Все о тюнинге авто

Свято духовский кафедральный собор г херсон. Свято-Духовский кафедральный собор (Херсон). Фото и описание

Достопримечательность

Свято-Духовский кафедральный собор
Святодухівський кафедральний собор

Страна Украина
Конфессия УПЦ МП
Епархия Херсонская и Таврическая
Архитектурный стиль Классицизм
Автор проекта В. И. Ярославский
Строительство - годы
Состояние действующий приход УПЦ
К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье Координаты : 46°38′04″ с. ш. 32°36′22″ в. д.  /  46.63444° с. ш. 32.60611° в. д.  / 46.63444; 32.60611 (G) (Я)

Свято-Духовской кафедральный собор - один из крупнейших православных храмов города Херсона . Также известен как «Привозная церковь» или «Купеческая церковь». Расположен на перекрестке улиц Коммунаров, Рабочей и Декабристов.

История

Возведение Трёхпрестольной Свято-Духовской церкви продолжалось с 1804 по 1835 год. Длительность строительных работ объясняется отсутствием средств.

В январе 1836 года были освящены Северный придел во имя священномучеников Херсонесских и южный придел во имя Архистратига Михаила, чуть позднее - 16 августа 1836 года был освящен и главный Свято-Доховской престо Архиепископом Гавриилом (Розановым).

Главную поддержку при строительстве храма оказали местные купцы Галухин, Богданов, Сикачев и Носов, в честь которых, херсонцы назвали церковь «купеческой». Второе название - «Привозная» - она получила из-за своего расположения вблизи городского рынка - привоза.

Изначально храм был выполнен в виде квадратного креста с колоннадой со всех сторон и невысоким куполом.

В 1907 году к церкви была пристроена трапезная часть, под которой, в специально оборудованных помещениях, проводились воскресные чтения. Считается, что эту часть храма построили купцы Ирликовы.

После революции, в марте 1922 года из храма были вывезены все церковные ценности, с мая 1926 по 27 сентября 1937 церковь находилась под управлением обновленцов. Затем внутреннее убранство храма было уничтожено.

В 1937-1944 годах помещение храма использовалось как хранилище муки.

Богослужения возобновились лишь в конце 1941 года под трапезной частью, где был оборудован храм Преображения Господня.

В августе 1944 года Свято-Духовской храм был возвращен общине верующих. В период 1944-1953 год северный и южный предел церкви были полностью отреставрированы. К сожалению, оригинальная роспись храма не сохранилась.

При Преосвященном Никоне (Петине) , в 1947 году Свято-Духовская церковь стала кафедральным собором.

В 1955-156 годах храм обзавелся иконами Святителей, Мучеников и Преподобных пера одесских художников.

В 1995 году к собору была пристроена колокольня. Все колокола бывшей колокольни были уничтожены и на их место были установлены маленькие колокольчики в количестве 8 штук.

Площадь, занимаемая собором составляет 1441 кв.м, внутри храма - 762,51 кв.м. Высота стен верхнего храма - 9,7 м. Высота купола - 19,7 м. Купол восьмиугольный. Расстояние между противоположными гранями - 10,9 м.

Святыни

  • касперовская икона Божией Матери
  • мощи преподобного Варсонофия Херсонского
  • мощи преподобной Евтропии Херсонской
  • мощи блаженной Домники Алешковской
  • чтимая икона прмц. Параскевы Римской
  • чтимая икона праведного Иоанна Русского

Напишите отзыв о статье "Свято-Духовский кафедральный собор (Херсон)"

Ссылки

  • kherson-sob.church.ua/o-sajte/

Отрывок, характеризующий Свято-Духовский кафедральный собор (Херсон)

– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.



После присоединения новых земель в Северном Причорноморье и основания новых портов Николаева (1789) и Одессы (1794) выяснилось, что Херсон относительно мелководный и плохо приспособлен для того, чтобы принимать большие морские суда. В 1790-е годы адмиралтейство постепенно перевели в соседний Николаев, а с 1803 г. Херсон взял на себя административные функции территориально значительной губернии. В 1806 приступила к работе новая купеческая верфь, выпускавшая несколько десятков торговых судов в год, и Херсон медленно превратился в большой торговый город с морским и речным портами одновременно.



Строительство Свято-Духовского кафедрального собора в Херсоне


С конца XVIII века Привозная площадь Херсона была центром местной торговли, а в начале 1800-х годов ее решили украсить церковью во имя Сошествия Святого Духа. Строительство храма, который должен был достигать высотой 27 м, началось в 1804 по проекту губернского архитектора Ивана Ярославского, но из-за недостатка средств продолжалось более четверти века. Лишь в начале 1836 архимандрит Екатеринославской епархии Гавриила (Розанов) освятил северный алтарь во имя святых мучеников Херсонесских, а за полгода – южный алтарь во имя архистратига Михаила.



