Все о тюнинге авто

Не является характерной особенностью вальдорфской школы. Вальдорфская педагогика — суть, основные принципы (Вальдорфская педагогика). Особенности Вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогическая система - одна из самых известных альтернативных методик школьного обучения в мире, цель которой - формирование гармоничной и целостной личности. Особенность данного подхода в том, что основным критерием успешности ребёнка не считается объём усвоенных им знаний. Важнее познание учениками собственной человеческой природы и разностороннее раскрытие их творческого потенциала.

Что такое вальдорфская педагогика

Вальдорфская система - явление в России относительно новое. Как и откуда появилась эта методика и в чём её основные особенности?

Цели, задачи и принципы. Философия Штайнера

Вальдорфская педагогика базируется на антропософии австрийского философа Рудольфа Штайнера (1861–1925). Главной целью образования, с его точки зрения, является появление на свет «мудрого человека», который преодолевает свою животную природу и раскрывает в себе божественный источник жизни. Таким образом, обучение и воспитание становятся инструментами в руках мастера, воплощающего чистый и возвышенный образ, по которому человек был задуман изначально.

Ключевым является понятие единства развивающей триады - восприятия, чувства, мысли.

Цель - развить природные способности ребёнка, помочь ему поверить в собственные силы.

Задачи и постулаты вальдорфской педагогики

  1. Обучение в согласии со своим внутренним миром и единстве духовного, умственного и физического развития.
  2. Эмоционально насыщенные, живые, пробуждающие творческую фантазию и воображение уроки.
  3. У детей есть не только пытливый ум, но и умелые руки и открытое сердце, и обращаться с детьми надо соответственно.
  4. Внимание к становлению личных качеств характера, которые подготовят выпускников к жизни в сложном и противоречивом мире. Развитие способности самостоятельного критического мышления, трепетного отношения к гармонии и красоте.

Полный потенциал личности раскрывается при прохождении через три основных возрастных этапа жизни: детство, отрочество и юность .

На каждой стадии развития интересы ребёнка, его возможности и доступные ему способы познания мира различны. В детстве приоритетно физическое тело, познание происходит через органы чувств, поэтому основной метод обучения - имитация. Малыш не должен испытывать недостаток в обилии звуков, света, цвета, ничто не должно сдерживать его движения, его должны окружать красивые вещи. У каждого возрастного периода свои потребности, понимание которых должно стать основой образовательных программ и планов. Гармоничное развитие ориентируется на развитие личности в целом, а не отдельных её граней.

Особенности подхода к образованию

У вальдорфской системы образования есть характерные черты, отличающие её от обычной школы.

Ценность индивидуальности ребёнка

В вальдорфской системе приоритетным является не столько интеллектуальное развитие, сколько ощущение внутреннего комфорта ребёнка, осознание им своей индивидуальности, обретение своего места в мире. Поэтому принципиально важно создать атмосферу детской солидарности и уважительных отношений с воспитателем, который свой авторитет у детей должен заслужить постоянным самосовершенствованием. Вальдорфская система славится своим традиционным демократизмом, здесь в почёте принцип равенства, отсутствует разделение по расовому, религиозному, материальному или другому социальному признаку. Такой подход позволяет устранить проблему психологических комплексов, в том числе комплекса неполноценности.

Вальдорфская система начинает работать с детьми, когда им исполняется три года. Группы в её детских садиках организованы по принципу большой и дружной многодетной семьи. В группе может быть до двадцати детей (от 3 до 6 лет): старшие поддерживают младших и помогают им, а малыши подражают старшим и учатся у них. В школе обучение начинается с семи лет и традиционно продолжается 11–12 лет.

Вальдорфская школа ценит прежде всего неповторимую личность каждого ученика

Вальдорфские педагоги не являются сторонниками идеи форсированного интеллектуального развития и методик раннего обучения. В школе избегают неоправданно большой механической нагрузки на память, полагая, что трансляция извне готовых знаний - это бесполезная практика как для ума, так и для сердца. Порядок обучения и нагрузка должны быть соизмеримы с возрастными, индивидуальными особенностями развития ребёнка, поэтому логика процесса в целом должна подчиняться периодам естественной заинтересованности малыша к определённому виду деятельности. В вальдорфском детском саду не учат письму и счёту, полагая, что для маленького ребёнка более органично идти к познанию через эмоции и образы, а не абстракции в виде цифр и букв. Однако малыши много времени уделяют урокам лепки, вязания или вышивания, на которых приобретают полезные практические навыки и развивают мелкую моторику.

Игровая деятельность

Вальдорфская система считает игру одним из лучших средств организации учебного процесса. Большой арсенал игр включает в себя как несложные забавы на пять минут, так и большие сюжетные игры со свободой импровизации. В зависимости от целей и задач, стоящих перед педагогом, а также возраста его учеников, можно подобрать наиболее подходящий к учебной ситуации вариант.

Познание мира через практический опыт

Знание не должно быть оторвано от реальности, в которой живёт человек - вот ещё один тезис вальдорфского подхода. Дети ходят на экскурсии, разыгрывают спектакли, учатся печь хлеб, выращивать урожай и возводить здания.

Уроки домоводства по-вальдорфски

Лепка, приготовление пищи, вязание - этим не удивишь современных школьников. Но многие ли строят настоящие, хоть и небольшие, хижины? Или изготавливают посуду своими руками?

Каждый 3 класс проходит эпоху строительства дома

Костюмированные праздники

На празднике дети поют песенки про фонарики и гномиков и устраивают сказочное шествие по улице Так проходит праздник встречи весны в вальдорфской школе Пример костюмированного театрализованного представления с участием детей и родителей

Для вовлечённости детей в мировую культуру школа любит устраивать костюмированные постановки и праздники, посвящённые тем или иным обычаям и верованиям разных народов. Перед началом каникул все классы проводят отчётные концерты для родителей и гостей школы, а в вестибюле в это время организовываются выставки одежды, которую сшили дети, мастерски изготовленных игрушек, самых аккуратных и образцовых тетрадей, глиняной посуды и т. д.

Организация пространственной среды

Вальдорфский подход к обустройству пространства не приемлет наличие современных технических устройств, таких, как компьютер, телевизор и т. д. Для полноценного и здорового развития ребёнка необходима гармоничная, творческая и спокойная атмосфера. Игровое пространство оснащается мебелью из натурального материала (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла, открытые полки с корзинами, где лежат материалы для рукоделия); стены и окна художественно оформляются текстилём в тёплой, светлой цветовой палитре.

Вальдорфский учитель

Преподавание базируется на принципе подражания, преемственности и личного примера учителя. С 6 до 14 лет за классом закреплён один классный руководитель, каждое утро он радушно встречает детей и проводит двухчасовой урок без перемены, но и после 14 лет учащийся может рассчитывать на заботливую помощь и своевременную поддержку своего наставника. Таким образом, ребёнок всё детство и юность находится под покровительством одного человека, который успевает глубоко изучить личностные особенности и индивидуальные потребности каждого подопечного. Такая традиция обеспечивает психологическую стабильность и максимальное раскрытие творческих способностей ученика. Педагог, в свою очередь, получает дополнительный источник вдохновения и мотивации, поскольку может наблюдать конечный результат своей профессиональной деятельности.

Отказ от учебников

Учебники почти не используются, лишь в старших классах они допускаются в качестве дополнительной литературы по основным предметам. Место традиционных учебников занимает так называемая рабочая книга, аналог личного дневника, куда записывается осмысленный опыт, приобретённый школьником в процессе обучения. В первом классе вальдорфской школы дети начинают печатать буквы и рисовать формы, используя восковые мелки. Специально разработанные для детской руки, они дают достаточные силу трения и сопротивление движению на бумаге - это помогает ребёнку держать процесс письма под контролем.

