Все о тюнинге авто

Что такое Бог? Понимание Бога в православии. Есть ли Бог? Доказательства существования Бога. Вера в Бога. Православная церковь: основы веры Кто есть бог православный

С тех пор как человек стал разумным, он начал искать ответы на вопросы о том, кто создал все сущее, о смысле своей жизни, и не одинок ли он во Вселенной. Не найдя ответа, люди древности придумали богов, каждый из которых ведал своей частью бытия. Кто-то отвечал за создание Земли и Неба, кому-то подчинялись моря, кто-то был главным в подземном царстве.

По мере познания окружающего мира богов становилось все больше, но ответа на вопрос о смысле жизни люди так и не находили. Поэтому множество старых богов сменил один Бог-Отец.

Понятие Бога

До того как появилось христианство, люди несколько тысяч лет жили с верой в Творца, который создал все, что их окружает. Это не был единый бог, так как сознание людей древности не могло принять, что все сущее является творением одного создателя. Поэтому в каждой цивилизации, независимо от того, когда и на каком континенте она зарождалась, был Бог-Отец, у которого были помощники - его дети и внуки.

В те времена было принято очеловечивать богов, «награждая» их чертами характера, свойственного людям. Так было проще объяснить природные явления и события, происходившие в мире. Существенным отличием и явным преимуществом древней языческой веры было то, что бог проявляет себя в окружающей природе, в связи с чем ей поклонялись. В то время человек считал себя одним из многих творений, созданных богами. Во многих религиях существовал принцип присвоения земным ипостасям богов вида животных или птиц.

Например, в Древнем Египте Анубис изображался в виде человека с головой шакала, а Ра - с головой сокола. В Индии богам давали образы животных, живущих в этой стране, например, Ганеша изображался в виде слона. Всем религиям древности была свойственна одна черта: независимо от количества богов и разности их имен они были созданы Творцом, стоящим над всеми, являющимся началом всего и не имеющим конца.

Понятие единого Бога

О том, что существует единый Бог-Отец, знали задолго до Рождества Христова. Например, в индийских «Упанишадах», созданных за 1500 лет до н. э., говорится о том, что вначале не было ничего, кроме Великого Брахмана.

У народности йоруба, живущей в Западной Африке, в говорится, что вначале все было водным Хаосом, который Олорун превратил в Землю и Небеса, а на 5-й день создал людей, вылепив их из земли.

Если обратиться к истокам всех древних культур, то в каждой из них есть образ Бога-Отца, сотворившего все сущее вместе с человеком. Так что в этом понятии христианство ничего бы не дало нового миру, если бы не одно существенное отличие - Бог един, и нет кроме него других богов.

Упрочить это знание в умах людей, исповедовавших из поколения в поколение веру во множество богов, было делом сложным, возможно, поэтому в христианстве Творец имеет триединую ипостась: Бог-Отец, и Бог-Сын (его Слово), и его Уст).

«Отец есть предначинательная причина всего существующего» и «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — вся сила их» (Пс.32:6), - так утверждает христианская религия.

Религия

Религией называется форма мышления, основанная на вере в сверхъестественное, имеющая свод правил, определяющих норму поведения людей и свойственные ей обряды, помогающие осознанию мира.

Независимо от исторического периода и присущей ему религии существуют организации, объединяющие людей одной веры. В древности это были храмы со жрецами, в наше время - церкви со священниками.

Религия подразумевает наличие субъективно-личностного восприятия мира, то есть личной веры и объективно-общей, объединяющей людей одной веры в конфессии. Христианство - это религия, состоявшая из трех конфессий: православия, католицизма и протестантства.

Бог-Отец в христианстве, независимо от конфессии, - это единый творец всего сущего, Свет и Любовь, создавший людей по образу и подобию своему. Христианская религия открывает верующим знания о Боге едином, записанные в святых текстах. Представляет каждую конфессию его духовенство, а объединяющими организациями являются церкви и храмы.

до Рождества Христова

История этой религии тесно связана с иудейским народом, основоположником которого является избранник Бога - Авраам. Выбор пал именно на этого арамейца неспроста, так как он самостоятельно пришел к знанию о том, что идолы, которым поклонялось его окружение, никакого отношения к святости не имели.

