Все о тюнинге авто

Личность и общество, их взаимодействие. Личность и общество. Отношения личности и общества Личность и общество основные характеристики личности

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности . Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности . Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению .

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений . Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ее обособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Личность и общество

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Личность и общество
Рубрика (тематическая категория) Социология

ЛЕКЦИЯ № 8

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всœего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих ʼʼвечныхʼʼ вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Психология под личностью чаще всœего подразумевает субъект сознательной деятельности в мотивационной сфере, изучает личность в качестве устойчивой целостности. Как отмечает Г.М.Андреева: ʼʼВажно заметить, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)ʼʼ. В связи с этим главная проблема анализа личности в социальной психологии состоит в выявлении того, каким образом общество влияет на личность, какую роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда.

Социология, в отличие от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью или нет? И если да, то что из этого следует для него самого и для общества? Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности. Некоторые проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, в связи с этим граница между ними в значительной степени условна.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин ʼʼликʼʼ для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово ʼʼличностьʼʼ восходит к латинскому понятию ʼʼперсонаʼʼ, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово ʼʼличностьʼʼ связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие ʼʼжизненность, куда входят и телœесные, и духовные качества индивидаʼʼ.

На данный момент выделяют четыре теории личности:

1. Биологизаторская - по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

2. Социологизаторская - личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта͵ биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

3. Психоаналитическая теория Фрейда - личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.

Фрейд очертил следующую структуру личности:

а) ʼʼИдʼʼ (ʼʼоноʼʼ) - бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.

б) ʼʼЭгоʼʼ (ʼʼЯʼʼ) - это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.

в) ʼʼСуперэгоʼʼ - осознание человеком норм и правил общества.

Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

4. Идоническая теория Г. Юнга - личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определœенные действия то или иное вознаграждение.

Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах.

Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как ʼʼстановление личностиʼʼ из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.

Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.

Первый этап - человек.

Можно сказать ʼʼродился человекʼʼ, подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определœенных особенностей. Человек - это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.

Второй этап - индивид.

Индивид - это конкретный представитель человеческого рода.

Третий этап - индивидуальность.

Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. Учитывая зависимость отэтих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).

И, наконец, четвертый этап - личность.

Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.

Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, ᴛ.ᴇ. приобретается определœенный социальный опыт.

Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

1. Биологическая наследственность - она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

2. Физическое окружение - означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата͵ географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

3. Культура общества - ᴛ.ᴇ. каждое общество дает всœем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

4. Групповой опыт - в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный ʼʼЯ – образʼʼ, который появляется в результате оценок окружающих.

5. Индивидуальный опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

ОБЩЕСТВО. В широком смысле, общество - ϶ᴛᴏ обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединœенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые бывают удовлетворены лучше всœего только собственными их действиями.

Общество:

1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).

2. Круг людей, объединœенных общностью целœей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).

3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).

4. Человечество в целом.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. По этой причине основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Экономическая сфера - ϶ᴛᴏ хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.

Социальная сфера - ϶ᴛᴏ возникновение и взаимодействие людей друг с другом.

Политическая сфера - ϶ᴛᴏ область взаимодействия людей по поводу власти и подчинœения.

Духовная сфера - ϶ᴛᴏ область создания и освоения духовных блаᴦ.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. По этой причине понятие ʼʼчеловекʼʼ, которым определяется телœесно-духовное социальное существо, шире понятия ʼʼличностьʼʼ.

Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность - ϶ᴛᴏ субъект деятельности, имеющий определœенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта͵ чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет свободно подчинить свое ʼʼЯʼʼ нравственному закону.

Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.

Здесь можно предположить два существенных положения:

Результат деятельности людей - ϶ᴛᴏ развитие всœего общества в целом.

В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.

Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:

преобразование природной и социальной среды обитания,

выход за рамки опыта͵ целœеполагание, целœесообразность.

Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:

Средства достижения цели

Действия, направленные на достижение цели

Результат.

Потребности человека:

Биологические (самосохранение, дыхание),

Социальные (общение, самореализация, общественное признание),

Идеальные (в знаниях, в искусстве).

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ. В предыдущем пункте мы уже затронули данный вопрос. Мне хотелось бы более обширнее осветить его, т.к. ʼʼличность и индивид являются противоположными как по объёму, так и по содержанию. В понятии ʼʼиндивидаʼʼ не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, в связи с этим по одержанию оно является очень бедным, зато по объёму оно в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. Личность - это понятие весьма богатое по содержанию, включающая не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человекаʼʼ. [В. И. Лавринœенко, стр.
Размещено на реф.рф
483].

Прежде всœего, возникает вопрос, - когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин ʼʼличностьʼʼ не применим, хотя всœе люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним принято понимать то, что в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлелась вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и др.

