Все о тюнинге авто

Что написал капитан колесников. Главные загадки гибели атомной подлодки «Курск. Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой

Подводная атомная лодка "Курск" затонула 12 августа 2000 года. Она стала братской могилой для 118 подводников. Несмотря на то, что с момента трагедии прошло уже 14 лет, события тех дней до сих пор остаются в памяти людей огромным черным пятном.

В память о погибших Бабр публикует две предсмертные записки членов экипажа "Курска" Дмитрия Колесникова и Сергея Садиленко. Они переполнены любовью к жизни, отвагой перед лицом смерти и верой в лучшее.

Дмитрий Колесников,
капитан-лейтенант,
27 лет

«Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».

Сергей Садиленко,
капитан-лейтенант,
24 года

Согласно официальной версии, выдвинутой лишь в 2002 году, подлодка «Курск» затонула из-за взрыва торпеды «Кит», который произошел в результате утечки топлива торпеды.

Всего через пару минут после взрыва произошел пожар, который привел к детонации других торпед, находящихся в отсеке. В результате второго взрыва подлодка «Курск» со 118 подводниками на борту пошла ко дну.

Помимо официальной версии крушения подлодки «Курск» есть множество альтернативных версий событий тех дней. C самого начала трагедии версий гибели «Курска» было около десяти:

Версия №1. Внутренний взрыв.

Версия №2. Столкновение с иностранной подводной лодкой.

Версия №3. Столкновение с надводным объектом.

Версия №4. Мина Второй мировой войны.

Версия №5. Поражение собственной ракетой с «Петра Великого».

Версия №6. Поражение ракетой наземного базирования.

Версия №7. Террористический акт.

Версия №8. НЛО.

Версия №9. Торпедная атака иностранной подводной лодкой.

Версия №10. Пожар в аккумуляторном отсеке.

Что же на самом деле произошло в Баренцевом море 13 августа 2000 года? Этот вопрос до сих остается открытым.

Через два месяца после трагедии глава РФ давал интервью Ларри Кингу на телеканале CNN. Ответ Путина на вопрос журналиста, о том, что же все-таки произошло с подлодкой, был лаконичным: "Она утонула".

"В начале выпуска о чрезвычайном происшествии в Баренцевом море. При проведении учений в установленное время не вышла на связь многоцелевая атомная подводная лодка "Курск", находившаяся в море в районе учений…"

С подобных сообщений в понедельник 14 августа двухтысячного года начинались все новостные выпуски российских телеканалов. Уже в течение двух суток атомный подводный ракетоносец "Курск" лежал на дне Баренцева моря в 175 километрах от Мурманска. Потом потребовалось еще 9 дней, чтобы руководство Северного флота огласило официальную версию случившегося: в кормовой части подлодки произошел взрыв экспериментальной перекисно-водородной торпеды проекта 65-76. Сейчас хорошо известно, что один из членов экипажа за неделю до выхода корабля в море написал родственникам: "У нас на борту находится смерть". 12 августа двухтысячного года смерть получила чудовищное воплощение. Незадолго до полудня во время учений в Баренцевом море лодка поднялась на перископную глубину, чтобы произвести торпедный залп по целям условного противника. В 11 часов 28 минут норвежская сейсмическая станция зафиксировала первый взрыв, мощность которого составила от 150 до 200 килограммов в тротиловом эквиваленте. С этого момента начался отсчет трагедии, название которой "Курск".

В начале августа 2000-го в Баренцевом море идут учения. 20 июля на борт загружена практическая пероксидная торпеда 65-76 ПВ. 12 августа за час до полудня через район стрельб «Курска» идет условный противник — «авианосная группа» во главе с атомным крейсером "Петр Великий" по которому К-141 в промежутке 11:40—13:40 должен выпустить практическую торпеду.

В 11:28:26 акустики флагмана Северного флота фиксируют первый взрыв, в 11:30:42 — второй.

Он для норвежских сейсмических станций — небольшое землетрясение. Между взрывами с дифферентом на нос в 40 градусов «Курск» опускается на дно. Глубина в 108 метров для крейсера длиной 154 — смешная. Если поставить его вертикально, треть корпуса будет возвышаться над водой.

