Все о тюнинге авто

Освещение жилого помещения информация. Нормы освещенности жилых помещений — инструкция и рекомендации. Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Освещение – одно из важнейших составляющих проекта, которое должно быть полностью продумано и сделано грамотно.

Конечно же, идеальным освещением для наших глаз является естественный природный свет (дневное, утреннее или вечернее солнце, солнце за облаками). Стоит его максимально использовать. Ну а основной задачей является максимальное приближение искусственного освещения к естественному .

Современный рынок осветительных приборов предлагает широкий ассортимент светильников различных ценовых категорий и стилевых решений. Там можно найти люстры и потолочные светильники от производителя для любых интерьеров. От практичных и надежных в эксплуатации потолочных светильников, выполненных в сдержанном стиле, до роскошных дизайнерских люстр премиум-класса, сделанных из высококачественного экологически чистого хрусталя и покрытых сусальным золотом. Формы встречаются абсолютно разные – от классических до люстр в стиле Hi-Tech, представляющих собой настоящие арт-объекты.

Сложно не растеряться среди такого многообразия и сделать правильный выбор! Порой приходится объехать пол-Москвы, пока будет найден “тот самый” светильник. Поэтому так важно иметь дело с профессионалами – это касается и магазина, в котором приобретается люстра, и дизайнера, работающего над вашим проектом.

Почему стоит обратиться к специалисту

Существует большое количество типов осветительных приборов : подвесные, встроенные, трековые (светильники на шине), бра, LED-подсветка.

Также необходимо продумать типы выключателей : одноклавишные, двух- и трехклавишные, диммеры (выключатели с регулировкой яркости), проходные (в одном месте включается, в другом выключается), проходные с диммером, выключатели с датчиком движения (отлично подойдет в прихожей, в длинном коридоре, в гардеробной).

Для того чтобы не запутаться в таком разнообразии, правильно и удобно распланировать электрику, необходима помощь дизайнера. Грамотные специалисты знают не только все типы светильников и их включений, но и как распределить все приборы, чтобы хозяевам было удобно и безопасно жить в собственном доме .

Несколько примеров:

в санузлах выключатели всегда снаружи;

если левой рукой открываем дверь, то выключатель должен находиться справа от входа;

точечные светильники лучше располагать вдоль оси зеркал;

чаще всего все выключатели расположены на высоте 900 мм. И на расстоянии 150 мм от угла или края проема;

матовое стекло или пластик съедает 40% света (речь идет про потолок типа «армстронг»).

Это лишь малое количество информации, которой необходимо владеть.

Стоит отметить, что уже много лет подрядчики работают только по чертежам, главное – проверять, правильно ли они их прочли и всем ли рекомендациям следовали. (Прим.Ред.)

Спальня

Хороший вариант – спокойная, расслабляющая схема освещения. Для данного типа комнат подходят маломощные матовые лампы сферической формы. Они позволяют получить равномерную мягкую засветку без резких переходов и границ, не напрягающую зрение. Зону прикроватных тумбочек стоит осветить небольшими настольными лампами или настенными бра.

Кухня

Является главной рабочей зоной в доме, и правильный свет играет важную роль. Маленькая кухня не требует центрального света – достаточно освещения рабочих зон и зоны приёма пищи. Для большой кухни центральная люстра обязательна, и хорошо, если выбор падёт на тёплый свет.

Гостиная

Центральная люстра в гостиной зоне считается необходимым элементом интерьера. Светильник может регулироваться по высоте, а в идеале – по яркости.

В остальных типах комнат жилых зданий, таких как коридор, ванная, туалет, гардеробная , стоит использовать точечное освещение. Оно позволит получить равномерную подсветку, а также сделает комнату визуально чуть более просторной.

Расчёт освещенности помещения

Пакет чертежей дизайн-проекта также содержит чертеж электрики с расчетами освещения по каждому помещению.

Чертежи из дизайн-проекта Елены Карасаевой

Данный расчёт необходим для создания достаточной освещенности помещения, которая, в свою очередь, обеспечивает благоприятные и комфортные условия для жизнедеятельности человека.

Недостаток освещения или его чрезмерность вызывает сильное напряжение глаз, быструю утомляемость и оказывает ощутимый психологический дискомфорт, что неблагоприятным образом отражается на здоровье человека в целом.

Нормативы освещенности офисных и жилых объектов регулируются СНиПами (строительно-проектировочная документация), где прописаны нормы для различных видов помещений. Ниже приведены рекомендации по нормам освещенности в жилых помещениях.

