Все о тюнинге авто

Как разбирается прилагательное. Морфологический разбор слова в начальных классах. Морфологический разбор глагола

Начальное общее образование

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык

Морфологический разбор слова в начальных классах

Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.


Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на "хорошо"»), и частицей (« - Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! - Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.

Морфологический разбор существительного

1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

2. Определить начальную форму имени существительного - для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

3. Указать признаки:

а) постоянные :

собственное / нарицательное;

одушевлённое / неодушевлённое;

род (мужской / женский / средний);

склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)

б) непостоянные :

падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);

число (единственное / множественное).

Образец морфологического разбора имени существительного

Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».

Устный разбор

    Котята. Кто? - котята - это имя существительное. Оно обозначает живое существо.

    Начальная форма - котёнок.

    Постоянные признаки:

нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;

Непостоянные признаки:

в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.

4. Погнались (кто?) - котята - в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).

Письменный разбор

Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.

    Котята - сущ., погнались (кто?) котята;

    Н.ф. (начальная форма) - котёнок;

    Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;

в Им.п., во мн. ч.

4. Погнались (кто?) - котята - подлежащее.

Русский язык. 1 кл. Рабочая тетрадь № 2.

Тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником «Русский язык» (авт.: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова) в послебукварный период второго полугодия. Разнообразные упражнения помогут закрепить первоначальные знания о законах родного языка и правилах орфографии и пунктуации, а также автоматизировать навыки письма. Работа с тетрадью позволяет организовать дифференцированное обучение, обеспечить индивидуальный подход к учащимся. Соответствует федеральному государственному общеобразовательному стандарту начального общего образования (2009 г.)

Морфологический разбор имени прилагательного

    Определить начальную форму имени прилагательного - для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).

    Указать признаки:

род прилагательного, падеж, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».

Устный разбор

    Красивая (мелодия) - имя прилагательное. Мелодия какая? - красивая. Обозначает признак предмета.

    Начальная форма - красивый.

    В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.

    Мелодия (какая?) красивая - в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Письменный разбор

Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.

    Красивая (мелодия) - прилаг.;

    Н.ф. - красивый;

    Ж.р., ед. ч., Им.п;

    Мелодия (какая?) - красивая - определение.

Морфологический разбор имени числительного

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Определить начальную форму числительного - для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.

    Указать признаки:

а) постоянные :

простое/составное,

количественное/порядковое

(для количественных: целое/дробное/собирательное);

б) непостоянные :

число и род (если есть);

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени числительного

Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».

Устный разбор

    Двое - имя числительное. Слово обозначает количество - товарищей (сколько?) - двое;

    Начальная форма - двое;

    Постоянные признаки: простое, собирательное;

непостоянные: в форме именительного падежа;

    Ждали (кто?) двое товарищей - в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.

Письменный разбор

Во дворе меня ждали двое товарищей.

    Двое - числ., товарищей - (сколько?) - двое;

    Н.ф. - двое;

    Прост., собират.,

4. Ждали (кто?) двое товарищей - часть подлежащего.

Больше интересных материалов:

  • Особенности подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе

Морфологический разбор местоимения

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Определить начальную форму местоимения - для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.

    Указать признаки:

а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),

б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора местоимения

Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».

Устный разбор

    Тебе - местоимение. Указывает на предмет - позвоню (кому?) тебе.

    Начальная форма - ты.

    Из постоянных признаков - личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных - местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.

    Позвоню (кому?) тебе - в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).

Письменный разбор

Я позвоню тебе в пятницу вечером.

    Тебе - местоим., позвоню (кому?) тебе;

в ед.ч., Д.п.;

4. Позвоню (кому?) тебе - дополнение.

Рабочая тетрадь является дополнением к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс». Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включён в Федеральный перечень. Пособие содержит задания для организации коллективной и самостоятельной работы.

Морфологический разбор глагола

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Определить начальную форму глагола - для этого поставить глагол в неопределённую форму.

    Установить признаки:

а) постоянные :

спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),

б) непостоянные :

время (прошедшее / настоящее / будущее),

лицо (если есть), род, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора глагола

Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».

Устный разбор

    Усиливался - глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.

    Начальная (неопределённая) форма - усиливаться;

    1-ое спряжение;

глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.

4. Снег (что делал?) усиливался - в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).

Письменный разбор

Снег усиливался с каждой минутой.

    Усиливался - глаг., снег (что делал?) усиливался;

    Н.ф. - усиливаться;

    I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.

    Снег (что делал?) усиливался - сказуемое.

Морфологический разбор наречия

    Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

    Морфологические признаки (неизменяемость).

    Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора наречия

Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».

Устный разбор

    Быстро - наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.

