Все о тюнинге авто

Когда нельзя читать намаз утром. В какое время совершают утренний намаз? Фаджр: ракаты и термины

Утренний намаз является первым испытанием нового дня, и первым поклонением. Поэтому необходимо достойно пройти это испытание, хорошо начав новый день, чтобы быть подготовленным к другим испытаниям и возможным трудностям. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто совершит утренний намаз, будет находиться под защитой Аллаха» (Кутубу-Ситта, т.17, стр.541). Верующий, совершивший утренний намаз и начавший свой день находясь под защитой Аллаха, будет защищен от трудностей и проблем, вплоть до следующего утра.

Сунна утреннего намаза, ценнее, чем весь этот мир.

Утренний намаз настолько важен, что даже сунна утреннего намаза, является самой сильной сунной после намаза-тахаджуд. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не отказывайтесь от совершения сунны утреннего намаза, даже если вас будет преследовать кавалерия»; «Сунна утреннего намаза, ценнее, чем весь этот мир».

Даже в такой ситуации, как преследование врагом, нам повелевается совершать намаз. Так как Аллах Всевышний является хозяином всего, поэтому ничто не способно принести нам вред, после того, как мы выполнили Его повеление.

Умар (радыйаллаху анху) совершал утренний намаз, даже будучи раненым.

Сахабы сподвижника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) придавали такое значение намазу, что для них не существовало никаких препятствий для его совершения, будь то война, ранение, или даже смерть. Умар (радыйаллаху анху), который еще при жизни был обрадован Раем, подвергся кровавому покушению. Но несмотря на это, он, истекая кровью, совершил утренний намаз, не допуская даже мысли о том, чтобы оставить его.

Точно также для Сада ибн Раби (радыйаллаху анху) раненного в битве у рва, соорудили шатер в мечети, чтобы он мог совершать в ней намаз, в таком состоянии он и умер.

Однажды посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вместе с сахабами отправился в поход Затур-Рика. Остановившись на привал в одном месте, он назначил в караул на одном из переходов, Аббада ибн Бишра и Аммара ибн Ясира (радыйаллаху анхум). Когда оба этих сподвижника подошли к переходу, то Аммар лег спать, а Аббад приступил к совершению намаза.

Один из идолопоклонников, наблюдавший за ними, увидев совершавшего намаз Аббада, выстрелил в него из лука. Но Аббад рукой вытащил попавшую в него стрелу, и продолжил совершение намаза. Идолопоклонник, увидев, что Аббад продолжает совершать намаз, подумал, что промахнулся, и выстрелил еще раз. А затем выстрелил в третий раз. Так как Аббад продолжал совершать намаз. Спустя некоторое время Аммар проснулся. А идолопоклонник увидев, что их двое, убежал.

Увидев, что его товарищ истекает кровью, Аммар спросил: «Почему ты не разбудил меня, когда в тебя попала стрела?». Аббад ответил: «Я читал такую суру, которую не хотел прерывать» (Кутубу-Ситта, т.10, стр.199).

Какой же должна быть сила веры, чтобы не замечать попавших в тело стрел!?

В жизни сахабов не было более важного поклонения, чем намаз. Ради этого, они были готовы пожертвовать абсолютно всем, в том числе жизнями и имуществом.

Время утреннего намаза истекает с восходом солнца

Время утреннего намаза очень важно, так же, как время любого другого намаза. К сожалению, некоторые люди не знают времени утреннего намаза, и не придают этому значения, считая, что утренний намаз можно совершать до полудня. Тогда как это является неправильным. Время утреннего намаза наступает с рассветом и заканчивается с восходом солнца.

Значит, утренний намаз необходимо совершать до восхода солнца.

После восхода солнца утренний намаз можно совершать только в качестве долга. Некоторые думают так: «Если выполнить утренний намаз после восхода солнца, то обязанность будет выполнена. Хотя за это и не будет вознаграждения». Но подобные мысли не имеют никакого отношения к истине. Поэтому необходимо вставать и совершать утренний намаз до восхода солнца. Если бы это было не так, тогда зачем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и многие поколения мусульман на протяжении веков, в предутренней темноте отправлялись в мечети?