Таблица №1. Рекомендуемые нормы освещенности жилых помещений согласно СНиП 23–05–95

Еще недавно мы выбирали лампочку, ориентируясь на ее мощность, – 100 ватт больше, чем 60. Все понятно. Ватты показывают мощность, которую лампа потребляет. Все знают: чем лампа мощнее, тем больше света она даст. Но важнее понимать, сколько это люменов. Наши традиционные лампы накаливания 90% энергии превращают в тепло. Но нам-то они нужны не для обогрева помещения! Поэтому важен именно световой поток. А платим мы за потребляемые ватты – это тоже следует знать. Для этого полезна таблица, представленная ниже. Из нее понятно, что для светового потока в 400 Лм обычная лампа накаливания «съест» 40 Вт, а вот светодиодная – всего 2-3 Вт. На практике важно знать дополнительные характеристики лампы: всё зависит от качества продукции, материалов и прочего. Так что этот расчет приблизителен!

Но прежде чем заняться расчётами, отметим, что нормы определяют не яркость лампочек, а именно освещённость. То есть какой световой поток приходится на 1 м2 поверхности. Измеряется такая величина в люксах, 1 люкс (лк) – это когда на квадратный метр падает 1 люмен света (1 лм/м2).

Em=n*Ф/S*2,5 ,

где n – количество лампочек,

Ф – световой поток в Лм,

S – площадь помещения,

2,5 – коэффициент,который зависит от площади и высоты потолка. Если высота равна 3 метрам или S больше 100 м2, то он берется равным 3.

Например: холл площадью 7 м2; предположим, что в светильнике использованы 3 лампочки галогеновые. Каждая на 12 В (напряжение) = 35 Вт (мощность)= 670 Лм (световой поток).

3*670/7*2,5=115 Лм – делаем вывод, что этого недостаточно, мы стремимся к 150 Лм.

Расчёт освещённости помещения также во многом зависит от его дизайна . Тёмные стены и пол поглощают свет, и необходимо закладывать запас в расчёты. Конечно, если только нет цели создать уютную обстановку с мягким светом. Светлые же комнаты и без того яркие, и перебор может доставить неприятные ощущения глазам, почти тоже самое происходит, когда смотришь на солнце сквозь неплотные облака.

Сценарии освещения

Помимо рассчитанного количества в Лм свет воспринимается нами эмоционально, поэтому важно, какую атмосферу мы хотим получить: то ли это рабочая поверхность, то ли это место релаксации.

Любое помещение трехмерно, поэтому так важно иметь различные сценарии освещения. Желательно делать их независимыми друг от друга, располагая в различных ярусах.

Верхний ярус – люстры, закарнизная подсветка, подсветка в верхней части шкафов.

Средний – торшеры, настольные лампы, бра, различные настенные светильники. Кстати, настенный светильник, направленный вверх, создает освещение без теней.

Нижний – подсветка лестничных ступеней, свет, встроенный в пол, либо по периметру мебели. Замечательно освещает, только вопрос с подбором осветительных приборов.





Эффективное освещение жилых и подсобных помещений в доме или квартире, наряду с отоплением, вентиляцией, водоснабжением, энергообеспечением, с полным основанием можно отнести к системам, обеспечивающих комфортные условия проживания всех членов семьи. А если рассматривать боле масштабно, то наверняка будет прослеживаться прямая связь с уровнем безопасности создаваемых условий жизнеобеспечения. Согласитесь, нельзя не отметить влияние света на психоэмоциональное состояние человека, на степень его утомляемости в процессе выполнения тех или иных работ, на полноценность отдыха. Все это сказывается на текущем самочувствии, на общем состоянии организма, а при длительном негативном воздействии неправильно организованного освещения – впереди маячат вообще печальные перспективы с ухудшением зрения, другими расстройствами здоровья, которые будет уже не исправить. И в особенности это опасно для развивающегося организма детей.

Но, к сожалению , к вопросу правильной организации освещения весьма многие хозяева жилья относятся крайне легкомысленно. Им, должно быть, сложно преодолеть тот стереотип, который сложился у них когда-то – мол, на эту комнату хватит, например, примерно 100 ватт. Ну, во-первых, личные ощущения нередко бывают ошибочными. А во-вторых, оценивать уровень освещенности в единицах потребляемой энергии – это уже «позавчерашний день». Тем более что в наше время предлагается очень широкий выбор осветительных ламп, показатели светоотдачи которых на единицу потребленной энергии – кардинально различаются.

Поэтому предлагаем провести более грамотный расчет освещения по площади помещения, оперируя уже совершенно другими единицами измерения.

Когда-то давно, в конце 80-х годов, автор этих строк работал в составе довольно представительной комиссии Министерства Обороны СССР, проверявшей учетно-призывной работу и состояние подготовки молодёжи к военной службе в одной из областей Южно-Уральского региона. В одном из районов привлекло внимание, что процент ограниченно годных по состоянию здоровья из-за офтальмологических заболеваний – явно превышает среднестатистический.