    Неизменяемое слово.

    Читала (как?) быстро - в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).

Письменный разбор

На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.

    Быстро - нареч., читала (как?) быстро;

    Признак действия, неизм.;

Читала (как?) быстро - обстоятельство.

Разбор имени прилагательного как части речи необходимо знать каждому школьнику. Известно, что эта часть речи вносит дополнительные эмоциональные и красочные оттенки в нашу речь, делая ее более богатой и насыщенной. Этот разбор начинают изучать еще в начальных классах, но со временем схема усложняется, и это позволяет сделать более подробный анализ и разбор.

Инструкция для разбора

Чтобы правильно выполнить морфологический разбор, необходимо знать его план-схему и инструкцию о том, как разобрать прилагательное как часть речи. Например, определить часть речи, а затем указать его морфологические признаки и функцию в предложении.

План разбора:

  1. Определить и доказать, к какой части речи относится это указанное слово.
  2. Записать начальную форму этого заданного для разбора слова.
  3. Указать постоянные морфологические признаки заданного слова.
  4. Указать непостоянные грамматические признаки.
  5. Синтаксическая роль заданного слова.

Любой морфологический разбор всегда начинается с того, что определяется часть речи разбираемого слова. Если это прилагательное, то необходимо указать это. Стоит вспомнить, что это самостоятельная или знаменательная часть речи, которая обязательно обозначает какой-либо признак предмета. Здесь же можно задать вопрос, который будет доказывать, что это разбираемое слово является прилагательным. Такие слова для разбора отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое?, а также чей? каков? какова? каковы?

После определения части речи разбираемое слово необходимо поставить в начальную форму . Для имени прилагательного начальная форма – это заданное слово, которое необходимо записать в мужском роде и в единственном числе.

Следующим этапом в разборе является определение его грамматических признаков. Обычно разбор начинается с постоянных признаков, к которым относятся разряды по значению, а если качественное, то, соответственно и степени сравнения.

Разряды по значению , которые известны каждому школьнику и которые можно найти в школьных учебниках:

  1. Качественное.
  2. Относительное.
  3. Притяжательное.

Относительные указывают на материал, из которого изготовлен предмет, на место или время. Например, соломенная шляпка – это шляпка из соломы, весенний дождь – это дождь, который идет весной, пришкольный участок – это тот участок, который относится к школе.

Притяжательные обозначают принадлежность к кому-либо или к чему-либо. Такие слова обычно отвечают на вопрос «чей?». Например, лисий хвост – это хвост, принадлежавший лисе, сестрин шарф – это шарф сестры.

Качественные дают характеристику предмета, описывают внешность и его цвет. Например, тонкий карандаш, голубая лента. Качественные образуют две степени сравнения:

  1. Превосходную.
  2. Сравнительную.

Превосходная степень обязательно имеет две формы: простую и составную. Первая образуется по следующей схеме: имя прилагательное в начальной форме + -ейш или -айш, которые являются суффиксами. Например, превосходный – превосходнейший. Составная форма образуется от имени прилагательного, стоящего в начальной форме, путем прибавления слов: самый, наиболее, наименее, всех, всего. Например, самый высокий, выше всех.

Сравнительная степень имеет также две формы: простую и составную. Простая форма образуется прибавлением к данной части речи, которое должна находиться в начальной форме, таких суффиксов, как -ей, -ее, -е, -ше. Например, злой – злее. Составная форма образуется прибавлением к имени прилагательного, которое стоит в начальной форме, таких слов, как более или менее. Например, более добрый, менее злой. Если прилагательное качественное, то тогда у него следует определить и форму: краткую или полную. Краткая форма у качественных образуется путем усечения окончания. Например, низкий – низок, низкая – низка, низкое – низко, низкие – низки.

Для определения непостоянных признаков стоит найти в тексте или в предложении то существительное, к которому оно относится. Известно, что имя прилагательное согласуется с существительным по нескольким признакам, которые как раз и изменяются. Непостоянными признаками являются:

  1. Число.
  2. Падеж.

Синтаксическая функция разбираемого слова указывается на последнем этапе. Чаще всего имя прилагательное является определение, но реже может входить и в состав составного именного сказуемого. Например, длинный (определение) стол стоял посередине комнаты. Девушка была красива (составное именное сказуемое).

Пример морфологического разбора

I. Короткий (хвост) – имя прилагательное . Слово «короткий» обозначает признак предмета. Хвост (какой?) короткий.

Н. ф. – короткий.

II. Морфологические признаки слова «короткий».

Постоянные признаки: качественное, сравнительная степень, полная форма.

Непостоянные признаки: мужской род (какой), единственное число (один), именительный падеж (что? короткий хвост).