Отказ от состязательности характера обучения и оценок

Оценки в конце четверти заменены детальным индивидуальным отчётом, подробной характеристикой на каждого ученика. Однако ученику, переходящему в обычную школу, выдают табель с оценками.

Внутришкольное управление

Школа во многом опирается на идею коллегиальности: решения обсуждаются совместно всеми сотрудниками, порой к этому привлекают и родителей. Этот принцип выражен здесь сильнее, чем в обычной школе, и иногда приводит к своим проблемам: коллегиальность снижает чувство индивидуальной ответственности.

Плюсы и минусы вальдорфской методики

Вальдорфская педагогическая концепция, несмотря на большое количество преимуществ перед обычной школой, всё же сталкивается со своими проблемами.

Достоинства

  • Тёплая, располагающая атмосфера домашнего уюта.
  • Компактные классы, в которых предлагают индивидуальный подход и пристальное внимание к каждому ребёнку.
  • Отсутствие травмирующего фактора оценки, следовательно, страха перед учёбой.
  • Тесный контакт и сотрудничество с родителями, консультирование и необходимая помощь.
  • Для учеников занятия проводятся в увлекательной живой форме, что стимулирует познавательные и творческие способности.
  • Прививаются практические навыки жизни, развиваются качества самостоятельного критического мышления, детей приучают к дисциплине и самоконтролю.
  • Занятия творчеством чередуются с ручным трудом и физическими упражнениями, что позволяет распределять нагрузку плавно и гибко, не переутомляя ребёнка.
  • В основе процесса познания, с точки зрения Штайнера, находится личный чувственно-сверхчувственный опыт, поэтому изучение наук, основанных на логике, анализе, техническом развитии и экспериментальной практике, недооценивается и вытесняется из учебной программы.
  • Ученики могут иметь трудности в дальнейшем, столкнувшись с требованиями стандартной системы (например, в университете или обычной школе).
  • Учение Штайнера оперирует эзотерическими понятиями, такими как «эфирные, астральные или высшие духовные тела», к которым приобщается ребёнок по мере своего духовного развития. Такой эзотерический акцент педагогической концепции Штайнера некоторые методисты считают несколько странным, кроме того, непредсказуемо опасным для интеллекта ребёнка и разрушительным для его психики.
  • Успешное образование в вальдорфской школе находится в непосредственной зависимости от степени личного профессионализма и одарённости педагога.

Для каких детей вальдорфская школа станет оптимальным вариантом

Школа больше подойдёт творчески одарённым детям, нацеленным на самореализацию в этом направлении. Кроме того, школа поможет эмоционально чувствительным детям с заниженной самооценкой преодолеть комплексы, стать более коммуникабельными и открытыми. Выпускники вальдорфских школ чаще всего профессионально успешны в таких сферах, как медицина или педагогика.

Вальдорфская система обучения

Вальдорфское образование строится на оригинальных принципах, раскрывающих сущность этого подхода.

Принцип цикличности программы

Жизнь подчиняется законам ритмичности и повторения. Эти закономерности можно наблюдать в природной смене циклов года, течении времени, а традиционный образ жизни всегда был согласован с природой. Последователи Штайнера образно представляют течение времени как ритмическое чередование «вдоха» и «выдоха». На метафорической фазе «вдоха» ребёнок усваивает неведомые ему ранее знания. Фаза «выдоха» увлекает ребёнка игрой, в которой он открывает свои чувства, реализует фантазии.

Игровая фаза «выдоха» помогает сбросить интеллектуальное напряжение и создать прекрасное настроение

Дни недели тоже складываются из последовательно сменяющих друг друга занятий - понедельник посвящён рисованию, во вторник занимаются вязанием, в среду дети увлечены лепкой, в четверг им предлагают потренироваться в мастерстве выпечки, а пятница - день генеральной уборки. Годовой цикл зависит от смены погоды, поэтому весна зовёт детей на грядки, лето - выращивать цветы, осень - собирать веточки и шишки для поделок, зима - строить всем вместе снежную крепость и проходить спортивные испытания. Такая жизнь даёт ощущение стабильности и умиротворения. Умственная деятельность утомляет и отнимает силы, считают вальдорфцы, поэтому должна ритмически должна перетекать к занятиям музыкой, живописью, гимнастикой или ремеслом.

В период начальной школы классический набор учебных дисциплин представлен в расписании в сокращённом, если не минимальном, объёме. Чтение появляется только во втором классе, до этого дети изучают буквы. В этой концепции своё понимание важности тех или иных школьных уроков: в вальдорфских школах более важными считаются дисциплины, которые в обычных школах чаще воспринимаются как второстепенные: иностранные языки, музыкальная культура, искусство, рукоделие, садоводство и т. д. Здесь доминирует убеждение, что художественная среда пробуждает живой интерес и активизирует естественные познавательные способности ребёнка.

Отдаётся предпочтение педагогической технике преподавания предметов в атмосфере художественного творчества, а не сухой интеллектуальной зубрёжке или натаскиванию без глубокого понимания. С первых дней в школе изучается два иностранных языка, благодаря чему дети приобщаются к духовному миру других народов, знакомятся с их культурными особенностями и традициями. Изучение иностранного языка, как и родного, проводится в игровой форме с песнями и стихами, театральными импровизациями на тему народных и религиозных праздников. Одновременно такие занятия ненавязчиво тренируют память, расширяют кругозор и прививают уважение к традициям предков, а также толерантность.

Фотогалерея: иллюстрации из школьной жизни

Эпоха минералогии в 6 классе заканчивается визитом в Геологический музей Эпоха минералогии в 6 классе начинается с интересного похода, игр и прогулок по лесу В конце учебного года пятиклассники выезжают на игры, которые устраивают родители и учителя Школьники соревнуются в шести видах спорта, а ещё в знании истории Древней Греции

Обучение проходит по учебным эпохам с месячными циклами изучения. Предметы делятся на еженедельные и так называемые эпохальные. Такие предметы, как русский язык и литература, история, математика, физика, химия, биология и география даются в соответствии с эпохами (блоками, каждый из которых рассчитан на 3–4 недели). Под эпохами подразумеваются не исторические периоды, а скорее разные отрасли знания: эпоха минералогии, эпоха строительства и так далее. На основном уроке эпохи, который длится примерно 2 часа, учитель добивается полного погружения ребят в материал. Итогом прохождения эпохи становится отдельная тетрадь с текстами, картами и схемами.

Расписание одной из российских школ, работающей по вальдорфской системе - таблица

день недели 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Понедельник

Урок эпохи

Подвижные игры

Немецкий./Англ

Англ./Немецкий

Урок эпохи

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Ансамбль/Эвритм

Эвритмия/Ансамб

Литература

Урок эпохи

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Физкультура

Физкультура

Садоводство

Урок эпохи

Математика

Пласт./ИЗО

ИЗО/Пласт.

Информатика

Урок эпохи

Математика

математика

Информат./Нем.

Нем./Информат.

Урок эпохи

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Математика

Математика

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Гимнастика

Живопись

Живопись

Урок эпохи

Нем./Англ.

Нем./Англ.

с/к обществознание

Вторник

Урок эпохи

Подвижные игры

Немецкий/Англ.

Урок эпохи

Англ./Нем.

