Все о тюнинге авто

Слуцкое восстание 1967. Слуцкое вооруженное восстание. Как «непуганые белорусы» стреляли в комиссаров. Максим Богданович о русской литературе

Во времена БНР в Слуцком уезде был создан Беларуский национальный комитет (БНК). Он формировал в деревнях и местечках местные советы, вел культурно-просветительскую и кооперативную работу. В марте 1919 г. в Слуцком уезде произошло антибольшевистское восстание, жестоко подавленное властями Лит-Бел ССР. После занятия Слуцка поляками там работали беларуские школы и учительские курсы. В ответ на грабежи польских военных развернулось партизанское движение. За всем этим стоял БНК.

В июле 1920 г. его разогнали большевики. Но после их отступления под натиском польских войск БНК 11 октября вышел из подполья и взял власть в свои руки. На домах Слуцка появились бело-красно-белые флаги, порядок обеспечивала беларуская милиция. Повсюду в деревнях избирались комитеты самоуправления. Польские власти смотрели на это сквозь пальцы, так как по условиям перемирия от 12 октября Слуцкий уезд передавался большевикам.

14-15 ноября 1920 г. состоялся съезд представителей Слуцка и Слуцкого уезда (107 делегатов, в большинстве - беларуские эсеры). Делегаты приняли резолюцию, в которой признали власть БНР, приветствовали «сестру Польшу», а правительство ССРБ характеризовали как незаконное.

Съезд избрал Беларускую раду Случчины (БРС) из 17 человек (в т.ч. 8 эсеров), во главе с эсером Владимиром Прокулевичем (1887-1938), которому передал власть и поручил создание вооруженных формирований. Из добровольцев удалось создать Слуцкую стрелковую бригаду в составе двух полков: Слуцкого и Грозовского (вместе около 4 тыс. чел.). Защитники Случчины имели свой марш «Мы выйдем тесными рядами», который написал Макар Кравцов (Костевич).

БРС исполняла функции временного правительства БНР на территории Слуцкого уезда. Она послала Белревкому протест против раздела БНР. Но предотвратить наступление «красных» повстанцы не могли. Большевики вторглись в ноябре сразу после того, как польская армия ушла из Слуцка. Жители Слуцкого и частично Бобруйского уездов поддержали свое руководство. Войска повстанцев боролись за свободу в течение месяца, начиная с 27 ноября. Так, деревня Семежево несколько раз переходила из рук в руки. Несколько подразделений Грозовского полка погибли в боях около местечка Вызна до последнего человека.

Красная Армия обладала значительным перевесом в численности и вооружении. Надежды на помощь из Польши и на то, что повстанцев поддержат жители других уездов, не сбылись. Не хватало оружия и опытных командиров, сильно мешала эпидемия тифа.

Несмотря на драматизм момента, продолжалась борьба за политическое лидерство между эсерами и сторонниками генерала С. Н. Булак-Балаховича. В результате слуцкие повстанцы не присоединились к армии Булак-Балаховича (до 15 тыс. чел.), действовавшей с 6 по 29 ноября по соседству со Слуцким уездом, в районе Петриков - Мозырь - Речица. Потерпев поражение, отряды слуцких повстанцев 28-31 декабря 1920 г. перешли пограничную реку Лань и были интернированы поляками. Один батальон (около 400 чел.) остался в Слуцком уезде и, разделившись на мелкие отряды, более года вел партизанские действия против большевиков.

И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870). Борьба за правильное наделение русских крестьян Западного края с польскими помещиками. – «Исторический вестник», кн.III, IV, 1884.

Автор, русский писатель, драматург, очеркист, поэт(1837 - 1906) очевидец событий, указывает на польское происхождение белорусского национализма, на маскировку польских русофобов под «белорусов» и на их враждебность к белорусам настоящим – русским белорусам.

С.66 «Большинство чиновников в Могилевской губернии состояло все еще из поляков, между которыми была масса лиц, числящихся православными, это были местные уроженцы – «белоруссы», как они стали называть себя после усмиренного восстания. В сущности же это были истые поляки, рожденные от смешанных браков, носившие даже польские фамилии, предпочитали для молитвы костелы церквам и вспоминали о своем православии, когда это делалось выгодным. Они занимали в губернии очень видные должности, потворствовали на каждом шагу полякам и вредили русскому делу, мстя, где только можно, крестьянам за их участие в подавлении мятежа».