III. Хвост (какой?) короткий (определение).

Морфологический разбор позволяет улучшить навыки грамматического анализа слова . Прежде чем приступать к такому виду работы, необходимо изучить грамматическую характеристику данной части речи.

Всегда стоит помнить, что разбирать имена прилагательные можно только в том случае, если они даны в каком-то предложении, так как правильно проанализировать указанное слово без контекста невозможно.

При морфологическом разборе указанное слово, которое чаще всего выделяется цифрой «3», выписывают из текста, не изменяя его. Если оно употребляется с предлогом, то их выписывают вместе, если и предлог относится к имени прилагательному. Если же предлог относится к существительному или другой части речи, то тогда его выписывать не следует. Выполнить такой разбор, изучив грамматические признаки имени прилагательного, будет несложно.

Видео

В этом видео - образец устного морфологического разбора имени прилагательного.

Имя прилагательное - знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая
на вопросы «какой?», «чей?», «каков?»
(загородный коттедж, мамины бусы, реакция молниеносна).

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, но данные категории зависят от имени существительного. Это позволяет прилагательным согласовываться с существительным, например:
в маленьком дачном поселке, с большой кухней. Во множественном числе форм рода нет: современные дома, платья, постройки. Начальной формой считается именительный падеж мужского рода единственного числа, именно эта форма даётся в словарях.

Имена прилагательные имеют краткую форму (красота неповторима) и степени сравнения (самый глубокий, веселее всех ) . Все формы, кроме простой сравнительной и аналитической превосходной степеней сравнения, согласуются с именем существительным. Простая сравнительная и аналитическая превосходная степени примыкают.

Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию определения и именной части сказуемого. Казалось, природа слепила его из цельного куска горной породы, он был красив той редкой и скупой красотой, внешней, но больше внутренней, которая свойственна жителям высокогорья
(Н. Абгарян. Манюня). В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве обособленного определения: Колеблется воздух, прозрачен и чист (Н. Заболоцкий. Утро).

Есть несклоняемая группа прилагательных иноязычного происхождения (бордо, беж, хаки, мини, макси, реглан, люкс, модерн). Такие слова могут выполнять функцию и определения (язык коми), и именной части сказуемого (час пик) . Многие из несклоняемых слов употребляются и как прилагательное (клёш-юбка, интернет-презентация), и как существительное (широкий клёш, мобильный Интернет).

Прилагательные могут субстантивироваться, то есть переходить в существительные. Это происходит, когда прилагательное употребляется не в составе словосочетания, где оно зависит от существительного, а самостоятельно (как бы замещая собой такое словосочетание). В этом случае слово перестаёт обозначать признак и начинает называть предмет - носитель этого признака: мороженые фрукты - сливочное мороженое; лучшее - враг хорошего . Слово утрачивает признаки прилагательного и приобретает признаки существительного (род, иногда число).

Имена прилагательные играют большую роль в языке. Определяя существительное, они характеризуют предмет: конкретизируют или оценивают его. Например, прохладная роса, высокогорные травы - конкретизация; аскетичное убранство дома, неимоверное счастье - оценочная характеристика.

Окончания именительного падежа полных имён прилагательных

Мужской род

единственное

число

Женский род

единственное

число

Средний род

единственное

число

Множественное

число для всех

родов

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Ый, -ий, -ой

Ая, -яя

Ое, -ее

Ые, -ие

железн ый

(обруч)

босфорск ий

(мрамор)

родн ой

(отец)

триумфальн ая

(арка)

осенн яя

(погода)

больш ое

(пространство)

наибольш ее

(великолепие)

подводн ые

(миры)

дорог ие

(каменья)

Родовые окончания кратких прилагательных

Мужской род

единственное

число

Женский род

единственное

число

Средний род

единственное

число

Множественное

число для всех

родов

Каков?

Какова?

Каково?

Каковы?

нулевое
окончание

О, -е

Ы, -и

(чай) крепок

красн а

(девица)

(дело) важн о

(лицо) похож е

(зимы) снежн ы

склонение имён прилагательных в единственном числе

мужской род

им. п.

родной (отец)

железный (обруч)

босфорский (мрамор)

р. п.

родного (отца)

железного (обруча)

босфорского (мрамора)

д. п.

родному (отцу)

железному (обручу)

босфорскому (мрамору)

в. п.

родного (отца)

железный (обруч)

босфорский (мрамор)

тв. п.

родным (отцом)

железным (обручем)

босфорским (мрамором)

п. п.

о родном (отце)

о железном (обруче)

о босфорском (мраморе)

средний род

им. п.

большое (пространство)

наибольшее (великолепие)

р. п.