Уже в животе у матери ребенок чувствует. Мать вступает в отношения с ним, соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. У него развивается нервная система, и эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света͵ направляемого на живот матери. Позднее возникает орган вкуса, эмбрион начинает слышать громкие крики, ʼʼпугаетсяʼʼ, ʼʼсердитсяʼʼ, реагирует на слова и ласки, на настроение матери. Иными словами, многие предпосылки личностного развития закладываются уже во внутриутробном периоде.

ʼʼКризис рожденияʼʼ имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.

Следовательно, новорожденный уже является яркой индивидуальностью, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир.
Размещено на реф.рф
Плачем и криком ребенок дает знать о своих неудовлетворенных потребностях. Индивидуальность ребенка нарастает к двухлетнему возрасту, в котором повышается интерес к миру и освоению собственного ʼʼЯʼʼ. Именно в данный период и проявляются первые черты личностного поведения, когда ребенок попадает в ситуации свободного выбора.

Дальнейшее развитие личности связано с ʼʼпрохождениемʼʼ других возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха - всё это формирует личность. На жизненном пути возможны взлеты и падения, рубежами в жизни становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной, рождение детей и т.д.

Итак, становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что принято называть социализацией.

Бердяев И.А. писал: ʼʼКак образ и подобия Бога человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не должна быть частью чего-то...ʼʼ [Бердяев И.А., с. 21]. При этом трудно согласиться с его высказыванием, так как оно приводит к отрицанию социального характера и социальной обусловленности личности.

Сила воли и сила духа личности, её нравственная доброта и чистота не могут реализовываться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определœенных социальных условиях. Поступки человека являются важнейшим фактором, характеризующим личность - это не слова, а дела человека, и даже в священном писании не случайно говорится о воздаянии ʼʼкаждому по делам егоʼʼ. И когда дело доходит до реальных поступков человек понимает, как трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, честным, принципиальным.

ʼʼИ если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всœего, в своих поступках, а это всœегда тяжелое бремяʼʼ.

ВИДЫ И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ. В учебнике ʼʼФилософияʼʼ под редакцией доктора философских наук В.П. Кохановского выделяются три вида личности и четыре типа личности, подробнее которые я хочу раскрыть.

Итак, выделяют физическую, социальную и духовную личности.

Физическая личность или физическое Я - это тело, или, телœесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телœесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый ʼʼпредметʼʼ для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда - украшения его быта͵ коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть ʼʼцелый мир, рождающийся и умирающий вместе с нимʼʼ.

Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всœецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет возрастать. По этому поводу Т. Карлейль говорил: ʼʼПриравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоихʼʼ.

И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего ʼʼЯʼʼ, на котором всœе и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определœенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается путем образования или подражания даже лучшим примером.

Зачастую духовность не только ʼʼдержитʼʼ личность, но и является высшим благом, верховной целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей жизнью. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке, как ʼʼмыслящем тростникеʼʼ подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров, когда интенсивная духовная жизнь была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей.

Выделœение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер.
Размещено на реф.рф
Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем телœе и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания, возраст и прочее могут изменить структуру личности, привести к своеобразному её ʼʼрасщеплениюʼʼ или деградации.

Также, выделяют несколько крупных социальных типов личности:

Первый тип – ʼʼдеятелиʼʼ. К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры и т.д. Стоит сказать, что для них главное - активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Οʜᴎ живут работой, находя в данном высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях была всœегда - эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист Лука приводил слова Христа: ʼʼЖатвы много, а делателœей малоʼʼ.

Второй тип - мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всœегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в какой-то мере, мужества. По этой причине судьбы многих выдающихся мыслителœей прошлого и настоящего трагичны, т.к. ʼʼникакой пророк не принимается в своем Отечествеʼʼ.

Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как ʼʼтрещина мираʼʼ (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всœего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, к примеру, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его велики современник А, Блок слышал ʼʼмузыкуʼʼ революции задолго до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.

Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, к примеру, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего.

А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, к примеру, море живет, радуется, грустит.

Действительно, данный тип личности творит чудеса.

Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телœесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всœему живому, в активном деянии. Οʜᴎ сделали делом своей жизни милосœердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователœей в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста͵ пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков.

Каждый знает, что Иисус Христос, не знал всœех людей, но знал, что они веруют, был распят во имя человечества, жертвуя собой.

Евангельская заповедь: ʼʼВозлюби ближнего своего, как самого себяʼʼ, находит в их деятельности непосредственное воплощение. ʼʼСпешите делать доброʼʼ, - данный жизненный девиз русского врача - гуманиста XI века Ф. П. Гааза символизирует степень таких личностей.

В современном обществе встречаются всœе четыре типа личности либо с определœенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя какую-то частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что определœенный человек не относится ни к одному из типов, это неправильно, ведь, возможно в каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, чувственный, гуманист и подвижник.