Путем размышлений и наблюдений Авраам осознал, что существует истинный и единственный Бог-Отец, создавший все как на земле, так и на небе. Он нашел единомышленников, которые ушли за ним из Вавилона и стали избранным народом, получившим название исраэль. Таким образом, между Творцом и людьми был заключен вечный договор, нарушение которого влекло для иудеев наказание в виде гонений и скитаний.

Единого к I веку нашей эры была исключением, так как большинство народов того времени были язычниками. В иудейских святых книгах о сотворении мира говорилось о Слове, с помощью которого Творец все создал, и о том, что придет Мессия и спасет избранный народ от преследований.

История христианства с приходом Мессии

Зарождение христианства произошло в I веке н. э. в Палестине, которая в то время была под властью римлян. Еще одной связью с народом исраэля является воспитание, которое получил в детстве Иисус Христос. Он жил по законам Торы и соблюдал все иудейские праздники.

Согласно христианским святым писаниям, Иисус - это воплощение Слова Господнего в человеческом теле. Он был зачат непорочно, чтобы войти в мир людей без греха, и после этого через него явил себя Бог-Отец. Иисуса Христа называли единосущным сыном Божьим, пришедшим искупить человеческие грехи.

Самым важным догматом христианской церкви является посмертное воскрешение Христа и его последующее вознесение на небо.

Это предсказывали многочисленные иудейские пророки за много веков до рождения Мессии. Воскрешение Иисуса после смерти - это подтверждение обещания о жизни вечной и нетленности человеческой души, которое дал людям Бог-Отец. В христианстве у его сына в святых текстах множество имен:

  • Альфа и Омега - обозначает, что он был началом всего сущего и является его концом.
  • Свет мира - означает, что он являет собой тот же Свет, что исходит от его Отца.
  • Воскресение и жизнь, что следует понимать как спасение и жизнь вечная для тех, кто исповедует истинную веру.

Множество имен дано было Иисусу как пророками, так и его учениками и окружавшими его людьми. Все они соответствовали либо его деяниям, либо миссии, ради которой он оказался в человеческом теле.

Развитие христианства после казни Мессии

После того как был распят Иисус, его ученики и приверженцы стали распространять учение о нем вначале на территории Палестины, но по мере увеличения количества верующих ушли далеко за ее пределы.

Само понятие "христианин" стало применяться спустя 20 лет после смерти Мессии и пошло от жителей Антиохии, которые так называли последователей Христа. Большую роль в распространении учений Иисуса сыграл Именно его проповеди привели многочисленных приверженцев в новую веру из языческих народов.

Если до V века н. э. деяния и учение апостолов и их учеников распространялось внутри границ Римской империи, то затем они пошли дальше - в германские, славянские и другие народы.

Молитва

Обращение к богам с просьбами - это ритуал, свойственный верующим во все времена и независимо от вероисповедания.

Одним из значимых деяний Христа при жизни было то, что он научил людей, как правильно молиться, и раскрыл тайну, что Творец триедин и представляет собой Отца, Сына и Духа Святого - суть Бога единого и неделимого. В силу ограниченности сознания люди, хотя и говорят о Боге едином, все-таки разделяют его на 3 отдельные личности, о чем говорят их молитвы. Есть такие, что обращены только к Богу-Отцу, есть к Богу-Сыну и Богу-Духу Святому.

Молитва Богу-Отцу «Отче наш» звучит как просьба, направленная непосредственно к Создателю. Этим люди как бы выделили его первозданность и значимость в Троице. Однако даже проявляясь в трех лицах, Бог един, и это нужно осознать и принять.

Православие является единственной христианской конфессией, сохранившей веру и учение Христа неизмененными. Это касается и обращения к Творцу. Молитва Господу Богу-Отцу в православии говорит о Троице как единой его ипостаси: «Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, в Единому, славимому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи...».

Святой Дух

В понятие Духа Святого встречается нечасто, но отношение к нему совершенно разное. В иудаизме он считается «дыханием» Бога, а в христианстве - одной из его неделимых трех ипостасей. Благодаря ему Творец создал все сущее и общается с людьми.