Вопрос:

В расписании намазов указано время фаджра и шурука. Время шурука – это окончание времени намаза фаджр. Раз мы не можем молиться сразу после наступления шурука, когда можно совершить намаз ад-духа? Сколько минут должно пройти после времени шурук, указанного в расписании намазов?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Начнем с того, что большинство классических ученых считает, что молитва после восхода солнца (ишрак) – это то же самое, что и молитва ад-духа. Именно поэтому в классических ханафитских книгах эти два намаза не упоминаются отдельно (см.: Абу Бакр аль-Джассас, Ахкам аль-Кур’ан, 3/559) .

Тем не менее, обычно (особенно среди мусульман Индийского субконтинента) считается, что солят аль-ишрак и солят ад-духа – это два разных намаза. Намаз ишрак предпочтительно совершать сразу после восхода, а намаз ад-духа – попозже (см.: Heavenly Ornaments, с. 143) .

Смысл этого в том, что, по моему скромному мнению, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) побуждал [мусульман] исполнять этот намаз сразу после восхода солнца. Наш господин Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Кто бы ни совершил утреннюю (фаджр) молитву в джамаате, затем сидел, читая зикр, пока не взойдет солнце, а потом совершил два ракаата, – они получат награду тех, кто совершил хадж и умру» («Сунан» Тирмизи, № 586) .

В этом хадисе имеется в виду, что надо совершить желательную молитву сразу после восхода, а до этого человеку следует сидеть на том же самом месте, где он совершил фаджр, и читать дуа и другие формы зикра. Потом, когда солнце полностью взойдет, ему следует совершить намаз ишрак или ад-духа.

С другой стороны, есть множество хадисов, в которых дается совет совершать этот намаз попозже. Факихи также упоминают, что желательно совершить его в середине утра (ровно посредине между восходом и зенитом). Поэтому ханафитские ученые на Субконтиненте сочли, что это две разные молитвы, и об этом мы читаем в их книгах.

Однако в главных классических книгах ханафитов, таких как «Радд аль-Мухтар», «Аль-Фатава аль-Хиндийя», и других не говорится о том, что солят аль-ишрак и солят ад-духа – это две разные молитвы. В этих работах сказано, что это один и тот же намаз и он называется намаз ад-духа.

Автор «Умдат аль-фикх» в связи с этим говорит одну важную вещь. Он пишет, что есть две разных молитвы ад-духа. Первая из них известна как намаз аль-ишрак, время которого начинается после того, как солнце взойдет на высоту копья, и заканчивается в середине утра (то есть на полпути между восходом и зенитом). Этот намаз также известен как малая молитва ад-духа. Второй намаз известен как намаз ад-духа, и его время также начинается, когда солнце поднимается на высоту копья, а заканчивается с зенитом, хотя предпочтительнее совершать этот намаз до середины утра. Этот намаз также известен как большая молитва ад-духа. Согласно большинству знатоков хадиса и факихов, если человек исполняет молитву сразу после того, как солнце взойдет на высоту копья над горизонтом, то это будет считаться и намазом ишрак, и намазом ад-духа. Однако, если человек молится в середине утра, этот намаз засчитывается только как намаз ад-духа (см.: Саййид Заввар Хусайн, Умдат аль-фикх (урду), 2/302) .

В свете этих слов из «Умдат аль-фикх», а также в свете взглядов классических ханафитских факихов, можно сказать, что намаз ишрак и намаз духа – это одно и то же. Однако, если человек исполнит эту молитву пораньше, когда солнце поднялось на высоту копья, он заработает дополнительную награду. А если он исполнит ее позже, она все равно будет считаться молитвой ад-духа. Поэтому многие праведники старались исполнять молитву ад-духа (или ишрак) сразу после того, как солнце поднялось на высоту копья.