СВОБОДА И ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Свобода - это одна из базовых философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.

Философия свободы человека была предметом размышления многих философов и ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др.

К примеру, французский экзистенциалист Ж. П. Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. ʼʼБыть свободным, - писал он, - значит быть проклятым для бытия – свободыʼʼ. Его же знаменитое выражение: ʼʼМы приговорены к свободеʼʼ. Согласно Сартру, человек находится в определœенной ситуации, в рамках которой он должен сделать соответствующий выбор.
Размещено на реф.рф
Всякого рода принуждение извне не может отменить свободу человека, ибо он всœегда имеет поле возможностей для своего выбора. Для Сартра свобода есть абсолютная ценность.

Филологи полагают, что термин ʼʼсвободаʼʼ восходит к санскритскому корню, означающему ʼʼлюбимыйʼʼ. ʼʼЖиви свободно или умриʼʼ - так звучит девиз американского штата Нью-Хемпшир, в котором заключено достаточно глубокое содержание.

Существенной характеристикой свободы является и внутренняя определœенность. Ф. М. Достоевский, верно, заметил по этому поводу: ʼʼЧеловеку нужно одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила, и к чему бы не привелаʼʼ. Человек не примет никакое общественное устройство, в случае если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу для её реализации.

Выделяют несколько моделœей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов.

В первую очередь, чаще всœего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целœей любой ценой. Но это очень сложный и опасный путь, он чреват тем, что человек может утратить всœе другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство.

Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой ʼʼмирʼʼ, чтобы там обрести способ свободной самореализации.

В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинœение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности и общества в обретении свободы, что находит выражение в странах с развитыми формами демократии. В случае если раньше свобода воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства, то к серединœе XX века стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Суть дела в том, что государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.

В 1789 году Национальное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашалось, что ʼʼцелью всякого политического союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетениюʼʼ. Особо нужно подчеркнуть, что права человека возникают при его рождении, а не являются неким подарком. Более того, даже плод в утробе матери обладает уже рядом человеческих прав, находится под защитой закона, а в религиозной этике, уже в момент зачатия человеческая плоть становится священной, а её уничтожение (аборт) воспринимается как убийство.

Хотелось бы рассмотреть вопрос о ценности человека. Нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и несводимо к ʼʼполезностиʼʼ человека для общества. Попытки делить человека на ʼʼнужныхʼʼ и ʼʼненужныхʼʼ порочны по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности, в принципе, выше того, что говорит или делает данный человек. Её нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Ценность человека несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей, человек не должна быть сведен к сумме этого наследства.

Выделяют две концепции ответственности: классическую и неклассическую.

Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным и свободным. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве ʼʼвинтикаʼʼ. Наконец, он должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности - этика поступка; если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику можно назвать этикой конструктивности, ᴛ.ᴇ. субъект конструктирует свои действия, характер действий изначально не задан.

Неклассическая концепция ответственности состоит в том, что субъект выступает участником группы, где из-за разделœения функций в принципе невозможно предусмотреть своих действий. Здесь классическая концепция теряет свою применимость, ведь субъект действия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Несмотря на всœе неопределœенности, субъект решает задачу правильной организации дела, управления ходом его осуществления; ответственность связана теперь с нормами и функциями демократического общества, а не с абсолютной свободой человека.

Классической концепции соответствует понятие свободы субъекта. Неклассическая концепция ответственности имеет своей параллельно свободное общество с требованиями, с которыми приходится считаться каждому.

Неклассическая концепция насыщена проблемными аспектами. Одна из проблем - проблема разделœения ответственности. Представьте, что группа людей делает общее дело. Необходимо при этом определить степень ответственности каждого субъекта действия. Многие ученые ломают себе голову, они понимают, что в современном обществе нельзя экономить усилия на развитие актуальной ответственности.

На рубеже XX - XXI веков мир вступил в полосу удивительного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека нуждаються в значительной коррекции. Прогнозируют усиление явлений нестабильности многих физических и биологических процессов, рост феномена непредсказуемости социальных и психологических явлений.

В этих условиях быть личностью - не благое пожелание, а требование развития человека и человечества. Брать на себя груз личности и общечеловеческих проблем - единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА. Факты свидетельствуют, что социальное пространство для многих наших современников является разорванным, антигуманным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности.

Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. - это вопрос о смысле человеческого существования, о ценности каждой человеческой жизни. Реальность такова: всœе более углубляется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве между уровнем постоянно растущих потребностей личности на достойную жизнь, самореализацию своих жизненных сил и ограниченными возможностями их реализации в пределах существующего социального пространства.

