Все о тюнинге авто

Исследование тревожности мальчиков и девочек подросткового возраста. Дипломная работа: Гендерные особенности проявления тревожности у подростков. Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревож

В первой главе мы теоретически обосновали гендерные особенности тревожности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить существующую взаимосвязь между гендерными особенностями и тревожностью проявляющейся у подростков.

Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе №293 г. Москвы, в 7 А классе.

Таблица 1. Банк диагностических методик

Название методик

Методическое сопровождение

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.

Шкала личностной тревожности

Прихожан А.М.

Определить тревожность по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л.

Дифференцированно измерить тревожность как личностное свойство (уровень личностной тревожности) и как состояние (уровень ситуативной тревожности)

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

Опросник EPQ.

Г.Ю. Айзенк

Изучить особенности личности

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Ниже мы исследуем уровень тревожности мальчиков и девочек подросткового возраста 13-14 лет.

Методика 1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Методика разработана Филипсом и направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста. (см. Приложение 1).

Рассмотрим полученные нами в ходе исследования результаты (см таблицу 2).

Таблица 2. Результаты методики «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса» диагностирующей уровень и характер тревожности связанной со школой на констатирующем этапе эксперимента

Фамилия, имя ребенка

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребностей в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не - соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Андрюшенко Д.

Валеева К.

Вечеркин Я

Гулинян Р.

Гусева А.

Дмитриенко Д

Жданов Н.

Журкина А.

Ильясов С

Кадыров Д.

Конарев И.

Короткова К.

Насыров Д.

Нуриев А.

Оглоблина Д.

Петров А.

Плеханова И.

Рубцова А.

Сарычева Д.

Сорокин М.

Трофимов Д.

Хабирова Л.

Чуприна Д.

Всего мальчиков

Всего девочек

В процентах

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами тревожности:

I Общая тревожность в школе - 10 мальчиков (40%) и 10 девочек (40%)

II Переживание социального стресса - 4 мальчика (16%) и 2 девочки (8%)

III Фрустрация потребностей в достижении успеха - 0 мальчиков и 3 девочки (12%)

IV Страх самовыражения - 5 мальчиков (20%) и 2 девочки (8%)

V Страх ситуации проверки знаний - 3 мальчика (12%) и 6 девочек (24%)

VI Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - 3 мальчика (12%) и 7 девочек (28%)

VII Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - 4 мальчика (16%) и 6 девочек (24%)

VIII Проблемы и страхи в отношениях с учителями - 3 мальчика (12%) и 8 девочек (32%)

Анализ табличных и графических данных показал, что в данной группе испытуемых девочки испытывают большую тревожность, чем мальчики. При обработке результатов по всем факторам получилось у девочек 176% случаев тревожности, а у мальчиков - 128%.

Методика 2. «Шкала личностной тревожности»

Методика разработана А.М. Прихожан и предназначена для определения тревожности по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни (см. Приложение 2).

Таблица 3. Результаты методики «Шкала личностной тревожности» диагностирующей тревожность в обыденной ситуации на констатирующем этапе эксперимента

Фамилия, имя ребенка

Школьная тревожность

Самооценочная тревожность

Межличностная тревожность

Магическая тревожность

Андрюшенко Д.

Валеева К.

Вечеркин Я

Гулинян Р.

Гусева А.

Дмитриенко Д

Жданов Н.

Журкина А.

Ильясов С

Кадыров Д.

Конарев И.

Короткова К.

Насыров Д.

Нуриев А.

Оглоблина Д.

Петров А.

Плеханова И.

Рубцова А.

Сарычева Д.

Фамилия, имя ребенка

Школьная тревожность

Самооценочная тревожность

Межличностная тревожность

Магическая тревожность

Сорокин М.

Трофимов Д.

Хабирова Л.

Чуприна Д.

Всего мальчиков

Всего девочек

В процентах


Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у девочек самооценочная и магическая тревожность выше (92%), чем у мальчиков (40%). Школьная тревожность в исследуемой группе одинакова как у мальчиков, так и у девочек (по 40%), но у мальчиков межличностная тревожность выше (28%), чем у девочек (16%). Исследование показало, что тревожность выше у девочек, чем у мальчиков.

Методика 3. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

Методика разработана Спилбергером Ч.Д. и направлена на дифференцированное измерение тревожности как личностного свойства (уровня личностной тревожности) и как состояния (уровня ситуативной тревожности) (см. Приложение 3).

