Все о тюнинге авто

Бог аполлон - древнегреческий бог солнца. Мифы Древней Греции: Аполлон. Апокалипсис. Ангел Бездны Аполлион Где жил аполлон


Аполлон в древне-греческой мифологии бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний. Очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Аполлон - олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон).

Семья и окружение

Гомер сообщает, что после раскрытия заговора Гера , Посейдона и Аполлона против Зевса (по Илиаде вместо Аполлона в нём участвовала Афина), Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы.

Аполлон поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето.

Классический Аполлон - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией классического Аполлона. Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник, то в других мифах они основывают город и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении.

Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы.

Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён стрелами Зевса , Аполлон перебил киклопов , ковавших стрелы для Зевса , и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту. Стрелу, которой он убил киклопов , он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар , но Лето упросила отдать его в услужение человеку.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом.

Агамемнон пленил в Троянской войне дочь жреца Аполлона Хриса Хрисеиду. Отец девушки умолял Агамемнона вернуть ему дочь, но тот отказал. После гибели части греческого войска от стрел мстящего за это Аполлона Агамемнон был вынужден вернуть Хрисеиду отцу.

Дочь Тантала и супруга фиванского царя Амфиона Ниоба (или Ниобея) возгордилась своим многочисленным потомством (по разным оценкам от 12 до 20 детей). Этим она оскорбила богиню Лето. За это Аполлон и Артемида из лука убили всех детей Ниобы, а она сама окаменела от горя.

В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия, и разгневанный его дерзостью Аполлон сдирает с сатира кожу. В музыкальном состязании Аполлона с Паном царь Фригии Мидас присудил победу Пану. Отсюда возникло выражение "мидасов суд", т.е. суд невежды. В наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами. Свои уши царь прятал под фригийским колпаком, и лишь цирюльник знал о тайне царя. Мучаясь невозможностью рассказать о тайне, цирюльник выкопал ямку и шепнул туда: "У царя Мидаса ослинные уши", засыпал ямку землёй, но на этом месте вырос тростник, который прошелестел о секрете всем.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса , а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды .

На почве мифологии Аполлона возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком мудрости Аполлона процветали мораль и искусства. Считается, что весной и летом Аполлон жил в Дельфах, а осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. Гиперборейские жрецы основывали храмы и святилища Аполлона. Один из жрецов Аполлона прорицатель Абарис по легенде обходился без пищи и летал на волшебной стреле, подаренной ему Аполлоном.

Имя, эпитеты и характер

В крито-микенских текстах его имя не встречается. Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона, что может свидетельствовать о неиндоевропейском происхождении образа. Согласно распространённой гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Александуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю.В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. "отвращающий" (волков, мышей, саранчу - в зависимости от эпитета); по Плутарху и В Буркерту - от "собрание", первый месяц дельфийского календаря назывался "апеллай".

В позднее время Аполлон отождествлялся с Солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона Феб (phoibos) указывает на чистоту, блеск, прорицание.

Аполлон - пророк и оракул, мыслится даже "водителем судьбы" - его эпитет Мойрагет.

Аполлон - пастух (его эпитет Номий) и охранитель стад. Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, "отчий". Иногда эти функции Аполлона связаны с его служением людям, на которое его посылает Зевс , разгневанный независимым нравом Аполлона.

Аполлон - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он - покровитель певцов и музыкантов, его эпитет Мусагет - "водитель муз" и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.

В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического Аполлона характерны наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т.е. "лавровый", "прорицающий из лавра", "любящий лавровое дерево" Дафну. Его эпитет Дримас, т.е. "дубовый". Аполлон связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и другими растениями.

Его зооморфизм проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком и бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город. Его эпитет Кикн ("лебедь"), обративший в бегство Геракла . Он - Сминфей ("мышинный"), спасиетель мышей. Аполлон Карнейский связан с Карном (Карней) - демоном плодородия. Эпитет Ликейский ("волчий") указывает на Аполлона как на хранителя от волков и как на волка. В виде собаки он пришёл к дочери Антенора, в виде черепахи и змеи к Дриопе.

Матриархальные черты Аполлона сказываются в его имени по матери - Летоид; он постоянно носит имя родившей его богини Лето.

Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и Аполлона, на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос ("отвратитель зла"), Апотропей ("отвратитель"), Простат ("заступник"), Акесий ("целитель"), Пеан или Пеон ("разрешитель болезней"), Эпикурий ("попечитель").

На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но его любимчиками становятся юноши Кипарис и Гиакинф. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка.

Культ Аполлона был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона - пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику.

В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры, которые были введены в честь победы Аполлона над Пифоном ; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Атрибуты Аполлона - серебряный лук и золотые стрелы, эгида, лавровый венок. Символы - олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк. Еще одним из отличительных признаков Аполлона была золотая кифара (отсюда его прозвище - Кифаред - "играющий на кифаре") или лира, этот музыкальный инструмент олицетворял национальную музыку, в противоположность флейте, олицетворявшей фригийскую музыку. Древнегреческое слово кифара живёт в европейских языках в своём потомке - слове гитара . Да и сама гитара - не что иное, как изменившаяся со временем кифара.

Основные места почитания - Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды , на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном , Аполлон основал святилище.

Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слёзы стали янтарём. Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна, Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора). Аполлон почитался в Тире. Его называли "четвероруким" и "четвероухим".

Этрусское божество Аплу (Aplu, Apulu, Aplun) во много соответствует Аполлону. В кельтской мифологии бог Мапонос (лат. Maponos) упоминается у римских авторов, отождествлявших его с Аполлоном. В западносемитской мифологии огненное божество Рашап, насылающее войны и мор, в эпоху эллинизма также отождествлялось с Аполлоном.

Влияние на культуру и искусство

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): "Аполлон, убивающий ящерицу" (ок. 370 до н.э., скульптор Пракситель) и "Аполлон Бельведерский" (сер. IV в. до н.э., скульптор Леохар).

