Все о тюнинге авто

Повесть «Станционный смотритель. «Станционный смотритель» (анализ) История создания рассказа станционный смотритель

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» — одна из повестей цикла, рассказанного неким Иваном Петровичем Белкиным под названием «Повести Белкина». Датируется 14 сентября 1830 года. Сюжет ее якобы был услышан и записан автором произведения. История проста и обыкновенна, но рассказана она с особым лиризмом, чем автор и заставляет читателя сочувствовать и сопереживать героям повести.

В произведении поднята проблема «маленького человека», униженного и несчастного. Самсон Вырин – станционный смотритель, у которого одна радость — дочь Дуня. Фамилия выбрана А. С. Пушкиным не случайно, она образована от названия почтовой станции Выра, которую автор хорошо знал.

Центром повести является быт обычного человека, станционного смотрителя, чья работа тяжела и дает средств только на пропитание. Заезжий гусар Минский увлекает за собой Дуню, и она покидает родительский дом без согласия отца. Самсон не может утешиться от горя, ведь дочь для него была всем смыслом жизни. Однажды Самсон Вырин решается поехать к Минскому, чтобы объясниться с ним и увидеть дочь. Но встреча оказалась неприятной. Дуня упала в обморок, и Минский выгоняет Вырина за ворота, всунув ему в карман деньги. Так и ушел ни с чем бедный отец. Читатель узнает, что спустя несколько лет Дуня приезжала к отцу, но уже на его могилу и долго плакала…

Эта житейская история вызывает у читателя жалость к несчастному старику смотрителю, который лишился своей дочери. Богатство Минского не позволяло Дуне общаться с отцом. Смотритель очень переживал, как живет его любимая дочь. И Дуня постоянно думала об отце. «Маленький человек» — Самсон Вырин — хоть и низкого социального сословия, но не лишен разумности и искренних чувств, он не верит в счастье дочери и пытается ее спасти.

Особым предметом в повести выделена обстановка комнаты, где жил Вырин. Стены ее были увешаны картинами, изображающие сцены возвращения блудного сына. Самсон ждал, что дочь одумается и вернется, но чуда не случилось.

Реальность картины подчеркивает доступный язык повести. Автор, он же рассказчик – тоже особенность произведения. Искреннее сочувствие автора сквозит между строк. Рассказчик жалеет Вырина и справляется о его судьбе: «Жив ли старый смотритель?»

Сюжет этой повести печален, но все же у нее счастливый финал – Дуня, несмотря на свое новое положение в обществе, помнит об отце и любит его. Она счастлива в семье, жаль, что отец этого так и узнал.

В основу сюжета повести «Станционный смотритель» положен случай из обычной жизни. Для читателя ситуация проста и узнаваема: расположенная в глуши почтовая станция, однообразная, утомительная суета, бесконечные проезжающие. Пушкин выбирает эпиграфом шутливое стихотворное высказывание своего друга, поэта князя П.А. Вяземского:

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Однако этот эпиграф подчёркивает серьёзный тон повести, выражающей глубокое сочувствие к судьбе станционного смотрителя, чиновника самого низшего — четырнадцатого — класса Самсона Вырина. Сюжетная интрига повести состоит в том, что проезжий гусар увозит с собой единственную дочку Вырина, свет и смысл всей его безрадостной жизни — Дуню. Это происшествие было весьма обычным, ничем не выделяющимся из числа таких же бесчисленных несчастий, поджидающих человека. Однако цель повести в другом: не запечатлеть одно из них, а показать судьбу отца и дочери в условиях изменяющегося времени.

Пушкин назвал свою повесть «Станционный смотритель», желая этим подчеркнуть, что её главным героем является Самсон Вырин и что идея повести связана прежде всего с ним. Образ Самсона Вырина открывает в русской классической литературе тему «маленького человека», развиваемую позже самим Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833) и продолженную Н.В. Гоголем прежде всего в повести «Шинель» (1842). Тема «маленького человека» получила в русской литературе дальнейшее развитие в прозе И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского, постепенно замещая дворянскую литературу и создавая почву для произведений о герое — представителе широких слоёв населения, «человеке большинства». Поэтому автор, описывая на первых страницах повести низкое социальное положение героя, призывает обратить на него пристальное внимание как на человека. Этим вызвано ироничное рассуждение о том, «что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры!..».