Таблица 4. Результаты методики «Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)» диагностирующей тревожность как личностное свойство и как состояние на констатирующем этапе эксперимента

Фамилия, имя ребенка

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Андрюшенко Д.

Валеева К.

Вечеркин Я

Гулинян Р.

Гусева А.

Дмитриенко Д

Жданов Н.

Журкина А.

Ильясов С

Кадыров Д.

Конарев И.

Короткова К.

Насыров Д.

Нуриев А.

Оглоблина Д.

Петров А.

Плеханова И.

Рубцова А.

Сарычева Д.

Сорокин М.

Трофимов Д.

Хабирова Л.

Чуприна Д.

Всего мальчиков

в - 5, у - 5, н - 2

в - 0, у - 10, н - 2

Всего девочек

в - 7, у - 4, н - 2

в - 11, у - 1, н - 1

В процентах


Анализируя полученные результаты мы приходим к выводу, что у девочек личностная и ситуативная тревожность выше, чем у мальчиков.

Методика 4. Опросник EPQ

Опросник разработан Г.Ю. Айзенком и направлен на диагностику особенностей личности (Приложение 4).

Таблица 5. Результаты методики «Опросник EPQ» диагностирующей особенности личности на констатирующем этапе эксперимента

Фамилия, имя ребенка

Экстраверсия-интроверсия

Нейротизм

Психотизм

Тип личности

Андрюшенко Д.

Валеева К.

Вечеркин Я

Гулинян Р.

Гусева А.

Дмитриенко Д

Жданов Н.

Журкина А.

Ильясов С

Кадыров Д.

Конарев И.

Фамилия, имя ребенка

Экстраверсия-интроверсия

Нейротизм

Психотизм

Тип личности

Короткова К.

Насыров Д.

Нуриев А.

Оглоблина Д.

Петров А.

Плеханова И.

Рубцова А.

Сарычева Д.

Сорокин М.

Трофимов Д.

Хабирова Л.

Чуприна Д.

Всего мальчиков

Всего девочек

В процентах

и - 20/28, э - 28/24

На основании данных, полученных в ходе исследования можно сделать вывод о том, что экстравертированному типу относится большинство мальчиков, а к интровертированному типу личности относится большинство девочек. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Из результатов исследования также видно, что среди мальчиков преобладает нейротичный и психотичный тип личности.

Исходя из этого, на основании результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае - на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.

А.И. Захаров полагает, что тревога зарождается у человека еще в раннем детском возрасте, что является отражением тревоги, которая основана на угрозе потери принадлежности к определенной группе. Изначальной такой группой для ребенка является мать, позднее – другие значимые для ребенка взрослые и сверстники. При этом автор отмечает, чтобеспокойство, которое испытывают нормально развивающиеся дети в возрасте7 месяцев – 1 года и 2 месяцев, может стать предпосылкой для дальнейшего усиления иразвития тревоги. Так, при неблагоприятном стечении обстоятельств, например, тревога и страхи у близких к ребенку взрослых или собственный травмирующий жизненный опыт малыша, тревога перерастает в тревожность. Таким образом, со временем, к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту тревожность становитсяустойчивой чертой характера.Поего мнению, к 8 годам правомерно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности ребенка, выражающейся в определенном эмоциональном настрое, в котором превалируетчувство беспокойства и боязни сделать что-либо не то,не соответствовать определенным требованиям и нормам

Ребёнок старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью отличается:

    постоянной подавленностью

    насторожённостью

    сложностью в установлении контактов

    враждебным восприятием к миру

    мрачным взглядом на окружающее

    заниженной самооценкой.

Повышенный уровень тревожности у детей дошкольного возраста может возникнуть вследствие:

    Наследственных особенностей нервной системы и характера.

    Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.

    Болезней, перенесённых матерью во время беременности.

    Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов.

    Внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).

Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:

    Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.

    Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.

    Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр.), приводящие к разного рода заболеваниям.

    Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.

    Насмешки сверстников. Малыши чувствуют униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.

    Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.

    Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.

    Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.

    Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать (в случаях с пьянством, приступами жестокости, а то и просто плохим настроением взрослых).

Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно обширный круг исследовательских работ по указанной проблематике, их количество все же представляется недостаточным. А.И. Захаров говорит о том, что свойства нервной системы, такие, как сила, подвижность и уравновешенность достаточно четко проявляются во внешнем поведении дошкольника. При этом дети с сильной нервной системой способны довольно долго работать или играть, зачастую, у таких детей высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание (в пределах возрастных возможностей), развитая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Такие дошкольники сравнительно быстро способны переключаться на новый вид деятельности, их работа интенсивна и характеризуется высоким темпом. При этом малыши, обладающие слабой нервной системой вялы и замедленны в своих действиях, они медленно включаются в работу, переключаются и восстанавливаются. Темп их работы низок и они быстро отвлекаются. Однако социальный подход к рассмотрению причин тревожности старших дошкольников исходит из того, чтов становлении темперамента ведущим является генетический фактор, которые проявляется в характере наряду с социальным влиянием .

Сторонники данного подхода отмечают в качестве главной причины возникновения тревожности у дошкольников неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. В частности, что возникновение и закрепление тревожности напрямую связаны с неудовлетворением основных возрастных потребностей ребенка, приобретающих гипертрофированный характер.

Помимо этого, детская тревожность может выступать следствием личностной тревожности матери, которая имеет симбиотические отношения с ребенком, а также вследствие неучастия или вспыльчивости, грубости отца.

Таким образом, высокий уровень тревожности может значительно усугублятьпроявления негативных сторонтак называемого кризиса 7 лет. В этой связи, важнейшей проблемой, связанной с тревожностью старших дошкольников, является ее коррекция, которая должна основываться напринципах, разработанных Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элькониным и др.

На важность изучения возрастных особенностей эмоциональной сферы детей указывают многие исследователи .

Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте - начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе .

В дошкольном возрасте процесс дифференцирования эмоций и чувств ребенка получает дальнейшее развитие. С одной стороны богатая эмоциональная палитра обеспечивает более адекватное эмоциональное поведение ребенка. Но с другой, эта же палитра может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка .

Ребёнок может бояться или тревожиться в определённых жизненных обстоятельствах, прямо или косвенно провоцирующих к этому. Что вполне закономерно. Такая продуктивная, адекватная тревожность называется ситуативной . У детей дошкольного возраста доминирует именно она.

Но бывает и такое, что малыш испытывает чувство беспокойства, не зависимо от ситуации, а подобное состояние становится его спутником в любом роде занятий. То здесь уже вполне можно диагностировать симптомы тревожности личностной .

Когда ребёнок не способен адекватно оценить свои силы, свою реальную успешность, свой внутренний потенциал, он начинает опасаться неудач в любом деле. Из-за этого волнуется, боится и тревожится в какой бы то ни было жизненной ситуации.

Случается, конечно, и наоборот. Слишком низкий уровень тревожности у малышей приводит к тому, что они не могут реально оценивать опасность. Отсюда - травмы, несчастные случаи и другие неприятности.

Слишком высокий или, напротив, слишком низкий уровень тревожности у дошколят является признаком социальной дезадаптации – неадекватным эмоционально-чувственным проявлением. И с этим обязательно нужно бороться.

Ведь, как и любое другое нарушение психо-эмоционального развития ребёнка, тревожность имеет свои последствия. Которые сказываются на формировании личностных качеств ребёнка.

В каждый возрастной период жизни ребенку присущи те или иные страхи. В 3-4 года малыш начинает бояться темноты, пожарных машин, животных, смерти. Детское воображение к тому времени уже достаточно развито и он с легкостью может нарисовать себе в голове страшную картину, а иногда и выдавать ее за действительность. Ребенку интересно все, он хочет знать как у строен мир. Услышав краем уха о болезни, он выспрашивает родителей, о том, что это значит. Что такое смерть, что такое несчастье, что такое война. Малышу сейчас хочется узнать все. Узнавая о мире все больше и больше, естественно в ребенке зарождается страх и болезней, и несчастий, и смерти. Часто, родители, желая добиться послушания детей, запугивают их страшными байками.

Согласно многочисленным исследованиям для дошкольного возраста характерны тревожность и страхи. Старший дошкольный возраст – это возраст наибольшей выраженности тревожности, что обусловлено интенсивным эмоциональным развитием личности ребенка в данный возрастной период .

