Все о тюнинге авто

Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий. Правила написания буквы н в причастиях Краткие страдательные причастия буквой н

Причастия и в полной, и в краткой форме нередко встречаются в нашей речи, особенно письменной. А это значит, что необходимо правильно их писать. Тема эта обширная, поэтому в статье мы рассмотрим только правописание суффиксов кратких страдательных причастий.

Как образуются краткие страдательные причастия

Краткие страдательные причастия образуются от полных. Если окончание полного причастия состоит из двух, а то и трех букв, то окончание краткого причастия состоит из одной буквы или вообще нулевое (в мужском роде единственном числе). Краткое прилагательное, как и краткое причастие, отвечает на вопросы Каков? какова? Каково? Каковы? Оно не изменяется по падежам, а всегда стоит в именительном падеже и потому является обычно именной частью составного именного сказуемого.

В редких случаях краткое причастие может являться определением при подлежащем: Утомлен долгой дорогой, он уснул.

Краткая форма образуется только от страдательных причастий настоящего или прошедшего времени. Напомним, что любые страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Краткие страдательные причастия настоящего времени

Причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -ом-, -ем-, -им-. Те же суффиксы сохраняются и в краткой форме.

  • Ведомый - ведом.
  • Гонимый - гоним.
  • Угнетаемый - угнетаем.

Выбор суффикса -ем- (-ом-) или -им- зависит от спряжения глагола. В причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения, употребляется суффикс -ем- (-ом-), а в тех, что образованы от глагола 2 спряжения, – суффикс -им-.

Краткие страдательные причастия прошедшего времени

Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -н- (-нн-), -ен- (-енн-), -т-.

Краткие страдательные причастия отличаются от них тем, что в них никогда не бывает два Н.

В кратких страдательных причастиях всегда пишется одна буква Н.

  • Исписанный - исписан.
  • Назначенный - назначен.
  • Проколотый - проколот.

Н или НН?

Казалось бы, все ясно: в кратких страдательных причастиях всегда пишется одно Н. В чем же подвох? А в том, что причастия часто переходят в прилагательные, в кратких же прилагательных бывает и одно Н, и два - столько, сколько было в полной форме. А суффикс Н в кратких страдательных причастиях очень легко спутать с суффиксом -енн- краткого прилагательного.

Отличить причастие от прилагательного, образованного путем перехода из одной части речи в другую, порой непросто. Можно воспользоваться такими подсказками:

  • в переносном значении употребляются прилагательные, а не причастия (лицо испуганно - прилагательное, ведь лицо не может пугаться);
  • дополнения в творительном падеже сопровождают причастие, а не прилагательное (фигура образована тремя пересекающимися прямыми - причастие, чем? - прямыми);
  • прилагательное обозначает постоянный признак, а причастие - временный (дама прекрасно образованна - прилагательное, ведь это постоянный признак).

Приведем пример:

  • Тучи рассеяны ветром (чем? - причастие).
  • Дети очень рассеянны (переносное значение, ведь детей никто не рассеивал, - прилагательное).

Гласная перед Н

Страдательные причастия образуются от основы инфинитива, а следовательно, их правописание зависит от гласной перед -ть в инфинитиве:

  • А и Я, стоявшие перед -ть, сохраняются и в причастии: рассеять - рассеян, запаять - запаян ;
  • во всех остальных случаях перед Н пишется Е: построить - построен, увидеть - увиден .

Чтобы не ошибиться в омофоничных (одинаково звучащих) причастиях, надо определить, от какого глагола они образованы.

Приведем примеры:

  • Вода выкачана - выкачать.
  • Бочка выкачена - выкатить.

4.7 . Всего получено оценок: 64.

если причастия образованы от приставочных глаголов: вы- чита нн ая рукопись, на- клее нн ая картинка, по- краше нн ый забор, про- йде нн ый путь, про- смотре нн ый фильм;

если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно коше нн ый луг, три года тому назад писа нн ая картина, краше нн ая маляром крыша, моще нн ая булыжником дорога;

если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: броше нн ый (бросить), да нн ый (дать), казне нн ый (казнить), купле нн ый (купить), лише нн ый (лишить), плене нн ый (пленить).

