Все о тюнинге авто

Ограничение свободы мысли и слова. Ограничение свободы мысли и слова Свобода слова относится к группе прав

Положения Конституции о свободе мысли и слова соответствуют международным стандартам в этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18, 19), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 18, 19), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10).

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

Конституция РФ устанавливает главные правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Хотя эти конституционные запреты и сформулированы в достаточно общем виде, но дают вполне определенный ориентир поведения при осуществлении рассматриваемой свободы. Их нарушение влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Так, статья 282 УК устанавливает уголовную ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно за пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации. В преамбуле Закона "О языках народов Российской Федерации" (ВВС РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740; СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3804) указано на недопустимость пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, создания противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иных нарушений законодательства Российской Федерации о языках народов России. Такие нарушения со стороны юридических и физических лиц, как установлено в ст. 28 Закона, влекут за собой ответственность и обжалуются в установленном порядке в соответствии с законодательством.

Основанные на Конституции конкретные запреты, касающиеся злоупотреблений свободой слова, и соответствующие меры ответственности предусмотрены и в других статьях УК, в ГК, КоАП. Так, в УК установлена ответственность: за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному ее удержанию или насильственному изменению конституционного строя (ст. 280), к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); за клевету и оскорбление (ст. 129, 130, 298), незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов или предметов (ст. 242); в КоАП - за опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при не предоставлении ему возможности обнародовать опровержение либо иное разъяснение в свою защиту (ст. 4013) и др. Статья 152 ГК предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Следует отметить, что и в законодательстве зарубежных стран содержится немало строгих санкций за сочинение и умышленное искажение фактов, за призывы к мятежу, поношение нации, республики, конституции, конституционных учреждений, за утрату государственной тайны, распространение "непристойностей" и т.д. Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Они установлены, например, в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и др., но наиболее развернуто сформулированы в п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он гласит: "Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия".Аналогичное, правда более общее и краткое, положение содержится и в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Федеральный Закон “Об информации, информатизации и защите информации” не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения3.

В Законе РФ “О СМИ” также содержится ряд ограничений, обусловленных:

соблюдением государственной тайны или иной специально охраняемой законом тайны;

охраной частной жизни;

обеспечения безопасности и целостности государства;

охраной здоровья;

уважением прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций (ст. 49 “Обязанности журналиста”);

необходимостью соблюдать принцип равноправия людей независимо от пола, возраста и т. д.

Ст. 4 Закона о СМИ говорит о недопустимости использования средств массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Ст. 51 устанавливает, запрет на использование права журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Кроме того некоторые ограничения предусмотрены и во время чрезвычайного положения и в период выборов. Пункт “б” ст. 22 Закона “О чрезвычайном положении” допускает возможное ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, временного ареста печатной продукции (до отмены чрезвычайного положения), а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры.

Таким образом, реализация конституционных норм о свободе слова, выражения своего мнения предполагает как беспрепятственное осуществление каждым этой свободы, создание государством необходимых для этого правовых и организационных механизмов, так и решительное пресечение злоупотреблений данной свободой.

Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.

Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом - по своему выбору.

Осуществление этих прав может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.


Комментарий статьи Конституции:

Эта статья соответствует Международному пакту о гражданских и политических правах, где записано, что каждый человек имеет право на свободу мысли, свободно соблюдения своих взглядов и на свободное выражение своего мнения (ст. 18, 19). Последнее включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения.

Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения (п. 1 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получая жевать и распространять информацию и идеи без вмешательства государства и независимо от границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радио -, теле - или кинематографических.

Ст. 34 Конституции плотно взаимодействует со ст. 21, 23, 31, 32, 35. К тому же ее можно рассматривать как определенное развитие и конкретизацию положения ч. З ст. 15 что защищает осуществления в Украине цензуры. Она гарантирует духовную и творческую свободу, не ограниченную никакой обязательной идеологией. Положения статьи гарантируют доступ к средствам массовой информации политическим партиям и движениям, общественным организациям, профсоюзам, каждому отдельному человеку. Никто не может быть принужден к изменению или выражения своих взглядов и убеждений. Это включает требования о предварительном согласовании сообщений и материалов, которые распространяются средствами массовой информации, и запрет распространения сообщений и материалов со стороны по садовым лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций или объединений граждан, кроме случаев, когда должностное лицо является автором распространяемой. информации или дала интервью.

Под информацией законодатель понимает документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве и окружающей природной среде. Существуют различные виды информации, среди которых уместно выделить следующие: статистическая, массовая, о деятельности государственных органов власти и местного самоуправления, правовая, о лице, справочно - энциклопедического характера, социологическая.

Свобода мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений только только получают право на существование, когда они опираются на право свободно собирать, использовать и распространять информацию в любой способ по своему выбору. Это право обеспечивается разветвленной и развитой в государстве системой средств массовой информации, в первую очередь и отечественных, а также возможностью лица получать информацию из различных источников. Основными направлениями информационной деятельности являются политический, экономический, социальный, духовный, экологический, научно - технический, международный и т.д..

