Все о тюнинге авто

Может ли философия изменить. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. (Может ли философия быть использована, и если «да», то как, для решения актуальных проблем современного человечества?) — Студопедия. Осевое время: единство мира и филос

Практическая значимость философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него.
Цель практической философии: побуждать людей с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий. Говоря более точно, практическая философия - это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения - в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации). Практический философ (подобно практическому психологу, психоаналитику, врачу, священнику, юристу) организует службу консультирования-собеседования-исповедания. Его задача: консультирование и собеседование по основным вопросам жизни, развития, любви, творчества, здоровья...
Если говорить более развернуто, то необходимость института практического философа диктуется следующим:
1. Философ, в отличие от представителей других профессий (психологов, врачей, юристов, сексологов, священников и т.д.), целостно рассматривает человека, во всех его жизненных проявлениях. Именно он способен разговаривать с человеком как с человеком, учитывать все аспекты человеческого бытия-опыта и как бы дирижировать всем инструментарием воздействий на человека. Психолог-психоаналитик ищет решение человеческих проблем в психике, врач - в восстановлении здоровья, юрист - в эффективном использовании законодательства и т.д. Лишь философ может оценить, какое средство следует использовать в тех или иных ситуациях. И именно он может предложить комплексное использование различных средств, т. е. координировать-дирижировать.
2. Кроме того, философ располагает таким средством решения человеческих проблем, каким не располагает профессионально ни один представитель какой-либо другой человечески-ориентированной деятельности. Этим средством является мысль. Профессиональный философ - это человек, сделавший мышление (рассуждение, аргументацию, убеждение, критику) своей профессией. И именно он, только он, может профессионально использовать мысль-мышление в качестве средства воздействия на человека для решения его проблем.
3. Нужно иметь в виду, что философия незримо присутствует в сознании людей, хотят они этого или нет. Люди так или иначе обсуждают философские проблемы, не называя их философскими. Эти обсуждения большей частью неквалифицированные и невежественные. Целое море псевдофилософских рассуждений можно встретить в теле- и радиопередачах, в кинофильмах, в книгах, газетах и журналах. Кроме того, многие специалисты-человековеды (психологи, врачи, юристы, священники и т.д.) помимо сугубо профессиональных разговоров и рекомендаций ведут со своими клиентами чисто философские беседы и дают советы философского характера. Они работают, по существу, на поле практической философии. Естественно, что все эти обсуждения и рекомендации в большинстве случаев оставляют желать лучшего. Ясно, что здесь должны работать философы-профессионалы. Практическая философия как раз и означает, что философ непосредственно работает с людьми, вместе с ними решает их фундаментальные вопросы жизни. Не с массами, не с аудиторией (как в случае со студентами или читателями), а с каждым желающим индивидуально! Суть практической философии именно в этом: в эксклюзивности, в адресности, в индивидуальном подходе.
4. Некоторые философы считают, что философия не должна снисходить до отдельного человека. Такой взгляд обусловлен, с одной стороны, пониманием философии как очень далекой от конкретного человека, а, с другой, пониманием проблем конкретного человека как ничтожных для философии. В том и другом случае мы имеем дело со своеобразным философским платонизмом, т.е. с абсолютизацией общего-всеобщего и недооценкой единичного, отдельного, специфического. Да, действительно, философия занимается вопросами предельной общности. Но ведь и каждый отдельный человек задумывается над подобными вопросами. Нет общего без отдельного, единичного, как нет и единичного без общего. Любой самый фундаментальный вопрос перипетиен, ситуативен, зависит от конкретной жизни конкретного человека, от его особенностей и особенностей его жизни. И, наоборот, любая конкретная жизнезначимая проблема тысячами нитей связана с решением общих вопросов. Задача практического философа: постоянно высвечивать, проявлять эту связь общего и отдельного, связь фундаментальных философских и конкретных жизненных вопросов.
5. Введением института практических философов возрождается хорошая древняя традиция. В античную эпоху уже был подобный институт практических философов. Это софисты, учителя мудрости, учителя жизни. Среди них были, правда, и такие, кто учил лжемудрости, пустословию, софистике. Тем не менее, изначально в деятельности софистов было рациональное зерно. Своими беседами и мудрыми советами они реально помогали людям.

Практическая философия в истории человеческой мысли. К произведениям практической философии относятся такие, которые содержат мысли о жизни, человеке, об отношении к миру, обращенные ко всем людям и имеющие практический смысл, т. е. побуждающие к действию или отвращающие от него. Эти произведения, как правило, не носят характер исследования, а содержат рассуждения, отдельные мысли и рекомендации-советы. В духе практической философии писали Конфуций, многие античные философы, М.Монтень, Ф.Бэкон, А.Шопенгауэр... К произведениям практической философии можно в известном смысле отнести книги американца Дейла Карнеги и нашего Владимира Леви.

Еще по теме 1.4. Практическая философия:

  1. Е.М. Борисова Н.И. Джохадзе. ФИЛОСОФИЯ: Учебно-практическое пособие, 2007
  2. Т е м а 13. ФИЛОСОФИЯ И ЗАДАЧА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА (МАРКСИЗМ)
  3. Т е м а 13. ФИЛОСОФИЯ И ЗАДАЧА ПРАКТИЧЕСКОГО ПЛАН ЛЕКЦИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА (МАРКСИЗМ)

Интервью с д-ром филос. наук А. И. Макаровым, профессором ВолГУ

Сегодня, когда произносится слово «философ», люди часто представляют себе либо мудрого старца, либо кабинетного ученого, изучающего абстрактные вопросы. Чем занимается современный философ, в чем заключается его деятельность?

Современные философы занимаются изготовлением текстов лекций, статей и устных выступлений для академической публики, и реже - для широкой публики. Лично меня интересует развитие философии и за границами академического сообщества. Философские исследования отличаются от исследований гуманитарных наук тем, что они ведутся вокруг вопроса об истине, о том как на самом деле устроено сущее, то есть всё существующее. Философствование - это искусство мыслить о любом предмете, это, прежде всего, метод мышления.

«Быть философом», «работать философом», «заниматься философией» - это синонимы?

«Заниматься философией» и «быть философом» соотносятся как причина и следствие. Работать философом - это нонсенс, философия требует досуга, свободы, а не работодателя и работника. Вообще слово «работа» в русском языке однокоренное со словом «раб». В этом смысле работать - это быть занятым целями работодателя, заниматься отчужденным трудом. Если вы ставите свои собственные цели, то вы не работаете, а трудитесь или служите. У философа, художника и любого творческого труженика нет работодателя в тот момент, когда и разворачивается творческий процесс. Творчество не терпит обязательств, оно требует свободы.

Что повлияло на лично Ваше решение стать философом: Вы нашли философию, философия нашла Вас, … - как это произошло?

Я не принимал таких решений. И я не знаю, нашла ли меня философия. Узнаем об этом через 100 лет.

В наши дни приходится слышать, что прогресс требует все более точных и узкоспециализированных наук. Философия явно не входит в их число. Нужна ли современному миру и современному человеку философия? Может ли философия изменить мир?

Нужна, и даже больше, чем в XIX веке, например. Философия - это искусство мышления и мировоззренческая система, ориентирующая человека в мире. Мир стал шире, и поэтому узкие науки не способны выполнить функцию ориентирования в реальности. Ее способны выполнить идеологии, но они вызывают у современных людей закономерные опасения. Философия, в отличие от других идеологий, содержит в себе программу самокритики. И это делает ее более осторожной в отношении результатов поиска истины. Философ не «ходит в Истине», не одержим истиной и поэтому более адекватен будущему времени, которое делает многие бывшие истины небывшими.