если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, не содержащих суффиксов -ованн- , -ёванн-): белё н ый дом (белить — глагол несовершенного вида), беше н ая собака, варе н ый картофель, вороне н ая сталь, кале н ый штык, суше н ая ягода;

если прилагательные не имеют при себе зависимого слова: краше н ый пол (но: краше нн ый масляной краской пол), груже н ая баржа (но: груже нн ая песком баржа).

Примечание. Разграничение страдательных причастий и отглагольных прилагательных в некоторых случаях осуществляется не только по наличию или отсутствию приставок и зависимых слов, но и по смыслу. Например, в словосочетаниях то ‘ пле нн ая печь и топлё н ый жир признаки, обозначаемые словами то ‘ пле нн ая и топлёный, разного свойства: в первом случае сохраняется глагольное значение (налицо временной предел), т. е. определение выражено причастием; во втором случае назван признак постоянный (ср. также: топлё н ое молоко, топлё н ое масло), т. е. определение выражено прилагательным. Смысловое различие наблюдается и в таких предложениях: Будучи раненным, командир еще отдавал приказания (слово будучи вносит временное значение в форму раненным, усиливая тем самым ее глагольность). — На опушке показались солдаты, выносившие убитых и раненых товарищей (признак обозначен прилагательным).

В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется Н, в кратких отглагольных прилагательных, как и в отыменных, пишется НН:

при кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме творительного падежа со значением деятеля; ср.: Территория около нового дома еще не благоустрое н а (причастие) . — Территория около нового дома была мала, неблагоустрое нн а (прилагательное) ; Сыновьям всегда везло, и они были избалова н ы судьбой (причастие) . — Сыновья были капризны и избалова нн ы (прилагательное) ; Статья начита н а для записи на пленку (причастие) . — Девушка была музыкальна и начита нн а (прилагательное) ; Население было взволнова н о сообщением по радио. — Море сегодня взволнова нн о;

краткие страдательные причастия употребляютсяв конструкциях с зависимым инфинитивом: Студентка намерена отвечать на вопрос; с зависимым дополнением: Спортсмены были уверены в победе; (но: Броски баскетболистов были точны и увере нн ы — без дополнения) .

Примечание 1. Некоторые отглагольные прилагательные в краткой форме пишутся с н (если они образованы от приставочных глаголов, что сближает их с причастиями): Глаза у нее были заплака н ы (ср.: заплака нн ые глаза); Пальто его было поноше н о (поноше нн ое пальто).

Примечание 2. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько их было в производящей основе: воспита нн ик (воспита нн ый), избра нн ик (избра нн ый), свяще нн ик (свяще нн ый), ставле нн ик (ставле нн ый) (об образовании слова «ставленник» см. «Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов», пр. 1) , варе н ик (варе н ый), копче н ости (копче н ый), муче н ик (муче н ый), мороже н ое (из прилагательного мороже н ое — морозить); организова нн о входить (организова нн ый), пута н о отвечать (пута н ый), удивле нн о смотреть (удивле нн ый).

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку (кроме НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА — от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛНОВАННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н: ЗАПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД? Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс -ОВА-, в нем надо писать две буквы Н: АСФАЛЬТИРОВАННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- или -ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ (что делать?), нужно писать одну букву Н: ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

«Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга _н ый и вместе обрадова _н ый взгляд.

Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа _н ое предположение…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Ну, гость неприглаше _н ый,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбле _н ой!

Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида _н ой красы.

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва _н ых и незва _н ых…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра _н ым локтем.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

…Были затребова _н ы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене _н ы…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче _н ый комитет который поселился…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа _н ый листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже _н ый возок…
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Левин приезжал в Москву всегда взволнова _н ый, торопливый, немножко стесне _н ый и раздраже _н ый этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Нет, в этот вырубле _н ый лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат!
(Некрасов, «Русские женщины»)

На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже _н ых детей?!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова _н ую ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закова _н ый идет.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

С изуродова _н ым страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида _н ый ею экипаж…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Женился наконец на дочери его,
Прида _н ого взял — шиш, по службе — ничего.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине _н ый ее мужа…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова _н ый Алексею Александровичу на службу.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К перу от карт? и к картам от пера?
И положе _н ый час приливам и отливам?
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбле _н ому есть чувству уголок.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич… в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая _н о так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявле _н ый мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

За то, что он смягчил разгнева _н ую гостью,
Хотел я похвалить.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Сидишь по часу нем,
Неугнете _н ый, бодрый ум
Работает меж тем.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Н и НН в кратких прилагательных

Как не ошибиться в написании -н- и -нн- в кратких прилагательных? Нужно лишь руководствоваться простым правилом, которое описано в этой статье. Кроме того, здесь приведены ошибочные варианты употребления -нн- в причастиях.

