. Курс лекций под редакцией Пугачева В.П. – М. – 1994. – С. 203).

Среди ученых до сих пор продолжаются споры по вопросу о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Некоторые рассматривают тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную разновидность авторитарного режима, другие считают эти режимы самостоятельными типами.

Конечно, нельзя не отметить, что они имеют как значительное сходство, так и существенные различия. Объединяет их диктатура, а различает то, что тоталитаризм – диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей, которые позволяют рассматривать их как самостоятельные типы политических режимов.

Авторитарные режимы не уничтожают все альтернативные базы власти в обществе. Сохранение "рассеянной" экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможность их трансформации (Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов XX века).

Характер и мера осуществления власти.

Контроль и насилие не носят всеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан.

Формирование власти.

Отношение людей к власти.

Также как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее.

Роль идеологии в обществе.

Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.

Характер лидерства.

Складывается режим личной власти. Роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический. На него распространяется представление об отчуждении от власти.

Сфера допустимого и запретного.

Разрешено все, кроме свободной политики.

Положение средств массовой информации.

Частичный контроль над средствами массовой информации.

Наличие демократических прав и свобод.

Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

Изменения в социальной структуре общества.

Изменения в политической системе общества.

Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная роль принадлежит исполнительным органам власти. Представительные учреждения ликвидированы или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политического характера.

Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.

Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Тоталитарный режим характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

Термин "тоталитаризм" появился в двадцатые годы двадцатого века. Автором его был Б. Муссолини. Появление термина связано с зарождением фашизма, который его теоретики назвали "тотальной концепцией жизни ". Противники фашизма взяли этот термин на вооружение, придав ему противоположное содержание. Постепенно он проник во многие страны и во многие языки. Сначала его использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к СССР.

Тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания. Трудно сразу ответить на вопрос, через какие характеристики его легче описать: через изменения, происходящие в политической системе общества, или через его психологические проявления. Особый характер этого режима проявился и в том, что именно художественная литература (Е.Замятин, Б.Платонов, С.Керстер, Д.Оруэлл, А.Солженицын) дала возможность показать во всей полноте не только политические процессы, происходящие в обществе при этом режиме, но и психологическое перерождение общества, которое порой трудно описать сухим языком научных категорий.

Рассмотрим этот тип политического режима на основании критериев, обозначенных в параграфе 1.

Характер и мера осуществления власти .

Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становится политикой.

Формирование власти .

Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Отношение людей к власти .

Общество полностью отчуждено от власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о "слиянии общества с властью".

Роль идеологии в обществе .

Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – "идеология у власти". Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Как правило, роль идеологии заключается в том, чтобы дать критику старого общества или определенного правительства, сформировать представления о "светлом будущем", дать рекомендации, как этого будущего достичь. Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство общества на основе новых ценностей. Идеологией заведует партия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается.


Характер лидерства .

Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. Лидер всегда харизматический, на него распространяется ощущение слияния с народом.

Сфера допустимого и запрещенного .

Запрещено все, кроме того, что приказано (разрешено).

Положение средств массовой информации .

Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно "закрытое" общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое "правильное", лучшее в мире. Знакомство с внешним миром разрушает царство мифов, срывает пелену и тем самым подрывает его устои.

Наличие демократических прав и свобод .

Демократические права и свободы носят декларированный, формальный характер, хотя государство выполняет определенные социальные функции. Оно гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание и т.д.

Изменения в социальной структуре общества .

При тоталитарном режиме происходит последовательное деклассирование общества вследствие отчуждения граждан от собственности. Общество приобретает двухмерную структуру: управляемые ("винтики") и управляющие. Из живого организма оно превращается в механизм, произвольно сконструированный властью. В нем уничтожаются всякие горизонтальные структуры, отношения и связи.

Изменения в политической системе общества .

Между компонентами политической системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в собственном значении этого термина. Происходит слияние государственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций . В обществе формируются особые отношения "власть – собственность". У государства превалируют особые функции распределения, роль представительных учреждений и институтов власти сводится к минимуму, происходит разрастание репрессивного аппарата, он получает особые полномочия.

Политическая культура .

Для тоталитарного режима характерно стремление создать "нового человека" с особыми политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации, стремится сформировать и новый тип политической культуры общества, для которого характерны сакрализация власти (ее обожествление), ощущение слияния с властью и любовь к ней, представление о государстве как об источнике распределения всех благ, энтузиазм в политическом поведении.

Завершая анализ тоталитарного режима, можно отметить, что в научной литературе оформилась в основном модель тоталитаризма, которая включает в себя следующие компоненты:

Признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;

Господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;

Существование всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;

Всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации;

Централизованное руководство и управление экономикой.

Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р.Даниэлс: "Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии".
(Цит. по: Основы политологии. Курс лекций под редакцией Пугачева В.П. – М. – 1994. – С. 203).

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм)

“Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества”.

“Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко “второму эшелону индустриального развития”. Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов”.

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие “тотальное государство” имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

“Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа”.

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. “В диалоге “Государство” содержится знаменитый проект “идеального общественного строя”, основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах (“Полития”, “Законы”) нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в “Государстве”. Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти”.

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны. Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин “тоталитаризм” для характеристики итало-фашистского режима.

“Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы”.

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

  • o всеобщая государственная идеология,
  • o монополия государства на средства массовой информации,
  • o монополия государства на все средства вооружения,
  • o жестко централизованный контроль над экономикой,
  • o одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,
  • o особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего - в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий “сверхинтерес” населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. “Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития”. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

  • o глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • o господство репрессивных аппаратов;
  • o упразднение представительных органов власти;
  • o монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.

“Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии”.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо “возглавляет” блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его “великой идеей”, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

“Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства”.

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм - на рассово-этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое “чистое” общество.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит, в конечном счете, к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.

Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.