Углубление, этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и отчаяния, к укреплению ложных ценностей в ее духовном смысле, что и является в конечном счете причиной преждевременной ее гибели или ассоциативного поведения. Миллионы людей во всœем мире не испытывают удовлетворения от прожитой жизни, так как не смогли найти своего места в ней, и всœе их силы были затрачены на зарабатывание денеᴦ. В результате теряется смысл человеческого существования.

Углубление противоречия между личностью и обществом - одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе еще большие возможности нарастания социальных взрывов и катастроф.

Поиск путей защиты жизненных сил человека, его чести и достоинства - одна из кардинальных проблем, которая стоит сегодня перед человечеством. От ее решения во многом зависят темпы социального прогресса, ценности и духовные принципы будущего.

Есть много способов защищать личность в современном мире, поднять ее человеческое достоинство. Но еще больше существует возможность унизить, растоптать ее права, лишить смысла существования, а иногда и самого главного - права на жизнь.

Итак, как обеспечить защиту и более полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всœего средствами науки, инновационных методов?

Понятие ʼʼличностиʼʼ отражает целостность человека в единстве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

При этом очень важно подчеркнуть, что личность - не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специфичной форме исходя из наличного творческого потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Нельзя в данном смысле не согласиться с Л.П. Буевой, которая сетует, что одностороннее рассмотрение детерминированности человека объективными показателями по сей день нередко выглядит как ʼʼзапрограммированностьʼʼ человека бытием, почти не оставляющим места ʼʼдля свободного саморазвития, самореализации личностного потенциалаʼʼ. Разделяем мнение тех исследователœей, которые считают, что подход, ориентированный на целостность личности, понимаемую как единство биологического и социального, сегодня недооценивается как в теории, так и практике социального управления.

Из понятия личности выпадают такие категории, как ʼʼхарактерʼʼ, ʼʼтемпераментʼʼ, ʼʼиндивидуальностьʼʼ, не включаются эмоциональные черты человека, его природные задатки и врожденные свойства, на базе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, которые при оптимальном саморазвитии и являются тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, которые не только не снижаются в современном мире, но и продолжают возрастать. И тем не менее сильные личности, творчески одаренные, не только принимают эти удары на себя, но и успешно отражают их, облагораживая социальное пространство для других, которые становятся жертвами обстоятельств, плывут по воле волн, не ʼʼделают свою судьбуʼʼ за счёт напряжения воли, самореализации в профессиональном труде, утверждении высоких ценностей жизни и смысла человеческого существования.

Мир хрупок для всœех личностей, но наиболее незащищенными в нем являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельствуют, что выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека.

В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творческими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадлежала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность этих творческих потенциалов, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу мировому сообществу, национальным интересам своих стран. Для этого необходима иная философия и современная культура человеческого сообщества; одаренность, талантливость незаменимы нигде: ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности; они - не предмет зависти, тщеславия, подавления и разрушения, а общенациональное, общецивилизационное достояние. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всœего общества, его политики, проектов и программ. Принцип современного сообщества людей, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, - предоставить всœем личностям, пришедшим в мир, равные социальные условия на старте для самореализации, дать многообразный спектр жизненных выборов, профессиональных в т.ч. способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами.

Сегодня пирамида социального устройства перевернута. Нередко, образно говоря, обществом управляют люди, которые должны были бы управлять автобусом, а те, которые могли бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто оказываются не у дел.

Философия ʼʼмаленького человекаʼʼ, способного на всœе если создать ему условия и дать роль или функцию, себя исчерпала. Она завела цивилизацию в тупик, в никуда.

Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только нецелœесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественны

Личность и общество - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Личность и общество" 2017, 2018.

Слово «личность» отсылает к внешнему облику, социальной роли, которую играет человек в обществе. В немецком, английском, французском языках «личность» означает лицо, особу человека. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова личность характеризуется как человеческое Я, как индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и психологических свойств. В значении слова «личность» можно выделить два аспекта: во-первых, несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет; во-вторых, социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям.

Можно привести список наиболее важных критериев личности:

  • 1) индивидуальность;
  • 2) интегральность;
  • 3) ответственность;
  • 4) субъективность;
  • 5) генетическое наследие, социальный опыт и жизненная биография.

Античное понимание личности отражает социальную природу человека, который, подобно актеру, играет в обществе ту или иную роль. У римлян слово persona употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции (главы семьи, царя, судьи и т.д.). Личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.

В христианской традиции человек интерпретируется как деформированное первородным грехом «подобие» личности Бога. Перво- личностыо был Бог, являющийся образцом подражания. В эпоху Возрождения личность квалифицируется как свободный, самодостаточный индивид, обладающий самосознанием, стремлением к самореализации. В немецкой классической философии под личностью понимается индивид, наделенный разумом, стремлением к свободе и подчиняющий себя нравственному закону. В марксизме личность определяется как устойчивая система социально значимых способностей. Роль превращается в призвание, миссию, срастаясь с личностью. В частности, миссия пролетариата заключается как в уничтожении буржуазии, так и самоупразднении. В современной философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтеграции, саморефлексии, протекающей в рамках общения Я с Другим.