В комиссии у нас был очень дотошный подполковник – военный медик, который на этом поприще «зубы съел». И он сразу заявил - так просто не бывает, стало быть имеется какая-то причина. Стали разбираться глубже – практически все призывники со стойким понижением остроты зрения, с аномиями рефракции, с астигматизмом – из одного довольно крупного и изрядно удаленного от райцентра села. Поразило объяснение представителей местного военкомата – «А у них в Кариновке сроду все слепые какие-то…»

Решили выехать на место, посмотреть поближе. И что увидели? В селе имелась школа – восьмилетка. В ней – всего три классных комнаты. И в каждой из них - пара совсем небольших окошек на улицу (что, в принципе, объяснимо с учетом суровости зимнего климата в этой безлесной степной зоне). Но всё освещение – это два патрона под потолком, в которых обычные лампочки накаливания по 75 ватт. Одним словом, в классе если и не полумрак, то явный дефицит освещенности .

И представьте, что все жители этого села в свое время проучились в таких условия по 8 лет! Естественно, это и дало тот самый результат, который насторожил проверяющих. Понятно, что был составлен акт о выявленных нарушениях элементарных санитарных норм, доложено в соответствующее инстанции областного и даже союзного уровня. Должно быть, были нешуточные последствия. Но здоровья тем людям, что потеряли его из-за безалаберности местных чиновников – этими административными мерами уже не вернешь .

Всё это было сказано с одной целью – не шутите с нормальным освещением в своем доме или квартире. Незаметные изначально негативные влияния на зрение (да и на психику тоже) имеют свойство накапливаться, и выливаться в такие последствия, которые уже невозможно будет исправить. Тем более, если речь идет о детях!

На чем основаны расчеты освещенности помещений?

Если быть корректнее с определениями, то предлагаемая методика расчета учитывает отнюдь не только площадь комнаты. Во внимание принимается целый ряд других важных критериев, отражающих специфику конкретного помещения.

Упрощенный метод расчета в единицах потребляемой мощности и его несовершенство

Еще не столь давно в сфере освещения полное господство принадлежало лампам накаливания. Здесь, судя по всему, и следует искать истоки укоренившейся привычки оценивать освещенность комнаты в единицах потребляемой для этого электрической энергии.

В продаже был представлен довольно стабильный ассортимент этих ламп 15; 25; 40; 60; 75; 100; 150 ватт и более. Любой из хозяев примерно знал, какой мощности лампы и в каком количестве ему необходимы для обеспечения освещения каждой из комнат. Естественно, чаще всего такая оценка проводилась субъективно, на основании личного опыта и восприятия, что далеко не всегда соответствовало норме.

Наверняка этот стереотип до сих пор прочно сидит у многих в голове – что освещенность измеряется в ваттах. И чем больше этих самых ватт, тем большего эффекта можно достичь установкой соответствующей лампы.

Принято было исходить примерно от нормы 15÷20 Вт на квадратный метр. Соответственно, в ходу и были, и даже остаются по сей день, примерно такие таблицы:

Казалось бы – все просто , и чего еще желать? Однако, огорчим – подобные расчеты очень далеки от совершенства. И прежде всего по той причине, что ватт – это все же единица измерения потребляемой светильником энергии, а вовсе не создаваемого лампой светового потока. Безусловно, взаимосвязь есть, но назвать ее прямой зависимостью, подчиняющейся какому-то строгому соотношению – не получится. Это примерно так же, как оценивать скорость прибытия в конечный пункт назначения на том или ином междугороднем транспорте, исходя из стоимости билета – вроде бы величины взаимосвязаны, но некорректность оценки – налицо.

И тем более такая методика потеряла в своей и так не выдающейся точности с появлением успешных «конкурентов» ламп накаливания – люминесцентных и светодиодных. Здесь уже показатели потребляемой энергии и световой отдачи – совершенно иные.

Но старые привычки берут свое , и все равно самым распространенным способом у многих остается оценка именно по ваттам. Просто стали прибегать к таблицам, в которых показывается примерное соотношение параметров разных типов ламп с примерно одинаковым показателем световой отдачи. Пример такой таблицы показан ниже.

Площадь помещения, м² Обычные лампы накаливания, Вт Люминесцентные лампы, Вт Светодиодные лампы, Вт Примерный световой поток, Лм
1 20 5÷7 2÷3 250
2 40 10÷13 4÷5 400
3 60 15÷16 6÷10 700
4 75 18÷20 10÷12 900
5 100 25÷30 12÷15 1200
7÷8 150 40÷50 18÷20 1800
10÷12 200 60÷80 25÷30 2500

В угоду такому «патриархальному» принципу оценки эффективности освещения, многие производители размещают на упаковках люминесцентных энергосберегающих и , помимо ее потребляемой мощности, примерный сравнительный «эквивалент» в ваттах для ламп накаливания. Характерный пример показан на рисунке ниже.

Обратите внимание на слово «примерное», сказанное в предыдущем предложении. Оно упомянуто неслучайно , так как однозначной доступной системы «перевода одних ваттов в другие ватты» все же не существует. А почему? Повторимся – да не измеряется освещенность помещения или излучаемый источником световой поток в ваттах!

