Все о тюнинге авто

Денис Самарин (МСЦ ЕХБ). Библейское наставление для молодежи (В.Филат) Интересные христианские программы для молодежи

1) Самый простой вариант - подготовить какой-то отрывок из Писания с несколькими интересными, дискуссионными вопросами . Бывает такое, что при чтении Писания родилась интересная мысль, но материала не достаточно для полноценной беседы, тогда можно использовать такую форму. Отрывок и вопросы по отрывку - вот и весь рецепт приготовления молодёжного. Главное вопросы подобрать увлекательные, тогда и такой экспресс-разбор пойдет легко. Хотя, конечно, по большей части, фундамент любого качественного разбора - это хорошие вопросы. Но я не о глубоких богословских вопросах. В принципе можно попросить молодежь выделить какие-то элементы в тексте, или наоборот искать вопросы в предоставленном отрывке.

Например , можно взять 23 главу Матфея и выделить с молодежью характерные черты фарисейства, выписать их на доску, после чего подумать, как они могут проявляться в нашей жизни. У меня получилось следующие черты:

  • фарисеи стремятся занять место учителей (2 стих),
  • фарисеи «говорят, но не делают» (3-4 стихи),
  • самое главное для фарисея - одобрительная реакция людей (5 стих),
  • фарисеи стремятся измерять духовные характеристики численными методами (5б стих),
  • любят похвалу (6-7 стихи),
  • являются препятствием на пути к Богу для других (13 стих),
  • для них важнее форма молитвы, чем ее искренность (14 стих),
  • распространяют свое фарисейство с завидным упорством (15 стих),
  • для них важнее форма, чем содержание Богослужения (16-22 стихи),
  • меняют местами главное и второстепенное (23-24 стихи),
  • важнее внешняя сторона духовной жизни, чем внутренняя (25-28 стихи).

Если еще попросить молодежь подобрать по примеру из Писания для каждой характеристики, думаю, что обычных двух часов молодежного вам не хватит.

2) Другой версией экспресс-разбора может быть такой вариант: разбить молодежь на группы и дать задание по тексту . Например : Ин 2:1-11 В данном тексте описывается произошедшее чудо. Каждая группа молодежи должна выделить в тексте необходимые условия для исполнения этого чуда; найти пример чуда из Ветхого и Нового Завета и проверить соблюдение выделенных условий. У меня получились следующие условия: должен быть зван Иисус, должно иметь веру, должен прийти нужный час, должно быть послушание словам Божиим.

Еще пример : Притч 2:1-5 Путь к Страху Божьему и познанию Бога. Дать задание группам - выделить предлагаемые Соломоном шаги на пути к Страху Божьему, подобрать примеры из жизни.

3) Вообще групповая работа очень эффективна и всегда находит отклик у молодежи. Делите не группы смело, если нет времени на подготовку - будет больше возможностей провести интересное молодежное. Главное не увлечься чрезмерно формой, и подобрать качественное содержание. Еще один вариант проведения экспресс-разбора: подобрать парные тексты, разбить молодежь на две группы . Первой группе дать один из текстов и попросить по нему составить как можно больше вопросов для второй группы. Второй группе дать другой текст и попросить составить как можно больше вопросов по нему для первой. Можно даже устроить подобие конкурса, и начислять балы группе за каждый вопрос, на который не смогла ответить другая группа.

4) Еще один вариант работы в группах - это групповой анализ темы . Только лишь важно не выбрать слишком объемную тему, максимально сузить ее. Иначе очень сложно будет руководить дискуссией при подведении итога. Как известно, тему можно раскрыть «горизонтально» и «вертикально». То есть либо говорить о различных аспектах темы, либо углублять содержание темы.

Например , разбирая тему кротости в повседневной жизни, вы можете дать задание группам: первой группе найти в Писании как кротость должна проявляться дома, в семье. Второй группе - как кротость должна проявляться в церкви в общении со святыми. Третьей группе, как кротость должна проявляться в мире. Это и есть горизонтальное раскрытие темы. Для многих тем можно применить формулу: дом/церковь/мир.