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражён и убит Зевсом . Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила "Эвмениды", сатировской драмы Софокла "Следопыты", трагедий Еврипида "Алкестида", "Орест". Существовала комедия Филиска Керкирского "Рождение Аполлона и Артемиды".

В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, симолизирующим порядок, ясность и свет. Противоположное начало выражено в образе Диониса .

Аполлон в современности

Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году.

В честь Аполлона назван род крупных выскогорных дневных бабочек семейства парусников - Аполлоны.

Аполлон - гиганский древний ударный кратер, неофициально именуемый бассейном Аполлон, в южном полушарии обратной стороны Луны. Название присвоено в честь американской космической программы Аполлон, которая в свою очередь названа в честь древне-греческого бога Аполлона.

Александр -

По ВОВ опять же умалчиваете о важнейших вещах. 26 июня - это де-юре, а де-факто Финляндия уже 21-го (!) оккупировала демилитаризованные Аландские острова и 22-го совместно с немцами ставила мины в Финском заливе. С бухты-барахты никто начинать войну не будет, Стокгольм наши же тоже бомбили, но шведы воевать не хотели, и инцидент замяли по дипломатическим каналам. Да и понимать нужно - по законам войны, если на вашей территории находится армия одной из сторон (а немцы стояли в Лапландии), вы уже не нейтральны и по вашей территории вправе нанести удар. Не штурмовали Ленинград финны потому, что, во-первых, хорошо понимали, что КаУР - это орешек покрепче ЛМ, а силы у них не те. Во-вторых, Финляндия была нищей и малонаселённой страной, не готовой к длительной войне, как только стало ясно, что блицкрига не будет, они были вынуждены демобилизовать часть армии и прекратить всяческую активность, иначе элементарно грозил голод и холод. Ну и третье, СССР заручился к осени поддержкой других великих держав, которые "показали большой кулак" Финляндии и намекнули, что не стоит досаждать нашему уважаемому союзнику во избежание будущих неприятностей. Что касается обстрелов Ленинграда, то дело опять же не в добродушии - вся крупнокалиберная артиллерия Финляндии досталась ей ещё от Российской империи, а снаряды они производить не умели. Потому расставили пушки там, где было самим нужнее - по береговым батареям и тратили выстрелы только при приближении наших кораблей.

Александр - Почему Россия проигрывала войны мелким государствам

Тимофей, ваш ответ тоже в духе агитпропа, хотя и не советского. Если ограничить рассмотрение узкими рамками Карельского перешейка в 1939 году, вроде бы да, так. А если раздвинуть границы в пространстве и времени? В Европе идёт война, сцепились Германия и англо-французская коалиция. Долго ли Финляндия останется нейтральной и на чью сторону она станет, с кем придётся воевать СССР, неизвестно. А граница-то вот она - в 30 км. Даже если останется нейтральной, любой желающий оккупирует её в считанные сутки (с других-то сторон никаких "линий Маннергейма" нет!) и ударит по Ленинграду. Да что там Сталин, вопрос всплыл впервые в 1913 году, когда Финляндия была ещё под протекторатом России. Вел. кн. Николай Николаевич (будущий главком в ПМВ) тогда написал письмо военному министру Сухомлинову с указанием на военную угрозу с этого направления и предложением вернуть Выборгскую губернию в состав России. Далее кадет Б.Э.Нольде, член юридического совещания при Временном правительстве Львова заявлял: «Для России Финляндия нужна в качестве плацдарма и базы русского флота. В стратегическом отношении совершенно немыслимо иметь границу в 30 верстах от столицы… Пацифистские идеалы вечного мира ещё слишком неосуществимы». Ленин же в декрете о независимости Финляндии потребовал вторым пунктом создания совместной комиссии для решения спорных вопросов, и на этой комиссии в том числе обсуждался вопрос границы. Но тогда не сложилось, Финляндия почувствовала себя в силах вести войну против РСФСР, имевшей многочисленные более серьёзные проблемы, и не только осталась при своих, но и получила по итогам войны приобретения.

Макс - Где жили евреи до Израиля?

Дак ведь Фарра, отец Абраши, был из города Ур (шумер, халдеи)...? Разве нет? С Абрашей и жил там. И был он ни кем иным, как резчиком идолов при храме, вырезал идолов Баала, относящихся к самому заклятому и ненавистному врагу евробога яхве-Саваофу (он же Атон в Египте) Фарра на должности при храме был достаточно обеспеченным и счастливым, имел доступ в священные хранилища жрецов Баала. И что-то он там нашел такое, что резко и тайно от всех подняло его зад с насиженного теплого места, и вышвырнуло на дорогу в Харран (первоначально шел в Ханаан) , на рынок священного хабара. С собой он и взял Абрашу с компанией.

Аполлон Аполлон

(Apollo, Απόλλων). Божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении ими и карает преступников, почему и изображается с луком и стрелами. Знаменитый оракул Аполлона находился в Дельфах. Бог Пан и сатир Марсий состязались с Аполлоном в музыкальном искусстве, но были побеждены им. Как бог солнца - Аполлон часто называется Гелиосом. К римлянам почитание Аполлона перешло от греков, и в Риме ему поклонялись главным образом как божеству, спасающему от мора (Apollo Medicus). Дельфийский оракул Аполлона пользовался известностью во всем древнем мире.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АПОЛЛОН