В 13:50 в вахтенном журнале на командном пункте Северного флота появляется запись: «В 13:50 начать действовать по худшему сценарию», но лишь спустя 10 часов объявляют боевую тревогу. В 4:38 «Петр Великий» обнаруживает «Курск». Только в 8:33 — спустя почти сутки после аварии — вылетает поисковый самолет. Водолазы раз за разом спускаются на дно — безрезультатно. Крейсер лежит с креном на правый борт, и герметично пристыковаться к комингс-площадке невозможно. За люком 9-го отсека остаются живые люди. Как минимум до 11 утра 14 августа акустики надводных кораблей фиксируют отстукиваемый SOS. Через неделю все-таки попросят помощи у норвежцев. Когда через 30 часов они вскроют люк 9-го отсека, внутри будет вода. Никаких воздушных пузырей, на которые так надеялись родственники.

Версий случившегося будет много. Согласно официальной, первый взрыв — практической торпеды, пришедшей в негодность (из неофициальных версий — экипаж не умел обращаться с ней). Из-за взрыва затапливается водой первый — торпедный — отсек, и лодка опускается на грунт. При столкновении с дном (еще по одной версии — из-за пожара) детонирует весь боекомплект торпед, мгновенно убивая 95 человек — замкнутое пространство лодки становится крематорием с 500-градусной температурой.

Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников и еще 22 человека в воде и без света перемещаются в кормовой 9-й отсек. 27-летний офицер пишет знаменитую записку, благодаря которой становятся известны имена погибших не в результате взрыва и последняя временная отметка: 15:15 (12 августа).

Среди версий гибели «Курска» — атака американскими подлодками «Мемфис» или «Толедо», наблюдавшими за испытаниями торпеды-ракеты «Шквал»: услышав открытие торпедного аппарата К-141 , американец решил, что собираются атаковать его, и сделал это первым (дескать, в условиях потепления отношений с США руководство России решило пожертвовать жизнями 118 человек и не устраивать третью мировую). Из фактов: российские масс-медиа будут снимать исключительно левый борт уже поднятого «Курска». Круглое отверстие с вогнутыми краями на правом борту останется только в кадрах французских документалистов — про торпеду MK48 вспомнят сразу. Вариант этой теории заговора — взрыв российской торпеды 65-76 ПВ из-за контакта с носовыми рулями «Толедо» — то ли случайного, то ли целенаправленного. Была версия и «дружественного огня»: ПКР, вышедшая с «Петра Великого», попала в «Курск».

Год спустя вся страна знает, что такое GIANT 4 (баржа, которая будет транспортировать поднятый крейсер), сколько технологических отверстий будет прорезано в корпусе (26) и зачем огромной пилой под водой отрезают первый отсек (чтобы обезопасить от детонации). «Курск» поднимают голландцы, но кажется, что всем миром.

Президенту Путину будут долго припоминать ухмылку, фразу «она утонула» в интервью Ларри Кингу и то, что отпуск в Сочи он прервал лишь через 5 дней. Путин скажет открытым текстом: «Военных обвинять я бы не стал», хотя было очевидно, что официальные версии о произошедшем с подлодкой менялись одна за другой. Встреча президента с родственниками погибших в Видяево без телекамер, в сердцах сказанное им «нет в стране ни шиша» и признание «на вопросы за мои сто дней я готов ответить, а за те 15 лет я готов сесть с вами на скамейку и задавать их другим» в массовом сознании такого же распространения не получат.

Путин не побоялся приехать к беснующимся людям: «Ну и самоубийца… мы же его на куски порвем», — с таким настроением встречали президента. Страна смотрит на квартиру вдовы командира новейшего атомного крейсера и не верит: на стенах тускло освещенного подъезда облупившаяся краска — в таких подъездах Россия в начале 2000-х и живет. Кортеж президента, едущего в Видяево, возглавляет милицейская пятерка — никаких «черных меринов». ОРТ, принадлежащее Борису Березовскому, который перешел в оппозицию президенту, показывает это все.

Реакция масс-медиа отнюдь не единодушна. «Красная Звезда» 15 августа пишет: «С подводной лодкой установлена связь, имеется контакт с личным составом» (позже — до появления записки Колесникова — официальные лица в один голос будут утверждать: «экипаж погиб в первые часы после аварии»). Синхрон корреспондента НТВ 16 августа: «Иностранная помощь принята Россией только спустя трое суток после того, как ее предложили несколько стран». 17 августа «Известия» подробно описывают сочинский загар президента. В репортаже полный цинизма риторический вопрос: «Рассказывают, Путин сильно переживал — командира „Курска“ он знает (или уже знал?) лично». Первая полоса МК от 21 августа: фото президента Путина на отдыхе в Сочи, министра обороны Сергеева, играющего на бильярде, и главкома ВМФ Куроедова с подписью «Они не тонут».

