Все о тюнинге авто

Классный час на тему «Добро и зло. Этическая беседа для начальных классов «Что такое хорошо и что такое плохо? Добро и зло Беседа что добро и зло

Цели и задачи:

Воспитание этических норм поведения, чувств добра и сострадания, любви и милосердия;

Мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния.

Учитель должен заранее подготовить стихи, используемые в данном сценарии.

Описание классного часа

Ситуация «Что есть добро и зло?»

Учитель : Ребята, сегодня мне хотелось бы с вами поговорить на очень интересную тему «Что такое «добро» и «зло»? Как вы это понимаете?

В истории человечества этот вопрос обсуждается уже сотни лет. Битва между добром и злом, нравственным и безнравственным идет везде, где есть хотя бы два живых существа. Полемика между благопристойностью и безнравственностью, жертвенностью и эгоизмом, добрососедством и ненавистью идет между людьми разных стран и народов.

Все мы сталкиваемся в жизни с этой битвой и стремимся делать все от нас зависящее для торжества добра, совершать добрые дела, поступки, связанные с милосердием и благотворительностью. Что справедливо и что несправедливо? Что есть добро и зло?

Мы живем в такое время, когда нелегко ответить на эти вопросы. Поведение, рассматриваемое как неприемлемое одной группой людей, может казаться прекрасным другой. Вчерашние запреты могут вызывать удивление в сегодняшней повседневной деятельности. Вероятно, нет универсально одобренной модели справедливости и несправедливости. Чтобы вести праведную, полную смысла жизнь, мы должны уметь различать добро и зло, выбрать систему ценностей, направляющую наше поведение.

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а «злым», «плохим» — отрицательную.

Добро и зло чаще всего связаны с двумя аспектами жизнедеятельности человека: мыслями (мышлением) и его поступками (действием). Мало «подумать о добре», важно совершить добрый поступок.

Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего — это поступки, получающие моральную оценку.

В реальной жизни люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и человеке идет борьба между «силами добра и зла», — одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры. Как складывается эта борьба? Что господствует в мире — добро или зло? Добр или зол человек по своей природе? Возможны различные варианты ответов на эти вопросы. И в связи с этим культура воспитанности человека в духе этических норм бытия может рассматриваться как средство преодоления зла.

Ребята, что такое добро и зло? (Рассуждения учеников)

Ситуация «Подумай и скажи»

Учитель : А теперь, ребята, послушайте несколько афоризмов о добре и зле и выскажите свое мнение: согласны ли вы с данным высказыванием или нет? Как вы поняли эти афоризмы?

В каком бы внешнем виде не столкнулись добро и зло, их битва всегда преисполнена великого смысла, направляющего судьбы мира. Вот что сказал по этому поводу чистейший помыслами и проникновеннейший Ибн-Хаким: «Нет ни одного злого дела и нет ни одного доброго, которое не отразилось бы на последующих поколениях, независимо от того, когда и где оно совершено — во дворце или хижине, на севере или на юге, и были тому делу очевидцы или нет; точно так же во зле и в добре не бывает ничтожных малозначащих дел, ибо из совокупности малых причин возникают великие следствия... (Л.В. Соловьев. Из «Повести о Ходже Насреддине»)

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живет! (Ш. Руставели)

Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие... (Ф. Рене де Шатобриан)

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.H. Толстой)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Ф. Честерфилд)

Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость. (С. Луций Анней.)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н. Толстой)

(Рассуждения ребят)

Учитель: Ребята, прослушайте стихи, а затем мы их обсудим:

Добро и зло. Извечная война,

То первое сильнее, то второе.

Победа, без сомнения, ценна,

Вот говорят: добро без кулаков,

Добро, что не умеет защититься —

Не стоит даже пары добрых слов,

Добро во все века непобедимо,

Так нас учили с детства, но увы -

Пути Господни неисповедимы

И не всегда, как кажется, правы....

(Отрывок из стихотворения Гойаклы «Добро и зло».)