(Άπόλλων), в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени А., что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени А. не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций A. (Plat. Crat. 404 е- 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч.δηλόω, «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. (Callim. Hymn. IV 55-274; Hymn Нот. I 30-178). А. рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) (Hymn. Hom. II 127-366). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Apollod. Ill Ю, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (I 6, 2) и титанами (Hyg. Fab. 150). Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам (Hom. Od XV 403-411), иногда поражают без всякого повода (III 279 след.; VII 64 след.). В Троянской войне А.-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Hom. П. I 43-53), он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром (XVI 789-795) и Ахилла Парисом (Prod. Chrest., p. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Ovid. Met. VI 146-312). В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7).
Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные (Eur. Andr. 880); он врач (Aristoph. Av. 584) или Пеон (Eur. Alc. 92; Soph. О. В. 154), Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны (Раus. I 3, 4). В позднее время А. отождествлялся с солнцем (Macrob. Sat. I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. - Феб (φοίβος) указывает на чистоту, блеск, прорицание (Etym. Magn. v. (φοιάςω; Eur. Нес. 827). Соединение в образе А. рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями А. и Диониса, хотя это божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог тёмного и слепого экстаза; но после 7 в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. X 32, 7), сам А. нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), носил эпитеты Диониса - плющ и Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества в честь А. украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).
А.-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Коло-фоне. Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101). A. - пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» - Мойрагетом (Pans. Х 24,4-5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей (Apollod. Ill 12, 5). Среди детей А. также были: прорицатели Браих, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321), Мопс - сын А. и прорицательницы Манто, Идмон - участник похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139-145; 75 след.).
А. - пастух (Номий) (Theocr. XXV 21) и охранитель стад (Hom. Н. II 763-767; Hymn. Hom. Ill 71). Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий» (Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Macrob. Sat. I 17, 42). Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Так, у схолиаста к тексту Гомера (Hom. Il. I 399 след.) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса (по «Илиаде» вместо А. в нём участвовала Афина) А. и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, А. перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Ад мету в Фессалию, где приумножил его стада (III 10, 4) и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту (Eur. Alc. 1-71; 220-225).
А. - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 418-456). Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - водитель муз (III 450-452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Многообразие функций А. наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне A. (Hymn. Orph. Abel. р. 285) и речи неоплатоника Юлиана «К царю Гелиосу». А. вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр (Ovid. Met. I 452-567), Кассандра (Serv. Verg. Aen. II 247). Ему были неверны Коронида (Hyg. Fab. 202) и Марпесса (Apollod. I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея (I 3,2-4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Ovid. Met. X 161-219) и Кипарис (X 106-142), рассматриваемые как ипостаси А.
В образе А. отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического А. характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т. е. лавровый, «прорицающий из лавра» (Hymn. Hom. II 215), «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый» (Lycophr. 522); А. связан с кипарисом (Ovid. Met. X 106), пальмой (Callim. Hymn. II 4), маслиной (Paus. VIII 23, 4), плющом (Aeschyl. frg. 341) и др. растениями. Зооморфизм А. проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона А. указал, где надо основать город (Callim. Hymn. II 65-68), он - Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла (Pind. 01. X 20); он - Сминфей («мышиный») (Hom. П. I 39), но он спаситель от мышей (Strab. XIII 1, 48). А. Карнейский связан с Карном - демоном плодородия (Paus. III 13, 4). Эпитет Ликейский («волчий») указывает на А. как на хранителя от волков (Paus. II 19, 3) и как на волка (X 14, 7). Матриархальные черты А. сказываются в его имени по матери - Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето (Hymn. Hom. Ill 253; Paus. I 44, 10). На более поздней ступени архаики А. - охотник и пастух (Hom. Il. II 763-767; XXI 448-449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и А.; на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»). Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), Эпикурий («попечитель»).
На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка. Если когда-то Пифон победил А. и в Дельфах показывали могилу A. (Porphyr. Vit. Pyth. 16), то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Пифона, этот светоносный бог должен искупить вину перед землёй, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир - аид, где он вместе с тем обретает новую силу (Plut. De def. or. 21). Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного А. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от неё получающий мудрость (Eur. Iphig. Т. 1234-1282), теперь он «пророк Зевса» (Aeschyl. Eum. 19), возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога (Soph. О. R. 151). А. прекращает гражданские распри и даёт силу народу (Theogn. 773-782). О помощи А. грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот (VIII 36), причём его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: А.-солнце посылает на врагов стрелы-лучи.
Архаические корни А. связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне А. защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое (Hom. П. V 446). С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н. э.) А. прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у Гомера Зевс, Афина и А. фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии, хотя А. своим появлением на Олимпе внушает ужас олимпийским богам (ср. его епифанию в I Hymn. Hom.). Но внушительность и грозность А. вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного А., как его изображают авторы эллинистического периода (ср. Callim. Hymn. II и Apoll. Rhod. 674-685). Этот классический А. - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией А. Если, согласно одним мифам, А. и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник (Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32), то в других они основывают город (Paus. Ill 21, 8) и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством А. Тесей убивает Минотавра (Plut. Thes. 18) и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Apoll. Rhod. I 495-518). На почве мифологии А. возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости А. процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34).
Культ А. был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами А. существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания А. был Дельфийский храм с оракулом А., где восседавшая на треножнике жрица А.- пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь А. (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы А. над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах А. Храм А. на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза в происходили собрания его членов. А. приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики А. понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам А. эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.
Из греческих колоний в Италии культ А. проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил А. своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм А. близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 163-186; его же, Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 267-590 [исследование всей мифологии А. и образа А. в античной литературе с указанием источников]; Ницше Ф., Рождение трагедии, Полн. собр. соч., [пер. с нем.], т. 1, М., 1912; Kerenyi K„ ApolIon, W., 1937; Miller R. D., The origin and original nature of Apollo, Phil. 1939; Junger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943; Pteiff K. A.. Apollo. Die Wandlung seines Bildes in der griechischen Kunst, Fr./M., 1943; Amandry P., La mantique apollinlenne a Delphes, P., 1950; Groningen B. A. v., Apollo, Haarlem, 1956.
А. Ф. Лосев.

