Все о тюнинге авто

Загадка происхождения иристона, дигоры и великий тамерлан. Осетины - мусульмане или христиане? Религиозное мировоззрение осетин Центр христианства на Северном Кавказе



План:

    Введение
  • 1 История дигорцев
  • 2 Дигорский диалект
  • 3 Основные дигорские фамилии
  • 4 Традиционные дигорские имена
  • 5 Дигорские сословия
  • 6 Дигорские населённые пункты
  • 7 Известные дигорцы
    • 7.1 Революционеры
    • 7.2 Военные
    • 7.3 Спортсмены, тренеры
    • 7.4 Ученые
    • 7.5 Писатели
    • 7.6 Художники и скульпторы
    • 7.7 Музыканты, певцы, актёры
    • 7.8 Бизнесмены
  • Примечания

Введение

Диго́рцы (осет. дыгур , диг. дигорон , дигорæнттæ , дигорæ ) - этнографическая группа осетин, говорят на дигорском диалекте осетинского языка (в рамках ленинской лингвистической политики до 1937 развивался как отдельный литературный язык) иранской группы индоевропейской языковой семьи. Носители иронского диалекта не владеют дигорской речью и почти не понимают его. Дигорцы же наоборот в основной своей массе понимают иронскую речь и частично владеют ею, так как в качестве родного языка до недавнего времени в школах полностью проходили иронский диалект. Согласно Всероссийской переписи населения России 2002 года 607 человек указали себя дигорцами.


1. История дигорцев

В «Армянской географии» (VII век) среди племенных названий встречается этноним ашдигор - принято считать, что это упоминание дигорцев. На этом и других (в частности, лингвистических) основаниях предполагается, что диалектное разделение в праосетинском языке произошло достаточно рано, в домонгольское время. У дигорцев сохранились сказания о нашествии в начале XV века на Кавказ Тимура (Задæлески нана и Темур Алсахъ).

Дигорцы составляют основную часть населения Дигории - западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек, Урух, Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорного сёл Кет и Дидинатæ переселились на территорию современного Моздокского района. Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев - Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетиновское (Мусигъæу, 1809 г.). Эти переселенцы позже вошли в терские казачьи войска. В отличие от остальной Осетии, которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория лишь в 1827 году вошла в состав России вместе с Балкарией [ ] . В первой половине XIX века дигорцы преимущественно исповедовали ислам [источник? ] . Но затем под давлением царских властей усиливаются позиции христианства и некоторые дигорцы принимают христианство. В 1852 состоялось разделение дигорцев на христиан и мусульман, когда были основаны селения Вольно-Христианское и Вольно-Магометанское. Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли). Сейчас большинство верующих дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе преобладают христиане. Несмотря на христианизацию и исламизицию, основная часть дигорцев придерживаются традиционных верований, особенно в горной местности. Дигорцы одними из первых поддержали советскую власть на Северном Кавказе, создав летом 1917 года революционную партию «Кермен». Затем приняли активное участие в августовских событиях во Владикавказе, когда в августе 1918 года контрреволюционные силы Терека пытались захватить Владикавказ. В 1919 году, когда белая армия полностью заняла Северную Осетию, дигорцы до конца остались верны советской власти. В конце января 1919 года жители с. Христиановского (ныне г.Дигора) три дня продежалась в окружении войск А.Шкуро. С мая по август 1919 года дигорские партизаны и остатки XI Красной Армии во главе с Данелом Тогоевым целых 100 дней обороняли Дигорское ущелье от белогвардейцев и местных контрреволюционных сил. Когда кончились боеприпасы белые только тогда проникли в ущелье. Дигорские партизаны ушли через горные перевалы в меньшевистскую Грузию. В 1921 году дигорские партизаны снова перешли через горные перевалы в Грузию. На этот раз чтобы освободить от меньшевиков трудовой грузинский народ Рачинского уезда. Впоследствии дигорские партизаны были награждены красным знаменим с надписью: «Славному отряду Революционной Дигории от Рабоче - Крестьянской Грузии». С января 1921 года по апрель 1922 года в Горской АССР существовал отдельный Дигорский округ. Территориальный спор между ним и Владикавказским округом был решён слиянием обоих округов в 1922 году . Во время Великой Отечественной войны несколько тысяч дигорцев ушло на защиту родины. Из них 6 стали героями Советского Союза, 6 - генералами, 3 - полными кавалерами ордена Славы, 1 - кавалер ордена Почетного легиона США (1945 г.). Из пяти семей на войну ушло по семь родных братьев (Атаевы, Кобегкаевы, Марзоевы, Хадаевы, Цебоевы). 6 братьев Темировых не вернулись из войны, а из семей Токаевых, Тургиевых, Бясовых, Балоевых, Сеоевых, Дзоблаевых, Тахоховых, Вазаговых погибли по 5 братьев.