Имя героя — Самсон Вырин — составлено автором с целью выразить своё отношение к личности и характеру этого человека. Сочетание героического библейского имени Самсон, совершившего выдающиеся подвиги, и заурядной, невыразительной фамилии Вырин выражает мысль автора о том, что, несмотря на низкое происхождение героя, ему свойственны высокие, благородные чувства. Он беззаветно любит свою дочь, при этом заботясь только о её благополучии. В нём также сохраняются гордость и достоинство. Вспомним, какой была его естественная реакция, когда гусар засунул ему деньги за обшлаг рукава, словно откупаясь от старика.

События повести «Станционный смотритель» Пушкина не происходят на глазах у читателя, он узнаёт их от повествователя, который выступает и как рассказчик, и как герой произведения. Экспозиция, или пролог, произведения включает две части: рассуждение повествователя об участи станционных смотрителей, позволяющее писателю использовать его и для характеристики времени, состояния дорог, нравов, и для представления конкретного места действия. Три раза герой-повествователь приезжает на станцию, находившуюся на «тракте, ныне уничтоженном», как и память о некогда живших там людях. Таким образом, сам рассказ об основных событиях состоит из трёх частей, подобно триптиху — трёхчастной живописной картине. Первая часть — это знакомство с обитателями почтовой станции, картина мирной, ничем не замутнённой жизни; вторая — печальный рассказ старика о несчастье, постигшем его, и о судьбе, выпавшей Дуне; третья часть передаёт картину сельского кладбища, выполняющую функцию эпилога. Такая композиция придаёт повести философский характер.

Важную роль в повести «Станционный смотритель» играют времена года. Вот как начинается рассказ о событиях: «В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию...» Так вводится повествование, словно изображается начало жизни. Соответствует этому и описание погоды, всё вокруг исполнено силы и энергии: «День был жаркий. В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки». А вот последний приезд героя-рассказчика, окончание повести: «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев». Эта пейзажная зарисовка символизирует прошедшую жизнь, умирание. Так эпилог становится философским комментарием к повести.

Содержание повести «Станционный смотритель» соотносится с притчей о блудном сыне. Картинки с изображением этого сюжета рассказчик видит на стенах комнаты Вырина. История блудного сына из Библии повествует нам об извечной ситуации в жизни человека, который без благословения покидает родительский дом, совершает ошибки, расплачивается за них и возвращается в отчий дом. Пушкин описывает эту историю с лёгким юмором, но юмор служит не для того, чтобы выразить насмешливое отношение, а чтобы заострить внимание на нужных моментах. Например, «...почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами». В этой сцене Пушкин привлекает взгляд читателя к двум обстоятельствам: юноша «поспешно» принимает от отца всё, поскольку торопится поскорее начать независимую и весёлую жизнь, и юноша с одинаковой поспешностью принимает «благословение и мешок с деньгами», словно они равноценны для человека. Таким образом, вся повесть строится на мудрой и вечной истории о жизни человека, необратимом потоке времени и неизбежности изменений.

«Станционный смотритель» - является началом новой полосы творчества Александра Сергеевича Пушкина. Если в романе в стихах «Евгений Онегин» он старается спрятать отношение к бытовым вопросам под некоторым юмором и саркастичным отношением к окружающим проблемам. Да и сам Белкин в других повестях старается маскировать свое сочувственное отношение к простой и обыкновенной рутинной жизни, то в этом повествовании он описывает ее так как есть, без юмора и желания приукрасить сложившуюся ситуацию.

Автор испытывает глубокую жалость, ему безумно жалко разбитой жизни станционного смотрителя, он испытал настоящую бурю и жестокую боль в самом конце собственного существования, поэтому расстался с ней на достаточно печальной ноте.

Пушкин в первый раз в произведении допускает ноты серьезного осуждения в сторону божественного легкомыслия, которое несмотря на все противоречия было достаточно близко и дорого ему.

Станционный смотритель живет тихой и спокойной жизнью, смыслом которого является дочка Дуня. Но в один момент все рушиться, она умирает, что полностью разрушает привычный уклад жизни. Он не может привыкнуть, что центр его существования пропал, и теперь ему придется продолжить жить одному. Ему встречается гусар, который не желал разделить с ним его горе, он не старается понять пожилого мужчину, которому в этот момент необходима была помощь и поддержка.

Повести Белкина стали первыми реалистичными повестями, которые получили широкую огласку. Автор смог точно передать реализм разных жизненных ситуаций той эпохи, в каждом человеке в то время происходила небольшая революция, за которой главный автор наблюдает со стороны. В жизни Станционного смотрителя происходит настоящая революция, которая заканчивается трагедией.