  1. Правописание Н и НН в кратких прилагательных
  2. Правописание Н и НН в кратких причастиях
  3. Ошибочное употребление суффикса НН в причастиях
  4. Тест по теме

Правописание Н и НН в кратких прилагательных

В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных прилагательных, от которых они были образованы. Данное правило относится как к отыменным (образованным от существительных), так и к отглагольным прилагательным.

Примеры НН и Н в кратких отглагольных прилагательных: жареные грибы, рассеянный мальчик, сдержанный характер .

Правописание Н и НН в кратких причастиях

В кратких причастиях всегда употребляется одна Н , не зависимо от того, сколько Н было в полном причастии либо глаголе, от которых они были образованы. Как правило, краткие причастия употребляются с пояснительными словами.

Ошибочное употребление суффикса НН в причастиях

Достаточно частой ошибкой является написание суффикса НН в кратких прилагательных и причастиях, формы которых совпадают. Важно различать значение таких слов, правильно употребляя в них Н либо НН . Сравните:

  • Причастия (можно заменить глаголом) – книга начитан а для записи (книгу начитали для записи), люди взволнован ы новостью (людей взволновали новостью) ;
  • Отглагольное прилагательное (можно заметить прилагательным) – девушка начитанн ая (девушка умная, образованная), море взволнованн о (море беспокойное) .
  • Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

    А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?

    Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

    1) 1,2 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 3

    Немного теории

    Несмотря на то, что в кодификаторе говорится об одной и двух буквах Н в суффиксах различных частей, в контрольных измерительных материалах мы будем иметь дело и со словами, в которых написание двух Н обусловлено тем, что первая из букв является частью корня (основы), а вторая — суффикс -Н- или часть суффикса, начинающегося на Н.

    Имена прилагательные:

    1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -ин- пишутся с одним -н-: глин ян ый, серебр ян ый, кур ин ый. Исключения: стекл янн ый, олов янн ый, дерев янн ый .

    2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- пишутся с двумя -н- : авиаци онн ый, родств енн ый . Исключение: ветр ен ый, масл ен ый .

    3) В прилагательных, образованных от основы на с помощью суффикса -н- , пишется два -н- : картинный (карти н -а + н -ый) .

    Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:

    Две буквы -н- пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:

    1) если они имеют приставку: вс паха нн ый, от варе нн ый (но: с мышлё н ый мальчик, на зва н ый брат );

    2) если при них есть зависимые слова: варе нн ая на молоке ;

    3) если в слове есть суффиксы -ова-, -ева-, -ирова- : маринованный, асфальтированный ;

    4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме раненый ): лишённый ;

    В кратких причастиях пишется одна -н- , а в прилагательных – две (кроме формы единственного числа мужского рода). Следует различать полные и краткие формы страдательных причастий прошедшего времени с суффиксами -енн- и -нн- и прилагательных, образованных от глаголов. Сравните:

    воспитанный, причастие от глагола «воспитать»; краткая форма: воспитан, воспита н а, воспита н о, воспита н ы и воспитанный, прилагательное; краткая форма: воспитан, воспитанна, воспитанно, воспитанны.

    Как различить? Можно по смыслу, но проще попробовать подставить к краткой форме слово ‘более ’: Маша воспитана бабушкой и Маша воспитанна, вежлива и умна. Как видим, в первом случае неуместна подстановка предложенного слова, а во втором – вполне реальна. Кроме того, страдательные причастия требуют наличия (хотя бы на подсознательном уровне) указания на того, кто выполнил действие, обозначаемое в причастии.

    Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных подчиняется общему правилу: гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид).

    Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н- , также пишутся с двумя -н- : шли организова нн о .

    В именах существительных, образованных от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько -н- , сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный ), мученик (от ‘мученый ) .

    Две —н — пишутся во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на : пенный (пе н -а+ н -ый), шестигранник (шесть+гра н ь+ н ик).

    Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных. Правила и примеры

    Итак, сначала необходимо определить, от какой части речи образовано прилагательное, так как оно может быть отыменным прилагательным, т. е. образованным от имени существительного, и отглагольным - образованным от глагола.

    Правило I. Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

    1. Одна буква н пишется:

  • ан, ян, ин: кожа - кожан ый, глина - глинян ый, соловей - соловьин ый ; исключение: в словах деревянн ый, оловянн ый, стеклянн ый пишется две буквы н;
  • в первообразных прилагательных, или исконных прилагательных: багрян ый, един ый , зелен ый, красн ый, свин ой, син ий, прян ый, румян ый, юн ый. В данных прилагательных буквы н входит в состав корня.
  • 2. Две буквы н пишутся:

  • в прилагательных, образованных от существительных с основой на н и мя с помощью суффикса н : семя - семенн ой, лимон - лимонн ый.

В прилагательном семенн ой два суффикса - ен и н , поэтому в слове пишется две буквы н . В слове лимонн ый одна буква н будет относится к корню, а вторая н - к суффиксу, поэтому в нем также будет писаться две буквы н .

Примечание: прилагательное безымянный , образованное от существительного имя , сочетается только со словом палец (безымянн ый палец); с иными словами, например, станция, высота, герой и др. употребляется прилагательное безымённый (безымённ ая высота);

  • в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов онн-енн : торжество - торжественн ый, лекция - лекционн ый ; исключение: в слове ветрен ый пишется одна буква н , но в приставочных образованиях будет писаться уже две буквы н : без ветренн ый, об ветренн ый, про ветренн ый и т.д.
  • Правило II. Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов

    Одна буква н пишется:

  • в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: коптить - копчен ая колбаса, вялить - вялен ая рыба; исключение : в словах деланн ый, желанн ый, жеманн ый, медленн ый, невиданн ый, негаданн ый, недюжинн ый, нежданн ый, неслыханн ый, нечаянн ый, священн ый , чванн ый, чеканн ый пишется две н , несмотря на то, что эти слова образованы от глаголов несовершенного вида, а также в словах посажен ый (отец или мать), назван ый (брат или сестра), смышлен ый.
  • От глагола задается вопрос: коптить (что делать?) - глагол несовершенного вида, поэтому образованное отглагольное прилагательное будет писаться с одной н - копчен ая колбаса.

    Две буквы н пишется:

  • в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: сказать - сказанн ое слово, купить - купленн ые билеты; исключение: в слове ранен ый пишется одна буква н , в приставочных образованиях - две: из раненн ый, по раненн ый.
  • От глагола задается вопрос: сказать (что сделать?) - глагол совершенного вида, поэтому образованного отглагольное прилагательное будет писаться с двумя н - сказанн ое слово;

  • в суффиксах ованн-еванн полных и кратких форм прилагательных, образованных от глаголов: взволновать - взволнованн ая актриса, актриса взволнованн а, организовать - организованн ые ученики, ученики организованн ы; исключение: в словахжеван ый, клеван ый, кован ый пишется одна буква н , так ова-ева входят в состав корня, а не являются частью суффиксов ованн-еванн , но в приставочных образованиях будет писаться две буквы н: про
  • Оформление приложения в дипломе по ГОСТу Для большинства научных дисциплин приложения являются важной составляющей научно-исследовательских работ, особенно дипломных работ и проектов. Они […]
  • Нотариусы Батайск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Антонова […]
  • Материал (5 класс) на тему: Расписка об ответственности родителей Предварительный просмотр: МБОУ Александровская ООШ Уведомление родителей (законных представителей) об ответственности за […]
  • УРОК 117

    Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Цели как деятельность учеников.

    Метапредметные:

    М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схема, ключевые слова, алгоритм),

    анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

    Предметные:

    4ЛР: опознавать новую орфограмму, анализировать выбор н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и

    отглагольных прилагательных, писать одну или две буквы н с опорой на алгоритм, устно и графически объяснять выбор

    написаний.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

    I. Оргмомент.

    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

    II. Проверка домашней работы.

    Ученики обмениваются приготовленными дома заданиями. Несколько человек выполняют задания у доски (желательно, чтобы задания были разными по типу), остальные на листочках.

    Ученики у доски производят самооценку в диалоге с учителем.

    Учитель собирает листочки с выполненными заданиями на проверку.