Именно по свидетельству архиепископа, опека при обустройстве церкви, которую проявляли херсонские купцы Галухин, Богданов, Сикачев и Носов, привела к тому, что среди местных жителей за церковью закрепилось определение - купеческая. Традиции купеческой благотворительности сказались в 1907, когда к крестообразной Свято-Духовской церкви на средства купцов Ирликових пристроили трапезную, в результате чего божница стала значительно длиннее. Под новостройкой оборудовали подвальное помещение, где происходили воскресные беседы и чтения, а также проводились песни церковного хора.



ИКОНОСТАС СВЯТО-ДУХОВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В ХЕРСОНЕ

Свято-Духовская приходская церковь считалась самой богатой и самой красивой в городе, потому что иконостас, киоты, иконы, церковная утварь так ярко сияли позолотой. В советское время, весной 1922, церковные ценности изъяли на помощь голодникам, а в 1926 церковь вообще закрыли. В послевоенное время (с 1947) церковь Сошествия Святого Духа стала кафедральным собором , с тех пор медленно украшается в соответствии со статусом. В частности, построены новые иконостасы для боковых (южного и северного) алтарей, в середине 1950-х годов написаны новые иконы святителей, мучеников и преподобных и размещены на стенах собора, построена новая трехъярусная колокольня (1995) и пр. Сейчас Свято-Духовский кафедральный собор является главным храмом Херсонской епархии Украинской православной церкви.



КАК ДОБРАТЬСЯ ДО СВЯТО-ДУХОВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В ХЕРСОНЕ

От Привокзальной улицы, 3-а (центральный ж/д вокзал в Херсоне) необходимо пройти 90 метров в направлении остановки (ж/д вокзал). Далее сесть в маршрутное такси № 35 (время ожидания маршрутки на остановки может занять у Вас 8 минут) и отправиться в направлении остановки на улице Горького (примерное время в пути 7 минут). От остановки пройти 610 метров (7 минут) в направлении Свято-Духовского кафедрального Собора (ул. Декабристов, 36) Так же до собора можно добраться и на собственном автомобиле. Рассчитать маршрут Вы можете



Дорогие посетители наш онлайн путеводитель по Украине желает Вам приятного отдыха.

Свято Духовенский Кафедральный Собор (Привозная церковь)
Трехпрестольная Свято-Духовская церковь города Херсона была заложена в 1804 году. Постройка передней части церкви произошла за одно лето, благодаря крупному пожертвованию в 15 тысяч рублей, но затем, из-за отсутствия средств, строительство было приостановлено и лишь в 1835 году строительство церкви было окончено.

Северный придел во имя священномучеников Херсонесских и южный придел во имя Архистратига Михаила были освящены в январе 1836 года, а главный Свято-Духовский престол - 16 августа 1836 года Архиепископом Гавриилом (Розановым).

По свидетельству того же Архиепископа, особое усердие при устроении церкви показали херсонские купцы: Галухин, Богданов, Сикачев и Носов, что подтверждает и устное предание местных жителей, называвших Свято-Духовскую церковь – «купеческой».

Церковь была построена вблизи городского рынка – привоза и от того стала называться еще «привозной церковью». Это наименование сохранилось до наших дней.

Первоначально храм имел вид квадратного креста с массивной колоннадой со всех четырех сторон и невысоким куполом.

Метрах в 80-ти к западу от храма была построена красивая пятиярусная колокольня, освященная 6 августа 1806 года и служившая приходской церковью под именем Преображенской, т.к. престольный праздник она имела в день Преображения Господня. Просуществовавши 135 лет, она сгорела в 1941 году, в самый день Преображения Господня - 19 августа. Остатки ее были разобраны до основания в послевоенные годы. В настоящее время, где был престол этой церкви, стоит часовенка с неугасимой лампадой внутри.

В 1907 году к крестовидной Свято-Духовской церкви была пристроена трапезная часть, вследствие чего церковь значительно удлинилась. Под трапезной частью было оборудовано подвальное помещение, где проводились воскресные беседы и чтения, а также проводились спевки церковного хора. Строителями трапезной части местные жители-старожилы называют купцов Ирликовых.

Свято-Духовская церковь считалась самой богатой и красивой в городе. Иконостас, киоты, иконы, церковная утварь сияли позолотой.

В безбожные времена Свято-Духовский храм постигло великое несчастье: в марте 1922 года из него были изъяты церковные ценности, а с 1 мая 1926 года храм городскими властями был передан обновленцам, у которых он находился до 27-го сентября 1937 года. Затем из храма было все унесено и уничтожено.

С 1937 по 1944 годы в храме не проводились богослужения, и он использовался как хранилище муки.

В конце 1941 года под трапезной частью Свято-Духовской церкви был оборудован храм в честь Преображения Господня, вместо сожженного Преображенского храма и в нем стали совершаться церковные службы.