Мы видим в разных ханафитских книгах, что о намазе ад-духа пишут, не упоминая про две разные молитвы. Например, в «Аль-Фатава аль-Хиндийя» говорится:

«И к желательным намазам относится намаз ад-духа. Его минимум – два ракаата, а максимум – двенадцать ракаатов. Его время – после восхода и до времени, когда солнце в зените (заваль)» (Аль-Фатава аль-Хиндийя) .

В многих хадисах нас побуждают совершать намаз ад-духа:

Наш господин Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что его любимый спутник (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует) советовал ему делать три вещи: поститься три дня в каждом месяце, исполнять два ракаата ад-духа и чтобы я совершал витр до того, как лягу в кровать» («Сахих» аль-Бухари, № 1981) .

Госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) исполнял четыре ракаата во время духа и добавлял к этому, что Аллах пожелал» («Сахих» Муслима, № 719) .

Имам аль-Хаскафи упоминает (и это подтверждает имам Ибн Абидин), что, в то время как минимум – это два ракаата, минимальное достаточное количество ракаатов – четыре, потому что именно столько обычно совершал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) (см.: «Радд аль-Мухтар», 2/22-23) .

Что касается вашего вопроса (сколько минут должно пройти после восхода, чтобы можно было совершить намаз ад-духа), то мы ответили на него выше. Этот намаз можно совершать после восхода, когда солнце взойдет над горизонтом на высоту копья. Это означает, что солнце становится ярким и на него становится трудно смотреть. Это примерно 15-20 минут после восхода солнца.

А Всевышний Аллах знает лучше.

[Муфтий] Мухаммад ибн Адам

Даруль Ифта

Лестер, Великобритания

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропущенные обязательные намазы могут быть восполнены (в качестве каза-намазов) в любое время дня и ночи, за исключением:
– восхода,
– заката,
– зенита,
– предзакатного времени, когда солнце бледнеет.

Господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) говорил:

ثلاث ساعات كان رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلي فيهن، أو أن نقبر فيهن موتانا: «حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع، وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس، وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب

Есть три промежутка времени, в которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам совершать намаз и погребение (исполнение погребального намаза): – когда солнце восходит, пока оно полностью не поднимется; – когда солнце находится в зените, пока оно не сдвинется; – когда солнце заходит, пока оно полностью не зайдет. (Муслим. Сахих. – № 831)

В любое иное время, кроме указанных промежутков, совершение каза-намазов разрешено. Нет необходимости связывать каза-намаз со временем конкретного намаза. То есть, скажем, восполнение пропущенного зухр-намаза отнюдь не обязательно совершать именно в зухр-время. Вполне можно в зухр-время восполнять пропущенные фаджр-, зухр-, аср-, магриб- и иша-намазы. В хадисе приводятся следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من نسي صلاة فليصلها إذا ذكرها، لا كفارة لها إلا ذلك

Кто пропустил намаз, пусть исполнит его, как вспомнит. Иного искупления за это нет. (Муслим. Сахих. – № 684)

В данном хадисе восполнение пропущенного намаза не ограничивается каким-то конкретным промежутком времени. Поэтому при пропуске фаджр-намаза нужно восполнить его сразу, как человек вспомнит об этом. Если он вспомнит об этом в зухр-время, то тогда он его и должен восполнить.

Прочитанное вами на сайте о восполнении в зухр-время пропущенного зухр-намаза, а в аср-время – пропущенного аср-намаза и т. д. является лишь рекомендацией для облегчения восполнения намазов при большом, многолетнем количестве пропусков, чтобы восполнение не стало чрезмерным бременем. То есть это отнюдь не является неким обязательным правилом.

