Все о тюнинге авто

Что такое классный час. Классный час как одна из форм воспитательной работы Что такое помощь классный час

Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

    « Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками” (В. П. Созонов)

    « Классный час… - это… та самая "клеточка" воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…" (Л. И. Маленкова)

    « Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова).

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить его характерные особенности . К ним целесообразно отнести следующие:

    во-первых , это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

    во-вторых , это форма фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

    в-третьих , это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами;

    в-четвертых , это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Эту форму воспитательной работы называют часом классного руководителя.

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Иногда в педагогической литературе и школьной практике эту форму организации воспитательной деятельности называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Дело не в названии. Важно, как уже говорилось, обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Воспитательные цели и задачи классного часа

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических целей и задач :

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребёнка.

4. Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности.

5. Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей.

6. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с неким отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Разработки классных часов

для начальных классов

Составила учитель МОУ «Волосовская НОШ»

Кузнецова М.В..

Пояснительная записка

Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Понятие и функции классного часа

Обобщенное понятие классного часа :

«Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с учащимися во внеурочное время».

Функции.

Просветительска я – классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах.

Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.

Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.

Формирующая – классный час способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе.

Организация и проведение классного часа

Понятие и функции

Виды и формы проведения классных часов

Методика организации

Преимущества личностно-ориентированного классного часа

Виды и формы проведения

Возможны различные виды классных часов. Например, в зависимости от тех целей , которые ставит перед собой педагог, различают:

организационный (коллективное обсуждение классных и школьных дел)

Классный час для подведения итогов четверти, полугодия, года

Классный час для разрешения конфликтной ситуации , возникшей в классе

Тематический классный час

Информационный классный час

Классный час для решения конкретных воспитательных задач , определенных в плане воспитательной работы

Также выделяют виды классных часов по характеру деятельности, степени активности и самостоятельности самих детей и роли педагога в подготовке и проведении классного часа.

Первый вид – подготовка требует широких познаний и опыта, дети привлекаются для беседы, изложению фактов. Возможно привлечение специалистов.

Второй вид – основное содержание главных идей определяет учитель, а способы их воплощения ищут сами учащиеся. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты классного часа

Третий вид – ответственность за подготовку и проведение берет на себя инициативная группа, а учитель лишь направляет ее деятельность. Ведут такой классный час тоже сами учащиеся.

Выделяются следующие формы классного часа :

Беседа (этическая, нравственная)

Диспуты

Встречи с интересными людьми

Викторины (по различным областям знаний)

Дискуссии (на заданные темы)

КВНы

Игры (путешествия, ролевые)

Тренинги

Читательские конференции

Театральные постановки

Методика организации

Составление совместно с учащимися тематики классных часов на четверть (полугодие, год)

Определение темы и задач классного часа

Определение времени и места его проведения

Определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа

Определение участников

Распределение заданий между участниками (индивидуальная и групповая деятельность)

Проведение классного часа

Анализ результативности классного часа

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Создание атмосферы заинтересованности друг в друге»

Цель: лучше узнать друг друга и посмотреть друг на друга.

Форма: игра-экспромт.

Классный руководитель, учитывая специфику своего класса (коммуникабельность, открытость, подвижность учеников; есть ли в классе новенькие, аутсайдеры и т.п.), продумывает: способ деления класса на микрогруппы, вступительное слово, выстраивает в логической последовательности игры и задания, готовит необходимые канцелярские принадлежности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление:

Классный руководитель делит класс на 3-4 микрогруппы и рассаживает детей так, чтобы каждой микрогруппе было удобно вместе работать. Сам педагог занимает такое место в кабинете, откуда удобно управлять работой, хорошо видно всех. Классный руководитель объясняет ребятам цель встречи.

1 задание:

Если каждый заглянет в свой портфель, он найдет там много разных вещей, похожих на те, что есть у других учеников, но все-таки, совершенно особенных. Так и в нашем классе: каждый - особенный, но у всех есть и что-то общее. Мы все - один класс. Давайте сейчас представим, что мы собираем один большой классный портфель - портфель 3 «В» класса. Сейчас каждая группа постарается работать вместе и быстро выполнить задания. Сложив все вместе, мы и узнаем, какой же у нас класс?

2 задание:

Попробуйте составить коллективный портрет вашей микрогруппы. Ответьте на вопросы:

Какой у вас всех возраст?

Какой у всех вместе рост? Вес?

Какого цвета ваши глаза? Ваши волосы?