Учитывая значение информации в жизнедеятельности общества, устанавливается определенный режим доступа к ней - предусмотренный правовыми нормами порядок получения, использования, распространения и хранения информации. В этом плане информация делится на открытую и с ограниченным доступом (последняя делится на конфиденциальную и тайную). Согласно требованию ст. 37 Закона Украины" Об информации" от 2 октября 1992 г. не подлежат обязательному предоставлению для ознакомления по иии формаций ими запросам официальные документы, содержащие информацию, визнану1 в установленном порядке государственной тайной; конфиденциальную; об оперативной и следственной работе органов прокуратуры, МВД. СБУ, работе органов дознания и суда в тех случаях, когда ее огласка может повредить оперативным мерам, расследованию или дознанию, нарушить право человека на справедливое и объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью любого лица; информацию что касается личной жизни граждан, документы составляющих внутриведомственную служебную корреспонденцию, если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения, с процессом принятия решений и предшествуют их принятию; информацию, не подлежащую разглашению согласно иным законодательным актами; информацию финансовых учреждений, подготовленную для контрольно - финансовых ведомств.

Пользование правом свободы искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи на - кладае особые обязанности и особую ответственность, связанные с некоторыми конституционными ограничениями, которые необходимы (ч. З ст. 34). Так, в частности, ст. 67 Уголовного кодекса устанавливает ответственность за разглашение сведений, которые в соответствии с Законом Украины" О государственной тайне" от 21 января 1994 составляют государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

Мысль - неотъемлемое свойство человека, основа его действий. «Я мыслю - значит, я существую», - писал великий французский философ Р. Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В данном отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли ее свободы - заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счете неосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины - главная причина краха всех тоталитарных режимов.

Иное дело - свобода слова. В слове заключен источник созидания, но оно может быть и источником разрушения, через него проявляется инакомыслие - главная опасность любой тирании. У свободы слова общая судьба с демократией: когда уничтожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом.

Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в Международном пакте о гражданских и политических правах прямо устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Конституция и законы большинства стран мира открыто ставят пределы свободе слова, указывая недопустимые цели ее использования. Нельзя, например, признать за выражение свободы слова «шуточные» крики о пожаре в переполненном темном зале кинотеатра, вызывающие панику, давку в дверях и гибель людей. Так же далеки от проявления свободы слова те, кто проповедует национальное или расовое превосходство и требует узаконения самосуда. Даже если цели у произнесенного слова законные, то требуется еще моральная ответственность за это слово, с тем чтобы оно не обернулось против других людей и всего общества.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы призваны противостоять национализму и расизму, шовинизму и антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы пропагандируют языковое превосходство, - похоже, таких сил в России нет, если не считать требований соблюдать право на использование родного языка, что, однако, никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.

Весьма важно положение, сформулированное в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». По содержанию понятие «убеждения» шире, чем «мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомыслящих, уважались.

Как уже отмечалось, многообразие проявлений свободы слова дает основание отнести ее в равной степени и к личным, и к политическим правам человека. Так произошло и со ст. 29 Конституции, первые три части которой трактуют эту свободу в личностном плане, а остальные две - в политическом. Эти аспекты свободы слова будут рассмотрены в следующей главе.

СВОБОДА МЫСЛИ И СЛОВА

закрепляется в ст. 29 Конституции РФ в качестве одной из основных конституционных свободлюбого человека на территории РФ.

Свобода мысли - это: во-первых, создание такого климата в обществе, который исключает давление на личность, ее сознание, образ жизни; во-вторых, свобода ее выражения; в-третьих, недопустимость использования психотропных средств воздействия на сознание человека.

Свобода слова - это свобода публично, т.е. в присутствии других лиц, излагать свои взгляды на что угодно. Свобода слова может проявляться в обиходном или деловом общении людей, в пропаганде и агитации, т.е. посредством целенаправленного и публичного проповедования своих взглядов, в том числе политических, религиозных и др. Статья 29 Конституции РФ содержит и ограничения свободы слова: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СВОБОДА МЫСЛИ И СЛОВА" в других словарях:

    СВОБОДА МЫСЛИ И СЛОВА - одна из основных свобод любого человека на территории РФ, закрепленная в ч. 1, 2 ст. 29 Конституции РФ. Свобода мысли как одна из конституционных свобод специфична. Как можно обеспечить свободу мысли? Конституция РФ по этому поводу предполагает… …

    Свобода мысли и слова - это одно из основных личных прав человека, означающее свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей, а также гарантированная государством возможность… … Большой юридический словарь

    Свобода мысли: Свобода мысли и совести конституционное право Свобода мысли (ток шоу) производства ТРК «Пятый канал» Список значений слова и … Википедия