Также пример горизонтального раскрытия темы о молитве: молитва личная, молитва публичная, молитва покаяния, молитва ходатайственная. Назначить каждой группе молодежи по подтеме и дать задание - подобрать места Писания и привести примеры из жизни.

Вертикальное же раскрытие темы подразумевает углубление в предмет изучения. Если мы говорим о какой-то характеристике верующего человека, или о какой-то заповеди то можно тему дифференцировать следующим образом: первая группа объясняет основные понятия, сущность явление на основании Писания. Вторая группа на основании Писания выясняет, как практически оно выражается в жизни. Третья группа исследует вопрос, что Библия говорит о благословениях, которые несёт с собой данное качество или соблюдение заповеди. Четвертая группа исследует вопрос наказания или последствий за несоблюдение заповеди.

Тут нужна некоторая подготовка, но она не потребует много времени, если тема вам понятна и была обдуманна ранее. Или, например, вы по данной теме недавно хорошую книгу прочитали - также можно смело обсудить тему с молодежью. На что потратить время при подготовке молодежного в такой форме? Нужно заготовить подсказки. Молодежи трудно будет сразу правильно сориентироваться в теме, и вы должны быть готовы подсказать им, где «копать».

При групповой работе, сам руководитель не должен быть задействован в непосредственном обсуждении. Задача руководителя, как известно, - руководить. Он должен переходить от группе к группе, внимательно прислушиваться к обсуждению. В случае необходимости помочь организовать обсуждение правильно поставленными вопросами. Если дело совсем плохо - ненавязчиво подсказать. При делении молодежи на группы, постарайтесь это делать так, чтобы группы получались более-менее равномерными по качеству состава. Чтобы в каждой группе были активные и общительные члены молодёжи, чтобы общение в группе не стопорилось. Обязательно нужно правильно организовать атмосферу - расставить стулья таким образом, чтобы в группе все видели и слушали друг друга. Группы не должны быть больше 12-15 человек, потому что в больших группах сложно организовать рассуждение. При групповой работе нужно обязательно в конце собрания всем вместе обсудить выводы, которые были сделаны каждой группой. На это необходимо выделить время, потому что в процессе обсуждения также может развернуться небольшая дискуссия, особенно если выводы по одним и тем же вопросам у разных групп будут отличаться. В любом случае руководитель должен поставить точку в конце обсуждения. Подвести итог - в ясной и недвусмысленной формулировке.

5) Интересным вариантом проведения молодежного без подготовки могут стать дискуссионные формы работы . О них я напишу подробнее, повторяться не буду.

6) Не стоит пренебрегать и игровыми формами работы . Конечно, нельзя ими злоупотреблять, но иногда можно использовать. Игры особенно хороши тем, что их можно заготовить заранее и использовать в любой удобный момент. Собралась молодежь после собрания спонтанно, или у кого-то дома… вместо того чтобы позволить молодежи отпускать шуточки и болтать «ни о чем», лучше побудить молодежь поиграть в какую-нибудь духовную игру. Кто-то из руководителей умудряется и настольные игры использовать, придавая им духовный смысл, или заменяя вопросы из викторин на Библейские.

Надеюсь, вам помогут эти идеи, вдохновят придумать что-то свое, еще интереснее, увлекательнее и полезнее. Конечно, те методы, которые здесь предложены - это лишь какие-то варианты, которые должны быть у руководителя «в рукаве». Ни что не заменит качественно подготовленный и проведенный разбор. В любом случае, ситуация, когда нет времени готовиться - ненормальная, и мы не должны себя оправдывать в этом. Молодежное - это целенаправленное собрание, работа с целевой группой в церкви. На нас лежит ответственность, и мы должны готовить качественную духовную пищу.

В следующем письме попробую рассказать о других нестандартных формах проведения молодежного, но которые требуют достаточно усердной подготовки и времени.