На каких музыкальных инструментах вы умеете играть?

Какими видами спорта вы занимаетесь?

Микрогруппы в течение 3-5 минут составляют описание, затем по очереди представляют свои портреты. Обычно это бывают забавные описания. Важно, что в ходе работы ребята рассказывают и о себе. Поскольку это происходит в игре, то в контакт вступают легко и те дети, которые до сих пор, возможно, держались особняком, были «закрытыми».

3 задание:

А теперь давайте посмотрим, какие особенные черты есть у каждой группы:

Давайте посчитаем, у какой группы больше всего братьев? Сестер?

У какой группы в доме больше всего живет кошек? Собак?

У кого есть другие животные?

4 задание:

Видите, у нас появились и свои рекорды. Продолжим их список.

Назовите самое короткое имя в вашей группе.

Назовите самое длинное имя.

У кого день рождения раньше всех в году?

У кого день рождения позже всех в году?

В какое время года в вашей группе больше всего дней рождения? Зимой? Весной? Летом? Осенью?

5 задание:

А теперь на альбомном листе фломастером изобразите дружеский шарж вашей группы. Надо, чтобы он получился из тех предметов, которые обозначают ваши увлечения.

Заключение:

Классный руководитель сообщает все, что было создано микрогруппами, и называет черты, которыми можно охарактеризовать «наш 3-й «В»». Педагог предлагает весь год пополнять «наш портфель»: собирать туда все достижения класса, награды, «которые класс будет получать в соревнованиях и конкурсах, самые удачные работы одноклассников (стихи, сочинения, поделки, фотографии).

Можно сделать такой символический портфель и хранить его в кабинете, за который отвечает класс. А на последнем в учебном году классном часе «открыть» портфель и еще раз порадоваться общим успехам и успехам личным.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Создание организационной структуры класса»

Цель : научить ребят разумно организовать свою деятельность.

Форма : игровой практикум.

Надо разбить класс на микрогруппы, определить их оптимальное количество (по 6-8 человек в группе). Чаще всего формируют 4 микрогруппы. Их можно называть командами, экипажами и т.п. Пятиклассникам легче найти понимание в микрогруппе, проявить себя. Кроме того, между микрогруппами возникает соревновательность, которая стимулирует активность ребят, их инициативу. Важно не ошибиться в определении состава микрогрупп. Нельзя механически поделить класс по количеству учеников. Микрогруппы должны получиться равносильными. Каждой нужен тот, кто справится с организаторской работой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 задание: «Герб»

Каждое государство, каждый город имеет свой герб. В нем отображают то, чем это государство, город могут гордиться, выражают свое отношение к другим. Создайте герб своей команды, выразив символами то, за что можно ценить ваш коллектив. Можно использовать в гербе девиз - краткое изречение, заявляющее вашу позицию.

2 задание: «Необитаемый остров»

Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Сейчас на листе, где изображен остров (каждой группе раздается рисунок величиной в половину листа ватмана, на котором четко вырисован остров среди моря, понятно, где его центр, верх, низ), вы нарисуете все, что может стать реальностью, все необходимое, что, на ваш взгляд, поможет вам выжить на необитаемом острове. Только одно условие: постарайтесь рисовать все одновременно. В этой игре необходимо наблюдать, кто в микрогруппе взял на себя руководство, что и где рисовать. Важны реплики, которыми обмениваются участники: приказы или просьбы, предложения; кто где сумел разместить свой фрагмент рисунка: в центре или в дальнем уголке. Интересно, и что рисуют ребята. Победителей в этой игре не определяют, но обсудить, что получилось на каждом острове, надо: как ребята сами объясняют, почему выбрали именно то, что поместилось на их острове.

3 задание: «Кто быстрее справился?»

Сейчас вам будут даваться задания, которые важно выполнять молча. Посмотрим, какая из четырех команд сумеет быстрее без слов справиться с заданием:

Встаньте в одну шеренгу по цвету волос: от самого светлого до самого темного.

Встаньте в одну шеренгу по первой букве ваших имен от А до Я.

В этом практикуме обязательно в каждой микрогруппе появится своя тактика. Где-то выявится лидер, который молча будет расставлять всех на нужное место. В другой группе кто-то так и не сможет согласованно работать, в конце концов нарушат молчание, чтобы кому-то выговорить за неудачу.