    ТОУУ

    III. Языковая разминка.

    Учитель диктует сочетания слов:

    конный спорт, песчаная отмель, ураганный ветер, соломенное чучело, серебряная медаль, карманные часы, горы величественны, юный герой, румяные щёки, даль пустынна, старинные здания, девочка легкомысленна, картинная галерея, стеклянная трубка.

    Какая орфограмма есть во всех сочетаниях?

    От слов каких частей речи образованы имена прилагательные?

    Графически обозначьте условия выбора написаний.

    Прочитайте слова группами: 1) с суффиксом - н -; 2) с суффиксом - ан -(- ян -); 3) с суффиксом - енн -. Сколько букв н в словах каждой группы?

    Какие слова не попали ни в одну из групп? (Юный, румяные .) Почему? ( н – часть корня, не образованы от существительных).

    Познавательные УУД

    1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

    2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

    IV. Постановка проблемы урока.

    Ученики проводят наблюдение по материалу учебника: § 76, рубрика «Определяем проблему урока».

    Выявляют противоречие в написании суффиксов выделенных слов:

    с одной и двумя буквами н , формулируют проблему: в каких случаях

    пишется одна буква н , а в каких две буквы н в суффиксах причастий?

    Регулятивные УУД

    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

    2. Формулировать тему и цель урока.

    V. Открытие новых знаний.

    1 . Используется подводящий диалог.

    а) Учащиеся выписывают из текста Н.А. Тэффи слова группами и

    проводят их анализ под руководством учителя (с опорой на вопросы учебника).

    1-й слайд .

    Выявляют две особенности, влияющие на написание: вид глаголов,

    от которых образуются причастия и отглагольные прилагательные, и

    структура слов (наличие или отсутствие приставки).

    После предварительных выводов учеников о написании одной и

    двух букв н на слайде по клику мыши появляются соответствующие

    обозначения (СВ над глаголами 1-го столбика, НСВ – над глаголами

    2-го столбика, приставки в причастиях нарезанная, выкрашенные ).

    б) Продолжение наблюдений.

    2-й слайд .

    Задание: сравните пары слов и дополните ранее сделанный вывод.

    (Приставка не не влияет на написание одной и двух букв н .)

    в) Продолжение наблюдений.

    3-й слайд .

    Задание: найдите сходные слова в каждом столбике. Выскажите

    предположения, с чем связана разница в написании одной и двух

    букв н в этих словах.

    После ответов учеников по клику мыши подчёркнуты слова на

    гриле, углём, в бою , вверху надпись зависимое слово .

    Сделайте общий вывод: в каких случаях в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется две буквы н , а в каких – одна.

    2. Упр. 620 – чтение текста правила.

    Какую новую информацию вы обнаружили?

    Запишите в виде ключевых слов признаки, влияющие на выбор двух букв н .

    Назовите опознавательный признак новой орфограммы.

    Представьте графическую модель орфограммы. (См. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» к § 76.)

    Знаком ли вам этот опознавательный признак? В каких орфограммах он встречается?

    Как отличить эти орфограммы? Какое условие выбора орфограммы является основным для разграничения орфограмм разных видов? (От какой части речи образовано слово, называющее признак: от существительного или от глагола.)

    Представьте правило в виде схемы. (См. материал предметного диска – схему правила выбора одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов к § 76.)

    3. Упр. 621 – шуточная грамматическая миниатюра, придающая

    правилу мотивирующий характер.

    Найдите причастия, объясните написание в них двух букв н , опираясь на одно из условий, названных в этом тексте.

    Регулятивные УУД

    1. Искать пути решения проблемы.

    2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

    3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные УУД

    1 . Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

    2 . Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (графическая модель, схема).

    VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

    Упр. 622 – анализируется ход рассуждений при выборе написания

    одной или двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

    Ученики самостоятельно восстанавливают 1-й шаг алгоритма

    (вспоминают начало этапа открытия знаний): найти слово (глагол),

    от которого образовано причастие (прилагательное).

    Выполняется письменно в тетрадях с комментированием.

    Упр. 623 – развивается первичное умение находить слова с изученной орфограммой, объяснять написание двух букв н в причастиях, опираясь на алгоритм и одно из условий, названных в упр. 621.

    Выполняется с комментированием устно.

    Упр. 624 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой с опорой на алгоритм (либо схему правила), графически обозначать условия выбора орфограмм.