2. Дигорский диалект

По сравнению с иронским, дигорский диалект сохраняет более архаичные черты общего языка-предка. Как указывал известный иранист В. И. Абаев, дигорский диалект «в области фонетики и отчасти морфологии отражает нормы, переходные от древнеиранских к современным иронским. Иначе говоря, в ряде явлений фонетики и морфологии дигорский и иронский диалекты могут быть рассматриваемы как два последовательных этапа развития одного и того же языка» .

Основоположником дигорской литературы является первый дигорский поэт Блашка Гуржибеков (1868-1905).Свои произведения на дигорском кроме Гуржибекова написали такие писатели как Георгий Малиев, Созур Баграев, Казбек Казбеков, Андрей Гулуев, Тазе Бесаев, Ехъя Хидиров, Таймураз Тетцоев, Казбек Тамаев и др.

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском варианте языка) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, для него был разработан специальный алфавит, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.

Сегодня на дигорском диалекте существуют богатая литературная традиция, выходят газеты («Дигорæ», «Дигори хабарттæ», «Ирæф») и литературный журнал («Ирæф»), издан объёмный дигорско-русский словарь . Регулярно издаются сборники дигорских писателей, проходят различные литературные конкурсы и вечера. Работает Дигорский драматический театр. На радио и телевидении выходят новостные передачи на дигорском . Преподавания некоторых предметов на дигорском диалекте ведётся в начальных классах в школах с преобладанием дигорского населения. Планируется открытие в СОГУ им. К. Л. Хетагурова дигорского отделения филологии.

Конституция РСО-А по сути признаёт оба диалекта осетинского языка государственными языками республики, в ст. 15 говорится:

1. Государственными языками Республики Северная Осетия-Алания являются осетинский и русский. 2. Осетинский язык (иронский и дигорский диалекты) является основой национального самосознания осетинского народа. Сохранение и развитие осетинского языка являются важнейшими задачами органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания .

3. Основные дигорские фамилии

Кабалоевы, Цаголовы, Кардановы, Золоевы, Царикаевы, Малиевы, Цориевы, Макоевы, Баликоевы, Кибизовы, Дзагуровы, Дедегкаевы, Цаллаевы, Хадаевы, Сабановы,Саракаевы, Цакоевы, Дзоблаевы, Камболовы, Гобеевы, Габеевы, Будаевы, Хамицаевы, Хамикоевы, Тавасиевы, Атаевы, Акоевы, Албегоновы, Токаевы

4. Традиционные дигорские имена

Астан, Авдан, Саукуй, Царай, Кермен, Тамби, Фацбай, Басил, Галау, Дигис, Хуасдзау, Бараг,