Среди античных скульптурных изображений А.: «А. из Беотии» (8 в. до н. э.), «А. Тенейский» (1-я половина 6 в. до н. э.), «А. Птойос» из Фив (6 в. до н. э.), «Аполлон из Вей» (ок. 500 до н. э.). По римским копиям известны «А. Парнопиос» Фидия («А. Кассельский», «А. Тибрский» и др.), статуи Праксителя «А. Сауроктон» (около 20 копий), Леохара («А. Бельведерский»), Канаха («А. из Пьомбино»), статуя сер. 5 в. до н. э. («А. из Помпей»), скульптурная группа «А. Кифаред» Филиска и др. В рельефе западного фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н. э.) А. - центральная фигура. Эпизоды мифа об А. нашли отражение в греческой вазописи: сцены битвы за дельфийский треножник, похищения Гермесом стад Адмета, мщения Титию, гибели детей Ниобы. А. часто изображался как предводитель муз.
В изобразительном искусстве средневековья А. предстаёт в книжной миниатюре как языческий бог с атрибутами - луком и стрелами, иногда с лирой (в сценах с музами или грациями) и как олицетворение солнца.
После того как в кон. 15 в. был найден «А. Бельведерский», А. стал восприниматься как воплощение идеала мужской красоты, как олицетворение всего светлого и благородного. Особой популярностью в живописи пользовались сцены «Парнас» (А. Мантенья, Рафаэль, Ф. Приматиччо, Н. Пуссен) и «А. и музы» (Л. Лотто, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Н. Пуссен, К. Лоррен, А. Р. Менгс и др.). А. часто изображали правящим солнечной колесницей (фрески Б. Перуцци и Г. Рени, картины Джулио Романе, Доменикино, Дж. Б. Тьеполо и др.) и с Артемидой (А. Дюрер, Л. Кранах Старший и др.). Широкое распространение получили сюжеты, связанные с мифами о Дафне и Марсии, а также сюжеты: «А., стерегущий стада Адмета» (Ф. Бассано, Доменикино, К. Лоррен и др.), «А., Нептун и Лаомедонт строят стены Трои» (Доменикино, С. Роза и др.), «А. убивает Пифона» (Доменикино, П. П. Рубенс, Э. Делакруа). Наиболее значительные произведения европейской пластики 16-17 вв. - «А.» Я. Сансовино и «А. и Дафна» Л. Бернини, нового времени - «А.» О. Родена.
Среди музыкальных произведений на сюжеты мифа - кантата И. С. Баха «Состязание между А. и Паном», зингшпиль В. А. Моцарта «А. и Гиацинт», опера К. В. Глюка «Празднества А.», балет И. Стравинского «А. Мусагет».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аполлон

(Феб) - златокудрый бог солнца, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов. Сын Лето и Зевса, брат-близнец Артемиды. Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды), Милета, Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни. См. Аполлон .

// Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Апполон и Диана // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Теофиль де ВИО: Аполлон // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Джон КИТС: Ода Аполлону // Джон КИТС: Аполлон к грациям // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: "Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты..." // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Марсий // Н.А. Кун: АПОЛЛОН // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА // Н.А. Кун: БОРЬБА АПОЛЛОНА С ПИФОНОМ И ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА // Н.А. Кун: ДАФНА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН У АДМЕТА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ // Н.А. Кун: СЫНОВЬЯ АЛОЭЯ // Н.А. Кун: МАРСИЙ // Н.А. Кун: АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП) // Н.А. Кун: СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ // Н.А. Кун: ГИАЦИНТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АПОЛЛОН

в греческой мифологии сын Зевса и Латоны. Бог солнца и света, гармонии и красоты, покровитель искусств, защитник права и порядка, бог дара предвидения.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Бронза.
Около 475 до н. э.
Париж.
Лувр.

Статуя Вулки с фронтона храма в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент росписи краснофигурной амфоры.
Конец VI в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.


Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу).
Римская копия.
С греческого оригинала Праксителя (около 340 до н. э.).
Мрамор.
Париж.
Лувр.

Римская копия.
С греческого бронзового оригинала Леохара (350—330 до н. э.).
Мрамор.
Рим.
Ватиканские музеи.

Мрамор.
Около 460 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Бронза.
Около 460 до н. э.
Лондон.
Британский, музей.

Картина П. Перуджино.
1480-е годы.
Париж.
Лувр.












Синонимы :

Аполлóн, или Феб, был сыном Зевса и Лето, брат Артемиды. Гомер называет Феба любимым сыном Зевса.

Аполлон необычно для эллинских богов верен семье - матери и сестре. Они выступают на одной стороне в Троянской войне, близнецы убивают детей Ниобы, оскорбившей их мать, расстреливают Тития, пытавшегося овладеть ею. Аполлон, опасаясь, что Артемида не устоит перед красотой Ориона, устраивает его смерть и т.д.

Внешность, характер, атрибуты

Существует устойчивое определение Аполлона как прекраснейшего из богов. Стройный, светлоглазый, со светлыми волосами - эти указания на внешность почерпнуты из эпитетов Аполлона. Две характеристики Феба - длинные волосы и отсутствие бороды.

:: Подробнее

Можно также более подробно представить себе Аполлона. Скажем, один врач по имени Адамантиос в V веке писал: "Жители тех стран, где эллинский тип сохранился чистым, высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы, на щеках небольшой румянец; ноги прямые стройные, с небольшими ступнями, голова круглая, средней величины, крепкая шея. Их волосы с рыжеватым отливом, мягкие и слегка вьющиеся; у них прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом. Их глаза, подернутые влагой, отличаются мягким и проницательным взглядом и сильным блеском; из всех народов у греков самые красивые глаза" (И1)

Нельзя, конечно, утверждать, что Аполлон подобен смертным красотой, но это описание позволяет нам вообразить, из каких представлений о красоте исходили сами греки.

Скульптуры изображают его либо стройным, либо - полнотелым (соответственно, поздние), с пухлыми губами и женскими чертами лица..

Характер Аполлона зависит от того, когда был создан тот или иной миф. Скажем, в мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода - он сама рассудительность, гармония, созидание (вспомним его принципы: "Познай себя", "Ничего сверх меры").

Греки изображали Аполлона либо обнаженным, либо в длинном хитоне. Атрибуты - кифара (или лира), лук и стрелы; еще Аполлон владел золотым мечом.