Понятие о природе и происхождении Святого Духа было рассмотрено и принято на одном из соборов в IV веке, но еще задолго до этого Климент Римский (I век) объединил все 3 ипостаси в единое целое: «жив Бог, и жив Иисус Христос, и Дух Святой, вера и надежда избранных». Так Бог-Отец в христианстве официально обрел триединство.

Именно через него Создатель действует в человеке и в Храме, а в дни творения он активно принимал в них участие, помогая создавать миры видимые и невидимые: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Имена Бога

По мере того как язычество сменялось религией, прославляющей единого Бога, людей стало интересовать, как зовут Творца, чтобы иметь возможность обращаться к нему в молитве.

Исходя из информации, указанной в Библии, Бог лично назвал свое имя Моисею, который записал его на древнееврейском языке. Из-за того, что этот язык стал впоследствии мертвым, а в именах писали только согласные, то точно не известно, как именно произносится имя Творца.

Четыре согласные ЙХВХ обозначают имя Бога-Отца и являются глагольной формой ха-вах, означающей «становиться». В разных переводах Библии к этим согласным подставляются различные гласные, что дает совершенно разные значения.

В одних источниках он упоминается как Всемогущий, в других - Яхве, в третьих - Саваоф, а в четвертых - Иегова. Все имена обозначают Творца, создавшего все миры, но при этом имеют разное значение. Например, Саваоф означает «Господь Воинств», хотя тот не является богом войны.

Споры об имени Отца Небесного ведутся до сих пор, но большинство теологов и лингвистов склоняются к тому, что правильное произношение звучит как Яхве.

Яхве

Это название дословно означает "Господь", а также «быть». В некоторых источниках Яхве связывают с понятием "Бог Всемогущий".

В христианстве используют либо это имя, либо заменяют его на слово «Господь».

Бог в христианстве сегодня

Христос и Бог-Отец, а также Дух святой в современной христианской религии являются основой триединства неделимого Творца. Приверженцами этой веры являются более 2 миллиардов человек, что делает ее самой распространенной в мире.

03.02.2015

Главный момент для человека, который хочет принять на себя православное крещение, — вера в одного Бога. Под этой верой подразумеваются главные понятия, какому Богу поклоняются православные люди. К большому сожалению, большое количество людей, которые приходят на святое крещение, не в состоянии ответить на данный вопрос.

Бог — один

Для православных людей в Библии есть четкое представление, в кого веруют христиане. В Ветхом и Новом заветах имеются рассказы о заветах меж Богом и человеком. Новый Завет открывает верующему истину о том, кто такой Бог.

Богом для православных является Святая Троица, представленная в виде Отца, Сына и Святого Духа. В православии Троицу называют неразделимой. О чем это говорит?

Так, в Православной Церкви осуществляется вера только в одного Бога, но троичного в лицах:

1. 1-е лицо – Отец;

2. 2-е лицо – Сын;

3. 3-е лицо – Святой Дух.

Также Лица еще называют ипостасями, по этой причине встречается название Бога христиан, которое заключается в таком термине, как триипостасный. В соответствии с учением Христианской Православной Церкви все 3 лица обладают божественным достоинством и равенством в божественном величии меж собой.

Бог Отец пришел в мир еще в Ветхом Завете. Сын был воплощен в земле, приняв тело человека. Сегодня уже все уверенным в том, что Иисус Христос является исторической личностью. В православии Христос – это Бог, который подарил людям спасение.

И о том, что в мир пришел Христос Спаситель, рассказывает евангелия. Святой Дух появился в миру на 50-ый день после того, как воскрес Иисус Христос. Святой дух сошел с Христовых апостолов и передал им истинную благодать. С того времени и берет свое начало общественная христианская проповедь.

Обряды

В православии существуют особые обряды, сопровождающие жизнь и смерть человека. Это — через определенные промежутки времени, обряды крещения, венчания, причастия, исповеди.

Бог — Любящий Отец

Тайна о Пресвятой Троице не понятна простому человеку через ограниченность его мышления. Человек не в состоянии полностью постигнуть божественную сущность.

Православные только лишь веруют в то, что Бог единый, однако в Лицах троичен. Говоря проще, нет 3-х отдельных Богов, а есть один — триипостасный Бог. Нужно сказать, что православные люди Святой Троицей называют не просто Бога, не принимающего участия в жизни людей. Христианами Бог воспринимается, как любящий Отец. Св. Иоанн Богослов говорит о том, что Бог является любовью.