5. Дигорские сословия

  • Баделиата
  • Царгасата
  • Ездантта
  • Хехезта
  • Кумиягта
  • Кусагонта

6. Дигорские населённые пункты

  • Город Дигора (диг. Киристонгъæу)
  • Равнинные дигорские сёла: Ахсарисар, Виноградное, Дур-Дур, Дзагъеппарз (Текъатигъæу), Калух, Кора, Лескен, Мостиздах, Новоосетинская (Мусгъæу), Новый Урух (Секер), Озрек, Синдзикау, Сурх-Дигора, Толдзгун, Урсдон, Хазнидон, Черноярская (Дзæрæште), Чикола
  • Горные дигорские сёла: Ахсаргин (Æхсæргин), Ахсау (Æхсæуæ), Галиат (Гæлиатæ), Гулар (Гулæр), Вакац (Уæхъæцæ), Донифарс (Донифарс), Дунта (Дунтæ), Дзинага (Дзинагъа), Задалеск (Задæлескæ), Калнахта (Хъалнæхтæ), Камат (Къаматæ), Камунта (Къæмунтæ), Кумбулта (Къумбултæ), Куссу (Къуссу), Лезгор (Лезгорæ), Мастинок (Мæстинокæ), Махческ (Мæхческæ), Моска (Москæ), Нара (Нарæ), Науаггау (Нæуæггъæу), Одола (Одола), Стур-Дигора (Устур-Дигорæ), Фараскат (Фæрæскъæттæ), Фаснал (Фæснæл), Ханаз (Хæнæзæ), Хонсар (Хонсар)
  • Дигорские сёла в Турции: Пойразлы [источник не указан 47 дней ] (Poyrazlı), Хамамли (Hamamlı Köyü)

7. Известные дигорцы

7.1. Революционеры

  • Авсарагов Марк Гаврилович
  • Такоев Симон Алиевич
  • Тогоев Данил Николаевич
  • Цаголов Георгий Александрович

7.2. Военные

  • Абаев Ахсарбек Магометович - Герой Советского Союза
  • Байтуганов Михаил Андреевич - генерал-лейтенант
  • Билаонов Павел Семёнович - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант
  • Бицаев Сергей Владимирович - Герой Советского Союза
  • Бичерахов Лазарь Федорович (1882-1952) генерал-майор русской армии, генерал-лейтенант английской армии
  • Гатагов Сосланбек Бекирович - генерал-майор
  • Гацолаев Виктор Асламурзаевич - генерал-лейтенант
  • Дзусов Мурат Данилович - генерал-майор
  • Едзаев Ахсарбек Александрович - полный кавалер ордена Славы
  • Калаев Семён Дзагеевич - полный кавалер ордена Славы
  • Калицов Солтан Гетагазович - генерал-лейтенант
  • Кесаев Алексей Кириллович - генерал-майор
  • Кесаев Астан Николаевич - Герой Советского Союза
  • Кибизов Александр Николаевич - Герой Советского Союза
  • Кибиров Георгий Алексеевич - полковник царской армии, ликвидировал абрека Зелимхана
  • Макоев Алихан Амурханович - Герой Советского Союза
  • Медоев Игорь Башерович (1955) - герой России, генерал-майор
  • Миндзаев Михаил Майранович (1955) - герой России, генерал-лейтенант
  • Сеоев Алан Мисирбиевич - генерал-майор
  • Тогоев Николай Борисович - полный кавалер ордена Славы
  • Туганов Игнатий (Асланбек) Михайлович (1804-1868) - генерал-майор, первый генерал из Осетии
  • Туганов Хамби Асламбекович (1838-1917) - генерал-майор
  • Тургиев Заурбек Дзамболатович (1859-1915) генерал-лейтенант
  • Худалов Харитон Алексеевич - генерал-лейтенант
  • Цаголов Ким Македонович - генерал-майор

7.3. Спортсмены, тренеры

  • Акоев Артур Владимирович - серебряный призёр олимпийских игр
  • Гацалов Хаджимурат Солтанович - чемпион олимпийских игр по вольной борьбе
  • Дедегкаев Казбек Исаевич - заслуженный тренер России по вольной борьбе
  • Дедегкаев Казбек Магометович - заслуженный тренер России и СССР по вольной борьбе
  • Карданов Амиран Авданович - бронзовый призёр олимпийских игр
  • Караев Алан -
  • Сабеев Арават Сергеевич - бронзовый призёр олимпийских игр
  • Уруймагов Владимир Борисович - заслуженный тренер России по греко-римской борьбе
  • Фадзаев Арсен Сулейманович - двухкратный чемпион олимпийских игр
  • Хромаев Зураб Майранович - президент Федерации баскетбола Украины
  • Цагаев Алан Константинович - серебряный призёр олимпийских игр