Кстати, на показанном выше примере на самой упаковке уже допущена серьезная ошибка. В частности – пишется «Светоотдача 60 Вт», что может сбить с толку незнающего человека, и он еще больше утвердится во мнении, что именно так и есть на самом деле. Наверное, было бы корректнее написать так: «Светоотдача примерно соответствует лампе накаливания в 60 ватт».

А в каких же единицах тогда будет правильно оценивать источник света? Обратите внимание: в таблице выше крайний правый столбец дает значение в люменах (лм ) – вот это и есть единицы измерения светового потока, принятые в системе СИ . Если продолжить показанный выше пример, то, заглянув в паспорт продемонстрированной лампы, можно найти эту характеристику – 550 лм.

С люменами (лм ) тесно взаимосвязаны другие единицы – люксы (лк ), которыми в системе СИ как раз и измеряется освещенность . Взаимосвязь между ними такая: световой поток в 1 люмен создает на площади в 1 квадратный метр освещенность , равную 1 люкс.

В дальнейшем будем отталкиваться именно от этих единиц – люксов и люмен.

Нормы освещенности для жилых помещений

Для проведения расчета необходимо знать, от какой же «печки плясать».

Понятно, что в качестве одного из исходных значений будет фигурировать площадь помещения, в котором планируется организовать освещение. А вторым важнейшим параметром становятся санитарные нормы, устанавливающие уровень освещенности для комнат различного предназначения.

Эти нормы четко прописаны в СНиП и СанПиН для практически всех категорий помещений, жилых и производственных, причем с детализацией даже по характеру производимых работ. Но нас в данном случае интересуют в большей степени те, с которыми приходится сталкиваться при расчетах системы освещения в своем доме или квартире.

Не станем отсылать читателя к «первоисточникам» - в таблице ниже приведены выписки, которых, наверное, будет вполне достаточно.

Тип (предназначение) помещения Нормы освещенности в соответствии с действующими СНиП, люкс
Жилые комнаты 150
Детские комнаты 200
Кабинет, мастерская или библиотека 300
Кабинет для выполнения точных чертежных работ 500
Кухня 150
Душевая, санузел раздельный или совмещенный, ванная комната 50
Сауна, раздевалка, бассейн 100
Прихожая, коридор, холл 50
Вестибюль проходной 30
Лестницы и лестничные площадки 20
Гардеробная 75
Спортивный (тренажерный) зал 150
Биллиардная 300
Кладовая для колясок или велосипедов 30
Технические помещения – котельная, насосная, электрощитовая и т.п. 20
Вспомогательные проходы, в том числе на чердаках и в подвалах 20
Площадка у основного входа в дом (крыльцо) 6
Площадка у запасного или технического входа 4
Пешеходная дорожка у входа в дом на протяжении 4 метров 4

Вот от этих величин и станем исходить при проведении расчетов . Выраженных именно в люксах, а не в ваттах, «свечах» и т.п . Показанные нормы считаются оптимальными, поэтому не следует впадать в другую крайность – чрезмерно «заливать» помещения светом. Дело даже не в том, что это невыгодно с точки зрения экономии энергии . Слишком яркое освещение тоже вполне может стать весьма раздражающим фактором, негативно сказываться на эмоциональном состоянии, приводить к быстрой утомляемости глаз, чреватой серьёзными последствиями. Так что приведенные нормированные значения – это как раз та «золотая середина», к которой следует стремиться.

Проведение самостоятельного расчета освещенности

Ну вот, казалось бы, ясность получена. Нормы освещенности имеются, площадь помещения определить несложно. То есть нет проблем определить и суммарный световой поток, который должен обеспечить необходимую степень освещенности .

Например, гостиная площадью 14.5 квадратных метра . Несложно подсчитать, что для ее освещения необходимы источника света с общим световым потоком 15,5 м² × 150 лк = 2325 лм. А потом уже можно подобрать те светильники и лампы к ним, в нужном количестве, которые «справятся с задачей». Скажем, если исходить опять же из того примера лампы, что приводился выше (со световым потоком по паспорту в 550 лм), потребуется пять подобных ламп.

Действительно, упрощенные расчет выглядит именно так. Но вот должной точностью он все же не отличается – кроме площади, не принимаются во внимание другие особенности помещения, в частности, его отделка. Не учтен тип светильника, его расположение в пространстве комнаты, преимущественное направление светового потока, обусловленное положением источника света и типом применяемого плафона (рассеивателя).

Поэтому предлагаем иной алгоритм проведения вычислений. Он тоже не может в полной мере претендовать на «полный профессионализм», но все же результаты получаются намного точнее , ближе к действительности.