Именно данное понимание божества и лежит в основе мировоззрения православных людей. Бог является не просто мировым вселенских судьей, не просто Творцом мира. Для православного человека Бог – это любящий Отец, готовый оказать помощь тем, кто к нему обращается с верой.


Большинство людей знает именно о православной вере, а другие христианские веры им практически не известны. Именно поэтому необходимо знать, чем же отличается христианство от католицизма и что у них общего. Католическая...



Шарон Коспер знает важность молитвы. В течение многих лет она начинает свои дни с тихой преданностью, и когда она делает усилие, чтобы провести время в молитве, Шарон замечает разницу. Но в некоторые дни, с тремя...



Наиболее мощная вещь которую католической родители могут сделать для своих детей-это научить их молиться. В зависимости от ребенка, это может быть простой или сложной задачей. Обучая ваших детей молиться, вы...

Последнее обновление:
29.Апреля.2016, 21:19


Бог может и должен быть познан. Это - свидетельство Православия. Бог открывает Себя Своим творениям, которые способны к познанию Его и которые находят свою истинную жизнь в этом знании. Бог проявляет Себя. Он не составляет какие-то сведения о Себе, которые передает, или некоторую информацию, которую Он сообщает о Себе. Он открывает Себя тем, кого он сотворил по образу Своему и по подобию для определенной цели познания Его. Все в Нем и для блаженства в этом бесконечно возрастающем познании в вечности.

Божественным образом и подобием Божиим, по которому люди - мужчины и женщины - сотворены, согласно православному вероучению, является вечный и несозданный Образ и Слово Божие, называемый в Священном Писании Единородным Сыном Божиим. Сын Божий существует с Богом в полном единстве сущности, действия и жизни вместе со Святым Духом Божиим. Мы уже встречали это утверждение в приведенных выше словах святителя Афанасия. «Образ Бога» является Божественной Личностью. Он - Сын и Слово Отца, Которое существует с Ним «от начала», Тот, в Котором, посредством Которого и для Которого все сотворено и Которым «все стоит» (Кол. 1, 17). Это - вера Церкви, подтвержденная в Священном Писании и засвидетельствованная святыми Ветхого и Нового Заветов: «Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6).

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 1-3).

«…в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей…» (Евр. 1, 2-3).

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1, 15-17).

Согласно Священному Писанию и учению святых отцов Церкви, Бог не познается разумом. Бог не может быть постигнут путем усилий ума и логических умозаключений, хотя подобными средствами люди могут быть убеждены, что Бог должен существовать. Скорее, Бог познается через веру, покаяние, чистоту сердца и нищету духа, любовь и благоговение. Другими словами, Бог познается теми, кто открыт для Его самопроявления и самооткровения, кто готов принести плод - своей жизнью признать Его власть и действие в мире, чье признание всегда выражается в хвале и благодарении Богу. «Тот, кто стяжал чистую молитву, тот и богослов, - гласит часто употребляемое высказывание святых отцов. - И богослов - тот, кто имеет чистую молитву». Как писал преподобный Иоанн Лествичник, «совершенство чистоты есть начало богословия».

«Совершенство чистоты есть начало богословия. Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно. Слово, соприсносущее Отцу, творит чистоту совершенною, пришествием Своим умертвив смерть; а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение. Слово Господне, дарованное от Господа, чисто и пребывает в век века; не познавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке. Чистота соделала ученика своего богословом, который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице» (Иоанн Лествичник).

Люди знают Бога, когда они хранят первоначальную чистоту своей природы как духовные существа, запечатленные несозданным Словом и образом Отца, вдохновленные Его Божественным Духом. Вернее сказать, они познают Бога, когда они снимают с себя покрывало греха и вновь открывают в себе первоначальную чистоту благим действием Божиим в них и к ним через Его Божественное Слово и Дух. Когда люди живут «согласно природе» без искажения или извращения их бытия как отражения их Создателя, познание Бога является их естественным действием и наиболее свойственным им обладанием. Cвятитель Григорий Нисский пишет об этом так: «Божественная природа, какой она является сама по себе, согласно Ее сущности, превышает любое рациональное познание, и к Ней мы не можем приблизиться или достигнуть Ее нашими рассуждениями. Человек никогда не обнаруживал способности постигать непостижимое; и никогда не мог изобрести такого способа мышления, чтобы познавать непостижимое… ясно, что Господь не обманывает, когда Он обещает, что чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8)… Господь не говорит, что благо знать что-нибудь о Боге, скорее благо иметь Бога в себе: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Не думаю, что этим Он хотел сказать, что человек, который очищает свои душевные очи, будет тотчас наслаждаться видением Бога… это учит нас тому, что человек, очищающий свое сердце от всех земных привязанностей и любого страстного движения, увидит образ Божественной природы в самом себе…