4 задание: «Телеграмма»

Сейчас вы получите телеграмму, в которой от слов остались лишь первые буквы. Вам придется восстановить текст. Посмотрим, кому это удастся сделать быстрее и какой
текст будет интереснее. Все команды получают одинаковый набор букв, например: ТБМВДКЛОХЗ.

5 задание: «Комический цирк»

Вы любите бывать в цирке? Сейчас мы разыграем цирковое представление. Каждая группа что-то подготовит для цирковой программы. А чтобы не повторялись номера, распределим по жребию, что готовить. Итак, в программе участвуют:

дрессированные хищники;

фокусники;

собачки-математики;

акробаты;

клоуны.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Мой сосед по парте»

Цель:

предоставить возможность учащимся поближе узнать своих одноклассников;

развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга.

Форма : откровенный разговор.

Оформление класса: можно поставить букет цветов, использовать шары, рисунки с дружескими шаржами. На доске - пожелание ребятам быть дружными, добрыми, чуткими и справедливыми по отношению друг к другу; пословицы и поговорки о дружбе и человеколюбии.

« Уважайте в себе и других человеческую личность!»

Д. И. Писарев

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях!»

Б. Паскаль

В течение года некоторые классные руководители несколько раз пересаживают учеников с одного места на другое, и каждому из них приходится сидеть то с мальчиком, то с девочкой. Иногда появление нового соседа по парте (столу) вызывает негодование, слезы или скрытое недовольство. Причины здесь самые разные. Чтобы избежать подобной реакции, нужно помочь ребятам лучше узнать, понять и оценить друг друга по достоинству.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово классного руководителя, которым надо создать хорошее настроение, настроить ребят на откровенный разговор.

1 задание

Предложить учащимся в течение 4-5 минут в дружеской форме, интересно, не обижая и не унижая, рассказать о своем соседе по парте.

2 задание

Предложить учащимся составить портрет своего соседа по парте, используя свои наблюдения, применяя вопросы, на которые тот по желанию ответит и т.д.

Примерные вопросы для составления портрета:

Его имя и что оно означает в переводе на русский язык?

Год, месяц и день рождения (знак зодиака, под которым он родился, и какие великие люди родились под этим знаком).

Есть ли у него братья, сестры (их имена и возраст)?

Какие домашние животные живут у него дома (их клички, повадки, привычки)? (Можно показать их фотографии, если они имеются.)

Чем он увлекается в свободное время?

Что умеет делать лучше своих одноклассников?

В какие игры любит играть?

Какие кружки, секции, студии посещает?

Какие школьные предметы ему нравятся и почему, а какие не нравятся и почему?

Какие телепередачи смотрит чаще всего?

Есть ли у него друзья в классе? Что он ценит в людях и в друзьях?

Как он относится к своим одноклассникам?

Есть ли у него чувство юмора?

Можно ли на него положиться в трудную минуту? Может ли он прийти на помощь, если его попросить об этом?

Какие его поступки заслуживают уважения, а какие нет?

Что можно посоветовать ему исправить в своем поведении, привычках?

Что бы ты пожелал ему в день рождения?

Будет неплохо, если каждый ученик приготовит своему соседу по парте небольшой подарок (закладку, наклейку, календарик или что-то еще). Можно предложить ребятам, сидящим за одной партой (столом), подготовить игры, загадки, мини-викторину по прочитанным книгам или на знание своего города, поселка, села и провести ее с учениками своего класса. Подготовка и проведение совместного дела сблизят ребят, помогут прийти к согласию и взаимопониманию. После того как сидящие за одной партой (столом) ученики рассказали друг о друге, им предлагается провести с классом заранее подготовленное совместное дело (игру, мини-викторину, небольшой конкурс и т.д.). Потом слово предоставляется другой паре. Если времени не хватит, то можно продолжить на следующем классном часе. В заключение можно обратить внимание ребят на то, что все они очень разные, непохожие друг на друга, но все по-своему интересны и неповторимы. Кроме того, следует посоветовать им поработать над своим характером, привычками и исправить то, что мешает иметь друзей и пользоваться уважением одноклассников.

Значения некоторых имен:

Алла - другая (готич.)

Алексей - помощник (греч.)

Анна - милостивая (др.-евр.)

Анатолий - восходящий (греч.)

Андрей - мужественный, храб-рый (греч.)

Антон - состязающийся (латин.)

Борис - борющийся (славянск.)

Валентина - сильная (латин.)

Валерий - бодрый, здоровый (латин.)

Виктор - победитель (латин.)

Владимир - владеющий миром (славянск.)

