Все о тюнинге авто

Что такое поэма кратко. Значение слова поэма. Зарубежные классические произведения

Что такое поэма? Это произведение, которое находится на стыке двух литературных "миров" - поэзии и прозы. Как проза поэма имеет логику повествования, настоящий сюжет с развязкой и эпилогом. А как поэзия — передает глубину субъективных переживаний героя. Многие классические произведения, которые каждый проходил в школе, были написаны в этом жанре.

Вспомним, поэма "Мертвые души" пера украинского классика - Н. В. Гоголя. Здесь прекрасный масштабный замысел перекликается с умением находить глубину в человеке.

Вспомним поэзию гениального А. Пушкина - "Руслан и Людмила". Но кроме них, есть еще много интересных произведений.

История развития жанра

Поэма взросла из самых первых фольклорных песен, через которые каждый народ передавал исторические события и мифы своим детям. Это всем известная "Илиада" и "Одиссея", и "Песнь о Роланде" — французский эпос. В русской культуре прародителем всех поэм была историческая песнь - "Слово о полку Игореве".

Затем поэма выделилась из подобного синкретического искусства, люди стали дополнять эти былины, вводить новых героев. С течением времени появлялись новые идеи и новые сюжеты. Новые авторы придумывали свои истории. Затем появились новые виды: бурлескная поэма, ироикомическая; жизнь и утверждение народа перестали быть главной темой произведений.

Так развивался жанр, становился глубже и сложнее. Постепенно формировались элементы композиции. И теперь это направление в искусстве уже является целой наукой.

Структура художественного произведения

Что мы знаем о поэме? Ключевая особенность — произведение имеет четкую взаимосвязанную структуру.

Все части между собой связаны, герой как-то развивается, проходит испытания. Его мысли, так же как и чувства, в центре внимания рассказчика. И все события вокруг героя, его речь — все передано определенным стихотворным размером и выбранным ритмом.

К элементам любого произведения, в том числе и поэмы, относятся посвящения, эпиграфы, главы, эпилог. Речь, так же как в рассказе либо повести, представлена диалогами, монологами и авторской речью.

Поэма. Особенности жанра

Этот жанр литературы существует с давних пор. Что такое поэма? В переводе — "творю", "создаю". По жанру - лирическое масштабное стихотворное произведение, которое не только дарит читателю приятные впечатления от красивых строк, но имеет и цель, и структуру.

Создание любого произведения начинается с темы. Так вот, поэма очень хорошо раскрывает и тему, и характер главного героя. А также произведение имеет свои элементы, особый авторский стиль и основную идею.

Элементы поэмы следующие:

  • тема;
  • форма;
  • структура;
  • и ритм.

Действительно, так как это поэтический жанр, здесь обязательно должен присутствовать ритм; но как в рассказе, обязан соблюдаться сюжет. Выбирая тему, поэт обозначает, о чем именно произведение. Мы рассмотрим поэму "Кому на Руси хорошо" и известную историю Гоголя о Чичикове и его приключениях. Они обе имеют общую тему.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" Н. Некрасова

Начинал писатель свое произведение в 1863 году. Через два года после отмены крепостного права, и продолжал работать 14 лет. Но так и не закончил свой главный труд.

В центре внимания - дорога, символизирующая выбор направления в жизни, который каждый выбирает в своей жизни.

Н. Некрасов стремился передать достоверно и проблемы народа, и лучшие черты простого мужика. По сюжету, спор, который завязался между простыми тружениками, затянулся, и семеро героев пошли искать хоть одного из тех, кому действительно в то время жилось лучше.

Поэт ярко изобразил и ярмарки, и сенокос — все эти массовые картины служат ярким подтверждением основной идеи, которую он хотел донести:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?

Персонажи в главном произведении Н. Некрасова

Вот основа сюжета поэмы "Кому жить хорошо..." — по российским дорогам идут представители народа, крестьянские мужики, и исследуют проблемы таких же простых людей.

Поэт создал множество интересных персонажей, каждый из которых ценен, как уникальный литературный образ, и говорит от имени крестьян 19 столетия. Это и Григорий Добросклонов, и Матрена Тимофеевна, которую описывал Некрасов с явной признательностью к русским женщинам, и

Добросклонов — основной персонаж, который хочет выступить народным учителем и просветителем. Ермила же - это другой образ, он защищает крестьян своим способом, переходя полностью на его сторону.