Учитель: Вы догадались, о чем эти строки? (Рассуждения ребят) Действительно, о том, что порой за добро приходится бороться. Каждому из нас важно быть не просто «добреньким», а ежедневно проявлять доброту к окружающим нас людям, животным и природе. Да, действительно, порой правду, добро необходимо отстаивать в споре. Но сила добра при этом только увеличится, когда в сложных ситуациях мы сумеем доказать правду, добро и справедливость.

Таким образом, добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное.

Добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Из этого следует, что благо есть не сама польза, а лишь то, что приносит пользу (людям, животному миру, природе); так и зло — не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему.

Как и все моральные и этические нормы, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия).

Добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства.

Как качества личности, добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения — в виде доброты и злобы. Добрый человек всегда отзывчив, внимателен, сердечен, способен разделить чужую радость, даже когда озабочен собственными проблемами, усталостью, когда у него есть оправдание для резкого слова или жеста. Добрый человек излучает тепло, щедрость и великодушие. Он естествен, доступен и отзывчив, при этом он не унижает своей добротой и не ставит никаких условий.

Зло противоположно добру. Это такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, оно возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье. Зависть побуждает личность совершать аморальные поступки. Не случайно зависть считается одним из самых тяжких грехов в христианской религии, ибо все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти.

Какой человек может быть добрым? (Рассуждения ребят)

Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Рассуждения ребят: любить людей, знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей)

Послушайте народные пословицы и поговорки о добре:

Доброта без разума пуста.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро — будешь сам без беды.

Доброе дело питает и душу и тело.

Добрый человек в добре живет век.

А вы, ребята, что сделали хорошего? Чем вы помогли людям? (Рассуждения учеников)

Давайте послушаем добрые стихи о добре.

Выходят ребята и читают стихи.

1-й ученик:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги Тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

(И. Романов)

2-й ученик:

Как бы жизнь не летела —

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело —

Тем живем на земле.

(А. Лесных)

3-й ученик:

Ах как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(М. Лисянский)

4-й ученик:

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

Вместе:

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет доброта по земле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

(Ю. Друнина)

Учитель : А теперь я попрошу вас привести примеры добрых, глубоко нравственных поступков людей, своих товарищей или знакомых. Почему вы считаете, что приведенный вами пример — доброе дело и нравственный поступок? (Рассуждения учеников)

Учитель : Ребята, вы правильно понимаете, что в современном мире очень много соблазнов для плохих поступков. Но задача каждого человека—делать правильный выбор, совершать только те поступки, которые не противоречат закону, моральным нормам и правилам этикета. А теперь ребята прочитают вам стихи, которые можно взять за основу своих действий и поступков.

1-й ученик:

Добро и зло — извечный выбор,

Важнейший выбор человека,

Судьбы его первопричина и смысл его земного века.

2-й ученик:

Мгновенья выбора — великий дар,

Возможность с вечностью соприкоснуться,

Но важно тьму от света отличать,

Чтоб в этом выборе не обмануться.

3-й ученик:

Гордыне, лжи и страху ты не позволяй

В себя вселиться.

Тогда отступит злая тьма,

И сможет свет к тебе пробиться.

4-й ученик:

Когда покажется тебе,

Что ты все знаешь до конца,

Гони скорее эту мысль:

Она достойна лишь глупца.

(Ю. Новиков)

Учитель благодарит активных ребят и подводит их к главной мысли — каждый человек ежедневно должен совершать добрые дела.

Беседа проводится в начале учебного года (первая половина сентября).

Для учащихся 1-ых классов.

«Что такое хорошо, и что такое плохо? Добро и зло.»

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?

Цели беседы:

- воспитание культуры речевого общения;

- знакомство с устойчивыми формами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

- развитие представлений учащихся о добре и зле;

- воспитание стремления совершать добрые дела;

- учить задумываться над сказанным словом.

Ход занятия

Вступительная беседа

Учитель : сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки. Мы сегодня на занятии поговорим о добре и зле и научимся отличать добро от зла. Сегодня мы поговорим на очень важную тему в жизни каждого человека. Наша беседа будет посвящена доброте и добрым делам! Как вы думаете, что такое "Добро"? это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка… (дети продолжают.) Что есть "зло"? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое… (дети продолжают.) Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? ( ответы учащихся.)