С. 73»…беспощадность крестьян к панам, участвовавших с войсками в подавлении восстания…панов крестьяне вязали и доставляли в Могилев».

И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870) на сайте Президентсой библиотеки имени Б.Н. Ельцина (http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=24.11.2012&DocUNC_ID=8350&Token=T)

Максим Богданович о русской литературе.

Из публицистики замечательного русского, белорусского поэта Максима Богдановича.

М.Богданович считал белорусов одной из русских народностей.

«Умер Иван Франко! В его лице одна из русских литератур - литература украинская - понесла тяжелую утрату. Не пройдет эта кончина незамеченной и в среде великорусского общества. Для него, думается, не чужды судьбы украинской литературы, по крайней мере не должны быть чужды. Но Франко и помимо этого заслужил право на его внимание: он много сделал для ознакомления галичан с великорусской культурой, и его сочинения в свою очередь не раз переводились на великорусский язык».

«Особняком в шевченковском творчестве стоят трогательные произведения, тесно связанные с его ссылкойи полные автобиографических данных. Многие из этих стихов принадлежат к числу самых выдающихся в поэзии Тараса Шевченко. Наконец, несомненным украшением ее служат оригинальные и грациозные песенки, блещущие народно-украинским колоритом, целый ряд которых написан Шевченко под конец жизни. Многообразными нитями связаны наши души - души русских читателей - с душой покойного поэта. В лице его мы чтим прежде всего «Божией милостию - поэта», чей стих был полон изящной простоты…»

(http://www.maksimbogdanovich.ru/stories/238.htm)

Слуцкое восстание.

Слуцкі збройны чын 1920 г. у дакументах і успамінах. / уклад., пардыхт. тэкстаў, іл., заўв., камэнт., паказ. А. Гесь, У. Ляхоўскі, У. Міхнюк; Прадм. У. Ляхоўскага. – Мінск: Медысонт, 2006. – 400 с.

Из письма временного инспектора Белорусской школьной рады Минщины в Слуцком уезде Юрки Листопада Симону Рак-Михайловскому (на бел.яз.) (1.11.1919)

«Тем временем я […] пошёл по ближайшим деревням от Слуцка, чтобы узнать, в каком состоянии находятся сельские школы. Я узнал, что из одиннадцати сельских школ Слуцкой волости открыта только одна русская. Что касается белорусских школ, то ни один учитель про них ничего не знал, а приговоры подают, чтобы открыли хоть какую школу. Вообще говоря, чуть ли не все школы подали заявления, чтобы открыть Русскую [Расейскую] школу с польским языком». [с.23]

Примеч.:

  • Приговор – меморандум, который сельские общества направляли польской администрации с просьбой открыть школу.
  • «Школу с польским языком» - т.е. с русскую школу с учебным предметом «польский язык».

Из «Доклада о школьном и национальном положении в Слуцком уезде» школьного инспектора Слуцкого уезда А. Барановского (на бел.яз) (1920)

«Что касается перевода русских школ на белорусские, то с этим он [уездный школьный инспектор] также не согласился, говоря, что крестьянство уже высказало свою волю при открытии школ, указав в протоколах, на каком языке им предпочтительно преподавание науки в школе» [с.31]

Из рапорта инспектора Общества стражи кресовой по Слуцкому уезду Яна Сушиньского о ситуации на Случчине (польск. яз) (январь 1920)

«Молодёжь преимущественно тенятся к Москве , и этому не стоит удивляться; потому что воспитана она была в школах русских, поэтому вздыхает по Деникину и великой неделимой России. Кроме того, тут видна и агитация с[оциал-]революционеров» [с.35]

«Наблюдается интересное явление; в некоторых местных школках белорусских, где преподаётся русский язык и будто бы польский - после пару месяцев занятий потребовали, если нельзя сделать русскую школу, тогда просим польскую » [с.35]

«Ещё раз подчёркиваю: требуем обратить особое внимание на подрыв доверия ко всему русскому и стараться пробудить уважение к Польше» [с.35]

«Массового национального сознания [имеется в виду белорусское сознание] нет: православные считают себя русскими – католики поляками. Мы обязаны использовать несознательность здешних крестьян в этом смысле. Это тот материал, который, если не пожалеем расходов, мы переделаем на свой манер» [с.36]

«Вся русская интеллигенция выстроилась под белорусским флагом» [с.37]

«Выборы в Городской Совет должны состояться 29/I с[его] г[ода]. Скорее всего, из 24 радных выйдет по 8 от пол[яков], евреев и белорус[ов]-москалей [с.38]