Адмирал Попов в прямом эфире снимет пилотку и попросит прощения «за то, что не уберег ваших мужиков». В 2001 году покинет пост командующего СФ и станет членом Совфеда. Адмирал флота Владимир Куроедов будет командовать ВМФ до 2005 года. Маршал Сергеев в марте 2001 года подаст в отставку и три года проработает помощником президента. Президент Владимир Путин успешно изберется еще на два срока с перерывом на кресло в Белом доме. Из 118 тел погибших на «Курске» будут опознаны 115.

32 моряка-подводника похоронены в Санкт-Петербурге, на кладбище имени святого Серафима Саровского.

1.

в Мурманске, на смотровой площадке у храма Спаса на Водах

26 августа 2000 года был подписан Указ президента России об увековечении памяти его экипажа. 11 сентября 2000 года одна из горных вершин Центрального Кавказского хребта была названа «Курском» - в честь погибших членов экипажа подводной лодки «Курск».

На гранитном памятнике выгравированы слова: "Не отчаивайтесь!" Они взяты из письма лейтенанта Дмитрия Колесникова, который он написал их в задраенном 9 отсеке затонувшей подводной лодки. там в течение 10 долгих дней ждали помощи 23 спасшихся подводника.

"КУРСК". Письма из бездны...

Кто о смерти скажет нам пару честных слов,
Жаль нет черных ящиков у павших моряков -
Карандаш ломается, холодно, темно,
Капитан Колесников пишет нам письмо.

Нас осталось несколько на холодном дне -
Три отсека взорваны, два еще в огне,
Знаю нет спасения, но, если веришь, жди,
Ты найдешь письмо мое на своей груди.

Курск могилой рваною дернулся, застыл,
На прощание разрубив канаты рваных жил.
Над водою пасмурно, чайки, корабли,
На земле подлодка спит, но как далёко до земли.

После о случившемся долго будут врать,
Расскажет ли комиссия как трудно умирать,
Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо...
Капитан Колесников пишет нам письмо.

Ю. Шевчук

Мистика?

В 1995 г АПЛ "КУРСК" вошла в состав Северного флота России.

Так выглядел знак на спуск АПЛ. Вглядитесь внимательно в детали знака.
Герб города Курска, на фоне которого,- три летящие вверх куропатки...
Безобидные птахи, ну и что? Тем паче - герб, подшефного лодке, города...
Но, у моряков всего мира, издревле, свои традиции,законы и приметы...
М и с т и к а... Но на морском языке, улетающие в небеса птицы, это души
погибших моряков. А ведь такой герб красовался на рубке подлодки...
В центре знака,как и положено, развевается Андреевский флаг... а по бокам-
приспущенный флаг России... А ведь это только 1994 год...

https://defendingrussia.ru/a/podlodka_k_141_kursk-3457/

http://www.svoboda.org/a/24674230.html

На фото Дмитрий Колесников

Как следует из отчёта водолазных работ, ведущегося нашими водолазами, 25 октября в нём есть такая запись: « При проведении осмотра у одного из неопознанных трупов были гобнаружены два листа бумаги формата А-4». Эти листы были, вероятно, вырваны из какого-то журнала, потому что на них были исполненные типографским шрифтом таблицы под заголовком «Раздел 4. Замечания проверяющих», а в правом верхнем углу лицевой стороны исполненные от руки ручкой синего цвета записи нумерации: «67» и «69» соответственно. Так принято на лодках, что все листы эксплуатационных, вахтенных журналов, и не только секретных, пронумерованы подобным образом, прошнурованы и скреплены корабельной печатью для пакетов.

На лицевой стороне листа с №66 есть рукописный текст следующего содержания:
«Список л/с 6,7,8,9 отс., находящихся в 9-м отсеке после аварии 12.08.2000г.» И ниже этой записи идёт пронумерованный с 1 по 23 перечень фамилий. Начинается он со строки: «1, 5-6-31 – Майнагашев» и заканчивается строкой: «23. 5-88-21 – Неустроев». Справа от фамилий имеется два столбца. В первом сверху написано 13.34, и затем напротив каждой фамилии проставлен знак «+». Во втором столбце сверху не удалось разобрать время, нет и плюсов напротив фамилий, только напротив фамилий: Кубиков, Кузнецов, Аникеев, Козадёров, матрос Борисов и мичман Борисов, Неустроев имеется знак в виде галочки. Ниже перечня фамилий запись: «13.58 (стрелка вверх) Р 7 отс». Больше на этом листе под номером 66 записей нет.