Атрибутика и эпитеты, культ

Эпитеты: Пеан и Пеон ("Разрешитель болезней"), Мусагет (водитель муз), Мойрагет ("водитель судьбы"), Феб ("Лучезарный" - указывает на чистоту, блеск и прорицания), Сминфей (Мышиный), Алексикакос ("Отвратитель зла"), Апотропей ("Отвратитель"), Простат ("Заступник"), Акесий ("Целитель"), Номий ("Пастух"), Дафний ("Лавровый"), Дримас ("Дубовый"), Ликейский ("Волчий"), Летоид (от имени матери), Эпикурий ("Попечитель")

Связанные с ним растения и животные: лавр, дуб, кипарис, пальма, маслина; волк, ворон, лебедь, ястреб, змея, мышь, баран и кузнечик.

Города: Дельфы, Делос, Тенедос и др. Культ Аполлона был распространен повсеместно. Центром почитания был Дельфийский Храм с оракулом Аполлона. Двусмысленный характер предсказаний, допускавший самое широкое толкование, позволял коллегии дельфийских жрецов влиять на всю греческую политику. Храм Аполлона на о. Делос был религиозно-политическим центром союза греческих полисов; здесь находилась казна союза и происходили собрания его членов.

Празднества и фестивали: Делии, Теофании, Теоксении, Пифийские игры (уступали только Олимпийским играм)

Противоречие функций

Функции Аполлона очень противоречивы. С одной стороны он водитель муз, Мусагет, покровитель искусств, поэзии и музыки.

:: Подробнее: музыка

У Аполлона были сыновья-музыканты. Некоторые говорят, что вместе с Каллиопой он стал отцом Орфея (хотя тут сложно сказать, кто точно был отцом Орфея: на выбор есть еще фракийский царь Эагр), и Орфей, как известно, также играл на кифаре. Другой сын Аполлона, Лин - тоже великий музыкант, безвременно погибший от рук нерадивого ученика Геракла.

Пару раз смертные и более низкие божетсва вызывали его на состязания, в которых Аполлон неизменно брал вверх. В итоге смельчак, осмелившийся выступить против него, получал наказание. Например, с сатира Марсия, игравшего на изобретенной, а потом проклятой Афиной флейте, Аполлон содрал кожу. В другой раз Аполлон состязался против Пана; решение о том, кто победил, принимали трое: 2 признали победу Аполлона, а третий, Мидас, - Пана. Своему оппоненту Аполлон ничего не сделал, зато у незадачливого судьи Мидаса отросли ослиные уши, и он был вынужден прятать их под шапочкой.

Он - отец бога врачевания Асклепия (мать которого - Коронида), и сам связан с врачеванием как тела, подобно сыну, так и духа (как бог искусств).

Но вместе с этим, своими стрелами он несет чуму (вспомним начало Илиады). Между прочим, существуют упомянания того, что Аполлон был не прочь поохотиться вместе с сестрой.

Аполлон бог прорицания и провидения, способен наделять этим даром смертных (Кассандру, например).

Позднее, Аполлон отождествляется с Гелиосом, богом солнца и света (Феб - "лучезарный"). Аполлон пастух и охранитель стад. Основатель и строитель городов, и родоначальник племен.

Детство

Говорят, Лето, мать Аполлона, родила его семимесячным после девяти дней схваток на плавучем острове Астерия (или Делос - "являю"), который после рождения мальчика закрепился на дне, еще рассказывают, что матери при родах помогала Артемида, родившаяся незадолго до этого в Ортигии, однако, вероятнее всего Артемида родилась в то же время, что и ее брат.

Фемида кормила Аполлона нектаром и амброзией, и к концу четвертого дня он потребовал лук и стрелы. Получив оружие, Аполлон отправился на поиски змея Пифона, который по приказу Геры гнался за Лето. Отыскав чудовище на горе Парнас, он стал преследовать его и не остановился даже тогда, когда Пифон попытался скрыться в святилище матери-земли в Дельфах.

Убийство змея в храме было возмутительно. Отец потребовал, чтобы Аполлон получил очищение в Темпейской долине, а также, чтобы учредил Пифийские игры в честь застреленного змея, но Аполлон приказа слушать не стал, хотя и прошел обряд очищения, правда, совсем не там, где велел отец.

О детстве Аполлона есть еще, по крайней мере, две легенды. Но они идут врозь с классическим преставлением о том, что на 7-ой день Аполлон стал способен твердо держать оружие.

Согласно одной из легенд, Аполлон, когда ему было всего 4 года, построил на острове Делос роговой жертвенник, сложив рога только с одного бока коз, застреленных Артемидой.

Другая же легенда повествует о том, что, когда Лето несла близнецов на руках в поисках воды, чтобы напиться, у чистого пруда ей повстречались захмелевшие смертные. Они стали осыпать ее оскорблениями и мутить воду, и в гневе Лето превратила их в лягушек. (И2)

Любовь и дружба

Аполлон, как и другие молодые боги, решил не связывать себя узами брака. Тем не менее у него было много детей, матерями которых были и богини, и смертные. Так, Аполлон тайно возлег на ложе с дочерью Эрехтея Креусой, женой Ксуфа, и впоследствии стал отцом Иона. В другой раз Аполлон возлег с Хионой, которую в тот же день позже посетил Гермес; и так получилось, что отцом одного из детей, Автолика (великий вор), был Гермес, а другого, Филаммона (певец), - Аполлон. Муза Талия родили от него корибантов. А Кирена, знаменитая охотница, стала матерью Аристея. Однако наиболее известны мифы о неудачах Аполлона в любви.