Многие исследователи указывают на значимость изучения гендерных аспектов проявления тревожности . При этом исследователи отмечают различия в интенсивности переживания тревоги, в уровне тревожности у мальчиков и девочек

Гендерные стереотипы, отражающие наиболее обобщенные и типичные представления о критериях мужественности и женственности, в контексте своего исторического развития характеризуются многоэтапным формированием устойчивых рамок, которые должны выступать в качестве различий между мужчинами и женщинами. В контексте современного социума происходит значительный пересмотр мужской и женской роли, происходят многомерные процессы изменения распределения профессиональных обязанностей, социального статуса, возможностей личностной реализации, которые становятся все более обособленными от половой принадлежности. Важно подчеркнуть проблему несоответствия типичных представлений о моделях поведения того или иного пола, реализация которого может находить проявления в уровне тревожности личности. В связи с этим, вопросы, напрямую связанные с психологическими особенностями человека, обусловленными его полом, в настоящее время являются наиболее актуальными.

Появление гендерных стереотипов обусловлено в первую очередь тем, что отличия между полами в контексте исторического развития социума, всегда имели надындивидуальную природу Гендерный стереотип интерпретируется как общепринятое, устойчивое представление в конкретном обществе о должных моделях поведения мужчин и женщин, их предназначении, социальных ролях, профессиональной деятельности.

Феномен гендерных стереотипов может быть интерпретирован в трех плоскостях:

1. Стереотипы «маскулинности - феминности» - в интерпретируемых понятиях отражены некоторого рода нормативные эталоны идеального мужчины и идеальной женщины;

2. Стереотипы, связанные с закреплением определенных социальных ролей в конкретных сферах жизнедеятельности индивида;

3. Стереотипы, связанные с различиями между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами трудовой деятельности .

Распространенные стереотипы о мужских и женских качествах интерпретируют поведение мужчины и женщины с позиций своего содержания, в чем отражается объяснительная функция гендерных стереотипов. Более того, гендерные стереотипы обуславливают различия, наблюдаемые в поведении людей разного пола (регулятивная функция), играют роль минимализации различий между членами одной и той же группы и гиперболизирует различия между представителями различных групп (дифференцирующая функция), отражает роль институтов и агентов социализации в формировании, передачи, распространении и закреплении гендерных стереотипов (трансляционная функция), обеспечивают защиту закрепленного исторически неравенства между полами (защитная функция).

Гендерные стереотипы могут быть рассмотрены как гендерные схемы, то есть когнитивные категории гендера, которые производят управление поступающей информации в соответствии с субъективными представлениями о гендере .

Гендерные роли - еще один важнейший аспект, требующий рассмотрения в рамках проблемы гендерных стереотипов. Гендерные роли, имея прочную социально-историческую обусловленность, приобретают характер социальных норм, становясь особыми категориями общественного сознания.

Несоответствие моделей поведения, черт характера, особенностей личности гендерным стереотипам, опирающимся на типичные для данной культуры нормы и санкции, может находить отражение в повышении уровня тревожности личности. Важно подчеркнуть, что тревожность выступает в качестве стабильного, либо ситуативного свойства личности, заключающегося в склонности к проявлению повышенного беспокойства, тревоги и страха в специфических социальных ситуациях. Более того, тревожность может быть рассмотрена как один из основополагающих аспектов индивидуальных различий .

Спилбергером была предложена точка зрения, согласно которой важно разделять тревожность как состояние и как свойство. Ситуативная тревожность рассматривается в закономерной связи с конкретной внешней ситуацией, личностностная же выступает в качестве стабильного свойства личности.

Как правило, определенный уровень тревожности необходим для активной деятельности личности. Однако необходимым условием мобилизации деятельности тревожностью является оптимальный уровень последней. Повышенный же уровень тревожности, свидетельствуя о субъективном неблагополучии личности, оказывает угнетающее влияние на деятельность, определяя деструкцию ее динамики.

В современной психологической науке рассмотрение получают два типа источников устойчивой тревожности - это, во-первых, длительная внешняя стрессовая ситуация, в частности, ситуация несоответствия моделей поведения стереотипным гендерным эталонам, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги , во-вторых, психофизиологические и внутренне-психологические причины .

Высокий уровень тревожности создают угрозу психическому состоянию личности, являясь основой псевдоневротических состояний. Высокий уровень тревожности оказывает влияние на такие аспекты жизнедеятельности личности, как динамика поведения, психическое и физиологическое состояние, уровень продуктивности деятельности, качество социального функционирования личности.