    Выполняется с комментированием письменно.

    Познавательные УУД

    1 . Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

    2. Владеть навыками отбора и систематизации материала.

    3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст (правило) в алгоритм).

    Коммуникативные УУД

    1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    VII. Итог урока.

    Прочитайте пары слов. Установите, в какой паре не работает заданная закономерность. Объясните, почему.

    покрашенный – крашеный

    выстиранный – стираный

    подброшенный – брошенный

    проглаженный – глаженый

    Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

    Регулятивные УУД

    1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

    2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    ТОУУ

    VIII. Домашнее задание.

    1. Воспроизводить правило, опираясь на схему.

    2. Упр. 627.

    Прочитайте. Какие причастия чаще других переходят в прилагательные? Есть ли разница в написании н в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных, образованных путём перехода причастий в прилагательные?

    Причастия могут переходить в прилагательные.

    В предложении Зрители любовались сдержанными, мягкими движениями актрисы слово сдержанный употребляется в значении «спокойный, нерезкий, мягкий». Слово, приобретя значение постоянного признака качества, стало качественным прилагательным. От него теперь образуются степени сравнения: сдержанный - сдержаннее, более сдержанный, самый сдержанный .

    Применяя данное правило, рассуждайте так: сочинение написа(н, нн)о: написа(н, нн)о - краткое причастие, поэтому в суффиксе надо писать одну букву н : написано; дети рассея(н,нн)ы : слово рассеянный утратило значение времени и приобрело значение постоянного признака: рассеянный, невнимательный .

    Рассеянный - полное прилагательное; краткое прилагательное, образованное от полного с двумя н , пишется тоже с двумя н : кр. прил.: рассеянн ы.

    141. Образуйте и запишите краткие страдательные причастия прошедшего времени во множественном числе. Составьте два предложения с однородными членами, употребите в них причастия в краткой форме.

    Отрезать, дать, потерять, увидеть, рассмотреть, найти.

    142. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

    1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

    143. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы (см. образец в рамке).

    Выразить, под..лить, доставить, ос..ждать, ост..влять, испортить, поправить, приобретать, присваивать, про..влять, разрешить, схв..тить, утратить, защ..мить, сохр..нить, сэкономить.

    144. При списывании вставьте пропущенные запятые и замените глаголы неопределённой формы полными или краткими страдательными причастиями. Устно объясните употребление н и нн в суффиксах.

    Есть немало ребят, которые сч..тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк.. или шапк.. с (ра..пустить) болта..щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не)хватает, ботинки не(чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(?)ся и такие, которые сч..тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и тро(л, лл)ейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

    (А. Дорохов)

    145. Опираясь на текст предыдущего упражнения, продумайте и запишите выступление в публицистическом стиле: используйте обращения, объясните, как нужно вести себя в общественных местах, призовите ребят к порядку. Произнесите подготовленный текст.

    146. Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн . Составьте два сложных предложения, используя записанные слова и подчёркивая их как члены предложения.

    Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

    147. Ниже приведён план работы школьного туристского кружка. Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

    1. Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.
    2. Проверить исправность туристского сн..ряжения.
    3. Получить согласие родителей на участие в походе.
    4. Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

    148. Замените прилагательные, образованные от глаголов, однокоренными причастиями. Составьте предложения с любыми из однокоренных прилагательных и причастий.

    Вязаная кофта, плетёная корзина, мощёная улица, гружёная баржа, крашеное полотно, мороженое мясо, пилёный сахар, кипячёное молоко, мочёные яблоки.

    149. Прочитайте текст. Спишите, устно объясните правописание н и нн в суффиксах; вставьте пропущенные запятые. Назовите причастия, их виды.

    Мамина родня жила в деревне. К ним я приезжал на каникулы. Бабушка держала корову. Из хлева, который был соединё(н, нн) с домом, слышалось, как корова вздыхала перетирала сено дышала.

    Сам дом был стар но очень прочен(н, нн), хотя и срубле(н, нн) лет ещё пятьдесят назад. В доме всегда топилась печь а в ней томилась крынка топлё(н, нн)ого молока запечё(н, нн)ого до коричневой корочки. На столе духовитой горкой - пирожки. До чего вкус(н, нн)ы, аппетит(н, нн)ы, румя(н, нн)ы! Бабушка строгим голосом выговаривала мне, что я тощ, некормле(н, нн), непое(н, нн), вид у меня болезне(н, нн), но за нарочитым ворчанием угадывалась такая любовь, что я уплетал этих пирожков раза в два больше, чтобы только её порадовать.