Математика

Обществознание

Живопись

Живопись

Урок эпохи

Англ./Нем.

Математика

Урок эпохи

Информат/Гитара

Гитара/Информат

Нем./Англ.

Англ./Нем.

Обществознание

Урок эпохи

Литература

Нем./Англ.

Англ./Нем.

Астрономия

ИГЗ Математика

Урок эпохи

Гимнастика/Нем.

Гимнастика/Англ.

Нем./Англ.

Лоза/Дерево

Лоза/деоево

Урок эпохи

Математика

Математика

Обществознание

с/к литература, биология,физика

Урок эпохи

Обществознание

Обществознание

Литература

Физкульткра

Физкультура

Среда

Урок эпохи

Подвижные игры

Английск./Нем.

Рукоделие

Рукоделие

Урок эпохи

Нем./Англ.

Физкультура

Физкультура

Классный час

Урок эпохи

Ансамбль/Дерево

Дерево/Ансамбль

Литература

ИЗО/Рукоделие

Рукоделие/ИЗО

Урок эпохи

Нем./Англ.

Англ./Нем.

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Англ./Информат.

Англ./Информат.

ИГЗ Математика

Урок эпохи

Математика

Лоза/Дерево

Лоза/дерево

Урок эпохи

Обществознание

Англ./Нем.

Англ./Нем.

Живопись

Живопись

Урок эпохи

Нем./Англ.

Математика

Математика

с/к литература, физика

Четверг

Урок эпохи

Подвижные игры

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Математика

Литерат. чтение

Урок эпохи

Математика

Нем./Эвритмия

Эвритмия/Нем.

Урок эпохи

Англ./Нем.

Литература

Урок эпохи

Нем./Англ.

Математика

Литература

Садоводство

Урок эпохи

Обществознание

Литература

Живопись/Маски

Живопись/Маски

Ансамбль

Урок эпохи

Литература

Обществознание

Информатика

Информатика

Физкультура

Урок эпохи

Математика

Математика

Англ./Нем.

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Физкультура/Нем.

Англ./Физкультура

Математика

с/к математика, история

Пятница

Урок эпохи

Подвижные игры

Математика

Англ./Нем.

Литер. чтение

Урок эпохи

Литература

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Математика

Обществознание

Англ./Нем.

Урок эпохи

Англ./Гимнастика

Гимнастика/Нем.

ИЗО/Дерево

ИЗО/Дерево

Литература

Урок эпохи

Математика

Классный час

Литература

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Литература

Социально-

Обществознание

с/к Химия

Обществознание

Урок эпохи

Англ./Нем.

Англ./Нем.

художественные

История икусств

Урок эпохи

Пластицирование/переплёт

Пластицирование/переплёт

Суббота

Урок эпохи

Подвижные игры

Рисование

Рисование

Урок эпохи

Дерево/Англ.

Англ./Дерево

Рукоделие

Рукоделие

Урок эпохи

Рукоделие/ИЗО

ИЗО/Рукоделие

Нем./Англ.

Литература

Урок эпохи

Астрономия

Дерево/Пластицир

Пластицир/Дерево

Урок эпохи

Нем./Маски

Нем./Маски

Живопись/Англ.

Живопись/Англ.

Урок эпохи

Литература

Классный час

Немец./Англ.

Немецк./Англ.

с/к Биология

Урок эпохи

Информатика

Информатика

Литература

Литература

с/к история

Урок эпохи

Англ./нем.

Англ./нем.

Классный час

Пластицирование/переплёт

Эта таблица даёт более полное представление о специфике учебного процесса. Каждая школа имеет своё расписание с вариативностью предметов и учебной нагрузки.

Художественное творчество как средство гармоничного развития личности

Художественная деятельность ребёнка вальдорфской школы включает разнообразную и насыщенную программу: рисование, лепка, музыка, театрализованные постановки. Этой сфере жизни детей уделяется подчёркнуто повышенное внимание, поскольку именно с её помощью происходит реализация главного вальдорфского мировоззренческого принципа о восприятии человека в единстве душевного и телесного начал. Энтузиазм, увлечённость детей жизнью закладывается путём вовлечения их в художественную активность, где происходит слияние душевных порывов с каждой клеточкой тела, пробуждается глубинный инстинкт познания окружающего мира.

Ученикам часто дают задание порисовать на свободную тему

С первых дней пребывания в вальдорфской школе дети начинают осваивать изображение простых форм, которые они наблюдают в природе (снежинки, листики, кисть руки). В живописном рисунке поощряется обнаружение геометрических форм. Во время уроков эвритмии играют в «движение по спирали», очерчивают в беге «восьмёрку», а затем телесную память воспроизводят в живописной импровизации на уроке рисования. Во время упражнений в изучении форм учеников подводят к осознанию понятий «внешнее» и «внутреннее», просят подобрать зеркальное изображение, и тогда обычное рисование форм становится не просто увлекательным занятием, а ещё и открывает глубинные тайны мира.

Фотогалерея: художественное творчество учеников школы

Своё восприятие дети передают через рисунок С первых дней в школе дети учатся изображению простых форм, наблюдаемых ими в природе Во время упражнений по изучению форм дети подбирают зеркальное изображение

Живопись прекрасно способствует исцелению эмоциональной неуравновешенности, в цвете выплёскиваются чувства возбуждения или подавленности. Легковозбудимый, импульсивный ребёнок будет рисовать в горячей палитре огненных оттенков, а индифферентный и заторможенный, скорее всего, предпочтёт спокойный и холодный синий цвет. Смысл цветотерапии в том, что внешний возбудитель отражается внутри человека противоположным внутренним эхом, то есть красный может зеркально трансформироваться в зелёный и оказать психологический эффект умиротворения. Необходимо создать ребёнку условия для самовыражения, и тогда он сам найдёт правильный путь к обретению внутренней гармонии. Таким образом, занятия живописью используются в качестве средства для корректировки темперамента и поведенческих особенностей обучающихся.

Эвритмия и гимнастика

Эвритмия основывается на чередовании и сочетании гласных и согласных звуков, которым необходимо придать зрительное воплощение в танце, песне, стихотворении, хореографической пластике или актёрском мастерстве.

Эвритмия - это визуальная речь жеста и мимики, искусство перехода внутреннего звукового напева души во внешнее движение тела, прежде всего в форме исполнения стихов и песен. Эвритмии обучают в специализированных центрах, и этот предмет включён в обязательную программу вальдорфских школ.

Диапазон занятий эвритмией очень разнообразен - от простейших одиночных ритмических упражнений в начальной школе до масштабных театральных постановок и костюмированных праздников, в которых важен принцип коллективной согласованности.

Фотогалерея: занятия эвритмией, гимнастикой, пластицированием

Эвритмия практикуется не только с детьми Занятия эвритмией порой очень выглядят очень изящно Педагоги тоже учатся быть командой

Цель гимнастических упражнений была сформулирована ещё Штайнером. Занятие гимнастикой призвано развить тонкое восприятие пространства и сформировать волевые качества у учеников. Начальный период школьного образования совпадает с физически-телесным этапом формирования личности, поэтому задача учителя превратить гимнастические уроки на ловкость в свободную, соревновательную игру. С шестого класса детей целенаправленно ориентируют на преодоление трудностей и развитие силы воли. Подход должен быть дифференцированным, с максимальным уважением к ребёнку и его возможностям.

Музыка - основа эстетического воспитания

Вальдорфская система полагает, что музыкальное образование должно быть полноправной и обязательной частью программы общеобразовательной школы, такой же, как чтение, математика или письмо.