Держи что имеешь (слайд 1)

Цель урока: учить подростков ценить своих верующих родителей и христианское воспитание, которое они получили в семье

Заинтересовка. (слайд 2) Предлагаются портреты различных правителей. Как вы думаете, что в этих людях общего? (они с молодого возраста занимали особое положение- царское. Например, Тутанхамон стал фараоном в 9 лет, Елизавета 2- в 25, Владимир Мономах – в 20, Иван Грозный – в 3 года, а Мария Стюарт считалась правящей королевой почти с рождения, так как ее отец умер когда ей было 6 дней). А как вы узнали, что это – не простые люди?
у них на голове есть отличительный знак- корона, венец.

Как вы думаете, легко ли носить его? (слайд 3)

1) его тяжело носить (Большая императорская корона в царской России весила 1,9 кг, императорская корона Елизаветы 2 весила 3 кг, корона Врацлава 2,5 кг)

2) его все видят (зависть)

3) с ним ты должен постоянно «держать марку»

4) дает преимущества

5) есть люди, которые хотят тебя лишить короны

Основная часть.

Что в нашей жизни является таким венцом? (после ответов из зала слайд 4) Притчи 1:8-9. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Это наставления родителей. С ними иногда бывает так же сложно идти по жизни. Может быть, кто-то из вас когда-то думал, что он зря родился в христианской семье. Давайте для примера посмотрим, как живут другие дети. (слайд 5)

В России 748 тыс сироты

В детских домах 105 тыс детей

Под опекой, усыновление- 68 тыс детей

В неполных семьях воспитывается 7,1 млн детей в России

Но даже в полных стабильных семьях есть свои проблемы. (слайд 6)

По статистике, отец проводит с ребенком 5 минут в день, мать- 1 час. Если оба родителя работают, то они проводят с ребенком в среднем 19 минут + еще 16 минут в которые они делают одновременно какое-то дело. Ребенок предоставлен сам себе 23,5 часа в сутки. Что может в него вложиться? Но тем не менее, ребенок за первые 5лет своей жизни познает больше, чем за любые другие 5 лет. (слайд 7)

Если ребёнок видит вражду - он научится осуждению и злобе.

Если ребёнок слышит насмешки - он станет застенчив.

Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины.

Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать.

Если ребёнка хвалят - он вырастет благодарным и уверенным в себе.

Если к нему справедливы - он познает правосудие.

Если его любят - он познает любовь.

Давайте посмотрим на библейские примеры. Кто они, дети верующих родителей? (по описанию определить личность)

  • Был вторым человеком при дворе языческого царя. Был объектом постоянной зависти придворных. В юном возрасте был захвачен в плен. Его вера подверглась сильному испытанию дважды: в юном возрасте и второй раз в зрелые годы чуть не расстался с жизнью.
  • Воспитывался в царском дворце в традициях и обычаях языческого народа. Получил прекрасное образование, но предпочел страдания и тяготы жизни с Божьим народом роскоши дворца. Выполнил сложную миссию руководства трехмиллионной толпой людей.
  • О нем мать молилась еще до рождения. Но воспитывался он не в родительском доме. Под его руководством Израиль сплотился в единую нацию, готовую противостоять врагам. Был пророком, имел очень близкие отношения с Богом.
  • Во время царствования этого правителя Израиль переживал свой расцвет. Серебро не считалось драгоценностью, потому что его было очень много. Войн не было. Велись многочисленные постройки, налаживались связи с другими странами. Сам царь прославился не только своими дипломатическими способностями и бессчетным богатством, но и необычайным умом.
  • Первый правитель объединенного Израильского царства. Ему принадлежит заслуга завоевания Иерусалима и переноса столицы именно туда. Имел очень близкие отношения с Богом, множество фактов через него было предсказано о Христе.
  • Занимал руководящую должность, спас от гибели целый народ. Прошагал десятки километров по пустыне, имел большое любящее сердце.

Библейская история.

Давайте последнего персонажа рассмотрим более подробно. Мы будем смотреть на этапы его жизни, а вы подумайте, насколько сложно ему было остаться верным Богу в этой ситуации, сохранить родительские наставления.