большого (пространства)

наибольшего (великолепия)

д. п.

большому (пространству)

наибольшему (великолепию)

в. п.

большое (пространство)

наибольшее (великолепие)

тв. п.

большим (пространством)

наибольшим (великолепием)

п. п.

о большом (пространстве)

о наибольшем (великолепии)

Окончания полных прилагательных в мужском и среднем роде при склонении совпадают во всех падежах, кроме именительного и винительного.

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к неодушевлённому существительному, и с родительным, если прилагательное относится к одушевлённому существительному.

Прилагательные мужского рода с окончаниями на -ой (гнедой, седой) склоняются так же, как и с окончаниями на -ый, но всегда имеют ударные окончания.

женский род

им. п.

триумфальная (арка)

осенняя (погода)

р. п.

триумфальной (арки)

осенней (погоды)

д. п.

триумфальной (арке)

осенней (погоде)

в. п.

триумфальную (арку)

осеннюю (погоду)

тв. п.

триумфальной (аркой)

осенней (погодой)

п. п.

о триумфальной (арке)

об осенней (погоде)

склонение полных прилагательных во множественном числе

им. п.

подводные (миры)

дорогие (каменья)

р. п.

подводных (миров)

дорогих (каменьев)

д. п.

подводным (мирам)

дорогим (каменьям)

в. п.

подводные (миры)

дорогие (каменья)

тв. п.

подводными (мирами)

дорогими (каменьями)

п. п.

о подводных (мирах)

о дорогих (каменьях)

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к неодушевлённому существительному, и с родительным, если прилагательное относится к одушевлённому существительному.

склонение притяжательных прилагательных на -ий, -ье, -ья, -ьи

Мужской род

единственное

число

Женский род

единственное

число

Средний род

единственное

число

Множественное

число для всех

родов

им. п.

лисий (лай)

лисья (нора)

лисье (ухо)

лисьи (следы)

р. п.

лисьего (лая)

лисьей (норе)

лисьего (уха)

лисьих (следов)

д. п.

лисьему (лаю)

лисьей (норе)

лисьему (уху)

лисьим (следам)

в. п.

лисий (лай)

лисью (нору)

лисье (ухо)

лисьи (следы)

Тв. п.

лисьим (лаем)

лисьей (норой)

лисьим (ухом)

лисьими (следами)

п. п.

о лисьем (лае)

о лисьей (норе)

о лисьем (ухе)

о лисьих (следах)

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к неодушевлённому существительному, и с родительным, если прилагательное относится к одушевлённому существительному.

Фамилии людей (Иванов, Петров, Сидоров), образованные от собственных имён Иван, Пётр, Сидор при помощи суффиксов -ов, -ин склоняются как притяжательные прилагательные.

Названия городов и населённых пунктов на -ов, -ев, -ов(о), -ев(о) (Хохлово, Камышин) в мужском и среднем роде склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончания существительных -ом (под Хохловом, Бородином, Камышином).

По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают признаки предмета непосредственно (лёгкий, звонкий). Признаки могут восприниматься органами чувств: цвет, величина, размер, форма и положение в пространстве, свойства и качества, внутренние и внешние качества (свежее молоко, высокие горы, синее небо, прозрачный воздух, быстрая лань, медленное чтение, резкие движения).

Качественные прилагательные обозначают признак, который может быть выражен у объекта в той или иной степени. Скажем, поезд быстрый, а самолет быстрее; одна рубашка может быть темнее другой . Это находит выражение в степенях сравнения и сочетаемости с наречиями степени (чрезвычайно мелкий рисунок). Изменение по степени интенсивности - важнейший признак качественных прилагательных.

Качественные прилагательные обладают способностью образовывать формы субъективной оценки
с помощью суффиксов (слабоватый, красненький).

Словообразовательные, грамматические и лексические признаки качественных прилагательных:

  • могут иметь степени сравнения (длинный - длиннее - самый длинный);
  • могут иметь краткие формы (высокий - высок, высока, высоки);
  • сочетаются с наречиями степени или другими словами со значением степени (очень трогательный, совсем светлый, чрезвычайно стеснительный);
  • образуются формы субъективной оценки, то есть слова с уменьшительно-ласкательным или увеличительным значением, при помощи суффиксов, приставок или повтора (коротенький, огромнейший, бледный-пребледный, чистый-чистый);
  • образуются наречия на -о, -е (искренне, громко);
  • образуются отвлечённые существительные (жидкий - жидкость, белый - белизна, синий - синева, певучий - певучесть, тёмный - темнота, радушный - радушие);
  • образуются глаголы со значением проявления признака (твёрдый - твердеть, взрослый - взрослеть);
  • могут составлять антонимический пары (свежий - чёрствый, молодой - старый, умный - глупый);
  • могут иметь синонимы.