Василий - царственный (греч.)

Галина - ясность (греч.)

Дмитрий - плод земной (греч.)

Екатерина - надежда истинная (греч.)

Елена - солнечная (греч.)

Ирина - мир (греч.)

Кирилл - господин (греч.)

Константин - постоянный (латин.)

Ксения - странница (греч.)

Леонид - льву подобный (греч.)

Людмила - людям милая (славянск.)

Максим - превеликий (латин.)

Мария - горькая (др.-евр.)

Марина Наталья – родная (латин.)

Ольга - светлая (скандинав.)

Роман - римлянин (латин.)

Сергей - высокий, почтенный (латин.)

Светлана - светлая (славянск.)

Татьяна - повелительница (греч.)

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Наш класс»

Цель: выявление лидеров в классе, определение организационной структуры коллектива.

Форма: коллективное творческое дело с элементами игры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 задание: «Киностудия»

Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма. После того, как все назовут одну-три кандидатуры «режиссера», выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество голосов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того, как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе «киностудию» и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой «киностудии» предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, в котором работают или учатся ребята. После проведения этого коллективного творческого дела классный руководитель просит провести в каждой микрогруппе анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки «кинофильма» реальным лидером.

В следующих конкурсах форма оценки может быть различной. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов считаются победителями конкурса.

2 задание: «Слон»

Участниками этой игры становятся лидеры, выявленные в первой игре. Данное задание заключается в том, чтобы в течение минуты из спичек выложить «слона».

3 задание: «Полезное дело»

Ведущий даёт задание придумать наиболее интересное (полезное) дело.

4 задание: «Агитатор»

Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле.

5 задание: «Организатор»

Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.

6 задание: «Люди»

Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их охарактеризовать.

7 задание: «Программа»

Каждый должен продолжить фразу: «Если меня выберут, то я...». Оценивается новизна, конструктивность и значимость предложенной программы. После подсчета очков выбираются два набравших наибольшее количество очков кандидата. После ответов на несколько вопросов участники игры осуществляют свой выбор.

Заключение

В завершение классный руководитель проводит коллективный анализ, совместно с ребятами определяет структуру коллектива, распределяет поручения.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Все мы чем-то похожи»

Цели: дать возможность каждому ребёнку проявить как своё своеобразие, так и найти общие черты, объединяющие его с другими.

Форма: игра.

Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Инструкция

Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например, «у каждого из нас есть сестра...», «у каждого из нас есть мягкая игрушка...», «любимый цвет каждого из нас - синий...», «у каждого из нас мама ходит на работу...», «мы все очень любим макароны...», «мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает», «в каникулы мы все любим ездить на море...» и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Анализ упражнения

Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?

Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?

Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от остальных детей в классе?

Как вы работали в своей команде?

Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем другими?

После проведения классного часа можно разместить в классе получившийся в результате игры список, возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!»

Цель:

продолжить работу по созданию благоприятного психологического климата в коллективе;

расширить представления учащихся о разных народах и их культуре.

Форма: беседа с элементами игры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое «добрый день» и «Здравствуй» и т.п. определяются целым рядом объективных и субъективных факторов этнографического и социокультурного характера. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны.

О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

В Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину, так как ей предоставляется право решать, желает ли она публично подтвердить свое знакомство с данным мужчиной или нет.

Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.

У японцев для приветствия существуют три вида поклонов: низкий, средний и легкий (с углом 15 градусов).

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Военные отдают честь.

Самоанцы обнюхивают друг друга.

Современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!»

Английские и американские школьники - возгласом: «Эй!».

Древние греки говорили друг другу в знак приветствия: «Радуйся!».

Арабы приветствуют друг друга фразой: «Мир с тобой!».

Индейцы навахо - фразой «Все хорошо!».

А как приветствуете друг друга вы? (Ребята отвечают на вопрос учителя.)

В классовом обществе формы приветствия, как правило, являются отражением иерархических зависимостей. Современный демократический этикет все больше ориентируется на гуманизм, равенство и справедливость в отношениях между людьми. В демократическом этикете все чаще принимается и даже становится нормой правило: первым здоровается более вежливый.

Если врач первым поприветствует больного, то можно сказать, что он поступает в рамках демократического этикета.

Если учитель первым здоровается с учениками, он тоже поступает по законам демократического этикета.