(чертим график, ось по горизонтали- этапы жизни, ось по вертикали- сложность)

  • Ненависть братьев Быт 37:4
  • Продажа собственными братьями Быт 37:28
  • Успех в делах Быт 39:2 (успех тоже может быть сильным искушением- где-то своровать, солгать, возгордиться)
  • Ложное обвинение Быт 39:19 (обратите внимание, что он не пытался себя защищать)
  • Темница Быт 39:20 (сколько лет он там сидел?) -одиночество
  • халатность виночерпия Быт 40: 14, 23
  • второй после фараона Быт 41:40

По нижней границе испытаний проведите черту. Как вы думаете, сложно ли было ему следовать отцовским принципам? А следовал ли он им? Давайте прочитаем Быт 48:5. Почему Иаков назвал их своими сыновьями? Он увидел в них евреев, а не египтян! Иосиф понял за эти годы, что папино воспитание РАБОТАЕТ, и что если жить так, как папа учил, то ты реально будешь иметь благословение от этого.

Применение.

Говорят, что родителей не выбирают. И те правители, которые родились в царских семьях, не выбирали себе родителей. Но нам повезло несказанно больше их! Как вы думаете, почему? (5 причин записать) (слайд 8)

Мне понравилось высказывание одного пастора: « Если говорить обо мне, то никто не может сказать в мой адрес: «Из болота – к Богу». Я там не был, и, честно говоря, даже близко никогда не подходил (может быть, это не столь романтично, как традиционный сценарий «из тюрьмы – на кафедру», который расходится миллионами экземпляров). Но то, что я избежал «болота» – не моя заслуга. Я уверен, что именно молитвы моей матери не дали сбиться мне с пути. Молитва – лучший способ привить вашему сыну или дочери христианские ценности.»

Библия говорит, что «не знать глубин сатанинских»- это огромный плюс. И Христос говорит, что не наложит на таких людей иного бремени, как только держать то, что мы имеем.

А это не настолько и трудно… прежде всего мы должны держаться тех принципов, которые заложены в нашей христианской семье.

В Библии написано, что награда от Господа- дети. Подумайте, посчастливилось и вашим родителям, что вы- их сын или дочь? (слайд 9) Подумайте, что из перечисленного можно отнести к вам: (на медали) 1) я всегда стараюсь им помогать 2) я всегда их понимаю 3) я всегда за них молюсь 4) я стараюсь их не раздражать 5) я стараюсь радовать их моими успехами в школе

А вот и обратная сторона медали. (слайд 10) Подумайте, сколько из перечисленных пунктов подходят к вам: 1) я часто поступаю по-своему 2) я могу повысить голос на родителей 3) я не люблю делать работу по дому 4) я мог бы учиться лучше, но этого не делаю 5) мне приходится повторять по нескольку раз, чтобы я сделал то, что нужно

Хорошим и весьма действенным способом евангелизации является так называемый библейский кружок или, другими словами, собрания для тех, кто интересуется христианской верой.

В нашей церкви мы имеем довольно успешный опыт проведения подобных занятий. Хочу поделится некоторыми наработками. Итак, для начала нужно определится со списком вопросов и задач, которые встают перед тем, кто желает начать подобного рода работу.

1. Где проводить собрания.
2. Как часто проводить собрания.
3. Где, как и кого приглашать.
4. Какие темы избрать.
5. Как провести общение.

Рассмотрим все по-порядку.

Где проводить собрания?

Есть несколько вариантов: Дом Молитвы, дом или квартира одного из верующих, нейтральное место - арендованное помещение, кафе и так далее.

У каждого варианта есть свою достоинства и недостатки. Личный мой опыт подсказывает, что лучше всего собрания библейского кружка проводить в Доме Молитвы. Почему? Во-первых, это удобно, так как в Доме Молитвы чаще всего есть все необходимые условия. Во-вторых, приглашенные человек невольно знакомится с Домом Молитвы, привыкает к нему. В последствии ему будет проще прийти на богослужение.