Не все качественные прилагательные обладают набором этих признаков. Например, в словах босой, живой, слепой, горбатый, злющий, голый, нагой признак, обозначаемый этими качественными прилагательными, такой, который не может проявляться в большей или меньшей степени.

Относительные прилагательные обозначают признак не непосредственно, а через действие или отношения к веществу (медный колокол, деревянная стена), к месту (лесной орех, южный порт, столичный гость), ко времени (годовой курс, годовалый ребёнок, завтрашнее мероприятие, первобытный строй), к действию (читальный зал, подготовительное отделение), к лицу (учительский тон, педагогический совет), к числу (двойное сальто, троичная система, первичная продукция), к признаку (прежний режим, олимпийский мишка).

В составе относительных прилагательных выделяются суффиксы -ан- (кожаный диван), -ян- (масляная капля, соляная кислота), -ск- (московский гость), -еск- (младенческий), -ов- (смородиновый лист, гипсовый слепок), -ев- (боевой конь), -н- (надувной круг, доверительный разговор), -л- (беглый звук, гнилой картофель). Если суффикс в составе не выражен, то говорят о нулевом суффиксе. Нулевой суффикс есть, например, в таких прилагательных: золотое кольцо, будний день, свиное сало.

Относительные прилагательные можно истолковать, используя конструкцию, включающую производящую основу. Общее значение данных прилагательных - относящийся к чему-либо или свойственный тому, что названо производящим словом. Пример: утренняя прохлада - прохлада, свойственная утру. Значение конкретизируется, варьируется в зависимости от значения производящей основы, главного слова в словосочетании и лексической сочетаемости. (Садовая скамейка - скамейка, находящаяся в саду. Садовое дерево - дерево, выращиваемое в саду, часто плодовое.)

Можем выделить ряд отношений, выражаемых относительными прилагательными:

  • сделанный из чего-либо (глиняная игрушка);
  • содержащийся в чём-либо (морские водоросли);
  • предназначенный для чего-либо (детская книга, спортивный клуб);
  • полученный от чего-либо.

Самый простой способ толкования относительных - конструкция, включающая родительный падеж
с предлогами из, для, от (золотой ключик - ключик из золота), винительный падеж с предлогом на (годовой план - план на год), родительный падеж без предлога (химическая продукция - продукция химии) или другими конструкциями.

Тесная связь с существительным выражается порядке слов: неоднородные определения, выраженные качественными и относительными прилагательными, рядом с существительным стоят относительные прилагательные (хороший детский врач).

Общим свойством относительных прилагательных является их производность: все они образованы от других слов. Относительные прилагательные обозначают постоянные признаки и не имеют признаков качественных, не сочетаются с наречиями, не имеют субъективной оценки.

Однако границы между качественными и относительными прилагательными подвижны: относительные легко приобретают качественное значение (железная деталь - железная воля, золотые купола - золотые руки). Поэтому способы толкования прилагательных меняются. Качественные легко толкуются
с помощью синонимов, сравнений. Приобретая качественное значение, относительные прилагательные могут получать грамматические признаки качественных прилагательных. Например,
сердечная мышца (относительное) - сердечные отношения (качественное) - сердечно, сердечнее, сердечен, сердечность чувств. Иногда при переходе относительных с суффиксами -ск-, -еск-, -ов-, -ев- в качественные появляются не все свойства качественных. Например, у прилагательного деловой нет краткой формы. (Деловые круги - относительное, деловое настроение - качественное.)

Качественные прилагательные в терминах утрачивают свои свойства, например: глухие согласные, плоские, круглые и ленточные черви, берёза белая.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопрос «чей?» (папина машина, отцов дом).

Притяжательные прилагательные обладают особыми морфолого-словообразовательными признаками:
1) притяжательное склонение;

2) суффиксы притяжательности: -ов- (ахиллесова пята), -ев- (тестева дача), -ин- (мамины духи, Матрёнин двор), -ын- (царицын дворец), -нин- (братнин подарок), -ий- (волчий хвост, вдовье платье, пастушьи рожки), -овий- (сыновий долг), -ичий- (помещичий сад), -ачий- (девчачий разговор), -ечий- (мальчишечьи игрушки).

Притяжательные прилагательные часто носят разговорно-просторечный характер, в нейтральном
стиле принадлежность лучше выражать формами родительного падежа без предлогов (учительницына сумка - сумка учительницы, поварихин сын - сын поварихи).