Из протоколов Первой общенациональной политической конференции в Праге (28.09.1921)

Курилович (от Слуцкой бригады): «Против поляков шли все белорусы в большевистские войска, чтобы бороться с паном, но это было в 1920 г., а теперь психология народа изменилась, как всего населения России» [с.147]

Курилович: «Есть повстанческое движение в Белоруссии, об этом свидетельствуют большевистские газеты. Есть две ориентации – польская и русская (на вопрос, какой вы ориентации, ответ – белорусской, несколько раз; но тенденциозно – со скрытыми польскими симпатиями)» [с.148]

Павлюкевич: «Акции Балаховича и Слуцкое восстание были тесно связаны с Польшей, потому что иначе мы бы сидели в тюрьмах». [с.148]

Из доклада Егора Злоцкого Константину Езавитову « Паўстанчэскі рух на Беларусі » (3.10.1921) (на бел.яз.)

О причинах появления национального самосознания у местных крестьян: «[…] нужно иметь в виду, что это сознание распространялось, благодаря общей политической ситуации, а не влияниями той или иной политической группировки на крестьян. Крестьяне ощутили и перенесли на себе гнёт коммунистов и увидели, что всё то, что несут коммунисты, чужое для них, а в коммуне самой видели для себя кабалу. Вот тут они и ухватились за принцип самоопределения, тот самый принцип, который был популяризован самими же коммунистами» [с.151]

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Слуцкое восстание является, пожалуй, самым неоднозначным вопросом в становлении советского государства. Существуют диаметрально противоположные исторические оценки событий 1920 года на территории Белоруссии. В тридцатых годах, известных ныне как годы репрессий и расправ, были осуждены и расстреляны практически все вернувшиеся на родину участники национального освободительного движения Белоруссии. Судить о произошедшем остается лишь по сохранившимся в народной памяти фактам и свидетельствам из расстрельных дел. Среди многообразия мнений можно выделить три основные точки зрения на Слуцкое восстание.


Советская трактовка событий сводится к тому, что после русско-польской войны на территории БССР активизировалась работа самых разных агитаторов. Цель их работы заключалась в инициировании мятежа при помощи криминальных структур, а также использование антисоветских настроений в интересах шляхты. Финансирование выступлений проводилось как спецслужбами Польши, также зависимой организацией, именующей себя Правительством Белорусской Демократической Республики, расположенной в Варшаве. Сегодня данное утверждение ставиться под сомнение, но в период расследований оно принималось едва ли не за аксиому. Польская сторона акцентировала внимание на собственном невмешательстве в развитие восстания, а также якобы добровольном выводе войск с оккупированных территорий в соответствии с Рижским мирным договором. Однако более всего нас интересует версия самих белорусов. Ее долгое время практически невозможно было услышать, но после падения СССР историческая правда, оказалась освещена исследователями с совершенно новой стороны.

12 октября тяжелого 1920 года две воюющие стороны, наконец, подписали мирный договор в Риге. В соответствии с его условиями Белоруссия была расколота на две части. Одна из них стала БССР, а другая вошла в состав Польши. О свободе и независимости белорусов представители двух держав даже не помышляли. Поведение как той, так и другой стороны договора вполне понятно, большая часть Белоруссии покрыта плодородными землями, на которых живут потомственные сельскохозяйственные производители. В советский период БССР именовали союзной житницей, здесь выращивали значительную часть зерновых и овощных культур. Предоставить краю независимость означало лишить себя возможности использовать ресурсы. Кроме того, каждая из сторон понимала, что при оставлении вне своего влияния даже небольшой территории, другая немедленно ее оккупирует.

Однако население страны, истерзанной обоюдными грабежами и злодеяниями ожесточенных армий, не испытывало особых симпатий ни к польским интервентам, ни к советской диктатуре. Большевики в военные годы рекрутировали в ряды Красной Армии всех лиц мужского пола, способных сражаться. Представителей Советов не интересовали доводы крестьян о необходимости работать на земле и кормить семьи. Уставшие от кровопролития крестьяне не желали более выступать в непонятной им борьбе за народную власть, но и видеть на своей земле жаждущих власти католиков им также не хотелось. Если быть точнее крестьяне желали не государственного суверенитета как такового, а спокойствия и мира, который, как им казалось, можно было достигнуть только путем образования независимой и свободной Белоруссии.