Что в Вашей жизни изменила философия?

Она изменила строй мыслей, сделала сознание более рациональным, придала устойчивость состояниям осознанности

Вы часто говорите о счастье. А можете ли Вы назвать себя счастливым человеком?

Счастливых людей не бывает. Счастье - это временное состояние, состояние соединенности тебя со значимым Другим до такой степени, что ты становишься частью некоего целого. Такое соединение частей в целое не может быть постоянным в условиях жизненной динамики.

Есть ли у вас «настольная книга»? Любимые авторы?

На столе у меня стоит компьютер, в котором я и читаю разные книги. Из философов я чаще всего обращаюсь к идеям Платона.


Однажды Лев Толстой в Ясной Поляне предложил своим гостям написать список из десяти любимых философов. И сам его написал. Если бы Вам предложили написать такой список, кого из философов Вы бы в него включили?

Как сказал Уайтхед, вся западноевропейская философия - «лишь заметки на полях Платона», хорошим дополнением к Платону являются Плотин, Бл.Августин, Руссо, Кант, Ницше, Хайдеггер, Шестов, а из современных - Розеншток-Хюсси и Бодрийяр,

В сети можно встретить такую историю: как-то, разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него: «Куда следует идти за мукой или за маслом?» Юноша бойко ответил: «На рынок!» - «А за мудростью и добродетелью?» Юноша растерялся. «Иди за мной, я покажу!» - пообещал Сократ. А где бы Вы посоветовали искать мудрость? Куда бы позвали человека сегодня?

За мудростью нужно идти в Библиотеку, а за добродетелью - в Церковь.

Что бы Вы в заключение пожелали нашим читателям?

Осознанной жизни и справедливого общества.

Содержание предмета философии формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах существования философии оно включало в себя всю совокупность знаний о природе, космосе и человеке. Не случайно философы античности были учеными-универсалами, учеными-энциклопедистами. Первую попытку выделить философию в особую область теоретического знания сделал древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Философия, по его мнению, - это знание, лишенное чувственной конкретности, знание ≪о причинах и начале≫, ≪о сущности≫, ≪о сущем как таковом вообще≫.

Радикальные изменения в определении предмета философии обозначились в конце XVI - в начале XVII столетия, когда возникло экспериментальное естествознание и начался процесс отпочкования от философии конкретных наук - сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, затем физики, химии, биологии и т. д. В этих условиях философия оказалась в положении шекспировского короля Лира, который в старости раздал дочерям свое царство, а они выгнали его на улицу, как нищего.

Но размежевание между философией и специальными науками в свою очередь способствовало формированию специфического предмета философии. Эту специфику можно определить путем сравнения философии с предметами конкретных наук.

Они подобны и вместе с тем имеют отличия. Выделим ряд аргументов.

1. Философия, равно как и наука, является знанием общего; и философия, и наука отображают мир в понятиях и категориях. Другие науки, ограниченные своими предметами, способны к обобщению лишь в их границах. Для философии же характерно наличие категорий, которые имеют предельно широкий уровень обобщения, таких, как ≪закон≫, ≪бытие≫, ≪дух≫, ≪сознание≫, ≪причинность ≫ и т. п.

2. Научное знание является точным, однозначным и поэтому общепринятым для всех людей. Философское же знание является полифоничным, плюралистачным. Это означает, что на одни и те же вопросы в различных философских школах даются разные (неодинаковые) ответы, которые, что существенно важно, имеют равноценное значение. Иначе говоря, в философии не существует однозначных и общепринятых положений. Именно поэтому философия является особым видом знания - это ≪софийное≫ знание, понимаемое как мудрость.

3. Сближает науку с философией и то обстоятельство, что философия, как и наука, стремится логически обосновать свои положения, доказать их, выразить в теоретической форме. Но научное знание объективно, нейтрально по отношению к человеческим целям и ценностям. Физические и химические формулы не подлежат моральной оценке. Философский же взгляд на мир всегда субъективен, ≪небезразличен≫: истины философии преломлены сквозь призму жизненных интересов и целей людей. Другими словами, философское мышление связано с целенaпpaвленностью и формированием ценностей, а научное мышление реализует уже поставленные задачи, цель или систему ценностей. Наука отвечает на вопрос: ≪почему≫, а философия - на вопрос: ≪для чего, с какой целью≫.


4. Специфической формой знания являются законы науки как отражение объективных связей, отношений, имеющие постоянный характер при определенных обстоятельствах. Знание законов химии, физики, биологии дает возможность человеку эффективно строить свою практическую деятельность и даже прогнозировать ее последствия. Так, без знания законов физики и механики были бы невозможны современные космические исследования, а без знания законов физиологии человека - современная практическая медицина. В отличие от науки, в особенности естествознания, у философии нет эмпирических законов. Нет у философии и методов познания, экспериментальных или же математических. Не владеет она и специфическими, конкретными средствами проверки вырабатываемых ею утверждений: философские проблемы, как правило, не имеют единых критериев решения (в особенности в рамках жизни отдельного человека).

5. Если наука является формой познания объективных, независимых от деятельности человека, инвариантных к ней структур материального мира, т. е. направлена на познание внешнего относительно человека мира, то философия является формой рефлексии человека и направлена на изучение внутреннего опыта развития его духовности. Рефлексия - специфическое явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает с познанием. Предмет рефлексии - отношение внутреннего мира к внешнему. Философия, таким образом, - это систематизированная, рациональная рефлексия человека на отражение общих основ человеческой деятельности, учение, которое обобщает опыт развития человеческой духовности. Философия является особым измерением человеческой духовности, для которого не свойственно оперирование законами. Ведь нет ≪законов≫ действия совести человека, овладения им мировой культурой и искусством.

Взвесив приведенные выше факты и аргументы о соотношении философии и науки, можно сделать вывод, что философия - это своеобразная, особая форма человеческого миропонимания, форма, которая не дублирует другие направления и формы интеллектуальной деятельности. Ее предметом является мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект - объектного отношения, иначе говоря, отношения ≪человек - мир≫. Таким образом, философия исследует:

1) природу и сущность мира;

2) природу, сущность и назначение человека;

3) систему ≪человек - мир≫ в целом и состояние, в котором она находится. Рассмотрим вкратце эти направления.

1. Философское исследование природы и сущности мира. Философов интересуют не детали (подробности), а общие принципы существования и развития мира. Решение этой проблемы возможно двоякое. Мир может восприниматься человеком как существующий вне и независимо от него, никем не созданный, существующий вечно. В таком случае речь идет о материальном принципе. Если же человек идет к пониманию мира через свою практическую целенаправленную деятельность, мир может восприниматься им в другом свете. Любая вещь в таком случае появляется благодаря деятельности человека. Человек ставит перед собой цель, которая в процессе деятельности реализуется, вследствие чего возникает определенный результат. То есть до появления какого-либо результата должна появиться его идеальная модель (человек -> цель-* деятельность -> результат). Чтобы выстроить, например, дом, сначала возникает идея дома; прежде чем построить дорогу, появляется идея дороги и т. п. Рассматривая мир в целом, человек приходит к выводу, что и мир в своем конечном бытии возник как результат какой-то идеи. На основании названных подходов к миру был сформулирован основной вопрос философии: вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи. То есть вопрос о том, что же является первичным - мышление или бытие, природа или дух, кто кого порождает и определяет.