Общая формула расчета

Следует сразу правильно понять – предлагаемый алгоритм предполагает расчет именно основного освещения. Сюда не следует относить декоративные подсветки, которые пользуются в наше время широким спросом при интерьерном оформлении комнат. Не входят в расчет и отдельные осветительные приборы, дающие локальную подсветку конкретной ограниченной области (например, прикроватные бра).

Итак, основной формулой, на которой строится расчет , будет следующая:

Fл = (Ен × Sп × k × q) / (Nc × n × η)

Разбираемся с параметрами, входящими в формулу:

- искомая величина, то есть показатель светового потока, которым должна обладать каждая из ламп, устанавливаемых в светильники. Значение будет получено в люменах.

Ен - нормы освещенности жилых и подсобных помещений. Именно те, что показаны в таблице выше (в люксах), в соответствии с действующими СНиП.

Sп - площадь помещения, для которого производится расчет (м²). этот параметр самостоятельно вычислить несложно – в подавляющем большинстве случаев помещения прямоугольные. Но даже если комната имеет более сложную конфигурацию – нужно лишь разбить общую площадь на более простые участки и вспомнить основные правила геометрии.

Если есть затруднения с расчетом площадей – вам сюда…

Иногда необычная конфигурация помещения может озадачить хозяина, несколько подзабывшего законы геометрии. Не беда – мы можем помочь! Перейдите по ссылке к статье, посвященной – там и подробные описания различных случаев, и удобные калькуляторы, упрощающие проведение расчетов .

k - это поправочный коэффициент, который еще называют коэффициентом запаса. Он учитывает сразу несколько факторов. Так, некоторые лампы имеют свойство по ходу эксплуатации тускнеть, терять в излучаемом световом потоке. Причем это снижение интенсивности свечения неодинаково для разных типов ламп. Кроме того, поправка учитывает степень помех для нормального распространения света. Правда, это касается в большей мере производственных помещений, где могут быть высокие уровни запыленности или концентрации пара. Если исходить из того, что у хороших хозяев в доме такого не наблюдается, то коэффициент запаса можно принять равным:

q - коэффициент неравномерности свечения. Эта величина особо важна при расчетах освещенности помещений, где планируется проведение точных работ, связанных с черчением, операциями с мелкими деталями, с большим объёмом чтения или набора текстов или выполнения рукописных записей.

Значения показаны в таблице ниже:

Nc - планируемое к установке количество светильников.

n - количество ламп (рожков) в одном светильнике.

Произведение последних двух параметров, вполне понятно, показывает общее количество ламп, которые будут участвовать в освещении помещения. Если планируется только один источник света, то, естественно, в формулу и там и там подставляются единицы.

При таком подходе, кстати (когда Nc = n = 1 ), можно определить и вообще весь суммарный световой поток, потребный для качественного освещения. Иногда целью расчета ставится именно это – а потом хозяева начинают «колдовать» над оптимальным размещением ламп или светильников различных номиналов, в соответствии с дизайнерской задумкой интерьерного оформления .

η - коэффициент использования светового потока.

Эта величину определить несколько сложнее – здесь придется учесть несколько критериев. Поэтому вынесем ее в отдельный подраздел статьи.

Определение коэффициента использования светового потока η

Эту величину можно определить по таблицам. Но прежде придётся разобраться с параметрами входа в эти таблицы .

  • Для начала – определим промежуточный параметр. Его обычно называют индексом помещения. Он в необходимой степени учтет и размеры комнаты, и планируемую высоту расположения источника света. Вычисляется этот индекс по следующей формуле:

i = Sп / (( a + b) × h)

i - искомая величина, то есть индекс помещения.

Sп - уже ранее фигурировавшая в расчётах площадь комнаты (м²)

a и b - соответственно, длина и ширина помещения (м ).

h - предполагаемая высота размещения источника света. Важный нюанс – не путать с высотой потолка в комнате! Имеется в виду именно высота светильника над поверхностью пола.

К примеру, планируется к установке подвесной светильник с длиной подвеса (или штанги), равной 0,6 м. А высота потолка в помещении – 3 метра. Значит, значение h для подстановки в формулу равно 3,0 – 0,6 = 2,4 м.

Провести арифметические вычисления нетрудно. Но еще проще – воспользоваться предлагаемым онлайн-калькулятором.

Примечание: в таблице указаны оптимальные значения для определения требуемого уровня мощности освещения при установке ламп накаливания в качестве основного источника света в центре помещения. При установке люминесцентных ламп соответственно мощность ламп должна быть уменьшена в 5-7 раз, а светодиодных- в 10 раз. Более точно Вы сможете определить по упаковке для ламп, на которой, как правило, производитель указывает сколько ламп накаливания заменяет одна энергосберегающая.

Для приблизительного расчета необходимой мощности светильников рекомендую воспользоваться формулой: P=pS/N , где p – удельная мощность освещения Ватт на метр квадратный. Эта величина будет различной для каждого типа ламп и помещений, ее можно узнать из таблицы ниже приведенной.