Он не смог разобраться с собственным противоречием, разобраться с произошедшим и сломить ситуацию. Он потерял любимого и родного человека, теперь ему не с кем разделить горести и счастье. Александр Сергеевич точно передает все его внутренние переживания, страдания и одиночество, которое он испытывает. Собственно поэтому читатель понимает, что благополучного исхода не получится.

Анализ 2

Для каждого творца существование простого человека выглядит довольно странным и слегка отчужденным. Все-таки творческий человек существует немного другими переживаниями и заботами, в его сознании обитают совершенно иные приоритеты.

Тем не менее, если смотреть произведения многих русских писателей, то там активно затрагивается тема так называемого маленького человека, то есть простого человека, который практически не думает о высоком, и живет своими простыми интересами.

Эта тема во многом начинается именно со Станционного смотрителя Пушкина, где автор чуть ли не впервые начинает сочувствовать простым людям и искренне сострадать нелегкой судьбе таких людей. Ведь если посмотреть на прежние произведения, то там автор все-таки делает акцент на людях светских, разбирает, как отличаются представители высшего света села и города и прочие темы, которые не особенно близки к простому народу.

В Станционном смотрителе Пушкин смещает акцент и мы наблюдаем подтверждение этому факту в описании гусара Минского, который дан только небольшими штрихами и не представляет собой личности как таковой. Этот герой мог бы стать основным, если бы посмотреть с другой стороны и разыграть в произведении историю подобную тому как Печорин похищает Беллу. Тем не менее, тут представитель более высокого сословия, который далек от потребностей простого народа, дан как некий разрушающий и дисгармоничный элемент.

Главный герой в свою очередь представляет собой как бы воплощение простого бытового счастья. Самсон Вырин не является глупым или недалеким человеком, да, он не совершает и не совершит подвигов, он привык к комфорту, но в каком-то смысле именно он является солью земли, именно на таких людях и держится мир. При этом Минский тут является практически полным антиподом счастья, он преследует только личные интересы и в итоге создает трагедию не только для смотрителя, но и для Дуни.

Вероятнее всего, она более не простит себя никогда за такое расставание с человеком, который жил только ради нее. Минский чувствует в Вырине явного конкурента и именно поэтому так выгоняет его из своего дома, он понимает, как привязана к нему Дуня. По сути, он покупает свое счастье, хотя счастья нельзя купить.

В итоге на самом деле Минский покупает только несчастье, он делает несчастными двух людей, которые ранее были счастливыми. Конечно, он может дать Дуне благополучие и некий семейный уют, но будет ли она также спокойна как была спокойна на станции, ежедневно наблюдая идентичные картинки на стенах, пеструю занавеску кровати и горшки с бальзамином? Разве эта героиня откроет для себя нечто новое помимо светского общества, которое в действительности глубоко несчастно?

Пушкин в этом произведении пусть и не открыто, но довольно явно сострадает главному герою и грустит о разбитой судьбе. Он видит негативную сторону своеволия гусара и его чувственности. Также он видит некую красоту и подлинное счастье в простом и незамысловатом быте маленького человека.

Суть, смысл и идея

Произведение относится к периоду творчества поэта, называемому Болдинской осенью и по жанровой направленности является повестью, написанной в стиле сентиментализма и реализма, включенной в прозаический сборник автора под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Основной темой произведения является размышления о проблемах маленьких людей, оказавшихся в обездоленном положении. Помимо данной темы, автор рассматривает в повести вопросы нравственности, человеческой любви, являющихся актуальными и в современном мире.

Композиционная структура повести представляет собой три составные части, первая из которых является лирическим отступлением автора, вторая часть изложена в виде бесед рассказчика с главным персонажем, где сюжетная линия проходит свое развитие и кульминацию, а в третьей части описывается в форме эпилога.

Ключевым персонажем повести автор представляет пятидесятилетнего старика, Самсона Вырина, отличающегося добротой и общительностью, безграничной любовью к своей единственной дочери Дуняше. Мужчина характеризуется радушием, отзывчивостью, кроткой и открытой душой.

Девушка является вторым главным героем произведения и изображается в качестве заботливой дочери, защищающей старика от претензий постояльцев, которая, однако увлекается заезжим военным офицером и оставляет отца в одиночестве. В результате отъезда любимой дочери Самсон опускается, запивая горе алкоголем, а впоследствии умирает, так и не дождавшись возвращения Дуняши.

Смысловая нагрузка произведения заключается в раскрытии образа маленького человека, неспособного противостоять жизненным обстоятельствам, надломившим его несильную, неумную, но добрую и кроткую личность.