Работа по рассказу

Учитель : А сейчас я приглашаю вас послушать одну историю, которая произошла в его городе Добра. (Рассказ В. Осеевой «Просто старушка»)

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

-Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет,- ответил мальчик.

- Мама?- удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

Учитель : Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают ).

А теперь вернёмся к нам в школу, чтобы делать добрые дела.

Учитель : Прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.

Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)

Учитель: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”.

Учитель : Трудно ли быть добрым? (Ответы детей )

Учитель : Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй.

Ученик читает стихотворение Н. Трутневой «Доброта»

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И в замен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Игры – конкурсы

    Учитель : Посмотрите на эти фотографии, если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

    «Где спряталось добро»

Учитель: Назовите слова и словосочетания, в которых «спряталось добро». (Добрый день, добросовестный, добропорядочный, доброй ночи, доброго здоровья, доброжелательный, добросердечный, добродушный …)

    Учитель : В народе всегда относились к доброте по особенному. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». У вас на парте разрезанная пословица соберите пословицу и прочитайте.

Доброе слово, что дождь в засуху.

На добрый привет добрый ответ.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Спасибо – великая сила.

    «Улыбка доброты»

История слова «Добро»

Учитель: Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаемся часто в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит слово ДОБРО. Какие, например? (Добро пожаловать, добрый день, добрый вечер, в добрый путь, в добрый час.) А знаете ли вы историю слова "Добро"? это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Слышали ли вы такие выражения "дать добро" и "получить добро"? Что значит "дать добро"? (дать согласие, разрешение на что-либо.) Что значит "получить добро"? (получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.) Много добрых слово в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, веселить, согреть душу.

Учитель: Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам пришлось кому – то помочь, кого – то спасти? (Рассказы детей).

Ученик: А.Л. Барто «Мы не заметили жука»

Мы не заметили жука.

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья….

И я заву на помощь маму:

Там жук живой!

Раскроем раму!

Ученик: М Садовский «Доброе сердце»

Я как-то в дом принес щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

Ну, что ж, – сказала мама, – пусть

Он поживет немного,

В глазах его такая грусть!

Найдется супа ложка…

Я во дворе нашел потом

Котенка чуть живого,

Его принес я тоже в дом,

Сказала мама снова:

Ну, что ж, – она сказала, пусть

Он поживет немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдется каши ложка….

Я под гнездом нашел птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

Ну, что ж, сказала мама, – пусть

Он поживет немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдется хлеба крошка…

Однажды я принес ежа,

Ужа и черепаху.

И заяц в нашу дверь вбежал.

Наверное, от страху.

Сказала мама: – Пусть живут –

В квартире так чудесно,

А если потесниться, тут

И нам найдется место!

Игра "Доскажи словечко"

Учитель: Мы сказали, что добрый человек – это вежливый человек. Предлагаю сыграть в игру "Доскажи словечко". (ведущий читает, дети заканчивают предложения.)

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо.)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день.)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы… (спасибо.)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь … (здравствуйте.)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:… (простите, пожалуйста.)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания.)

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю … (пожалуйста.)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Корзина ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

Учитель: А теперь я предлагаю заглянуть в корзину добродетелей. Как вы думаете, что там? (предположения детей.) Кто желает произнести заветные слова: "Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…" (Дети произносят эти слова, из корзины вынимают и прикрепляют к доске слова:

- Помогать там, где нужна моя помощь;

- Понимать другого;

- Заботиться о близких;

- Выручать друзей в беде;

- Не ссориться;

- Улыбаться тем, с кем общаешься; Быть добрым – это не значит все прощать. Быть добрым – значит бороться с плохим. Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие.

Ақмола облысы білім басқармасының «Ақкөл аудыны Урюпин ауылы, жетім балалар мен ата-анасының камкорлығынсыз қалған балаларға арналған №1 құрамдастырылған балалар үйі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.

Коммунальное учреждение «Комбинированный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1

село Урюпинка Аккольского района» управления образования Акмолинской области.

Нравственно-познавательная беседа

«Добро и зло. Добрые и злые дела человека».

Воспитатель: Сидоренко Р.В.