Высокие Договаривающиеся стороны в Риге определили, что линия разделяющая Белоруссию пролегала таким образом, что Слуцкий уезд, ставший впоследствии духовным центром восстания, должен был войти в состав советской Белоруссии. Одновременно с разделом в стране поднялось национальное движение. Вернее идея национальной независимости зародилась еще в период польско-советского противостояния, но вылилась в открытые выступления лишь после окончания военных действий. Уже осенью антисоветские и антипольские «взрывы» начались в Минском и Борисовском уездах. На внепартийных собраниях принимались решения о создании вооруженных отрядов, и провозглашались их освободительные цели.

Центром движения стал город Слуцк. Сами вдохновители восстания искали как финансовой, так и политической и военной поддержки, но предложение представителей Польши о переходе под их суверенитет и защиту устраивало не многих. Следует признать, что доля правды в обвинениях руководителей восстания в сотрудничестве с поляками все же имеется. Подъемом национального духа крестьян умело воспользовалось правительство Белорусской народной республики. Повстанцам были направлены заверения в оказании помощи, а также предметы государственной символики: красно-белый флаг и герб. По сути, как таковой республики уже не существовало, однако наличие какого-либо проявления государственной власти было просто необходимо движению. Нахождение правительства в Варшаве дало основание большевикам заявить о том, что восстание не является национальным, а решения принятые комитетами не могут быть признаны народными. Против мятежников выступили отряды Красной Армии.

Способствовали распространению идей национального суверенитета также антисоветские настроения среди зажиточного крестьянства и купечества, которых в данном регионе было гораздо больше, чем в Центральной части России. Концентрация кулачества, беглых красноармейцев и состоятельных горожан, в том числе владельцев мануфактур всерьез опасавшихся разорения и расправы после окончательного утверждения власти пролетариата, создало благодатную почву для развития движения. Люди отлично помнили практику продразверстки и понимали, что новые визиты отрядов по изъятию продовольствия могут возобновиться.

Руководители освободительного движения не были едины в своих взглядах на будущее страны. Одни склонялись к сотрудничеству с Польшей и одним из военных командиров Булак-Балаховичем. Другие указывали на целесообразность переговоров с большевиками, а третьи придерживались утопических мнений о возможности создания абсолютно независимого государства, противостоящего как Польше, так и Советам. Противоречия проявлялись в период всего восстания и стали в итоге основной причиной поражения мятежников.

В Слуцком уезде активно действовали польские агитаторы, убеждавшие население заявить о своем желании перейти под суверенитет Польши. Самых настойчивых арестовывали и предавали советским властям. Несмотря на неудовольствие рядовых белорусов большевиками, поляков они опасались не меньше, поэтому различного рода агитации воспринимали, как правило, враждебно.

Следует сказать о таком лидере движения как Владимир Прокулевич, которого более всего пытались обвинить в связях с Польшей. По политическим убеждением этот человек был эсером, имел высшее юридическое образование. О личности известно очень мало, лишь в 1995 году Владимира Михнюка допустили к изучению многотомного уголовного дела о Союзе Освобождения Белоруссии. Документов, касающихся обвиняемого Прокулевича оказалось совсем не много. Все документы составленные, по мнению исследователя, заранее и с определенной целью были подписаны обвиняемым. Однако интересует нас не сфабрикованное обвинение, а те немногие биографические данные, которые оказались в нем зафиксированы.

Родился Владимир Михайлович 2-го декабря 1887 году в Минской губернии в семье земского секретаря. До 1910 года он придерживался взглядов меньшевиков, а после примкнул к эсерам. До революции 1917- го и некоторое время после нее Прокулевич работал в должности судьи. В соответствии с материалами дела с 1920 года вплоть до 1923-го участвовал в контрреволюционном Слуцком восстании, а после скрывался от суда в эмиграции. После стремительного расследования, Прокулевича выслали в Пермь на пять лет, однако, в 1938 году его все же расстреляли.

Прокулевич являлся главой избранной повстанцами Рады. В его обязанности входило принятие решений совместно с еще семнадцатью членами в области обороны и организации управления края. Рада непосредственно после своего избрания в ноябре 1920 года объявила всеобщую мобилизацию. До сегодняшнего дня не установлено точно, каково было участие Польши в деятельности повстанческого правительства. Одни утверждают, что все финансирование восстания осуществлялось поляками, другие, в том числе авторитетный исследователь-историк Стужинская, настаивают на том, что поддержка из Варшавы оказывалась больше на словах. Современные авторы считают основным источником финансирования повстанцев зажиточных белорусов, жертвовавших на нужды освободительных отрядов практически все свое состояние.