Если ученик первым приветствует учителя, он поступает по зову сердца, приветствуя старшего в знак уважения.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Я и мои друзья»

Цель:

Формирование стремления к совместной деятельности с одноклассниками и членами других объединений, представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей и соблюдения их членами объединения;

воспитание привычки добросовестно выполнять обязанности члена коллектива (класса, команды и т. п.).

Форма: беседа и игра.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Беседа с учащимися

Учитель сообщает о разных видах объединения людей (коллектив, группа, компания) и задает вопрос: «Группой, коллективом или компанией, на ваш взгляд, были: семеро козлят в борьбе против волка? Куклы Карабаса-Барабаса, помогающие Бу-ратино? Разбойники Снежной Королевы? Учитель обращает внимание на различие целей и способов взаимодействия в каждом из обсуждаемых объединений.

Игра «Три дела одновременно»

Помощник ведущего (учителя) подвешивает самодельный маятник (груз на нитке) и приводит его в движение, подсчитывая количество колебаний. В это время учитель показывает за маятником одну за другой три репродукции картин и читает два коротких предложения. Учащиеся распределяются на 2-3 команды. По одному человеку от команды выходят к доске и выполняют задания: подсчитать количество колебаний, пересказать предложения и описать содержание картин. Учитель подводит итоги и приглашает по три участника от команд повторить задание (репродукции и предложения меняются). Обращается внимание, что упражнение легче выполнить при распределении обязанности. Обсуждая результаты игры, учитель подводит детей к пониманию, что при разумном распределении ролей в команде результат общего дела будет лучше, чем при попытках выполнить задание по отдельности самостоятельно.

Этюд «Добрый мальчик»

Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку, у нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик и надел на ее руку свою рукавицу. После выполнения этюда учитель задает вопрос: «Мальчик сделал это потому, что на него смотрела мама? Или он не мог поступить иначе, видя слезы маленькой девочки?»

Упражнение «Волшебный телефон»

Учащимся предлагается позвонить по «волшебному» телефону в далекую страну или сказочному герою и рассказать о значимой для них группе (коллективе, ином объединении), например: отряд в лагере, друзья во дворе, спортивная команда. Учитель помогает определить, что помогало, что мешало устанавливать позитивные отношения. Учитель подчеркивает высказывания о том, что помогало им в совместной деятельности с членами различных объединений, и вместе с классом формулирует правила позитивного взаимодействия. Возможно выполнение упражнений, иллюстрирующих эти правила (этюд «Добрый мальчик», упражнения «Пожалуйста» и «Портрет Белой Вороны, или Правила достойного обращения с теми, кто на тебя не похож» и т. п.). Интеграция полученного опыта. Продолжить высказывание «Если бы наш класс оказался на необитаемом острове, то я бы распределил обязанности так... потому что...».

Упражнение «Пожалуйста».

Учащиеся повторяют за ведущим все движения при условии, что он при этом произносит слово «пожалуйста».

Домашнее задание

Обсудить с родителями, как распределены обязанности между членами семьи и почему.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Совы» и «жаворонки»

Цель:

формирование убеждения, что учет собственных индивидуальных особенностей способствует рациональному распределению усилий и помогает в любой деятельности;

развитие представления об индивидуальных особенностях колебания работоспособности.

Форма: беседа.

Материалы: иллюстративный материал с изображением ситуаций, требующих различных форм работоспособности (штангист и боксер, прыгун и марафонец); бланки, протоколы для проведения исследования по методике «Тэппинг-тест», секундомер, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Актуализировать знания учащихся о зависимости успешности выполняемой работы и колебаний работоспособности. Учитель демонстрирует иллюстративный материал и обсуждает с учащимися различные типы работоспособности и их необходимость для различных видов деятельности.

Основная часть

Предоставить учащимся возможность самостоятельно изучить особенности колебания собственной работоспособности и сформировать представления о факторах, влияющих на нее. Учащиеся выполняют «тэппинг-тест» и подсчитывают результаты. Для проведения исследования необходимы бланки, карандаши, секундомер, протокол исследования. В качестве бланка используется лист бумаги формата А-4, на котором изображены 6 квадратов, пронумерованных по часовой стрелке:

№ 1 - № 2 - № 3

№ 6 - № 5 - № 4

Квадрат № 1 является тренировочным. Исследование состоит из двух этапов. На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки (как можно больше) в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой по часовой стрелке. Экспериментатор подает команду «Новый квадрат» через каждые 5 секунд. Второй этап проводится на новом бланке аналогично первому, но испытуемый ставит точки левой рукой. Для обработки результатов подсчитывается количество точек в каждом квадрате и заносится в протокол (см. Протокол исследования). Затем строятся графики работоспособности (PC) отдельно для правой и левой рук: абсцисса - пятисекунд-ные промежутки времени, ордината - количество точек в каждом квадрате (см. график).