Дафна . "В другой раз он "погнался за горной нимфой Дафной, которая была жрицей Геи-земли и дочерью бога реки Пенея в Фессалии. Однако, когда он настиг ее, она взмолилась о помощи к Гее-земле, и та в мгновение ока перенесла ее на Крит, где Дафна стала известна под именем Пасифаи. На ее месте мать-Земля оставила лавровое дерево, из листьев которого Аполлон в поисках утешений сделал венок. Нужно добавить, что чувство Аполлона к Дафне не было случайным. Он давно любил ее и стал причиной гибели своего соперника Левкиппа, сына Эномая, который, переодевшись девушкой, присоединился к веселой компании Дафны в горах. Аполлон, узнав об этом из гадания, посоветовал горным нимфам искупаться обнаженными и тем самым убедиться, что среди них нет мужчин. Обман Левкиппа был тут же раскрыт, и нимфы разорвали его на куски". [И4]

Кассандра . "Однажды Кассандра уснула в храме, ей явился Аполлон и обещал научить ее искусству ясновидения, если она разделит с ним ложе. Кассандра, приняв от него дар, в остальном отказала. Аполлон уговорил ее на один поцелуй, и, когда она поцеловала его, он плюнул ей в рот и тем самым сделал так, что никто никогда не верил ее пророчествам" [И4]

Марпесса . "Сын Ареса Эвен женился на Алкиппе, и та родила ему дочь Марпессу. Желая сохранить девственность своей дочери, он приглашал всех ее женихов помериться с ним силой в гонках колесниц, причем победителю обещал Марпессу, а проигравшим отрубал голову. Скоро к стенам дома Эвена было прибито множество голов, однако влюбившийся в Марпессу Аполлон выразил свое неудовольствие таким варварским обычаем и сказал, что скоро покончит с ним, вызвав Эвена на состязание. Но сердце Идаса тоже было неравнодушно к Марпессе, и он выпросил у своего отца Посейдона крылатую колесницу. Прежде чем Аполлон успел что-либо предпринять, он отправился в Этолию и увез Марпессу, похитив ее, когда та плясала в хороводе. Эвен бросился в погоню, но не смог догнать Идаса, и им одолела такая кручина, что он сначала перебил всех своих лошадей, а потом бросился в реку Ликорман и утонул, а река с тех пор называется Эвен. Когда Идас достиг Мессении, Аполлон попытался отнять у него Марпессу. Они сошлись в поединке, но их разнял Зевс и распорядился, чтобы Марпесса сама решила, за кого ей лучше выйти замуж. Боясь, что Аполлон бросит ее, когда она состарится, как он бросал многих других своих возлюбленных, Марпесса выбрала себе в мужья Идаса." [И4]

Коронида . Коронида - дочь царя лапифов Флегия. "Ее возлюбленным стал Аполлон, который, отправившись однажды в Дельфы, оставил ее под присмотром белой вороны. Однако в душе Коронида уже давно хранила тайную страсть к Исхию, сыну аркадца Элата, и в отсутствие Аполлона пригласила его разделить с ней ложе, хотя к тому времени она уже зачала от Аполлона. Не успела еще возмущенная ворона отправиться в Дельфы, чтобы сообщить Аполлону о таком скандальном поведении его возлюбленной и получить награду за бдительность, а Аполлон уже знал из гадания, что Коронида ему неверна. Он проклял ворону за то, что та не выклевала глаза Исхию, когда тот приблизился к Корониде; и стала ворона от того проклятия черной, и потомки ее с тех пор рождаются черными. Когда Аполлон пожаловался своей сестре Артемиде на нанесенное ему оскорбление, Артемида, в отместку, выпустила в Корониду целый колчан стрел. Жалость охватила Аполлона при виде трупа Корониды, но оживить ее он уже не мог. Тогда Аполлон обратился к Гермесу, и тот при свете костра изъял еще живое дитя из чрева Корониды. Это был мальчик, которого Аполлон назвал Асклепием и отнес в пещеру кентавра Хирона. Там мальчик научился искусствам медицины и охоты. Что касается Исхия, которого также зовут Хилом, то некоторые говорят, что его Зевс поразил молнией, другие же утверждают, что его убил сам Аполлон" [И4]

Дриопа . "Он также соблазнил нимфу Дриопу, пасшую отцовские стада на склоне горы Эты в обществе своих подруг гамадриад. Аполлон превратился в черепаху, которой все они забавлялись, но как только Дриопа положила ее за пазуху, Аполлон превратился в шипящего змея, испугавшего гамадриад, и познал Дриопу. Она родила ему Амфиса, основавшего город Эта и построившего храм в честь своего отца, в котором Дриопа оставалась жрицей, пока гамадриады не выкрали ее, оставив вместо нее тополь." [И4]

Гиакинф . "В этого спартанского принца влюбился не только певец Фамирид - первый из людей, воспылавший страстью к представителю одного с ним пола, но и сам Аполлон, оказавшийся первым из богов, обуянным такой же страстью. В лице Фамирида Аполлон не встретил серьезного соперника. Подслушав, как тот хвастается, что в песнопениях может превзойти муз, Аполлон не без умысла сообщил им об этом, и музы в тот же час лишили Фамирида зрения, голоса и умения играть на кифаре. Однако влечение к Гиакинфу вдруг почувствовал Зефир, и в нем возникла такая ревность к Аполлону, обучавшему юношу метанию диска, что он перехватил диск в полете и направил его в голову Гиакинфа, отчего тот упал замертво. Из его крови вырос цветок гиацинт, на котором до сих пор различимы его инициалы" [И4]

Кипарис . Сын царя, юноша с острова Кеос. Нечаянно убив на охоте ручного оленя, Кипарис, любимец Аполлона, не смог позабыть горя, и Аполлон превратил его в дерево.

Взаимоотношения с отцом

Независимый Аполлон, вероятно, был одним из любимых сыновей Зевса, но было время, когда Громовержец едва не сослал сына навечно в Тартар. Известны два случая, когда Аполлон шел против отца.