Все из вас смертны… не отчаивайтесь, что никогда не сумеете в полной мере достичь познания Бога так, как могли бы. Ибо еще при сотворении Бог придал вашему естеству совершенство… посему надлежит вам своей добродетельной жизнью смыть прилипшую к вашему сердцу грязь, чтобы снова воссияла в вас божественная красота…

Когда ваш ум будет очищен от всякой злобы, свободен от страстей, очищен от всех пятен, тогда вы будете блаженны, потому что око ваше будет чисто. Тогда, будучи очищены, вы сумеете постичь то, что не видимо для неочищенных… И что это за видение? Это - чистота, святость, простота и другие сияющие отражения Божия естества; ибо только в них виден Бог».

То, о чем здесь говорит святитель Григорий Нисский, является традиционным учением святых отцов Церкви и находится в согласии с тем, что апостол Павел написал в начале своего Послания к римлянам: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства» (Рим. 1, 18- 21, 28).

Чистые сердцем видят Бога всюду: в себе, в других, в каждом и во всем. Они знают, что «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 1). Они знают, что небеса и земля исполнены Его славой (ср. Ис. 6, 3). Они способны к наблюдению и вере, к вере и ведению (см. Ин. 6, 68-69). Только безумец может сказать в сердце своем, именно что в его сердце - нет Бога. И это происходит потому, что «они развратились и совершили гнусные преступления». Он не «ищет Бога». Он «уклонился». Он не «взывает к Богу». Он не «разумевает» (Пс. 52, 1-4). Описание псалмопевцем этого безумного и причин его безумства было подытожено в святоотеческой церковной традиции утверждением, что причина любого человеческого невежества (неведения о Боге) - произвольное отвержение Бога, укорененное в гордой самовлюбленности.

Бог совершенно неизобразим в Своем существе, непостижим в Своей сущности и непознаваем. Как бы одет неприступным мраком непостижимости. Не только попытки изображения Бога в Его существе немыслимы, но и какие-либо определения не могут охватить и выразить существа Божия, оно неприступно для человеческого сознания, является неприступным мраком сущности Божией.

Самое богословие может быть только апофатическим т. е. составленным в отрицательных терминах: Непостижимый, Неприступный, Непознаваемый. Святой Григорий Палама в своей защите православного учения о несотворенном фаворском свете учит непреложно различать божественную, совершенно непознаваемую сущность и Божество в Его действии, обращенном к сотворенному миру, в Его промыслительной заботе о всяком создании. Палама учит различать существо Божие и Его божественные энергии-силы, излучения благодати, держащей мир.

Доступно сознанию, познаваемо промыслительное Божественное действие в мире, Бог, обращенный к миру, Бог, простирающий к миру Свою заботу, Свою любовь, Свое никогда неиссякающее попечение. Это премудрость, устрояющая все, свет миру, просвещающий все, любовь Божия, наполняющая все, это Богооткровение - явление Бога миру. И мир устроен Богом так, чтобы воспринять, вместить это божественное действие, принять на себя эту царственную печать, стать всецело царским достоянием. Конечный смысл и назначение всего сотворенного - стать Божиим достоянием.

Инок Григорий (Круг)

Согласно преподобному Максиму Исповеднику, «первородный грех» людей, который вольно или невольно заражает всех нас, - это «себялюбие». Эгоцентризм порабощает своего обладателя душевным и телесным страстям и погружает его в безумие, мрак и смерть. Человек становится слепым по причине его нежелания увидеть, поверить и блаженствовать в том, что ему даруется, - прежде всего слова и действия Бога, и Самого Бога в Его Слове и Духе, пребывающих в мире. Именно это обличал Христос, приводя слова Исаии, говорившего относительно неведущих Бога, что они имеют глаза, но не будут видеть; уши, но не будет слышать; и ум - но они не хотят понимать (Ис. 6, 9-10).