Физиологические особенности проявления тревожности включают в себя ускорения ритма сердца, подъемом уровня кровяного давления, усилением потоотделения, угнетением функционирования пищеварительной системы .

Как правило, тревожность характеризуется тем, что представляет собой переходящее состояние, более того, она имеет тенденцию к ослаблению, как только субъект действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Однако, в ряде случаев, ожидание принимает длительный характер, вследствие чего организм вынужден затрачивать значительные ресурсы как психического, так и физиологического характера. В результате развивается состояние стресса

Индивид, обладающий низким уровнем тревожности, воспринимает большую часть затруднительных ситуаций адекватно и приемлемо, в соответствии с объективным уровнем их эмоциональной насыщенности. Для индивида со среднем уровнем тревожности характерно ощущение комфорта, эмоционального равновесия и работоспособности в том спектре ситуаций, которые являются знакомыми для данного индивида и к которым он тем или иным образом приспособился в рамках прошлого опыта. Высокий уровень личностной тревожности отражает восприятие большинства ситуаций как угрожающих для индивида. При этом, как правило, высокая эмоциональная чувствительность сопровождается повышенной ранимостью и обидчивостью.

Итак, тревожность выступает в качестве стабильного, либо ситуативного свойства личности, заключающегося в склонности к проявлению повышенного беспокойства, тревоги и страха в специфических социальных ситуациях. В этом контексте место специфической социальной ситуации может занимать ситуация неодобрения определенных компонентов личности с позиций стереотипизированных представлений о должном поведении определенного пола, иными словами, речь идет о гендерных стереотипах.

Исследуя возрастную динамику тревожности, Лаврентьева Т.В. говорит о том, что шестилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят, и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует о более выраженной по сравнению с девочками способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков была прослежена в экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям. Поэтому в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можно назвать «исследовательским», а девочек - «коммуникативным». Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте .

Эмоции играют очень важную роль в формировании психики, характера, поведения. Но роль положительных и отрицательных эмоций различна.

Для девочек старшего дошкольного возраста характерен более высокий уровень тревожности по сравнению с мальчиками. У исследуемой категории детей выявлены такие проявления тревожности, как снижение фона настроения, неуверенность в себе, психоэмоциональное напряжение, низкий уровень притязаний. При этом у девочек преобладает сниженный фон настроения, психоэмоциональное напряжение, неуверенность в себе, боязливость, чувствительность к своим неудачам, замкнутость, безинициативность, раздражительность, нарушение сна, напряженность, скованность при выполнении заданий. В результате проведенного исследования выявлено также, что для девочек старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень самооценочной межличностной тревожности и заниженная самооценка, для мальчиков старшего дошкольного возраста с характерен высокий уровень учебной и самооценочной тревожности

Психологи отмечают следующие черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка (как мальчика, так и девочку): подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Тревожные дети обычно очень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи .

Тревожные дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.

Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе.

Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом - это защитная реакция.

Так же реакция психологической защиты может проявляться в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен .

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же, боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%). В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: «Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на, меня и съел» (отражение связанных со страхом смерти страхов нападения и животных у девочки 5 лет), «Меня проглотил крокодил» (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется связанный со страхом смерти страх огня) .

Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). В целом, девочки гораздо более трусихи, чем мальчики, однако едва ли это задано генетически: большей частью это следствие того, что девочкам бояться разрешают и в девочек в их страхах мамы вполне поддерживают.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем - наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»

Возрастные и гендерные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

С возрастом, если вовремя не принять меры по её преодолению, тревожность, как укоренившая черта характера, сформирует соответствующие установки и взгляды на жизнь, окрашивая мир подрастающего малыша совсем не в яркие, радостные тона.

Повышенная тревожность негативно влияет на развитие у ребёнка творческого мышления. Он постоянно боится сделать что-то не так. Страх не вписаться в общепринятые рамки и понятия мешает ему экспериментировать и внедрять в жизнь что-то новое.

Самоуничижительное отношение к себе, к своим достоинствам и способностям, пессимистический настрой, нерешительность, инфантилизм, отсутствие авторитета среди сверстников, страх, нередко порождающий защитные реакции в виде замкнутости или агрессии.

У дошколят тревожность устойчивой чертой характера ещё не является. И процесс вполне обратим. При условии проведения соответствующих педагогических и психологических мероприятий.