В зависимости от решения этого вопроса в истории философии выделяют два основных направления - материализм и

идеализм.

Материализм в решении основного вопроса философии исходит из того, что природа, бытие, материя являются первичными, а сознание, мышление, дух - вторичными. В соответствии с материализмом мир является материальным, т. е. существует сам по себе, никем не созданный и не уничтожимый, закономерно изменяется, развивается в силу своих собственных причин; он составляет единую и последнюю реальность, которая исключает любую сверхъестественную силу, а сознание, мышление, дух являются свойством материи и ее идеальным отражением. Материализм в различные исторические эпохи приобретал разные формы и виды: наивный и зрелый, стихийный и научно обоснованный, метафизический и диалектический.

Идеализм в решении основного вопроса философии стремится доказать, что дух, сознание - это первичное, а природа, материальный мир - вторичное. В зависимости от того, как идеализм понимает духовное первоначало, он делится на объективный идеализм и субъективный идеализм. В противоположность субъективному идеализму, который первоосновой считает сознание отдельного индивида, объективный идеализм первоосновой провозглашает абсолютное идеальное начало (мировой дух, ≪абсолютную идею≫ и т. п.), существующее вне индивидуального сознания и независимо от него. Объективный идеализм рассматривает материальный мир как продукт деятельности объективного духа (разума, идеи), как ≪инобытие духа≫.

Наряду с материализмом и идеализмом - монистическими направлениями философии (греч. monos - один) - в истории философии есть направление, которое стремилось преодолеть такую противоположность материального и духовного мира. Оно получило название дуализма (лат. duo - два), поскольку рассматривало материю и сознание как две независимые одна от другой, параллельно сосуществующие основы мира. Это была попытка компромисса.

Все эти направления объективно имеют право на существование, ведь они отображают результаты познания материального и духовного миров, материи и сознания, взаимосвязанных и в определенной степени противоположных. Но такая противоположность существенна лишь в том случае, если мы хотим выяснить их отношения, взаимосвязь, реально существующие в повседневной практической деятельности людей. В действительности же объективно и материя, и сознание (как свойство определенным образом организованной материи - человека) неразрывны. Материализм и идеализм не могут быть противоположными, а тем более ≪воинствующими≫, враждующими направлениями философии, если их представители не забывают об этой взаимосвязи тела и духа, материи и сознания.

2. Философское исследование природы, сущности и назначения человека. Без преувеличения можно сказать, что проблема человека занимает центральное место в философии. Конечно, человекаизучают биология, анатомия, языковедение, антропология,психология и другие науки. Однако всесторонне, как биосоциальнуюцелостность, человека не рассматривает ни одна другая,кроме философии, система знаний. На протяжении многих вековфилософы анализируют природу и возможности человеческогоразума, особенности ощущений, соотношение биологического исоциального в человеке, а также разнообразные проявления духовногомира человека: язык, искусство и т. п.

Подчеркнем, что проблема человека, как и проблема мира вообще, решается сквозь призму практического овладения. Осознавая себя в этом мире как живое существо, рождая себе подобных, человек ощущает себя частью природы и исходит из признания своей материальности. Но, с другой стороны, принимая во внимание то, что всякому действию предшествует его идеальное выражение в сознании, человек приходит к выводу, что и он возникает, как и весь мир, благодаря сознанию, идеально. Значит, проблему человека можно тоже решать как с позиции материализма, так и с позиции идеализма.

Исследуя природу и сущность человека, философия обращает внимание и на другой важный вопрос: способно ли мышление человека познавать реальный мир? Значительная часть философов положительно отвечает на этот вопрос, т. е. считает мир познаваемым.

Прежде всего к ним принадлежит большинство философов-материалистов, поскольку их тезис о производном от материи характере сознания логически приводит к идее отражения материи сознанием. Если сознание порождается материей, то оно не может быть принципиально ≪чуждым≫ материи и должно в своих основных содержательных характеристиках совпадать с тем, что ее порождает. Не отрицает познаваемость мира и большинство идеалистов (главным образом - объективных), считая логичным ≪совпадение≫ мысли с ≪действительностью≫, поскольку сама действительность, будучи идеальной, ≪родственна≫ с разумом.

Однако познаваемость мира рассматривается объективными идеалистами уже не как отображение реальности разумом, а как их тождественность (≪слияние≫). В то же время есть философы, которые стоят на позиции непознаваемости фундаментальных основ реальности (прежде всего материи, сознания, причинности), называя свою позицию агностицизмом (греч. a - не, gnosis - знание). Принципиально агностическую позицию занимает большинство субъективных идеалистов, которые считают единственно доступными познанию лишь ощущения, переживания, опыт, составляющие начальную, первую степень человеческого познания. Человек, утверждают субъективные идеалисты, не способен выйти ≪за границы≫ своих ощущений, опыта, поэтому объективный мир, если он вообще существует, недосягаем для человеческого познания.

Итак, проблема возможностей человека как мыслящего существа исследуется в рамках философии. (Подробнее о природе, сущности и предназначении человека речь пойдет в разделе 12.)

3. Философское исследование системы ≪человек - мир≫ и состояний, в котором эта система находится. В самом деле, философское,мировоззренческое знание - это не только мир или самчеловек, а соотношение ≪человек - мир≫. Для философии принципиальноважно рассматривать эти противоположности не в отдельности,а соотносить их: как ≪человек≫ относится к ≪миру≫ и влияет на него; как ≪человек≫ воспринимает влияние ≪мира≫; как≪мир≫ воспринимает влияние ≪человека≫. Дело в том, что субъект,рассматриваемый вне отношения к объекту, теряет свои

свойства, перестает быть субъектом, превращаясь просто в биологическое, психологическое или иное существо.

В центре исследования системы ≪человек - мир≫ всегда стоит вопрос: изменяется, движется ли мир или находится в состоянии покоя, в неизменном состоянии? А если мир изменяется, развивается, то тогда как и по какой причине, в каком направлении происходят движение и изменения в мире? Эти вопросы, как и вопрос о соотношении сознания и материи, также являются мировоззренческими и имеют методологическое значение. В зависимости от ответа на них в философии сложилось два основных взгляда на состояние и развитие мира: диалектический и метафизический.

Диалектики считают, что все предметы и явления взаимосвязаны, движутся, развиваются; развитие они понимают как качественное преобразование одних вещей и явлений в другие, как уничтожение старого и утверждение, развитие нового. Источником развития считается внутренняя противоречивость, присущая всему миру, т. е. признается самодвижение, саморазвитие природы и общества. С точки зрения метафизического метода и в природе, и в обществе, и в духовной сфере объекты, процессы, явления существуют обособленно, без взаимной органической связи.

Хотя в них и происходят определенные изменения, они не приводят к возникновению качественно нового. Источником изменений метафизики считают внешний толчок или столкновение различных предметов.

Диалектика как учение об изменчивости и развитии объективного и субъективного мира приобрела статус философского метода познания. Как рациональная методология диалектика включает в позитивное понимание всего сущего понимание его отрицания, неминуемой гибели. Такая черта диалектической философии реализуется в ее критическом (а не апологетическом) отношении ко всему, что развивается, к результатам познания и человеческой деятельности.

Что касается метафизики как метода познания, то и она является отражением определенных особенностей процесса познания: его начала, эмпиризма, поверхностности, абсолютизации относительной истинности знаний, их неполноты, т. е. отражением таких характеристик бытия и его познания, которые охватываются диалектикой или составляют ее некоторые элементы.