Нормы освещения в квартире

Норма освещенности в квартире зафиксирована в СНиП. Освещенность характеризует световой поток на единицу площади, измеряется в люксах и должна составлять:
Санузел – от 200 Лк;
Прихожая, коридор – от 100 Лк;
Кухня, жилая комната – от 150 Лк;
Детская – от 200 Лк;
Кабинет – от 300 Лк.

Показателем эффективности и экономичности является светоотдача – отношение светового потока к мощности (лм/Вт). Для ламп накаливания этот показатель варьирует от 10,4 лм/Вт для сорокаваттных до 13,4 лм/Вт (при мощности 100 ватт). Галогенные лампы накаливания более эффективны, например, при мощности 42 Вт светоотдача составляет 15 лм/Вт. Самая высокая световая отдача у светодиодов: устройство мощностью 10 Вт создает световой поток в 860 лм, что эквивалентно 86 лм/Вт.

Нормы освещенности помещений: выдержка из стандартных требований

Если это светильники общего освещения, их угол должен быть не менее 30-40 градусов. Для местного освещения применяют светильники с рассеивающим отражателем и углом защиты не менее 40 градусов. Для административного помещения при осуществлении нормы освещения рекомендуется руководствоваться документом СанПин.

Каждая из ламп, используемых в быту имеет определенный световой поток, поэтому важно выбрать правильный источник света для жилых зон. Выполним расчет на примере комнаты площадью 10 кв. м. Берем из таблицы нормированный коэффициент, например, если у нас спальня, то коэффициент составит 10-20 единиц. Перемножаем оба числа и получаем значение мощности в 100-200 Ватт.

Санитарные нормы естественного освещения в квартире

Если дерево создает темную комнату только в вашей квартире, упирается ветками в оконные рамы, балкон, а при сильном ветре стучит в стекла ветками, то можно не заморачиваться созывом общего собрания жильцов и попробовать решить всё самостоятельно, обратившись в Роспотребнадзор.

  1. человек начинает чаще подхватывать инфекционные заболевания;
  2. не вырабатывается витамин D (очень важный для детей);
  3. появляется быстрая утомляемость, вы уже не сможете долго работать;
  4. ухудшается состояние кожи, снижаются ее защитный свойства;
  5. начинаете острее чувствовать особенности климата;
  6. даже может привести к прогрессированию кариеса.

Все статьи по ремонту

Поверхность влажности воздуха в жилом помещении регулируется разделом ГОСТ 30494-96, коэффициент указывается в процентах. Существует двум основных величины: оптимальная и допустимая. Оптимальная – сие плод вдохновения идеального в целях человека микроклимата. Допустимая – отходящая ото идеала, только мало-: неграмотный вредящая здоровью.

Собирательство норм и недреманное око вслед за их выполнением – каста серьезность возложена бери СанПиН. В первую цепь, регулируется кампания организаций, которые осуществляют задумывание и создание зданий, а как и учреждений, занимающихся обслуживанием ранее существующего жилого фонда. Подо приведенные вверху нормы попадают жилые на родине и квартиры, в которых челядь проживают неусыпно. В таком случае принимать получай школы, дачи, спортзалы и накипь сооружения их выходка безлюдный (=малолюдный) распространяется.

Расчет люменов на одного квадратного метра под разные помещения

Существующие нормы позволяют создать комфортный уровень освещения. Они приведены в люксах, которые при желании можно указать и в люменах.
Для расчета количества люменов необходимо руководствоваться ориентировочными методами. Используя параметры, указанные в таблице, можно приблизительно прикинуть то количество люменов, которое нужно, чтобы осветить один метр квадратный помещения с высотой потолка примерно в три метра.

Каждый из вышеперечисленных источников света имеет различные технические показатели освещенности. Самым главным параметром при оценке уровня освещения является световой поток, испускаемый источником света.
Указанные в таблице значения мощности осветительных приборов приведены для ламп накаливания, так как эти базовые нормативные документы разрабатывались еще до эпохи появления современных энергосберегающих технологий. Сегодня в доме обычные лампы накаливания уже практически не встречаются. Им на смену пришли светодиодные (led), люминесцентные и галогеновые источники света. При этом наибольшей популярностью пользуются именно светодиодные лампочки, так как они весьма экономичны в плане потребления электроэнергии, имеют лучшие технические показатели и больший период службы, чем остальные энергосберегающие источники света.
Световой поток измеряется в люменах. Значение светового потока можно отыскать на упаковке лампочек. При этом ставить вопрос относительно того, сколько необходимо люменов для освещения одного квадратного метра не всегда является корректным. Это связано с тем, что световой поток в данном случае отражает только конкретные возможности определенного источника света. При этом учет отдаленности от выбранного объекта освещения для комнаты не берется в учет. Поэтому тут рационально вводить такой параметр, как освещение. Он измеряется в люксах.