Цели: развитие музыкальных способностей способствует формированию интеллектуально и социально полноценной личности, музыка поможет реализовать задачи по развитию общей культуры чувства и сформировать цельную личность.

В вальдорфских школах игра на флейте - неотъемлемая часть учебного процесса с первого класса

Видео: выступление оркестра средних классов Самарской Вальдорфской школы

Выпускники вальдорфской школы владеют знаниями в области истории музыкальных стилей и направлений, общей теории музыки. Кроме того, они должны овладеть хотя бы одним музыкальным инструментом и иметь опыт игры в камерном оркестре.

Рукоделие и ремесло

Вальдорфская система воспитания настаивает на существовании связи между ловкостью пальцев и ловкостью ума . Ремесленная деятельность - это не столько практическое занятие, сколько искусство ручного творчества и методологический приём для развития гибкости интеллекта и способности к независимому критическому мышлению, профилактика тупости и косности.

Уроки ремесленного творчества

Старшеклассники выезжают на свежий воздух, чтобы посвятить себя свободному творчеству Дети обучаются мастерству выпиливания лобзиком Ученики сами делают подарки для праздников: шкатулки, ключницы или фоторамки Такие уроки развивают гибкость пальцев и создают атмосферу уюта

В зависимости от года обучения ребятам доверяют всё более сложные виды работы. В начальной школе дети осваивают мастерство вязания крючком и на спицах, лепки из глины и резьбы по дереву, к старшей школе овладевают премудростями шитья, работы по металлу и камню.

Игры

Как уже отмечалось выше, вальдорфская педагогика активно применяет игры в образовательном процессе.

Подвижные игры

Подвижные игры отлично соответствуют штайнеровской идее многостороннего развития ребёнка, поскольку в них задействованы и психика, и тело.

Видео: русские народные подвижные игры

Русские народные игры, адаптированные для маленьких детей, учат ребят ориентироваться в пространстве, повышают скорость реакции и ловкость, служат средством разрядки.

Райген

В вальдорфской системе практикуются хороводы в виде импровизации на тему традиционных игр предков. Популярны особые игры - «райгены», смысл которых в том, что дети в пластических подражательных движениях вживаются в роль, изображая, например, распускающийся цветок или движения разных животных, людей разной профессиональной занятости.

В вальдорфских школах очень популярны игры-импровизации

Игра «Солнышко»

Исходное положение: сидя на корточках, упираясь ладонями с широко раздвинутыми пальцами в пол. При этом мизинцами нужно прикасаться к своему соседу, образовывая тем самым единую цепь со всеми участниками игры. На полу появляется символический круг из пальчиков, которые напоминают лучики - это «солнце спит». Затем дети не спеша поднимаются, отрывая ладошки от пола, поднимают раскрытые ладошки к небу, образно в телесной пластике изображая рассвет.

Фотогалерея: в вальдорфском школьном образовании задействовано множество игр

Осенние праздники тоже не обойдутся без хоровода
Хоровод помогает детям снять психологическое напряжение во время занятий Вальдорфские воспитанники очень любят подвижные игры на свежем воздухе

Пальчиковые игры

Игры необходимы для развития мелкой моторики, создания прекрасного весёлого настроения, в основе каждой игры - песенка или стихотворение. Такие игры пришли из далёкого прошлого и прошли многовековое испытание временем, доказав свою необходимость и востребованность. Пальчиковая гимнастика развивает речь, память, гибкость пальчиков, внимание, быстроту реакции, забавные стихи снимают психологические зажимы и расслабляют. Прекрасно подойдут для пятиминуток на уроках или при проведении детских праздников.

Видео: песня «Купим мы, бабушка, тебе курочку»

Суть этой музыкальной игры-песни в том, что в каждой её строчке названо какое-либо живое существо (курочка, уточка, индюшонок и т.д.), которое дети должны изобразить через движение и жесты, причём каждой зверюшке соответствует свой жест. Все строчки несколько раз повторяются. Игра забавная и отлично развивает память.

Однако есть любопытный нюанс: с одной стороны, подобранная песенка - пример живого и весёлого упражнения для детей, с другой стороны - материал, даже с учётом его народного происхождения, вызывает некоторые нарекания с точки зрения орфоэпии русского языка (неправильные ударения и т. д.). И хотя эта песенка нередко используется при работе с детьми вообще, это подсказывает, что методы и инструменты школы требуют внимательного, осмотрительного отношения.

Особенности игрушек для детей разного возраста

Вальдорфцы критически относятся к игрушкам, изготовленным в условиях массового промышленного, бездушного и обезличенного производства из экологически вредного синтетического пластика. Предпочитают игрушки простые, сделанные вручную из природных и экологически чистых материалов. Рукотворные игрушки предполагают многовариантность использования, развивают фантазию и образное мышление ребёнка.

Воображение малыша каждый раз заново рисует авторскую сюжетную картину, он придумывает всяческие образы - здесь нет места скуке и монотонности! Материалом для кукольного творчества могут стать шишки, поленья, веточки, ракушки, жёлуди, каштаны, камушки и т. д. Рукодельная фантазия воспитателей, родителей, детей рождает трогательную куклу, сказочного гнома, волшебного эльфа или деревянную игрушку, напоминающую загорскую.

Куклы

Идея пришла из исторических глубин традиционного творчества. Прототипом вальдорфской куклы стала народная тряпичная кукла. Натуральные материалы буквально напитываются душевной энергетикой автора, а тепло рук мастера в игре передаётся ребёнку. Самой кукле присущи плавность и мягкость линий, пластичность форм, благодаря чему малыш с удовольствием обнимает и прижимает её к себе. Характерной особенностью вальдорфской куклы является принципиальное требование соблюдения пропорциональности. Классическая формула телесной гармонии: соотношение размера головы к размеру тела - одна треть от него.

Видео: мастер-класс по изготовлению вальдорфской куклы-бабочки своими руками

Правила «Золотого сечения» вальдорфской куклы:

  • Геометрический центр у младенца совпадает с пупком. Длина торса, ручки и ножки составляет 1,5 диаметра головы, высота головы равна 1/4 длины тела.
  • Ширину туловища определяет диаметр головы с добавлением одного сантиметра. Если увеличиваем ширину туловища на 1 см, то длина увеличивается на 4 см.
  • Толщину ручки находим, посчитав 2/5 от диаметра головы.
  • Высота головы у ребёнка от двух до четырёх лет составляет 1/5 тела, пяти-шести лет - 1/6.

Для наглядности: пропорции кукол разного типа

У этих кукол - только лёгкий, едва заметный намёк на выражение лица. Это не случайная небрежность, а осознанная задумка - для того, чтобы не ограничивать свободу воображения. Ребёнок будто оживляет куклу своими мыслями и чувствами в мире фантазий. Взрослея, малыши воплощают в кукольном творении более проработанные черты её образа.

Куклы для детей от 1,5 до 3–4 лет

Узелковая кукла - самая подходящая первая кукла для младенца, которая при всей своей простоте годится практически для любого возраста Играть такой куколкой ребёнок ещё не будет, но уже начнёт закусывать ручки-узелки, хватать мягкое фланелевое тельце и радоваться Вальдорфская кукла-подушка может стать любимой игрушкой каждого малыша, который захочет с ней разделить свой сон Пеленашка - известная традиционная народная кукла для младенца; у неё не бывает лица

Самых маленьких порадуют куклы-подушки, куклы-уголки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки и так называемые узелковые куклы.