На оборотной стороне листа под №69 имеется запись следующего содержания:
«13.15. Весь личный состав из 6, 7 и 8 отсеков перешел в 9. Нас здесь 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием угарного газа. Давление повышается. Кончаются регенаративные патроны. При выходе на поверхность не выдержим декомпрессии. Не хватает ремней на индивидуальных дыхательных аппаратах. Отсутствуют карабины на стопорах. Протянем ещё не более суток».

Потом ещё одна запись: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».

Удалось установить по данному списку, кто был в 9-м отсеке:
1. Главный старшина контрактной службы Майнагашев В.В., 6-й отсек.
2. Матрос Коркин А.А., 6 отсек.
3. Капитан-лейтенант Аряпов Р.Р., 6 отсек.
4. Мичман Ишмурадов Ф.М., 7 отсек.
5. Матрос Налётов И.Е., 7 отсек.
6. Старшина 2 статьи контрактной службы Садовой В.С., 7 отсек.
7. Матрос Сидюхин В.Ю., 7 отсек.
8. Матрос Некрасов А.Н., 7 отсек.
9. Матрос Мартынов Р.В., 7 отсек.
10. Старшина 2 статьи контрактной службы Геслер Р.А., 8 отсек.
11. Матрос Кубиков Р.В., 8 отсек.
12. Старший мичман Кузнецов В.В., 8 отсек.
13. Старшина 2 статьи контрактной службы Аникеев Р.В., 8 отсек.
14. Старший мичман Козадёров В.В., 8 отсек.
15. Матрос Борисов Ю.А., 8 отсек.
16. Старший мичман Борисов А.М., 8 отсек.
17. Капитан-лейтенант Колесников Д.Р., 7 отсек.
18. Капитан-лейтенант Садиленко С.В., 8 отсек.
19. Старший лейтенант Бражкин А.В., 9 отсек.
20. Мичман Бочков М.А., 9 отсек.
21. Старшина 2 статьи контрактной службы Леонов Д.А., 9 отсек.
22. Старшина 1 статьи контрактной службы Зубайдулин Р.Р., 7 отсек.
23. Главный корабельный старшина контрактной службы Неустроев А.В., 8 отсек.

Записка стала объектом пристального интереса. Сообщения о «новых» и «ранее неизвестных» частях записки будоражили публику, подогревая праздный, в общем-то, интерес к этому аспекту трагедии. Праздный, потому что сразу было понятно: человеку, находящемуся в 9-м, наиболее удаленном от места аварии отсеке лодки, не может быть ничего известно о причине аварии. Максимум, что можно понять, находясь там, что произошло несколько взрывов.
Записка не содержит фактов, которые «открывали бы тайну» произошедшего на «Курске». То, что она не публикуется, вызвано двумя понятными причинами.

Во-первых, она находится в материалах следствия, разглашение которых незаконно.
Во-вторых, записка, как это и было сказано главкомом ВМФ с самого начала, на встрече с жёнами моряков в Видяево, помимо того, что говорит о количестве личного состава в отсеке, носит ещё и сугубо личный характер, так как в ней есть слова, обращённые к жене, и с этой точки зрения ее обнародование - из каких бы то ни было соображений - являлось бы безнравственным. Родственники подводников и без того являются объектом ажиотажного интереса. Итак, записка не содержит никаких тайн - это сугубо частный документ, письмо жене, письмо исключительно личного характера.

Через 9 месяцев, 16 июля 2001 года, перед этапом подготовки «Курска» к подъёму, главный водолазный врач ВМФ полковник медицинской службы Сергей Никонов, рассказал, про эту записку: «Опять же записка, она ведь опубликована практически полностью. Там нет ни одного слова упущенного. Поверьте мне, пожалуйста, вы увидите это, когда действительно будет возможность в этом убедиться, может быть, фотография ее будет опубликована или еще что-то. Ни одного слова не упущено из нее. То, что в этой записке прозвучало, - это та информация, которая касается всех. А дальше личное, для жены. Это буквально одна строка. Она действительно сугубо личного характера, в ней нет никакой информации, позволяющей о чем-то судить, о каких-то причинах или о том, что там творилось в лодке, там вообще ничего такого нет. В той части, в которой она прозвучала, это повлияло очень серьезно на характер водолазных работ. Стало ясно, что ребята были сконцентрированы в 9 отсеке, а значит, нечего искать в других отсеках, значит, не надо больше в другие отсеки лезть, резать, а это достаточно большая работа. Записка Колесникова, она не просто сузила, она серьезно облегчила работу. Мы бы изрезали всю лодку, а тут мы сконцентрировались на 9 отсеке, и, в общем-то, стало ясно, что если стоит задача - подъем тел, то в другие отсеки лезть нечего».
Спустя год после гибли «Курска» промощника Президента РФ Сергея Ястржембского спросили: «Когда будет полностью опубликована записка Колесникова?» Он ответил: «Сроки опубликования записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова определяются следственными органами. Только Главная Военная Прокуратура определит этот срок».