В августе 1944 года Свято-Духовский храм, находившийся в очень плачевном состоянии, был возвращен верующим, которые начали его восстановление. Был сооружен новый иконостас главного придела, храм был приведен в надлежащий порядок, и началось регулярное совершение богослужений. В последующие, 1944-1953, годы были отреставрированы и освящены северный и южный приделы. Бывшая на стенах Свято-Духовского храма старинная живопись не сохранилась.

До 1945 года кафедральным собором города Херсона был Успенский собор, построенный в 1798 году. В 1945 году кафедра была перенесена в Екатерининский собор, построенный в 1791 г. И лишь при Преосвященном Никоне (Петине), с 1947 г. кафедральным собором стала Свято-Духовская церковь, которая до этого была приходским храмом города.

С 1953 по 1960 г.г. настоятелем Свято-Духовского храма был протоиерей Борис Георгиевич Старк, одновременно являвшийся секретарем Епархиального управления. Служа в Херсоне, он проявил яркий талант не только мудрого пастыря, являя личным примером неуклонное стремление к служению Господу, но и церковного администратора. Его неустанными трудами Свято-Духовский собор был более благоукрашен. В частности, были сооружены новые иконостасы для северного и южного приделов. В 1955-1956 годах одесскими художниками были написаны иконы Святителей, Мучеников и Преподобных и размещены по стенам собора.

До 1995 г. в соборе не было колокольни. Все большие и малые колокола прежней колокольни были уничтожены, и вместо них использовались маленькие колокольчики в количестве 8 штук, которые размещались на паперти.

Площадь, занимаемая собором составляет 1441 кв.м, внутри храма – 762,51 кв.м. Высота стен верхнего храма - 9,7 м. Высота купола – 19,7 м. Купол восьмиугольный. Расстояние между противоположными гранями – 10,9 м.

До 1991 г. Херсонская область входила в состав Одесской епархии, правящий Архиерей которой посещал Свято-Духовский собор один раз в год, на его храмовой праздник.

По решению Священного Синода УПЦ от 11 февраля 1991 года, в результате деления Одесской епархии, была образована Херсонская епархия. Первым Правящим Архиереем ее стал митрополит Леонтий (Гудимов), который похоронен у алтарной стены собора напротив придела Священномучеников Херсонесских.

Стараниями следующего управляющего Херсонской епархией Епископа (с 2000 г. - Митрополита) Иллариона (Шукало) (годы правления – 1992 - 1997) был расширен, отреставрирован и 12.08.96 г. освящен Преображенский нижний придел Свято-Духовского кафедрального собора, а также построена новая колокольня.

В это же время были начаты реставрационные работы в кафедральном соборе, которые продолжились при последующих херсонских архиереях - Епископе Иове (Смакоуз) (1997 – 1999), Архиепископе Ионафане (Елецких) (1999 – 2006) и Архиепископе Иоанне (Сиопко) (с 2006 - поныне).

В Свято-Духовском кафедральном соборе с первосвятительским визитом трижды пребывал Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: 5 сентября 1995 года - в день канонизации священномученика Прокопия, Архиепископа Херсонского, 9 августа 2008 года - в день канонизиции преподобного Варсонофия Херсонского, мощи которого покоятся в кафедральном соборе, и 15 июля 2009 года – в день канонизации блаженной Домники Алешковской, мощи которой пребывают в храме св. равноапостольной Нины г. Цюрупинска (до переименования – г. Алешки), расположенного на месте разрушенного Успенского женского монастыря, в котором подвизалась святая.

Главными святынями Свято-Духовского кафедрального собора города Херсона являются почитаемый на Юге Украины чудотворный список Касперовской иконы Божией Матери, перед которым каждую пятницу херсонским духовенством торжественно служится акафист; Нерукотворный Образ Спасителя над Царскими вратами, который ежегодно 29 августа и в Неделю Торжества Православия опускается для поклонения верующих; Феодоровская икона Божией Матери,перед которой каждую субботу служится молебен;Почаевская икона Божией Матери, приплывшая в Херсон по Днепру; икона святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, обновившаяся в конце 1990-х годов; иконы святого праведного Иоанна Русского и преподобномученицы Параскевы Римской с частицами их мощей, перед которыми каждую пятницу служатся водосвятные молебны с особыми прошениями; два мощевика с мощами Преподобных Киево-Печерских и многих других святых угодников Божиих; мощи преподобного Варсонофия Херсонского, исповедника.

В церковной ограде Свято-Духовского кафедрального собора находятся могилы протоиереев Леонида Богданова и Иоанна Карлева.

Несомненно, что Свято-Духовский кафедральный собор, с его святынями, является у верующих города Херсона и Херсонской епархии одним из самых любимых и знаменитых храмов.