Детям постарше можно предложить кукол, в которых уже угадываются контуры тела. По типологии это всё ещё куклы-подушки, но у них уже есть ручки, остальная часть тела имеет форму мешочка. Их называют «куколками в комбинезонах» или ласкательными куклами. Ребёнок ещё слишком мал для того, чтобы самостоятельно одевать свою любимицу, поэтому уместной будет простая жилетка или фартук. На лице уже есть вшитые глазки и ротик, волосы пока заменяет тряпичная шапочка или вязаный колпачок.

Куколка, сделанная своими руками, хранит их тепло и энергию любви мастерицы к ребёнку

Куклы для детей 4,5–5 лет

Малыш дорос до сюжетно-ролевой игры, воображение активно вовлекает его в игру с распределением ролей. Кукла становится любимым другом, членом семьи, о котором малыш с нежностью заботится. Кукла тоже будто взрослеет, усложняется, ручки детальнее прорабатываются, становятся подвижными, появляется выраженный большой пальчик, ступни ножек.

Кукла с длинными волосиками позволит заплетать ей косы и делать разнообразные причёски

У куколки «вырастают» волосы, ребёнок с интересом делает причёски, расчёсывает и заплетает свою «подругу». Добавляется гардероб. Одевая и раздевая куклу, завязывая шарфики, застёгивая крошечные пуговички, малыш развивает мелкую моторику пальцев рук. Ручки пришивают к основанию шеи, и кукла уже может обнимать своего хозяина.

У кукол для детей постарше появляются дружелюбные лица, нарисованные от руки

Деревянные игрушки, пазлы, кубики

Вальдорфский стиль игрушек предполагает их многофункциональность и универсальность, и кубики не являются исключением из этого правила. Под простым и незамысловатым названием «кубики» скрываются многочисленные наборы-конструкторы строительного профиля, игровые декорации в форме гор, деревьев, мостов и дорог. Кубики помогают ребёнку экспериментировать и в увлекательной игровой деятельности познавать сложные законы физического мира, такие как равновесие и балансировка. Отличительными чертами вальдорфских кубиков являются:

  • природный (дерево) и зачастую необработанный материал;
  • неправильная, несимметричная форма в подражание природным линиям;
  • большой размер, делающий их доступными для совсем маленьких детей;
  • отсутствие прочных креплений, позволяющих ребёнку на собственном опыте познакомиться с представлениями о пропорциональной соразмерности предметов и законами равновесия.

Кубики можно включать в игровое пространство малыша уже с года благодаря их соответствию экологическим стандартам и безопасности. Они будут источником радости и вдохновения, сопровождая ребёнка в его играх до семи лет. К более сложным мозаикам-головоломкам прилагается схема, по которой необходимо складывать кубики.

Набор поможет малышам узнать многое о формах и размерах (для детей от 2 лет)

Игрушки из дерева изготавливаются вручную из материала, наполненного теплом и светом, дарящего живую энергию. Такие игрушки превращаются в настоящий оберег для их обладателей. Игрушки обрабатываются льняным маслом, поэтому они не нанесут вред самым маленьким деткам, которые все тянут в рот. Моделирование частей конструкции пазлов в форме деревьев, гор, кустов птиц и животных и т. д. является частью ролевой игры дома и на улице. Ребёнок воочию создаёт волшебный мир сказочного леса, в котором обитают фигурки птиц и животных, и развивает при этом ловкость пальцев, усидчивость и терпение в достижении цели.

Фотогалерея: деревянные игрушки, кубики, пазлы

Этот пазл-конструктор имеет окрашенные и неокрашенные части (для детей от 3 лет)
Такой паровозик принадлежит к категории сборно-разборных игрушек
Игрушка состоит из четырёх фигурных деталей, удобных для пальчиков малыша (для детей от 1 года)
В основе такого конструктора-пазла - понятие цвета В этой повозке можно перевезти всё, что угодно - хоть конфету, хоть кубик (для детей от 1 года) Игрушка предназначена для свободной игры с 3 лет Использованы био-красители, нет прямых и острых углов
Пирамидка безосевая, развивает ловкость пальчиков и терпение В домике есть и гостиная, и кухня, и спальня Эти кубики позволяют строить целые игрушечные города Сочетание разных поверхностей полезно для тактильной чувствительности

Введение

Человеческое различие - это безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю - огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.

Современная школа должна воспитывать детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном аэропорту большого города, чтобы при встрече друг с другом обращали внимание не на цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии, т.е. не на то, что является внешней формой, а видели действительную внутреннюю сущность человека.

Актуальность данной работы обусловлена еще и тем, что в сегодняшнем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом поистине экологическим.

Таким образом, целью данной работы определено следующее: рассмотреть систему вальдорфской школы как особую систему образования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    проследить историю возникновения вальдорфских школ;

    познакомиться с системой обучения и воспитания вальдорфской школы;

    рассмотреть организацию преподавания в вальдорфской школе.

Вальдорфская педагогика. История

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу - школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией - и гимназию - гуманитарно-ориентированную школу - усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14-15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX - начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор - национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры». Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. «В чем задача современной школьной системы, - писал один из педагогов-реформаторов, - особенно старшего звена? Сделать из человека машину...»

Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы в общем социально-культурном кризисе. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого «человека толпы» должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного «профессора», должен был сменить активный творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии начала столетия и известные в истории педагогики как движение реформ-педагогики.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы Вальдорф-Астория, которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок (данные по ФРГ). «Вальдорфские родители» - это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ.

25.12.2015 14:05

Вальдорфская система образования (другое название «Антропософская школа») используется с 1919 года. Название школа получила от компании, которая занималась финансированием первого подобного направления – «Вальдорф-Астория».

Что положено в основу вальдорфской системы

В основе вальдорфского учения лежит целая философия, выстроенная на принципе глубокого уважения педагога к личности каждого ребенка, к его мировоззрению, свободе, творчеству и здоровью.

Вальдорфская система не предусматривает строгих методик в процессе обучения детей. Основополагающим направлением системы является естественное развитие внутреннего мира детей, их личностных качеств, талантов , фантазии, интуиции.

Общие принципы, характеризующие вальдорфскую систему образования:

  • повторение и положительные примеры;
  • разнообразие игровых форм;
  • общий художественный, экологический и эстетический фон;
  • ритмичное повторение изученного материала.

Пример отражения принципов вальдорфской педагогики на детских садах

Последнее время вальдорфская педагогика стала очень популярной, в частности, в детских садах. Она основывается на пяти принципах:

1. Организация благоприятной и комфортной среды для развития ребенка

Необходимым фактором для полноценного развития каждого ребенка является любовь родителей и окружающих. Но только настоящая любовь способствует гармоничному развитию, так как дети на интуитивном уровне понимают и чувствуют чистоту и искренность эмоций, направленных к ним со стороны окружающих. Дошкольные организации, работающие по принципу вальдорфского учения, стремятся воссоздать атмосферу, которая максимально приближена к уютной домашней обстановке.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется организации пространства

Педагог вальдорфского учения должен быть разносторонней личностью – яркой и творческой. Уметь выстраивать доверительные отношения с детьми и их родителями .

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется оформлению помещения и организации пространства.

2. Воспитание через личный пример и подражание

В возрасте до четырех лет дети активно познают окружающий мир и способны «впитывать» огромное количество информации. Принципиальное отличие вальдорфской системы обучения заключается в том, что познание мира происходит не посредством учебных пособий, а непринужденно, через окружающий мир.