Жена Дмитрия Колесникова, Ольга, свадьбу с которой они сыграли за 4 месяца до гибели «Курска», так говорила про эту записку: «Записку я видела, но мне её не отдали. Отдали ксерокопию того, что было посвящено мне, это его завещание мне. Записку не отдали потому, что на обратной стороне её были записаны фамилии 22 человек, которые были с ним в отсеке. Не дали потому, что не всех их подняли, и не хотели разглашать для родственников, кто ещё был в отсеке. Мне сказали, что записку я получу тогда, когда будет закрыто уголовное дело. Но правду мы никогда не узнаем, так как дело будет бессмертным».

Ещё она рассказала, что они часто подкладывали друг другу короткие записки, которые потом невольно попадались им в различных неожиданных ситуациях. Например, она могла положить ему в носок бумажку со словами: «Я тебя люблю!». Он мог в ванной написать тоже самое, или в сахарницу положить записку. За несколько дней до гибели он написал ей четверостишие. Она говорит, что в это время они были слишком счастливы, и он не мог написать такие слова, но почему-то написал их. Вот они:

А когда час придёт умирать,
Хотя мысли такие гоню,
Мне придётся тогда прошептать:
«Родная, тебя я люблю!»

Кратко промелькнула в кадре в её руках копия записки, было видно, что в ней список личного состава, оказавшегося в отсеке, и даже напротив каждой фамилии стоит знак +, так обычно у военных отмечают присутствие людей при их перекличке. Рядом были ещё сделаны столбцы для дальнейших перекличек. Но она, эта поверка в 9 отсеке оказалась для всех последней.

А содержание записки жене стало известно, она сама потом показывала её копию, на которой можно было прочесть: «Олечка, я тебя люблю, не переживай сильно.
Г.В. привет. Моим привет. (Подпись в виде нечитаемого росчерка).
1 ноября жена, родители Дмитрия Колесникова на самолете авиации флота улетели из Североморска. Они увезли с собой тело капитан-лейтенанта. Похороны геройски погибшего командира турбинной группы дивизиона движения АПКР «Курск» Дмитрия Колесникова состоятся в четверг на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

В сентябре 2001 года одному из тележурналистов показали в прокуратуре 77 томов уголовного дела по гибели «Курска», и следователь открыл один из томов, в котором сразу перед камерой возникла подлинная записка. Несколько секунд мелькнула она на экране, но было видно, как менялся почерк Дмитрия Колесникова, когда в отсеке уже было мало кислорода, когда каждая буква доставалась с трудом.

, СССР

Дми́трий Рома́нович Коле́сников ( -) - российский офицер-подводник, капитан-лейтенант ВМФ , командир турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК) К-141 «Курск» ; погиб в составе экипажа «Курска», автор записки Дмитрия Колесникова .

Биография

Полный текст записки, адресованный жене:

Ольга! я тебя люблю,

не переживай сильно.

Г.ь. привет. Моим привет.

12 08 2000 15.15.

Здесь темно писать,но

наощупь попробую

шансов похоже нет, % 10-20

будем надеяться,

что кто-нибудь прочитает.

Здесь список л/с отсеков, которые

находятся в 9-м и будут

пытаться выйти.

Всем привет, отчаиваться

Колесников

Оценки и значение записки

Записка опровергла официальную версию, что весь экипаж «Курска» погиб 12 августа из-за взрыва . В то же время, по мнению следствия, записка не может помочь определить причины трагедии, потому что все упомянутые в ней члены экипажа были из отсеков с 6 по 9, то есть вряд ли могли точно что-то знать о произошедшем в первом отсеке . В фильме «Курск. Подводная лодка в мутной воде» упомянуто, что в СМИ показана только часть записки (см. Записка Колесникова), а другие страницы были засекречены.