Метафизика - это исторически неизбежная философская теория развития, метод познания, занимающий определенное место в развитии философии. При этом следует подчеркнуть, что вместо ≪доказательства≫ их абсолютной противоположности и полного отрицания метафизики, что было характерным для марксистской философии советского образца, следует говорить об их дополняемости, об учете возможностей обоих философских методов познания.

В процессе исторического развития философии предметом

исследования стал человек в его отношении к естественному и общественному миру. Таким образом, философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, выяснение разнообразных форм отношения человека к миру. (Под общим понимают закономерную связь вещей и процессов в составе целого, в данном случае - мира.). За долгие годы своего развития философия стала весьма разветвленным знанием. Однако в этой разветвленное есть свой порядок. Для структуры философского знания характерно выделение тех сфер реальности, опираясь на которые человек может эти ориентиры выделить, обозначить и исследовать. Соответственно с этими сферами формируются и основные философские дисциплины, или основные разделы философии.

На основе осмысления природы, Вселенной возникают и формируются: онтология - это отдельная область философского знания, которая исследует сущность бытия мира, основы всего сущего; философия природы, или натурфилософия - разновидность онтологии, поскольку сосредоточивает внимание преимущественно на том, что такое естественное бытие и природа в целом; теория развития - философское учение об универсальных законах движения и развития природы, общества и мышления.

Философское осмысление общества и его истории приводит к формированию следующих философских дисциплин: социологии - учению о фактах социальной жизни (разных по сложности социальных систем, форм общностей, институтов, процессов);

социальной философии, исследующей закономерности развития общества, связи общества и природы, общества и человеческой индивидуальности;

философии истории - области философского знания, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, выяснение смысла и направленности истории человечества;

философии культуры, исследующей специфику становления культуры, ее сущность и значение, а также особенности и закономерности культурно-исторического прогресса, человеческого бытия;

аксиологии (теории ценностей) - философскому учению о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи разных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Философское осмысление человека приводит к формированию:

философской антропологии, анализирующей человека как целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности; антропософии, претендующей на то, чтобы не просто изучить человека, но и постичь смысл его появления в мире.

И наконец, на основе изучения и осмысления духовной жизни человека возникает целый комплекс философских наук о духовных явлениях и процессах. Сюда входят: гносеология (сегодня более широко используется термин ≪эпистемология≫), которая исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу и возможности познания человеком мира и самого себя, общие предпосылки, средства и закономерности познания, критерии его истинности; логика - учение о формах мышления; этика, объектом изучения которой является мораль; эстетика, которая обосновывает закономерности художественного отображения действительности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, исследует природу искусства и его роль в развитии общества; философия религии, которая осмысливает определенную религиозную картину мира, исследует причины исторического происхождения религии, ее конфессионального разнообразия и др.; философия права, исследующая основания правовых норм, человеческую потребность в правотворчестве; история философии, которая изучает возникновение и развитие философской мысли, осмысливает перспективы ее развития.

К этому комплекту философских дисциплин иногда добавляют также философские проблемы информатики, т. е. исследование современных способов и средств познания мира.

Итак, философия - сложное, неоднородное, гетерогенное образование, в котором существует совокупность относительно самостоятельных дисциплин, коим присуща своя специфика; она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека, поэтому ее нельзя сводить к науке.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей и познанием, а потому выполняет разнообразные функции (лат. functio - выполнение). Функции философии - это отношение философии к другим областям человеческого знания и сферам жизни, на которые она оказывает определенное влияние. Важнейшие из них такие.

Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. Отражая отношения человека к миру, взгляды на цель и смысл жизни, на связь его интересов и потребностей с общей системой социальной и природной действительности, философия является основой социальной ориентации людей. Она определяет мировоззренческий подход людей к оценке явлений и вещей, осмысливает и обосновывает мировоззренческие идеалы, подчеркивает стратегию их достижения. В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инструментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззрений.

Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека.

Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Метод и методология познания - это та ≪нить Ариадны≫, которая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем познания, - а их всегда предостаточно. Однако методологическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в

бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. Овладение философскими знаниями имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и практических задач.

Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах.

Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. Она прививает интерес и вкус к самовоспитанию, усиливает стремление человека к самосовершенствованию, содействует творческому подходу к жизни, поиску жизненных приоритетов.

Аксиологическая функция. Аксиология - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, которые определяют выбор людьми направления их деятельности, характер поступков. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. И ценность философии в этих поисках состоит не в том, что она дает готовые ответы на острые вопросы современности, а в том, что, обобщая практический, интеллектуальный и более широкий духовный опыт человечества как настоящую мудрость поколений, с одной стороны, предостерегает, а с другой - предлагает.

Интегративная функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление - необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. Выполняя эту функцию, философия в идеале стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и отрицательный исторический опыт.

Критическая функция. Формирование нового мировоззрения, решение философских вопросов, конечно, сопровождается критикой всяких предрассудков, ошибок, стереотипов, которые возникают на этом пути. Задача критического мышления - разрушать, расшатывать догмы и устаревшие взгляды. Это означает, что в системе культуры философия осуществляет критическую ≪селекцию≫, аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи

последующим поколениям.

Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.

Названные функции имеют как индивидуально-личностное, так и общественное значение.

Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности. Однако различные направления философии реализуют эти функции по-разному в зависимости от своего содержания, и результат их реализации для общества может быть как положительный, так и отрицательный.

Современная философия приобретает новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального теоретического и практического содержания. Это связано с дальнейшей разработкой собственно философских проблем, преодолением бездуховности, утилитарного технократического мышления, узкого практицизма и формализма. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире относительно постиндустриальной эпохи и соответствующего ей уровня достижений науки. Она является теоретической моделью нарождающейся информационно-технологической цивилизации и способствует решению глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.

Формирование современной философии имеет необходимые предпосылки. К основным из них следует отнести: а) социальные, которые обусловлены становлением информационно-технологического производства, изменением характера общественных отношений и социальной структуры, ростом во всем мире ≪средних≫ слоев населения. Становление постиндустриального общества связано с возникновением нового типа работника, в котором

соединены высокий уровень профессионализма и культуры со знанием основ нового философского мышления; б) научные, связанные наук (синергетика, теория вакуума, антропный принцип, микроэлектроника и т. п.), определившими разработку современной картины мира; в) теоретические, обусловленные новыми разработками в области самой философии, ее связями с практикой.

Современная философия получила реальные возможности для позитивных контактов с различными школами. И такое взаимодействие изменяет ее мировоззренческие позиции, обеспечивает возможность творческой разработки фундаментальных теоретических проблем и социальной практики.

ВЫВОДЫ

1. Поскольку потребность в жизненном самоопределении характерна для всех людей, но не все люди являются философами, то первейшей формой ориентации человека в жизни является мировоззрение, которое является совокупностью представлений о месте человека в мире.

2. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности.

3. Ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение - пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Камчатский государственный технический университет ББК – 87 К - 78, Л – 99 УДК – 1 Составители: кандидат философских наук, доцент кафедры социально- гуманитарных наук Краюшкин В.Г., старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук Ляшенко В.А. Рецензент: доктор философских наук Сердюков Ю.М. Кафедра социально-гуманитарных наук В конспекте курса изложены основы современной философии, крат- ко очерчены узловые этапы ее истории, рассмотрены важнейшие про- блемы философии и их конкретное решение в рамках различных фило- софских направлений. ОДОБРЕНО На заседании кафедры социально-гуманитарных наук 14 марта 2000. Протокол № 10 ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций для студентов очной и заочной форм обучения КГТУ, 2000 Петропавловск-Камчатский 2000 1 ВВЕДЕНИЕ Тема: «ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ» Конспект лекций по философии призван помочь студентам в соци- альной адаптации к условиям динамичных процессов во всех сферах Содержание темы: жизнедеятельности общества, кризисных ситуаций, вызванных рефор- 1. Понятие мировоззрения. мированием государственности. В этой связи проблемы мировоззренче- 2. Исторические типы мировоззрения. ской ориентации человека, осознание им своего места и роли в общест- 3. Понятие философии. Философское мировоззрение. ве, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за 4. Основные направления философии. свои поступки, выбор форм и направлений своей деятельности становят- 5. Функции философии. ся главными. В становлении и формировании мировоззренческой культуры чело- 1. Понятие мировоззрения. века философия всегда играла особую роль, связанную с многовековым опытом критического размышления над глубинными ценностями и жиз- Изучение философии составляет фундамент общекультурной и об- ненными ориентациями. Поэтому методическое пособие должно оказать щетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профи- помощь курсантам и студентам в прояснении проблем бытия человека, ля. Философию нередко представляют как нечто абстрактное, оторван- вызвать озабоченность будущих специалистов глобальными перспекти- ное от жизни. В действительности все свои проблемы философия черпа- вами развития мировой цивилизации, судьбой человечества, входящего в ет из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку со- новый виток своего развития. вершенствоваться. Изучение философии - это лучшая школа разумного Содержательная сторона конспекта лекций охватывает широкое со- мышления. циальное пространство – от античности до конца 20 века – и включает Осваивая мир, все мы думаем о тайнах миросоздания, о жизни и осмысление гуманистических концепций развития общества и человека, смерти, горе и счастье людей. Каждого человека, несомненно, волнуют и сопоставление родственных или соразмерных социальных, духовных, морально-нравственные проблемы – совесть, честь, долг, ответствен- нравственных, интеллектуальных проблем и задач – тех, которые стави- ность и справедливость. лись мыслителями прошлого, и тех, которые сегодня стоят перед чело- И в нашем сознании складываются представления по тем или иным веком. вопросам. Такого рода представления о мире, месте в нем человека на- зывают мировоззрением. На основе вышесказанного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отно- шение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуля- торов его поведения. Субъектом мировоззрения является отдельный человек, социальная группа, общество на данном этапе своего развития и даже цивилизация. В структуре мировоззрения можно выделить три основных компо- нента: - знания; - ценности; - стратегию деятельности и поведения человека. 2 В функционировании мировоззрения тесно переплетаются интел- Философия – это система самых общих теоретических взглядов на лектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения чело- В связи с этим эмоционально-психологическую сторону мировоз- века к миру. зрения называют жизненно-практической, а познавательно- интеллекту- Философия является теоретическим ядром мировоззрения. Она ви- альную – теоретической стороной мировоззрения. дит свою задачу в формировании единой научной картины мира. Философскому знанию присущи следующие моменты: 2. Исторические типы мировоззрения. Исследование наиболее общих вопросов бытия. Это учение получи- Мировоззрение людей всегда существовало в исторически опреде- ло название онтология. ленных формах: мифологии, религии, философии и науке. Анализ наиболее общих вопросов познания. Это учение называется Мифология – это первая историческая форма мировоззрения. Это гносеологией. универсальная форма общественного сознания первобытного общества. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития Это первая попытка дать систематизированный ответ на многие вопросы общества. Изучение общественной жизни называется социальной фило- людей, удовлетворить их потребности в мироуяснении и самоопределе- софией. нии. Мифы многообразны. Значительную часть мифологии составляют Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. космологические мифы. Большое внимание в мифах уделялось различ- Философия человека называется антропологией. ным стадиям жизни людей, тайнам жизни и смерти, всевозможным ис- пытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Осо- 4. Основные направления философии. бое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изо- Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, бретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. В религиозном сознании духовно-практическое освоение мира осу- Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философ- ществляется через его удвоение на священный и повседневный, земной. ского мышления. Прежде всего вопрос – что первично, дух или материя, Основу религиозного мировоззрения составляет вера. Внешней формой идеальное или материальное. В зависимости от его решения выделяются проявления веры служит культ. Религия придает устойчивость человече- такие крупные направления, как идеализм и материализм. скому бытию, помогает преодолевать житейские трудности. Эти направления неоднородны в своих проявлениях. Формы мате- Наука как духовное образование не ставит своей задачей производ- риализма: материализм Древнего Востока и древней Греции, метафизи- ство мировоззренческого знания. Однако, исследуя различные сферы ческий (механистический) материализм, диалектический материализм. мира, наука в силу самой логики научного познания неизбежно выраба- Существуют и такие разновидности, как последовательный материализм, тывает определенные мировоззренческие знания как побочный продукт. непоследовательный материализм, научный и вульгарный материализм. Идеализм бывает объективным и субъективным. Существуют и другие 3. Понятие философии. Философское мировоззрение. разновидности идеализма: рационализм и иррационализм. Философия в переводе с греческого языка означает любовь к мудро- В числе других основных направлений философии можно назвать сти, стремление к истине. Она возникла почти одновременно в трех номинализм и реализм, монизм и дуализм, скептицизм и агностицизм. культурных центрах Древнего мира: Индии, Китае и Греции. 5. Функции философии. Философия зарождается как попытка решить основные мировоз- К числу основополагающих функций философии можно отнести: зренческие проблемы средствами разума, то есть мышления человека. 1. мировоззренческую; Она вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, 2. методологическую; отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и че- 3. прогностическую; ловека с позиций знания. 4. критическую; 3 5. аксиологическую; Тема: «Единство и многообразие историко-философского про- 6. социальную; цесса». 7. гуманитарную. Содержание темы: Контрольные вопросы. 1. Древняя философия в Индии и Китае. 1. Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением? 2. Древнегреческая философия. 2. Каковы основные черты религиозного мировоззрения? 3. Средневековая христианская философия. 3. Что такое философское мировоззрение? Чем оно отличается от дру- 4. Философия эпохи Возрождения. гих типов мировоззрения (мифологического, религиозного)? 5. Европейская философия 18 века. 4. Возможно ли «чисто научное» мировоззрение? 6. Европейская философия 19 века. 5. Сводима ли философия к науке? 7. Современная западная философия. 6. Какова структура философского знания? 8. Русская философия: основные направления и особенности развития. 7. Может ли философия изменить мир? Каким образом? 8. Какие философские направления Вы знаете? 1. Древняя философия в Индии и Китае. 9. Назовите функции философии. В Индии формирование философского знания пролегало через оп- позицию брахманизму, который ассимилировал племенные верования и Рекомендуемая литература. обычаи. Брахманизм сохранил значительную часть ведического ритуала, 1. Бабушкин В.У. О природе философского знания. – М., 1978. зафиксированного в четырех Ведах – сборниках гимнов в честь богов. 2. Брутян Г.А. Очерки по анализу философского знания. – Ереван, Толкователями этой мудрости выступали представители высшей касты – 1979. брахманы. 3. Введение в философию. В 2-х ч. Ч.1. Гл.1. – М., 1989. Однако кризис племенных отношений и родовой морали поколебали 4. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М, 1991. незыблемость авторитета жрецов. 5. Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очер- 6-5 века до н.э. были отмечены распространением множества тече- ки теории и истории. – М., 1990. ний. Главными из них были: адживика, джайнизм и буддизм. На их базе 6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990. позже развились основные философские системы. Первыми явились 7. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М., 1994. сутры. Вплоть до нашего времени индийская философия развивается в 8. Налетов И.З. Конкретность философского знания. – М., 1986. русле шести классических систем и трех неортодоксальных течений. К 9. Ортега-и-Гассет Что такое философия. – М., 1986. классическим системам относятся веданта, санкхья, йога, ньяя, вайше- 10. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на- шика и миманса. Материалистический червак или локаята, джайнизм и Дону, 1997. буддизм относятся к неортодоксальным течениям. Во многом аналогичным было становление древнекитайской фило- софии. Первыми китайскими философами были Конфуций (Кун Цзы) и даосский мудрец Лао Цзы. Конфуцианство во 2 веке до н.э. добилось официального статуса го- сударственной идеологии, сумев сохранить его до Нового времени (до 1913 г.). Центральной идеей даосизма было учение о дао. Особенности развития философской мысли Древнего Востока: 4 1. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения конец – с декретом римского императора Юстиниана о закрытии фило- практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в софских школ в Афинах. ней содержится много частных проблем, связанных с самосознани- О космологизме античной философии. ем людей, этикетом, практическими наставлениями правителям, Спецификой является стремление понять сущность природы, космо- старшим и младшим по возрасту людям. са и мира в целом. Не случайно первых греческих философов – Фалеса, 2. Она развивается в тесном взаимодействии с религией. Зачастую од- Анаксимандра, Анаксимена (милетская школа 6 век до н.э.), позже – пи- но и тоже философское течение предстает и как философия, и как фагорейцев, Гераклита так и называли – физиками (от греч. – природа). религиозное течение. Пример тому брахманизм, буддизм, конфуци- Они искали некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фале- анство. са – это вода., у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. 3. В восточной философии все вещи рассматриваются как комбинации Для них характерна стихийная диалектика мышления, особенно это пяти материальных первооснов: земли, воды, воздуха, огня и дерева. выражено у Гераклита. Он считал, что все сущее это единство и борьба 4. В восточной философии проблема изменения материи, ее строения противоположностей. Не случайно он считал первоначалом огонь: ог- не ставится. Материя здесь рассматривается в единстве с ее формой. ненная стихия самая подвижная среди элементов космоса. 5. В восточной философии фактически проблемой познания и логики Онтология античной философии. занималась лишь индийская школа ньяя. Она исследует 4 источника Одним из важнейших этапов был переход от знания чувственного к достижения истины: восприятие, вывод, сравнение и доказательст- знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Например, уче- во. ние пифагорейцев, которые считали началом всего сущего число, а так- 6. Восточная философия рассматривала социальную проблематику. же учение элеатов – Ксенофана, Парменида, Зенона, вычленивших по- Это проблема «вселенского человека», от которого пошло все про- нятие бытия. шлое, настоящее и будущее, а также общечеловеческих ценностей, Согласно Пармениду, бытие – это то, что можно познать только ра- человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенство- зумом, а не с помощью органов чувств. Здесь выразился рационалисти- вания и управления другими людьми. ческий характер философии, ее доверие разуму. 7. Вся духовная цивилизация Востока несла в себе обращение к бытию Впервые школа элеатов противопоставила знание мнению, т.е. человека, его самосознанию и самосовершенствованию через уход обычным, повседневным представлениям. от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе Таким образом, осознание природы мышления стимулировало раз- жизни народов Востока. витие античной диалектики. Афоризмы Лао Цзы: Создателем диалектики как искусства постижения истины считается Кто знает других, тот умен, Зенон. Ему принадлежат широко известные апории Дихотомия, Ахилл и Кто знает самого себя – тот мудр. черепаха, Стрела и Движущиеся тела. В них поставлены проблемы – как Кто понимает, тот немного знает, выразить сущность движения. Он впервые обсуждает вопросы непре- Кто много знает, тот не понимает. рывности и бесконечности, доказывает, что ни множество, ни движение Если не превозносить талантов, не могут быть мыслимы без противоречия. То люди не будут и соперничать… Греческий ученый Демокрит доказывает, что бытие есть атом. Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как 2. Древнегреческая философия. наименьшую, неделимую физическую частицу. Таких атомов он допус- Древнегреческая философия представляет собой совокупность уче- кает бесчисленное множество, тем самым отвергает утверждение, что ний развившихся с 6 века до н.э. по 6 век нашей эры. Обычно начало бытие одно. древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского, 5 Он предложил продуманный вариант механического объяснения Школа софистов. Это учителя мудрости. Наиболее известными из картины мира, то есть свел все качественное многообразие форм движе- них были Протагор и Горгий. Главным их искусством было искусство ния материи к механическому движению. Этим он доказывает, что бы- слова. И не случайно в центре внимания их оказался человек и его пси- тие подвижно. хика. Искусство убеждать требовало знания механизмов, управляющих Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое сознанием человека. В теории познания софисты называют человека ме- лишь разумом и недоступное чувственному восприятию, подобно элеа- рой всех вещей. там. Но в отличие от них, бытие у Платона предстает как множествен- Сократ. Основной философский интерес Сократа сосредотачивался ное. Если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, на вопросе о том, что такое человек, что такое его сознание. Его люби- то Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование – мое изречение «Познай самого себя». По Сократу, только разум спосо- идею, выступая тем самым как родоначальник идеалистической линии в бен дать знание. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы философии. Свои идеи он называет «сущностями». Платон сделал важ- обрести его. Основное содержание его рассуждений посвящено пробле- ный шаг в движении к понятийному мышлению. Чтобы объяснить то мам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. или иное явление, надо найти его идею, понятие, то есть то постоянное и Нравственное зло идет от незнания. Сократ назвал три основные челове- устойчивое, что есть в этом явлении. ческие добродетели: умеренность, храбрость и справедливость. Таким Аристотель создает первую в истории систему логики - силлогисти- образом, он пытался найти в сознании человека такую прочную основу, ку. Центр его логики составляет учение об умозаключениях и доказа- на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной тельствах, основанных на отношениях общего и частного, для получения жизни. достоверных выводов из определенных посылок. Согласно Аристотелю Платон различает в человеке бессмертную душу и смертное, тлен- ближе всего к бытию стоит его категория сущности. Все остальные кате- ное тело. Душа по Платону состоит из двух частей: высшей и низшей. гории – качество, количество, отношение, место, время, действие, стра- Он сторонник теории переселения души. дание, состояние и обладание – соотносятся с бытием через категорию Аристотель, считая душу началом жизни, дает следующую типоло- сущности. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?». Остальные гию различных уровней души: растительный, животный и разумный. категории отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?». Таким обра- Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его зом, характеристика бытия как единства, неделимости и устойчивости разум, после смерти тела разум сливается с Космическим Разумом. остается важнейшей и у Аристотеля. Этика стоиков. Большую популярность эта школа получила в Древ- Понятие материи впервые было введено Платоном. Материя по нем Риме. Самыми популярными были Сенека, Эпиктет и Марк Авре- Платону лишена определенности и поэтому непознаваема. Явления и лий. Свою этику они строят на знаниях. Идеалом подлинно моральной вещи мира не могут стать предметом научного знания в силу их матери- жизни они считали полное безразличие. Стоики ищут добродетели не альности. ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему В более позднем диалоге Платон полагает, что материя может при- внешнему. Человеку нужно только одно – мужественно переносить уда- нять любую форму, так как она сама бесформенна, неопределенна, есть ры судьбы и не опускаться ниже человеческого достоинства. как бы возможность, а не действительность. Он отождествляет ее с про- Этика Эпикура. Наиболее популярным был Тит Лукреций Кар. Це- странством. Для того чтобы из возможности возникло что-то действи- лью человеческой жизни он считал счастье, которое можно достичь при тельное, материю должна ограничить форма, которая превращает нечто условии, если человек научится умерять свои страсти и плотские влече- в сущее. Форма, согласно Аристотелю, есть активное начало, начало ния, подчиняя их разуму. Большое внимание эпикурейцы уделяли борь- жизни и деятельности. бе с суевериями. Чтобы их рассеять, они доказывали, что душа человека Проблемы человека в древнегреческой философии. умирает вместе с телом. 6 3. Средневековая христианская философия. тящуюся о благе народа. Сущность власти он связывает с нравственно- Это продолжительный этап в истории философии, связанный с хри- стью, в частности с добром и справедливостью. Власть государя должна стианством. Хронологически этот период охватывает 5-15 века. Главное быть подчинена духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на отличие состоит в том, что движение философской мысли было прони- земле – римский Папа. Эти идеи и сегодня продолжают определять важ- зано проблемами религии. ное направление католической церкви. Философия раннего христианства называется апологетикой, как фи- лософское обоснование и защита христианства и деятельности христиан. 4. Философия эпохи Возрождения. Апологетика появилась и начала функционировать в момент становле- Это период перехода от средневековья к Новому времени хроноло- ния церкви. гически охватывает 15-17 века. Именно в эту эпоху закладываются осно- Истоками раннехристианской философии стали философия Филона вы буржуазных общественных отношений, получают развитие науки, из Александрии и греческая философия, особенно школа стоиков. меняются отношения церкви и государства. Вслед за апологетикой появляется патристика, философское учение Отличительные черты философии 15 – 16 веков: «отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был епи- 1. Ориентация на человека. скоп Августин Блаженный. Главные его философские идеи затрагивали 2. Философское учение этого периода становится антропоцентричным. проблемы бытия, движения истории и прогресса, проблему личности 3. Мировоззрение людей стало носить ярко выраженный гуманистиче- человека, его воли и разума перед лицом Бога. Для него истинная фило- ский характер. софия и истинная религия – одно и тоже. В развитии философии этого периода выделяется 2 периода: Поэтому в философском обосновании христианства от видел чело- 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям века, прежде всего в принадлежности к христианской церкви. Он рас- Нового времени. Наиболее яркими представителями этого периода сматривал два противоположных вида человеческой деятельности: «град были Лоренцио Валла, Мишель Монтень, Николло Макиавелли. земной» и «град божий». 2. Возникновение собственной философии, основным течением кото- Его сочинения «Град божий» и «Град человеческий», «Исповедь» рой была натурфилософия. Обращают на себя внимание философ- явились основой разработки схоластической философии. Схоластика – ские воззрения Николая Кузанского, Джордано Бруно и других. это христианская философия, которая господствовала в школьном пре- В 17 веке наука и ее инструмент разум стали рассматриваться как подавании и зависела от теологии. полезные инструменты созидания и преобразования мира. Ее представители стремились создать стройную систему христиан- Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый анг- ского мировоззрения, на вершине которого располагалась церковь. Наи- лийский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон. Центральной более яркими представителем этого времени был Фома Аквинский. Его частью философии Бэкона является учение о методе (метод индукции). философия начинается с категории бытия. Наряду с этим он вводит кате- Его метод увеличивает власть человека над природой, указывает крат- гории материя и форма. Аквинский полагает, что ничто материальное не чайший путь к познанию. существует без формы, которая зависит от высшей формы – бога. В раз- Как и у Бэкона, методология французского ученого и философа Ре- работке этой теории он опирался на идеалистические идеи Аристотеля. не Декарта носила антисхоластическую направленность, которая прояв- Заслуживают внимания социально-философские воззрения Аквин- лялась в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы ского. Он утверждал, что личность – это самое благородное во всей ра- власть человека над природой, а не являлись бы средством доказательст- зумной природе явление. Она характеризуется интеллектом, чувствами и ва религиозных истин. Его метод называется методом дедукции. волей. Нидерландский философ Бенедикт Спиноза различает 3 вида позна- В своем сочинении «О правлении государей» он рассматривает че- ния: чувственное, познание посредством разума и интуицию, которая ловека как социальное существо, а государство как организацию, забо- открывает истину. 7 Немецкий ученый и философ Готфрид Лейбниц все истины делит на мом и материализмом Ф. Бэкона и заканчивается скептицизмом и субъ- истины необходимые (истины разума) и истины случайные (истины фак- ективным идеализмом. То есть он отказался от сведения восприятий к та). К числу истин разума он относил понятия субстанции и бытия, внешнему миру и к духовной сущности (Богу). принципы логики и морали. Источником этих истин, по его мнению, яв- Вместе с тем он не отвергает религию, а считает необходимым со- ляется только разум человека. хранить религиозную мораль как важнейший источник человеческого общения. 5. Европейская философия 18 века. Существенное место в эпохе Просвещения играет философия вели- 18 век вошел в историю как век Просвещения. Особо ярко дух Про- кого немецкого ученого и философа Иммануила Канта. Он поставил пе- свещения проявил себя во Франции. Ярчайшей фигурой является Воль- ред собой задачу провести анализ всей предшествующей ему филосо- тер. Он приходит к пониманию философии как великого орудия разума в фии. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о су- борьбе против неразумного, отживающего в устройстве общества. Об- ществовании бога, души, свободы (вопросы теоретического разума) от щественное устройство должно обеспечить политическое и юридическое вопроса практического разума: что мы должны делать? Он показал, что равенство людей. Социальное и имущественное неравенство он рассмат- практический разум шире разума теоретического и независим от него. ривал в качестве общественного равновесия и нормального развития Кант подтвердил познаваемость природы, то есть многообразие яв- общества. Руссо, автор знаменитого произведения «Общественный дого- лений в пространстве и времени. вор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского обще- ства, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических 6. Европейская философия 19 века. прав граждан. Великим начинанием французских просветителей было Для Европы 19 век классический. Первая половина века прошла под создание энциклопедии. Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах были знаменем творчества классиков немецкого идеализма, продолжателей, атеистами. Они обосновывали свой атеизм материалистическим миро- но и критиков Канта: И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. К середине века воззрением. В центре стоит человек, которого они пытаются объяснить особенно гегельянство было подвергнуто критике с двух противополож- как часть природы, связанную с остальной природой реальными физиче- ных сторон: со стороны материализма и со стороны идеалистического скими отношениями. Материя – это строительный материал природы. иррационализма. Она вечна и обладает движением как своим свойством. Первая половина века. Каждый из названных философов создал Какова же эволюция британского эмпиризма? свою философскую систему. Вместе с тем, немецкая классическая фило- Джон Локк был сторонником эмпиризма, но придавал большое зна- софия – это единое духовное образование, которое характеризуется сле- чение и рациональной форме познания. Этот уклон проявился в его уче- дующими общими чертами: нии о трех родах познания: интуитивном, демонстративном и опытном Своеобразным пониманием роли философии в развитии мировой (чувственном). культуры. Джордж Беркли не просто опровергает материализм, он строит ори- Исследовались не только человеческая история, но и человеческая гинальную версию доказательства бытия Бога. Существует бог и сотво- сущность. ренные им души. Мир творится богом через непрерывное воздействие на Все представители относились к философии как к специальной сис- души. Бог, а не веши сами по себе, является причиной наших ощущений. теме философских категорий и идей. Ощущение – это метки, при помощи которых бог сообщает нам о своем Классическая немецкая философия разработала целостную концеп- существовании. Вещи – это устойчивые компоненты таких ощущений. цию диалектики. Их мы воспринимаем в Боге и через Бога. Все представители подчеркивают особую роль философии в разра- Центральное место в исследованиях Давида Юма занимают вопросы ботке проблем гуманизма; предприняли попытку осмыслить человече- теории познания. Его эмпиризм начинается гносеологическим оптимиз- скую жизнедеятельность. 