Цель: на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»; формировать у детей желание совершать добрые поступки.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами поговорим о доброте. Что такое добро? Это все хорошее, красивое, доброе: весна, солнце, улыбка, мама, воспитатель.

Что такое зло? Это что- то противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, то люди могут делать добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космос. Мы приземлились с вами на планету добра. Что мы здесь с вами увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей).

А теперь вернемся на свою планету, чтобы делать добрые дела.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных.

Кто может любить и козла и осла

Тот людям вовеки не сделает зла.

Какого же человека можно назвать добрым? Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу, бережет ее, любит зверей и птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с друзьями и взрослыми.

Вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова? Их еще называют волшебными словами (Ответы детей).

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА

Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «… » (Привет )

А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье Ей сказала: «… » (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они, Но сказал он «… » (Извини)

Трясогузка с бережка Уронила червяка,

И за угощенье рыба Ей пробулькала: «… » (Спасибо)

И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «… » (Браво)

Толстая корова Лула Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «… » (Будь здорова)

Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще надо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, в природе, на улице?

Как вы думаете, трудно быть добрым? Что для этого нужно иметь? (доброе сердце, добрую душу ). Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».

Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета

Доброта-не пряник, не конфета.

Все вы любите сказки, в них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или нет. Если добрый, то вы хлопаете в ладоши, если злой, то закрываете лицо ладошками.

Иван-царевич

Кащей Бессмертный

Золотая рыбка

Дюймовочка

Карабас Барабас

Красная Шапочка

Гуси-лебеди

Мальвина

А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

Представьте себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнце-доброта. Она необходима вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце, как вы думаете, чего на свете больше добра или зла? Может это помогут нам узнать старинные весы? На одну чашу мы будем класть зло (зависть, жадность, грубость, предательство, войну, ложь).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с добром. (дети подходят по одному, говорят о своем добром деле и кладут на весы свою капельку, приготовленную заранее мягкую игрушку). Вскоре чаша весов с добром перевешивает чашу зла.

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в речку, река в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец сказал: человек прожил не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами тоже сделаем одно доброе дело. На чистый лист каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги аппликации: дом, дерево, фигуры детей, облака, солнце и т. д.

Как мы назовем нашу картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро побеждает зло»).

Какое чувство вы испытали, когда делали добрые дела? (Делать добро очень приятно, радостно).

Наше занятие подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро-это здорово!

Беседа

Добро и зло: причины наших поступков

Цели:

    Воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;

    формировать знания о бережном отношении к окружающим людям

Оборудование: компьютерная презентация «Добро и зло. Причины наших поступков», листы бумаги, фломастеры, высказывания о добре, карточки с названиями предметов, которых можно взять с собой в путешествие.

Форма проведения: беседа с элементами ролевой игры

Материал, использованный во время подготовки к беседе:

    Давыдова А. В. Классные часы. М.: ВАКО, 2010. – с. 15

    Жиренко О. Е. , Савченко Е. В. Классные часы. 5-9 кл. – М.: ВАКО, 2006. – с.52-53

Ход беседы

Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом беседы

Вступительное слово воспитателя:

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то

удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым –

счастье»

Ю. Яковлев

Говорят, что если есть в человеке доброта, зна­чит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмо­циональную школу - школу воспитания добрых чувств. Рядом со словом «добро» всегда ступало и ни на минуту не останавливалось слово «зло». Добро и зло – две силы, которые борются упорно и вечно. Причины наших поступков измеряются именно двумя этими словами.

У врат обители святой

Стоял,просящий подаянье,

Бедняк, иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Когда лишь хлеба он просил,

А взор являл живую муку,

Но кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье.

Ролевая игра «Кто спасется»

Ребята, представьте, что вы идете через пустыню, один из вас будет стариком, матерью, ребенком, отцом, проводником. На столе карточки, на которых написано все, что человек может с собой взять в путешествие, например: машину, коня, верблюда, бутылку с водой, книжку, пакет с сухофруктами, теплое одеяло, лопату, бутерброды и т.д. Нужно перейти пустыню за неделю. Сейчас вы по очереди будете подбрасывать кубик и возьмете со стола столько карточек, сколько цифр выпало на кубике. Затем расскажете, как поступите с тем, что вам досталось, например: не возьмете с собой, поделитесь с кем-либо, используете только для себя.