Как известно, Зевс был капризен, неверен, высокомерен, - словом, у его многочисленного семейства были причины недолюбливать царя богов. Как-то раз Зевс стал так невыносим, что Гера, Посейдон и Аполлон (по Гомеру - вместо Аполлона в заговоре участвовала Афина) вместе с другими богами, кроме Гестии, вступили в заговор и, когда Зевс спал, привязали его сотней узлов к трону, а сами, удалившись пировать, стали решать, кому быть преемником Зевса. В это время Фетида (та самая, которой в будущем было суждено стать матерью Ахилла) призвала на помощь сторукого Бриарея, и тот освободил Зевса. Конечно, междоусобица на Олимпе была предотвращена, но ряд профилактических мер Зевс незамедлительно провел. Геру, главу заговора, Зевс распял, приковав ее руки к небу, а к ногам привязав наковальни. Гера так жалобно кричала, что в конце концов Зевс все же смилостивился и обещал отпустить жену, если все боги дадут клятву никогда не оспаривать его власти. После надлежащей церемонии, он действительно отпустил Геру, но на этом "репрессии" не закончились: Посейдон и Аполлон были сосланы рабами к царю Трои Лаомедонту, которому боги отстроили городские стены (некоторые утверждают, что целый город). Вообще говоря, Лаомедонт обещал богам в награду богатые дары, так что у них был стимул и стены строить, и стада пасти, но после окончания работ Лаомедонт прогнал богов, обещав отрезать наглецам уши, если они не уберутся восвояси. Справедливо вознегодовавшие боги не оставили этого дела: Посейдон натравил на город морское чудовище, а Аполлон наслал мор.

В другой раз в отместку за то, что Зевс убил его сына Асклепия, Аполлон заявился в кузницу, где киклопы ковали молнии Зевсу, и ослепил их (или убил).

Гнев громовержца был настолько велик, что он едва не сослал сына в Тартар, однако Лето вовремя вмешалась, и Зевс смягчил наказание. Теперь Аполлон должен был прослужить год у царя города Фер Адмета. Послушавшись совета матери, Аполлон не только снес наказание, но и во многом помог Адмету.

:: Подробнее: Адмет

Находясь во служении у Адмета, Аполлон пас скот, который под божественным присмотром множился и хорошел. Помимо этого, Аполлон принял не последнее участие в том, чтобы Адмет женился на прекрасной Алкестиде, а когда счастливый жених позабыл принести соответствующие жертвы Артемиде, Аполлон заступился за царя перед сестрой.

После завершения наказания, Аполлон упросил мойр продлить жизнь Адмета, если в его предсмертный час кто-нибудь согласится умереть ради него, однако даже престарелым родителям хотелось еще задержаться на этом свете, и только молодая жена решила пожертвовать жизнью ради мужа. Тем не менее, благодаря вмешательству Геракла, все закончилось благополучно.

Аполлон и смертные

Известно невероятное множество мифов о взаимоотношениях Аполлона и смертных героев. Например, Геракл вступал в бой с Аполлоном... впрочем, герой боролся едва ли не со всеми олимпийцами. Самое известное вмешательство Аполлона в дела людей - Троянская война (см. "Троянский цикл"). Также, согласно, одним легендам именно Аполлон застрелил Алоадов Отта и Эфиальта, когда один пожелал стать мужем Геры, другой - Артемиды, хотя существует более сложный вариант (см. "Арес").

Выше я уже отметила, как Аполлон поступал со смертными, если те стояли у него на пути, особенно в делах любви. Парочка примеров.

Титий . Титий, сын Зевса, пытался овладеть Лето, на крики матери прибежали Аполлон и Артемида, которые застрелили насильника.

Ниоба . Эта царица себе на беду возмутилась тому, что Лето, родившей всего-то двоих, воздают почести, а ей, матери 7 сыновей и 7 дочерей, - почти, что и нет. Лето оскорбилась и пожаловалась своим детям. Пострадали в конечном итоге дети Ниобы - все были застрелены. Хотя справедливости ради, нужно сказать, что если бы они взмолились к Артемиде и Аполлону, то боги, возможно, пощадили бы их, ведь не даром Артемида пожалела об убийстве мл. дочери Ниобы, когда та взмолилась ей (но было уже поздно). От горя мать не находила себе места и боги превратили ее в камень.

:: Подробнее: Орион

Орион - самый прекрасный из когда-либо живущих мужчин, был сыном Посейдона и Эвраилы. Однажды он, посетив остров Хиос, влюбился в дочь Энопиона Меропу. Энопион обещал отдать ему дочь в жены, если охотник уничтожит всех хищных зверей на острове. Когда условие было выполнено, Энопион напоил Ориона и выколол ему глаза. Оракул объявил, что зрение к Ориону вернется только тогда, когда он придет на восток и обратит свои глазницы на восходе к Гелиосу.

Когда Орион достиг дальнего берега Океана, в него влюбилась Эос, а ее брат Гелиос вернул охотнику зрение.

"Посетив в сопровождении Эос остров Делос, Орион решил вернуться, чтобы отомстить Энопиону, которого он, однако, на Хиосе найти не смог, потому что тот скрывался в подземном чертоге, построенном для него Гефестом. Отправившись через море на остров Крит, куда, по мнению Ориона, мог сбежать Энопион в надежде найти защиту у своего деда Миноса, он встретился с Артемидой, которая, так же как и он сам, страстно любила охоту. Ей быстро удалось уговорить Ориона отказаться от планов мести и вместо этого отправиться с ней на охоту.

К этому времени Аполлон уже узнал, что Орион не отказал Эос и разделил с ней ложе на священном острове Делос; от этого бесстыдства Рассвет залился румянцем, да так и остался пунцовым. Более того, Орион хвалился, что освободит всю землю от диких зверей и чудовищ. Боясь, что его сестра Артемида не устоит, как и Эос, перед красотой Ориона, Аполлон отправился к матери-земле и, не без умысла повторив похвальбу Ориона, сделал так, что та натравила на него чудовищного скорпиона. Орион встретил скорпиона стрелами, но, видя, что они не причиняют ему вреда, бросился на него с мечом. Однако вскоре он понял, что никаким оружием смертный не сможет одолеть скорпиона, нырнул в море и поплыл в сторону Делоса, где, как он надеялся, Эос сможет его спасти. Аполлон тем временем позвал Артемиду и спросил: "Видишь, далеко в море, ближе к Ортигии, плывет что-то черное? Это голова злодея, который только что совратил Опис, одну из твоих гиперборейских жриц. Его зовут Кандаон. Прошу тебя, пронзи его стрелой!" Надо сказать, что Кандаоном звали в Беотии Ориона, но Артемида этого не знала. Она тщательно прицелилась, выстрелила и поплыла, чтобы поглядеть на свою жертву. Каково же было ее горе, когда она увидела, что поразила в голову Ориона. Тогда она упросила сына Аполлона Асклепия, чтобы тот оживил Ориона. Но не успел Асклепий выполнить ее просьбу, как перун Зевса поразил его самого. Тогда Артемида поместила образ Ориона среди звезд, где его вечно преследовал Скорпион. Дух Ориона к тому времени уже отлетел к Асфоделевым лугам." [И4]

Геракл . Аполлон вступал в поединок с Гераклом, когда тот пытался завладеть дельфийским треножником. Зевс прервал бой, ударив между сыновьями молнией.