Дети в вальфдорском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание

Регулярное взаимодействие со сверстниками , окружающими предметами, педагогами, родителями – это и есть воспитание, основанное на личном примере. Процесс воспитания по вальдорфской системе – это развитие во взаимосвязи с другими людьми.

Дети в вальдорфском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание ему.

В учреждениях, использующих вальдорфскую систему обучения, детям предлагают принять участие в самых разнообразных видах деятельности. Это могут быть: уборка, рукоделие, рисование, кулинария, в процессе чего ребенок через подражание развивает необходимые для него качества и навыки.

При этом ребенку не навязывают ту или иную программу, он сам решает, принимать в ней участие или нет. Педагог начинает заниматься какой-либо деятельностью, а дети, по примеру воспитателя, подхватывают эстафету и с огромным интересом включаются в процесс. Каждый ребенок занят настолько, насколько ему это интересно, исходя из своих предпочтений.

3. Гармоничный ритм деятельности

Вальдорфские дошкольные учреждения отличаются ритмичной и однообразной деятельностью. Каждый день недели имеет свое расписание, которое остается неизменным на протяжении всего периода обучения. Ребенок всегда знает, к чему ему готовиться завтра.

4. Применение многофункциональных игр

Развитие ребенка происходит через игру. Педагоги вальдорфского учреждения приглашают детей к активным играм. При этом все игры проводятся спонтанно. Ребенок сам вправе выбирать, в какой игровой деятельности ему принять участие на данный момент.

Игровой материал педагоги мастерят из натуральных материалов совместно с детьми

Особое внимание вальдорфская методика уделяет игрушкам. Здесь не используются законченные образы с правильными геометрическими формами. Куклы в дошкольных учреждениях без глаз, рта и носа. Это сделано для того, чтобы не навязывать ребенку определенный образ, а дать возможность пофантазировать и представить ее такой, какой ему хочется.

Чаще всего игровой материал педагоги мастерят своими руками из натуральных материалов совместно с детьми. В создании игрушек могут быть задействованы шишки, кора, солома, дерево. Главное, чтобы это был натуральный и экологически безопасный материал.

Кроме того, один игровой предмет может быть наделен несколькими функциями. Обычный лоскуток ткани синего цвета – это и море, и звездное небо, и нарядное платье для куклы.

Также ребят вовлекают в процесс рисования, лепки, постановки спектаклей. Стоит отметить, что пластилин в учреждениях вальдорфского типа не используется. Вместо него применяется специально подготовленный воск.

Каждого нового пришедшего в вальдорфское дошкольное учреждение ребенка педагог встречает отдельно. С первой минуты создается впечатление теплой и очень дружелюбной атмосферы.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет»

Каждое утро начинается с зарядки, но не с обычной зарядки, а по определенной методике. Под различные ритмичные мелодии дети активно двигаются, при этом читают стихи и поют песни. Затем ребята могут выбрать тот вид деятельности, который им на данный момент по душе – заняться творчеством, поиграть, приготовить тесто для булочек, заняться «домашними делами». При этом педагоги не остаются просто сторонними наблюдателями. Они также начинают заниматься какой-либо деятельностью, а заинтересовавшиеся малыши могут в любой момент присоединиться к этому процессу.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет». Педагоги поощряют любую инициативу ребенка при условиях, что она не повлечет за собой угрозы жизни или здоровью ребенка , не принесет вреда другим воспитанникам учреждения и не оставит следов на стенах и мебели группы.

По окончании активного игрового периода дети и педагоги принимаются за совместный сбор игрушек , после чего малыши отправляются на завтрак. Завтрак происходит за одним общим столом.

После завтрака детям предлагаются интенсивные и ритмичные игры, после которых все дружно отправляются на прогулку. На улице малыши познают окружающий мир. Они кормят птиц, изучают камушки, создают замки из песка, заботятся о цветах и деревьях.

После прогулки педагог рассказывает или проигрывает детям сказку. Одно произведение рассчитано на одну неделю. Такой подход позволяет детям максимально влиться и пережить сюжет сказки. После обеда дети отправляются в свои кровати, которые выполнены исключительно из натурального дерева.

После тихого часа малышей приглашают на полдник, по завершению которого начинаются занятия, направленные на развитие определенных способностей: пальчиковые игры , игра на музыкальных инструментах , пение, жестовые игры и многое другое. Затем все приступают к интенсивным подвижным играм.

В учреждениях вальдорфского типа детям не бывает скучно. Каждый день способствует развитию талантов, фантазии и самостоятельности.

Праздники в учреждениях вальдорфского типа проходят в особой атмосфере. Здесь нет разделения на гостей и пригласивших. Родители и дети совместно с педагогами сами устраивают праздник – пекут пироги, поют песни и читают стихи. Педагоги не готовят определенного сценария. Праздник идет в свободном русле в домашней, непринужденной атмосфере.

Отличия вальдорфских учреждений

В учреждении вальдорфского типа действуют три запрета, которые кардинально отличают его от дошкольных образовательных организаций классического типа:

1. Запрет на раннее обучение до семи лет . Ребенка не заставляют проходить различные тренинги, направленные на развитие. Он развивается естественным путем.

2. Запрет на средства массовой информации. В учреждениях вальдорфского типа нет телевизоров или компьютеров.

3. Запрет давать оценку действиям малыша. Ребенок совершает все действия по личной инициативе, непринужденно, а не ради оценки со стороны взрослого.

Главные преимущества вальдорфской системы:

  • глубокое уважение к личности каждого ребенка и его свободному выбору;
  • процесс развития малыша не ограничен никакими сценариями и планами;
  • отсутствие принуждения и оценочных действий;
  • процесс воспитания организован на основе подражания и личного положительного примера;
  • процесс обучения происходит в непринужденной атмосфере;
  • возможность общаться не только со сверстниками, но и с детьми других возрастов;
  • волевые качества детей формируются в процессе трудовой деятельности.

Недостатки вальдорфской системы

Однако, принимая решение отдать малыша в «вальдорфский» детский садик, родителям стоит обратить внимание и на определенные недостатки этой системы:

  • в учреждениях вальдорфского типа дети не обучаются азам письма и чтения, поэтому могут возникнуть сложности при поступлении в классическую школу;
  • тематика произведений, представленных к прочтению малышам, ограничена;
  • в основе вальдорфской системы лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • у ребенка могут возникнуть трудности в общении со сверстниками, обучающимися в классическом дошкольном учреждении.

Доброго времени суток, дорогие читатели! Пишу вдохновленная и одновременно озадаченная. Сегодня мне посчастливилось прочесть один удивительный отзыв о вальдорфской школе. Ранее, кажется, я что-то слышала о ней, но, то, что я узнала сегодня – повергло меня в шок!

Система образования в таком учреждении сильно отличается от привычной программы обучения. Причем оказалось, что есть также и детские сады с одноименным названием. И они также отличаются от обычных детских заведений. Каких же принципов придерживается вальдорфская школа, что это такое? Давайте разбираться!

Большая часть родителей придерживается мнения, что школа должна держать ребенка в узде. Ровно также, что школа должна учить. И это вполне нормально, ведь это устоявшееся суждение.

Я многое прочла про вальфдорскую школу (методика Штайнера ). Спрашивала у людей, которые имели к ней хоть какое-то отношение. В чем разница-то? Оказывается, в данной школе обучение проходит по принципу «желания». Ребенка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора.

Выходит, что основное отличие вальдорфской школы от общеобразовательной в том, что она направлена на развитие творческой стороны ребенка.