В 2001 году, перед подготовкой «Курска» к подъёму, главный водолазный врач ВМФ полковник медицинской службы Сергей Никонов рассказывал:

Примечания

  1. Черкашин Н. А. Унесённые бездной. Гибель «Курска». - 2001. (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 16 августа 2012.

А. Хорошевский. Вступительная статья

Г оловнины – род древний. Не Рюриковичи конечно, но генеалогическое древо в полтора столетия – тоже немало. Первым из фамилии в исторических документах значился «служилый человек» Игнатий Головнин. За особые военные заслуги ему был пожалован герб и вотчина. Впрочем, древний-то древний, но обедневший и, как говорится, без претензий. «Дворянствовали» себе потихоньку в Гулынках – старом селе в Рязанской губернии. Здесь и появился 8 (19) апреля 1776 г. первенец Михаила Васильевича и Александры Ивановны (урожденной Вердеревской), нарекли которого Василием.

Для таких мелкопоместных дворянских отпрысков, как Вася Головнин, судьба была расписана едва ли не до рождения. Дед и отец служили в гвардейском Преображенском полку, туда же в шесть лет был записан сержантом и Василий. Далее, как виделось Михаилу Васильевичу, по накатанной: нужно сыну пройти чины, дослужиться до майора, выйти в почетную отставку и обосноваться в родных Гулынках.



Не сложилось. Отец и мать умерли рано, а родственники-опекуны рассудили, что пойдет сирота (мнения которого за малостью лет никто не спрашивал) по морской части. Резон был простой: гвардия требовала денег. У Василия их не было, родственники же тратиться на недоросля не хотели. В Морском же кадетском корпусе, куда определили юношу в 1788 г., все было попроще.

Корпус, основанный в 1752 г. и в 1771-м переведенный из Санкт-Петербурга в Кронштадт, знавал лучшие времена. Помещения, где жили и учились кадеты, обветшали, снабжение, и без того не аховое, усугублялось традиционным российским «воруют». Закон сохранения энергии и снабжения из государственной казны работал здесь на сто процентов: если где-то прибывает, то где-то обязательно убывает. Прибывало в карманах каптенармусов и, чего греха таить, высшего начальства, убывало же в желудках кадетов, которым, чтобы обеспечить себе пропитание, нередко приходилось «пользоваться услугами» соседних огородов.

Тем не менее, свою задачу Морской кадетский корпус исправно выполнял – регулярно выпускал партии гардемаринов, многие из которых прославляли Россию во всех концах света и океана. Выучился и Василий Головнин. И сразу же попал на войну. С одной стороны – вот она, жизнь военного моряка: красавец линкор, грозный, но справедливый и всезнающий командир, «дым баталий грозных». А с другой… Это, вообще-то, была самая настоящая война, и на ней вполне по-настоящему могли убить. Ядра и пули – они ведь не разбирают, кто перед ними: старый морской волк, для которого смерть в бою – почетней и милее, чем в кровати от немощей и болезней, или четырнадцатилетний гардемарин, который жизнь по-настоящему еще не повидал.

Воевали родственники. Государственные мужи и историки, наверное, хорошо знали, что не поделили между собой двоюродные брат и сестра – шведский король Густав III и российская императрица Екатерина II, но гардемарину 66-пушечного линейного корабля флота Ее Величества «Не тронь меня» Василию Головнину рассуждать об этом было не положено.

Сразу же после поступления в корпус, Головнин начал вести «Записную книжку» – примечательный документ, в который он скрупулезно заносил все события, произошедшие с ним во время службы с 1788 по 1817 г. По поводу своего пребывания на войне со шведами Василий предельно лаконичен: «Участвовал в троекратном сражении», имея в виду два боя у Красной Горки 23 и 24 мая 1790 г., окончившиеся без явного перевеса одной из сторон, и Выборгское сражение 22 июня, в котором русский флот одержал победу. Уже с юности проявляется характер Головнина – скромный, без выпячивания своих заслуг и талантов. Ведь не только участвовал, но получил боевую медаль. А это значит – не отсиживался в трюме, проявил себя, несмотря на «сухопутное» происхождение, как настоящий моряк.


* * *

Закончить обучение в Морском корпусе Василий должен был в 1792 г. На выпускных экзаменах он был вторым по числу набранных баллов среди всего выпуска. Но товарищи стали мичманами, а его сделали «второгодником». Причина – малый возраст гардемарина Головнина: ему не стукнуло еще и семнадцати. Вот она, справедливость: на войну в четырнадцать – пожалуйста, а выпустить способного ученика и позволить ему надеть мичманский мундир – мал еще.