Как правильно сделать освещение в квартире

На кухне организация света должна быть равномерной и не сильно ослепляющей. Одного общего освещения в центре потолка будет недостаточно. Все функциональные зоны должны быть освещены, особенно основные рабочие места хозяйки: разделочный стол, место около раковины и плита.

При создании стильного, «живого» интерьера особую роль играет правильное освещение. Правильная организация света влияет на визуальное восприятие пространства, от которого зависит уют и комфорт в доме. Разберем некоторые правила организации освещения в квартире.

Расчёт светодиодного освещения в квартире

Существуют разные формулы расчета количества ламп и приборов. Многое зависит от их типа. Например, в точечных моделях обычно установлен всего один источник света, соответственно, чтобы рассчитать количество таких приборов, нужно разделить общую освещенность (Ф) на показатель светового потока одного излучателя.

Площадь комнаты и ее высота – ключевые факторы при определении достаточной яркости света. Многое зависит от типа освещения: основной свет; локальное; функциональное; декоративная подсветка. В нормах указываются разные показатели освещенности для некоторых комнат.

Нормы освещения

Данными нормами устанавливаются следующие минимальные значения освещенности рабочих площадей и рабочих поверхностей в квартирах типовых жилых домов (при использовании комбинированной системы освещения произвольных источников света): для письменных столов, столов для шитья и ручной работы – 300 лк, кухонной мойки и разделочного стола – 200 лк.

Осветительные системы учебно-производственных помещений, расположенных в корпусах средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ должны быть спроектированы по нормам, установленным для типовых производственных помещений. Эти нормы должны соответствовать стандартам, принятым для отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли, связи и служб коммунально-бытового обслуживания. При этом отраслевые нормы освещенности необходимо брать с поправкой (на одну ступень выше), если их величина составляет 300 лк и менее (для газоразрядных ламп) и 150 лк и менее (для ламп накаливания).

СанПиН: новые правила проживания в квартире

Уровень ЭМИ (электромагнитного излучения), согласно новой редакции СанПиН, должен оцениваться для каждой квартиры отдельно при условии, что все электроприборы обесточены. Таким образом, каждый собственник жилья самостоятельно принимает решение, какие электрические приборы ему необходимы для комфортного проживания, чтобы уровень излучения не нанес вреда здоровью.

СанПиН отныне не определяют минимальной высоты потолков в квартире. Эта норма была исключена из новой редакции документа, хотя ранее эта высота устанавливалась в 2,5м. Санврачи по-прежнему запрещают размещать жилые помещения в цокольных и подвальных помещениях здания, но общественного назначения – разрешено. Если высота жилого здания превышает 5 этажей, то в обязательном порядке должен быть предусмотрен лифт, позволяющий вмещать в себя инвалидную коляску. СанПиН отныне прописывают, что мусоропровод не должен находиться в доме или располагаться смежно с жильем, а мусорные баки должны устанавливаться не ближе 20 метров от детских площадок и не далее 100 метров от дома. Придомовая территория подлежит ежедневной уборке, а летом требуется проводить поливку клумб и газонов.

Расчет уровня освещенности и типа светильников для жилых помещений является приблизительным, так как многое зависит от источника света, особенностей отделки и других факторов. Например, для интерьера в темных тонах используется больший световой поток, чем для очень светлой обстановки. Кроме того, нормы освещенности для жилых помещений во многом зависит от назначения помещения, высоты потолка и прочих параметров.

В этой статье:

Виды светильников

Действующие нормы для жилых помещений и зданий основаны на СанПиНах, СНиПах и прочих документах, регламентирующих мощность и уровень светового потока для всех объектов гражданского и промышленного строительства. Это общие положения, проектные нормы, правила расчетов и размещения источников света, их мощности и других параметров. Но следует помнить, что многое зависит от типа лампы и особенностей отделки жилого помещения.

Выбирая светильники для дома или квартиры, надо учитывать особенности их конструкции, назначение, мощность, рекомендации по размещению. Для лампочек накаливания, светодиодных, галогеновых и люминесцентных используются различные показатели и нормы.

Лампы накаливания являются самым простым и популярным вариантом, они недорогие, обеспечивают приятный желтый свет, но отличаются большим расходом электроэнергии и низким КПД на уровне всего 5%. Стандартным вариантом для дома являются модели на 60-100 Вт, которые рекомендуется использовать в местах частого включения-выключения. Обычно это прихожие и санузлы, кухни, лестничные площадки.

Галогенные источники света имеют больший КПД – примерно на уровне 15%, при этом для дома лучше использовать модели с мощностью примерно 30 Вт. Размер подобных изделий небольшой, часто они имеют необычную, очень привлекательную форму, что позволяет использовать их в качестве декоративно-осветительных элементов для гостиных и спален, освещения холлов.