    (А. Лыков)

    150. Конечно, у вас дома есть фотографии родных, друзей, знакомых. Выберите ту фотографию, где запечатлен человек, который вам нравится. Кто это? Давно ли у вас эта фотография? О чём вам говорит лицо этого человека, его поза, одежда? Составьте текст - подпись к фотографии. Используйте в случае необходимости синонимы (см. рамку). Подчеркните в сочинении причастия, если вы их употребили.

    представить
    вообразить
    увидеть

    151. Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. Подчеркните в своём изложении причастия.

    Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

    Здорово, браток!

    Здравствуй.- Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

    Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

    Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

    Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

    С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

    Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.

    Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

    Беда мне с этим пассажиром!

    Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...

    Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

    Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

    А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

    Правописание причастий включает несколько типов правил:

    1) правописание окончаний причастий;
    2) правописание гласных в суффиксах причастий;
    3) правописание нн и н в причастиях (и в отглагольных прилагательных).

    Поскольку правописание нн и н в отглагольных прилагательных аналогично правописанию нн и н в причастиях, эти правила рассматриваются в одном параграфе. По этой же причине в данном параграфе рассматриваются также правила правописания нн и н в существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.

    1. Правописание окончаний причастий:

    Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

    Ср.: в [какое ?] бушующее море ; в [каком ?] бушующем море ; с [каким ?] бушующим морем.

    2. Правописание гласных в суффиксах причастий:

    а) настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

      в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) - I спряжение; -ащ-(-ящ-) - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

      Ср.: решаю т (I спр.) - решаю щий ; строя т (II спр.) - строя щий .

      Обратите внимание!

      В слове будущ ий (по происхождению - причастии) суффикс -ющ- добавляется к основе буд -, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласную ю (!).

      в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) - I спряжение; -им- - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

      Ср.: решае т (I спр.) - решае мый ; строи т (II спр.) - строи мый .

    б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

    • в действительных причастиях ;
    • Клеи ть - клеи вший, тая ть - тая вший.

      в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

      • гласные а, я, е , если основа глагола оканчивается на а, я, е ;

        Увеша ть - увеша нный; засея ть - засея нный, увиде ть - увиде нный.

        гласные е, ё , если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

        Ср.: повеси ть - повеше нный; построи ть - построе нный, подмести - подметё нный, застрели ть - застреле нный.

    3. Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:

    а) Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

      если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;

      Красить [что делать?] - крашен ый пол; косить [что делать?] - кошен ый луг, писать [что делать?] - писан ый портрет .

    • во фразеологизмах: ;
    • в субстантивированном отглагольном прилагательном: приданое (невесты).

    б) НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

    • если есть приставка (кроме не- ).

      С косить - с кошенн ый луг, на писать - на писанн ый портрет.

      Приставка не- на написание н и нн не влияет;

      Ср.: не кошен ый луг - не скошенн ый клевер; не крашен ый пол - не покрашенн ый пол.

    • если есть зависимое слово;

      Кошенн ый [когда?] в прошлую пятницу луг; крашенн ый [когда?] в прошлую пятницу пол; писанн ый [чем?] масляными красками портрет.

    • если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова);

      Ср.: решить [что сделать?] - решённ ая задача; бросить [что сделать?] - брошенн ая шахта.

      если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный , причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.

      Ср.: балова ть - балованн ый, арестова ть - арестованн ый, корчева ть - корчёванн ый.

      Исключения: кованый, жёваный (-ов- является частью корня: ков-, жёв- );

      в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не- ): данный, деланный, медленный, священный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, недрёманный .

    Обратите внимание!

    1) При образовании причастия (отглагольного прилагательного) от двувидового глагола ранить без приставки и зависимого слова по общему правилу пишется одна буква н ; при наличии приставки или зависимого слова - нн .

    Ср.: ранен ый солдат - израненн ый солдат, раненн ый в руку солдат.

    2) В сложных словах, где вторая часть отглагольное прилагательное, действуют общие правила. Наличие первого корня значения не имеет: если нет приставки перед вторым корнем, то пишется одна буква н , если приставка перед вторым корнем есть, - то пишется нн .