7.4. Ученые

  • Дзагуров Григорий Алексеевич - профессор
  • Дзарасов Солтан Сафарбиевич - доктор экономических наук, профессор
  • Исаев Магомет Измаилович -
  • Дзидзоев Валерий Дударович - доктор исторических наук, профессор
  • Кокиев Георгий Александрович - доктор исторических наук, профессор
  • Цаголов Николай Александрович - доктор экономических наук, профессор

7.5. Писатели

  • Авсарагов Борис Сергеевич
  • Баграев Созур Курманович
  • Гуржибеков Василий Иванович
  • Казбеков Казбек Тимофеевич
  • Кибиров Тимур Юрьевич
  • Малиев Георгий Гадоевич
  • Уруймагова Езетхан Алимарзаевна - первая женщина-писательница из народов Кавказа написавшая роман на русском языке
  • Цаголов Василий Македонович
  • Цаголов Георгий Михайлович

7.6. Художники и скульпторы

  • Гадаев Лазарь Тазеевич
  • Соскиев Владимир Борисович
  • Тавасиев Сосланбек Дафаевич - автор памятника Салавату Юлаеву в Уфе
  • Тогузаев Игорь Есеевич
  • Туганов Махарбек Сафарович
  • Цаголов Василий Владимирович

7.7. Музыканты, певцы, актёры

  • Агузарова Жанна Хасановна
  • Гергиев Валерий Абисалович
  • Гокинати Тамара Григорьевна
  • Цаллати Вадим Рамазанович
  • Царикати Феликс Викторович

7.8. Бизнесмены

  • Баграев Николай Георгиевич
  • Боллоев Таймураз Казбекович
  • Гокоев Казбек Керменович
  • Кагермазов Алан Асланбекович
  • Цаголов Александр Георгиевич

дигорцы
дигорæнттæ

Численность и ареал

Дигорский, Ирафский, Моздокский районы, Владикавказ, а так же КБР, Турция
Россия Россия

  • Северная Осетия Северная Осетия
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария

Турция Турция
Сирия Сирия

Язык

дигорский диалект осетинского языка

Религия

ислам, православие

Расовый тип

европеоиды

Входит в Родственные народы

Диго́рцы (осет. диг. дигорæ, дигорæнттæ; ед. ч. - дигорон, ирон. дыгур, дыгурæттæ; ед. ч. - дыгурон) - субэтнос осетин, говорят на дигорском диалекте (в рамках ленинской лингвистической политики до 1937 года развивался как отдельный литературный язык) иранской группы индоевропейской языковой семьи. Носители иронского диалекта редко владеют дигорской речью и без опыта общения почти мало понимают его. Дигорцы же наоборот в основной своей массе понимают иронскую речь и частично владеют ею, поскольку иронский более распространён в Осетии и в советское время считался единственным литературным языком осетин, в связи с чем он преподавался и дигорцам. Согласно Всероссийской переписи населения России 2002 года 607 человек указали себя дигорцами, а по переписи 2010 года всего 223 дигорца указали свою идентичность.

  • 1 История дигорцев
  • 2 Дигорский диалект
    • 2.1 Сравнительные особенности наречий и говоров дигорского диалекта
  • 3 Культура
  • 4 Известные дигорцы
    • 4.1 Лауреаты Сталинской, Государственной и Ленинской премий
    • 4.2 Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, полные кавалеры ордена Трудовой Славы
  • 5 Интересные факты
  • 6 Ссылки
  • 7 Примечания

История дигорцев

В «Армянской географии» (VII век) среди племенных названий встречается этноним ашдигор - принято считать, что это упоминание дигорцев. На этом и других (в частности, лингвистических) основаниях предполагается, что диалектное разделение в праосетинском языке произошло достаточно рано, в домонгольское время. У дигорцев сохранились сказания о нашествии в начале XV века на Кавказ Тимура (Задалески нана и Темур Алсахъ).