Командование силами повстанцев было возложено на капитана Петра Чайку, арестованного позднее его же соратниками по подозрению в предательстве. Освободительное национальное ополчение состояло всего из двух полков, во главе которых стояли Гаврилович и Анципович. Несмотря на поддержку населения, отряды оказались слабыми и неорганизованными, а вооружения катастрофически не хватало. Тем не менее, сначала удача оказалась на стороне восставших. Во многом их успехи были связаны с сочувствием солдат Красной Армии к мятежникам, а также непродуманными действиями советского командования.

Большевики вскоре нашли решение и направили против белорусов отряды китайцев и татар (интернациональные соединения), не испытывавших братских чувств к противнику. Силы оказались неравны, но главной причиной разгрома являлись конфликты в руководстве. Дело в том, что военное командование придерживалось мнения о необходимости обращения за поддержкой к Булак-Балаховичу, в то время как большинство членов Избранной Рады отказывалось от такого решения. Противоречия вскоре достигли своего апогея и вылились в серию арестов и расправ. И без того мало организованные отряды, оказались лишенными профессионального руководства, боеприпасы закончились, появились первые жертвы. В дополнение ко всему разразилась эпидемия тифа. 28 декабря на реке Морочь оставшимся воинам было объявлено о прекращении военных действий и заключении мирного соглашения с Советами. Часть повстанцев продолжила борьбу с советской властью под командованием Махно, другая часть вернулась в родные места. Практически каждый участник восстания, в особенности лидеры были подвергнуты суду, а в конце 30-х годов казнены.

Сегодня Слуцкое восстание рассматривают в Белоруссии как первое проявление борьбы за независимое государство. Руководителей освободительного движения и его рядовых участников считают героями, а о роли Польши в этом историческом событии предпочитают не вспоминать. В данном случае современные «демократы» активно пользуются возможностью очередной раз заклеймить советскую власть позором и уличить большевиков в стремлении силой захватить территории. Однако слишком многое в их рассуждениях смущает. Главное обстоятельство так и остается покрытым тайной, а именно роль в восстании шляхты.

История - удивительная наука - она изучает то, чего нет. Потому что прошлое, для непосредственного восприятия, недоступно. И задача исследователя - по оставленным следам и косвенным данным восстановить это прошлое, в максимально приближённом к правде-истине виде. Если исследователь порядочный и честный человек, то историческое знание обогащается некими новыми подробностями и фактами. Если нет, то появляется очередной исторический миф, который способен задурить многим людям голову. А эти обманутые люди затем обрушивают на себя и на других разнообразные социальные бедствия и катастрофы.

Создание очередного националистического мифа

Показательным в этом смысле является тема о «Слуцком восстании», которую в последнее время активно используют и раскручивают белорусские националисты.

После волны резкого национального возрождения (в конце 1980-х годов) частью белорусского общества это восстание ежегодно празднуется как первое белорусское вооружённое выступление за свою независимость.

Вот что пишет по этому поводу Михаил Голденков (автор ряда книг по истории Беларуси, который также пишет статьи в газету «Секретные исследования») в своей книге «Утраченная Русь»:

«Ещё одно белое пятно нашей истории - Слуцкое восстание ноября-декабря 1920 г. Об этом событии, конечно же, не рассказывали советские учебники по истории, как почти ничего про него нельзя было найти и в другой исторической литературе. Если и попадалась какая-нибудь информация, то она была заведомо искажена - мол, белые банды вкупе с поляками. Однако Слуцкое восстание - это чисто белорусское вооружённое восстание против советской власти в районе Слуцка в ноябре-декабре 1920 г. Примерно месяц беларуские отряды, состоявшие в основном из местных крестьян, оказывали сопротивление наступавшим советским войскам.».

«Сейчас день 27 ноября - начало боёв - кое-где в Беларуси отмечается как День Героев».

Привести какие-либо источники, в которых всё-таки нашлась правда о Слуцком восстании, Михаил Голденков не посчитал нужным.

И вот (с 1992 года), каждый год в конце ноября, взяв с собой флаги и транспоранты люди отправляются в путешествие по Слуцкой земле дабы почтить подвиги забытых героев. Там же 27 ноября (день предполагаемого начала боевых действий) пополнение «Молодого Фронта» (зарегистрированного в Чехии) принимает присягу на верность.