Частный дом или квартира это неплохой вариант, но имеет ряд весомых недостатков. Начиная с того, что незнакомому человеку намного сложнее прийти в личный дом к кому-то, чем в общественное место, каковым является Дом Молитвы, и заканчивая тем, что проведению собрания могут невольно мешать, проживающие в доме или квартире люди.

Третий вариант хорошо подходит в том случае, если Дом Молитвы расположен в неудобном месте или по каким-то причинам в нем нельзя собираться. Лучше арендовать помещение, чем собираться в частом доме. Но этот вариант самый затратный из всех.

Как часто проводить собрания.

Сразу стоит отметить, что не так важна периодичность, как постоянство. Лучше проводить собрания реже, чем время от времени отменять уже назначенные встречи. Хорошие результаты достигаются при еженедельном режиме. В этом случае достаточно времени для подготовки к следующей встрече. Кроме того, у пришедшего на подобное общение человека за неделю впечатления и воспоминания о встрече еще не успеют потускнеть.

Устанавливать частоту проведения реже, чем два раза в месяц не рекомендуется. Чем реже частота общений, тем сложнее создать на них дружескую, доверительную обстановку, трудно взгреть у посещающих нужду в подобных встречах.

Где, как и кого приглашать.

Рассмотрим два разных вида приглашений на подобные встречи.

1. Личное приглашение.

Можно попросить каждого члена церкви составить список тех неверующих людей, которых он знает лично. После этого необходимо, что тот, кто составил список пригласил каждого их этого списка на общение. Если приглашаемый будет отказываться, то целесообразно спросить у него, не знает ли он кого-то, кого подобное приглашение могло было бы заинтересовать.

Опыт нашей церкви показал, что метод личных приглашений наиболее эффективен.

2. Приглашение через пригласительные, объявления и так далее.

Во втором случае, люди приглашаются на встречи при помощи: пригласительных и объявлений

По статистике, по пригласительным и объявлений приходит около 1-2% от общего числа приглашенных.

Какие темы избрать.

Темы могут быть самыми разнообразными. Например:

Нужен ли человеку Богу?
- Может ли человек иметь общение с Богом?
- Почему мы доверяем Библии?
- Что такое грех и каковы его последствия?
- Как победить грех?
- Что такое Церковь?
- Существует ли истинная свобода?

Некоторые материалы для подготовки проведения данных тем, я буду выкладывать на этом сайте в рубрике "беседы на христианские темы".

Как провести общение.

Мы сразу решили, что подобные вечера должны проходить в дружеской, простой, неформальной обстановке. Это не богослужение, в обычном смысле этого слова, это именно общение. Мы ставим столы, покупаем печенья и конфеты и наливаем чай. Обычно общение начинается чуть позже шести вечера, иногда даже в половину седьмого. Но это не страшно. Время, пока мы ждем всех опоздавших, используется для общения между пришедшими. Обычно к нам приходят от 5 до 15 человек. Лучше если членов церкви будет немного. Самое приемлемое - два или три брата и сестра, которая бы обслуживала стол и аккомпанировала на пианино. Если на общение придет больше членов церкви, то люди могут почувствовать себя неловко.

Начинается общение с молитвы. Если я вижу, что есть те, кто пришел первый раз, то я подробно объясняю как и зачем мы молимся. Примерно такими словами:

Дорогие друзья. У нас христианское общение. А так как мы христиане, то мы всегда просим нашего Бога, чтобы Он благословил нас. Для этого мы помолимся. Молимся мы обычно на коленях или стоя. Сейчас мы встанем и я произнесу молитву. Если вы согласны со словами молитвы, то в конце вы можете сказать слово "аминь", что означает "истинно так".

После молитвы я рассказываю о том, как пройдет общение. Очень важно напомнить пришедшим, что у нас именно общение, поэтому каждый может задать любой вопрос, высказать свое мнение, а если он с чем-то не согласен, то пусть не стесняется об это сказать.

После такого объявления, мы предлагаем людям познакомиться. Обычно знакомство короткое. Предлагается сказать свое имя и свое отношение к Богу. Получается примерно так:

Меня зовут Алексей, я православный, но в храм не хожу.
- Меня зовут Оля, я не знаю, какое у меня отношение к Богу.
- Меня зовут Михаил Иванович, думаю, что космосе есть какая-то сила, но не уверен.