В отношении вашего вопроса об аср-намазе следует отметить, что после него вполне можно совершать каза-намазы вплоть до того момента, когда солнце побледнеет, готовясь к закату. Когда же оно побледнеет и приблизится к закату, в это время каза-намаз совершать нельзя, и лишь после заката его исполнение снова станет допустимым. Единственный намаз, который можно совершать в указанный предзакатный отрезок времени, – это текущий аср-намаз, если он еще не был исполнен. Поскольку солнце в это время еще не зашло, формально время для аср-намаза еще не закончилось, и соответственно его нужно совершить, чтобы он не перешел в разряд пропущенных. Впрочем, отметим, что такая задержка аср-намаза порицается. (Маргинани. Хидоя. – Том 2, стр. 41)

ولا صلاة جنازة " لما روينا " ولا سجدة تلاوة " لأنها في معنى الصلاة إلا عصر يومه عند الغروب لأن السبب هو الجزء القائم من الوقت لأنه لو تعلق بالكل لوجب الأداء بعده ولو تعلق بالجزء الماضي فالمؤدى في آخر الوقت قاض وإذا كان كذلك فقد أداها كما وجبت بخلاف غيرها من الصلوات لأنها وجبت كاملة فلا تتأدى بالنقص

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q601

Как мы знаем для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Но существует время, когда намаз делать – макрух (нежелательно). Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный - нельзя.

‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах ﷺ запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью» (Муслим)

В следующие периоды намаз ничать нельзя
1) Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.

Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.

1. С рассвета до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте.

В это время совершается утренний намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака"ата (перед обязательной) утренней молитвой".

После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари, Муслим)

В хадисе Абу Саид Худри радыяллаху анху, рассказывает что Посланник Аллахаﷺ сказал: "Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после "асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет" . После восхода солнца ½ часа. Если человек читал фаджр и в это время появилось солнце, то его намаз портится (в ханафитском мазхабе) и намаз нужно перчитывать как пропущенный (када).

2. Когда солнце находится в зените

В то время, когда солнце находится в зените как было ранее напизана в хадисе от ‘Укба ибн ‘Амир радиаллаху ‘анху "...во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату... "

3. Во время захода солнца.

За полчаса до захода солнца, когда солнце покраснело, ничего читать нельзя, кроме "аср (послеполуденного, икенде) намаза этого дня, в том числе каза "асра предыдущего дня. После прочтения "аср намаза вплоть до захода солнца. Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет» . (Бухари, Муслим). Если кто начал читать намаз "аср и успел выполнить хоть один ракаат и солнце начал заходить то он должен дочитать намаз т.е. намаз не нарушается.

4. После захода солнца

Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз» . (Абу Дауд, Ибн Маджа).

5. Во время хутбы

Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Когда имам выходит на минбар для хутбы (любой), надо внимательно слушать хутбу.
В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано: «Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу» . (Бухари). В другом хадисе Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар» . («Мусаннаф ибн Аби Шейба»)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу» . (ат-Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид»).

Время макрух (нежелательное время)

Выполнение намазов в пяти случаях (о них будет сказано ниже) является макрух. Три из этих случаев сообщены в хадисе, переданном Укбой бин Амиром аль-Джухани (радиаЛлаху ‘анху):

«Есть три промежутка времени, во время которых Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) запретил нам выполнение намазов и погребение усопших: от восхода солнца, пока оно не достигнет «высоты копья»; от нахождения солнца в зените до отклонения его на запад; во время захода солнца». (Муслим, Мусафирин, 293; Абу Дауд, Джанаиз, 51; Тирмизи, Джанаиз, 41; Мавакыт, 31, 34, Джанаиз, 89; ибн Маджа, Джанаиз, 30; Дарими, Салят, 142; ибн Ханбаль. 4/152).

О других двух промежутках времени сообщается в хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри (радиаЛлаху ‘анху): «Я слышал, как пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:

«Нельзя выполнять намазы после утреннего намаза до восхода солнца. Также нельзя выполнять намазы после намаза аср до захода солнца». (Бухари, Мавакыт, 38; Тавхид, 47; Абу Дауд, Ильм, 13; Тирмизи, Джумуа, 2).