В этой школе вы не увидите телевизоров или компьютеров. Здесь дети не пользуются телефонами. Все игрушки сделаны из натуральных составляющих. Дети мастерят своими руками с первых классов невероятные поделки. Кстати, именно натуральный состав игрушек делает вальдорфскую школу схожей с методикой Монтессори. Но, сейчас не об этом.

Многие родители отметили, что есть в этой школе что-то эзотерическое. Что-то волшебное, невозможное, удивительное. И это «что-то» так и манит детей каждый день идти в школу. Неожиданно, да?

Но ведь не бывает все так прекрасно. Правда? Я решила, что есть всё-таки какие-то подводные камни у данной системы образования. И оказалась права. Давайте рассмотри плюсы и минусы методики Штайнера.

2. Преимущества школы

«Не отнимайте у ребенка детство» — слышали такую фразу? Вальдорфская школа всеми руками «за».

Именно поэтому у школы множество своих особенностей, которые так привлекают родителей и детей:

  1. Основной упор в первых классах обучения делается на развитие личности ребенка. Дети в этой школе – центр вселенной. Каждый из них имеет свое мнение и право высказать его. Педагог, в свою очередь, пытается максимально поддержать ребенка и воплотить его мысль/идею/желание. Главное, чтобы это не навредило другим.
  2. В школе обычно изучается два иностранных языка. Причем обучение начинается с первых классов.
  3. В школе уделяется огромное внимание творчеству. Дети не только рисуют и поют (как это принято в обычных школах), но и играют на музыкальных инструментах, познают эвритмию (искусство художественного движения), танцуют, посещают театральные занятия.
  4. Отсутствую домашние задания.
  5. Праздник – святое. Пасха, Рождество, Новый год, масленица и другие праздничные дни отмечаются с размахом! Подготавливаются сценки, дети учат стихи и песни, мастерят своими руками подарки друг другу. Особое внимание – дню рождению. Вместо привычной раздачи конфет в начале урока – здесь целое торжество. Весь класс подготавливает подарки имениннику, читают ему стихи, дарят открытки.
  6. В школе все едины. Отсутствует дух соперничества. Здесь нет места зависти и злому умыслу. Нет лидеров и «изгоев». Благодаря этому класс превращается в один сплоченный коллектив.

Многие родители отмечают, что дети, воспитанные в данной школе – открытые и добродушные люди.

3. Недостатки школы

Есть несколько нюансов у данной школы, которые мне не совсем понятны. Например, детям не ставят оценки за их знания. Вместо этого на каждого ребенка заводится «тетрадь-характеристика». С одной стороны – отлично. Ребенок не находится «в погоне» за пятеркой. Знания, полученные не «по оценке» гораздо дольше остаются в голове. Но с другой стороны, так сложно оценить успеваемость.

Есть и другие «недочеты»:

  1. Трудности с переводом в другую школу. Оно и понятно, попробуй, переведи характеристику ученика в пятибалльную систему.
  2. Обучение в школе может длиться 12 лет, в то время как в обычной школе можно уйти после 9 класса в колледж или обучаться в целом 11 лет.
  3. Нет сильного упора на точные науки, поэтому зачастую выпускники такой школы – гуманитарии.
  4. Есть бесплатные вальдорфские школы, однако чаще – частные, а значит, платные.
  5. Сравнение с сектой. Некоторые родители отмечают, что атмосфера, которая царит в школе, слишком идеализированная и отрывает ребенка от реальности.

Чтению детей не обучают до второго класса. Впрочем, многие привычные для средней школы уроки здесь вводятся позднее обычного.

4. «Правила» школы

Есть у данной школы свой «изюм», который и делает её особенной.

И это – принципы вальдорфской педагогики:

  1. Здесь не принято говорить ребенку «нет». Ребенок может все! В пределах разумного, конечно. Бить другого ученика, крушить кабинеты и прочее ему не позволят. Но, чаще всего, здесь такого и не случается. Дети очень крепко между собой дружат.
  2. «Нет» преждевременному интеллектуальному развитию. Все должно идти своим чередом. Педагоги данной школы считают, что ребенок в начальных классах ещё не готов изучать трудные науки. На этом и не настаивают. Обычно лишь к четвертому классу начинается действительное обучение. Однако говорят, что именно к четвертому классу развитие детей вальдорфской школы выравнивается и уже ничем не отличается от детей из общеобразовательного учреждения.
  3. Учитель – авторитет. Причем один педагог ведет свой класс от самого начала и до конца. Первые восемь классов именно он будет обучать детей всем дисциплинам и лишь после девятого класса появляются другие педагоги. Детям, кстати, это нравится.
  4. Первый урок – главный урок. Утро детей данной школы начинается с важного предмета: математика, русский язык и так далее. После него обычно делается упор на творческое развитие ребенка.
  5. Отсутствие оценок. И детей это мотивирует. Их никто не пытается оценить. Никто не ставит «два», из-за чего у ребенка не появляется чувства никчемности.
  6. Особая атмосфера. В школе словно живет волшебство. Класс — как одна большая семья. Все праздники могут посещать родители и принимать в них активное участие, наравне с детьми и учителями.
  7. Отсутствие директора. Все школьные вопросы решаются на совете, участники которого: учителя, родители, воспитатели.

6. Перспектива в будущем

Если верить отзывам, большая часть детей абсолютно спокойно сдают экзамены, хотя, как я уже писала выше, здесь не делают акцент на интеллектуальном развитии ребенка.

Выпускники без труда поступают в высшие учебные заведения. Но чаще это творческая или гуманитарная профессия. Профессии, выбранные учениками – их любимые. Они посещают ВУЗы с удовольствием.

Также замечено, что дети из данных школ – открытые, счастливые, добродушные, креативные и творческие. Они легко находят язык с людьми разных мировоззрений и прекрасно умеют работать в коллективе.

В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет. Меня, например, очень вдохновляет мысль о том, что в данной школе своя гармония. Здорово, когда ребенок воспитывается и обучается в волшебном месте. И уж очень привлекает тот факт, что школа превращает любой праздник в сказку, где каждый ученик – очень важный и нужный персонаж. Впрочем, более подробную информацию можно узнать на сайте вальдорфской школы.

Посмотреть подробное видео о вальдорфской школе можно здесь:

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

    создание атмосферы, благоприятной развитию;

    воспитание через подражание и пример;

    культивирование многообразных форм игровой деятельности;

    создание пространства, способствующего развитию свободной игры;

    организация здорового ритма жизни группы;

    занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия).

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения» В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

Создание благоприятной атмосферы

Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: «Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка». Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен «к выражению лиц окружающих взрослых». Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, «атмосфера любви» является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека. Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами. Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям. Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Как учится маленький ребенок?

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3-4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику - учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. - ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: «Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример». Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

От мысли к действию

Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: «Все, чего мы хотим достичь в воспитании -мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада» - писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие - прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей. Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки – для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д. Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти - сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение - важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики. При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом, полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты. Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, – каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, – непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья». Ритм дня составляют чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» – свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм: в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой - занимаются эвритмией, в третий - их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. - Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.

Многообразие игр

Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

Организация пространства

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, – организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых. Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Вальдорфские игрушки

На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные «игрушки»: поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный «строительный материал» – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры. В играх «принимает участие» и «обычная» мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней. Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Группа детского сада

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление - лечебная педагогика. Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку. Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны. Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.

Итак, подведём итоги. Если рассматривать вальдорфскую педагогику с сугубо положительной точки зрения, то можно сделать следующие выводы.