Дигорцы составляют основную часть населения Дигории - западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек, Урух, Ст. Урух и др.). начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорных сёл Кет и Дидината переселились на территорию современного Моздокского района. Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев - Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетинское (Мусгъæу, 1809 г.)

В отличие от остальной Осетии, которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория вошла в состав Российской Империи в 1781 году.

В первой половине XIX века дигорцы исповедовали как ислам, так и христианство. Российское правительство, стремящееся размеживать христиан и мусульман, переселяет дигорцев на равнину и в 1852 году образуется Вольно-Магометанское и Вольно-Христиановское. Христианами были также моздокские дигорцы из станиц Черноярская и Ново-Осетинская. Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли)

Сейчас большая часть дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе живут преимушественно христиане. Значительно влияние осетинских традиционных верований как среди номинальных мусульман, так и среди номинальных христиан.

Дигорский диалект

По сравнению с иронским, дигорский диалект сохраняет более архаичные черты общего языка-предка. Иначе говоря, в ряде явлений фонетики и морфологии дигорский и иронский диалекты могут быть рассматриваемы как два последовательных этапа развития одного и того же языка".

Основоположником дигорской литературы является первый дигорский поэт Блашка Гуржибеков (1868-1905). Свои произведения на дигорском кроме Гуржибекова написали такие писатели как Георгий Малиев, Созур Баграев, Казбек Казбеков, Андрей Гулуев, Тазе Бесаев, Ехъя Хидиров, Таймураз Тетцоев, Казбек Тамаев, Замадин Цеов и др.

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском варианте языка) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка, а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.

Сегодня на дигорском диалекте существуют богатая литературная традиция, выходят газеты («Дигорæ», «Дигори хабæрттæ», «Ирæф») и литературный журнал («Ирæф»), издан объёмный дигорско-русский словарь, а также толковый словарь математических терминов под авторством Скодтаева К. Б.. Регулярно издаются сборники дигорских писателей, проходят различные литературные конкурсы и вечера. Работает Дигорский государственный драматический театр. На радио и телевидении выходят новостные передачи на дигорском. Преподавания некоторых предметов на дигорском диалекте ведётся в начальных классах в школах с преобладанием дигорского населения. Планируется открытие в СОГУ им. К. Л. Хетагурова дигорского отделения филологии.

Конституция РСО-А по сути признаёт оба диалекта осетинского языка государственными языками республики, в ст. 15 говорится:

1. Государственными языками Республики Северная Осетия-Алания являются осетинский и русский. 2. Осетинский язык (иронский и дигорский диалекты) является основой национального самосознания осетинского народа. Сохранение и развитие осетинского языка являются важнейшими задачами органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.

Сравнительные особенности наречий и говоров дигорского диалекта

Нормальная орфография иронского варианта литературного осетинского языка Нормальная орфография наиболее архаичного дигорского варианта литературного осетинского языка Горнодигорский говор Стародвальский (двальский) говор (до XIX в.) Кударо-джавский (новодвальский) говор (продолжение стародвальского) Алагирский говор (с XX в. вытеснен куртато-тагаурским) Урстуальский говор и чисанский (ксанский) говор Куртато-тагаурский говор Туальский говор (до XX в.) Перевод
Салам Салан Салан Салам Салам Шалам Салам Шалам Салам Привет
Кусынц Косунцæ Косунчæ Кусынч Кусынч Кушынц Кусынц Кушынс Кусынц (Они) работают
Чызджы цæстытæ Кизги цæститæ Кизги чæститæ Кызгы чæстытæ Чызджы шæстытæ Чызджы цæштытæ Чызджы цæстытæ Чыжджы сæштытæ Чызджы сæстытæ Девичьи глаза
Дзæбæх у Дзæбæх уо Джæбæх уо Джæбæх у Джæбæх у Дзæбæх у Дзæбæх у Зæбæх у Зæбæх у Хорошо
Цу Цо Чо Чу Чу/Шу Цу Цу Су Су Иди
Хуыцау Хуцау Хучау Хуычау Хуышау Хуыцау Хуыцау Хуысау Хуысау Бог
Дзурынц Дзорунцæ Джорунчæ Джурынч Журынч Дзурынц Дзурынц Зурынс Зурынц (Они) говорят
Цыбыр Цубур Кибир Кыбыр Чыбыр/Шыбыр Цыбыр Цыбыр Сыбыр Сыбыр Короткий