Теперь разъясним то, что касается этих периодов времени, более подробно.

1) Промежуток времени, который длится до восхождения солнца на высоту одного копья. Данная мера в наше время измеряется 5 градусами и, начиная от восхода солнца, продолжается около 40-50 минут. После этого нежелательное время проходит и наступает время, когда можно выполнять байрам-намаз или намаз «ад-духа».

2) Время нахождения солнца в зените, т. е. пока солнце не пройдет зенит и не отклонится на запад, или до наступления времени намаза аз-зухр.

3) Время, которое начинается с того момента, когда солнце становится желтым и не слепит глаза, до полного ухода за горизонт солнечного диска.

4) C появления «второго фаджра» до восхода солнца. Кроме утреннего намаза.

5) После выполнения намаза аль-аср до захода солнца.

В первые три промежутка времени «карахат» (нежелательное) нельзя выполнять ни пропущенные фард-намазы, ни витр, ни ваджиб, ни намаз-джаназа. Также нельзя в это время выполнять сажда-тилават, который необходимо сделать после прочитанного раньше аята, отмеченного в Коране значком. Иначе потом придется все это выполнить заново.

Также нельзя в эти промежутки времени выполнять нафиль-намазы, но если все-таки их выполнили, они, хотя выполнены в нежелательное время, действительны, поэтому потом не стоит их вновь читать, так как нежелательность выполнения намазов не нарушает целостность нафиль-намазов. Если начали выполнение намаза, то лучше в таких случаях прервать и выполнить в разрешенное время. Запрет на выполнение намазов в эти промежутки времени объясняется стремлением избежать какого либо уподобления действиям язычников, поклоняющихся солнцу.

Суть запрета на выполнение других намазов после времени утреннего намаза и на выполнение нафиль-намазов после намаза аль-аср исходит из того, что эти промежутки времени установлены для фард намазов. Причина запрета кроется не в особом значении времени. Известно, что выполнение фард-намазов в установленное время всегда предпочтительнее, чем выполнение дополнительных намазов. Однако выполнение фард или ваджиб-намазов в эти промежутки времени не является макрух. Также не является макрух выполнение намаза-джаназа и сажда-тилават. Нафиль-намаз, начатый в один из этих двух промежутков
времени, но прерванный вследствие нежелательности выполнения в это время, в другое время подлежит возмещению.

При начале захода солнца можно выполнить лишь обязательный для этого дня намаз аль-аср. Но нельзя выполнять возмещение намаза альаср, который пропущен в предыдущие дни, т. к. ваджиб (необходимый) ‘ибадат не может быть выполнен с недостатками и упущениями. Как известно, нежелательное время является причиной значительных изъянов намаза. В хадисе, переданном досточтимой Айшой (радиаЛлаху ‘анха) говорится:

«Кто успел до полного захода солнца выполнить хоть одно сажда намаза аср или до восхода солнца успел сделать хоть одно сажда намаза субх, считается успевшим (выполнившим) эти намазы». (Бухари, Мавакыт, 17; Насаи, Мавакыт, 11; Ахмад бин Ханбаль, 2/474).

Однако есть другие доводы, которые приводят ханафиты, когда считают, что восход солнца нарушает намаз. Любой намаз, выполняемый во время восхода солнца, нарушается. Однако заход солнца не нарушает намаз аль-аср. Нарушается лишь утренний намаз, во время выполнения которого взошло солнце, ибо в первом случае наступает время другого намаза, а во втором случае заканчивается время одного, но не наступает время другого. Кроме того, времени, отпущенного для утреннего намаза вполне достаточно, чтобы успеть его выполнить. Поэтому с завершением времени утренний намаз нарушается.

При выполнении намазов, кроме утреннего, достаточно успеть прочитать «такбиру ифтитах» («Аллаху акбар») в намазе, чтобы намаз считался выполненным своевременно. При этом не имеет значения причина, по которой было отложено выполнение намаза: очищение от хайд или излечение от умственного расстройства, или т. п.