Очевидные плюсы вальдорфской системы воспитания.

    Вальдорфская группа – разновозрастная, и маленькие дети легко и естественно учатся здесь, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить. Все как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается повседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежку, шьет кукол, а время от времени присоединяется к своим питомцам, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле. Так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере обычного детского сада.

    В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке.

    Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.

    Специальных «музыкальных занятий» в вальдорфском детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая детям сказку, воспитательница также сопровождает свой рассказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

    Если у садика есть своя огороженная площадка, там, как правило, разводят огород, где каждый может попробовать вырастить не только картошку и свеклу или редиску, но даже пшеницу, а потом самостоятельно смолоть ее и испечь настоящий хлеб. В идеале в вальдорфском детском саду должна жить еще и козочка или овечка, чтобы дети могли на практике узнать, что молоко не растет в пакетах на деревьях.

    Одна из особенностей вальдорфского детского сада – обилие праздников. Здесь широко празднуют не только традиционные религиозные праздники (Пасху, Масленицу. Рождество), но и особые, собственного сочинения. Например, ранней осенью это – Праздник Урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного, а в ноябре, когда дни так коротки и неуютны, устраивают знаменитый Праздник Фонариков, во время которого дети берут в руки самодельные фонарики с зажженными свечками и с пением отправляются искать волшебное царство гномов. С особым размахом празднуют и детские дни рождения: здесь это не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

Неоднозначные моменты в вальдорфской педагогике

Казалось бы, такой детский сад – идеальная среда для развития ребенка. И все же не все так просто.

    Во-первых, к какой бы религиозной конфессии вы ни принадлежали и как бы ни относились к религии вообще, нельзя забывать, что антропософия, учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, если и не является сектой, то, во всяком случае, остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с мистикой, эзотерическими учениями, и даже если это напрямую и не отражается на жизни детского сада, исподволь все равно влияет на формирование личности ребенка.

    Во-вторых, в вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире. То есть упускается тот уникальный возраст, когда малыш с легкостью, играючи мог бы научиться и читать, и писать, и считать. Кроме того, не имея подготовки, ребенку будет трудно поступить в обычную, не вальдорфскую школу (а такие, как уже говорилось, относятся у нас скорее к разряду диковинок). Конечно, с этим легко было бы справиться, занимаясь с малышом дома или отдав его дополнительно на курсы. Но дело в том, что подобные вещи отнюдь не приветствуются в вальдорфских детских садах, и, узнав, что ребенок где-то учится, вам, скорее всего, порекомендуют или прекратить занятия, или забрать ребенка из сада. Столь же негативно отнесутся здесь и к тому, что вы отдадите ребенка в музыкальную или спортивную школу, в изостудию. Безусловно, можно не афишировать, что вы учите малыша азбуке или игре на фортепьяно, но так вы обречете его на двойную жизнь. Представьте себе, как трудно маленькому человечку параллельно существовать в двух совершенно разных системах ценностей.

    То же самое касается и других, казалось бы, менее существенных вещей. Взять, например, игрушки. В вальдорфских детских садах они особенные: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашенные игрушки из дерева и глины. Не только руганные-переруганные Барби и Покемоны, но даже обычные классические куклы, машинки, конструкторы здесь под запретом. Ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Готовая же фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества – считают педагоги-вальдорфцы. Возможно, многие родители с этим и согласятся, но вряд ли дворовые приятели вашего малыша всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные «голыши» круче радиоуправляемого автомобильчика и куклы с приданым. А значит, малыш или выпадет из детского (несадовского) социума, станет аутсайдером и будет мучительно страдать или, что наиболее вероятно, будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, вновь будет обречен вести двойную жизнь.

    Столь же непростая ситуация складывается и с чтением. В вальдорфском детском саду воспитательница ежедневно рассказывает детям сказку, нередко сопровождая ее маленьким кукольным представлением. Дети от этого обычно в восторге. Казалось бы, чего же здесь плохого? Но дело в том, что круг чтения в вальдорфском детском саду, да и школе, очень ограничен: это или волшебные сказки (по большей части – братьев Гримм), или легенды из жизни средневековых рыцарей, или германские мифы, иногда – отрывки из Библии. К литературной сказке, рассказам о жизни детей и т.д. вальдорфские педагоги относится крайне негативно, почему-то считая, что история о Малыше и Карлсоне или Нильсе и диких гусях меньше развивают фантазию и творческие способности, чем сказка о Белоснежке и гномах или Спящей красавице. То есть, при огромном, казалось бы, внимании к чтению за бортом остается колоссальный пласт великолепной детской литературы.

Как же быть?

Итак, прежде чем отдать малыша в вальдорфский детский сад, стоит очень хорошо взвесить все «за» и «против». Но это не значит, что стоит бездумнои навсегда отвергать уникальные возможности вальдорфской педагогики.

Совсем несложно сшить малышу изумительные вальдорфские куклы и игрушки. Потребуется лишь пара лоскутков, клочок шерсти да час свободного времени и немного терпения.

Научитесь вместе с детьми лепить из глины и воска, прясть и ткать, резать по дереву и смешивать краски.

А как рад будет ваш малыш, если вы устроите для него и его друзей вальдорфский кукольный театр на столе. Сделать это совсем не сложно.

Из картона, очень плотной ткани, кожи или фетра сверните конус: это будет тело куклы. Кусочек ваты, синтепона или непряденной шерсти оберните трикотажем и вставьте в прорезь конуса – вот и головка. Зверей можно соорудить все из той же шерсти, намотанной на проволоку, собрать из картонных конусов и цилиндров (их подробные описания можно найти в книгах типа «Волшебная бумага» и т.д.), а можно просто слепить из пластилина или нарисовать и вырезать. Теперь с помощью разноцветных ниток, кусочков ткани и меха соорудим куклам парики и наряды, стол накроем красивым платком, а декорации можно сделать совсем простые: пара небольших коряг – это лес, красиво задрапированная коробка из-под обуви – сказочный замок или вертеп, в котором родился Христос. Несмотря на кажущуюся простоту, спектакль «настольного» театра может быть удивительно красивым, особенно если вы не пожалеете для декораций фольги и блесток, а «сцену» осветите при помощи живого огонька свечи (соблюдая, конечно, правила пожарной безопасности и ни на секунду не оставляя малышей наедине с зажженным огнем и спичками). Если кто-то из детей умеет играть на флейте, скрипке, фортепьяно или гитаре, он может позаботиться о музыкальном сопровождении. Даже явное несовершенство исполнения не сможет затмить того тепла и уюта, который придаст спектаклю живая музыка, а малыш будет горд и счастлив: ведь это благодаря его игре получилось так красиво! Разыграйте в своем театре рождественскую мистерию, поставьте красивую волшебную сказку: «Спящую красавицу», «Дюймовочку», «Щелкунчика».

А может, темным и ненастным осенним вечером вам захочется смастерить из молочных пакетов разноцветные веселые фонарики и отправиться на поиски сокровищ гномов? Только заранее позаботьтесь о том, чтобы в нужном месте оказался роскошный клад: золотые шоколадные медальки, бенгальские огни, хлопушки и фейерверки!

Словом, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она может научить – это уважение к личности малыша, бережное отношение к тому прекрасному, быстротечному и невозвратному времени, которое зовется детством.

Valdorfskaja_doshkolnaja_sistema_vospitanija.txt · Последние изменения: 2013/09/05 13:02 (внешнее изменение)