Люминесцентные приборы являются энергосберегающими, но при включении они излучают свет не только в видимом, но и ультрафиолетовом спектре, что не всегда полезно для глаз и общего самочувствия. Поэтому использовать их лучше для верхнего основного освещения в прихожих, гостиных или холлах. Нельзя забывать и о том, что подобные лампочки разделяются на излучающие холодный, нейтральный или теплый свет. Для освещения комнат рекомендуются модели теплого спектра не больше, чем на 20 Вт, что соответствует 100 Вт обычной лампы накаливания.

Для комнат в квартире предпочтительным является теплый спектр, обеспечивающий комфортную и благоприятную обстановку для отдыха и жизнедеятельности. Холодные тона лучше использовать для рабочей зоны кухни или санузлов.

LED светильники являются наиболее экономными и безопасными для зрения и общего самочувствия. Они отличаются длительными эксплуатационными сроками, но стоимость их одна их самых высоких. При выборе лучше всего приобретать модели с мощностью до 1000 Лм, что соответствует 75 Вт ламп накаливания. При этом энергопотребление такого прибора составляет всего 10 Вт. Преимуществом светодиодных систем является то, что их можно использовать для освещения любого жилого помещения, включая детские комнаты и спальни.

Зависимость уровня освещенности от типа источника света

Принятые нормы освещенности жилых помещений учитывают, что уровень потока и интенсивность будут отличаться для световых приборов разного типа. При этом надо помнить, что для помещений различного назначения уровень освещенности должен составлять приблизительно следующие значения:

  • спальни – свет должен быть приглушенным, достаточно 10-12 Вт на квадратный метр;
  • детские, санузлы, рабочие кабинеты – уровень средний, примерно 15-18 Вт на метр;
  • гостиные – самая яркая освещенность, достаточно 20 Вт на метр.

Указанные значения для нормативов справедлива для стандартных ламп накаливания при высоте потолка до 3 метров. Но при использовании галогеновых источников света без отражателя надо указанные данные увеличить в полтора раза. Для энергосберегающих и люминесцентных ламп значение увеличивается в 5 раз. Для правильных расчетов можно воспользоваться такими простыми формулами:

  • 40 Вт для галогеновой лампочки соответствует 60 Вт обычной лампы накаливания;
  • 15 Вт энергосберегающей соответствуют 75 Вт для лампочки накаливания.

При расчете светового потока можно пользоваться такими данными:

  • 250 Лм соответствуют 2-3 Вт светодиодных лампочек, 5-7 Вт люминесцентных и 20 Вт ламп накаливания;
  • 700 Лм соответствуют 8-10 Вт для LED, 8-10 Вт для люминесцентных светильников и 60 Вт для лампочек накаливания;
  • 1200 Лм – это 12-15 Вт LED, 25-30 Вт для люминесцентных ламп и 100 Вт для ламп накаливания.

Нормы освещенности для комнат различного назначения

При выборе уровня освещения в жилом помещении надо учитывать особенности отделки и назначения комнат. К примеру, для гостиной с отделкой, выдержанной в темных тонах, уровень освещения надо брать с некоторым запасом, то есть норма должна быть несколько превышена. Также большое значение имеет то, какие именно светильники используются – прямого, отраженного или смешанного света. При планировании можно воспользоваться следующими данными по выбору потока освещенности для одной точки:

Помещение Уровень средней освещенности Прямое освещение Смешанное освещение Отраженное освещение
Светлая отделка Темная отделка Светлая отделка Темная отделка Светлая отделка Темная отделка
Лампы накаливания
Прихожие 60 10-16 12-20 11-20 14-24 12-24 10-32
Домашние кабинеты 250 42-70 50-83 42-83 60-100 50-100 70-140
Спальня 120 20-32 24-40 20-40 28-40 20-48 32-64
Санузлы, кухни 250 42-70 50-83 42-83 60-100 50-100 70-140
Люминесцентные лампы
Прихожие, лестничные площадки 60 3-5 4-6 3,5-6 4,5-7,5 4-7,5 5-10
Санузлы, кухни 250 13-21 17-25 15-25 19-31 17-31 21-42
Кладовые, чердаки, подсобки 60 3-5 4-6 3,5-6 4,5-7,5 4-7,5 5-10


При этом очень важно помнить, что люстры, бра и светильники разных конструкций дают различную интенсивность, световой поток и яркость. К примеру, столь популярные светодиодные модели могут давать узконаправленный луч или обеспечивать мягкий рассеянный свет в зависимости от конструкции лампы. Поэтому рекомендуется комбинировать различные типы освещения, используя основные и дополнительные источники, учитывая требования нормативов.

Оптимальным будет сочетание различных источников света для максимального охвата жилого пространства, например, дополнять потолочные светильники торшерами или бра, лампами направленного света.

Требования для организации освещения для жилых домов и квартир регламентируют необходимый уровень светового потока, интенсивность и яркость, что позволяет обеспечить требуемый микроклимат и создать оптимально комфортные условия для досуга, отдыха или работы.