Вопросы для беседы.

Стоит ли в наше время быть милосердным? Кому милосердие и сострадание нужнее всего? Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступ­ках и ждать за них благодарности?

Можно ли упрекать других людей за то, что они не прояв­ляют милосердия?

Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситу­ациях?

Есть ли люди не достойные милосердия?

Я вам прочту сказку В. Немировича-Данченко

«Ключ врага милосердного»

«Караван шел по пустыне... Солнце жгло. Золотые бугры пес­ков пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди белой извилистой линией - дорога... Ее, соб­ственно, не было. Дорогой здесь казались остовы павших верб­людов. Колодцы остались позади, и пилигримы взяли с собой воды на два дня. Только завтра они могут добраться до оазиса с чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудесные марепа с синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и мира­жи пропали. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца... Сонно покачивались всадники, следуя за проводни­ком. Кто-то запел, но в пустыне и песня падает на душу слеза­ми. И певший тотчас же смолк. Тишина... Только слышался равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все замирало, даже и душа человечес­кая! На пути встретился каравану умирающий араб; рядом ле­жал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завер­нув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело сво­его друга... Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого шелкаостро и жадно следовал за ними взгляд погибавшего в пусты­не... Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.

Что с тобой?

Пить! - только и мог проговорить умиравший. Старик посмотрел вслед каравану - он медленно двигался и

ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик под­нял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, ка­кое-то веяние, проникавшее в его душу... Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток... другой.

Лицо умирающего оживилось.

Ты из рода Оммиадов?

Да... - ответил старик.

Я угадал по знаку на твоей руке... Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги...

В пустыне перед лицом Аллаха - мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи...

Умирающий жадно припал к мехам... Старик посадил его на своего верблюда...

Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.

Мне все равно жить осталось мало.

Поедем вместе.

Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести. Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и лю­бовь. Он молча сел... Остановился...

У тебя есть родные?

Никого! - ответил старик.

Оставшийся долго смотрел ему в след... Он обманул своего врага... У него были дети, но они славились как храбрые вои­ны... Он уже не нужен был им.

Караван исчез в ослепительной дали... Солнце жгло... Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрыва­ло и лег лицом к земле.

Прошло несколько месяцев.

Та же пустыня. Так же пилигримы взяли в последнем оази­се с собой воды на два дня... Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился... - Что там? - указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы уже в изумлении глядели туда... Там, среди бесконечных пес­ков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые паль­мы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и ве­селый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни... Яркие цветы нежным благо­уханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников. У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.

Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколь­ко капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис «Ключом врага милосердного».

Вопросы к сказке.

Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?

Как бы вы поступили на месте молодого араба?

Можно ли было найти какой-нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?

Почему там, где погиб милосердный старик, появился оазис? Представьте, что вы едете по пустыне и у вас кончилась вода.

Что вы предпримете?

Творческое задание «Оазис милосердия»

Представьте, что каждый милосердный поступок превраща­ется в цветущий оазис в пустыне. Нарисуйте такой оазис и рас­скажите, что должно измениться на земле, чтобы все пустыни превратились в оазисы, и возможно ли это.

Творческое задание «Проект помощи»

«Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принад­лежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное об­разование и находиться на разных ступенях социальной лест­ницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо лю­бить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи.»

Мать Тереза

Ребята делятся на группы. Каждая группа должна составить проект деятельности благотворительной организации. Дети дол­жны написать: как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто ее будет финансировать; ее основные принципы и т.д.

Итог беседы

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Маленькие добрые дела, маленькие слова любви помогают осчастливить землю и подобны небесам на земле. Творите добро, учитесь делать добрые дела, ребята!

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Детский дом № 12»

«Научи свое сердце добру»

(Беседа с элементами игры)

Составила:

воспитатель

Деревцова Татьяна

Григорьевна

Цели:

Продолжать формировать представление воспитанниц о добре и зле;

Убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Задачи:

Раскрыть положительные стороны доброты;

Развивать коммуникативные навыки, речь;

Формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;

Воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела.