Николай Гоголь, "Мертвые души"

Тема этой поэмы перекликается с некрасовской темой. Здесь также важна дорога. Герой по сюжету ищет не только деньги, но и свой путь.

Главный герой произведения - Чичиков. Он приезжает в небольшой город со своими великими планами: заработать целый миллион. Герой встречается с помещиками, узнает их жизнь. И автор, который ведет рассказ, высмеивает глупые мысли и вздорные пороки элиты того времени.

У Николая Гоголя получилось хорошо передать социальную действительность, несостоятельность помещиков как класса. И также прекрасно у него описаны портреты героев, отображающие их личностные качества.

Зарубежные классические произведения

Наиболее известными поэмами, написанными в темные времена Средневековой Европы, являются "Божественная комедия" Алигьери и "Кентерберийские рассказы" Чосера. Через рассказы, описанные талантливым поэтом Джеффри Чосером, мы можем узнать об английской истории, как в этой стране жили разные слои общества.

Ведь что такое поэма — это эпос, рассказывающий об ушедших временах и включающий большое количество персонажей. Д. Чосер отлично справился с этой задачей. Но, конечно, это эпос, который не предназначен для школьников.

Современные взгляды на поэму

Итак, понятно, что изначально это были только эпические произведения. А сейчас? Что такое поэма? Это современные сюжетные построения, интересные образы и нетривиальный подход к действительности. могут поместить героя в выдуманный мир, передать его личные страдания; описать неимоверно интересные авантюрные приключения.

В распоряжении современного автора поэм большой опыт предыдущих поколений и современные идеи, и разнообразие приемов, с помощью которых объединяется сюжет в единое целое. Но во многих случаях ритм стиха уходит на второй, а то и на третий план, как необязательный элемент.

Вывод

Теперь четко обозначим, что такое поэма. Это почти всегда лиро-эпическое объемное произведение в стихах. Но бывает и иронически построенная история, где автор высмеивает пороки отдельного класса, к примеру.

Что такое героическая поэма? Очевидно, что это термин, обозначающий определённый литературный жанр. Чем он характеризуется и чем отличается от остальных? В каких странах создавались такие произведения? Что может послужить примером этого жанра? Ответы на эти вопросы можно найти в статье.

Состав понятия

Определённо, «героическая поэма» - это составной термин. В его основе лежат два понятия: «поэма» и «герой». Имеет смысл рассмотреть каждое отдельно, а затем объединить смысл.

Поэма (от греч. poiema «творение») как литературный жанр представляет собой большое по объёму произведение в стихах, относящееся к лиро-эпическому роду. Такое произведение состоит из нескольких частей, объединённых одним сюжетом, в котором в повествовательной форме передаются какие-либо важные события. Особенности поэмы как литературного жанра:

  • развёрнутый сюжет (множество сцен и событий);
  • широта повествования (иногда охватывает годы и поколения);
  • глубоко раскрытый образ лирического героя.

Истоки поэмы лежат в эпопеях античности и Средневековья.

Герой (от греч. geros «смельчак, силач, полубог» и франц. heros «герой») - в литературе это слово может представлять следующие понятия:

  • главное действующее лицо какого-либо произведения;
  • доблестный храбрец, совершитель подвигов.

Образованное от существительного «герой», прилагательное «героический», соответственно, может означать следующее:

  • способный к героизму;
  • описывающий какие-либо героические события.

Героическая поэма: определение

Используя определения понятий «поэма» и «герой», можно сформулировать, что значит «героическая поэма». Это в литературе многочастное поэтическое произведение, темой которого являются некие важные и героические события, обычно связанные с легендарными персонажами, их подвигами или путешествиями.

Героическая поэма - это, прежде всего, которое представляет собой литературно обработанный народный эпос, характерный для многих культур и существовавший со времён античности.

Героическая поэма в том или ином виде существует практически у любого народа мира. Эпические народные предания постепенно объединялись в стихотворные циклы, затем получившие широкую известность и популярность.

Как правило, у эпического произведения есть автор, объединивший и обработавший литературно разрозненные сказания. Примерами древнего могут служить: индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», древнескандинавская «Эдда», финская «Калевала», германская «Песнь о Нибелунгах», французская «Песнь о Роланде», итальянский «Освобожденный Иерусалим», англосаксонский «Беовульф» и т. п.