Когда Геракл одержал победу во всех видах соревнований на Олимпийских играх, каждый из богов-олимпийцев преподнес герою дар; Аполлон подарил лук, хотя Геракл предпочитал пользоваться своим. Существует также версия, согласно которой, Олимпийские игры были учреждены Зевсом; на первых играх Аполлон победил Гермеса в беге, а Ареса в борьбе.

Троянская война . Аполлон принял сторону троянцев. Принято считать, что именно он незримо участвовал в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом.

Дети

Конечно всех детей я не смогу перечислить, многих я уже назвала раньше.

Кикн . Сын Аполлона и Фирии (или Гирии), красавец-охотник, живший в окрестностях Калидона. Многие юноши искали с ним дружбы, но Кикн отталкивал всех своейнадменностью и дурным нравом. Когда от него отказался последний друг, он вместе с матерью бросился в озеро (Канопское озеро), и Аполлон превратил обоих в лебедей.

Имя (плюс функции)

Данные здесь Платоном толкования имени "Аполлон" с научной точки зрения не выдерживают никакой критики, но они хорошо отражают основные функции Аполлона. (А. Тахо-Годи) (Это и след - И3)

Сократ : Имя... оставаясь единым, как нельзя лучше соответствует четырем способностям этого бога, так что затрагивает и каким-то образом выражает из все: (способность к музыке, к пророчеству, к врачеванию и стрельбе из лука...

В нем прекрасная гармония, как это и подобает имени бога музыки. Прежде всего, ведь обряды очищения и очистительные жертвы, как это принято и у врачей, и у прорицателей, равно как окуривание целебными и разными волшебными снадобьями при прорицаниях, а, кроме того, омовения и окропления в том и в другом случае, - все это, вероятно, имеет одну цель: чтобы человек стал чист и телом, и душой...

Разве нельзя сказать, что это очищающий бог как бы выполаскивает душу человека и вызволяет его из плена всякого рода зол... Так вот от этого выполаскивания и вызволения, исцеляющего от всех такого рода бед, правильно было бы назвать его "Выполон", а по его пророческому искусству, за неложность и подлинность его прорицаний, правильнее было бы называть его так, как зовут его фессалийцы: ведь все фесскалийцы называют этого бога "Аплун". А т.к. он властен постоянно посылать стрелы, то по отношению к его искусству стрелкa следовало бы его называть "вечно посылающим стрелы" (нагреческом это созвучно Аполлону). Что же касается музыки, то нужно иметь вид, что альфа [в начале имени] может часто значить то же, что "с", "со-", как например в слове "спутник" или "соложница"; так и здесь, она может означать совместное вращение в небе того, что мы называем небесными полюсами, а в песенной гармонии - созвучием. Все это, по словам тонких знатоков астрономии и музыки, вращается вместе в некоей гармонии, а бог этот надзирает за гармонией, осуществляя всеобщее вращение и у богов, и у людей. И как в словах "спутник" и "супруга" мы присоединяли альфу в значении "вместе", также мы зовем и этого бога Аполлоном вместо "Однополон", прибавляя к тому же и вторую ламбду, ибо иначе имя будет звучать в точности как тягостное слово "губитель"...

Символ

Имя Аполлона связано с рационализмом, мотивацией, ограничением.

Рим

Культ Аполлона получил распространение в Риме в V в. до н.э. Источник - разумеется, Греция, также Аполлону поклонялись этрусски, которые называли его Аплу (Apulu). Расцвет культа относится ко времени правления Августа, считавшего Аполлона своим покровителем. Поначалу, Аполлон считался только богом-врачевателем, но позднее он полностью принимает свои "греческие" функции. Строительство храма Аполлона в Риме - 432 г. до н.э. Этот храм, взлиз Палатина, был один из самых богатых в Риме.

Его отвергли? Охранитель света, наук и искусств, бог-врачеватель, покровитель муз, путников и мореходов, предсказатель будущего служил обычным пастухом…и побеждал титанов.

Аполлон, Феб («лучезарный») - в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей , совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну).

Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса ; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм . Весной и летом жил в Дельфах , осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва. Наряду с губительными действиями, Аполлону присущи и целительные; он врач и целитель, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза.

В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлон - Фоебус - указывает на чистоту, блеск, прорицание. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Дионисия, хотя это и божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - темного и слепого экстаза; но после 7 в. до н.э. образы этих богов стали сближаться - в Дельфах , им обоим устраивали оргии на Парнасе , сам Аполлон нередко почитался как Дионисий и носил отличительный знак Дионисия - плющ. Участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

В честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. Тысячи людей со всех концов Древней Греции стекались в Дельфы , к подножию горы Парнас , месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем и будущем городов-государств, расположенных в Элладе . Жрица, пифия, так она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, она садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом.

Артемида была влюблена в Ориона. Однажды он плавал в море, а ревнивый Аполлон указал на «точку» далеко в волнах и сказал, что сестра не попадет в нее стрелой. Артемида выстрелила, а когда поняла, что наделала, - было поздно. Она оплакала возлюбленного и вознесла на небо, сделав созвездием.

Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему. Кроме оракула греков привлекали светлые и радостные службы богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды (играющие на кифаре) и хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки , которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх , ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон.

Его прославляли и собственные знаменитые дети: Асклепий - искусством врачевания и Орфей- замечательным пением. На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни. Аполлону воздавали почести не только греки , но и римляне. В Риме был выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические состязания, вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 3 дня и 3 ночи.