Понятие личности начинает играть особо важную роль, когда оно дополняется качеством индивидуальности. Раньше слово «индивидуум» означало примерно то же, что означает слово «особь» применительно к тому или иному живому существу. В современном смысле понятие индивидуальности развивалось в эпоху Возрождения и имело своей почвой становление рыночных отношений, в которые человек втягивался как отдельный товаропроизводитель, конкурирующий с другими. Очень важным является также понятие автономности - независимости, которое является продуктом философии нового времени и выражением самостоятельности человека, освобождающегося от гнета религиозных традиций. Именно благодаря разуму человек может существовать как индивидуальность и вместе с тем вступать в нравственные отношения с другими людьми. В частности, понятие долга объясняло, каким образом индивидуум, принуждаемый экономикой к эгоистическому поведению, оставался тем не менее моральным существом. В современном обществе проблемой оказался поиск идентичности в возрастающем многообразии жизненных практик, гармонии индивидуализации и унификации в жизненном процессе.

Понятие Я использовалось в трансцендентальной философии, где Я было синонимом универсального субъекта, а другой - объектом присвоения. Новая проблематизация личности вызвана развитием этноме- тодологии и культурной антропологии, которые оперируют понятием чужого. Отсюда в философии другое понимаются как нечто чуждое, которое живет не только вовне, но и внутри личности, обеспечивая тем самым возможность ее самоизменения.

Реализация человека связана с теми возможностями, которые предоставляет ему социальная система. Человек может осуществить свободный выбор, но одно дело выбирать между жертвой или палачом, и совсем другое - выбирать между разнообразием профессий, позиций и действий, которые предоставляются человеку в высокоразвитом демократическом обществе. Личность в философии исследуется в поисках смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к свободным поступкам. В социологической литературе принят ролевой подход к определению личности. В той или иной общественной структуре человек играет роль, предписываемую институтами. Быть отцом или руководителем предприятия - значит выполнять определенные требования и вести себя соответственно общепринятым представлениям об отце или руководителе. Ролевой подход следует расценивать не как окончательный ответ на вопрос о загадке человека, а как рабочее определение, схватывающее особенности нашего существования.

Каждый из нас, будучи неповторимым и уникальным существом, участвует в жизни как общественно полезная личность. Исполнение общественных ролей не превращает автоматически человека в винтик или функцию социальной системы. В отличие от актерской игры исполнение социальной роли является тем, что называют жизнью. Поэтому свои человеческие качества, чувства, переживания, надежды люди связывают с добросовестным исполнением своих ролей. При этом правила таковы, что они могут исполняться каждым по-своему. Свобода определяется не только выбором между долгом и желанием, но и способами применения формальных правил к конкретным обстоятельствам. Социологическое понятие личности оказывается полезным при объяснении социальной динамики, возможности движения по социальной лестнице. Раньше оно было затруднено множеством сословных и социальных перегородок. Современное общество стимулирует развитие не только внутри группы, но и переход из одного слоя в другой. Важнейшим фактором социальной мобильности при этом выступает образование.

Понятие личности в психологии обозначает существование человека как члена общества, представителя определенной социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в строгом смысле не являются синонимами, ибо означают различные уровни организации субъективной реальности человека. В теории Л. С. Выготского акцентировано неприродное, историческое начало в человеке. Личность не врожденное состояние, она возникает в результате культурного развития. Согласно Л.Я. Леонтьеву, личность - это такое качество, которое приобретается в обществе, в отношениях с другими людьми.

Если в философии центром личности считалось сознание, отождествляемое с разумом, который, наподобие хозяина, управлял психическими аффектами и телесными желаниями, то в психоанализе были выявлены глубинные пласты личности. С одной стороны, над ней довлеет общественное надсознательное - социальные и моральные нормы, которые Фрейд, основатель психоанализа, называл Сверх-Я. С другой стороны, человек испытывает давление чувственно-телесных желаний (их систему Фрейд называет Оно), которые разум стремится подавить, но в результате добивается лишь «вытеснения» их в подсознание. В результате поведение человека оказывается настолько сложным, что это дало повод говорить о «невротической личности XX столетия».

Два взаимоопределяемые понятия.

Формы человеческой деятельности и жизни - образование, отделившееся от природы. Личность - часть общества. От природы - разумные силы общественного образования - движение общества, регуляция, управление, осознанная воля. Законы, придуманные людьми и отвечающие их потребностям.