    Ср.: морозить - свежеморожен ая рыба; заморозить - свежезамороженн ая рыба.

    3) Слова кованый и жёваный подчиняются общим правилам написания н и нн : без приставки, зависимого слова пишется одна н , с приставкой или зависимыми словами - нн .

    Ср.: кован ый сундук, подкованн ая лошадь, кованн ая на все четыре ноги лошадь.

    4) Не путайте главное для причастия (отглагольного прилагательного) слово и зависимые от причастия (прилагательного) слова! Главным для причастия (прилагательного) является то слово, от которого к данному причастию задаётся вопрос: лошадь [какая?] кованая; лошадь [какая?] подкованная . Наличие или отсутствие главного слова на написание н и нн не влияет! Для зависимого слова уже причастие является главным и именно от причастия задаётся вопрос: лошадь, подкованн ая [кем?] кузнецом . Наличие или отсутствие зависимого у причастия слова влияет на написание н и нн !

    5) Одна буква н пишется в сочетаниях посажёный отец, названый брат только в том случае, если они являются фразеологизмами. Вне таких сочетаний причастия с приставками посаженный , названный пишутся с двумя буквами н .

    Ср.: Он был посажён ым отцом на моей свадьбе. - Отец, посаженн ый слева от жениха, был угрюм; Будешь мне братом назван ым. - Сергей, названн ый в честь деда, был горд этим.

    6) Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в отличие от прилагательных, образованных от существительных, не зависит от гласной перед н , ср.:

      прилагательные, образованные от существительных: серебрян ый - торжественн ый;

      отглагольные прилагательные и причастия: писан ый - напиcанн ый, ранен ый - израненн ый .

    7) Для запоминания слов, в которых пишется одна буква н , можно использовать такое предложение:

    В ветреный день на масленицу в уютной гостиной посажёный отец познакомил названого брата со смышлёной девушкой, труженицей, писаной красавицей с большим приданым.

    4. Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных:

    а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н ;

    Ср.: завязанн ый узел - узел завязан ; уложенн ые волосы - волосы уложен ы.

    б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н , сколько и в полных формах.

    Ср.: ценн ая вещь - вещь ценн а; зелён ые посевы - посевы зелен ы.

    Обратите внимание!

    Для того чтобы разграничить краткое причастие и прилагательное, необходимо учитывать следующее:

    1) Если краткая форма образована не от глагола, то это, безусловно, краткое прилагательное (н в нём будет писаться столько, сколько в полной форме):

    знойный - зноен; достойный - достоин; ценная - ценна.

    2) Краткая отглагольная форма может быть как кратким причастием, так и кратким прилагательным.

    а) Краткая отглагольная форма будет причастием (и в ней будет писаться одна буква н ), если:

    • эта форма имеет при себе зависимое слово в творительном падеже:

      дом построен рабочими ; гастроли организованы известной фирмой ; ребёнок избалован родителями ;

    • эта форма имеет при себе зависимый инфинитив, зависимое обстоятельство (кроме обстоятельства меры и степени):

      она намерена поступать в университет; она воспитана [где?] в монастыре;

    • сочетание с причастием можно перефразировать с использованием глагола.

      Ср.: ребёнок испуган - ребёнка испугали ; она воспитана в монастыре - её воспитали в монастыре;

    б) краткая отглагольная форма будет прилагательным (и в ней будет писаться столько же букв н , сколько и в полной форме), если она имеет качественное значение, даёт постоянную (качественную) характеристику лица или неодушевлённого объекта.

    Ср.: дети капризны и избалованны (это их постоянное качество); девушка скромна и воспитанна (это её постоянное качество).

    5. Правописание н и нн в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных:

    а) в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько букв н , сколько их пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных, ср.:

    ОДНА буква Н : путан ый → путан ик, путан о; варён ый → варен ик; копчён ый → копчён ости; морожен ый → морожен ое; мучен ый → мучен ик; учён ый → учен ик, учен ица;

    ДВЕ буквы Н : данн ый → данн ик; приданн ый → бесприданн ица; избранн ый → избранн ик, избранн ица; утопленн ый → утопленн ик; священн ый → священн ик; деланн ый → деланн о;

    б) следует запомнить правописание существительных: тружен ик, придан ое - бесприданн ица, ставленн ик.