От античности до классицизма

Жанр героического эпоса вдохновлял поэтов как античного времени, так и последующих веков. Своего расцвета он достиг в XVIII в., и был с воодушевлением подхвачен поэмы привлекал их своим героическим пафосом, возвышенностью и гражданственностью. Лирический герой поэмы обязательно должен был являться нравственным образцом. Классицисты называли эти произведения вершиной поэтического искусства. Считалось, что каждая нация должна стремиться к тому, чтобы создавать собственные героические поэмы.

На этапе расцвета классицизма героическая поэма - это поэтическое произведение, написанное возвышенным стилем и состоящее из множества глав, нередко именуемых «песнями». Темой повествования неизменно становились исторические события, значимые для данного народа, страны и всего человечества. Другое название этого жанра - эпопея.

Согласно канонам классицизма, подобное произведение обязательно должно включать в себя следующие компоненты:

  • начало, сообщающее о предмете повествования;
  • обращение к тем, кто вдохновил поэта;
  • большое количество подробно описанных батальных сцен;
  • фантастические элементы сюжета и мифологические персонажи;
  • аллегорические персонажи, представляющие порок, добродетель, правосудие, власть, зависть и т. п.;
  • строки о будущем, изложенные как прорицание.

В русской традиции

Русская героическая поэма получила развитие в творчестве М. В. Ломоносова («Петр Великий»), В. К. Тредиаковского («Тилемахида»), А. П. Сумарокова («Димитриада») и А. Н. Майкова («Освобожденная Москва») и М. М. Хераскова («Чесменский бой» и «Россиада»). Все эти произведения были написаны в стиле классицизма. Повествование шло по одному из альтернативных путей: преобладание исторического либо художественного в сюжете. В первом случае упор делался на сохранение исторической достоверности, а во втором - на художественное осмысление событий прошлого и выработку их нравственной оценки. Поэтому отдельные русские героические поэмы значительно отличаются друг от друга по стилю и направленности.

В восточной традиции

Героическая поэма на Востоке представляет собой малый известный как «дастан» (в переводе с персидского «рассказ»). Такое произведение может быть написано поэтическим, прозаическим и даже смешанным языком (то есть может сочетать в себе поэзию и прозу).

Обычно в основу сюжета дастана ложились народные предания и сказки. Для этого жанра нередки фантастические и приключенческие сюжеты со множеством сложных перипетий. Образ главного героя представляет собой Таким образом, восточный дастан является аналогом европейской героической поэмы.

Этот литературный жанр представлен в творчестве таджикско-персидских, узбекских и Примеры восточных героических поэм: «Лейли и Меджнун», классика персидской поэзии эпическая поэма «Шахнаме» Фирдоуси, поэтическое творчество узбекского поэта Алишера Навои и персидско-таджикского поэта Джами.

Проследив исторический путь, который прошла героическая поэма, можно уверенно утверждать, что этот жанр был характерен для человечества на всех этапах его существования, а также получил развитие во многих частях мира.

Поэма!

Поэма (др.-греч. Ποίημα ) — это поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. д.

Поэма — произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах. Также поэмой называют произведения, созданные на основе народных сказаний, преданий, эпических рассказов. Классическим видом поэмы принято считать эпопею. В переводе с греческого языка поэма — это творение.

Возникнув в первобытном родовом обществе в виде песен, поэма прочно сложилась и широко развернулась в последующих эпохах. Но вскоре поэма потеряла значение ведущего жанра.

Поэмы разных эпох имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является определённая эпоха, суждения о которой даны читателю в виде рассказа о значительных событиях в жизни отдельного человека (в эпике и лиро-эпике) или в виде описания мироощущения (в лирике).

В отличие от стихотворений, для поэм характерен посыл, так как в них провозглашаются или оцениваются общественные идеалы. Поэмы практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах отдельные фрагменты стремятся превратиться в единое повествование.

Поэмы - самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями» прошлого.

Ранние образцы эпических поэм: в Индии - народный эпос «Махабхарата» (не ранее 4 в. до н. э.), в Греции - «Илиада» и «Одиссея» Гомера (не позднее 8 в. до н. э.), в Риме - «Энеида» Вергилия (1 в. до н. э.) и др.