Мы должны это ясно видеть и хорошо это понимать. Знание Бога дается тем, кто хочет этого, тем, кто ищет его от всего сердца, тем, кто желают его более всего и кто ничего кроме этого не хочет. Это - Божие обетование. Тот, кто ищет, найдет. Есть множество причин, по которым люди отказываются искать Его и не желают обрести; все из них, так или иначе, движимы гордым себялюбием, которое также может быть названо нечистотой сердца. Как говорит Священное Писание, засвидетельствованное святыми, нечистые сердцем слепы, потому что предпочитают свою мудрость мудрости Божией и свои собственные пути путям Господним. Некоторые из них, как говорит апостол Павел, имеют «ревность по Боге», но остаются слепы, потому что предпочитают свою собственную правду той, которая исходит от Бога (см. Рим. 10, 2). Они - те, кто делает своими жертвами других через оглашение своего безумия, которое проявляется в целых порочных культурах и цивилизациях, смятении и хаосе.

Сведение человеческого существа к чему-то иному, и причем к бесконечно меньшему, чем творение, созданное по образу и подобию Божию, предназначенное, чтобы быть вместилищем мудрости, знания и самого Божественного достоинства, является величайшей трагедией. Человеческая личность создана, чтобы быть «Богом по благодати». Это - христианский опыт и свидетельство. Но жажда к самоудовлетворению путем самоутверждения вопреки действительности завершилась отрывом человеческих личностей от источника их бытия, которым является Бог, и таким образом безнадежно поработила их «стихиям века сего» (Кол. 2, 8), чей образ исчезает. Сегодня существует множество теорий о человеческой личности, которые делают ее всем, только не образом Божиим; начиная от ничтожных моментов какого-либо мифического историко-эволюционного процесса или материально-экономической диалектики до пассивных жертв биологических, социальных, экономических, психологических или сексуальных сил, чья тирания по сравнению с богами, которых они якобы разрушили, несравнимо более безжалостна и жестока. И даже некоторые христианские богословы дают свою ученую санкцию порабощающей власти самодостаточной и самообъясняющей природе «естества», лишь усиливая этим ее губительное повреждение.

Но не надо идти этим путем. Православное христианство, или, точнее, Бог и Его Христос здесь, чтобы дать нам свидетельство. Возможность для людей осуществить свободу быть чадами Божиими им дана, сохраняется, гарантируется и осуществляется живым Богом, Который привел людей в этот мир, как сказал преподобный Максим Исповедник, по Своей милости, которой Он и является по своей природе... если только они имеют глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и разум и сердца, чтобы понимать.

Идея, что Бог мстит, наказывает, является широко распространенным и глубоко укоренившимся заблуждением. А ложная идея порождает и соответствующие следствия. Сколько раз, думаю, вы слышали, как люди возмущаются... Богом. Бунтуют против Бога: "Что, я самый грешный? За что меня Бог наказал?" То дети рождаются плохими, то сгорело что-то, то дела идут не так. Только и слышно: "Что, я самый грешный? Вот хуже меня, и благоденствуют". Доходят до богохульства, до проклятий, до отвержения Бога. А откуда проистекает все это? Из превратного, языческо-иудейского понимания Бога. Никак не могут понять и принять, что Он никому не мстит, что Он есть величайший Врач, Который готов помочь всегда и каждому, искренне осознавшему свои грехи и принесшему сердечное покаяние. Он выше наших оскорблений. Помните, в Апокалипсисе замечательные слова: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (От. 3; 20).

Послушаем теперь, что говорит Священное Писание о Боге-Любви:

Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. V;45).

Ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лук. VI;39).

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3;16).

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1;13-14).

Чтобы вы... могли... уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф.3;18-19).

Алексей Осипов

Протопресвитер Фома Хопко и др.