Условно мы обозначим графики следующим образом:

А - выпуклого типа;

Б - ровного типа;

В - нисходящего типа;

Г - промежуточного и вогнутого типов.

Горизонтальная линия отмечает уровень начального темпа работы в первые 5 секунд. На основании графика можно прогнозировать PC на уроках. График по типу выпуклый: уровень PC испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, далее к 25-30-й секунде может снизиться ниже максимального уровня. Наибольшая PC - в первой половине и середине урока с постепенным незначительным снижением к концу. График по типу ровный, максимальный уровень PC удерживается примерно одинаково в течение всего времени работы. График по типу нисходящий: максимальный уровень PC снижается уже со второго 5-секундного промежутка и остается сниженным в течение всей остальной работы. Тип нервной системы - слабый. Наибольшая PC - в начале урока с резким снижением к середине. График по типу промежуточный: уровень PC снижается после первых 10-15 секунд. Наибольшая PC - в начале урока. График по типу вогнутый: первоначальное снижение уровня PC сменяется кратковременным возрастанием до оптимального (способность к кратковременной мобилизации). Наибольшая PC - в середине урока .

Протокол исследования

Задание Дата Класс Учащийся

Учитель обращает внимание на различия в периодах наибольшей работоспособности, подчеркивая, что индивидуальные особенности не являются «хорошими» или «плохими», они разные. Знание и умение учитывать их помогает рационально распределять свои силы, что касается не только физических, но и интеллектуальных усилий. Предлагается закончить фразу «Если мне будет нужно сделать два дела, из которых одно трудное, а другое легкое, я начну с... потому что...». Учитель напоминает о том, что на работоспособность влияет множество факторов, и предлагает их назвать (время года, день недели, время суток и т. п.). Обсуждается, кто такие «совы» и «жаворонки».

Заключительная часть

Отработка личной стратегии планирования собственной деятельности с учетом индивидуальных колебаний работоспособности. Предлагается составить и аргументировать «идеальный» план на неделю, включающий подготовку и участие в соревнованиях, концерте самодеятельности, выступление с докладом, визит к зубному врачу и т. п. Учитель обращает внимание учащихся на преимущества предварительного планирования своей деятельности.

Домашнее задание

Составить и обсудить с членами семьи индивидуальный режим дня с учетом колебаний работоспособности.


Что такое классный час? Наверное, каждый педагог, не задумываясь, сможет дать краткую характеристику этой форме воспитательной работе. Этот процесс общения планируется, проектируется, управляется педагогом.

Методика подготовки и проведения классного часа, прежде всего, предполагает определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей и задач, возрастных особенностей учащихся, их опыта. В последнее время есть много разработок, которые облегчают классному руководителю его работу. Безусловно, что темы, содержание классных часов классный руководитель определит тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения.

Первый классный час должен пленить, должен поразить! Педагог должен идти не от программы, а от того, что ему самому особенно близко и дорого. В нашей гимназии набор проводится после 4 класса. В этом учебном году классный час с 5 классом (дети впервые пришли в гимназию) провела, конечно же, со знакомства. Знакомства между учащимися и учителем и, конечно же, между собой. Заранее подготовленные сердечки с надписанными именами каждый повесил на импровизированное дерево Счастья (в данном случае фикус) и рассказал немного о себе. Основной идеей явилось то, что каждый отдал частичку своего сердца для объединения в единое целое – 5-А класс.

Но разве можно ограничиться только этим? Порассуждав о будущем, дети приняли решение о том, что все сердца с пожеланиями под Новый год будут запечатаны в Волшебное сердечко, которое можно будет вскрыть только в конце 11 класса.

Это был первый классный час для детей в новой школе. Несомненно, в данном случае подготовка и проведение классного часа принадлежит учителю.

Но ведь не каждый первый классный час можно начать со знакомства. Обычно со знакомства начинаются 1-е, 5-е и 10 классы школы. Это так называемые классные часы-знакомства. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы: рассказ, чтение газетных и журнальных материалов с последующим обсуждением, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседы за круглым столом. Обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы творческой деятельности учащихся (рисуют, поют, сочиняют), обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением.