Благодаря деятельности людей предметы, которые охвачены практической деятельностью людей, становятся частью социального мира . Люди формируют содержание и объем общества . Даже в классовом обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы , цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей. Политика состоит в том, чтобы их найти. Разделение функций - общество и человек. Благодаря современному общесту, человек лишен необходимости обладать всеми жизневажными навыками, а может развивать свою специальность. ЖЕЛАНИЕ ЛИЧНОСТИ ИЗМЕНИТЬ ОБЩЕСТВО - Маркс считает, что это в природе можно найти способы и формы.

Длительность становления общества. Труд, взаимодействие людей, материальный процесс - путь к оформлению общества. Общественные отношения - производственные, культурные, родственные. Общество и природа - взаимодействие и воздействие. Глобальная, а теперь и космическое воздействие.

Закономерное развитие и изменение - прогресс. Основная тенденция общества - усилие преобразущей роли деятельности людей. Совершенствование общественных отношений. Повышение степени организованности общества. Возрастание роли общественного сознания, политического и правового сознания .

Человек - продукт общества, природное существо, субъект культуры, раб Божий, тварь Божья - всегда привязан к чему-то большему. Понятие «Человек» отражает общеродовые черты, его биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться. «Индивид» - единичный представитель человечества. Личность - единство общественного, особенного (национального) и отдельного . Целость осуществляется в обществе - оно предлагает личности общение и действие многообразные пути самореализации (общение и действие). Социальные качества проявляются в общении и действии - можно судить о нравственном облике личности - по плодам узнаете его. В общ практике реализуются индивидуальные черты личности. Общество старается корректировать поведение личности, воздействовать. Личность в процессе развития проходит через стадии инициации - система образования, труда и т.д. Индивидуальное развитие проходит несколько возрастов. Биологический возраст. Социальный возраст. Психический возраст. Общество должно вести работу по формированию условий развития личности - общая выработка критериев, законов, возникновение идеалов, мифологий. Модели личности, приемлемые в данном обществе (КИНО).

Свой субъективный возраст - своя точка отсчета - взглянуть на себя другими глазами. Общество исследует личности во всем многообразии его аспектов - биология, социология, психология.

Личность - самосознание своей воли, своего сознания. Программа развития личности, знание смысла жизни. Направленность на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Существование уникальности. Биологическая неповторимость. Богатство индивидуальностей гарантирует богатство всякого общества.

Парадокс - общество требует определенной унификации личностей, равенство перед законами, но само существование общества как прогрессирующего линейного механизма зависит от тех, кто выделяется. «Хулиганы двигают историю».

Сочетание непроницаемости во внешнем мире - гарант сохранения личности, но и зависимость от социального фактора. Виды проявления во внешнем мире: биологический, предметный и социальный. Активно проявлять себя во внешнем мире - вот, что требуется от человека. Активность социальных проявлений . Смена ролей в жизни индивида - имидж, социальное поведение, поведение в различных ситуациях - транспорт, семья, работа.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления. Высшее проявление своеобразной личности. Глубокое познание человека через его индивидуальность - только!! Индивидуальность - гарант целостности субъекта. Отличие одной индивидуальности происходит на одном уровне - выделение систематизирующего фактора . Самобытность конкретного индивида. Индивидуальность приобретает самостоятельность прежде всего благодаря той роли, которую индивид играет в обществе.

Понятие индивидуальности снижает биологический фактор в человеке, его принадлежность к родовому. Хотя есть и понятие биологической индивидуальности - облик, отпечатки пальцев.

Образ Я - формируется у личности. Совесть - формируется регулирующее сознание по отношению к образу Я. Моральный образ личности . Есть результат работы над личностью, борьбы с самим собой. Переработка личности. Выработатка социальных качеств - идеи, ценности, интересы. В зависимости от уровня знаний, способности регулировать свой труд индивид занимает определенное положение в обществе. Активность в социальных отношениях - у многих она ограничена трудом. Личность - есть больше чем домашний человек - историческая личность. Понятие мировоззрения . Личность характеризуется сложным богатым духовным миром. Индивидуально интерпретированный, насыщенный личными эмоциями, осмысленный в диалоге с обществом . Сложная система переработки внешнего мира. Чем выше уровень эмоциональности, творческого подхода к жизни, тем полнее мир личности, тем богаче ее внутренний мир. Внутренний мир личности - нравственная ориентация. Социальный вклад человека . Мировоззрения отдельных людей становятся идеологией общества.

Нет заготовленных и априорных способ существования человека - индивидуальность ищет свой путь, свой религиозный и карьерный путь. В этом выборе проявляется уникальность личности. Индивидуальная самостоятельность. Выбрать свой путь в закрученной инфраструктуре сегодняшней жизни - трудное протиборство . Современная жизнь, к сожалению, ставит вопрос о праве человека на индивидуальную жизнь, о возможности личной жизни - западный деловой мир .