+ дополнительный материал:

Христианство сказало нечто такое, чего никогда в истории человечества не было. Никто и никогда такого и в мысли себе не мог представить. Почему? Не знали, кто такой Бог! Верили - да, он есть. Да, молились ему, приносили жертвы, да, верили. А кто Он? Какое было представление? Он может покарать, если будешь плохо жить. Он может помиловать... Помиловать, т.е. не наградить, а я пока говорю помиловать, при условии, если ты можешь его умилостивить.Чем? Какими-то делами, какими-то жертвами, какими-то подношениями...

Я помню в Индии, в индуистских храмах, зашли, а там изумительно точно сделанное гигантское изображение свёрнутой змеи, голова, язычок... и жрец сандаловый ладан воскуряет пред ним. Картина, я вам скажу, - мистически жуткая. Гигантская каменная змея, большая, чёрная, из базальта сделанная, и воскурение... Все верили, да, что божество можно умилостивить. Что в этом плане оно подобно нам, людям: его можно оскорбить, оно может разгневаться, и тогда берегись - громы и молнии обрушатся на твою голову, и ты узнаешь, что такое оскорбление бога или богов, ибо божество в наиболее высшем религиозном представлении, каковое было в ветхозаветной религии - Бог справедлив. Справедлив! Он дает благо добро творящим, он наказывает зло творящих, но он может быть и милостив, если вы сумеете совершить какие-то деяния, принести какие-то жертвы, и тогда он может изменить гнев на милость. Вот предел. Ясно, что такое божество [вне христианства]?

Христианство сказало совершенно другое. Я очень сильно сказал, «совершенно другое», но действительно, принципиально другое. Оказывается, это неверное представление, не такой Бог, не такими свойствами Он обладает, Бог совсем не такой, каким вы представьте Его себе. Теперь подумаем в кого мы верим. Мы совершенно забываем об этом: в кого мы верим. В какого Бога.

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного. Чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Он, который может всё сделать, и засвидетельствовал это Своими делами, вплоть до воскрешения четырехдневного Лазаря, который уже смердил, он, этот Иисус Христос, Богочеловек, добровольно отдаётся в руки этих негодяев, этих мерзацев, которые могли же побить Его камнями, правда же могли, и они это и делали, мы даже читаем... Нет-нет-нет, побить камнями - слишком легко, можно ударить камнем - он сразу умрёт. Нет - распять Его! Т.е. предать самым жесточайшим мучениям, которые [могли быть]. Он добровольно идёт ради спасения, я сейчас не объясняю что, но ради спасения людей. Берёт на себя то, что абсолютно немыслимо, причём, знает, что это такое. Апостол Павел где-то пишет очень хорошо, что если кто и решится умереть, то разве только за какого-нибудь своего благодетеля, очень большого, но чтобы умер за тех, которые Его ненавидят, которые оскорбляют, распинают, постоянно попирают Его волю... Представьте себе, за них умереть...

Слова с креста: «Отче, прости им, ибо они не знают, что делают».

Что-то такое, с какой-то высоты величия он видит, что происходит - прости им... Не вот этими мелкими страстишками злобствует и ненавидит.

У ряда «отцов» мы встречаем такие даже слова, я думаю, что они справедливы, что эта страшная картина, а те, кто смотрел фильм Гибсона, те, наверное, что-то вспоминают невольно, те ужасы, которым подвергался Христос, - многие отцы говорят: через этот крест, через этот ужас люди смогли увидеть - не просто услышать, - а смогли увидеть, смогли убедиться, что Бог есть не справедливость, нет! Он есть любовь - ЛЮБОВЬ, а не Справедливость! Справедливость одних казнит - других милует. Он есть ЛЮБОВЬ, которая не знает зла, не знает мести. Причём, что значит любовь? Речь идёт о какой любви, не об эмоции, которая у нас выражается очень неоднозначно: одних мы любим - других ненавидим. Совсем не об эмоциях идёт речь. Идёт речь о любви жертвенной, предельной, предельной до конца, до смерти. Так вот, Бог, оказывается, есть любовь - вот что открывает христианство. Причём эта любовь посмотрите в чём проявилась - в величайшем до предела смирении. Я бы сказал в таком великодушии, если перевести на наш обыденный, грубый язык - это такое великодушие! Да, величие души! Когда не считается ни с какими этими мелкими, если хотите, оскорблениями и делами, и смертями - ничем. Всё покрывает, ибо смотрит только на одно - на пользу человеку. Бог не царь, который казнит и милует, и который может сделать всё, что угодно, нет. Христианство этим самым заявило потрясающую истину о том, что Бог ничего не может сделать ни одному человеку - ни худа, ни добра, без произволения человека, без его волевого участия, без его стремления, я ничего не могу, но я стремлюсь. Бог всё даёт душе открытой, к закрытой Бог только стучится: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Оказывается, никакого насилия нет в действии Бога по отношению человека.