Иногда знакомство можно дополнить вопросами. Например:

Что вы ждете от этих общений.
- Расскажите о том случае, когда Бог вас сохранил.
- Вы когда-нибудь молись?

После знакомства, мы предлагаем тему для рассуждения.

Очень полезно сформулировать тему в виде вопроса и этот вопрос задать в самом начале. Я обычно спрашиваю каждого пришедшего по очереди. На этой стадии не стоит обсуждать ответы, нужно дать человеку высказать свое мнение. После того, как все выскажутся, нужно предложить свои рассуждения. Но важно помнить, что общение не должно превратится в проповедь или монолог. Следует помнить, что кто-то может высказать мнение, резко отличающее от христианского. В любом случае, нужно отнестись к человеку с уважением и терпением.

Если у кого-то из приходящих на общения на днях был день рождения, то это прекрасный способ провести вечер: сделать имениннику небольшой подарок, купить торт. Затраты небольшие, а для неверующих это лишнее доказательство того, что церковь это, действительно, одна семья.

В середине и конце общения можно спеть. Обязательно нужно выделить время (не менее одной трети от общего времени) для вопросов. Это важнейшая часть общения. Иногда даже мы весь вечер посвящаем вопросам и ответам, а тему откладываем на следующий раз.

Полезно, если руководитель общения даст всем номер своего телефона, а номера пришедших запишет себе. Я обычно рассылаю всем смс-сообщения с напоминанием о следующем собрании.

Душа

В сценке участвуют двое братьев и одна сестра. Сестра, символизирующая душу, с закрытыми глазами держит за руку по правую сторону от себя брата, символизирующего дух, а по левую сторону от себя держит брата, символизирующего тело. На груди у каждого висят повязки с надписями, обозначающими каждого – дух, душа, тело.

Душа:

Ох, правду сказал Павел: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти? …Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».

(душа опускает голову)

Тело:

Что ж не грусти, душа моя, покуда на земле, во мне ты.
Я, я твой властелин, поверь же и подчинись, душа моя.

Дух:

Мой преподаватель в семинарии Стефан Симандс учил, что мощнейшая стратегическая атака дьявола направлена на нашу самооценку. Чаще всего на ее занижение, а иногда – на ее завышение. Поэтому важнейшая задача христианского лидера – ободрение и укрепление тех, чья самооценка занижена и предупреждение тем, которые уклоняются в гордыню.

Культура окружающего нас общества имеет очень большое влияние на нас. Одна из важных характеристик этой культуры является ориентация на материальные достижения и ценности.

Ричард ЦИММЕРМАН

Земная, душевная, бесовская

Божьи откровения

Откровение Юрия Жеребилова (штат Пенсильвания).

Сейчас время приготовления к приходу Господа, время очищения и освящения, а мы видим веселье, пляски, хлопанье и танцы в доме молитвы; модные одеяния, блестящие золотые уборы и полуобнаженные тела. Это и есть современный дух служения! Только какому богу?!
Я вам скажу, откуда это явление взялось и распространилось по всему миру.

Я хотел бы сегодня говорить к молодёжи, потому что у молодёжи есть такое понятие, как истинная христианская дружба. Когда у человека ещё нет семьи, то онхочет иметь хороших друзей. Когда у него уже есть семья, то круг его общения – это жена или муж, дети – свой круг, свой очаг. И куда бы мы ни поехали и как хорошо бы там ни было, как хорошо бы там ни кормили, всё равно хочется домой.Это обычно с семейными так происходит, а вот с молодыми людьми по-другому. Скажу честно, вот у меня тут родина, я здесь родился, вырос, жил, но меня никогда сюда не тянуло. Только из армии сильно тянуло домой. Но когда я уезжал в поездки, то я рад был ездить хоть целый месяц, про дом даже и не вспоминал, потому что я был молодой человек, свободный.