Форма проведения:

Беседа с элементами игры.

Предварительная работа:

разработка сценария, изготовление разноцветных капель и цветов.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, разноцветные цветочки и капельки, караоке песня из мультфильма « Кот Леопольд» - « Если добрый ты…», меховая игрушка, аудиозапись со спокойной музыкой, магнитофон, ручка у каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети рассаживаются полукругом.

Воспитатель:

Я рада, что вы все здоровы и у всех у вас все хорошо. Пусть это занятие принесет вам радость общения, наполнит душу прекрасными чувствами. Мы поговорим на тему, очень важную для всех, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав высказывания детей. (Включаю видеозапись, где дети высказывают свое представление о добре)

Сообщение темы

И так, назовите тему нашего занятия или о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

Правильно, мы сегодня будем говорить о доброте, о необходимости добра и недоступности зла.

На экране четверостишие

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

добро творить трудней.

Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.

Игра « Продолжи фразу»

- Продолжите фразу: « Добро- это………» (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: добро в первую очередь связано с умением сострадать, порадоваться, сопереживать, откликаться на чувства других. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Продолжите следующую фразу: « Зло – это……….» (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло- это равнодушие, эгоизм, обман, пьянство; это когда сильный обижает слабого человека, младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и коварно. Зло маскируется, иногда его трудно распознать.

« Делать людям хорошо - хорошеть самому»

Как вы понимаете слова « хорошеть самому»? (Ответы детей)

(Надо больше совершать хороших поступков, от хороших поступков самому легче и приятнее, люди к тебе относятся лучше)

Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Почему? (Высказывания детей)

Игра « Разноцветные капельки»

На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое. (Воспитанницы выполняют задание)

Давайте закрепим их на доске. (Дети свои капельки закрепляют на доске) - Получился дождь зла.

Может ли добро победить зло? (Ответы детей)

Как сделать, чтобы добро победило зло? (Ответы детей)

Выберите снова капельку и напишите на ней добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. (Дети выполняют задание)

Закрепляем сверху на капельках зла капельку с добрыми поступками и уничтожаем их. (Девочки по очереди закрепляют свои капельки)

Воспитатель подводит итог игры:

У нас на занятии произошло, как в сказке, добро победило зло. Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о

природе, не замечая при этом урну для мусора. От того, какие у вас будут друзья, какими вы будите людьми, зависит только от вас.

Физкультминутка:

Пляска « Потанцуем»

Цель: организовать активный отдых детей для повышения внимания и активности на последующем этапе занятия.

Воспитатель:

Я хочу вам рассказать одну историю.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший:: живая или мертвая?»

Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках».

Беседа по содержанию

Как вы понимаете слова мудреца « Все в твоих руках»? (Ответы детей)

(Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от завистника)

На экране появляется пословица

Обратите внимание на экран: « Добрые дела красят человека». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

(После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплименты, это его украшает).

Эта пословица подходит к нашей истории? (Ответы детей)

(Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, делал добрые дела, тогда и его знали бы в округе).

В жизни есть ценности, без которых нет жизни на земле. Назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый, благородный, честный, ответственный, умный, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродушный, достойный, отзывчивый, милосердный и т.д.)

Качества, которые вы назвали, не врожденные, их нужно воспитывать. Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать себе пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело от его сердца. Все в ваших руках, какие поступки совершать.

Игра « Поляна доброты»

Пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня. (Дети зачитывают свои добрые поступки и дела)

Сейчас мы разместим эти цветы на нашей поляне. (Дети размещают свои цветы)

У нас получилась «Поляна доброты».

Игра « Передай добро по кругу»

(Звучит спокойная музыка).

Сегодня мы говорим о доброте. Давайте встанем в круг, будем передавать друг другу вот этого замечательного медвежонка и говорить при этом добрые пожелания.

Итог

Наше занятие подошло, подведем итог. О чем мы сегодня говорили?

Скажите, можно свое сердце научить добру?

Давайте беречь добро!

Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.

А это зависит только от нас!

Вы еще дети, впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!

Я предлагаю закончить занятие на музыкальной нотке, споем песню из мультфильма « Кот Леопольд» - « Если добрый ты…»