8 Вторая половина века. Людвиг Фейербах отверг идеализм и утвер- общества. Поэтому в основе нового гуманизма входят глобальность дил антропологический материализм. мышления, любовь к справедливости и отвращение к насилию. Отсюда По этому пути, но значительно дальше, пошли К. Маркс и Ф. Эн- вытекают и новые задачи человечества. гельс. Центральной темой и главнейшей философской идеей становится По мнению теоретиков Римского клуба, этих задач ровно шесть: идея материалистического понимания истории. 1. Сохранение культурного наследия. Гегель, Фейербах и Маркс – это рационалистический вектор разви- 2. Создание мировой сверхгосударственной общности. тия европейской философии. Ему противостоял иррационализм. А. Шо- 3. Сохранение естественной среды обитания. пенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше противопоставили свой тезис: мир 4. Увеличение эффективности производства. неразумен и человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, 5. Правильное использование ресурсов природы. страх и отчаяние. 6. Развитие интеллектуальных, чувственных и телесных способностей человека. 7. Современная западная философия. Основные направления мировой философской мысли 20 века: Современная западная философия отличается от «классического 1. Феноменология этапа» рядом особенностей: 2. Экзистенциализм. Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обяза- 3. Герменевтика. тельность общественного прогресса был нанесен первый удар француз- 4. Психологическая философия. ской революцией 1879 года. Общество на поверку оказалось неразумным 5. Аналитическая философия. и нечеловечным. 6. Философия жизни. Последующие события в Европе и Америке вынудили многих фило- Религиозная философия 20 века: софов задуматься над действительными возможностями разума и усом- 1. Персонализм. Наиболее известные представители Шиллинг, Мунье, ниться в значимости просвешения для установления социальной гармо- Райт и другие. нии. 2. Неопротестантизм. Представляют данное направление Трельч, Хар- В первой мировой войне 1914 года наука продемонстрировала спо- нак, Тиллих, Бультман и другие. собность массового уничтожения человечества. 3. Неотомизм. Это направление начинается с философии следующих В 20 веке выдвигается целый ряд новых идей: религиозных философов: Маритена, Жильсона, Гвардини, Швейцера Идея изучения отдельного человека и важности ее анализа над ис- и других. следованиями больших человеческих общностей. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного пе- 8. Русская философия: основные направления и особенности ределать природу, общество и лично себя к человеку жестко обуслов- развития. ленному экономикой, политикой, религией и т.д. Особенности русской философии в 11 – 17 веках: Сознание и разум человека, общественное сознание оказываются 1. Отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в религиозное объектом манипуляции со стороны различных сил государства, партий и мировоззрение. даже иррациональных сил. 2. Характеризуется связью с мировой философией и тесно связана с Проводится идея двух непересекающихся линий человеческого зна- процессом христианизации, начало которому было положено креще- ния - научного и философского, которые имеют своим конечным про- нием Руси в 988 году. дуктом научную истину и философскую правду. 3. Ее развитие идет через развитие всей русской культуры. Как видно, новая картина мира поставила в центр истории человека. Культурное развитие человека отстало от технических возможностей 9 4. Философия была достаточно широкой и многозначной. Философские Большое значение в развитии русской философии имеет период, ко- знания Иустина, митрополита Иллариона, князя Владимира Моно- торый часто называют духовным ренессансом. Из многочисленных маха, монаха Филофея, Максима Грека и Юрия Крижанича. представителей можно отметить В. Розанова, Д. Мережковского. С. Бул- 5. гакова. Н Бердяева, С. Франка, И. Ильина, П. Флоренского, Л. Шестова, Русская философия 18 века. А. Лосева и других. В 18 веке, когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал «Святой Руси» из-за раскола церкви замещается Советская философия. новым идеалом «Великой Руси», который утверждается в национальном История философии 20 века включает в себя большой и пока мало сознании русского народа. изученный период как философия советской эпохи. В это время Россия много перенимает из западноевропейской куль- Основные этапы советской философии: туры. Философия становится свободной от религии. Наиболее видными Можно условно датировать 1922 – 1930 годами. Это время, когда представителями философского знания этого периода являются М.В. идеологические тиски уже были, но еще не сжались, и в рамках материа- Ломоносов и А.Н. Радищев. листических представлений оставалось место для дискуссий и споров. 1930 – 1953 гг. это время теоретического упадка. Ни одна из работ Русская философия 19 века (до конца 70-х годов). этого периода не выдержала испытания временем. В этот период начинается самостоятельное философское творчество 1953 – до конца 80-х гг. в России. Начало этому процессу положил Петр Яковлевич Чаадаев. Фи- лософия Чаадаева явилась предтечей западничества и славянофильства в Контрольные вопросы России. 1. Что изучает история философии? Каково ее место в системе гумани- На «русский социализм» и революционное преобразование общест- тарного знания? ва ориентировался и Н.Г. Чернышевский. 2. Чем определяется исторический тип философствования? Какие типы В конце 60-х – начале 70-х годов 19 века в России складывается ми- философствования Вы знаете? ровоззрение народничества 3. Каких философов античности Вы знаете? В чем сходство и различие Продолжателями славянофильства в 60-е – 70-е годы явились поч- между ними? венники. 4. Каких философов средневековья Вы знаете? Каковы отличительные Выдающимся мыслителем этого периода является также Л. Н. Тол- черты и особенности средневековой философии? стой. Мысли славянофилов и ф.М. Достоевского об особой роли России 5. Каковы основные темы и проблемы философии Возрождения? Каких в ее православной специфике разделял Н.Я. Данилевский. философов этой эпохи Вы знаете? 6. В чем новизна и особенности философии Нового времени?, ее ос- Русская философия конца 19 – первой половины 20 веков. новные направления и представители? К мыслителя конца 19 века следует отнести Н.Ф. Федорова, Вл. Со- 7. В чем заключаются основные идеи Просвещения? ловьева, Б.Н. Чичерина, Н.О. Лосского и др. 8. Каково место классической немецкой философии в истории филосо- Характерными особенностями философии этого периода являются: фии и культуры? Ее представители? 1. Антропоцентризм и гуманизм. 9. Каково место русской философии в мировой культуре? 2. Религиозный характер. Ее основные проблемы и представители? 3. Философия была сопряжена с развитием естествознания и техники. 10. В чем основные достижения и результаты советской философии? Ее У истоков этого периода были философские мысли Н.Ф. Федорова. наиболее видные представители? 10

Доказательство существования Бога - одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.

Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование - это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.

Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.

Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.

Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?

Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.

Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.

Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие - это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, - скажете вы, - вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.

Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению - оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то - что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей - идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона - они того стоят.

Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»

Иммануил Кант - это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».

Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.

Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».

Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.

Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

Альбер Камю: «Человек - это абсурд»

Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?

У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.

Человек - абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле - в том, чего нет.

Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.

Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.

Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.

Карл Маркс: «Вся человеческая культура - это идеология»

В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества - это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.

Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека - мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.

У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология - это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»

Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности - это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.

Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.