Многие мои коллеги, священники, организаторы молодежной работы на приходе, руководители христианских молодежных объединений, часто спрашивают меня: о чем можно говорить на дискуссиях среди христианской молодежи. В клубах, на интернет-форумах, во время слетов. Решил сделать им Рождественский подарок - и накидать немного идей для выбора тематики. Кстати, можете смело в комментариях добавлять свои предложения - это только приветствуется

Хорошо подобранная тема - весомая часть успеха, это понимает каждый организатор. Однако не стоит забывать, что предмет обсуждения и его постановка обязательно должны учитывать специфику аудитории, опыт ее церковной жизни, практику участия в дискуссиях и многие другие аспекты. Здесь также важен формат, способ построения общения, регламент дискуccии и, конечно, мастерство ведущего или, как его сегодня называют, - модератора

Сразу выскажу свою позицию относительно ценности таких дискуссий, чтобы обозначить область возможно ожидаемого и не требовать от дискуссии сверх того, что она реально может дать:

Открытое выражение . Да, это важно, чтобы молодые люди имели возможность выразить свои, какими бы они не были, взгляды на тот или иной вопрос. Создать такое пространство, в котором позиция другого априори уважается, очень ценно. Дискуссия - это не сдача экзамена в семинарии, это не лекция, это свободный обмен позициями, вопросами, суждениями, сомнениями. Ценность этого во многом в самом факте, в самой возможности - говорить то, что ты считаешь и иметь право получить обратную связь на свое видение, аргументированную и учитывающую то, что собственно ты сказал

Диалоговый тренинг. Уметь слушать другого, уметь выражаться самому. Это полезно как и для молодых людей, так и для опытных священников, желающих наладить коммуникацию с подрастающим поколением. В моменте дискуссии мы порой не столько доходим до окончательных ответов, сколько проживаем процесс столкновений, аргументации, поиска уточнений. Ответы могут прийти и позже. Качественный диалоговый процесс - это немаловажный результат.

Свободная рефлексия. Меня не раз пытались убедить, что есть вещи, которые не имеет смысла обсуждать, как-то на их тему рефлексировать, поскольку назвавшись "христианином", ты сразу как бы отказываешься от активного осмысления целого ряда позиций. "Так - значит так", - учат некоторые. Но в этой позиции относительно молодежной работы - есть некоторое методологическое упущение. Дело в том, что когда мы обсуждаем некоторое даже догматическое положение, мы обсуждаем не его само, не его истинность, а наше восприятие его содержания, отражение догмы в нашем сознании. Тем более, когда мы ведем речь о том периоде жизни человека, которая называется молодость. Этот период - процесс постоянных инверсий, пересмотров, постановок сложнейших вопросов, острых, неудобных, противоречивых. Это неостанавливающийся поиск. И в этом контексте я считаю весьма опасным превратить духовное пространство молодого человека в полуживой список догматических установок,ведущий в итоге к утверждению номинативных ценностей, которые не просто не углубляются в нем, а иногда и вовсе - проявляются лицемерным поведением. Пространство дискуссии - это пространство свободного осмысления, на том уровне и в тех понятиях, которыми обладают люди, в ней участвующие, вне зависимости от того, как "надо", "правильно", "как написано". По принципу "а вот так есть на самом деле", в голове и сердце этого конкретного молодого человека, "здесь и сейчас"

Для организатора дискуссии вполне реальными результатами могут стать:

Выявленная картина взглядов участников дискуссии на определенные вопросы и темы

Развитие отношений с участниками, налаживание контакта

Уточнение некоторых непростых вопросов, коррекция собственной позиции и позиций участников

Подготовка к некоторым последующим действиям, шагам, мероприятиям (в таких случаях нередко дискуссии используются как превентивные меры для разведки ситуации по тому или иному вопросу)

Появление новых идей для дальнейшей работы с группой по типу "А хорошо было бы в связи с этим..."