    И тесно с нею связанная С. печати один из видов С. личности (см. выше). С тех пор, как человеческая жизнь приняла характер жизни общественной, или государственной, слово, сперва только устное, потом также письменное, еще позднее печатное,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам … Википедия

    В конституционном, праве понятие, охватывающее группу прав и свобод: свободу слова (свободу выражения мнений), свободу печати и иных СМИ, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым… … Энциклопедия юриста

    См. Свобода мысли и слова … Энциклопедия юриста

    СВОБОДА СЛОВА - см.: Свобода мысли и слова … Энциклопедический словарь конституционного права

    Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия

Книги

  • Свобода и разум. Избранные философские работы , Л. Б. Туманова , Лина Борисовна Туманова - философ, правозащитник - оставила после себя труды, свидетельствующие о том, что она - современный философ в старом добром смысле слова; в том смысле, в каком… Издатель: Канон+РООИ Реабилитация , Производитель: Канон+РООИ Реабилитация ,
  • Право быть собой. Зрелость. Свобода (количество томов: 3) , Ярошенко Диана , "Право быть собой. Как к себе относиться, чтобы тебя ценили" . Я давно избавилась от мысли:" А что обо мне подумают..." Вроде мелочь, но это действительно помогает жить иначе - свободнее, без… Серия:

Конституция РФ в ст. 29 гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, Конституция РФ также устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем «мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную па определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомыслящих, уважались.1

Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается. Гарантии свободы мысли и слова содержатся также в и Законе РФ от 27декабря 1991 г. (ред. от 02 ноября 2004 г.) «О средствах массовой информации». Уголовно-правовые гарантии свободы слова и мысли не связаны с какой-то конкретной статьей УК РФ, но в целом это

1 Петрухин И.А, Личная жизнь: пределы вмешательства. М., 1989, с.47.

2 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, №7, ст. 300.

право является объектом уголовно-правовой охраны многих уголовно-правовых норм и институтов,

Давая характеристику основных прав и свобод человека и гражданина, следует помнить положение ст. 55 Конституции РФ о том, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Однако степень их конкретизации и известности, как населению, так и специалистам относительно мала,

Более того, следует отметить, что результаты проведенного нами специального опроса более 400 респондентов свидетельствуют о явно недостаточной осведомленности граждан Российской Федерации даже о содержании и источниках основных прав и свобод. Так о существовании международно-правовых документов, в которых закреплены права и свободы человека и гражданина не были информированы около 80% опрошенных. Основное количество респондентов - 70% были осведомлены о закреплении прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ.

О существовании иных правовых актов, посвященных правам и свободам человека и гражданина, знали в той или иной степени 54% опрошенных, не были информированы - 46%.

На вопрос; «Волнует ли Вас проблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина?», ответили: очень волнует - 97%, мало волнует -3% опрошенных. На уточняющий вопрос: «Если волнует, то что именно?», конкретный ответ дала только половина респондентов (49%). Среди названных ими вариантов ответа были следующие: -

неэффективность защиты прав через суд; -

слабая правоохранительная функция органов прокуратуры; -

проблемы социальной защищенности (пенсий, пособий, заработной платы и т.п.); -

нерешенные проблемы мигрантов (беженцев, вынужденных -

переселенцев, граждан ближнего зарубежья).

При ответе на вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться с нарушением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и других нормативных правовых актах?», респонденты высказались так: да, эпизодически - 61%, да, часто - 32%, нет - 7%.

На следующий вопрос: «Пытались ли Вы защищать свои права и насколько эффективной оказалась защита?», опрошенные ответили: да, пытались - 53%, нет, поскольку никому не нужны наши проблемы - 40%. Из пытавшихся защитить свои права только 9-10% полностью удовлетворены восстановлением нарушенных прав, 16% - удовлетворены защитой частично, 28% - так и не добились восстановления своих нарушенных прав. Отсюда следует вывод о недоверии к государственным институтам защиты прав и свобод человека и гражданина и неверие в эффективность правовых норм в этой сфере,1

Вместе с тем, теория права, внутреннее законодательство России и международно-правовые акты, как усматривается из содержания главы I, особое значение уделяют правовой охране основных прав и свобод человека и гражданина. Объект уголовно-правовой охраны в этой сфере в самом общем виде законодательно определен в ст. 2 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В действительности таким объектом является целый комплекс прав и свобод человека и гражданина. Эффективность же уголовно-правовой охраны названного комплексного объекта зависит от постановки и реализации задач уголовной политики в данной сфере, содержания конкретных норм Общей и Особенной частей УК РФ и практики их применения правоохранительными органами.

Обобщенные результаты анкетирования даны в приложении 2.

Еще по теме Свобода мысли и слова.:

  1. § 2. Механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
  2. § 3 Закрепление охраняемого содержания прав и свобод человека и гражданина в современном международном праве