Аспирант кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, [email protected]
Марченко Жанна Викторовна
Педагог-психолог ГБДОУ «Детский сад № 2414» г. Москвы, [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрены проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста, представлены оригинальные результаты исследования тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. На основе полученных результатов исследования описаны особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек в возрасте 5-7 лет.
Ключевые слова: Тревожность, старший дошкольник, мальчики и девочки 5-7 лет

Features of anxiety in boys and girls of preschool age

Vostretsova Natalia Sergeevna
Postgraduate Student, Department of Psychology and Social Pedagogy, Chuvash State Pedagogical University them I. Yakovleva, Cheboksary
Marchenko Zhanna Viktorovna
Teacher-psychologist of the "Kindergarten № 2414", Moscow

Abstract: The article describes the manifestations of anxiety in children of senior preschool age, presents the original results of the study of anxiety of boys and girls of senior preschool age. Based on the results of the study, the features of anxiety in boys and girls aged 5-7 years are described.
Keywords: Anxiety, senior preschooler, boys and girls 5-7 years

Проблема проявления тревожности у дошкольников является актуальной в дошкольном образовании. С каждым годом в детский сад приходят все больше тревожных детей, при этом проявление тревожности наблюдается специалистами уже у дошкольников в возрасте 3-4 лет.

В современной научной литературе разделяют понятия «тревога» и «тревожность». Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства и волнения.

Тревожность - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность негативно влияет на все сферы жизнедеятельности: успеваемость, общение, как в дошкольном учреждении, так и за его пределами, на общий уровень психологического благополучия и здоровья .

К тревожным детям относят таких детей, которые чувствуют дискомфорт, когда нужно вступать в контакт со сверстниками и взрослыми (за исключением близких людей), неуверенные в своих силах, не способны устанавливать человеческие отношения, испытывают разнообразные страхи и опасения: реальные или вымышленные. Тревожные дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом.

А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности .

Состояние тревожности изменчиво и способствует осознанию своего положения в окружающем мире, это состояние, выражающееся в склонности человека к переживанию тревоги в стрессовых ситуациях.

Развивается тревожность у детей в случае внутреннего конфликта, когда ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, он не ждёт ничего хорошего от окружающих; при завышенных требований у взрослых, отсутствие единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Даже взрослый человек иногда не может разобраться в своих переживаниях, а для дошкольника - это наиболее трудная задача, т.к. дети не всегда правильно понимают свои эмоции, которые являются показателем состояния ребёнка, влияют на его поведение .

В исследованиях В.А. Горяниной раскрываются гендерные различия проявления тревожности у старших дошкольников. В 5-7 лет мальчики и девочки реагируют по-разному на время прибли­жения поступления в школу: у некоторых детей это вызывает чувство тревоги, у некоторых - радости. В 5 лет отклонения в поведении у мальчиков становятся более заметными, чем у девочек. Они часто проявляют повышенную эмоциональную чувствительность и обидчивость, легко расстраиваются. Девочки более возбудимы, настроение неустойчивое, проявляется желание быть в центре внимания, капризность, более подвижны и непоседливы.

В 6-7 лет мальчики начинают проявлять повышенную возбудимость и расторможенность, недостаточно осознанное чувство вины и переживание случившегося, менее искренни и более подвижны. Девочки, наоборот, становятся более сензитивными, хотя остаются упрямыми и неискренними .

В игровой деятельности для мальчиков более характерна групповая деятельность – это массовые, подвижные игры (сражения, соревнования, конструирование). Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

По сравнению с девочками, мальчики хуже выходят из стрессовых состояний из-за их относительной эмоциональной слабости, с трудом перестраиваются, не могут справиться с эмоциями, быстро и правильно выражать их словами. Девочки могут делиться своими переживаниями с другими, открыто выражать свои эмоции, тогда как мальчики замыкаются в себе или становятся агрессивными и раздражительными .

Поведение тревожных детей может показаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, а иногда молчат или отвечают наугад, давая порой нелепые ответы. Странности поведения усиливаются, если указать тревожному ребенку на его ошибку, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

Исходя из актуальности данной темы, было проведено исследование, целью которого являлось выявление особенностей в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в возрасте 5-7 лет. Нами был использован проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Исследование проводилась в январе - марте 2017 года с дошкольниками 5-7 лет (91 человек: 44-девочки, 47 - мальчиков) на базе ГБДОУ «Детский сад № 2414» г. Москвы.