В этой связи автор размышляет о нравственной проблематике во взаимоотношениях родителей и детей, подчеркивая необходимость помнить о человеке, позволившим ощутить вкус к жизни, а также испытать самые лучшие человеческие чувства в виде любви, материнства, личного счастья.

Финал повести представляется автором печальным и грустным, однако повествовательное содержание наполняется надеждой на перемены в человеческом сердце, которые способны преодолеть эгоизм, равнодушие в близких людях. Это демонстрируется в сцене осознание девушкой невозможности возвращения в эту жизнь родного и преданного человека и глубокого людского раскаяния.

  • Анализ рассказа Чехова Человек в футляре 6, 10 класс

    Построен данный рассказ просто оригинально и неповторимо. Базис этого сюжета сочетает в себя напряженную схватку между Беликовым и Коваленко, героев сюжета которые совершенно не совпадают характерами, с разными принципами и идеалами

  • Образ и характеристика Анны в пьесе На дне Горького сочинение

    Анна является одним из женских персонажей произведения, позволяющий более тонко почувствовать ущербность мира жителей ночлежного дома.

  • Картина утренней летней природы выглядит довольно завораживающе и привлекательно для человеческого глаза. Восходящее солнце освещает всё вокруг своими ласковыми и тёплыми лучами.

    Повесть Пушкина «Станционный смотритель» является одной из самых печальных произведений из цикла «Повестей Белкина», заканчивающаяся трагическим финалом. Вдумчивый анализ произведения показывает, что случившаяся драматическая разлука родных людей – это неотвратимые проблемы классовых различий, а основная мысль рассказа – это духовное несоответствие отца и дочери. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом повести Пушкина по плану. Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 7 классе.

    Краткий анализ

    Год написания – 1830 г.

    История создания – Повесть была создана в Болдинскую осень, этот период стал для писателя самым плодотворным.

    Тема – С этого произведения в русской литературе начинает раскрываться тема обездоленных людей.

    Композиция – Композиция повести выстроена с общепринятыми литературными канонами, постепенно действие достигает кульминации, и переходит к развязке.

    Жанр – Повесть.

    Направление – Сентиментализм и реализм.

    История создания

    В год написания «Станционного смотрителя», Пушкину необходимо было срочно решить свои финансовые вопросы, для чего он отправился в родовое поместье. В 1830 году началась эпидемия холеры, что задержало писателя на всю осень. Сам Пушкин считал, что это будет скучное и долгое времяпровождение, но внезапно к писателю снизошло вдохновение, и он приступил к написанию «Повестей Белкина». Так произошла история создания и «Станционного смотрителя», который был готов уже к середине сентября. Пора «болдинской осени» являлась для автора поистине золотой, повести выходили из-под пера одна за одной, и уже в следующем году они были опубликованы. Под подлинным именем автора, «Повести Белкина» были переизданы в 1834 году.

    Тема

    Проведя в «Станционном смотрителе» анализ произведения, выясняется многогранная тематическая содержательность этой небольшой повести.

    Основные герои повести – отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь ее от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня, в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы, и вырваться на свободу, из серой, будничной деревенской жизни, в большой город, сверкающий яркими огнями. Ее безумная идея внезапно претворяется в жизнь, и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.

    В побеге Дуни из отчего дома проскальзывает тема романтической страсти. Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но, в погоне за счастьем, девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского, и безропотно следует за ним.

    В повести Пушкина, помимо основной любовной темы, автором затронуты и другие проблемы общества, существовавшие в то время. Тема «маленького человека» касается нелегкого положения мелких служащих, которых считают за обслугу, и соответственно к ним относятся. В этом отношении к таким служащим и есть смысл названия повести, обобщающий всех «маленьких людей» с единой судьбой и нелегкой долей.

    В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена психология каждого из героев, их точка зрения, и в чем для каждого из них заключается суть существования. В погоне за своим призрачным счастьем, Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает об родном отце, который готов ради любимой дочери на все. У Минского совершенно другая психология. Это богатый человек, который не привык в чем-либо себе отказывать, и увезти малолетнюю дочь из дома отца, для него является очередной его прихотью. Сам собой напрашивается вывод, что каждый человек поступает в зависимости от своих желаний, и хорошо, если эти желания подчинены разуму, ибо в другом случае, они приводят к драматическому исходу.

    Тема «Станционного смотрителя» многогранна, и многие проблемы, охваченные в этой повести, до сих пор являются актуальными. То, чему учит произведение Пушкина, и поныне случается повсеместно, и жизнь человека зависит лишь от него самого.