Наибольшую законченность поэма получила в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее», классических образцах данного жанра - эпопеях. В них отражались большие события, а целостность охвата действительности позволяла останавливаться на мелочах и создавать сложную систему персонажей. В поэмах-эпопеях утверждался широкий народный смысл, борьба за силу и значение народа.

Поскольку условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены, поэмы в своей подлинной форме не могли вновь появиться - поэма деградирует, получая целый ряд отличий.

В античной Европе появились пародийно-сатирические (анонимная «Батрахомиомахия», не ранее 5 в. до н. э.) и дидактические («Труды и дни» Гесиода, 8-7 вв. до н. э.) поэмы. Они развивались в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее. Героическая поэма-эпопея превратилась в героическую «песнь» с минимальным числом персонажей и сюжетных линий («Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»).

Её композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобождённом Иерусалиме» Т. Тассо). Сюжету мифологической эпопеи пришёл на смену облегчённый сюжет рыцарской поэмы (его влияние ощутимо в «Неистовом Орландо» Л. Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера). Традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки). В Новое время на пародийно-сатирический эпос ориентировались поэты-классицисты, создававшие ироикомические поэмы («Налой» Н. Буало).

Поэма! Поэму часто называют романом в стихах.

Расцвет жанра поэмы происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. Поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).

В русской литературе начала 20 века возникла тенденция превращения поэмы лиро-эпической в лирическую. Интимнейшие переживания соотносятся с историческими потрясениями («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание » А. Белого). В поэме А. А. Ахматовой «Реквием» эпический сюжет скрыт за чередованием лирических высказываний.

В советской поэзии существовали различные жанровые разновидности поэмы: возрождающие героическое начало («Хорошо! » Маяковского, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского), поэмы лирико-психологические («Про это» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), философские, исторические и др.

Поэма как лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и исторические события, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии, хотя в современном мире мало авторов этого жанра.

Другие статьи этого раздела:

  • Языковые системы общения! Языки как основной фактор в системе развития знаний!
  • Традиции. Что такое традиция? Традиция в диалектическом развитие общества.
  • Пространство и время. Законы пространства. Открытое пространство. Движение. Пространство миров.
  • Эволюция и коэволюция. Эволюция и коэволюция в системе современных знаний. Принципы эволюции и коэволюции. Биологическая эволюция и коэволюция живой природы.
  • Синергетика и законы природы. Синергетика как наука. Синергетика как научный подход и метод. Универсальная теория эволюции - синергетика.
  • Можно или нельзя! Калейдоскоп событий и поступков через призму нельзя и можно!
  • Мир религии! Религия как форма человеческого сознания в осознании окружающего мира!
  • Искусство - Art! Искусство - это умение, которое способно вызвать восхищение!
  • Реализм! Реализм в искусстве! Реалистическое искусство!
  • Абстрактное искусство! Абстракция в искусстве! Абстрактная живопись! Абстракционизм!
  • Неофициальное искусство! Неофициальное искусство СССР!
  • Трэш - Thrash! Трэш в искусстве! Трэш в творчестве! Трэш в литературе! Кино трэш! Кибертрэш! Трэш-метал! Телетрэш!
  • Живопись! Живопись это искусство! Живопись это искусство художника! Каноны живописи. Мастера живописи.
  • Вернисаж – «vernissage» - торжественное открытие художественной выставки!
  • Метафорический реализм в живописи. Концепция о «метафорическом реализме» в живописи.
  • Стоимость картин современных художников. Как купить картину?

Инструкция

Откройте книгу с художественным произведением. Спросите себя, в какой форме написан текст: в или ? Это будет полезным, т.к. всей художественной литературы на эти две основные разновидности происходит не только на основе формальных критериев, но и смысловых. Проза чаще всего содержит в себе повествование о каких-либо или событиях, отвечая при этом на вопросы что?, где? и когда? Стихотворное же произведение стремится передать чувства, эмоции, впечатления лирического героя и, как правило, не имеет сюжета.

Возьмите себе на заметку, что в в связи с этим используется термин «литературный род», и приведенные выше два типа произведений относятся соответственно к эпическому и лирическому родам.