Проявление лидеров и других "ролей" среди участников группы, очертание определенной социометрической геометрии

Выбор названия для дискуссии - ещё один немаловажный этап. Должно быть: ярко (обратить внимание), понятно (доступное содержание), привлекательно (вызывать интерес). В своей практике, к примеру, нередко использую следующую схему для формулировки названия: [Основной посыл (вопрос, противопоставление, актуальный образ и др.)] --> [уточнение (фокусировка темы)]

Ну что ж, теперь к темам. Разбил я их на небольшие группы, чтобы можно было увидеть и принцип их поиска.

Актуальное и острое

  • Уроки Pussy Riot: чему мы научились и чему нет? Послеловие к одному кощунству.
  • Хочу, чтобы меня видели. Ещё раз о православном дресс-коде...
  • Информационные войны: страшилка или реальность? Молодежь на информационном фронте.
  • Осторожно, запад! Ценное и опасное в западной культуре. И есть ли она на самом деле?..
  • Как отвечать за мерседесы архиереев? Неудобные вопросы перед молодым христианином
  • Были ли на Болотной православные? Вера и политический протест
  • Ювенальная юстиция: зерна от плевел. Объективный разговор
  • Государство и Церковь: кто кому нужен?

Реальная Церковь

  • "Лагеря" среди священников. Почему так и иначе?..
  • Когда традиция мешает вере?
  • Воцерковление и расцерковление: поколения в Церкви.
  • Область сомнения: о чем можно рассуждать христианину?
  • Понимаю и принимаю? По положениям Основ социальной концепции РПЦ
  • Мирянин в Церкви: от послушания к апостолату и обратно.
  • Реконструкция или строительство? И при чем здесь православные молодежные балы?

Молодежная культура

  • Христианские мотивы в творчестве Виктора Цоя. Можно ли говорить о Боге на языке электрогитар
  • По кому плачут эмо?.. Молодежь и их проблемы с зеркале субкультур
  • Байк, храм и пиво. Что можно сочетать?
  • "Православные шашлыки". Все ли формы уместны?
  • О чем говорят татуировки? Духовные искания современной молодежи

Молодежь на приходе

  • Точка входа. Открыты ли храмы для молодых?
  • Нужны ли молодежи свои формы храмовой жизни? Достоинства и соблазны "молодежек"...
  • Местечка не найдется? Готовы ли приходские общины к большому числу молодежи?
  • Молодежные общины: за и против.
  • Фантом комсомола: нужна ли Церкви единая молодежная организация?
  • Мы к ним, или они к нам. Кто, где и кого ждет? Проблема христианской миссии среди молодежи.
  • Почему я не иду в молодежный клуб при храме? Границы возможностей православных молодежных объединений

Семья, секс и любовь

  • Сексуальные отношения: о чем говорят Отцы Церкви?
  • У меня есть бойфренд. Любовь до брака...
  • Семья: рай для него или роддом? Христианский взгляд на семью
  • В поисках супруга... Каким должен быть избранник?
  • Молодая семья: защитит ли венчание от развода?
  • Жить ли с тещей? Отношения молодожен и родителей.
  • Цена девства. Оправдывает ли цель средства?
  • Многодетность - учит ли этому Церковь?

Век двадцать первый

  • Вести за собой. Проблема лидерства в христианстве.
  • Бесконечный серфинг: молодой человек в информационном пространстве.
  • Существуют ли интернет-грехи? Киберповедение молодого христианина.
  • Выбор профессии. Есть ли ответы у Церкви?
  • Карьера: на земле и на небе...
  • Верующий и богатый. Настолько ли узко игольное ушко?
  • Куда успеть? Успех в современном мире.

Другие

  • Мой друг - протестант. Проблемы общения и взаимодействия с представителями других конфессий.
  • Религия - одна или множество?
  • Глазами гея. Христианство и сексуальные меньшинства...
  • Почему так мало пандусов в храмах? Об изоляции людей с инвалидностью

Служение людям

  • Поволонтерим? Ириски и риски добровольчества.
  • Дети-сироты. Как сделать нашу помощь результативной?
  • Равный - равному. Чем мы можем помочь друг другу?
  • Ради кого? Мотивы социального служения молодежи

Хорошего, плодотворного и живого общения вам!

Алексей Газарян (c)