Культура

  • Государственный Северо-Осетинский Дигорский драматический театр - во Владикавказе
  • Ансамбль песни и танца " Кафт " - г.Дигора,
  • Статуя Иисуса Христа раскрывшего руки (Подобие статуи в Рио-де Жанейро) при въезде в город Дигора,
  • Газета "Дигорæ",
  • Газета "Ираф",
  • Жизнь "Ирафского района",
  • Музей в Задалеске,
  • Краеведческий музей города Дигора,
  • Памятник Керменистам в городе Дигора,

Известные дигорцы

Лауреаты Сталинской, Государственной и Ленинской премий

  • Акоев Инал Георгиевич
  • Гуцунаев Вадим Константинович
  • Дзарданов Андрей Борисович
  • Золоев Ким Карпович
  • Золоев Татаркан Магометович
  • Медоев Георгий Цараевич
  • Тавасиев Сосланбек Дафаевич
  • Такоев Дзандар Афсимайхович
  • Хабиев Мухарбек Дзабегович
  • Хутиев Александр Петрович

Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, полные кавалеры ордена Трудовой Славы

  • Боллоева Поли
  • Гергиев Валерий Абисалович
  • Хадаев Ахурбек
  • Толасов Борис Константинович
  • В произведениях устного народного творчества дигорцев «Темур Алсахъ» и «Задæлески Нана», говорится о походе Тимура (Тамерлана) на Кавказ в конце XIV века.

Ссылки

  • М. И. Исаев, Дигорский диалект осетинского языка

Примечания

  1. Обзор осетинских субэтнонимов и версий их происхождения
  2. Абаев В. А., Осетинский язык и фольклор, т. 1, М. - Л., 1949. Цит. по изд.: Исаев М. И., Дигорский диалект осетинского языка. Фонетика. Морфология, «Наука», М., 1966
  3. Журнал «Революция и национальности», 1937, № 5, с. 81-82
  4. Электронная версия этого словаря доступна для оболочки ABBYY Lingvo
  5. Последние новостные выпуски на сайте ГТРК «Алания»
  6. Полный текст конституции РСО-А

Дигорцы Информацию О

Осетины, ирон, дигорон (самоназвание; сохранились также этнонимы туалаг , - двалы, группа осенин Наро-Мамисонского региона, и хусайраг - хусары , группа осетин Южной Осетии) - народ в Российской федерации. Основная часть населения Северной Осетии, численностью около 335.000 человек, и Грузии (основное население Южной Осетии, численностью 65.000 человек). Живут также в Кабардино-Балкарии (10.000 человек), в Карачаево-Черкесии (4.000 человек). Численность в России 402.000 человек.

Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность с XIX века на основе русского алфавита.

Верующие - православные , есть мусульмане . Большинство осетин исповедует православие, проникшее в VI - VII веках из Византии , позже из Грузии, с XVIII века из России. Меньшинство - ислам (воспринятый в XVII - XVIII веках от кабардинцев); сохранились языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется эпос о нартах, героические песни, предания, плачи.

Этноним дигор (ашдигор) впервые упоминается в "Армянской географии" (VII век). В этом же источнике названы двалы. Грузинский историк Леонтий Мровели (XI век) указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из Грузии через территорию двалов на Северный Кавказ.

Осетины - один из древнейших народов Кавказа. Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Сваны называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши - ири, балкарцы и карачаевцы - дюгер, кабардинцы - къущхьэ. Формирвание осетинского народа связано с аборигенным населением Севреного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ираноязычными народами - скифами , сарматами и особенно аланами (в I веке н.э.). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности.