28 ноября в Слуцке более 150 человек приняли участие в торжественной демонстрации и митинге в честь 95-й годовщины восстания случчан против советской власти. Пополнение «Молодого Фронта» (зарегистрированного в Чехии) традиционно в этот день приняло присягу на верность.

Под эту тему пишется много исторических книг (Стужинская, Грицкевич, Тарас, Голденков и другие), публикуются статьи в печатных и электронных СМИ, снимаются документальные (Белсат, ОНТ) и художественные (Беларусьфильм) фильмы И все они в один голос заявляют, что это восстание именно «За Беларусь» против «красных» оккупантов.

  • Но так ли это было на самом деле?
  • Есть ли другой взгляд на эти события?
  • На чём основываются сторонники тех или иных мнений по этому вопросу?
  • Что же, в конце концов, произошло в районе Слуцка в ноябре 20-х годов прошлого века?

Задают ли (хотя бы сами себе) эти вопросы те, кто празднуют это событие, не известно. Но, когда начинаешь искать ответы на данные вопросы, то становится понятно, что наши националисты опять вооружились очередным непроверенным историческим мифом и пытаются навязать его остальному обществу.

Во время изучения данного вопроса мы не обнаружили ни одного серьёзного доказательства того, что это было восстание за независимость белорусов. Зато многие белорусские историки приводят доводы в пользу другой версии. Что это было обычное контрреволюционное восстание, организованное генеральным военным штабом Польши.

Всё далеко не так однозначно.

Так что же происходило на Случчине в те времена и о чём умалчивают те, кто создают очередной националистический миф?

В поисках истоков

Как это принято у историков, начнём с историографии: кто, чего написал по этой теме.

Доктор исторических наук Олег Романько отмечает, что за всё время существования белорусской печати в предвоенной Польше (1920 - 1939) никаких упоминаний о Слуцком восстании в ней вообще не было. Эта тема стала активно раскручиваться только после окончания Второй мировой войны. Когда многое уже подзабылось, а некоторые непосредственные участники ушли в мир иной.

Сам О. Романько на эту тему никаких специальных ссылок не привёл. Так же как не приводят их и другие публицисты. Стало понятно, что нужен научный труд, который основывается на какие-либо достоверные факты или архивные документы.

Сразу нам попалась книга кандидата исторических наук Нины Стужинской «Беларусь мяцежная: з гісторыі ўзброеннага антысаветскага супраціву ў 20-я гг. 20 стагоддзя».

Помимо всего прочего, в этой работе, к истинным беларусам приписываются сторонники С. Булак-Балаховича (бандит-приживальщик) и Франца Кушаля (националист-коллаборационист, во времена Великой Отечественной войны был штандартерфюрером СС).

Зато приводится много различных архивных фондов, где содержится информация о тех временах.

То же самое можно сказать и о сборнике документов «Слуцкі збройны чын 1920 г. у дакумэнтах і ўспамінах /Ул.Ляхоўскі, Ул.Міхнюк, А.Гесь».

Но это всё работы 2000-х годов. Восстание начали праздновать в начале 90-х. Поэтому нужно было искать дальше.

Неожиданный поворот

После некоторых изысканий мы вышли на профессора Анатолия Грицкевича (доктор исторических наук, годы жизни: 1929 - 2015) . Всё указывало на то, что впервые серьёзные исследования и обобщения по этой теме проводил именно он. Соответственно, как нам казалось, он-то и являлся главным пропагандистом версии о том, что Слуцкое восстание - это востание за независимость Беларуси. Потому что именно на Грицкевича больше всего ссылались.

Нашли его работу «Вакол Слуцкага паустання» (1987 г.).

И какого же было наше удивление, когда оказалось, что в ней автор наоборот очень обстоятельно и логично доказывает: никакого восстания «за Беларусь» не было. А было банальное восстание дезертиров, бандитов, контрреволюционеров под руководством польской и беларуской шляхты, организованное польской военщиной против молодой советской республики. В статье всё это хорошо показано и приведено много источников (рекомендуем, кстати, ознакомиться ). Вот вывод, который Анотолий Гришкевич тогда сделал:

«Як паказалі падзеі ў Слуцкім павеце, беларускія сяляне ў массе сваёй не падтрымалі ні беларускіх эсэраў, ні іншых нацыналістаў… Слуцкі мяцеж пацярпеў поўны правал… У колах беларускіх буржуазных нацыналістаў пачал ўзрастаць легенда пра слуцкі мяцеж 1920 года… Гэтая легенда эксплуатуецца і цяпер у антысавецкіх мэтах у ідэалагічнай барацьбе супраць сацыялізму, супраць Савецкай Беларусі і СССР.»