Кто такой Бог с точки зрения христианской православной религии?

Уважаемый посетитель нашего сайта, Святитель Филарет Московский в Пространном Катехизисе говорит об этом следующим образом:

84. ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВА БОЖИЯ?

Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов.

86. КАКОВЫ СВОЙСТВА БОЖИИ?

Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.

89. ГДЕ ОБИТАЕТ БОГ?

Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях.

Иисус Христос говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18:20).

90. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВА СИМВОЛА "ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА "?

Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

93. МОЖНО ЛИ ПОСТИГНУТЬ ТРИЕДИНСТВО БОЖИЕ ?

Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия: Божиего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11).

94. КАКОВО РАЗЛИЧИЕ ЛИЦ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ?

Между лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Святой Дух предвечно исходит от Отца.

95. КАКОЕ ДОСТОИНСТВО ИМЕЮТ ЛИЦА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ?

Три ипостаси, или лица Святой Троицы - совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Святой Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог.

96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ?

Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле.

97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ?

Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.

В свое время в "Детском катехизисе" я писал об этом следующим образом:

Кто создал Бога?
– Никто не создал Бога. Вот Бог создал мир из ничего – сообразите, как это создать из ничего и кому это под силу, а Господь был всегда, представить себе это трудно, вы, наверное, и не сможете, да и я тоже, но так оно есть.
Где живет Бог?
– Везде и нигде. Нет такой избушки на курьих ножках, нет таких царских палат, нет такой хижины нищего, где бы обитал весь Господь. Но и нет такого сердца человека, в которое Он не мог бы войти. Так что – везде и нигде.
Мне говорили, что Бог был всегда. Как это может быть, ведь у всего есть начало?
– У всего, кроме Бога. Хотя не у всего есть начало: у круга, например, нет начала или, например, у времени, – так, как мы его здесь видим, нет ни начала, ни конца, у многого другого, о чем будешь задумываться, вдруг обнаружишь, что ни начала, ни конца не обретается; вот будешь проходить геометрию Лобачевского, узнаешь, что и там есть фигуры, не имеющие ни начала, ни конца. Так что не все, что нельзя мысленно представить, есть бессмысленное.
Как выглядит Бог?
– Я начну отвечать на этот вопрос с другой стороны. Я расскажу, как Бог не выглядит. Бог не выглядит, как седовласый старик, сидящий на облаке, из которого сияет солнышко или дождь льется на Землю. Бог не выглядит, как его представляли древние язычники: как крокодил, как бегемот, как Афина Паллада, как многорукая богиня Кали и еще как многое и многое другое. Бог не выглядит, как думают о том шаманы на Севере и колдуны в Полинезии. Бог – не статуя, не идол, не чурбан. Бог – даже не Солнце и не Луна. Еще сильнее скажем – Бог это еще не весь наш мир. Вот иные смотрят на землю и думают: "Мать сыра земля". Смотрят на небо звездное и мыслят: "Бог в мире растворен". И это не так, потому что это творение Божие, это все Богом сотворено, но это не есть сам Бог. Так говорить о Боге нас учат святые отцы. Есть греческое выражение "апофатический метод богословия", то есть когда мы говорим о Боге отрицательно, что Бог не есть, чтобы его с чем-то или с кем-то не спутать. Об этом говорится в начале Евангелия от Иоанна: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Гл.1:18).
Мы можем сказать о Боге определенное, что явил нам Господь, Иисус Христос – воплотившийся сын Божий, который является и подлинным человеком, как мы с вами, и Богом. Каким мы видим его на иконах, как повествует о нем церковное предание, так выглядит Бог воплотившийся.

Более подробную информацию по интересующему Вас вопросу Вы можете найти в следующих книгах: «Закон Божий», «Догматическое богословие» Митрополита Макария, «Диалоги» прот. Валентина Свенцицкого.