В XIII веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами , аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались четыре "общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от грузинских князей.

Немало осетин-алан ушло в Монголию и особеннов страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже с сороковых годов XVIII века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749 - годы), способствовали переселению осетин в Моздок и моздокские степи и освоения новых земель. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В году Осетия вошла в состав Росии. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце XVIII - XIX веках началось переселение части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.

. дыгур , дыгурæттæ ; ед. ч. - дыгурон ) - субэтнос осетин , говорят на дигорском диалекте (в рамках ленинской лингвистической политики до 1937 года развивался как отдельный литературный язык) иранской группы индоевропейской языковой семьи .

Дигорцы
Современное самоназвание дигорон , дигорæнттæ
Численность и ареал
Язык дигорский диалект осетинского языка
Религия православие , ислам , традиционные верования
Входит в осетины
Родственные народы иронцы

История дигорцев

Вымер Археологическая культура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Этнические группы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дигорцы составляют основную часть населения Дигории - западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек , Урух, Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорных сёл Кет и Дидината переселились на территорию современного Моздокского района . Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев - Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетинское (Мусгъæу, 1809 г.)

В отличие от остальной Осетии, которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория вошла в состав Российской Империи в 1781 году.

В первой половине XIX века дигорцы исповедовали как ислам, так и христианство. Российское правительство, стремящееся размеживать христиан и мусульман, переселяет дигорцев на равнину и в 1852 году образуется Вольно-Магометанское и Вольно-Христиановское. Христианами были также моздокские дигорцы из станиц Черноярская и Ново-Осетинская. Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли)

Сейчас большая часть дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе живут преимушественно христиане. Значительно влияние осетинских традиционных верований как среди номинальных мусульман, так и среди номинальных христиан.

Дигорский диалект

Основоположником дигорской литературы является первый дигорский поэт Блашка Гуржибеков (1868-1905). Свои произведения на дигорском кроме Гуржибекова написали такие писатели как Георгий Малиев , Созур Баграев , Казбек Казбеков , Андрей Гулуев , Тазе Бесаев , Ехъя Хидиров , Таймураз Тетцоев , Казбек Тамаев , Замадин Цеов и др.

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском варианте языка) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.

Сегодня на дигорском диалекте существуют богатая литературная традиция, выходят газеты («Дигорæ» , «Дигори хабæрттæ» , «Ирæф») и литературный журнал («Ирæф»), издан объёмный дигорско-русский словарь , а также толковый словарь математических терминов под авторством Скодтаева К. Б. Регулярно издаются сборники дигорских писателей, проходят различные литературные конкурсы и вечера. Работает Дигорский государственный драматический театр . На радио и телевидении выходят новостные передачи на дигорском . Преподавания некоторых предметов на дигорском диалекте ведётся в начальных классах в школах с преобладанием дигорского населения. Планируется открытие в СОГУ им. К. Л. Хетагурова дигорского отделения филологии.

Конституция РСО-А по сути признаёт оба диалекта осетинского языка государственными языками республики, в ст. 15 говорится:

1. Государственными языками Республики Северная Осетия-Алания являются осетинский и русский. 2. Осетинский язык (иронский и дигорский диалекты) является основой национального самосознания осетинского народа. Сохранение и развитие осетинского языка являются важнейшими задачами органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания .

Культура

  • Государственный Северо-Осетинский Дигорский драматический театр - во Владикавказе,
  • Драматический народный театр районного значения в городе Дигора,
  • Ансамбль песни и танца " Кафт " - г.Дигора,
  • Статуя Иисуса Христа раскрывшего руки (Подобие статуи в Рио-де Жанейро) при въезде в город Дигора,
  • Газета "Дигорæ",
  • Газета "Ираф",
  • Жизнь "Ирафского района",
  • Музей в Задалеске,
  • Краеведческий музей города Дигора,
  • Памятник Керменистам в городе Дигора,
  • Памятник Васо Малиева в городе Владикаваз.