И снова Василий проявил не по годам крепкий характер. Моряку, конечно, не положено плакать, но обидно было до слез. Однако не раскис, пережил и, раз уж так получилось, с упорством продолжил учиться дальше. Этот дополнительный год дал Головнину едва ли не больше, чем предыдущие четыре. Он взялся за физику, словесность, английский язык – уступавший в те времена в «модности» французскому, но, как оказалось, очень пригодившийся в дальнейшей службе. И тогда же, в последний год в корпусе, поглощая одну за другой книги о дальних странствиях, Василий загорелся путешествиями.

В январе 1793 г. состоялось наконец-то долгожданное производство Головнина в мичманы. В имении, в Гулынках, дела шли неважно, надо бы заняться хозяйством, но обязанностям помещика Василий предпочитает морские походы. Он добился назначения на транспорт, на котором в Стокгольм, теперь уже дружественный, направлялось русское посольство. В 1795–1796 гг. служил на кораблях «Рафаил» и «Пимен», в составе эскадры вице-адмирала П. И. Ханыкова, противодействовавшей французам в Северном море. А в апреле 1798 г. Василий Головнин назначен флаг-офицером на эскадру контр-адмирала М. К. Макарова, младшего флагмана вице-адмирала Ханыкова.

Это уже серьезная должность, «прямой помощник командующего», как было сказано во флотских наставлениях. Часто на нее назначали «своих», по протекции. У Головнина протекции не было, но Михаил Кондратьевич Макаров и без нее приметил энергичного и любознательного офицера. И не ошибся. «Поведения весьма хорошего, должность свою знает хорошо и исполняет оную с ревностным усердием к службе, – писал в 1801 г. Макаров о Головнине, который тогда уже стал лейтенантом. – А сверх того, по знанию его английского языка, был употреблен к переводу английских сигналов и прочих дел… Потому долгом поставляю рекомендовать его достойным к повышению чина и впредь в команде моей иметь желаю».

Вопреки желанию контр-адмирала Макарова, под его началом Головнин служил недолго. В июне 1802 г. он в числе двенадцати лучших молодых офицеров российского флота был отправлен в Англию – совершенствоваться, изучать, перенимать опыт. Тогда такие командировки продолжались не месяцы – годы. Повидать пришлось многое, хотя в своей «Записной книжке» Василий Михайлович был краток: служил на разных английских кораблях, за четыре года на семи, плавал в разных морях. В эти годы Британия соперничала с Францией за господство на море, Головнину довелось участвовать в боевых действиях англичан в Средиземном море и Вест-Индии, служить под началом прославленных адмиралов Корнваллиса, Нельсона, Коллингвуда. Последние двое оставили похвальные аттестации русскому моряку. Немалая честь, между прочим, но Головнин верен себе – в его записках об этом ни слова.

В начале августа 1806 г. Василий Михайлович вернулся в Кронштадт. Через двадцать дней лейтенант Головнин получил под свое командование первый корабль – «Диану». На первый взгляд, судно невзрачное – трехмачтовый шлюп, переделанный из обычного транспорта-лесовоза, шестьдесят человек экипажа, двадцать две пушки. Но «Диана» была предназначена не для баталий.

Буквально за несколько дней до возвращения Головнина из Англии, в кронштадтском порту пришвартовались «Надежда» и «Нева» – корабли, на которых Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский совершили первую в истории российского флота кругосветную экспедицию. Головнин и его «Диана» должны были продолжить начатое. Правительство решило направить шлюп в кругосветную экспедицию, главной целью которой были географические открытия в северной части Тихого океана. Попутно «Диана» должна была доставить грузы в Охотск, в те годы – главный порт России на ее восточных окраинах.



Без малого год Головнин, его заместитель Петр Рикорд, с которым Василия Михайловича связывала многолетняя дружба, и тщательно отобранный самим капитаном экипаж готовили «Диану» к дальним странствиям. Помимо этого, Головнин обрабатывал материалы командировки в Англию (результатом стала книга «Сравнительные замечания о состоянии английского и русского флотов») и, по заданию морского министерства, занимался составлением Свода военных и морских сигналов для дневного и ночного времени, который использовался в русском флоте более четверти века.

25 июля 1807 г. «Диана» снялась с якоря. То, что путешествие будет непростым, стало ясно буквально с первых же пройденных миль: в восточной части Финского залива корабль попал в шторм, с грозой, какую Головнину до сих пор не доводилось видеть в других морях.