По мнению шафиитов и маликитов, если до истечения установленного времени успели выполнить хоть один ракаат и два сажда, намаз считается выполненным полностью. Но если выполнено меньше одного ракаата, намаз считается упущенным. (аш-Ширази, 1/54; аз-Зухайли, 1/516).

Выполнение фард или ваджиб-намаза в момент нахождения солнца в зените, делает этот намаз недействительным. Но выполненный нафиль-намаз, хотя совершение намаза в это время нежелательно, является действительным. Абу Юсуф считал, что разрешается выполнение нафиль-намазов в этот промежуток времени только в пятницу. По общему мнению ученых, как только солнце отклонится от зенита к западу, заканчивается нежелательное время для выполнения намазов.

Можно также делать сажда-тилават, если в это время был прочитан аят, после которого обязательно выполнение сажда, но лучше оставить выполнение этого сажда на более позднее время.

Разрешается также совершение намаза-джаназа, если в это время все готово для погребения усопшего. Даже считается более предпочтительным выполнение этого намаза сразу. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), обращаясь к своему зятю, повелел:

«О Али! Не откладывай три дела: выполнение намаза, когда наступило время, погребение умершего и выдача замуж девушки, как только нашли достойного жениха». (Тирмизи, Салят, 13; Джанаиз, 73; Ахмад бин Ханбаль, 1/105).

Другие промежутки времени, в которые выполнение нафиль-намазов макрух

В следующих обстоятельствах выполнение нафиль намазов является тахриман-макрух (ибн Хумам, 1/166; ибн Абидин, 1/349-351; аш-Шурунбуляли, Маракуль фалах, стр. 31; ибн Кудама, 2/116-119, 129, 135, 387; аз-Зухайли, 1/528):

1. Не совершив фарда утреннего намаза, после наступления второго фаджра выполнять другие намазы, кроме сунны утреннего, является тахриман-макрух. Доказательством служит хадис, переданный со слов ибн Умара (радыйаллаху анхума):

«После наступления времени до фарда нельзя совершать другие намазы, кроме сунны утреннего намаза». (Ахмад бин Ханбаль, 2/104; Зайлаи, Насбур Рае, 1/255).

По мнению ханбалитов, данный хадис ибн Умара является «гариб», нет ясного и четкого запрета на выполнение намазов в указанное время. Поэтому нет ничего плохого в совершении дополнительных видов намазов.

2. Согласно мазхабам Ханафи и Малики, выполнение намазов-нафиль перед намазом аль-магриб, является макрух, ибо на это указывают хадисы, в которых сообщается, что намаз магриб лучше выполнять как можно раньше, сразу после наступления установленного времени. Одним из таких хадисов является хадис, переданный Салямом бин Аквой:

«Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) выполнял намаз магриб сразу после захода солнца, когда оно исчезало за темной пеленой». (Бухари, Бадуль-хальк, 4; Муслим, Масаджид, 216; Абу Дауд, Салят, 3; Тирмизи).

Укба ибн Амир сказал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:

«Пока моя умма не станет откладывать выполнение намаза магриб до появления звезд на небе, она будет находиться на благом пути». (Абу Дауд, Салят, 6; ибн Маджа, Салят, 7; ибн Ханбаль, Муснад, 4/147, 5/417, 422; ибн Хумам, 1/159).

По распространенному мнению шафиитов, выполнение двух ракаатов дополнительного намаза до фарда намаза аль-магриб является мустахаб, в то время как ханбалиты утверждают, что это дозволено, но не является сунной. В приведенном выше мнении относительно дозволенности выполнения перед намазом аль-магриб двух ракаатов дополнительного намаза, представители этих двух мазхабов опираются на действия Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), выполнявшего эти намазы. Считается, что хадисы, в которых содержится предписание как можно быстрее выполнить намаз аль-магриб, имеют абстрактный характер. (аш-Шавкани, 2/2).