В истории литературного языка притяжательные прилагательные сыграли важную роль: русские фамилии и названия многих населённых пунктов произошли от притяжательных прилагательных.
Ранее эти прилагательные могли образовываться как от одушевлённых, так и от неодушевлённых прилагательных. В современном русском языке прилагательные, образованные от неодушевлённых существительных, - авторские неологизмы или окказионализмы, например автомобилья карета
(В. Маяковский. «Даёшь автомобиль»).

Стоит берёзка-скромница,
Портняжит дождик-пан:
Из почек уж раскроенный
Берёзкин сарафан. (Н. Сомоний.)

Без стилистической окраски притяжательные прилагательные живут во фразеологизмах, географических названиях и терминах, это говорит об их былой широкой распространённости.

Притяжательные прилагательные могут перейти и в разряд качественных, и в разряд относительных: медвежья берлога (притяжательное) - медвежья шуба (относительное) - медвежий характер, медвежья походка (качественное). Притяжательные и относительные прилагательные по значению легко смешиваются. Относительные прилагательные, образованные от одной и той же основы, что и притяжательные, могут использоваться с притяжательным значением. К примеру, отцов дом - отцовский дом.

Большинство качественных прилагательных имеют две формы: полную и краткую (крепкий - крепок, крепкая - крепка, крепкое - крепко, крепкие - крепки).

Полная форма имён прилагательных изменяется по падежам, числам и родам.

Краткие прилагательные отличаются от полных грамматическими и стилистическими особенностями.

В истории русского языка грамматические отношения полных и кратких прилагательных отличны от отношений в современном русском языке. Более древними считаются краткие формы, полные же образовались от первых путём присоединения к ним падежных форм указательных местоимений. Первоначально обе формы, краткая и полная, склонялись и изменялись по родам и числам. Различие было лишь в том, что краткие прилагательные женского рода склонялись как имена существительные
1-го склонения, об этом свидетельствуют некоторые фразеологические обороты, в составе которых есть старые падежные формы кратких прилагательных, например: на босу ногу, от мала до велика, средь бела дня, по белу свету. Полные прилагательные склонялись как указательные местоимения тот, та, то или весь, вся, все.

Обе формы имён прилагательных употреблялись в роли определений, то есть согласовывались с именами существительными в роде, числе и падеже. Но только краткие формы могли выступать в роли именной формы сказуемого, полные формы в этой функции начали встречаться примерно в XV веке.

В современном русском языке краткие прилагательные изменяются по числам и родам, но не склоняются по падежам: быстрый - быстр (ед. ч. м. р.) - быстра (ед. ч. ж. р.) - быстро (ед. ч. ср. р.) - быстры (мн. ч.).

Полные прилагательные в предложении выполняют функцию определений и именной части сказуемого: Перед очагом стоял сосновый стол. Сумка была мамина. Краткие прилагательные выступают только в роли сказуемого: Тот молодой человек был столь услужлив, что засунул руки к нему в карманы. Мы очень рады познакомиться с тобой (По Ч. Диккенсу). Использование кратких прилагательных в качестве определений - стилизация под народную речь, отразившаяся во фразеологизмах (по белу свету) и в географических названиях типа Новгород, Старгород, Белгород.

При образовании кратких форм прилагательных мужского рода в их основах появляется беглый гласный о или е, если основа полной формы имеет на конце два согласных звука: узкий - узок, разумный - разумен. Исключение: прилагательное достойный имеет краткую форму мужского рода достоин.

От некоторых прилагательных с суффиксом -енн- образуются краткие формы мужского рода на -ен-
и -енен-, однако в современном языке формы на -енен- активно вытесняются формами на -ен-: существенный - с у ществен предпочтительнее существенен; болезненный - болезнен предпочтительнее болезненен, родственный - родствен предпочтительнее родственен. Лишь в некоторых случаях правильна форма на -енен-: искренний - искренен, неизменный - неизменен, откровенный - откровенен.

У некоторых кратких прилагательных нет формы мужского рода (беременна), реже - женского рода, ещё реже формы множественного числа.

Значительна группа качественных прилагательных, не образующих краткой формы:

  • прилагательные большой, старший, младший;
  • названия цветов и мастей лошадей (коричневый, голубой, кофейный, кремовый, бордовый, сиреневый, фисташковый, шоколадный; сивый, пегий, каурый, вороной, буланый и др.);
  • прилагательный с суффиксами -ск-, -ическ-, -енск-, -ов-, -н- (братский, космический, нищенский, рядовой, дельный, старинный и др.);
  • отглагольные образования (беглый, будущий, плесневелый, возмужалый и др.);
  • формы степеней качества (худющий, здоровенный и др.);
  • некоторые просторечные прилагательные (озорной, старшой, окаянный).