Напишите отзыв о статье "Дигорцы"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Дигорцы

Сущность отца начала привычно «колыхаться» и таять, и через мгновение совсем исчезла. А я, всё ещё растерянно смотря туда, где только что сияло его прозрачное тело, понимала, что не знаю, с чего начать... Караффа слишком уверенно заявил, что Анна очень скоро будет в его преступных руках, поэтому времени на борьбу у меня почти не оставалось.
Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
– Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
– И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
– Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
– Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..
Он смотрел изучающе в моё лицо, становясь всё растеряннее, будто никак не мог определиться, говорить ли мне правду или оставить всё так, как есть, не беспокоя сожалениями свою мудрую душу...
– То, что являет собою наши законы, Изидора, создавалось не в один день... Проходили столетия, а волхвы всё так же платили за свои ошибки. Поэтому даже если что-то и кажется нам иногда не совсем правильным, мы предпочитаем смотреть на жизнь в её всеобъемлющей картине, не отключаясь на отдельные личности. Как бы это ни было больно...
Я отдал бы многое, если бы ты согласилась остаться с нами! В один прекрасный день ты, возможно, изменила бы Землю, Изидора... У тебя очень редкий Дар, и ты умеешь по настоящему МЫСЛИТЬ... Но я знаю, что не останешься. Не предашь себя. И я ничем не могу помочь тебе. Знаю, ты никогда не простишь нам, пока будешь жива... Как никогда не простила нас Магдалина за смерть своего любимого мужа – Иисуса Радомира... А ведь мы просили её вернуться, предлагая защиту её детям, но она никогда более не вернулась к нам... Мы живём с этой ношей долгие годы, Изидора, и поверь мне – нет на свете ноши тяжелей! Но такова наша судьба, к сожалению, и изменить её невозможно, пока не наступит на Земле настоящий день «пробуждения»... Когда нам не нужно будет скрываться более, когда Земля, наконец, станет по-настоящему чистой и мудрой, станет светлей... Вот тогда мы и сможем думать раздельно, думать о каждом одарённом, не боясь, что Земля уничтожит нас. Не боясь, что после нас не останется Веры и Знания, не останется ВЕДАЮЩИХ людей...
Север поник, будто внутри не соглашаясь с тем, что сам только что мне говорил... Я чувствовала всем своим сердцем, всей душой, что он верил намного более в то, во что так убеждённо верила я. Но я также знала – он не откроется мне, не предавая этим Мэтэору и своих любимых великих Учителей. Поэтому я решила оставить его в покое, не мучить его более...
– Скажи мне, Север, что стало с Марией Магдалиной? Живут ли ещё где-то на Земле её потомки?
– Конечно же, Изидора!.. – тут же ответил Север, и мне показалось, что его искренне обрадовала перемена темы...

Чудесная картина Рубенса «Распятие». Рядом с телом Христа (внизу) – Магдалина и его брат, Радан (в
красном), а за Магдалиной – мать Радомира, Ведунья Мария. На самом верху – Иоанн, а справа и слева от
него – двое Рыцарей Храма. Остальные две фигуры неизвестны. Возможно это были иудеи, у которых
жила семья Радомира?..

– После смерти Христа Магдалина покинула ту жестокую, злую землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой вместе малышку-дочь, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца. Если желаешь, я расскажу тебе истинную историю их жизни, ибо то, что преподносится людям сегодня, является просто историей для несведущих и слепцов...

Магдалина со своими детьми – дочерью Радомир со своими детьми – сыном Светодаром и дочерью Вестой
и сыном. Витражи из церкви Святого Назара,
Лему, Лангедок, Франция
(St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

Я согласно кивнула Северу.
– Расскажи, пожалуйста, правду... Расскажи мне о них, Север...

Радомир, предчувствуя свою скорую
гибель, отправляет девятилетнего
Светодара жить в Испанию... Чув-
ствуется глубокая грусть и общее
отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история...
– Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...