3. Также является макрух выполнение намазов-нафиль при чтении хутбы имамом в пятницу, в праздничные дни, во время хаджа, после солнечного и лунного затмения, а также во время чтения молитвы «истиска» (молитва, читаемая с просьбой к Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь).

С момента восхождения имама на минбар и до совершения намаза-джума, совершение дополнительных видов намаза является макрух.

Аргументом служит следующий хадис, переданный Абу Хурайрой (радиаЛлаху ‘анху):

«Если во время чтения хутбы (имамом) в день джума скажешь товарищу «замолчи», то тем самым совершишь большую ошибку». (Бухари, Джумуа, 36; Муслим, Джумуа, 12; Абу Дауд, Салят, 229; Тирмизи, Джумуа, 16; Насаи, Джумуа, 22; Идайн, 21).

По мнению шафиитов и ханбалитов, если нет опасности опоздать на начало намаза, можно во время хутбы выполнить только два ракаата тахийятуль-масджид (намаз, выполняемый при входе в мечеть).

4. Выполнение нафиль-намазов как до, так и после праздничных намазов, является макрух. На это указывает хадис, сообщенный ибн Аббасом (радыйаллаху анхума):

«Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал в праздничные дни два ракаата намаза, но ни до, ни после не выполнял никаких других намазов». (ас-Санани, Субулусь-салям, 2/51, 67; Бухари, Тахаджуд, 25).

Это объясняется тем, что нет смысла тратить время на дополнительные намазы и пренебрегать более важными намазами. Но после того как солнце поднимется достаточно высоко, нет ничего плохого в совершении му’минами (кроме имама) двух ракаатов нафиль-намазов.

5. Когда все собрались выполнять фард-намаз, совершение кем-либо дополнительных видов намаза является тахриман-макрух. Доказательством является хадис:

«Когда все встали на фард-намаз, нельзя выполнять кроме него никакой другой намаз». (Абу Дауд, Татавву, 5; Ахмад бин Ханбаль, 2/180).

Исключением из этого правила является сунна утреннего намаза для тех, кто надеется успеть присоединиться к джамаату, выполняющему намаз-фард, во время последнего сидения (када ахир). Если кто-то, выполняя ташаххуд намаз, опасается, что может опоздать на фард утреннего намаза, то может прервать выполнение двух ракаатов сунны. Дозволяется совершение сунны утреннего намаза во время чтения «икамата», призывающего на намаз фард, ибо Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) постоянно совершал сунну и призывал к этому и других мусульман.

Об (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) этом намазе он сказал:

«Два ракаата сунны утреннего намаза лучше всего мира и лучше всего, что находится во вселенной» . (Муслим, Мусафирин, 96, 97; Тирмизи, Салят, 190)

Известны слова досточтимой Айши (радиаЛлаху ‘анха):

«Ни одному дополнительному виду намаза пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не придавал столь важное значение, какое придавал двум ракаатам утреннего намаза» . (Бухари, Тахаджуд, 27; Муслим, Мусафирин, 94; Абу Дауд, Татавву, 2; Ахмад бин Ханбаль, 6/43, 54, 170).

Совершение нафиль-намазов незадолго до окончания времени фарднамаза является макрух.

По мнению большинства факихов, за исключением ханафитов, начинать нафиль-намаз в то время, когда все присутствующие собрались выполнять намаз-фард, является макрух. При этом они (ученые) обращаются к следующему хадису:

«Когда все встали на фард намаз, нельзя выполнять кроме этого никакой другой намаз» . (Абу Дауд, Татавву, 5; Ахмад бин Ханбаль, 2/180).

По этому поводу Имам Малик говорил: «Кто не опасается опоздать хоть на один ракаат намаза фард, тот обязательно должен выполнить два ракаата сунны утреннего намаза» . (ан-Навави, Шарху Муслим, 5/221; ибн Кудама, аль-Мугни, 1/456; аз-Зухайли, 1/532).