    Композиция

    События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от ее участников и свидетелей.

    Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, об пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней.

    Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в этом случае лубочные картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь.

    Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания, слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить, и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приезжала, поплакала на могиле отца, и снова уехала.

    Главные герои

    Жанр

    Сам писатель называет свое произведение повестью, хотя каждое творение из знаменитого цикла «Повести Белкина» можно отнести к жанру маленького романа, настолько глубоко их психологическое содержание. В сентиментальной повести «Станционный смотритель» четко просматриваются основные мотивы реализма, настолько правдоподобно выглядит главный герой, который мог встретиться и на самом деле.

    Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые также, как и все, могут чувствовать и страдать.

    Тест по произведению

    Рейтинг анализа

    Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 611.

    «Станционный смотритель» - одна из повестей, вошедших в известное произведение А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В «Станционном смотрителе» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно - станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот.

    В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел «свежим и бодрым». Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих - неозлобленного и общительного.

    Однако как может изменить человека горе!...

    В своей повести рассказчик предпослал немного видоизмененные стихи друга поэта Петра Вяземского «Калужский регистратор,/Почтовой станции диктатор…» . В дальнейшем знакомясь с повестью, мы понимаем, что за этими словами скрыта глубокая ирония. Автор призывает своего читателя вместо негодования наполнить свое сердце искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, знавшему практически всех смотрителей в лицо, можно поверить. Автору интересны эти люди с добрым сердцем, незлобливостью, удивительным умением вести разговоры, которые писатель часто предпочитает речам какого-нибудь чиновника шестого класса.

    Действительно, весьма иронично на фоне пушкинских представлений звучат слова князя Вяземского.

    Рассказчик с чувством гордости признается, что у него есть приятели из почтенного сословия смотрителей, а память об одном из них особенно драгоценна ему, и эта драгоценная память возвращает его в мая 1816 года.

    Рассказчик - молодой человек, имеющий мелкий чин, - приехал на станцию, чтобы отдохнуть, поменять лошадей и переодеться после дождя. Путешественника поразила красота дочери смотрителя Дуни, четырнадцатилетней девочки, ее большие голубые глаза; в ней наблюдаются манеры девицы благородного происхождения. По словам отца, Дуня разумная, проворная - вся в покойницу мать. Еще рассказчик замечает в поведении Луни самолюбование и стремление понравиться гостю, он называет девочку маленькой кокеткой.

    В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному.

    Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

    Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу ее стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

    Дуня даже позволила ему в сенях поцеловать себя в щеку. Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний, внимательный, его умиляет обстановка комнаты, где живут эти добрые люди, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской, а также картинки на стенах, изображающие историю блудного сына.Рассказчик подробно описал сюжет этих картинок о юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания. Они словно намекают на будущую историю блудной дочери - героини повести, а почетный старик в колпаке и в шлафроке напоминает самого смотрителя.

    В повести рассказчик трижды посещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают много общего. Рассказчик видит все тот же почтовый домик, входит в комнату с картинками на стене, стол, кровать стоят на прежних местах, но это лишь внешняя схожесть обоих приездов. Нет Дуни, и поэтому все привычное видится по-другому.

    Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.

    Обратите внимание на весьма характерную деталь: «смотритель спал под тулупом». Она подчеркивает, как Вырин запущен. Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркивается еще одной деталью.Сравним первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть он немедленно начал исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд:

    Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика..

    Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное, произносит вслух слова старческим пошептом - перед нами горькая история угасания одной разбитой жизни.

    Смотритель рассказывает историю появления на станции ротмистра Минского.

    При разговоре со смотрителем он требовал скорее лошадей, «возвысил было голос и нагайку», и лишь ласковое обращение Дуни к гусару развеяло его гнев. Гусар подобрел, согласился ждать лошадей и даже заказал себе ужин. Ротмистр начал весело разговаривать со смотрителем и его дочерью. Минский, желая подольше задержаться на станции, сказался больным и даже подкупил для этого врача.

    Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского, они даже не обратили внимания на то, что больной выпил две чашки кофе и заказал себе обед, выпил кружку лимонада и вместе с доктором ел с большим аппетитом да еще выпил бутылку вина.

    Самсон Вырин - добрый и доверчивый челочек, он убежден в порядочности Минского и невольно сам отпускает свою дочь, когда гусар предлагает подвести её до церкви (рис. 1).