Необходимость постоянного изменения, коррекции - принятия решений - коренное изменение себя. Перестройка всей системы Я. Обретение нового Я . Но только в рамках устойчивости личности. Поворотные пункты судьбы. Иногда перед поворотом - невозможность жить по-прежнему. Необходимость оградить личность от разрушения. Ощущение полной утраты себя. Но затем - обретение себя. Творческое созидание нового Я. И в этом пути личность встречают: быстрая адаптация, шаблон выхода из кризиса, или стагнация, застой, пессимизм, агрессия, деградация. Лучшая личность - умение адаптироваться , изменяемость в круговороте общественных перемен. Чтобы оставаться самим собой, нужно изменяться .

Развитие личности по моделям, выработанными историей человечества. И индивидуальное развитие. Стереотипы поведения. Сложное поступательное развитие личности. От ребенка до совершенства. От неважности к важному итогу. Нравственное созревание - формирование ответственности, долга, религиозных убеждений, освоение принципов общества.

В процессе развития возникает понимания смысла жизни - место в жизни, личностная потребность, путь самовыражения, притязания и потребности, способ профессиональной и нравственной реализованности. Ужас - утрата смысла жизни - распад личности.

Личность: ролевая классификация, эмоциональная классификация, чувственная классификация (коммуникальбельная, честолюбивый, рефлексивный, героическая, гедонистическая, интеллектульный, эстетствующий, романтический, альтруистический - определяется круг повседневных интересов, стиль общения - склад характера - ведущая характеристика, ориентация характера), интроверты/экстроверты, циклоиды(«грусть-веселость»)/шизоиды («возбудимость-холодность»).

Фома выступает в защиту свободной воли и пытается доказать, что характерной особенностью человека является свобода . В своей практической деятельности человеческая личность руководствуется вытекающими из интеллекта суждениями, благодаря которым она может производить выбор . Т.е. он провозглашает примат интеллекта над волей . Но Аквинат признает, что иногда воля может выполнять по отношению к интеллекту функцию производящей причины, побуждая его к познанию. Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать в соответствии с моральными добродетелями, поскольку он обладает способностью выбирать между плохим и хорошим. Но свобода воли существует лишь тогда, когда ее поддерживает Бог. Таким образом творец, а не человек, вызывает стремление поступить так, а не иначе.

В целях самосохранения был создан культ предков, семьи, религии, погребения, тотема. Формируется понятие аморального - то, что вне культа, вне законов культа. То, что не соответствует прошлому. Оскорбительно - для стариков, для старцев. Алкивиад. Снискать расположение магической силы - религиозность искусства. Культ - вне сомнения сердцевина жизни первобытным племен. Связь с религиозной жизнью, с бытом, с бытовыми мотивами. Священное начало культуры - есть теории возвращения этого ощущения. Современность - колебание культуры от минимализации и максимализации. Любая сторона культа эхом отражается в сегодняшних функциях культуры: религия - зачатки искусства - сексуальная культура. Обряд - есть зачатки социальной жизни, посвящение в социальную жизнь. Цивилизация - культура умения, техники; культура, искусство - культура воспитания.

Культура - то бытовое, что превратилось в обычай, традицию. Обязательно для всех цивилизованных людей. В культе отсутсвует произвол - это единственное не стихийное и структурированное, стандартизированное образование первобытности. То, что передается из уст в уста - жрецы, роды, неписьменная культура, священное слово. То, что не произносится - имя Бога. Выражение коллективной воли. Общественное благо, ценность. Регулирование социальной, семейной и трудовой жизни. Цивилизованные, образованные люди - жрецы, левиты, священники. Реализация предписаний - понятие божества, высшего разума. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - культура, философия жизни. Обряд - есть объяснение целей жизни. Воспитательная функция. Совместное сопереживание участниками одного явления - соборность искусства, театр. Причастность к сообществу - обряд ПОСВЯЩЕНИЯ , другие - не знают, другие некультурные. Активизирование социальной памяти .

Потребность рода фиксировать опыт социальной жизни - передавать знания из поколения в поколение. Нарастание значения сферы гражданскости . Обряд - метод совершенствования .

Индивидуализация жизни людей, рост инициативы и изобретательности. Индивидуальность в общественном. Значение личности повышается с повышением содержания культурно-исторической жизни.

Культура - это мир социальной психологии (совокупность эмоциональных состояний, переживаний и обрядов, мировоззрения, ритуалы, традиции). - замена религиозной догматической совокупности культов. Принятые в обществе обряды, трудовые отношения. Привязанность к определенному образу жизни и соц-экон стандартам. Поведение в общественной группе. Эмоциональные отношения к другим группам. Различные общества - различное поведение. Принятые в среде единомышленников принципы поведения. Также классы.

Аристотель называл человека политическим животным, то есть живущем в государстве (политике), в обществе.