Тест проводился индивидуально с каждым ребенком; результаты заносились в протокол. Каждая карточка - рисунок выполнена в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ситуацию. На основании полученных данных вычислялся индекс тревожности (ИТ) дошкольника, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы - 91 чел:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%) - 30 человек (М-19 , Д-11)

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%) - 55 человек (М-25, Д-30 )

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%) - 6 человек (М-3, Д-3).

Таблица 1. Результаты методики выявления тревожности (тест В. Амен, Р. Тэммла, М. Дорки)

Представленная таблица демонстрирует нам следующие результаты:

Высокий уровень тревожности (32,9% от общего числа детей) наблюдается больше у мальчиков (20,8%), чем у девочек (12,1%);

В большинстве случаев (60,6% от общего числа детей) наблюдается средний уровень тревожности больше у девочек (32,9%), чем у мальчиков (27,6%),

Низкий уровень тревожности - у 6,6% дошкольников от общего числа испытуемых (одинаково у мальчиков и у девочек).

Из полученных результатов мы можем отметить, что повышенный уровень тревожности преобладает у мальчиков, чем у девочек; выявлено, что тревожности подвержены как девочки, так и мальчики, по показателям - средний уровень - почти одинаковое количество мальчиков и девочек.

В ходе проведения теста мальчики и девочки нередко выбирали карточку с изображением грустного лица. Отвечая на вопрос «Почему?», мальчики чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Боится, когда бьют», «Потому что дерутся», «Потому что его наказали», «Потому что на него не обращают внимания»; а девочки чаще всего говорили: «Не хотят с ней играть», «Не обращают на нее внимание», «Грустит одна», «Не хочет спать в одиночестве».

Анализируя карточки - ситуации и высказывания дошкольников в данном исследовании, мы отмечаем следующее:

Проявление тревожности мальчиков и девочек различается по содержанию и сферам проявления;

Девочек больше волнуют взаимоотношения со сверстниками (ссора, одиночество, игнорирование и др.) и повышенная тревожность у них проявляется в ситуациях, моделирующих отношения в системе «ребенок - ребенок»;

Высокий уровень тревожности у мальчиков проявляется чаще в ситуациях «ребёнок-взрослый», у мальчиков тревожность проявляется в ситуациях, моделирующих отношения в системе «ребенок – взрослый» и повседневные действия;

У мальчиков тревожность проявляется в виде агрессивности и враждебности, направленной на других - это защитная реакция.

Таким образом, проявление тревожности у мальчиков и девочек обусловлено различными причинами, например, мальчики более эмоционально уязвимы, скрываясь под маской «агрессивности», а девочки – переживают отсутствие эмоционального контакта, что выражается в обидчивости, плаксивости, чувства неполноценности. А в основе всех этих проявлений - высокая тревожность, которую распознать бывает непросто.

Важно отметить, что у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Список литературы

1. Вострецова Н.С. Славутская Е.В. Гендерные особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста /Н.С. Вострецова, Е.В. Славутская//Психология и социальная педаго-гика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей/ / отв. ред. И. П. Иванова, Е. В. Романова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. (Кафедра психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева- III Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция, 28 февраля 2017 года).
2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Горянина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 416с.
3. Петров А. А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста // Науч-но-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.10. - С. 266-270. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95097.htm.
4. Постоева Л., Лукина Е. Поможем детям справиться с тревожностью /Л. Постоева, Е.Лукина// «Дошкольное воспитание», № 5, 2006. С.65-70.
5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возраст-ная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 2009. - 304c.
6. Емельянова Е.Л., Давтян Е.Ю., Спирина Ю.В., Васюкова Ю.А. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста (с использованием песочной терапии) // Учёные за-писки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Том 24. № 2. С. 30-38.

Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Тревожные подростки живут, ощущая постоянный беспричинный страх.

Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В этом случае общение взрослого с подростком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть, испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность .

Усилению у подростка тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, – частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у меня заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае подросток постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь .

По данным И.В. Дубровиной , в подростковом возрасте наблюдается постепенное снижение уровня тревожности вплоть до 9-го (сейчас 10-го) класса, и достаточно серьезное увеличение количества тревожных учащихся в 10-м (11-м) классе. Однако эта тревожность неоднородна. Если до 14-15 лет преобладает межличностная тревожность, связанная, прежде всего, с отношениями со сверстниками (друзьями, одноклассниками), то к 16-17 годам начинает доминировать самооценочная тревожность, обусловленная необходимостью личностного самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути.