    Рис. 1. Иллюстрация М. Добужинского к «Станционному смотрителю» ()

    Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался довезти ее до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении… «Чего же ты боишься?» сказал ей отец; «ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул и лошади поскакали.

    Смотритель чувствовал за собой вину. Бедный смотритель не понимал, как мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром:

    Как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел, и пошел сам к обедни. Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти. Он поспешно вошел в церковь; священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились еще в углу; но Дуни в церкви не было. Бедный отец на силу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни. Дьячок отвечал, что не бывала. Смотритель пошел домой ни жив, ни мертв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала, может быть, прокатиться до следующей станции, где жила ее крестная мать. В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил ее. Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».

    Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою…

    Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте.

    Смотритель начинает бороться за свою дочь. Он пешком отправляется на поиски Дуни и надеется привезти домой свою заблудшую овечку. Минский, встретив в прихожей смотрителя, особенно не церемонится с ним, объясняя, что Дуня с ним будет счастлива, откупился от Вырина деньгами, которые потом тот выбросил. Во второй раз слуга ротмистра объяснил Вырину, что «барин никого не принимает, грудью вытиснил из передней и хлопнул дверей ему под нос». Когда Вырин в третий раз осмелился потребовать у Минского свою дочь, гусар вытолкнул его на лестницу. Минский по-настоящему любит Дуню: окружает её вниманием и роскошью. И Дуня любит своего похитителя: с какой нежностью она смотрела на Минского, на матово-черные его кудри (рис. 2)!

    Рис. 2. Иллюстрация М. Добужинского к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ()

    Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь её отца стала еще несчастнее. Бедняк так и остался бедняком. Но это не главное. Гораздо страшнее то, что оскорбили и растоптали его человеческое достоинство.

    Повесть завершается грустно. Прошли годы, рассказчик специально приезжает на станцию, чтобы повидаться со смотрителем, но он уже спился и умер.

    Жива ли память о Самсоне Вырине среди людей? Да люди помнят его, знают, где находится его могила, хозяйский мальчишка Ванька выучился у смотрителя вырезать дудочки. Самсон Вырин часто играл с детьми и одаривал их орехами.

    Рассказчик узнает, что к Дуне пришло позднее раскаяние, она приехала к отцу, но застала только лишь его могилу. Да, она стала богатой барыней, у нее трое детей, но Дуня нарушила одну из заповедей: «почитай отца своего и мать» и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми (рис. 3).

    Рис. 3. Иллюстрация М.В. Добужинского к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ()

    Что общего и в чем разница истории Дуни и блудного сына из библейской притчи?

    Блудный сын раскаялся и прощен, Дуня тоже раскаялась, но поздно: отец умер, она не получила от него прощения, и тем горше ее судьба.

    Прочитана повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель».

    О чем она?

    О глубокой отцовской любви, о дочерней неблагодарности. Эта повесть о том, как бедному человеку трудно соперничать с богатыми и сильными, о маленьком человеке , сохранившем свое достоинство, о запоздалом раскаянии блудной дочери, которая будет жить с чувством вины перед своим отцом.

    МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК - это тип литературного героя в русской литературе, который возник в двадцатые-тридцатые годы девятнадцатого века. Первым образом «маленького человека» стал Самсон Вырин из повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель». «Маленький человек» - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. А.С. Пушкин, создавая образ «маленького человека», хотел напомнить читателям, привыкшим восхищается романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже достоин сочувствия, внимания и поддержки.

    Список литературы

    1. Александр Сергеевич Пушкин в исполнении мастеров художественного слова/Сборник/МР3-CD. - М.: АРДИС-КОНСАЛТ, 2009.
    2. В. Воеводин. Повесть о Пушкине. - М.: Детская литература, 1955.
    3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2013.
    4. Пушкин А.С. Повести Белкина. - М.: Рипол Классик, 2010.
    1. Либрусек. Много книг. «Наше всё». Что читать о Пушкине А.С. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
    2. Все толковые словари Русского языка в едином рубрикаторе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
    3. «Энциклопедия русской живописи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
    4. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Пушкинский кабинет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

    Домашнее задание

    1. Словарная работа. В повести «Станционный смотритель» встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых необходимо знать для понимания смысла произведения. Пользуясь толковым словарём русского языка и комментариями к произведению, выпишите значение этих слов:

      Коллежский регистратор -

      Подьячий -

      Фельдъегерь -

      Подорожная -

      На перекладных -

      Прогоны -

    2. Перескажите историю Самсона Вырина (по выбору)

      А. от лица гусара Минского;