Признаться, это сбило немного с толку. Кто же тогда генератор националистической версии? Всё разрешилось тоже достаточно неожиданно.

Начали искать другие статьи Грицкевича. Оказалось, что всё тот же профессор Анатолий Грицкевич, но уже в других своих работах (после 1991 года) утверждает уже полностью противоположное. Вот цитата из его статьи «Слуцкае паўстанне 1920 г. — збройны чын у барацьбе за незалежнасць Беларусі» , которая была опубликована в журнале «Спадчына» в 1993 году:

«Асноўным чыннікам Слуцкага паўстання было беларускіе сялянства. А актыўным элементам, які падняў сялянства на барацьбу супраць іншаземнага нацыянальнага й сацыяльнага прыгнёту дыктатуры пралетарыяту, была сьвядомая беларуская нацыянальная інтэлігенцыя».

И здесь автор уже начинает выстраивать систему доказательств противоположную той, которую он же выстраивал в статье за 1987 год. (Если сравнить логику рассуждения и приведённые доводы, то его националистическая версия выглядит менее убедительной).

Что стало причиной такой странной трансформации остаётся только догадываться. Но человека как-будто подменили. И в последующих работах свою же статью 1987 года Анатолий Грицкевич даже и не упоминает. Но за то везде, где это возможно рассказывает о том, как истинные белорусы боролись против советских большевиков оккупантов

Интересны некоторые регалии профессора, которые дают повод задуматься над тем по какой причине автор так резко изменил своё мнение:

    Председатель научного совета по защите докторских диссертаций в культурологии;

    2001-2005 гг. - Президент международного общественного объединения «Згуртаванне беларусаў свету «Бацькаўшчына»;

    Член оргкомитета БНФ «Адраджэнне» (1988), на 1-ом съезде БНФ избран членом Сойма;

    Сопредседатель Всебелорусского съезда за независимость (июль 2000 г.);

    Великий маршалок Собрания белорусской шляхты.

Вот и думай после этого: существует пресловутая классовая борьба или нет.

«Антисоветское» - не равно «за Беларусь». Принцип историзма

Но тем не менее некое восстание было - значит будем рассматривать.

В исторической науке один из самых главных принципов исследования - это принципа историзма.

Принцип историзма предполагает рассматривать любое историческое явление, не вырывая из общего контекста, как некоего «сферического коня в вакууме», а рассматривать его в общеисторическом контексте во взаимосвязях между собой и взаимовлиянии разных исторических объектов и субъектов друг на друга. А если от принципа историзма отказаться, то тогда можно любое событие трактовать так как будет угодно в нужных целях, которые будут выгодны той или иной политической силе.

Вот контекст, в котором протекало это восстание:


О всех этих факторах можно писать много. Одно ясно точно - положение в то время было не простое и происходило множество различных военных столкновений.

Более подробно остановимся на польско-советской войне, так как бывший член Слуцкой белорусской рады Ю.Листопад в 1926 г. признался, что во время подготовки восстания он ездил в Варшаву за деньгами, выделенными Генеральным штабом Польши.

Кто союзник?

Польша как государство возникшее в конце 1918 г., выступила за восстановление своей территории в границах Речи Посполитой 1772 года (т.е. до первого её раздела). При поддержке Антанты в феврале 1919 г. она начала военные действия против Советской России.

Интересные данные приводит уже известный нам Голденков (хоть и снова без ссылок на источники): «…С февраля по август 1919 г. Польша получила от США 260 000 тонн продовольствия на сумму 51 млн. долларов. В 1919 г. только с военных складов США в Европе Польша получила военного имущества на 60 млн. долларов, в 1920 - на 100 млн. долларов. Весной 1920 г. Англия. Франция и США поставили Польше 1494 орудия, 2800 пулемётов, около 700 самолётов, 10 млн снарядов» .

Помогали страны Антанты также и живой силой. В начале 1920 г. Польша имела 740-тысячное войско.

Первой жертвой стала Белорусская Советская Социалистическая Республика, которая находилась в федеративной связи с РСФСР. В польском правительстве считали, что границы необходимо отнести «на востоке до Смоленска и далее на юг до Днепра и Сожа» («государство от моря до моря»).