По всей вероятности, резкое повышение уровня тревожности в подростковом возрасте связано с началом пубертатного кризиса, который традиционно характеризуется развитием самосознания, и именно в этот период тревожность становится устойчивым личностным образованием, связанным с особенностями формирования Я-концепции.

Тревожность подростков может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. Основываясь на анализе литературы, посвященной проблеме тревожности, а также на собственном опыте работы, Микляева А.В. и Румянцева П.В. , выделили несколько «универсальных» и возрастно-специфических форм проявления тревожности.

Особого внимания заслуживает такая форма проявления тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях. В первую очередь, это различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, в трудной ситуации подросток может краснеть (бледнеть), чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой. В ответственные моменты могут возникать тошнота, легкое головокружение – состояния, знакомые любому человеку, который хоть раз испытывал серьезное беспокойство .

Еще одной типичной формой поведения, маскирующей тревожность, является «уход» в аддиктивное поведение . Если преодолеть беспокойство не удается, подросток может выбрать путь наименьшего сопротивления и найти другую сферу «самореализации», например, увлечение компьютерными играми, музыкой, общением с друзьями, сопровождающимся сигаретой и бутылочкой пива и т. д.

Во-вторых, перегрузки могут вызываться загруженностью подростка школьными делами в течение учебной недели. Днями с оптимальной учебной работоспособностью являются вторник и среда, затем, начиная с четверга, эффективность учебной деятельности резко снижается. Для полноценного отдыха и восстановления сил ему необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел. Установлено, что учащиеся, получающие домашние задания на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их сверстники, имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.

И, наконец, в-третьих, свой вклад в перегрузки учащихся вносит принятая сейчас длительность урока. Наблюдения за поведением детей в течение урока показывают, что за первые 30 минут урока ребенок отвлекается более чем в три раза меньше, чем за 15 последних. По данным Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой, зависимость между этапом урока и отвлекаемостью детей можно продемонстрировать следующим образом .

По мнению Кочубей Б.И. и Новикова Е.В. , наиболее «тревожными» детьми являются двоечники и отличники. «Середнячки» в плане успеваемости характеризуются большей эмоциональной устойчивостью по сравнению с теми, кто ориентирован на получение одних «пятерок» или не рассчитывает особенно на оценку выше «тройки».

Одним из факторов формирования тревожности подростков являются неблагоприятные отношения с педагогами . Во-первых, тревожность может порождаться стилем взаимодействия с учениками, которого придерживается учитель. Даже не беря в расчет такие очевидные случаи, как применение учителем физического насилия, оскорбление детей, можно выделить особенности стиля педагогического взаимодействия, способствующего формированию школьной тревожности. Так, по результатам исследования О.А. Слепичевой , наиболее высокий уровень тревожности демонстрируют дети из классов учителей, исповедующих так называемый «рассуждающе-методический» стиль педагогической деятельности

Во-вторых, формированию тревожности могут способствовать завышенные требования, предъявляемые педагогом к подросткам; эти требования часто не соответствуют их возрастным возможностям.

В-третьих, тревожность может быть вызвана избирательным отношением педагога к конкретному подростку, прежде всего, связанным с систематическим нарушением им правил поведения на уроке .

Как указывает А.К. Дусавицкий, смена школьного коллектива сама по себе является мощным стрессогенным фактором, поскольку предполагает необходимость установления новых взаимосвязей с незнакомыми сверстниками, причем результат субъективных усилий не определен, поскольку в основном зависит от других людей (тех учащихся, из которых состоит новый класс). Следовательно, переход из школы в школу (реже – из класса в класс) провоцирует формирование тревожности (прежде всего межличностной). Благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом мотивации посещения школы .

Таким образом, тревожность в подростковом возрасте – это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии подростка с различными компонентами окружающей среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами окружающей среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т. д.) предпосылки.

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. Это период потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Тревожность в подростковом возрасте – это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии подростка с различными компонентами окружающей среды и закрепляющейся в этом взаимодействии.

Литература

    Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 224 с.

    Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович В кн. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2 Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2008.– С. 95-145.

    Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов психологических факультетов / Р.В. Овчарова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 448 с.