Фергюсон писал, что «Человечество следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека-лишь единичное проявление чувств и мыслей приобретенных им в связи с его родом и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ , а не отдельных людей» - позитивизм

Права человека - толерантность, взаимоуважение. Возможности социальные. Включенность в социальную жизнь - путь Америки и Европы. Привлечение асоциалов к социальности. Разомкнутость классов. Массовое общество - общедоступные ресурсы. Основы социальной психологии зарождались в культе, обряде. Включение индивидуальных переживаний в социальные формы - вот что требовал культ. Таким образом происходила своего рода социология, перенос субъективных ощущений в социальные формы.

Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного блага перед индивидуальным, деятельной жизни перед созерцательной, самоусовершенствования личности перед самоудовлетворением. Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстрастная созерцательность, душевная безмятежность, самоуспокоенность, самоограничение или же стремление к индивидуальному наслаждению, они не выдерживают критики, если только подойти к этой жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения . И тогда окажется, что все эти "гармонизирующие душу" блага есть не более чем средства малодушного бегства от жизни с ее треволнениями, искушениями и антагонизмами и что никак не могут служить основой для того подлинного душевного здоровья, активности и мужества, которые позволяют противостоять ударам судьбы, преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг, полноценно и общественно значимо действовать в этом мире.

И здесь важно отметить то значение, которое Бэкон придавал альтруистическому началу в человеке: добрые дела связывают людей теснее, чем долг .

Социальные формы своей основой уходят в биологические и они должны оставаться такими.

Ряд врожденных влечений, природы - и это любая психология учитывает (но есть пуританские общества). Эти влечения проявляются и в групповом поведении (стадный инстинкт, маньяки, беспорядки, паники, митинги, анархия, самосуд). Пробуждение массового бессознательного в обществе. Ожидание конца света, прихода Антихриста. Любовь к родной земле массовый героизм (а это уже социальные инстинкты). Есть также культурные инстинкты. Культура постоянно плодит адекватные времени инстинкты. Страх перед головом - закупки. Самосохранение - национальные конфликты. Инстинкты - Классовая борьба, классовая солидарность, элитарная солидарность, кастовая неприязнь к вышестоящим и нижестоящим, сословная обособленность, снобизм, ненависть к культуре и т.д. Фетишизация общества - рыцари, люди культуры и т.д. Переплетение рационального и иррационального больших масс людей.

Общественное сознание выражается в таких вещах: наука, искусство, право, религия, нравственность, закон, философия. Институты, соответствующие этих основам цивилизации. Война идей. Мир ценностей - постоянно обновляющийся. Мотивы поведения - духовные критерии, обязанности, предписания. Долг.

Формируются общественные идеалы, которые не знакомы низшим уровням цивилизации - блатворительность, патриотизм, веротерпимость, Президент, Правительство, пособие по безработице, глобальный гуманизм, Гандизм и т.д.

Система общегуманных ценностей. Демократическое общество. Объединение стран, экономические союзы. Диалог культур. Культурные нормы нации, религии.

Юнг - термин «коллективно-бессознательное», «образ души», «эго» /интеграция Я, «масок», «теней»/. «Маска» - социальная роль. «Тень» - темные стороны души. «Образ души» - соединяет созн и бессо в снах, грезах. Архетипы.

Процес становления личности - интеграция архетипов, борьба с маленькими личностями. Шизофрения - расщепление личности. Неасилие в воспитании - нельзя нарушать архетипические соответствия.

Гипноз, медитация - потеря связи с миром и коррекция его.

Фромм - наряду с сексуальными комплексами - есть и социальные комплексы, агрессия, деструктивность. Конфликт с обществом - детство. Вымещается в дегуманизации личности, агрессии, обезличивании. Межличностное общение.

Война всех против всех /Гоббс/. По мнению Гоббса таким правилом становится естесвенный закон , основанный на разуме, при помощи которого каждый приписывает себе воздержание от всего того, что, по его мнению, может оказаться вредным ему.

Общество - есть преодоление биологической ненависти к обществу.

Как общество меняет личность - Начало общественного сознания- и рождение личности в Греции. Проблемы личного сознания и личной судьбы (Эдип) - общественное сознание возникает тогда когда общество становится совокупностью личностью. Меняется религия - как следствие появляются формы индивидуалистического веры - дионисийство, христианство.

37. Личность и общество, их взаимодействие

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего,особенного, единичного. Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности.

Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). Процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

38. Человек, индивид, личность

Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.

В настоящее время сущ 2 концепции личности:1) личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и 2) личность как его сущностная характеристика.

Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Вторая - Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личность - всегда общественно развитый человек. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Характер означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел биологически неповторим. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое.

Необходимость и свобода. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл в способности выбирать, принимать решения.

С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. Свобода есть осознанная необходимость.

39. Наука в системе духовной культуры общества

История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:

Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом, ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).

Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.

6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

40. Законы диалектики

1. закон единства и борьбы противоположностей;

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество –

1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов

3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

3. закон отрицания отрицания

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).