Первую остановку сделали 7 августа в Копенгагене. Здесь русских моряков ждали недобрые вести, ставшие, как оказалось, предвестниками будущих бед. Обстановка в столице Дании была напряженной. Во времена наполеоновских войн Дания, во многом из-за враждебных действий британского флота, приняла сторону Франции. Заключив союз с Наполеоном, Дания готовилась присоединиться к континентальной блокаде Британии. Но англичане упредили противника и 16 августа высадили десант на датский берег. Поскольку Датское королевство было в ту пору союзником России на Балтике, это вызвало недовольство российского правительства и привело к обострению отношений уже между Петербургом и Лондоном.

«Диана» успела покинуть Копенгаген до того, как началась англо-датская война. Но ведь держала путь она к британским берегам. Прибыв в Портсмут, Василий Михайлович сразу понял, что обстановка накаляется. По договоренности с английским правительством, торговый департамент должен был снабдить русский корабль необходимыми припасами. Однако от Головнина потребовали уплаты пошлины, которая взималась с торговых судов, хотя «Диана» значилась как военный корабль. Потребовалось вмешательство российского консула, чтобы разрешить эту ситуацию.

Василий Михайлович чувствовал, чем может обернуться «непонимание» между двумя странами, и потому решил подстраховаться. Пока его «Диана» стояла в Портсмуте, он отправился в Лондон – выхлопотать специальное разрешение британского правительства на проведение научных изысканий в колониальных водах империи. В столице в какой-то момент показалось, что его опасения напрасны – он узнал, что в Портсмут вот-вот должна прибыть с дружественным (!) визитом эскадра адмирала Сенявина. Но нужную бумагу все-таки получил.

К концу октября все формальности были улажены, и 31-го числа «Диана» вышла из Портсмута. Два месяца шлюп пересекал Атлантический океан. 2 января 1808 году на горизонте показалась земля – знакомство с Южной Америкой для русских моряков началось с небольшого бразильского острова Святой Екатерины. После десятидневной стоянки капитану нужно было принимать решение – как идти дальше. Варианта два: обойти вокруг мыса Горн или же взять курс на Африку, обойти мыс Доброй Надежды и через Индийский океан выйти в Тихий. Первый путь короче, однако «Диана», быстротой хода не отличавшаяся, раньше марта до мыса Горн не доберется. А это значит, что высока вероятность стать «заложником» сильнейших западных ветров. И Головнин решил изменить маршрут, повернув к мысу Доброй Надежды.


* * *

Переход к берегам Африканского континента прошел благополучно, погода благоприятствовала русским морякам. 18 апреля Василий Михайлович отметил в «Записной книжке»: «В 6 часов, вдруг открылся нам, прямо впереди у нас, берег мыса Доброй Надежды… Едва ли можно вообразить великолепнее картину, как вид сего берега, в каком он нам представился. Небо над ним было совершенно чисто, и ни на высокой Столовой горе, ни на других ее окружающих ни одного облака не было видно. Лучи восходящего из-за гор солнца, разливая красноватый цвет в воздухе, изображали или, лучше сказать, отливали отменно все покаты, крутизны и небольшие возвышения и неровности, находящиеся на вершинах гор».

Василий Михайлович, как и любой моряк, был доволен – долгий переход закончен, есть время и возможность отдохнуть, насладиться окружающей красотой. В бухте Саймонстаун, в принадлежавшей Великобритании Капской колонии, где бросила якорь «Диана», стояла английская эскадра. Туда, на флагманский корабль «Резонабль», Головнин отправил с обязательным визитом вежливости своего заместителя.

Время шло, а Рикорд не возвращался. Наконец показалась шлюпка, но вместо Рикорда на борт «Дианы» поднялся британский лейтенант. Учтиво, но очень холодно он сообщил: две империи, Британская и Российская, находятся в состоянии войны.

Что же случилось за то время, пока «Диана» плыла от Южной Америки к берегам Африки? Не вдаваясь в подробности и не расставляя оценки по принципу «кто прав и кто виноват», отметим главное. Потерпев поражение в кампаниях 1806 и 1807 гг., Александр I был вынужден начать переговоры с Наполеоном. 25 июня в Тильзите (ныне – Советск Калининградской области) состоялась встреча двух императоров, по результатам которой был подписан мир между Россией и Пруссией с одной стороной и Францией с другой. Российская империя присоединилась к континентальной блокаде Великобритании, а после того, как 7 ноября 1807 г. англичане захватили Копенгаген, начались боевые действия.