Классный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвященный родному городу, можно провести в форме пешеходной экскурсии по городу; охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблемы современного искусства целесообразно рассмотреть после коллективного посещения театра или картинной галереи.

Особый цикл составляют классные часы по нравственному просвещению. В этом случае чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте душевной щедрости и т.д.

Эти беседы должны помочь школьникам уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт. Живое слово классного руководителя здесь чередуется с ответами, размышлениями, мнениями учащихся.

Такие беседы рекомендуется начинать с определения содержания нравственного понятия. Целесообразно использовать конкретные примеры, помогающие осознать суть соответствующих нравственных категорий. Однако использовать примеры нужно разумно, лучше, если они будут положительные, неизбитые, малоизвестные. С интересом дети воспринимают притчи. При анализе отрицательных примеров необходимы большой такт, чувство меры: разбирать следует не столько поведение людей, сколько моральную сторону их поступков. Нельзя сводить беседу к поучениям, отступать от темы, начинать говорить о поведении учащихся на уроках, ибо воспитательная позиция учителя должна быть скрыта от учащихся.

В формировании нравственных представлений и убеждений учащихся важное значение имеют классные часы–диспуты. Дискуссия возможна в том случае, если у учащихся есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому чаще всего диспут является продолжением серии классных часов по нравственным проблемам или разговора, возникшего на уроке. Диспут в определенной мере позволяет увидеть и конечный результат, действенность проведенных ранее классных часов, воспитательной работы в целом.

Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. В зависимости от этого классные часы можно подразделить на три типа:

К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, педагогического и жизненного опыта. Учащиеся лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению примеров и фактов. Таковы, например, классные часы на темы о самовоспитании: “Как вы понимаете самообразование?”, “Как развить память?”, “Что такое художественный вкус и мода”, “Об индивидуальности и индивидуализме” и т.д. Некоторые часы данного типа целесообразно проводить, привлекая специалистов: юриста, врача, психолога и т.п. Задача классного руководителя оказать им помощь в подготовке выступления.

Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью учителя и учащихся. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов, их воплощения осуществляется педагогом вместе с учащимися. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: “О доброте и милосердии”, “О культуре внешнего вида”, “О красоте внутренней и внешней”, “Твори доброе ради добра”, “Дружба в жизни человека” и др.

Третий тип классных часов предполагает активную, самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на актив класса. Ведут классный час сами учащиеся, педагог незаметно направляет их.

Выбор типа классного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащегося, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, сформированности классного коллектива, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.

Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. И, несмотря на все изменения, которые происходят в последние годы в школе, классный час так и остается одной из основных форм воспитательного взаимодействия классного руководителя с учащимися.

«Классные часы» - Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. Проект решения педсовета. Традиционный классный час. Понятие и функции классного часа. Тема педсовета «Классный час в системе воспитательной работы». Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.

«Классный час ВОВ» - Участник ВОВ. 1941 – 1945 г.Г. Помним и гордимся. Дети войны. Никто не забыт, ничто не забыто. Николай Данилович. Кучеренко Николай Игнатьевич. Классный час. Марфин Иван Абрамович. Танкист.

«Классный час о блокадном Ленинграде» - Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев. «Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат». Но риск оправдывал себя: Ленинград жил! Не удалось! Зюкова Ольга Гемелловна. Один из красивейших городов мира. Начала действовать «Дорога жизни»-осенью и летом по воде, зимой по льду.

«Классные часы и воспитание» - Личная значимость для учащихся; Комфортность, благоприятный психологический климат; Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников; Обогащение жизненного опыта учащихся; Духовно-нравственная ценность; Вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.

Разработка учителя начальных классов Султаншиной М.Р. Размышление ученика вслух и выбор оптимального варианта гипотезы. Работа в микрогруппах «четверках», выбор лучшей гипотезы. Семья. Дидактические цели. Почему дедушки и бабушки моя семья? Деятельность учителя. Классный час «Моя СЕМЬЯ». Для учителей.

«Главное-человек» - Радуга Главное чудо? Человек. Смотри на мир веселей. Джами? Ни один человек не может быть всегда прав. Классный час. ? Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда. ? ОРТ: Оригинальные, романтичные, талантливые. Мальчики и девочки. Эразм Роттердамский. Слезами горю не поможешь. Человек живет среди людей.