У полных имён прилагательных ударение неподвижно и падает на основу или окончание. Малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударную основу, а употребительные, стилистически нейтральные и разговорные - окончание. Многие употребительные прилагательные в краткой форме сохраняют ударение полной формы. Небольшое количество прилагательных в полной и краткой форме имеют подвижное ударение: глупый - глуп - глупА - глУпо - глупЫ, прАвый - прав - правА - прАво - прАвы.

Некоторые качественные прилагательные не имеют полной формы (рад, люб, горазд) либо полная и краткая формы различаются оттенками значений или же всем значением: властный (сильный, стремящийся починить себе) - властен (волен в чём-либо), нужный (ценный) - нужен (необходим), готовый - готов, согласный - согласен, видный - виден, правый - прав, способный - способен, должный - должен).

Если полная и краткая формы не имеют различий в значениях, тогда они могут иметь стилистические различия: полная форма стилистически нейтральна, краткая имеет оттенок книжности: Сложная, богатая, миролюбивая, талантливая славянская душа. - Сложна, богата, миролюбива, талантлива славянская душа (А. Толстой).

Краткие формы имён прилагательных могут отличаться большой степенью категоричности: Он глупый. - Он глуп.

Краткие прилагательные могут обозначать большую меру признака, полные - вообще существующий признак: брюки коротки (конкретному человеку) - брюки короткие (фасон). Также краткие могут выражать временный признак, а полные - постоянный: Ребёнок здоров или болен? (в настоящий момент) - Ребёнок больной (ребёнок со слабым здоровьем).

Морфологический разбор ИП

Общее значение имени прилагательного.

  1. Начальная форма (им. п. м. р. ед. ч.; если слово имеет только краткие формы, то в качестве начальной указывается форма ед. ч. м. р., например, рад, горазд).
  2. Морфологические признаки: а) постоянные:
  • разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное);
  • полная или краткая форма (для качественных, если нет кратких или полных форм; например, прилагательное рад не имеет полной формы, а усталый - краткой; если степени сравнения образованы суффиксальным способом словообразования «выше», «высочайший» или если такие формы входят в состав «выше всех», то полнота или краткость форм не определяется);

б) непостоянные:

  • степень сравнения (для качественных),
  • полная или краткая форма (для качественных),
  • число,
  • род (в ед. ч.),
  • падеж (для полной формы).

3. Синтаксическая роль в предложении.

Образец

Смело вдаль я гляжу, упованьем полна, -

Тихим счастием жизнь осветилась (Мирра Лохвицкая. Весна.)

Тихим - имя прилагательное; обозначает признак.


Порядок разбора:

1.Часть речи, общее значение, вопрос
2.Начальная форма (ед.ч., м.род, им.падеж)
3.Морфологические признаки: постоянные (разряд — качественное, относительное или притяжательное); непостоянные (только у качественных — полная или краткая форма, степень сравнения; у всех — род (в ед.ч.), число, падеж)
4.Чем является в предложении.

Она была самой красивой девочкой в лагере.

  1. Самой красивой (какой?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
  2. Н.ф.- красивый;
  3. Пост.признаки: качественное; непост. признаки: в полной форме, в превосходной степени, в ж.р., в ед.ч., в Т.п.;
  4. В предложении является определением.

Это была деревянная шкатулка.

1.Деревянная (какая?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
2.Н.ф. — деревянный;
3.Пост.признаки: относительное; непост.признаки: в ж.р., в ед.ч., в И.п.

Папин пиджак хорошо сел на мне.

Папин (чей?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
2.Н.ф. — папин;
3.Пост.признаки: притяжательное; непост.признаки: в м.р., в ед.ч., в И.п.
4.В предложении является определением.

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Урок русского языка

на тему:

Саратов 2015г.

Конспект урока

Русского языка в 4 «А» классе по теме:

«Разбор имени прилагательного как части речи»

Тема

«Разбор имени прилагательного как части речи»

Цель:

Формировать умение разбирать имя прилагательное как части речи

УУД:

Познавательные: отнесение объектов к известным понятиям; построение логической цепи рассуждений, доказательство; умение пользоваться справочной литературой;

Коммуникативные: речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;

Регулятивные: определение цели учебной деятельности; фиксирование несоответствия между результатом деятельности и нормативным предписанием;

Личностные: ответственное отношение к учению.

Оборудование:

Презентация, учебник.

Основные понятия:

Имя прилагательное; имя существительное.

Межпредметные связи:

Русский язык

Ресурсы

Основные:

Дополнительные:

Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Русский язык: Учебник для 4 класса: В 2 частях - Москва: Издательство «Просвещение», 2012. Ч.2

Презентация

Организация пространства

Фронтальная.