8 августа поляки ворвались в Минск. В августе-сентября были захвачены Игумен, Ново-Борисов, Бобруйск, Жлобин, Рогачёв. На захваченной территории была ликвидирована советская власть, восстановлена частная собственность на средства производства. Оккупантами проводились жёсточайший террор и репрессии.

Только в Минске было арестовано более 1000 жителей, 100 из которых расстреляли по приговору военно-полевых судов.

Поляки установили жёсткий оккупационный режим: началась полонизация населения, запрещался белорусский язык

Такая жестокая политика польских захватчиков на оккупированной территории Беларуси, вызвала мощное партизанское движение, которое возглавили эсеры и большевики.

Руководители слуцкого восстания много высказывались против «оккупации» большевиками, но они нигде и никогда не высказывались против захвата и оккупации территории западной Беларуси поляками.

Возникает вопрос это действительно было восстание за Беларусь, либо просто польские и белорусские паны не желали расставаться со своими привилегиями в пользу трудового народа: крестьян, рабочих и простых солдат (т.е. трудящегося большинства ) ?

Последующие события дали ответ на этот вопрос. Сравним немного фактов о Беларуси после её раделов на Западную и Восточную :

До захвата Польшей в Западной Беларуси работали 359 белорусских школ, учительские семинарии в Свислоче и Борунах, белорусские гимназии в Новогрудке, Несвиже, Клецке, Радошковичах и Вильно.

В 1938/39 учебном году в Западной Беларуси не осталось ни одного белорусского учебного заведения .

В государственных учреждениях не разрешалось использовать белорусский язык, белорусов не брали на государственную службу. Не было белорусских театров, закрывались немногочисленные клубы, библиотеки, избы-читальни, созданные в предыдущие годы белорусской общественностью.

И это в то время как в Восточной Беларуси во всю мощь развернулось творчество таких белорусских писателей как: Янка Купала, Якуб Колас, Тишка Гартны, Змитрок Бядуля, Михась Чарот, Кондрат Крапива, Кузьма Чорный, Михась Лыньков, Павлюк Трус, Пётр Глебка, Петрусь Бровка, Платон Головач, Аркадий Кулешов, Эдуард Самуйлёнок.

Они создали произведения, в которых нашли отражение жизнь, труд и духовный мир простых людей дореволюционной Беларуси, достижения в строительстве социалистического общества, мысли народа и его стремлений.

Как говорится, почувствуйте разницу…

Послесловие

История слуцкого восстания очень запутанная, а его источники неясны, следовательно различные деятели по производству исторических мифов позволяют себе придумывать по поводу данного события версии, которые работают в угоду определённой политической коньюктуры.

А белорусских националистов просто водят за нос разными историческими подтасовками, полуправдами и проч. Как к этому относиться - решать конечно же им самим.

Можно лишь посоветовать лучше изучать свою историю и быть честными хотя бы перед собой. Потому что слепая вера в своих идеологов ни к чему хорошему их не приведёт. Иллюзии рано или поздно имеют свойство рушиться, неся за собой вполне реальное разочарование.

Источники и литература:

1. М. Голденков, «Утраченная Русь: забытая Литва, неизвестная Московия, запрещенная Беларусь», 2011 г.;

2. Радыё Свабода: На Случчыне адзначылі 95-ю гадавіну славутага паўстаньня (ссылка );

3. О. В. Романько, «Белорусские коллаборационисты. Сотрудничество с оккупантами на территории Белоруссии (1941-1945)», 2013 г.;

4. Н.І. Стужынская, «Беларусь мяцежная: з гісторыі ўзброеннага антысавецкага супраціву ў 20-я гг ХХ стагоддзя», 2012

5. Слуцкі збройны чын 1920 г. у дакумэнтах і ўспамінах / Ул.Ляхоўскі, Ул.Міхнюк, А.Гесь, 2006 г.

6. Анатоль Грыцкевіч, «Вакол слуцкага паўстання», 1987 г.(скачать );

7. Анатоль Грыцкевіч, «Слуцкае паўстанне 1920 г. — збройны чын у барацьбе за незалежнасць Беларусі», Часопіс «Спадчына». 1993. №2;

8. Е.К. Новик, И.Л. Качалов, Н.Е. Новик, «История Беларуси. С древнейших времён до 2013 г», 2013 г;

9. «ПОЛЬША — БЕЛАРУСЬ (1921-1953 гг.). Сборник документов и материалов», 2012 г. (скачать );