Всего в теме 16 презентаций

КЛАССНЫЙ ЧАС –

ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

Введение………………………………………………………………….. 2

Классный час и его характерные особенности ……..…………..……....5

Воспитательные цели и задачи классного часа ……..……………...…..6

Функции классного часа ……………………………..………..………… 7

Основные компоненты классного часа ……………………………..….. 8

Методика организации классного часа …………………………...… …9

Технологические аспекты организации

классного часа ……………………….……………………...….. 9

Структура плана классного часа ………………………...…….11

Советы по организации классного часа …………………...….11

Формы и виды классных часов …………………………………….......12

Классный час – час общения ……………………………..........13

Классное собрание ………………………………………..........16

Тематический классный час …………………………....….......17

Ситуационный классный час ……………………......................18

Информационный классный час …………………………........20

Классные часы по развитию интеллектуальных

умений учащихся ………………………………………….........21

Расписание классных часов ………………………………………...…..21

Системность в воспитательной работе …………………………...……22

Методическое сопровождение подготовки и проведения классных часов ………………………………………………………………....... 26

Составление тематического планирования классных часов ……........27

Педагогический анализ воспитательного мероприятия (дела)….........29

Приложение 1 Формы от А до Я …………………………………..... .31

Приложение 2 Формы проведения классных часов …………….......37

Приложение 3 Методика создания школьного Словаря этики…......40

классных часов по теме «Культура поведения учащихся» …….........45

Приложение 5 Примерная тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся ……………………………..…...47

Приложение 6 Педагогический совет «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания» ……………….………......48

Приложение 7 Схемы анализа классного мероприятия ……….........59

Приложение 8 Рабочие материалы по составлению тематического планирования классных часов с 1 по 11 класс ………………….….....63

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру

Н.Е. Щуркова

Введение

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

Форма организации воспитания - это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе образования как одной из форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе.

В воспитательном процессе существует большое разнообразие форм работы с детским коллективом (приложение 1, «Формы от А до Я») . Целенаправленное, системное, цикличное их использование, качественная подготовка и проведение безусловно отразятся на эффективности коллективного творческого дела или направления воспитательной работы, да и в целом процесса. Особенно это важно для основных форм воспитательной работы, к которым относится классный час.

Какова же роль и место классного часа в системе внеклассной воспитательной деятельности школы, в воспитании классного коллектива?

В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики очевидна необходимость освещения проблемы классного часа . В нынешней ситуации развития российского образования к нему относятся по-разному: в одних учебных заведениях проведение классных часов отменили, отнеся их к застойным авторитарным формам воспитательной работы. В других, наоборот, решили проводить ежедневно, отводя первый урок учебного дня для общения классного руководителя со своим классом. Приходится констатировать, что ни тот, ни другой вариант отношения к классному часу не является педагогически целесообразным. В первом случае педагоги просто потеряли специально отводимое время для общения со своими воспитанниками, а во втором – это время оказалось чрезмерно большим, чтобы использовать его строго по назначению, и учителя стали проводить вместо часов общения дополнительные учебные занятия. Разумеется, учителей волнует сегодня не только и не столько периодичность проведения классных часов, сколько содержание и способы их организации.

Школы, пройдя периоды «воспитательного вакуума», отсутствия системной работы столкнулись в настоящее время с рядом проблем, имеющих место в той или иной степени в образовательных учреждениях:

    отсутствие системности, периодичности проведения классных часов;

    отсутствие тематического планирования классных часов с 1 по 11 класс;

    недостаточное владение классными руководителями технологией проведения классных часов, анализом и оценкой результативности деятельности классного коллектива;

    слабое владение навыками организации деятельности классного коллектива по планированию, подготовке и проведению классных часов.

Основная и, пожалуй, единственная важнейшая форма фронтальной «воспитательной работы» - классный час – постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. На классных часах решались не только проблемы успеваемости и жизнедеятельности, но и проводились мероприятия по «направлениям воспитания». Они давали одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока. Но потребность в общении между учениками, как потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, помогающему товарищу, сохранилась.

Объединение детей для воспитания и обучения – неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от неё нельзя, потому что объединение – в различных формах – в с е г д а выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником.

Основное преимущественное отличие – гуманистический подход к объединению, где главная ценность – интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объединения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность – в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств её достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность – необходимость учёта стремления определённого количества участников объединения к общей цели, обусловленными осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвёртая особенность – задача воспитателя (учителя, руководителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Таким образом, классный час (час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя) продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Главное – обеспечить целенаправленное, упорядоченное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Следовательно, классный час может и должен послужить решению воспитательных задач. Правда, на совершенно ином организационном уровне.