I.Организационный момент

( 5 мин)

- Давайте проверим, все ли готовы к уроку. Готовы? Молодцы. Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, садитесь.

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Игоревна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II.Актуализация знаний.

(7 мин)

1.Орфографическая минутка.

НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО МО ЧКО

Ребята, посмотрите у нас рассыпались слова, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и потом мне скажите какое же у нас задание.

Посмотрите, что случилось –

Так рассыпались слова,

Что узнать теперь их сложно –

Что и кто? Откуда? Ах!

Может быть, удастся снова

Нам вернуть слова назад?

Итак, какое же у нас задание?(составить слова)

Какие слова получились ?(молочко, ночка, дочка, печка, белочка, ленточка, мочка,точка)

Что общего в этих словах? (буквосочетания, которые пишутся без ь- мягкого знака)

Какие ещё буквосочетания пишутся без ъ? (чн,щн,нщ,нч)

Откройте тетради, запишите число.

Я вам буду диктовать слова, вы их будите записывать и подчеркивать буквосочетания. (Один ученик работает у доски)

Мощные, точность, конечно, помощник, обманщик, банщик, болельщик, кончик.

Какое слово лишнее? (Болельщик) Почему? (пишется с ь)

2.Работа по карточкам.

Замените словом с непроизносимым согласным.

Нечестный (бессовестный) , любящий повелевать (властный) , унылый (грустный) , постоянно завидующий (завистливый) , знаменитый (известный) , способный причинить вред (опасный), не письменный (устный ), люди одного возраста (сверстники).

Какое слово может быть лишним? (опасный – нет непроизносимого согласного)

Слушают учителя.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

Открывают тетради.

Записывают слова.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание по карточкам.

Ι II .Самоопределение к деятельности.

( 5 мин)

Найдите среди записанных слов на доске имя прилагательное. (мощные)

Охарактеризуйте слово как часть речи.

Отвечают на вопросы.

Прочитайте тему урока, сформулируйте цель урока.

Формулируют цель урока.

I V. Работа по теме урока.

(10 мин)

Как изменяются имена прилагательные? (по родам (только в единственном числе), числам и падежам – число, род и падеж зависят от того существительного, к которому данное прилагательное относится.)

Работа по учебнику.

Прочитайте на стр. 66, как выполнила разбор Аня.

Как она определяла род, число и падеж имени прилагательного? (Аня разбирала только прилагательное, нужно с зависимым словом существительным)

Значит при разборе имени прилагательного его необходимо выписывать вместе с именем существительным, от которого оно зависит.

Посмотрите, как оформляется разбор. Упражнение 113 стр.66

Найдите ошибки в разборе имён прилагательных. Давайте исправим их.

Сделайте правильный разбор.

Откройте упражнение 114 на стр. 67. Прочитайте задание.

Найдите словосочетание «прил.+сущ.» (белый дом, чудесный дом, живое чудо, теплое чудо, пушистое чудо, золотое чудо)

Первые 2 слова разбираем фронтально, остальные самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение.

V. Динамическая пауза.

VI.Закрепление изученного материала.

(10 мин)

Что за птица?

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это…

Давайте прочитаем текст.

Подчеркните имена прилагательные, существительные от которых они зависят.

Разберите прилагательные в словосочетаниях яркого солнца,на колючей веточке, на короткую шейку как часть речи.

Проверка.

Откройте упражнение 115 на странице 67. Прочитайте задание.

После выполнения упр. 115 подводится итог.

Что такое имя существительное? ( Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

Что такое имя прилагательное? ( Имя прилага́тельное - самостоятельная часть речи, обозначающая свойство предмета и отвечающая на вопрос «како́й», «кака́я», «каки́е», «чей». )

Чем они похожи? ( это самостоятельные части речи ) . Чем отличаются? ( они отвечают на разные вопросы – сущ. Кто? Что?,прил. Какой? Какая? Какие? Сущ. Обозначают предмет, а прил. обозначают признак )

Читают текст.

Разбирают прилагательные как часть речи.

Проверяют выполненное задание.

Читают задание.

Отвечают на вопросы.

VII. Рефлексия.

(5 мин)

Прочитайте стихотворение. Выпишите из текста словосочетания «прил.+сущ.», разберите имена прилагательные.

«Кискино горе»

Плачет Киска в коридоре.

У нее

Большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

Б.Заходер

Читают стихотворение. Делают разбор имени прилагательного.

VIII .Подведение итогов.

(2 мин)

Что мы повторили на уроке?

Какие трудности вы испытали при выполнении заданий?

За что вы можете себя похвалить?

Отвечают на вопросы.

IX.Домашнее задание.

Записывают в дневник домашнее задание.