Откройте произведение А. С. пушкина "Руслан и Людмила". Убедитесь, что оно написано в стихах и попытыйтесь определить чувства и эмоции, выраженные лирическим героем. Нет сомнений, что это вызвало у вас затруднения. Неудивительно, ведь в поэме вовсе нет лирического героя с его чувствами. Зато есть сюжет, и вам не составит труда пересказать во всех подробностях перипетии судьбы Руслана на его пути к сердцу Людмилы. Очевидно, что в поэме два рода - лирический и эпический - соединяются вместе и образуют промежуточный, пограничный род, который носит название лиро-эпического. Таким образом, можно сделать вывод, что отличительная черта поэмы - это стихотворная форма в сочетании с развернутой сюжетной линией.

Видео по теме

Обратите внимание

В истории литературы эти лиро-эпические произведения – поэмы – известны давно и встречаются довольно часто. Еще в Античности титаны художественного слова Гомер и Вергилий писали свои стихотворные поэмы-эпопеи – всем известные «Илиада» и «Одиссея».

Поэмы были особенно популярны в эпоху Романтизма, когда писатели стремились к поиску новых, синтетических жанров, позволивших бы не просто рассказать, но и чувственно описать жизнь. Тогда Дж. Байрон написал свою поэму «Паломничество Чайлд Гарольда», С. Кольридж – «Поэму о старом моряке», У. Вордсворт - «Майкла».

Поэмами являются и такие известные произведения русских авторов, как «Демон» М. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова, «Реквием» А. Ахматовой, «Облако в штанах» В. Маяковского, «Анна Снегина» С. Есенина, «Василий Теркин» А. Твардовского.

Поэма зародилась в древности. Так определяли жанр произведений Гомера (VIII-VII в. до н. э.). Вергилия (70-19 г. до н.э.) и др. К своей современной форме поэма приблизилась в первой половине XIX в.

Поэмой называют лиро-эпическое стихотворное произведение, в котором изображены значительные события и яркие характеры, а повествование о героях сопровождают авторские размышления. Она имеет несколько жанровых разновидностей: героическая, историческая, сатирическая, лирическая, драматическая, дидактическая и др.

Несмотря на большое разнообразие поэм, сочинённых разными авторами в различные эпохи, они имеют и общие черты. В основе таких произведений всегда лежит повествование (рассказ) о каком-либо событии (одном или нескольких). Например, в «Песне про царя Ивана Васильевича... » М. Лермонтова есть линия Кирибеевича, царского опричника, и линия купца Калашникова, которые пересекаются сначала заочно, а потом и явно в сцене кулачного боя.

В лиро-эпической поэме большую роль играет лирический герой, который является выразителем авторских мыслей и чувств. Лирический герой смотрит на события и героев как бы со стороны, часто сопереживая им. Так, в поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...» эту функцию выполняют гусляры. Они высказывают (иногда открыто, а иногда и завуалировано) народный взгляд и на события, и на героев. Например, в финале поэмы отчётливо слышится их сочувствие Калашникову и гордость за него.

В центре повествования обычно пребывает герой или несколько героев. В «Песне...» это и царь Иван Васильевич, и Кирибеевич, и Калашников, и Алёна Дмитревна... Чаще всего их образы раскрываются в монологах или диалогах. Это позволяет автору избежать развёрнутых описаний, быть лаконичнее, яснее и, в то же время, насытить повествование эмоциями.

В поэме каждый эпизод жизни героя или истории несёт определённый смысл. А все вместе они составляют содержание поэмы в целом. В «Песне...» Лермонтова три части. В первой — главные фигуры царь и его опричники. Во второй части раскрывается уклад жизни купеческой семьи. В третьей говорится о наказании за нарушение христианских законов и роли царя. А в целом поэма повествует о национальном характере в эпоху исторических потрясений.

Для поэмы как жанра характерно внимание к глубоким историческим, нравственным и социальным проблемам. Если мы обратимся к «Песне...», то увидим её смысловую ёмкость. Лермонтов поднимает в ней такие проблемы: христианский закон и его место в частной и в общественной жизни, личная честь, преемственность в сохранении семейной чести, отношения власти и народа, судьба отдельного человека в эпоху исторических потрясений.

Основные особенности поэмы как жанра литературы:

  • лиро-эпический жанр;
  • большое стихотворное произведение;
  • жанровые разновидности (героическая, историческая и др.);
  • тематическое разнообразие;
  • наличие повествовательной части (сюжета);
  • лирический герой, выражающий отношение к повествованию;
  • изображение, обычно, среди нескольких героев главного;
  • изображение общечеловеческих проблем на историческом фоне.